Лабораторная работа — Основные элементы шасси, классификация и конструктивные особенности трансмиссий. Трансмиссии мини-тракторов. гидрообъемные трансмиссии

Лабораторная работа — Основные элементы шасси, классификация и конструктивные особенности трансмиссий. Трансмиссии мини-тракторов. гидрообъемные трансмиссии

Сопротивление движению тракторного агрегата и автомобиля изменяется непрерывно и в широких пределах. Это объясняется колебаниями удельного сопротивления почвы, загрузки рабочих органов машин, сопротивлений качению колес и сцепления их с грунтом или дорогой, возникающими на пути движения, подъемами и уклонами и т.д. Соответственно требуется изменять вращающий момент, подводимый к ведущим колесам (звездочкам) как для преодоления возросших сопротивлений, так и для более полного использования мощности двигателя, получения высокой производительности при наименьшем расходе топлива.

Рисунок. Схемы трансмиссий: а – автомобиля с колесной формулой 4х2; 1 – сцепление; 2 – коробка передач; 3 – карданная передача; 4 – главная передача; 5 – дифференциал; 6 – полуось; б – колесного трактора; в – гусеничного трактора: 1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка передач; 4 – главная (центральная) передача; 5 – задний мост; 6 – дифференциал у колесных тракторов и конечные передачи у гусеничных тракторов; 7 – ведущее колесо (гусеница); 8 – направляющее колесо; 9 – бортовые фрикционы или планетарный механизм поворота.

Трансмиссия служит для передачи вращающего момента двигателя ведущим колесам трактора (автомобиля), а также части мощности двигателя агрегатируемой с трактором машине. При помощи трансмиссии можно изменить вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по значению и направлению.

К трансмиссии предъявляют следующие требования:

  • высокий КПД
  • возможность индивидуального регулирования частоты вращения колес
  • низкая металлоемкость
  • высокая надежность
  • возможность привода агрегатов с большим относительным перемещением
  • независимость размещения силовой установки
  • возможность деления мощности
  • применение группового и индивидуального приводов ходовых систем
  • приспособленность к колебаниям тяговых нагрузок
  • способность передавать мощность на значительные расстояния
  • широкий диапазон регулирования силовых и скоростных параметров

По способу изменения вращающего момента различают ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные трансмиссии.

Ступенчатые трансмиссии состоят из зубчатых колес различных типов. В этой трансмиссии при переходе от одного режима работы к другому вращающий момент меняется через интервалы, кратные передаточным числам, поэтому она получила название ступенчатой. При наличии ступенчатой трансмиссии на некоторых режимах невозможно полностью использовать мощность двигателя.

Бесступенчатые трансмиссии обеспечивают непрерывность и автоматичность процесса изменения вращающего момента, чем выгодно отличаются от ступенчатых. Вместе с тем им свойственны некоторые недостатки:

  • сложность конструкции
  • более низкий КПД

Различают фрикционные (механические), электрические и гидравлические бесступенчатые трансмиссии. Гидравлические передачи делят на гидродинамические и гидрообъемные.

Минский тракторный завод разработал инновационный трактор “Беларус-3023” с бесступенчатой электромеханической трансмиссией.

Комбинированные трансмиссии представляют собой сочетание одной из бесступенчатых передач со ступенчатой передачей, имеющей вспомогательное значение. Это позволяет расширить диапазон изменения вращающего момента на движителях и одновременно сохранить основные преимущества бесступенчатой передачи. Комбинированная трансмиссия, у которой в качестве одной из сборочных единиц применяют гидродинамическую передачу, называется гидромеханической. Такая трансмиссия применена в тракторе ДТ-175С.

Универсально-пропашные тракторы МТЗ («Беларус») средних тяговых классов (МТЗ-80/82, 900-я, 1000-я, 1200-я и 1500-я серии) в своей основе имеют общую концепцию и одинаковое устройство систем. Это в полной мере относится и к трансмиссии — о ее устройстве и о наиболее важных частях читайте в данной статье.

