Произведения и годы их создания азимова. Как Айзек Азимов стал самым известным и богатым писателем-фантастом в мире. Подробная биография. Айзек Азимов: книги в жанре научной фантастики

Произведения и годы их создания азимова. Как Айзек Азимов стал самым известным и богатым писателем-фантастом в мире. Подробная биография. Айзек Азимов: книги в жанре научной фантастики

Исаáк Ю́дович Ази́мов . Родился 2 января 1920 года в деревне Петровичи, Шумячский район, Смоленская область, РСФСР (Россия). Умер в Нью-Йорке 6 апреля 1992 года.

Кто такой?

Прежде всего, Айзек Азимов это американский писатель-фантаст. За свою 72 летнюю жизнь он написал почти 500 книг. Согласитесь, невероятная производительность. И это не только книги в жанре научной-фантастики, он также писал о Библии, о Литературе, и, конечно, о Науке. Сам писатель по образованию был биохимиком, и поэтому, как и любой учёный, очень любил науку и к тому же умел простым языком о ней писать. Больше половины его книг - это нехудожественная литература. Так что его можно назвать успешным популяризатором науки.

Но писатель не просто продуктивно писал большое количество книг, он писал их очень качественно, идеально овладев этим мастерством. Это доказывают многочисленные всевозможные премии в английской литературе. Азимов становился многократным победителем премий Хьюго, Небьюла и Локус. А некоторые его произведения брали сразу 3 награды.

Автор также знаменит тем, что в своих произведениях придумал как должны взаимодействовать человек и робот, введя в основу работы мозга роботов, так называемые три закона робототехники , о которых хоть раз слышал чуть ли не каждый. В те времена, люди боялись роботов, и в различных произведениях те были злыми. У Азимова же они добры и «глубоко порядочны», в отличие от людей. Азимов вообще имел крайне позитивные взгляды на жизнь.

В его произведениях также встречаются такие новые понятия как «робототехника», «позитронный» (о мозге робота) и «психоистория » (наука о предсказании поведения больших масс из цикла «Основание »). Эти новые слова прочно вошли во многие языки мира.

История рождения

Как утверждает сам Азимов, настоящее его имя - Исаáк Ю́дович Ози́мов. Однако, все его родственники, оставшиеся в СССР - Азимовы.

Родился будущий писатель под Смоленском на территории СССР (тогда ещё РСФСР) в еврейской семье в 1920 году. Точная дата рождения неизвестна из-за разницы еврейского и григорианского календаря, но сам Азимов предпочитал праздновать свой день рождения 2 января. Русского языка он не знал, его семья говорила на Идише (еврейский язык германской группы). В 1923 году его родители вместе с ним эмигрировали в США, спасаясь от революции, где поселились в Бруклине, районе Нью-Йорка.

Образование

Талантлив с детства

Читать Айзек научился когда ему не было и 5 лет, а в 7 лет уже был постоянным посетителем библиотеки. Читал он очень много. В школу пошёл в 5 лет, и настолько всех поразил своими способностями, что смог перескочить через классы и окончить весь школьный курс в 15 лет со всевозможными отличиями.

Получив среднее образование, по желанию родителей, он пытался стать медиком. Но Айзек понял что это не для него, он боялся крови, ему становилось плохо. И вместо этого он попробовал поступить в самый престижный колледж Колумбийского Университета. Но не прошел собеседования, и поступил в юношеский колледж в Бруклине.

Но через год этот колледж закрыли, и Азимов таки оказался в Колумбийском Университете, но не как студент, а как свободный слушатель. Но уже в 1939 году, в возрасте 19 лет, он получил степень бакалавра, а в 1941 стал магистром по химии.

В 1942 - 1945 годах работал химиком на военно-морской верфи в Филадельфии. После чего отслужил в армии до 1946 года.

После армии в 1948 году он вернулся к учёбе и окончил аспирантуру, получив докторскую степень по химии. И в следующем году устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где сначала стал ассистент-профессором в 1951 году, затем в 1955 - адъюнкт-профессором и в 1979 году получил звание профессора.

Любовь к труду

Еще в школьные годы, Азимову была привита любовь к труду. Когда в семье родился второй сын, Стэнли, Айзеку пришлось помогать отцу. Он каждый день, в шесть утра вставал и шел разносить газеты. А после школы бежал домой и допоздна стоял за прилавком. У Азимовых была тогда своя кондитерская лавка, которую купил отец. Если тот видел как Айзек опоздывает из школы или читает книгу, тут же обвинял его в лени. Таким образом привычка к труду осталась у писателя на всю жизнь. В автобиографии он написал:

Я работал по десять часов семь дней в неделю, все это время я проводил в лавке. Даже когда обстоятельства вынуждали меня отлучиться на пару минут, меня начинал мучить вопрос: господи, а как там в лавке?

