Что такое лейбл в рэпе. Рэп словарь - все понятия и жаргон Rap. Звукозаписывающие компании в эпоху развития интернета

Что такое лейбл в рэпе. Рэп словарь - все понятия и жаргон Rap. Звукозаписывающие компании в эпоху развития интернета

Комментаторы сайт решают, кто правит рэп-игрой.

Раз уж комментаторы сайт сами и даже , пора уже предоставлять им право голоса в серьезных вопросах.

Сегодня мы решили выяснить с их помощью, какой же лейбл правит рэп-игрой в России.

У кого самая серьезная репутация?

Кто дает карьерам артистов толчок (или пинок?)

Кто, в конце концов, просто всем больше нравится?

Не страшно, что вы не разбираетесь во всей этой бухгалтерии. Есть пальцы, есть клавиатура - давайте комментировать!

Respect Production

Заметные артисты: Каста, Макс Корж, Жара, Чаян Фамали
В двух словах: Макс Корж в союзе с ними стал “стадионным” артистом.

Газголдер

Заметные артисты: Баста, Тати, Смоки Мо, Триагрутрика, АК-47, Словетский, Tony Tonite, Скриптонит
В двух словах: сняли полноценный художественный фильм с самими собой в ролях и устроили в его поддержку тур, каких раньше никогда не было.

Black Star

Заметные артисты: Тимати, L’One, Kristina Si, Мот
В двух словах: За пару лет помогли L’One стать одним из самых популярных рэперов страны. Сделали так, что новый клип Кристины Си за сутки набирает под 200k просмотров.

Заметные артисты: Guf
В двух словах: Лейбл одного артиста? А почему нет. Никто не перетягивает внимание и ресурсы, можно сосредоточиться.

Phlatline

Заметные артисты: Schokk
В двух словах: Последние успехи лежат не в области продюсирования артистов. Но не будем забывать, что эти люди приложили руку к карьерам L’One, Nel и ST.

Invisible Management

Заметные артисты: Noize MC, Кравц, Anacondaz
В двух словах: У Noize MC год назад вышли два альбома, а в этом выйдет еще один альбом и один фильм. Anacondaz тоже прибавили в популярности, а теперь Кравц при участии этой компании тоже постарается перезапустить словно бы забуксовавшую карьеру.

Заметные артисты: Птаха, Басота, много кто еще
В двух словах: Подписали в последнее время действительно много молодых артистов - кто-нибудь да выстрелит.

Азимут звук

Заметные артисты: Slim
В двух словах: Slim крайне осторожен в выражениях, предпочитая не использовать слово "лейбл". Пусть это будет "творческое объединение", какая разница?

Букинг Машин

Заметные артисты: Oxxxymiron, Гарри Топор, Луперкаль
В двух словах: Мы знаем, что это не лейбл. Но мир меняется - позавчера все выпускали CD на лейблах, а завтра всем будет нужен один только букинг и больше ничего. Ну и вообще, интересно же посмотреть, сколько за Оксимирона проголосует.

Молодые группы обязательно проходят через три этапа подготовки: проведение концертов, запись демо и найм менеджера. Эти три шага направлены на достижение единственной цели — подписания на музыкальном лейбле.

Несмотря на развитие Интернета и изменившийся подход к распространению музыки, музыкальный лейбл остается самым верным и надежным способом показать свое творчество миру и заработать на этом денег.

Что такое музыкальный лейбл?

Музыкальный лейбл или звукозаписывающая компания — это компания, работающая на музыкальном рынке. Основная деятельность музыкальных лейблов состоит в заключении контрактов с исполнителями и их продвижении, а также производстве, записи и распространении музыкальной продукции.

Устройство музыкального лейбла

Организационная структура музыкального лейбла (звукозаписывающей компании).

Звукозаписывающие компании представляют собой матрешки-корпорации, внутри которых множество фирм поменьше. Получается такой конгломерат из десятков компаний, специализирующихся на музыке разных направлений. Во главе конгломерата стоит родительская компания, которой подчинена плеяда больших и маленьких дочерних фирм.

Среди множества звукозаписывающих компаний обычно выделяют Большую тройку лейблов. В нее входят самые крупные компании музыкального рынка: Universal Music Group, Sony Music Entertainment (Sony BMG) и Warner Music Group. Вместе эти компании контролируют 85% музыкального рынка США и около 70% мирового рынка музыки.

В состав каждой компании большой четверки входит огромное количество лейблов поменьше в США и других странах мира. Warner Bros. Records Inc, головная компания лейбла Warner Music Group, владеет лейблами Reprise Records, Maverick Records, Rhino Entertainment, Atlantic Records Group и еще десятками других. Японо-американская Sony BMG объединяет более 200 звукозаписывающих фирм, среди которых Columbia Records, RCA, Arista Records, Epic Records и многие другие компании.

Сколько всего музыкальных лейблов?

Размеры музыкальных лейблов разнятся. Встречаются как небольшие звукозаписывающие компании, управляемые одним-двумя музыкантами, так и огромные корпорации, насчитывающие тысячи сотрудников.

По данным журнала Billboard, в мире насчитывается более 2 000 зарегистрированных звукозаписывающих компаний. Количество независимых и небольших лейблов еще больше.

Музыкальный бизнес огромен. Успешные записи продаются многомиллионными тиражами и приносят компаниями миллиарды долларов.

В иерархии звукозаписывающих фирм, на самом верху находится CEO (от англ. Chief Executive Officer — главный исполнительный директор или просто директор) , управляющий всеми процессами и отделами компании. Каждый лейбл в составе корпорации имеет собственного руководителя, подчиняющегося CEO всего конгломерата.

У каждого руководителя есть несколько заместителей, отвечающих за конкретные отделы компании. В крупных музыкальных лейблах таких отделов обычно 11:

  1. A&R-отдел
  2. Художественный отдел
  3. Отдел развития исполнителей
  4. Коммерческий отдел
  5. Отдел по связям с компаниями
  6. Юридический отдел
  7. Отдел маркетинга
  8. Отдел новых медиа
  9. Отдел продвижения
  10. Отдел по связям с общественностью
  11. Отдел продаж

Структура музыкального лейбла разнится в зависимости от компании. Устройство лейблов может становиться проще или сложнее, особенно в тех случаях, когда какой-нибудь лейбл приобретает крупная звукозаписывающая компания.