Общий взгляд на трансмиссию минских тракторов

В тракторах МТЗ, начиная со спроектированных в 1949 году моделей МТЗ-1 и МТЗ-2, используются оригинальные технические решения, направленные на упрощение конструкции и максимально эффективное использование пространства. Одно из таких решений — отказ от сплошной рамы в пользу полурамы и коробчатого остова, который выступает в роли картеров для агрегатов трансмиссии.

Данная конструкция характерна для моделей МТЗ-50/52 и их глубокой современной модернизации серии Беларус-500, МТЗ-80/82 и серии Беларус-80/82, а также современных тракторов «Беларус» 900-й, 1000-й, 1200-й, 1500-й серий. Концепция несущего остова из картеров трансмиссии полностью оправдала себя и в будущем вряд ли потеряет свою актуальность.

Трансмиссия заднеприводных тракторов указанных модельных рядов состоит из следующих компонентов:

  • Сцепление — сухое, фрикционное, постоянно замкнутое, на тракторах МТЗ-50/52, 80/82 и других — обычное однодисковое, на современных тракторах 1200-й и 1500 серий — двухдисковое, прижим дисков обеспечивается периферийными цилиндрическими пружинами через рычаги и выжимной подшипник. Также в сцеплении предусмотрен тормозок, который обеспечивает торможение ведомого вала при выключении сцепления — это облегчает переключение передач и продлевает ресурс всего агрегата;
  • Понижающий редуктор — двухступенчатый редуктор, удваивающий количество передач. Наиболее часто редуктор имеет передаточное отношение 1,34;
  • Редуктор привода заднего вала отбора мощности — двухступенчатый, с фиксированными скоростями 540 (или 545) и 1000 об/мин. Так как необходимость переключения скорости вращения ВОМ возникает нечасто, эта операция осуществляется гаечным ключом.

Важно отметить, что сцепление, понижающий редуктор и редуктор привода заднего ВОМ размещены в одном сухом картере, который устанавливается сразу же за двигателем. Этот картер является одной из несущих частей остова трактора. В актуальных моделях тракторов МТЗ на этом картере располагается и масляный насос системы гидравлического управления трансмиссией.

  • Коробка передач — механическая (с ручным управлением), наиболее часто используются коробки с 9-ю передачами переднего хода и 2-мя передачами заднего хода (с понижающим редуктором количество передач удваивается до 18 вперед и 4 назад), также применяются коробки с 8-ю передачами переднего и 4-мя передачами заднего хода (с понижающим редуктором 16 и 8 соответственно). КПП находится в своем картере, который крепится к картеру сцепления и составляет часть несущего остова трактора;
  • Ходоуменьшитель — специальный редуктор с передаточным числом 7,104, обеспечивающий движение вперед со скоростью 0,27-0,6 км/ч (только на 1-й и 2-й передачах) и назад со скоростью 0,6-1,3 км/ч. Агрегат располагается в своем картере, который крепится на коробку передач с левой стороны;
  • Задний мост — образован из конических шестерен главной передачи, дифференциала (его корпус имеет болтовое соединение с ведомой шестерней ГП) и двух бортовых передач. Все детали располагаются в своем картере, соединенном с картером КПП, и составляющим часть остова трактора. Важно отметить, что в заднем мосте также расположены детали тормозной системы трактора — это система дисков, которые при сжатии обеспечивают торможение осей главной передачи. Диски с механизмом привода расположены по бокам коробки и закрыты кожухами.