Из-за этого писатель был лишен общения со сверстниками, не заводил дружбу, в том числе и с девочками, и так продолжалось довольно долгое время. Но недостаток общения в последствии был с лихвой восполнен. Позже в гостях на многочисленных конференциях, он был любителем пофлиртовать с женщинами, и был в этом так же хорош, как и во всем остальном.

Кстати, именно тогда, в лавке, будущий писатель-фантаст познакомился с научной фантастикой (НФ). Ему было 9 лет, когда в лавке на полках стали появляться НФ журналы. Отец считал такое чтение неподходящим для сына, но позже Айзеку удалось убедить отца, что раз уж в журнале “Science Wonder Stories” есть слово “наука”, значит содержание должно быть полезным.

Карьера и путь к всемирной известности

В 1938 году любимым журналом НФ для него был “Astounding” (Поразительный) , куда он частенько отправлял письма. И именно туда он и отправил свой первый рассказ, причем явился туда лично, не доверив это дело почте. Рассказ был отвергнут, но главный редактор журнала, 28 летний Джон В. Кэмпбелл, живая легенда во плоти для Айзека, посвятил беседе с восемнадцатилетним юношей целый час. И дал ему несколько советов. Следующие два рассказа были также отвергнуты, но уже через четыре месяца свой третий рассказ он послал в другой журнал “Amazing Stories”, который был принят и Азимов получил свой первый гонорар - 64 доллара. Кэмпбелл же принял только шестой рассказ Азимова, который получил призовое третье место в читательском голосовании журнала, обойдя даже некоторых общепризнанных мастеров.

Позже в 1940 году, все что писал Азимов где-то публиковалось. Спустя годы, он пытался поблагодарить Кэмпбелла за помощь, но тот ее не принял, сказав что давал советы сотням молодых писателей, но многие ли из них стали Азимовым?

Что интересно, из-за Кэмпбелла, в своих произведениях Азимов полностью отказался от инопланетян. Дело в том, что взгляды редактора были таковыми, что он не верил в равенство людей и также считал что человек обставит всяких там "инопланетяшек", и часто рассказы переписывались редакторами после покупки. А некоторые и вовсе не принимались. Как следствие, во Вселенной “Основания” вся галактика заселена исключительно людьми. А в рассказах о роботах говорилось об отношении человека и машины, и тема превосходства людей перед кем-то не имела смысла.

Кстати именно Кэмпбелл помог сформулировать три закона робототехники, и Азимов уступал авторство именно ему, и даже позже посвятил ему сборник “Я, Робот ”. Сам же Кэмпбелл говорил что лишь достал их из рассказов Азимова.

В 1941 году был написан знаменитый рассказ “Приход ночи ”, который через много лет стал полноценным романом. И именно в этом году Азимову пришла идея историй о Галактической империи, по аналогии с Римской империей, о ее жизни и падении. Первый рассказ назывался “Основание” и был принят сдержано, но уже второй и последующие не опускались ниже второго места по читательскому голосованию.

В 1942 году шла война и Кэмпбелл познакомил Азимова с другим известнейшим писателем-фантастом Робертом Хайнлайном, который тогда служил в армии во флоте в Филадельфии, куда он и получил приглашение на должность химика, где получал хорошее жалование. Но в 1946 году Азимов был призван на регулярную службу в армию, рядовым. Где он был клерком в подразделении, готовившее испытание ядерной бомбы в тихом океане. И теме не менее, до 1945 года Айзек написал еще несколько рассказов во вселенной “Основание”, за что получил неплохие гонорары.

Когда он вернулся в Колумбийский Университет, он продолжил работу над диссертацией, и открыл в себе хорошие навыки преподавания. И в 1948 году он впервые попробовал себя в публицистике и к удивлению писателя статья имела большой успех, особенно среди ученых химиков, что даже помогло ему при сдаче на докторскую.

В 1949 году он написал свой последний рассказ из цикла “Основание”, закончив серию (на 32 года). И тогда же получил контракт на издательство первой книги - романа “Камешек в небе ”.