A&R-отдел/Отдел исполнителей и репертуара

A&R-отдел (сокр. от англ. Artists and Repertoire) занимается поиском новых талантов. Сюда попадают демозаписи групп и исполнителей. В случае нахождения интересного музыканта, сотрудники должны уговорить руководство компании в необходимости «подписать» нового исполнителя.

Помимо поиска дарований, A&R-отдел всячески поддерживает исполнителей, с которыми уже заключены контракты. Сотрудники подразделения решают, кто будет продюсировать альбом группы, и где он будет записываться; ищут подходящих поэтов и композиторов, составляют треклисты пластинок. Дополнительно A&R-отдел выбирает песни для ротации на радио и телевидении и отслеживает успехи в продвижении музыканта.

Работа в A&R считается самой престижной в звукозаписывающей компании. Люди в A&R — связующее звено между музыкантами и всей звукозаписывающей компанией.

Художественный отдел (Art Department)

Художественный отдел музыкального лейбла отвечает за оформление альбомов и рекламной продукции. Здесь работают дизайнеры, разрабатывающие стилистику оформления всей музыкальной и сувенирной продукции музыкантов.

Отдел развития исполнителей (Artist Development)

Сотрудники отдела планируют стратегии развития исполнителей, подписанных на лейбле. Они сопровождают музыкантов в течение всего творческого пути, выбирая курс, по которому движется карьера исполнителя.

Согласно данным Music Biz Academy, в XXI веке в большинстве музыкальных лейблов не осталось отделов развития исполнителей. Формирование отношения к музыкантам как к продукту привело к тому, что такие подразделения переименовали в «Отдел развития продукции» («Product Development»). Вместе с этим изменился характер работы отдела.

Руководство лейблов считает, что развитие Интернета и изменение путей потребления музыки не позволяет заниматься долгосрочным планированием карьер исполнителей. В отличие от середины и конца XX века, сегодня планирование стратегий развития требуется на старте карьеры музыканта. Лейблы стараются как можно скорее вывести исполнителя в топ и привлечь к нему внимание, чтобы окупить вложенные средства.

При правильном старте, у публики сохраняется интерес к исполнителю довольно длительное время. Поэтому планирование долгосрочного развития уже не так важно.

Коммерческий отдел (Business Affairs)

Финансовая сторона музыкальной индустрии. Сотрудники отвечают за бухгалтерию, счета и финансы исполнителей и компании.

Отдел по связям с компаниями (Label Liasons)

Обычно состоит из нескольких человек. Эти люди — связующее звено между звукозаписывающей компанией и музыкальными магазинами.

Помимо контроля за поступлением музыки в торговые точки, сотрудники отдела анализируют рынок и выбирают самое подходящее время для выпуска альбома в продажу.

Юридический отдел (Legal Department)

Юристы отвечают за контракты между музыкальным лейблом, исполнителями и другими компаниями. Любые юридические споры, даже между исполнителями и самим лейблом, проходят через этот отдел.

Отдел маркетинга (Marketing Department)

Сотрудники отдела создают маркетинговые компании для каждого релиза лейбла. Они помогают координировать действия отделов продвижения, продаж и связей с общественностью.

Отдел новых медиа (New Media)

Отдел отвечает за любые новые аспекты музыкального бизнеса, включая продюсирование и продвижение видеоклипов исполнителей на YouTube.

Работники подразделения также помогают исполнителям вести аккаунты в социальных сетях. Дополнительно в их обязанности входит освоение новых мультимедийных площадок и технологий, помогающих в продвижении музыкантов.

Отдел продвижения (Promotion Department)

Основная задача отдела продвижения (пиара) — убедиться в том, что музыкант транслируется на радио. Сотрудники отдела получают новые песни исполнителей и отправляют их на радиостанции, что является залогом будущего благосостояния звукозаписывающей компании.

Другие подразделения сообщают отделу о выбранных стратегиях продвижения и советуют, как лучше продавать артиста. Совместно с отделом нового медиа продвиженцы участвуют в распространении музыкальных видео на телевидении и интернет-площадках.

Отдел по связям с общественностью (Publicity)

Работающие здесь люди следят, чтобы о новых и старых музыкантах говорили в СМИ. Отдел по связям с общественностью готовит и размещает публикации в газетах и журналах и контролирует освещение творчества исполнителей на телевидении и радио.

Многие музыканты дополнительно привлекают собственных журналистов и писателей, которые пишут об их творчестве и работают в сотрудничестве с этим отделом.

Отдел продаж (Sales)

Распространение музыки. Сотрудники отдела продаж общаются с музыкальными магазинами и площадками и поставляют новые релизы на полки магазинов.

Продажи активно сотрудничают с отделом продвижения и отделом по связям с общественностью, выбирая самое удачное время для старта продаж.

Объемы музыкального рынка

Мировой музыкальный рынок поделен между компаниями Большой тройки лейблов и группой независимых музыкальных компаний.

С 2005 года музыкальный рынок уменьшается. По данным аналитической компании IFPI в 2005 объем рынка составлял $20,7 млрд, а в 2015 уменьшился до $15 млрд, потеряв более 25% объема. В 2016 объем музыкального рынка составил $15,7 млрд.

Причины уменьшения очевидны — появление множества новых способов распространения музыки.


Объем музыкального рынка в 2005-2016 гг.

Как музыкальный лейбл находит новых музыкантов

В каждом музыкальном лейбле есть A&R-отдел — своего рода входные ворота в музыкальную индустрию. A&R считается самым престижным и важным отделом любой компании. Чтобы оценить важность, представьте, что вы были первым, кто открыл миру Мадонну, Aerosmith или Бритни Спирс.