В тракторах с полным приводом (МТЗ-52, 82, модификации 4К4 актуальных моделей) предусмотрены дополнительные компоненты трансмиссии:

  • Раздаточная коробка — одноступенчатый редуктор, обеспечивающий отбор крутящего момента от КПП и направление его на передний ведущий мост (ПВМ). Раздатка заключена в собственный картер, который крепится с правой стороны на КПП. Передача момента осуществляется через муфту свободного хода, управление муфтой в ранних моделях тракторов МТЗ — механическое (с помощью тяги из кабины), в актуальных моделях — гидравлическое (кнопки на распределительном щитке в кабине);
  • Карданный вал — составной, с промежуточной опорой, обеспечивает передачу крутящего момента от раздаточной коробки. Промежуточная опора оснащается фрикционной предохранительной муфтой, которая предотвращает поломку редуктора переднего моста при пробуксовке задних колес;
  • ПВМ — портального типа с регулируемой колеей, ГП и дифференциал (самоблокирующийся) расположены в балке моста, колесные редукторы (одновременно выступающие в роли ШРУСов) расположены в наклонных кожухах по бокам балки и в крышке редуктора в колесе. Также в боковых кожухах устанавливаются пружины подвески.

О некоторых агрегатах трансмиссии тракторов МТЗ следует рассказать подробнее.


К атегория:

Тракторы


Механизмы трансмиссии трактора и их назначение


В том случае, если трансмиссия состоит только из одних механизмов с шестернями, она называется механической трансмиссией. Если же в состав трансмиссии входят механизмы с шестернями и гидродинамические преобразователи (гидротрансформатор, устройство его будет описано ниже), она называется гидромеханической трансмиссией.


Рис. 62. Схемы трансмиссий:
а, б, в, г, д - типы; 1 - конечная передача; 2- дифференциал; 3 - сцепление; 4 - коробка передач; 5 - главная передача; 6 - промежуточное соединение; 7-механизмы поворота; 8, 9- специальные механизмы; Ю - карданные валы.

Механическая трансмиссия устанавливается на большинстве тракторов, что объясняется ее относительно простым устройством и надежностью в работе.

Механическую трансмиссию составляют следующие механизмы.

Сцепление (рис. 62, а, б, в, г, д) -- механизм, передающий крутящий момент от двигателя и позволяющий кратковременно отъединять двигатель от остальных механизмов трансмиссии и вновь его плавно соединять.

Промежуточное соединение 6 предназначено для передачи вращения от вала сцепления к другим механизмам трансмиссии, даже в том случае, если оси валов этих механизмов имеют некоторую несоосность с валом сцепления, появившуюся в результате недостаточно точной сборки трактора, деформации или износа деталей несущей системы трактора.

Коробка передач - агрегат, преобразующий крутящий момент по величине и направлению, т. е. коробка передач позволяет изменять передаточное число трансмиссии, в результате чего меняется скорость движения трактора и его тяговое усилие. Коробка передач позволяет также изменять направление движения трактора, а в некоторых конструкциях, кроме того, и осуществлять его плавный поворот. Наконец, при помощи коробки можно отъединить вал, передающий вращение от двигателя на ведущие колеса, на любое по продолжительности время.

Главная передача - механизм, который уменьшает частоту вращения валов, передающих вращение, и увеличивает крутящий момент. С помощью главной передачи вращение передается также с продольно расположенных валов на поперечные, т. е. происходит разделение потока мощности, идущего от двигателя, на каждое из ведущих колес.

Дифференциал - механизм, распределяющий подводимый к нему крутящий момент между выходными валами и позволяющий им, а следовательно, и колесам вращаться с разной частотой, что необходимо при поворотах трактора. Дифференциал устанавливают только на колесных тракторах.

Конечные передачи понижают частоту вращения и увеличивают передаваемый крутящий момент.

Механизм поворота служит для поворота гусеничного трактора, а также для передачи крутящего момента от главной к конечной передаче.

Специальные механизмы не всегда устанавливают на трактор. В их число входят увеличители крутящего момента, ходоуменьшители, раздаточные коробки и др.

Карданная передача - устройство, состоящее из одного или двух карданных валов и шарниров, предназначенных для передачи крутящего момента между агрегатами трансмиссии, оси валов которых несоосны или приобретают несоосность во время работы.