Издательству роман понравился и были следом изданы продолжения: “Звезды как пыль ” и “Космические течения ”. Ему также предложили издать серию фантастики для подростков , которая могла бы стать основой для телесериала. Так как Азимову не нравилась ни одна телепередача подобного рода, он не хотел чтобы что-то подобное ассоциировалась с ним, и единственный раз в своей карьере издавался под псевдонимом Пол Френч.

Другие издательства тоже проявили интерес к Азимову, и был выпущен сборник его рассказов о роботах в одной книге “Я, робот ”, а затем и вся серия “Основание” в трех томах. Эта серия стала самой популярной из книг Азимова, и до сих пор расходится миллионными тиражами.

В 1952 году новый путь в его карьере открыла научно-популярная книга для подростков “Химия жизни ”. А за ней последовали и другие книги на схожую тему. Вот что Азимов пишет по этому поводу:

Однажды придя домой, я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику... Не просто со знанием дела, не просто для заработка - но гораздо более того: с удовольствием…

В 1954 году Азимову предложили написать роман о роботах, чего он делать не хотел, потому что писал о них только рассказы, но ему подбросили идею написать детективный роман, зная его любовь к этому жанру. Так появился один из лучших романов писателя “Стальные пещеры ”, который стал началом новой серии романов о роботах. Мало кому удавалось удачно сочетать детективную историю с научной фантастикой, и Азимов один из немногих у кого это получалось превосходно.

В 1958 году Азимов ушел из преподавательской деятельности и стал заниматься только писательством. На этот момент у него в запасе была уже куча издателей, которые хотели с ним работать. И он стал писать публицистику, что тогда приносило ему больше денег, чем научная фантастика. Все потому, что для публицистики можно было писать больше, и использовать уже наработанный материал. Все это так захватывало писателя, что он решил стать самым лучшим популяризатором науки в мире. В этом же году ему предложили вести постоянную колонку в журнале “Fantasy and Science Fiction”, которую вёл всю жизнь, написав там 399 статей.

  • "The Intelligent Man"s Guide to Science" ("Путеводитель по науке для интеллигентного человека”) 1960 год
  • "Asimov"s Biographical Encyclopedia of Science and Technology" ("Азимовская биографическая энциклопедия науки и техники", 1964)

Также он увлекался историей, писал о древней Греции, Египте и Римской империи. И даже, будучи атеистом, писал о Библии .

К началу семидесятых, написав сотню книг, он уже считался лучшим популяризатором науки в мире, его отлично принимали везде, во всех университетах, где он иногда читал лекции, в любых издательствах, на конвенциях и вечеринках. Он был ловеласом и любил пофлиртовать с симпатичными женщинами на разного рода мероприятиях. Эту репутацию он тоже использовал в своих книгах: ("Похотливый старикашка", 1971) и "Lecherous Limericks" ("Разнузданные лимерики", 1975)

Азимов стал литературным феноменом, очень незаурядной личностью, признанным гением. Он был уверен что все должны интересоваться тем же, чем и он, всем что он говорит, что пишет и думает. И возможно был прав. О нем знали все. Любая книга или журнал с его именем был обречен на успех. Каждая новая книга Азимова помогала продать его другие книги, расширяя аудиторию поклонников. А он писал уже очень легко.

В том числе не забросил и научную фантастику, составлял многочисленные антологии.

А в 1972 году он снова начал писать фантастические романы. Красиво вернувшись, выпустив самый лучший по мнению критиков роман “Сами боги ”, взявший все возможные награды.

Дальше в честь его имени и с его согласия был открыт новый журнал научной фантастики “Asimov’s”, который кстати успешно издается по сей день. Там он не был главным редактором, а писал лишь небольшую колонку. Но пообещал, что как только будет что-то научно-фантастическое для формата журнала, это будет у них.

К 1982 году он возвращается к серии “Основание”, выпустив продолжение “Кризис основания ”, написав его специально в стиле 30 летней давности, роман приняли исключительно хорошо.

В 1984 году в общей сложности у писателя уже было выпущено две сотни книг. И все его последующие романы становятся бестселлерами:

Азимов превращается в очень богатого писателя, если раньше он писал много публицистики в том числе по финансовой причине, то теперь каждый его новый научно-фантастический роман приносит ему больше чем десять научно-популярных книг. Его лицо становится узнаваемым, он первым из писателей появляется на телевидении и в рекламных роликах. Он поддерживает много начинающих авторов своим именем, раздаривает идеи, а деньги и слава к этому времени его уже не интересовали, и у него не было особняков или яхт, а была лишь пишущая машинка и тихая комната с зашторенными окнами.