Сокращение A&R означает «Artist and Repertoire» (Артисты и репертуар), хотя музыканты шутят, что правильнее расшифровывать аббревиатуру как «Attitude and Rejection», то есть «Отношения и отказ». Подписаться на музыкальном лейбле можно только попав в поле зрения этого отдела — других путей не существует.

До развития Интернета в 2000-е годы, музыканты отправляли записанные демо на кассетах и дисках в A&R-отделы лейблов. Работники отделов, в свою очередь, прослушивали присланные записи в надежде найти новое дарование.

Сегодня, когда количество ежедневно присылаемых демок исчисляется сотнями, такая практика сошла на нет. Шанс, что диск или флешка с песнями нового музыканта попадет в поле зрения ищейки лейбла равняется нулю. Сами же сотрудники A&R больше полагаются на мнение друзей, агентов, менеджеров и прочих работников индустрии, которые передают записи им лично в руки.

Каждый работник обладает собственным подходом к поиску новых имен. Том Дивайн, работающий в A&R подразделении Columbia Records уже более 20 лет, рассказывает, что в первую очередь прослушивает демозаписи от доверенных источников — друзей и партнеров по бизнесу. За счет долгого пребывания в индустрии, обратить на себя внимание Дивайна проще — достаточно найти того, кто с ним знаком, и заинтересовать этого человека.

Макс Гусс из Epic Records предпочитает самостоятельно изучать музыкальную индустрию на предмет свободных ниш на рынке, которые можно занять. Гусс отмечает, что ему интереснее искать исполнителей, делающих что-то новое, нежели работать с уже освоенными нишами.

Заинтересовать A&R-отдел — половина дела. Каждая ищейка несет персональную ответственность за нового музыканта, поэтому неудачи исполнителей могут стоить работнику должности. Исполнителям требуется не только заинтересовать поисковика, но и убедить его в своем успехе.

Попасть в музыкальный бизнес очень сложно, особенно для группы, у которой нет связей в индустрии. При наличии того, кто сможет поручиться за вас, попасть на лейбл становится проще. Только после того, как сотрудник A&R-отдела проявит интерес к исполнителю и убедит руководство в необходимости его подписать, лейбл подключает к работе все остальные отделы.

Как группа или исполнитель попадают на лейбл

Посмотрим, что будет происходить с группой «Квадратные круги», желающей подписаться на лейбле. Прежде, чем музыканты заключат контракт со звукозаписывающей компанией, их должны заметить представители лейбла.

Поисковики из «Balls Records» отправляются на концерт, где выступает наша группа. Получив удовольствие от выступления коллектива, работники A&R-отдела убеждают руководство лейбла подписать контракт с Квадратными кругами. Это запускает процесс внедрения группы в музыкальную индустрию и активирует все остальные подразделения звукозаписывающей компании.

Следующим шагом для группы становится запись альбома. Руководитель A&R службы находит продюсера, вместе с которым разрабатывает концепцию альбома и выбирает песни для пластинки. Balls Records выделяет группе бюджет, из которого оплачивается работа студийных инженеров, звукорежиссеров, сессионных музыкантов, а также аренда самой студии звукозаписи. В свою очередь представитель A&R-отдела планирует расписание записи.

Параллельно этому, в работу включаются другие отделы звукозаписывающей компании. Balls Records выделяет бюджет на рекламу, оформление альбома, публикации и освещение в СМИ. Пока дизайнеры, копирайтеры и художники работают, A&R-специалист совместно с отделом маркетинга, продаж и связей с общественностью планируют дату выхода альбома.

Музыкальному лейблу важно, чтобы Квадратные круги были должным образом представлены на федеральном, региональном и локальном уровне. Отдел развития исполнителей бронирует концертные площадки и составляет расписание выступлений. Вместе с этим готовится промо-тур, в рамках которого запланированы появления музыкантов на теле- и радиоэфирах. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в эфирах и СМИ зависят исключительно от бюджета.

По мере приближения даты выпуска альбома, отделы компании активно работают с прессой. На этом этапе лейблу важно, чтобы выход пластинки освещался должным образом. Все отделы работают, как единый механизм, направленный на то, чтобы будущий альбом Квадратных кругов разошелся максимально возможным тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько слаженно и качественно сработают все участники процесса: от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.

Из чего складывается цена песни, сингла или альбома?

Согласно данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), на конечную стоимость песни, альбома, сингла и всего диска влияет множество факторов. В сравнении со стоимостью производства музыки, печать партии компакт-дисков не стоит практически ничего.

Подписание артиста подразумевает большой объем самой разнообразной работы. Музыкальный бизнес — это не только вечеринки и тусовки рок-звезд.

Почему лейблы никуда не денутся

Несмотря на развитие стриминговых сервисов и постоянные рассказы об изменении потребления музыки, лейблы не исчезнут. Музыкальная индустрия устроена так, что все участники заинтересованы в существовании друг друга.

Лейблы живут за счет распространения музыки: чем больше количество каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и стриминговые сервисы существуют за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, площадки нуждаются в слушателях. Постоянные и новые слушатели не будут появляться без проигрывания новой музыки.

Вместе с этим, без радиостанций и стриминговых площадок слушатели не узнают о новых релизах и исполнителях. А без этого не получится продавать альбомы.

Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает эфирное время на радио. Покупка эфира гарантирует определенное количество трансляций песен с выпускаемой пластинки. Для того, чтобы альбом продавался и приносил прибыль, лейблу важно, чтобы песни транслировались как можно чаще. Поэтому компании готовы на все ради повышения продаж.

Музыкальные лейблы-гиганты и независимые игроки

Чем труднее становилось попадание на крупный музыкальный лейбл, тем активнее развивались независимые звукозаписывающие компании. Тем не менее, независимых лейблов не много.

Открыть свой лейбл не сложно — намного сложнее его развивать. Искать новых исполнителей, записывать музыку, разрабатывать концепции продвижения и маркетинговые стратегии, а также общаться с представителями СМИ невероятно сложно, когда в твоей компании всего несколько человек. Часто в небольших звукозаписывающих компаниях функции нескольких отделов совмещает один сотрудник.

Это не значит, что независимый музыкальный лейбл не добьется успеха. Просто для его достижения потребуется намного больше работы.

