Око планеты информационно-аналитический портал. Состояние воды в природе. Вода в трёх агрегатных формах Вода в природе бывает

Око планеты информационно-аналитический портал. Состояние воды в природе. Вода в трёх агрегатных формах Вода в природе бывает

О трех агрегатных состояниях воды узнал от старшего на 6 лет брата, хваставшегося своими знаниями, неизвестной для 9-летнего меня науки - физики. Для меня, как для любого ребенка рожденного в средней полосе северного полушария, любимое состояние воды в природе – снег. В детстве каждая зима ассоциировалась, прежде всего, с игрой в снежки, катанием на санках и, конечно же, новогодними праздниками. В оттепель огромное удовольствие вызывала возможность совместно с родителями и старшим братом слепить снеговика.

Как весело использовать твердое состояние воды в зимнюю пору

Слепить снеговика - дело нехитрое. Инструкцию по лепке снежной бабы не дают забыть собственные дети:

  1. Скатайте 3 разных по величине снежных шара.
  2. Установите снежные комья друг на друга. Снизу – самый большой, сверху – маленький.
  3. Вместо рук можно использовать сухие ветки деревьев.
  4. На голову, вместо шапки, наденьте ведро.
  5. Для носа лучше всего использовать сырую морковку.
  6. Глаза и рот можно изобразить с помощью камешков или угля.
  7. Обмотайте стык верхних снежных шаров шарфом.

Снеговик готов.

Зимой, помимо снега, вода приобретает другие прекрасные эстетические формы:

  • Иней. Особенно красиво смотрится в колодцах.
  • Лед. Прекрасный способ развлечься, катаясь на коньках или спускаясь с горки.
  • Наледь на окнах. Узорам, созданным конденсатом и морозом, позавидует любой художник-импрессионист.

Где лучше наблюдать разные состояния воды в природе

Путешествие в Исландию оставило неизгладимые впечатления. Природа северного острова поражает. В долине гейзеров воду одновременно можно наблюдать в трех агрегатных состояниях: жидком (озера), газообразном (выбросы пара гейзеров) и твердом (заснеженные пики гор). Наиболее впечатлила экскурсия на самый большой ледник Исландии – Ватнайёкюдль. Масштабы законсервированной в леднике толщи пресной воды впечатляют. Замороженная водная масса занимает больше 8000 квадратных метров площади. Питается ледник из подземных озер и занимает 8% территории острова. В толще льда есть пещера с кристально чистым голубым сводом. Замерзшая пещера – самое прекрасное состояние воды в природе из увиденных мной воочию.

Вода - это самое распространённое в мире вещество. Она входит в состав каждой живой клетки, поэтому имеет большое значение для поддержания жизни на Земле. Мы многое знаем о воде, но до сих пор не раскрыли всех её загадок.

Вода всегда вокруг нас

Водный баланс - это основа жизни на нашей планете. Большая её часть на Земле - это океаны и моря. В них сосредоточено 97% данного вещества. Остальные 3 % - это реки, озёра, пруды, и парообразная вода в атмосфере. Растения и животные для обеспечения своей жизнедеятельности ежедневно потребляют живительную влагу.

Вода - это составляющая часть организма человека. Каждая наша клетка больше чем наполовину состоит из этой жидкости. Кровь, текущая в наших венах, - это на 82% вода. Мышцы и кожа содержат её 76%. Удивительно, но даже кости в своём составе имеют до 30% воды. Её наименьшее содержание в зубной эмали - всего 0,3%.

Общая масса воды на планете Земля - более 2 000 000 000 миллионов тонн.

Какие существуют 3 состояния воды в природе?

На вопрос почти все без раздумий отвечают: "Это жидкость!". Ведь чаще всего мы привыкли видеть жидкое состояние воды в природе. Но на самом деле она может иметь разные формы, кардинально отличающиеся одна от другой.

Вода бывает в трёх состояниях:

  • жидкая форма;
  • парообразное состояние;
  • твёрдая агрегатная форма — лёд.

Вода - жидкость

Жидкое состояние воды в природе встречается нам чаще всего. В этой форме Н 2 О может находиться в диапазоне температур от 0 до 100 градусов по Цельсию. Именно это агрегатное состояние имеет вода в реках, морях, океанах и во время дождя.

Эта прозрачная субстанция не имеет ни вкуса, ни запаха, ни собственной формы. Жидкость кажется самой податливой, но в то же время она имеет колоссальную силу. Жидкое состояние воды в природе даёт ей возможность растворять многие вещества. Потоки воды могут разрушить горные породы, создать пещеры, и таким образом поменять рельеф планеты.