К концу жизни, в соавторстве с Робертом Силвербергом он перерабатывает три своих знаменитых рассказа в романы “Приход ночи”, “Двухсотлетний человек ” и “Уродливый мальчуган ”.

А весной 1993 года, уже после смерти писателя выходит его последняя книга “Я, Азимов” - третий том его автобиографии , которую он диктовал своей жене уже в больнице.

Личная жизнь

В 1942 году на день святого Валентина, на свидании в слепую, он познакомился со своей будущей женой Гертрудой Блюгерман. И через несколько месяце 26 июля они поженились. В то время Азимов жил в Филадельфии и работал химиком на военном флоте. Потом, уже после службы, они уехали жить в Бостон в 1949 году. У них родилось двое детей, сын Дэвид (1951) и дочь Робин Джоан (1955). Но так складывалось, что их брак медленно распадался на протяжении десятилетий. В итоге они разошлись в 1970 году и официально развелись через три года - 16 ноября в 1973 году. Развод был болезненным, в том числе с финансовой точки зрения - стоил писателю 50 тысяч долларов (на тот момент это большие деньги). В своей автобиографии он полностью взял вину на себя, сказав что его нельзя было назвать хорошим мужем, что был эгоистичен и занимался только своими книгами.

Почти сразу после развода он женится на Джанет Опил Джеппсон (30 ноября 1973), психиатром, с которой он познакомился на Нью-Йоркской Всемирной конвенции еще в 1956 году. С ней он и останется. Позже Джанет Азимова поможет издать несколько его книг уже после смерти, в том числе его последнюю автобиографию .

Как умер писатель?

Еще в 1977 году Азимов перенес инсульт, и в 1983 году ему ему была сделана успешная операция на сердце. Но в последствии оказалось, что донор крови был ВИЧ инфицирован. Об этой болезни писатель скрывал, потому что это могло отрицательно сказаться на нем и его семье, тогда существовала дискриминация по отношению к ВИЧ инфицированным в обществе. После смерти, семья решила не оглашать истинную причину кончины, потому что в это время, один знаменитый Американский тенисист рассказал о своей болезни, которую также получил после операции, и это вызвало много обсуждений в обществе. Врачи настаивали на секретности. Через десять лет, когда большинства врачей Азимова уже не было в живых, Джанет Азимова опубликовала настоящую причину смерти в одном из изданий его последний автобиографии.

Сам Азимов говорил, что надеется умереть, упав лицом на клавиатуру пишущей машинки. А в одном из интервью, когда его спросили что он будет делать, если ему скажут что жить осталось полгода, он ответил “Я буду печатать быстрее”. Но последние недели он провел в больнице и его жизнь поддерживали лекарства. И 6 апреля 1992 года Айзек Азимов нас покинул. По его воле, тело было кремировано, а пепел - развеян.

Первые полосы многих газет писали о его смерти. А через две недели CNN выпустило ретроспективную передачу о его карьере и жизни. До этого подобное делали только для политиков и кинозвезд. Национальное радио выпустило его интервью 1988 года, и его собственные слова стали некрологом.

Впервые об уходе из жизни писателя фантаста скорбил весь мир.

Говорят, что последними его словами были:

Это была хорошая жизнь


Было интересно? Расскажи об Азимове друзьям.

Айзек Азимов - великий писатель-фантаст, выдуманные миры которого завораживали не одно поколение читателей. Этот талантливый человек написал больше полутысячи книг и рассказов, пробуя себя в разных жанрах: от любимой научной фантастики до детективов и фэнтези. Однако мало кто знает, что в творческой биографии Азимова нашлось место не только для литературной деятельности, но и для науки.

Детство и юность

Родился будущий писатель в Белоруссии, в местечке под названием Петровичи, что неподалеку от Могилева, 2 января 1920 года. Родители Азимова, Юда Аронович и Хана-Рахиль Исааковна, трудились мельниками. Мальчика назвали именем покойного деда со стороны матери. Сам Айзек впоследствии будет утверждать, что изначально фамилия Азимовых писалась как Озимовы. Еврейские корни очень почитались в семье Айзека. По его собственным воспоминаниям, на русском языке родители с ним не говорили, первым языком для Азимова стал идиш, а первой литературой - рассказы .