По мнению сайта Record Labels & Companies Guide , инди-лейблы могут добиться успеха, если сфокусируют свои силы на определенном музыкальном жанре или местном рынке. Зачастую крупные компании могут не обращать внимания на интересных исполнителей местного масштаба, что открывает путь для инди-лейблов.

Независимый лейбл SubPop добился успеха, сосредоточившись на панке и грандже Сиэттла. GoKart Records зарабатывает на той же сцене в Нью Йорке. Alligator Records работает только с блюзом, в то время как Moonshine Records специализируется на электронной танцевальной музыке.

Развитие Интернета также играет на руку независимым компаниям. Небольшие звукозаписывающие фирмы продают музыку в Сети, не прибегая к более традиционным методам распространения релизов через музыкальные магазины.

Вместе с этим, музыкантам становится проще распространять свою музыку при поддержке даже инди-лейблов, с которыми они работают онлайн. Такие сайты, как College Music Journal представляют собой площадки, соединяющие независимые лейблы и начинающих музыкантов.

Молодые группы обязательно проходят через три этапа подготовки: проведение концертов, запись демо и найм менеджера. Эти три шага направлены на достижение единственной цели — подписания на музыкальном лейбле.

Несмотря на развитие Интернета и изменившийся подход к распространению музыки, музыкальный лейбл остается самым верным и надежным способом показать свое творчество миру и заработать на этом денег.

Что такое музыкальный лейбл?

Музыкальный лейбл или звукозаписывающая компания — это компания, работающая на музыкальном рынке. Основная деятельность музыкальных лейблов состоит в заключении контрактов с исполнителями и их продвижении, а также производстве, записи и распространении музыкальной продукции.

Устройство музыкального лейбла

Организационная структура музыкального лейбла (звукозаписывающей компании).

Звукозаписывающие компании представляют собой матрешки-корпорации, внутри которых множество фирм поменьше. Получается такой конгломерат из десятков компаний, специализирующихся на музыке разных направлений. Во главе конгломерата стоит родительская компания, которой подчинена плеяда больших и маленьких дочерних фирм.

Среди множества звукозаписывающих компаний обычно выделяют Большую тройку лейблов. В нее входят самые крупные компании музыкального рынка: Universal Music Group, Sony Music Entertainment (Sony BMG) и Warner Music Group. Вместе эти компании контролируют 85% музыкального рынка США и около 70% мирового рынка музыки.

В состав каждой компании большой четверки входит огромное количество лейблов поменьше в США и других странах мира. Warner Bros. Records Inc, головная компания лейбла Warner Music Group, владеет лейблами Reprise Records, Maverick Records, Rhino Entertainment, Atlantic Records Group и еще десятками других. Японо-американская Sony BMG объединяет более 200 звукозаписывающих фирм, среди которых Columbia Records, RCA, Arista Records, Epic Records и многие другие компании.

Сколько всего музыкальных лейблов?

Размеры музыкальных лейблов разнятся. Встречаются как небольшие звукозаписывающие компании, управляемые одним-двумя музыкантами, так и огромные корпорации, насчитывающие тысячи сотрудников.

По данным журнала Billboard, в мире насчитывается более 2 000 зарегистрированных звукозаписывающих компаний. Количество независимых и небольших лейблов еще больше.

Музыкальный бизнес огромен. Успешные записи продаются многомиллионными тиражами и приносят компаниями миллиарды долларов.

В иерархии звукозаписывающих фирм, на самом верху находится CEO (от англ. Chief Executive Officer — главный исполнительный директор или просто директор) , управляющий всеми процессами и отделами компании. Каждый лейбл в составе корпорации имеет собственного руководителя, подчиняющегося CEO всего конгломерата.

У каждого руководителя есть несколько заместителей, отвечающих за конкретные отделы компании. В крупных музыкальных лейблах таких отделов обычно 11:

  1. A&R-отдел
  2. Художественный отдел
  3. Отдел развития исполнителей
  4. Коммерческий отдел
  5. Отдел по связям с компаниями
  6. Юридический отдел
  7. Отдел маркетинга
  8. Отдел новых медиа
  9. Отдел продвижения
  10. Отдел по связям с общественностью
  11. Отдел продаж

Структура музыкального лейбла разнится в зависимости от компании. Устройство лейблов может становиться проще или сложнее, особенно в тех случаях, когда какой-нибудь лейбл приобретает крупная звукозаписывающая компания.

A&R-отдел/Отдел исполнителей и репертуара

A&R-отдел (сокр. от англ. Artists and Repertoire) занимается поиском новых талантов. Сюда попадают демозаписи групп и исполнителей. В случае нахождения интересного музыканта, сотрудники должны уговорить руководство компании в необходимости «подписать» нового исполнителя.

Помимо поиска дарований, A&R-отдел всячески поддерживает исполнителей, с которыми уже заключены контракты. Сотрудники подразделения решают, кто будет продюсировать альбом группы, и где он будет записываться; ищут подходящих поэтов и композиторов, составляют треклисты пластинок. Дополнительно A&R-отдел выбирает песни для ротации на радио и телевидении и отслеживает успехи в продвижении музыканта.

Работа в A&R считается самой престижной в звукозаписывающей компании. Люди в A&R — связующее звено между музыкантами и всей звукозаписывающей компанией.

Художественный отдел (Art Department)

Художественный отдел музыкального лейбла отвечает за оформление альбомов и рекламной продукции. Здесь работают дизайнеры, разрабатывающие стилистику оформления всей музыкальной и сувенирной продукции музыкантов.

Отдел развития исполнителей (Artist Development)

Сотрудники отдела планируют стратегии развития исполнителей, подписанных на лейбле. Они сопровождают музыкантов в течение всего творческого пути, выбирая курс, по которому движется карьера исполнителя.

Согласно данным Music Biz Academy, в XXI веке в большинстве музыкальных лейблов не осталось отделов развития исполнителей. Формирование отношения к музыкантам как к продукту привело к тому, что такие подразделения переименовали в «Отдел развития продукции» («Product Development»). Вместе с этим изменился характер работы отдела.