К атегория: - Тракторы

Полезная модель относится к транспортным средствам, в частности, к трансмиссиям гусеничных тракторов. Трансмиссия гусеничного трактора, включает силовой привод, муфту сцепления, раздаточную коробку с гидронасосом, коробку передач, механизм поворота дифференциального типа, выполненный в отдельном корпусе и имеющий два выходных вала, на которых установлены тормоза и которые соединены карданными валами с конечными передачами. Механизм поворота состоит из двух суммирующих планетарных механизмов, ведущие элементы (эпициклические шестерни) которых соединены с выходным валом коробки передач, а ведомые элементы жестко соединены с выходными валами, регулирующие элементы (солнечные шестерни) соединены с возможностью разъединения с гидродвигателем таким образом, что они вращаются в разные стороны. При этом гидродвигатель гидравлически соединен с гидронасосом.

Полезная модель относится к трансмиссии транспортных средств, преимущественно, к гусеничным тракторам.

Недостатком известной трансмиссии является ее конструктивная сложность.

Известна также трансмиссия колесного трактора «Беларус» МТЗ-80, содержащая кинематически соединенные силовой привод, раздаточную коробку с гидронасосом, коробку передач, главную передачу с дифференциалом, конечные передачи и тормоза. «Каталог деталей тракторов «Беларусь» МТЗ-100 и др. Минск, «Ураджай», 1988 г. рис.130.

Недостатком этой трансмиссии является невозможность обеспечения бесступенчатого радиуса поворота для гусеничных тракторов и большие энергозатраты на поворот.

В основу предлагаемого технического решения положена задача создания трансмиссии для гусеничного трактора, выполненной на базе основных узлов колесного трактора и обеспечивающей бесступенчатый радиус поворота.

Согласно предлагаемому техническому решению достижение поставленной задачи осуществляется тем, что в трансмиссии, содержащей кинематически соединенные силовой привод, раздаточную коробку с гидронасосом, коробку передач, конечные передачи и тормоза, коробка передач дополнительно содержит дифференциальный механизм поворота, включающий установленные в отдельном закрепленном на коробке передач корпусе два суммирующих планетарных ряда, ведущие элементы (эпициклические шестерни) кинематически соединены с выходным валом коробки передач, а выходные валы ведомых элементов (водила) соединены с конечными передачами соответствующего борта, регулирующие элементы (солнечные шестерни) кинематически соединены с возможностью разъединения с жестко закрепленным на корпусе механизма поворота гидродвигателем гидрообъемной передачи таким образом, что они вращаются в разные стороны, а гидродвигатель гидравлически соединен с гидронасосом раздаточной коробки, при этом тормоза установлены на выходных валах механизма поворота.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения являются наличие в кинематической схеме трансмиссии механизма поворота, содержащего установленные в отдельном закрепленном на коробке передач корпусе два суммирующих планетарных ряда, ведущие эпициклические шестерни которых соединены с выходным валом коробки передач, а выходные валы ведомых элементов соединены с конечными передачами соответствующего борта, и регулирующие элементы, кинематически соединенные с возможностью разъединения с выходным валом установленного на корпусе механизма поворота гидродвигателя таким образом, что они вращаются в разные стороны, при этом гидродвигатель гидравлически соединен с гидронасосом раздаточной коробки, а тормоза установлены на выходных валах механизма поворота.

Выполнение механизма поворота в отдельном корпусе и размещение его между коробкой передач и конечными передачами позволяет использовать для

трансмиссии гусеничного трактора основные узлы серийного колесного трактора. Конструкция механизма поворота дифференциального типа с использованием гидрообъемного привода для регулирующего элемента позволяет осуществлять бесступенчатый поворот трактора практически с любым радиусом без разрыва потока мощности, что значительно повышает производительность трактора и снижает утомляемость экипажа. Выполнение тормозов на выходных валах механизма поворота позволяет управлять поворотом трактора при буксировке после разъединения гидродвигателя с регулирующими элементами.

На фигуре изображена кинематическая схема трансмиссии гусеничного трактора.