В 1923 году Азимовы иммигрировали в Соединенные Штаты и поселились в Бруклине, где вскоре открыли собственный кондитерский магазинчик. В школу будущий писатель отправился в пять лет. По правилам детей принимали с шести, однако родители Айзека переправили дату рождения сына на 1919 год, чтобы мальчик пошел в школу на год раньше. В 1935-м Азимов окончил десятый класс и начал учиться в колледже, который, к сожалению, через год закрыли. После этого Айзек отправился в Нью-Йорк, где поступил в Колумбийский университет, выбрав химический факультет.


В 1939-м Азимову присвоили степень бакалавра, а спустя еще два года юноша стал магистром химии. Айзек сразу же продолжил обучение в аспирантуре, однако через год изменил планы и переехал в Филадельфию, где работал химиком в военной судоверфи. 1945 и 1946 годы Айзек отдал службе в армии, после чего возвратился в Нью-Йорк и продолжил учиться. Аспирантуру Азимов окончил в 1948-м, но не остановился на достигнутом и отдал документы на так называемый постдокторат на отделение биохимии. В то же время Азимов начал преподавать в Бостонском университете, в котором проработал в итоге долгие годы.

Книги

Тяга к писательству проснулась в Айзеке Азимове рано. Первая попытка написать книгу была в 11 лет: Айзек описывал приключения мальчишек из маленького городка. Сначала творческого задора хватило ненадолго, и Азимов забросил недописанную книжку. Однако некоторое время спустя решил дать почитать первые главы своему товарищу. Каково же было удивление Айзека, когда тот с восторгом потребовал продолжения. Пожалуй, в этот момент Азимов осознал силу писательского таланта, дарованного ему, и начал относиться к этому дару более серьезно.


Первый рассказ Айзека Азимова «В плену у Весты» был опубликован в 1939-м, однако не принес писателю особой известности. Зато следующее короткое произведение под названием «Приход ночи», опубликованное в 1941-м, произвело фурор в среде поклонников фантастического жанра. Это был рассказ о планете, ночь на которой приходит один раз в 2049 лет. В 1968 году рассказ даже назовут лучшим из когда-либо опубликованных в этом жанре. «Приход ночи» впоследствии будет неоднократно включен в многочисленные антологии и сборники, а также переживет две попытки экранизации (к сожалению, неудачных). Сам писатель назовет этот рассказ «водоразделом» в литературной карьере. Интересно, что при этом «Приход ночи» не стал любимым рассказом Азимова в собственном творчестве.


После этого рассказы Айзека Азимова станут долгожданными для поклонников. В мае 1939-го Айзек Азимов приступил к написанию первого повествования о роботах под названием «Робби». Спустя год появляется рассказ «Лжец» - история о роботе, который умел читать мысли людей. В этом произведении Азимов впервые опишет так называемые три закона роботехники. По словам писателя, впервые эти законы сформулировал писатель Джон Кэмпбелл, хотя тот, в свою очередь, настаивал на авторстве Азимова.


Звучат законы следующим образом:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Тогда же появилось и слово «роботехника» («robotics»), вошедшее впоследствии в словари английского языка. Интересно, что по сложившейся в среде фантастов традиции до Азимова произведения о роботах рассказывали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах, направленных против людей. А после выхода первых рассказов Айзека Азимова роботы в литературе начнут подчиняться тем самым трем законам, став более дружелюбными.


В 1942 году писатель приступает к серии фантастических романов «Основание». Айзек Азимов изначально задумывал эту серию самостоятельной, но в 1980-м «Основание» будет объединено с уже написанными рассказами о роботах. В другом варианте перевода на русский язык этой серии дадут название «Академия».


С 1958-го Айзек Азимов станет уделять больше внимания научно-популярному жанру, однако в 1980-м вернется к фантастике и продолжит цикл «Основание». Пожалуй, самыми заметными историями Айзека Азимова, помимо «Основания», стали произведения «Я робот», «Конец вечности», «Они не прилетят», «Сами боги» и «Империя». Сам же писатель выделял рассказы «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган», считая их наиболее удавшимися.

Личная жизнь

В 1942 году Айзек Азимов встретил первую настоящую любовь. Романтичности этому знакомству придавал и тот факт, что состоялось оно в День святого Валентина. Избранницей писателя стала Гертруда Блюгерман. Влюбленные поженились. Этот брак подарил писателю дочь Робин Джоан и сына Дэвида. В 1970-м супруги развелись.


Айзек Азимов с Гертрудой Блюгерман (слева) и Джанет Джеппсон (справа)

Айзек Азимов недолго оставался в одиночестве: в этом же году писатель сошелся с Джанет Опал Джеппсон, которая работала психиатром. С этой женщиной Азимов познакомился в 1959-м. В 1973 году пара расписалась. Детей от этого брака у Азимова нет.