Руководство лейблов считает, что развитие Интернета и изменение путей потребления музыки не позволяет заниматься долгосрочным планированием карьер исполнителей. В отличие от середины и конца XX века, сегодня планирование стратегий развития требуется на старте карьеры музыканта. Лейблы стараются как можно скорее вывести исполнителя в топ и привлечь к нему внимание, чтобы окупить вложенные средства.

При правильном старте, у публики сохраняется интерес к исполнителю довольно длительное время. Поэтому планирование долгосрочного развития уже не так важно.

Коммерческий отдел (Business Affairs)

Финансовая сторона музыкальной индустрии. Сотрудники отвечают за бухгалтерию, счета и финансы исполнителей и компании.

Отдел по связям с компаниями (Label Liasons)

Обычно состоит из нескольких человек. Эти люди — связующее звено между звукозаписывающей компанией и музыкальными магазинами.

Помимо контроля за поступлением музыки в торговые точки, сотрудники отдела анализируют рынок и выбирают самое подходящее время для выпуска альбома в продажу.

Юридический отдел (Legal Department)

Юристы отвечают за контракты между музыкальным лейблом, исполнителями и другими компаниями. Любые юридические споры, даже между исполнителями и самим лейблом, проходят через этот отдел.

Отдел маркетинга (Marketing Department)

Сотрудники отдела создают маркетинговые компании для каждого релиза лейбла. Они помогают координировать действия отделов продвижения, продаж и связей с общественностью.

Отдел новых медиа (New Media)

Отдел отвечает за любые новые аспекты музыкального бизнеса, включая продюсирование и продвижение видеоклипов исполнителей на YouTube.

Работники подразделения также помогают исполнителям вести аккаунты в социальных сетях. Дополнительно в их обязанности входит освоение новых мультимедийных площадок и технологий, помогающих в продвижении музыкантов.

Отдел продвижения (Promotion Department)

Основная задача отдела продвижения (пиара) — убедиться в том, что музыкант транслируется на радио. Сотрудники отдела получают новые песни исполнителей и отправляют их на радиостанции, что является залогом будущего благосостояния звукозаписывающей компании.

Другие подразделения сообщают отделу о выбранных стратегиях продвижения и советуют, как лучше продавать артиста. Совместно с отделом нового медиа продвиженцы участвуют в распространении музыкальных видео на телевидении и интернет-площадках.

Отдел по связям с общественностью (Publicity)

Работающие здесь люди следят, чтобы о новых и старых музыкантах говорили в СМИ. Отдел по связям с общественностью готовит и размещает публикации в газетах и журналах и контролирует освещение творчества исполнителей на телевидении и радио.

Многие музыканты дополнительно привлекают собственных журналистов и писателей, которые пишут об их творчестве и работают в сотрудничестве с этим отделом.

Отдел продаж (Sales)

Распространение музыки. Сотрудники отдела продаж общаются с музыкальными магазинами и площадками и поставляют новые релизы на полки магазинов.

Продажи активно сотрудничают с отделом продвижения и отделом по связям с общественностью, выбирая самое удачное время для старта продаж.

Объемы музыкального рынка

Мировой музыкальный рынок поделен между компаниями Большой тройки лейблов и группой независимых музыкальных компаний.

С 2005 года музыкальный рынок уменьшается. По данным аналитической компании IFPI в 2005 объем рынка составлял $20,7 млрд, а в 2015 уменьшился до $15 млрд, потеряв более 25% объема. В 2016 объем музыкального рынка составил $15,7 млрд.

Причины уменьшения очевидны — появление множества новых способов распространения музыки.


Объем музыкального рынка в 2005-2016 гг.

Как музыкальный лейбл находит новых музыкантов

В каждом музыкальном лейбле есть A&R-отдел — своего рода входные ворота в музыкальную индустрию. A&R считается самым престижным и важным отделом любой компании. Чтобы оценить важность, представьте, что вы были первым, кто открыл миру Мадонну, Aerosmith или Бритни Спирс.

Сокращение A&R означает «Artist and Repertoire» (Артисты и репертуар), хотя музыканты шутят, что правильнее расшифровывать аббревиатуру как «Attitude and Rejection», то есть «Отношения и отказ». Подписаться на музыкальном лейбле можно только попав в поле зрения этого отдела — других путей не существует.

До развития Интернета в 2000-е годы, музыканты отправляли записанные демо на кассетах и дисках в A&R-отделы лейблов. Работники отделов, в свою очередь, прослушивали присланные записи в надежде найти новое дарование.

Сегодня, когда количество ежедневно присылаемых демок исчисляется сотнями, такая практика сошла на нет. Шанс, что диск или флешка с песнями нового музыканта попадет в поле зрения ищейки лейбла равняется нулю. Сами же сотрудники A&R больше полагаются на мнение друзей, агентов, менеджеров и прочих работников индустрии, которые передают записи им лично в руки.

Каждый работник обладает собственным подходом к поиску новых имен. Том Дивайн, работающий в A&R подразделении Columbia Records уже более 20 лет, рассказывает, что в первую очередь прослушивает демозаписи от доверенных источников — друзей и партнеров по бизнесу. За счет долгого пребывания в индустрии, обратить на себя внимание Дивайна проще — достаточно найти того, кто с ним знаком, и заинтересовать этого человека.

Макс Гусс из Epic Records предпочитает самостоятельно изучать музыкальную индустрию на предмет свободных ниш на рынке, которые можно занять. Гусс отмечает, что ему интереснее искать исполнителей, делающих что-то новое, нежели работать с уже освоенными нишами.

Заинтересовать A&R-отдел — половина дела. Каждая ищейка несет персональную ответственность за нового музыканта, поэтому неудачи исполнителей могут стоить работнику должности. Исполнителям требуется не только заинтересовать поисковика, но и убедить его в своем успехе.

Попасть в музыкальный бизнес очень сложно, особенно для группы, у которой нет связей в индустрии. При наличии того, кто сможет поручиться за вас, попасть на лейбл становится проще. Только после того, как сотрудник A&R-отдела проявит интерес к исполнителю и убедит руководство в необходимости его подписать, лейбл подключает к работе все остальные отделы.