Трансмиссия гусеничного трактора включает двигатель 1, муфту сцепления 2, раздаточную коробку 3 с регулируемым гидронасосом 4, коробку передач 5, механизм поворота 6,тормоза 7, карданные валы 8, конечные передачи 9 и ведущие звездочки 10. Механизм поворота 6 состоит из закрепленного на коробке передач 5 корпуса 11, в котором установлены два дифференциальных планетарных механизма 12. Эпициклические шестерни 13 планетарных рядов соединены шестернями 14 с шестерней 15, установленной на выходном валу коробки передач 5. Водила 16, являющиеся ведомым элементом планетарных рядов, жестко установлены на выходных валах 17 механизма поворота 6. Солнечные шестерни 18, являющиеся регулирующим элементом, соединены между собой шестернями 19 и с шестерней 20, установленной на валу гидрообъемного двигателя 21 с возможностью осевого перемещения. Гидродвигатель 21 соединен гидроприводами 22 и 23 с гидронасососм 4.

При прямолинейном движении трактора поток мощности поступает от двигателя 1 через муфту 2 на раздаточную коробку 3 для привода гидронасоса 4 и на коробку передач 5, из которой - на механизм поворота 6. В механизме поворота поток мощности раздваивается и в равных значениях поступает на эпициклические шестерни 13 правого и левого дифференциальных

планетарных механизмов 12. В гидрообъемной передаче насос 4 не создает давления и гидродвигатель 21 застопорен, а вместе с ним застопорены солнечные шестерни 18 планетарных механизмов.

Следовательно, выходные валы 17 и ведущие звездочки 10 вращаются с одинаковой скоростью.

Для изменения направления движения трактора поворотом рулевого колеса включается подача рабочей жидкости от гидронасоса 4 к гидродвигателю 21 по гидропроводу 22. При этом мощность от двигателя на механизм поворота передается двумя потоками: один через коробку передач на эпициклы 13 планетарных механизмов, а второй - через гидрообъемную передачу от гидродвигателя 21 через шестерни 20 и 19 на солнечные шестерни 18. Учитывая, что солнечные шестерни 18 вращаются в разные стороны, в одном из планетарных механизмов происходит суммирование скоростей вращения эпицикла и солнечной шестерни на водиле, а во втором - вычитание скоростей на ту же величину. Вследствие этого скорость вращения одного из выходных валов 17 и связанной с ним ведущей звездочки 10 увеличивается, а скорость другой уменьшается на ту же величину. Чем больше поворот рулевого колеса, тем больше рабочей жидкости поступает из насоса в гидродвигатель и тем больше разность в скоростях вращения ведущих звездочек. При этом средняя скорость движения трактора не уменьшается и не происходит разрыва потока передаваемой мощности, что очень важно для трактора.

При повороте рулевого колеса в другую сторону рабочая жидкость подается от насоса по гидроприводу 23 и гидродвигатель вращается в противоположную сторону, обеспечивая необходимое изменение направления движения трактора.

При буксировке трактора шестерня 20 выводится из зацепления с шестернями 19, а поворот трактора осуществляется торможением одного из выходных валов 17.

Трансмиссия гусеничного трактора, содержащая кинематически соединенные силовой привод, раздаточную коробку с гидронасосом, коробку передач, конечные передачи и тормоза, отличающаяся тем, что коробка передач дополнительно снабжена дифференциальным механизмом поворота, включающим установленные в отдельном закрепленном на коробке передач корпусе два суммирующих планетарных ряда, ведущие элементы которых кинематически соединены с выходным валом коробки передач, а выходные валы ведомых элементов соединены с конечными передачами соответствующего борта, и регулирующие элементы, кинематически соединенные с возможностью разъединения с жестко закрепленным на корпусе механизма поворота гидродвигателем гидрообъемной передачи таким образом, что они вращаются в разные стороны, при этом гидродвигатель гидравлически соединен с гидронасосом раздаточной коробки, а тормоза установлены на выходных валах механизма поворота.

Трансмиссия в целом представляет собой комплекс устройств для передачи и преобразования энергии от ее источника к потребителю (или потребителям) в удобном для них виде.

Современные трансмиссии можно классифицировать по способу изменения их передаточных чисел на бесступенчатые, ступенчатые и комбинированные.