Смерть

Писатель ушел из жизни 6 апреля 1992-го. Причиной смерти Айзека Азимова врачи назовут сердечную и почечную недостаточность, осложненную вич-инфекцией, которой писателя случайно заразили в 1983-м во время операции на сердце.


Смерть Айзека Азимова потрясла поклонников, которым в наследство остались лишь книги великого писателя.

Библиография

  • 1949-1985 - «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо»
  • 1950 - «Я, Робот»
  • 1950 - «Камешек в небе»
  • 1951 - «Звезды как пыль»
  • 1951 - «Основание»
  • 1952 - «Космические течения»
  • 1955 - «Конец Вечности»
  • 1957 - «Обнажённое солнце»
  • 1958 - «Лакки Старр и кольца Сатурна»
  • 1966 - «Фантастическое путешествие»
  • 1972 - «Сами боги»
  • 1976 - «Двухсотлетний человек»

Обновлено: 13.12.2018 19:18:25

Эксперт: Эмилия Арье


*Обзор лучших по мнению редакции сайт. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Айзек Азимов признан классиком научной фантастики XX века. Еврей по национальности, русский по происхождению, американец по гражданству, писатель удостоен 20 наград международного уровня за лучшие произведения в разных номинациях. Азимов писал о роботах, полётах во времени и между планетами, рассуждал о границах Бытия и разума. Почти все романы автора экранизированы современными режиссёрами, что говорит об актуальности его историй в XXI веке.

Рейтинг лучших книг Айзека Азимова

Номинация место наименование произведения рейтинг
Рейтинг лучших книг Айзека Азимова 1 4.9
2 4.8
3 4.8
4 4.7
5 4.6
6 4.5
7 4.5
8 4.5
9 4.5
10 4.4

Первая в рейтинге книга «Я, робот» - это сборник из 9 фантастических рассказов, написанных с 1940 по 1950 годы. Интересно, что название позаимствовано у другого автора - Эндо Биндера, причём мысль такого «плагиата» принадлежала не Азимову, а издателю книги.

Рассказы представлены отдельными историями, связанными воспоминаниями одного человека, доктора Сьюзена Келвина, давшего интервью в 2057 году. Он – штатный робопсихолог всемирной корпорации по созданию позитронных роботов. В рассказах красной нитью проходит одна идея, актуальная и на сегодняшний день – это поиск резонанса между законами программного обеспечения, компьютерных алгоритмов и человеческих факторов, взглядов и образа мыслей. В историях принимают участие учёные, инженеры, политики и возможные роботы в человеческом обличии, укрывающиеся от разоблачения, а действие происходит в начале XXI века на всех планетах Солнечной системы.

Когда закончилась мировая война во вселенной роботов в 1982 году, люди изобрели позитронный мозг и гипердвигатель, которые и положили начало колонизации Солнечной системы. Закон не разрешал использовать роботов на Земле, зато на спутниках, астероидах и звёздах они сполна себя оправдали.

В произведении впервые в мире сформированы 3 правила робототехники.

Действие происходит в структуре «Вечность», которая контролирует реальность и время. В неё входят люди, так называемые «вечные», способные путешествовать между столетиями. Их задача – контроль и коррекция истории человечества. В центре внимания звезда «Немезида», звезда-спутник которой Эритро – единственный выход для человечества в преддверии угрожающей гибели. Однако при освоении звезды возникла проблема – людей поражает "эритроническая чума".

В романе теряют привычную сущность время и положения обыденной, и даже научной жизни, Айзек Акимов используем много профессиональных терминов, значение некоторых на русский язык не переведено и на сегодняшний день утрачено. Предшествует истории «Конец Вечности» позже написанный роман «Сами Боги», который мы рассмотрим далее.

Бронза достаётся роману «Основание», ставшему первым в одноимённой трилогии. Действие разворачивается в Транторианской Империи, самой большой в Галактике. Учёный Гэри Селдон, используя математические и психоисторичексие методы, предсказывает падение Империи в течение нескольких столетий с вероятностью 92,5%, но такую информацию Комиссия Общественной Безопасности запрещает предавать огласке, опасаясь волнений и беспорядков, которые уже начинали проявляться. Столица Трантор погрязла в бюрократии и коррупции, оказавшись в сложной для маневрирования ситуации. Грядущий крах заключается в распаде Империи и возврату человечества к варварским временам, когда все достижения будут разворованы и утрачены, в частности инновационные технологии и ядерная энергия. Задача людей – собрать все ценности в Академии до момента падения Трантора.