Как группа или исполнитель попадают на лейбл

Посмотрим, что будет происходить с группой «Квадратные круги», желающей подписаться на лейбле. Прежде, чем музыканты заключат контракт со звукозаписывающей компанией, их должны заметить представители лейбла.

Поисковики из «Balls Records» отправляются на концерт, где выступает наша группа. Получив удовольствие от выступления коллектива, работники A&R-отдела убеждают руководство лейбла подписать контракт с Квадратными кругами. Это запускает процесс внедрения группы в музыкальную индустрию и активирует все остальные подразделения звукозаписывающей компании.

Следующим шагом для группы становится запись альбома. Руководитель A&R службы находит продюсера, вместе с которым разрабатывает концепцию альбома и выбирает песни для пластинки. Balls Records выделяет группе бюджет, из которого оплачивается работа студийных инженеров, звукорежиссеров, сессионных музыкантов, а также аренда самой студии звукозаписи. В свою очередь представитель A&R-отдела планирует расписание записи.

Параллельно этому, в работу включаются другие отделы звукозаписывающей компании. Balls Records выделяет бюджет на рекламу, оформление альбома, публикации и освещение в СМИ. Пока дизайнеры, копирайтеры и художники работают, A&R-специалист совместно с отделом маркетинга, продаж и связей с общественностью планируют дату выхода альбома.

Музыкальному лейблу важно, чтобы Квадратные круги были должным образом представлены на федеральном, региональном и локальном уровне. Отдел развития исполнителей бронирует концертные площадки и составляет расписание выступлений. Вместе с этим готовится промо-тур, в рамках которого запланированы появления музыкантов на теле- и радиоэфирах. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в эфирах и СМИ зависят исключительно от бюджета.

По мере приближения даты выпуска альбома, отделы компании активно работают с прессой. На этом этапе лейблу важно, чтобы выход пластинки освещался должным образом. Все отделы работают, как единый механизм, направленный на то, чтобы будущий альбом Квадратных кругов разошелся максимально возможным тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько слаженно и качественно сработают все участники процесса: от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.

Из чего складывается цена песни, сингла или альбома?

Согласно данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), на конечную стоимость песни, альбома, сингла и всего диска влияет множество факторов. В сравнении со стоимостью производства музыки, печать партии компакт-дисков не стоит практически ничего.

Подписание артиста подразумевает большой объем самой разнообразной работы. Музыкальный бизнес — это не только вечеринки и тусовки рок-звезд.

Почему лейблы никуда не денутся

Несмотря на развитие стриминговых сервисов и постоянные рассказы об изменении потребления музыки, лейблы не исчезнут. Музыкальная индустрия устроена так, что все участники заинтересованы в существовании друг друга.

Лейблы живут за счет распространения музыки: чем больше количество каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и стриминговые сервисы существуют за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, площадки нуждаются в слушателях. Постоянные и новые слушатели не будут появляться без проигрывания новой музыки.

Вместе с этим, без радиостанций и стриминговых площадок слушатели не узнают о новых релизах и исполнителях. А без этого не получится продавать альбомы.

Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает эфирное время на радио. Покупка эфира гарантирует определенное количество трансляций песен с выпускаемой пластинки. Для того, чтобы альбом продавался и приносил прибыль, лейблу важно, чтобы песни транслировались как можно чаще. Поэтому компании готовы на все ради повышения продаж.

Музыкальные лейблы-гиганты и независимые игроки

Чем труднее становилось попадание на крупный музыкальный лейбл, тем активнее развивались независимые звукозаписывающие компании. Тем не менее, независимых лейблов не много.

Открыть свой лейбл не сложно — намного сложнее его развивать. Искать новых исполнителей, записывать музыку, разрабатывать концепции продвижения и маркетинговые стратегии, а также общаться с представителями СМИ невероятно сложно, когда в твоей компании всего несколько человек. Часто в небольших звукозаписывающих компаниях функции нескольких отделов совмещает один сотрудник.

Это не значит, что независимый музыкальный лейбл не добьется успеха. Просто для его достижения потребуется намного больше работы.

По мнению сайта Record Labels & Companies Guide , инди-лейблы могут добиться успеха, если сфокусируют свои силы на определенном музыкальном жанре или местном рынке. Зачастую крупные компании могут не обращать внимания на интересных исполнителей местного масштаба, что открывает путь для инди-лейблов.

Независимый лейбл SubPop добился успеха, сосредоточившись на панке и грандже Сиэттла. GoKart Records зарабатывает на той же сцене в Нью Йорке. Alligator Records работает только с блюзом, в то время как Moonshine Records специализируется на электронной танцевальной музыке.

Развитие Интернета также играет на руку независимым компаниям. Небольшие звукозаписывающие фирмы продают музыку в Сети, не прибегая к более традиционным методам распространения релизов через музыкальные магазины.

Вместе с этим, музыкантам становится проще распространять свою музыку при поддержке даже инди-лейблов, с которыми они работают онлайн. Такие сайты, как College Music Journal представляют собой площадки, соединяющие независимые лейблы и начинающих музыкантов.

Рынок звукозаписи проделал длинный путь от продаж грампластинок с записанными на них композициями до продаж альбомов исполнителей в интернет-магазинах и музыкальных сервисах.

Обозреватель сайт разобралась в основных тенденциях и узнала о работе звукозаписывающих компаний в мире развивающихся технологий.

Зарождение рынка звукозаписи

Конец 19 и начало 20 века навсегда изменили способы прослушивания музыки. Если раньше исполнителей можно было услышать в концертных залах, клубах и филармониях, то в начале 20 века получает массовое распространение радиовещание.

Затем случается ещё один переворот рынка звукозаписи - появление и массовая доступность граммофонов. Грампластинки позволяют каждому желающему услышать ту или иную композицию неограниченное число раз в любое удобное для него время. Этот период является отправной точкой истории звукозаписывающих лейблов: Columbia Records, Decca Records, Edison Bell, The Gramophone Company, Invicta, Kalliope и многих других.