Б е с с т у п е н ч а т ы е т р а н с м и с с и и позволяют в заданном интервале передаточных чисел иметь любое их значение, вследствие чего работа МТА всегда может быть наиболее производительной и экономичной.

С т у п е н ч а т ы е т р а н с м и с с и и имеют определенные интервалы (ступени) передаточных чисел в пределах которых работа МТА достаточно производительная и экономичная.

К о м б и н и р о в а н н ы е т р а н с м и с с и и отличаются сочетанием интервалов передач, в которых возможно бесступенчатое изменение передаточных чисел.

По способу преобразования крутящего момента их можно классифицировать на механические, гидравлические, электрические и комбинированные.

Б е с с т у п е н ч а т ы е т р а н с м и с с и и по этому признаку подразделяются на м е х а н и ч е с к и е (фрикционно-тороидные, клиноременные и импульсные - инерционные), г и д р а в л и ч е с- к и е (гидродинамические и гидрообъемные), э л е к т р и ч е с к и е (электромеханические).

С т у п е н ч а т а я т р а н с м и с с и я по этому признаку является механической, в которой преобразование крутящего момента происходит в шестеренных редукторах, в одном из которых – к о р о- б к е п е р е д а ч (КП) - производится изменение передаточных чисел, ограниченных числом возможных сочетаний зубчатых пар.

Не зависимо от классификации трансмиссий, они должны соответствовать определенным эксплуатационным и производственным требованиям:

Должны обеспечивать надежную связь с двигателем и отсоединение от него, в зависимости от технологии работы МТА;

- иметь возможность изменения общего передаточного числа в зависимости от изменения тягового сопротивления движению трактора (его загрузке);

- должны иметь возможность изменения направления вращения ведущих колес трактора при неизменном направлении вращения вала двигателя для получения заднего хода, а также соотношения частот вращения левого и правого ведущих колес при движении на повороте, по неровностям пути и для поворота соответственно колесного и гусеничного трактора;

- обеспечивать отбор части мощности двигателя на привод рабочих органов прицепных или навесных машин - орудий во время движения МТА или его работы в стационарных условиях, а также систем по обслуживанию гидравлических систем трактора;

- конструктивно быть компактными, иметь ограниченные габаритные размеры корпусов сборочных единиц (агрегатов), способных передавать большие мощности, иметь достаточно высокие КПД и долговечность, низкую трудоемкость технического обслуживания и хорошую ремонтопригодность.

4.2. Ступенчатые трансмиссии

На большинстве сельскохозяйственных и значительной части промышленных тракторов применяют ступенчатые шестеренные трансмиссии, как наиболее отработанные конструктивно, относительно простые, удобные и надежные в работе, имеющие довольно высокий КПД, более низкую стоимость. Основным их недостатком является ступенчатое регулирование крутящих моментов, что довольно часто приводит к неэффективному использованию мощности двигателя.

Кинематические схемы ступенчатых трансмиссий могут быть двух типов. По первой традиционной схеме (рис. 4.1,а ,б ) мощность двигателя на ведущие колеса трактора разделяется после КП, что обусловливает наличие одной центральной передачи (ЦП), размещаемой, как правило, в корпусе заднего моста трактора (гусеничного или колесного с задними ведущими колесами). Такая схема относительно проста, хорошо компонуется, обладает достаточно высоким механическим КПД и приемлимыми показателями материалоемкости.

По второй кинематической схеме (рис. 4.1,в ) трансмиссии мощность от двигателя разделяется перед КП или в ней, что обусловливает наличие двух ЦП. Положительным качеством этой схемы является меньшая силовая нагруженность деталей КП и ЦП и возможность

уменьшения размеров механизма поворота гусеничного трактора, установка их на менее нагруженной части трансмиссии до ЦП. Особенностью этой схемы является невозможность четкого разграничения функций КП и механизма поворота и выполнение одним агрегатом совмещенных функций. Этот тип трансмиссии устанавливается только на гусеничных тракторах.