Гэри Сэлдон ставит перед собой задачу минимизировать эффект от катастрофы, сократив время прогнозируемых варварских беспорядков с 30 000 лет до 1 000 лет и сберечь все великие знания в Энциклопедии. Найдена новая планета для жизни – Терминус, именно здесь учёный пытается сохранить все достижения человечества.

Сами боги (1972 г.)

В фантастическом романе «Сами Боги» описан контакт человека с существами из параллельной вселенной, пол которых составляют эмоциональ, пестун и рационал, а законы физики их родной планеты отличаются от земных.

Землянам более не угрожает кризис отсутствия ресурсов – Фредерик Хэллем разработал электронный Насос, обеспечиваемый неисчерпаемой чистой энергией все нуждающиеся объекты планеты. Казалось бы, это открытие – дело случая, но за ним стоят те самые существа из другой вселенной, где гораздо сильнее ядерное взаимодействие, там возможно существование изотопов – источника энергии, нестабильной на Земле.

Роман состоит из двух частей: «Против глупости», где автор описал обмен Вольфрама-186 на Плутоний-186 радиохимиком Хэллем, случайно обнаружившим межвселенский процесс обмена материи (той самой перекачиваемой энергии). Создавший Насос и получивший порцию славы, он не продолжил работу с «детищем» - научное обоснование и реализацию за него делали другие люди. Но оппоненты учёного считают процесс перекачки энергии опасным для вселенной и связываются с «пралюдьми». Во второй части «… Сами Боги…» автор рассказывает об обществе «пралюдей». Это глубокий, интересный и разносторонний параллельный мир, с которым интересно познакомиться читателю-любителю фантастики. Третья часть «…Бороться бессильны?» повествует о колониях на Луне, их взаимодействиями со структурами Земли. Учёный Денисон предлагает выход – отправлять перекачиваемую энергию в другие Вселенные, чтобы не допустить гибель своей обители, для этого на Луне предлагается установить компенсирующие действие Насоса устройства.

Профессия (1957 г.)

Айзек Азимов в романе «Профессия», опубликованном в середине XX века, частично предвидел будущее, описав процесс обучения уже без книг – теперь знания зашивали в мозг посредством специальных машин. Так восьмилетние дети в короткий срок осваивают письмо и чтение, а до 18 лет им просто незачем учиться – по достижении совершеннолетия они проходят тестирование на определение способностей, и в зависимости от этого происходит автоматический подбор профессии, и её запись в мозг. Через пару лет по прохождению Олимпиады происходит распределение студентов по рабочим местам, престижность которых напрямую зависит от количества полученных в соревновании баллов. Свободы выбора нет, но всех всё устраивает до тех пор, пока по результату олимпиады человеку не предопределяют его судьбу.

Исключением из правил стал Джордж Плейтен, в школьные годы заинтересовавшийся программированием. Он пытается освоить дело сам, но в итоге проваливает профильный тест, не получает направление и отправляется в клинику для таких же «безпрофессиональных» людей. Пациенты центра не теряют надежды на «полезное» будущее и пытаются обучиться делу самостоятельно, используя книги. Спустя пару лет Плейтен сбегает из клиники, попадает на Олимпиаду, не осиливает её, но понимает: мир без выбора не так справедлив, он лишает человека развития, а в больнице для «слабоумных» собраны как раз не самые глупые люди. Они сохранили способность мыслить, учиться и делать открытия, двигая прогресс.

Обнаженное солнце (1956 г.)

Следующий в рейтинге роман «Обнажённое солнце». На планете внешних миров Солярия происходит преступление, расследовать которое местные жители самостоятельно не могут. Для этого с Земли, с которой у жителей напряжённые отношения, приглашают опытного детектива Элайджу Бэйли – он вместе со знакомым роботом, коренным жителем Солярия, приступает к распутыванию нитей происшествия. Единственный свидетель убийства – робот, мозг которого перегорел от невозможности предотвратить случившееся, соответственно дать показаний он не может.

Образ жизни на планете изолированный – семьи живут в поместьях, общаются преимущественно с роботами – контакт с другими людьми, и даже родственниками становится для них испытанием, совершается только в случае крайней необходимости.

Как позже окажется, расследование – лишь предлог для вызова детектива, истинная причина – обнаружение возможного заговора, угрожающего человечеству. Сыщик одновременно с расследованием убийства находит возможные причины трагедии и предлагает выход.