По прошествии времени одни лейблы вливаются в большие компании, а другие остаются независимыми, делая ставку на небольшую аудиторию преданных слушателей.

Наиболее успешные исполнители создают свои собственные лейблы. Собственные звукозаписывающие компании открывали такие звезды, как The Beach Boys, The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Eminem и многие другие.

Нажмите, чтобы увеличить

К концу 1980 годов в отрасли начинает лидировать так называемая «Большая шестерка лейблов звукозаписи» - EMI, CBS, BMG, PolyGram, WEA и MCA. К концу 20 века происходит слияние PolyGram и Universal Music Group, а также Sony Music и BMG. «Большая шестерка» превращается в «Большую четверку»:

  • Universal Music Group;
  • Sony Music Entertainment;
  • Warner Music Group.

Эта группа компаний до 2012 года, по разным оценкам, контролировала от 70% до 88% мирового рынка звукозаписи.

Звукозаписывающие компании в эпоху развития интернета

На заре рынка звукозаписи контракт с известным лейблом являлся необходимым условием успеха артистов, ведь вероятность стать известным широкому кругу слушателей была низкой даже для самых талантливых исполнителей. Подписание контракта помимо качественной записи на студии обеспечивало артисту внушительную рекламную кампанию и доступ к розничным магазинам, а саму студию - авторскими правами на запись.

Однако с появлением интернета, развитием пиринговых сетей и свободы информации всё большую популярность стали получать нетлейблы (интернет-лейблы) и звукозаписывающие лейблы.

Нетлейблы получили развитие с появлением цифровых форматов (МР3, WAV, FLAC и других). Использование этих форматов предполагает создание музыкальных записей приемлемого качества и небольшого размера. Нетлейблы редко занимаются раскруткой группы, организацией концертов и защитой прав. Владельцы данных компаний делают упор на распространении продукции через интернет и отказе от производства физических носителей.

Open-source-лейблы выпускают музыкальную продукцию под копилефт-лицензией, которая, в отличии от копирайта, разрешает свободное распространение и модификацию треков.

Самым известным файлообменным сервисом конца 20 – начала 21 века стал Napster. Основанная в 1999 году файлообменная сеть изменила музыкальную индустрию навсегда и закончила своё существование через два года после создания.

В отличие от других подобных однораноговых сетей, Napster имела центральный сервер и была прост в использовании. На сервере находились только информация о файлах, а сами файлы скачивались непосредственно с компьютеров пользователей.

Эти преимущества быстро принесли ему популярность, а в феврале 2001 года число уникальных пользователей достигло 26,4 млн. Однако такой успех не стал поводом для радости создателей сервиса.

Впервые обвинения в нарушении авторских прав предъявила Napster американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) ещё в декабре 1999 года. Фатальным для Napster стал иск большой четверки, который известен как «дело A&M Records против Napster». Несмотря на название, в качестве истцов все члены RIAA. Данное дело стало первым крупным случаем применения законов об авторском праве применительно к пиринговым файлообменным сетям.

Суд постановил, что Napster должен быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав. В целях соблюдения запрета Napster закрыла сервис 1 июля 2001 года. В ходе процедуры банкротства компания передавалась из рук в руки и на сегодняшний день стала частью музыкального сервиса Rhapsody .

Несмотря на все возможности, которые новые технологии предоставили исполнителям, соотношение сил на мировом рынке звукозаписи осталось прежним. Но потерь в связи с пиратством и развитием цифровых форматов крупным лейблам избежать не удалось . Так в 2007 году продажи физических носителей упали на 17%, а доходы Universal Music и Sony Music на 11,7% и 27,7% соответственно.

Развитие интернета совершило очередной переворот в способах распространения музыки. В 2004 году выручка от продажи цифровой музыки составила $400 млн, а в 2011 году - $5,3 млрд . Однако это не означает, что старые форматы вскоре прекратят своё существование.

Отличным примером могут служить продажи виниловых пластинок. В 1997 году они составили $144 млн, в 2006 году достигли минимума в $34 млн, а в 2013 получили неожиданный рост и достигли $218 млн.

Инди-лейблы

К этому дню лейблы и исполнители создают специальные релизы, которые можно будет приобрести в розничных магазинах. Этот праздник отмечается на всех континентах, кроме Антарктиды. Если найти в списке магазин, поддерживающий праздник, и прийти туда, то можно попасть на выступления исполнителей, а также их встречи с поклонниками, диджей сеты, батлы, боди-арт фестивали и кухни на открытом воздухе.

Барабанное соло Дэйва Грола (бывший барабанщик Nirvana и гитарист-вокалист Foo Fighters) на Record Store Day

Праздник появился в 2007 году на встрече владельцев и сотрудников независимых магазинов звукозаписи. 19 апреля следующего года группа Металлика открыла праздник в Rasputin Music в Сан-Франциско.

В 2008 в празднике приняли участие США и Великобритания, однако в следующем году праздник стал по-настоящему международным. Его поддержали магазины Ирландии, Японии, Канады, Италии, Швеции, Норвегии, Германии и других стран, включая США и Великобританию. Менеджер по продажам Universal Music Марк Файдерб назвал Record Store Day «лучшим, что когда-либо происходило с независимыми магазинами звукозаписи».

Однако есть и другая сторона медали. Некоторые исполнители и общественные деятели подвергли праздник критике за то, что изначально он привлекал внимание к инди-лейблам, а теперь его захватили крупные звукозаписывающие компании.

Howling Owl и Sonic Cathedral - британские независимые лейблы - объединились , чтобы выступить против Record Store Day. В материале под названием «Почему Record Store Day умирает» на сайте Sonic Cathedral компании объясняют свою позицию: «Мы не можем конкурировать, поэтому мы не будем конкурировать. Праздник превратился в цирк, а мы будем там клоунами».