В традиционных схемах трансмиссии типового колесного трактора с задними ведущими колесами и гусеничного трактора (рис. 4.1,а ,б ) источником энергии является ДВС1 , с коленчатого вала которого неразделенный поток мощности поступает в первый агрегат трансмиссии - сцепление2 . Сцепление служит для соединения трансмиссии с двигателем и отсоединения ее от него. После сцепления поток мощности поступает в КП3 - редуктор, в котором обеспечивается ступенчатое изменение подведенного крутящего момента за счет различного сочетания работающих шестерен, образующих необходимые передаточные числа. Как правило, тракторная КП является понижающим редуктором, хотя в ней может быть прямая и повышающая транспортные передачи.

Пара конических шестерен 4 образуют ЦП, соединяющую КП с поперечными валами заднего ведущего моста трактора. Она разделяет поток мощности от КП на два самостоятельных потока по бортам трактора и является понижающим редуктором с постоянным передаточным числом.

У колесного трактора ведомая шестерня ЦП обычно устанавливается на корпусе дифференциала 7 - механизме трансмиссии, кинематически соединяющем ЦП с ведущими валами конечных передач5 (рис. 4.1,а ). Дифференциал позволяет ведущим колесам6 вращаться с разными частотами при повороте трактора или их движении по неровностям пути. Конечная передача является последним понижающим редуктором трансмиссии с постоянным передаточным числом и

в ряде случаев определяет величину дорожного просвета (клиренса) трактора.

Для отбора части мощности двигателя для посторонних ее потребителей, рассмотренных ранее, колесный трактор, как правило, имеет не менее двух приводов ВОМ - заднего 8 и бокового9 .

У гусеничного трактора разветвленные потоки мощности после ЦП 4 (рис.4.1,б ) вначале поступают в механизм поворота5 , а затем в конечные передачи6 и ведущие колеса7 , иногда называемые звездочками. Механизм поворота обеспечивает передачу разных ведущих моментов и частот вращения левого и правого колес7 , благодаря чему производится поворот гусеничного трактора. Некоторые меха-

низмы поворота выполняются как понижающие редукторы (планетарные).

Рис. 4.1. Принципиальные структурные кинематические схемы ступенчатых трансмиссий тракторов:

а – традиционная типового колесного трактора;б – традиционная гусеничного трактора;в – гусеничного трактора с разделением потока мощности перед КП

У гусеничного трактора, как правило, должно быть не менее одного заднего привода ВОМ 8 .

В трансмиссии гусеничного трактора с разделением потока мощности перед КП (рис. 4.1,в ) поток мощности от дизеля1 поступа-

ет в сцепление 2 и далее в раздаточный шестеренчатый редуктор3 , выходные валы которого являются приводными валами двух параллельных КП4 . Отличительной особенностью этих КП является переключение передач на ходу трактора, без разрыва потока мощности, с применением обычных фрикционных гидроподжимных муфт.

На концах выходных валов КП последовательно установлены тормоз 5 и ведущая коническая шестерня отдельной ЦП6 .

Тормоза 5 и блокировочные муфты КП являются одновременно агрегатами механизма поворота гусеничного трактора с данным типом трансмиссии.

Конечная передача 7 и ведущие колеса8 аналогичны рассмотренным выше. Привод ВОМ9 обычно отводится от раздаточного редуктора3 .

4.3. Передаточное число трансмиссии, КПД

и ведущие моменты

Общее передаточное число трансмиссии u o можно представить как отношение частоты вращенияn к иω к принимаются исходя из неравномерности вращения правого и левого ведущих колес.

n пр+ n лев

и ω к =

ω пр+ ω лев

Где индексы "пр" и

"лев" – соответственно для правого и левого колеса.

передаточное

рассмотренных

ступенчатых

трансмиссий можно представить как произведение передаточных чисел составляющих их агрегатов:

где u кп , u цп , u мп иu кон - передаточные числа соответственно КП, ЦП, механизма поворота и конечной передачи.

Изменение передаточного числа трансмиссии в основном производится в КП. Однако в ряде трансмиссии ЦП и механизм поворота



top