Жидкая форма Н 2 О используется повсюду в быту. Во-первых, каждому живому существу, в том числе и человеку, необходимо ежедневно потреблять определённое количество воды. Во-вторых, она нужна нам для поддержания гигиены. Мы ежедневно принимаем ванну или душ, несколько раз в день моем руки, выращиваем овощи и фрукты на своих огородах, обеспечивая им полив, стираем свою одежду. Даже не задумываясь, для всех этих процедур мы используем жидкую воду.

Лёд - вода в твёрдом виде

Н 2 О из жидкого переходит в твёрдое агрегатное состояние при снижении температуры ниже 0 градусов по Цельсию. Интересно то, что почти все предметы при охлаждении уменьшаются в объёмах, а вода, наоборот, замерзая, расширяется. Если так она прозрачная и бесцветная, то при замерзании может приобретать белый цвет из-за попадания частичек воздуха внутрь льда.

Необычно, что при одной и той же кристаллической структуре лёд может иметь множество разнообразных форм. Твёрдое состояние воды в природе - это гигантские айсберги, блестящая корка льда на реке, белые хлопья снега, сосульки, висящие на крышах.

Лёд имеет огромное значение для хозяйственной деятельности человека и оказывает большое влияние на поддержание жизнедеятельности многих организмов. Например, при замерзании реки он выполняет защитную функцию, сохраняя водоём от дальнейшего промерзания, этим самым оберегая подводный мир.

Но также лёд может стать причиной разрушительных стихийных бедствий. Например, град, обледенение зданий и промерзание почвы, ледяные обвалы.

В быту мы используем замёрзшую воду как хладагент, бросая небольшие кубики льда в напитки для их охлаждения. Подобным образом могут охлаждаться пищевые продукты и медицинские препараты.

Водяной пар

Нагревая жидкость до 100˚С, мы можем увидеть переход в газообразное состояние воды. В природе нам может встречаться такая вода в виде облаков, тумана, испарений над реками, озерами и морями при смене погоды или просто повышенной влажности.

В атмосфере всегда находятся капельки воды, крохотный размер которых позволяет им удерживаться на весу. Мы можем заметить присутствие влаги в воздухе только тогда, когда её количество увеличивается, и появляются облака или туман.

Часто может быть полезно в быту. Человек использует пар для облегчения глажки белья после стирки. В последнее время появились специальные приспособления, в основу работы которых положено образование водяного пара. Это парогенераторы. Они имеют множество функций, основные из которых - борьба с загрязнениями и микробами. Также процесс парообразования можно проследить на примере работы бытового увлажнителя воздуха.

Переход воды из одного состояния в другое играет роль масштабного очистительного процесса. Только во время испарения, большие массы воды способны самоочиститься.

Вода в любом агрегатном состоянии - это наивысшая ценность. Бедуины, которые ведут кочевую жизнь в пустынях, говорят, что она дороже золота. Но даже тем, кто не испытывает трудностей с недостатком воды, понятна величайшая связь между ею и жизнью.

Вода встречается нам каждый день в самом различном виде, ежедневно мы употребляем немалое ее количество, но еще больше используем для бытовых целей. Однако много ли мы знаем об этом веществе, без которого не можем жить? Как одно из наиболее распространенных веществ, которые свободно встречаются в природе, вода обладает множеством самых полезных и необычных свойств. Самые интересные факты о воде читайте далее. Вы узнаете множество полезного и примечательного.

Экспресс-факты

Немного химии



Люди и животные


Еще что-то занимательное?

Вышеуказанные интересные факты о воде - далеко не все, что вам стоит знать об этом чудесном веществе. Даже если вы знаете, что воду перед употреблением стоит фильтровать или кипятить, то известно ли вам, какая вода самая чистая в своем естественном виде?

В природе

Все о воде в одной статье рассказать сложно, но стоит упомянуть самое главное. Большая часть воды на Земле находится, конечно же, в океанах, морях и реках. И они покрывают большую долю площади планеты. Кроме того, она широко распространена в газообразном состоянии.

Также вода встречается под землей, где она необходима для питания почвы. Природная неочищенная вода содержит множество примесей, самая чистая - это дождевая, поскольку она почти не вступает в реакцию с окружающей средой.

Очень важную роль водные массы играют в терморегуляции нашей планеты. Так, моря и океаны, которые медленно греются и медленно остывают при смене сезонов, помогают регуляции температуры на всей Земле. Но это только одна из функций, которые берет на себя вода.

Даже самым маленьким стоит ознакомиться с некоторыми сведениями о воде.