Entertainment Retailers Association - компания, стоящая за организацией Record Store Day в Великобритании, - ответила на критику, сказав: «Record Store Day всегда ставил своей главной целью поддержку независимых магазинов звукозаписи, но не независимых лейблов. Кроме того, три из четырех релизов, проданных на Record Store Day, принадлежат независимым компаниям. Едва ли это можно назвать предательством инди-лейблов. Мы знаем, что мы не идеальны, но, чёрт возьми, даже то, что есть на данный момент, намного лучше, чем мир совсем без Record Store Day».

Праздник отмечается ежегодно в третью субботу каждого апреля и в 2016 году назначен на 16 апреля.

Большая тройка лейблов звукозаписи

2012 год запомнился мировому рынку звукозаписи процедурой банкротства EMI. EMI Group была продана Universal Music Group, а EMI Music Publishing приобретена Sony Music Entertainment. «Большая четверка» стала «Большой тройкой».

Universal Music Group


Офис Universal Music Finland

Universal Music Group - американско-французская медиакорпорация, которая принадлежит французскому медиаконгломерату Vivendi SA. Является лидером среди лейблов «Большой тройки».

История Universal Music Group начинается с основания MCA (Music Corporation of America) в 1924 году. Всего лишь через пять лет после создания МСА становится крупнейшим агентством в мире, включающем более 700 клиентов: киноактеров, исполнителей, звёзд радио, продюсеров и режиссеров.

Десять лет спустя в Америке открывает свой филиал другой будущий «родитель» Universal Music Group - Decca. Компания быстро набрала популярность даже в период Великой Депрессии благодаря своему списку подписанных исполнителей и цене в 35 центов за одну музыкальную запись.

В 1962 году компания МСА происходит слияние с Decca, которой принадлежал контрольный пакет акций Universal Pictures. Во главе компаний находится Лев Вассерман, прославившийся контрактами с такими звёздами, как Лана Тернер, Кери Грант и Альфред Хичкок.

Этот год для Decca, помимо удачного слияния с МСА, запомнился ещё и прослушиванием группы The Beatles, которое впоследствии назовут одной из самых больших ошибок в истории популярной музыки. Прослушивание было назначено на 1 января, однако из-за сильного снегопада дорога вышла очень длинной. Кроме того, по приезде группы представитель отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар, Майк Смит настоял на использовании аппаратуры Decca, оценив аппаратуру The Beatles как некачественную.

Группа сыграла 15 композиций в течение часа. Несмотря ни на что, участники The Beatles и их менеджер были уверены, что контракт будет подписан, однако получили отказ. Официальной причиной отказа стало то, что «группы гитаристов выходят из моды». Эти слова стали печально известными для Decca, а сам Дик Роуи (глава отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар) запомнился как «человек, отказавший The Beatles».

В 1995 году компания Seagram приобрела МСА, и в 1996 году изменила название МСА на Universal Studios, а её музыкальное подразделение MCA Music Entertainment Group получило название Universal Music Group. В 2012 году после одобрения Европейской комиссии и Федеральной торговой комиссии UMG приобрела EMI. За покупку EMI боролся ещё один лейбл «большой тройки» - Warner Music - однако долгожданного слияние не произошло ни в 2006 году, ни в 2009 году.


Доходы Universal Music Group с 2004 года по 2014 год в миллиардах евро

Universal Music в 2014 году приняла участие в UNICEF Imagine Project

Громкие споры и критика

Взятки на радио (2006 год). UMG была обвинена во взятке радиостанции за проигрывание песен Ника Лэчи, Эшли Симпсон, Брайана МакНайта, Big Tymers и Линдси Лохан. Компания выплатила $12 млн в качестве компенсации

Злоупотребление цифровым копирайтом (2007 год). UMG обвинена в злоупотреблении законом о цифровом копирайте, руководствуясь которым компания пыталась удалить видео с Мишель Малкин. В данном видео Малкин критически отозвалась об Эйконе, назвав его женоненавистником. В конце концов, UMG отступила от претензий, однако видео оказалось недоступным в течение 10 дней.

В этом же году UMG была вызвана в суд за требование без разбора инцидента удалить домашнее видео длиной в 29 секунд, где ребенок танцует под песню Prince. Решением суда было установлено, что видео не нарушает авторских прав Universal.

Злоупотребление цифровым копирайтом (2011 год). В декабре сайт Megaupload опубликовал видео, в котором Канье Уэст, Snoop Dogg, Алишия Киз и Will.i.am хвалят ресурс. UMG заблокировала видео на YouTube, ссылаясь на закон о цифровом копирайте. Представитель Megaupload заявил, что все необходимые соглашения на съемку с каждым исполнителем были подписаны. По решению суда видео было возвращено на ресурс за отсутствием причин для удаления.

Низкие гонорары исполнителей (2015 год). На UMG подали в суд 7500 исполнителей, в том числе Чак Ди из Public Enemy, Whitesnake, Андрес Титус из Black Sheep, Рон Тайсон из The Temptations и Марта Дэвис из Motels за несправедливо низкие гонорары с начала продаж цифровых копий. Компания выплатила $11,5 млн для урегулирования спора.

Исполнители, работавшие с лейблом

  • Эйкон;
  • Эми Уайнхаус;
  • Duran Duran;
  • Guns N" Roses;
  • Джеймс Блант;
  • Джонни Кэш;
  • Канье Уэст;
  • Maroon 5
  • Рианна;

Sony Music Entertainment

Головной офис Sony Music Entertainment в Лос-Анджелесе

Sony Music Entertainment - американская звукозаписывающая компания, находящаяся на втором месте по степени влияния из «Большой тройки».

История Sony Music Entertainment начинается в 1929 году с основания American Record Corporation (ARC). Во времена Великой Депрессии ARC по бросовым ценам приобретала небольшие компании для получения доступа к их музыкальным каталогам. Эта стратегия, а также продажи трёх записей за $1 привели к продажам в размере 6 млн единиц музыкальной продукции в год.


Самое обсуждаемое
Баранина, тушенная с картофелем и черносливом Баранина, тушенная с картофелем и черносливом
Каталонский крем: рецепт классический и его варианты Каталонский крем: рецепт классический и его варианты
Слоеный салат с капустой и сыром «Белоснежка Слоеный салат с капустой и сыром «Белоснежка


top