  • Нельзя кипятить воду дважды.
  • Нельзя пить воду из-под крана.
  • Надо каждый день пить как можно больше столовой воды и избегать подслащенных напитков.
  • Вредные газировки имеют мало общего с водой, не стоит пить их часто.

Итоги

Вода, конечно, играет очень важную роль в жизни людей, животных, растений и всей планеты. Необходимо помнить о том, что контроль водного баланса организма очень важен для общего самочувствия человека. Но не стоит забывать о том, что запасы питьевой воды не безграничны. Их нужно беречь и не тратить попусту. Кроме того, необходимо оберегать воду от химикатов, которые могут туда попасть и загрязнить огромные запасы на многие годы. Поэтому будьте особенно аккуратны, чтобы незначительная невнимательность не привела к ужасающим последствиям.

При возможности используйте для питья и готовки только чистую отфильтрованную, очищенную воду. Старайтесь не пить подслащенных газировок, которые не только провоцируют жажду, но и плохо влияют на организм. Пейте не менее двух литров воды в день в виде чая, сока и компотов, и тогда никакое обезвоживание вам не грозит.

Вода – уникальное природное вещество, без которого была бы невозможна жизнь на нашей планете. При этом по своему физическому состоянию, местонахождению и значению для человека вода в природе может быть разделена на несколько видов. Поговорим об этом делении более подробно.

Виды воды по физическому состоянию

Здесь все достаточно просто. Именно на примере воды еще в школе изучают три фазы или три физических состояния любого химического вещества – твердое, жидкое и газообразное . Символично, что именно температуру таяния льда, то есть перехода воды из твердого состояния в жидкое, приняли за “ноль” в шкале Цельсия, самой распространенной в мире системе измерения температур.

Температура же кипения воды, 100 градусов по шкале Цельсия, является температурой переходя воды из жидкого в парообразное состояние. Правда, в природе процесс этот начинается при гораздо более низких температурах, благодарю чему и образуется атмосферная вода, один из четырех основных видов воды в природе. Но об этом чуть ниже.

Виды воды по ее местонахождению в природе

Атмосферная вода

К этому виду относятся вся вода, которая содержится в атмосфере Земли как в виде пара, так и в виде мельчайших капелек, в совокупности составляющих тучи и облака. Выпадать на поверхность атмфосферная вода может в разном физическом состоянии – твердом в виде снега или града и жидком в виде дождя или росы.

Вода природных источников

Выпавшая на поверхность в виде осадков вода просачивается через слои почвы, пока не доберется до водонепроницаемого слоя. Здесь вода собирается и образует подземные воды, рано или поздно пробивающиеся на поверхность в виде родника или источника. Если же путь подземных вод на поверхность проникает через вулканические горячие слои, то вода источника приобретает повышенную температуру и насыщается различными минералами. Именно так и образуются , которым посвящена не одна статья на нашем сайте.

Если же путь грунтовым водам наверх создается искусственным путем, то образуется колодец или артезианская скважина. Именно природные источники дают самую лучшую и чистую питьевую воду, которую человек может употреблять в пищу без очистки или с минимальной фильтрацией, например такой, которой подвергается питьевая вода Феофанивска http://feofanivska.com.ua/ , соответствующая всем самым высоким стандартам воды для питья.

Речная вода

Та часть выпавших на поверхность осадков, которая не просочилась через поверхность и не вошла в состав вод природных источников, собирается в ручейки, ручьи, а затем и в реки. Добавляют объема речной воды и бьющие со дна водоемов ключи, вода которых в этот момент переходит из подземной в речную. К этой же категории можно отнести также пресную воду озер, прудов и болот.

Морская вода

И, наконец, соленая вода морей и океанов, в которые несут свои воды все реки Земли. Соленость морской воды объясняется тем, что с ее поверхности идет интенсивное испарение, которое естественным путем увеличивает степень минерализации воды морей и океанов. естественно, что чем в более жарких широтах расположено море, тем концентрация соли в нем будет выше. Минимальная плотность и содержание солей в Северном Ледовитом Океане, максимальная – в Красном и Мертвом море. Правда, последнее географически скорее озеро, но по солености своей воды, также, как и Каспийское, однозначно может быть отнесено к морям. Процесс испарения и превращения морской воды в пар и капли облаков знаменует собой последнюю стадию , начавшегося с момента падения дождевых капель на землю.

Виды воды по отношению к поверхности

Еще одна классификация видов воды проводится по ее местонахождению. Все воды делятся на два вида – поверхностные . К ним относятся воды речные, морские, и термальные источники. Второй вид – воды подземные, воды всех подземных источников и просто грунтовые воды до момента их выхода на поверхность.

Такова вкратце характеристика основных видов воды в природе.

Цели урока:

– закрепить знания о свойствах полезных ископаемых;
– познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами;
– развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.

Оборудование:

– карточки–тесты,
– глобус,
– диаграмма водных пространств на Земле,
– фотография гейзера,
– плакат с ребусом и свойствами воды,
– стаканы с водой и молоком для опытов, соль, сахар, ложка,
– доклады детей о вкусе воды, о минеральной воде.

Подготовка урока:

На доске написано: ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь.
Для каждого ребенка подготовлена карточка-тест для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

1.1. Беседа.

– Какую тему изучали на предыдущих занятиях?
– Что называем полезными ископаемыми?
– Из ряда перечисленных на доске предметов назвать только полезные ископаемые.
– На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). Приведите примеры.

1.2. Индивидуальная работа по карточкам – тестам . Учитель читает каждое задание, а ученики дописывают ответ или обводят верный из данных.

1. Допишите предложение.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________________________.

2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: прочный, тяжелый, состоит из отдельных зерен серого и темного цвета? Обведи правильный ответ.

3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ.

Б) прочность

В) горючесть

4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: плотный, тяжелее воды, белого или серого цвета, под действием кислоты вскипает? Обведи правильный ответ.

В) известняк

Г) железная руда

5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ.

В) каменный уголь

По окончании работы физкультминутка.

2. Постановка цели урока.

Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

    “Что в гору не выкатить,
    В решете не унести
    И в руках не удержать?” (Вода).

    Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)

    Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)

    А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)

Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего занятия – “Вода в природе”. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).

3. Объяснение нового материала.

3.1. Роль воды в жизни человека, растений и животных.

Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).

Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы человека – на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).

Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.

Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Например, упитанная собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – менее 10 дней.

Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.

3.2. Сколько воды на планете Земля?

Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым? Докажите? (Находится под землей, на земле, используется в хозяйстве).

Вода – это жидкое полезное ископаемое, минерал.

Перед вами глобус – модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. Вспомните, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду). Зеленый и коричневый? (Равнины и горы).

На глобусе – это материки или суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?

На Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).

На доске плакат с диаграммой.

Три четверти Земного шара занято водой.

3.3. Бережное отношение к воде.

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

Можно показать плакаты, рисунки, призывающие экономить воду.

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.
“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

3.4. Вода в природе.

Ребята, где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).

Верно. Все это холодная вода в природе. А вот интересно, существует ли такая горячая вода в природе, чтобы она нагревалась сама, без помощи человека? (рассказ детей о гейзерах, фотография гейзера).

Гейзеры – уникальное явление природы.

3.5. Три состояния воды.

Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).

Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?

Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.

На доске и в тетрадях рисуется схема.

Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?

Интересно, может ли вода перейти из жидкого состояния в парообразное? (Да).

При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).

А из жидкого в твердое? (Охладить).

А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в тепле).

А из твердого состояния перейти в пар? (Да)

Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все – таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.)

Может ли пар снова стать жидкостью или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в ванной на потолке, град).

Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!

3.6. Свойства воды.

Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.

На доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.

Какое слово зашифровано? Как догадались?

Проведем опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.

Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)

Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).

Опыт № 2. Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.

Вывод: Следовательно, вода прозрачная.

Опыт № 3. Беру сахар, соль. Что из них является полезным ископаемым? (Соль) Почему не сахар? (Изготавливается людьми). Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)

Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной.

Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?

Вывод: Вода без запаха и без вкуса.

Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

Дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды. Родниковая – растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить.

От чего же зависит вкус воды?

Рассказ ученика о вкусе воды.

Чем отличается минеральная вода от обычной?

Рассказ ученика о минеральной воде.

В сказках часто говорится о живой и мертвой воде. Скорее всего эти сказки родились из жизни. Неужели на самом деле есть вода, обладающая живительной, лечебной силой?

Рассказ о лечебных водах.

Можно ли воду назвать чудом природы?

4. Работа по учебнику (стр. 40 – 42) .

Давайте повторим все, что услышали о воде, прочитав статью учебника.

Где в природе встречается вода?

О каких свойствах воды вы узнали?

5. Подведение итогов урока.

Какое свойство воды вы используете, когда стираете белье?

Когда пьете воду?

Когда умываетесь? Когда поливаете цветы?

6. Домашнее задание.

Стр. 40 – 42, ответы на вопросы.

Литература.

1. Клепинина З.А. “Природоведение. 3-5 класс”. – Москва, Просвещение, 1995 г.
2. Сухарев Ю.Ф. “Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ”. Самарская область, г. Чапаевск, 1996 г.



top