Вторая Академия (1953 г.)

Роман «Вторая Академия» - третья книга в цикле научной фантастики Азимова «Основание». Чтобы понять, о чём идёт речь в произведении, рекомендуем прочитать первые две книги, однако завершающая признана публикой как самая захватывающая и интригующая.

Империя Галактики разрушена, у власти остался только Союз Миров, во главе которого правитель-завоеватель с Периферии Мул, угрожающий Основанию. Он ставит цель расширить зону правления путём захвата новых галактических территорий. Планам не суждено сбыться из-за таинственной Второй Академии, находящейся на другой стороне Галактики, на самом её краю. Мул пытается найти её всеми силами.

За трилогию Айзек Азимов получил несколько литературных наград и премий – это действительно достойный внимания сборник, который оценят любители научной фантастики.

Роботы и Империя (1985 г.)

Роман из позднего творчества А. Азимова «Роботы и Империя» является продолжением других произведений о роботах, действие происходит спустя несколько веков после смерти Элайджа Бэйли. Всё больше землян покидают родную обитель и заселяют другие колонизированные планеты, это неизбежно ведёт к конфликтам с жителями других Миров. Солирянка Глэдия Дельмар, с которой читатель познакомился ещё в «Обнажённом солнце», с Авроры отправляется на родную планету с миссией узнать, как обстоят дела – человеческая активность к тому моменту сошла на нет. Доктор Амадейро, желающий отомстить ненавистным землянам, пытается убить Глэдию, используя человекоподобных роботов с совершенным мозгом. Робот Оливо открывает новый нулевой закон робототехники «непричинение вреда человечеству».

В романе идёт борьба людей, роботов и влиятельных героев с других Миров за прекращение экспансии других планет в попытке расширить зону влияния землян в Галактике.

Двухсотлетний человек (1976 г.)

«Двухсотлетний человек» - это первая в рейтинге повесть А. Азимова, посвящённая роботам. Семья Мартинов приобретает в качестве дворецкого робота NDR, которого по-домашнему называют Эндрю. Со временем оказалось, что машина имеет творческие способности – робот стал заниматься поделками из дерева. Хозяин снимает с Эндрю обязанности дворецкого и помогает реализовывать поделки, забирая половину выручки, вторая половина уходит на счёт робота. Инвестиции искусственный интеллект направляет на поддержание внешней оболочки, со временем он остаётся единственным непредсказуемым роботом на Земле.

Робот продолжает жить с потомками Мартинов, продолжая своё дело, а затем переключается на «очеловечивание» себе подобных машин, чтобы те могли есть, пить и думать, как люди. Он участвует в создании протезов, успешно продаёт их и становится признанным изобретателем.

Идея Эндрю – стать полноценным человеком, но юристы боятся признавать его таким из-за бессмертия. Тогда робот решается на операцию, которая приведёт к постепенному увяданию подобно старению «организма». До самого конца Эндрю думает о Маленькой мисс, дочери Сэра Мартина.

Последний вопрос (1956 г.)

Завершает рейтинг любимый рассказ Айзека Азимова «Последний вопрос». Это короткое, но яркое произведение вмещает стремительный полёт мысли (или фантазии?) на миллионы лет вперёд до того момента, как Человечество должно прекратить существование. Автор прогоняет историю развития технологии и науки в поиске ответа на вопрос о том, как уменьшить энтропию (необратимое распыление энергии).

Айзек Азимов (1920-1992) - подлинная легенда «золотого века» американской фантастики. Почти всю свою жизнь он посвятил литературе: свыше четырехсот книг, включая специальные исследования и научно-популярные работы, вышло из-под его пера. Дело, конечно, не в количестве, есть среди фантастов и более плодовитые. Но, в отличие от большинства своих коллег, Азимов не следовал избитым клише - он фонтанировал оригинальными идеями, каждая из которых была способна породить целое направление в научной фантастике.

И это все - о нем

Как ни банально это звучит, уже биография Азимова похожа на увлекательный роман. Он появился на свет в Советской России, в местечке Петровичи под Смоленском. Произошло это судьбоносное событие 2 января 1920 года, а уже в 1923 семья Озимовых (так изначально звучала фамилия его родителей) эмигрировала в Соединенные Штаты. Литературная карьера Азимова началась шестнадцатью годами позже, с рассказа «Затерянные у Весты», опубликованного в журнале «Amazing Stories». С тех пор публикации посыпались одна за другой, и вскоре Айзек стал одним из активнейших деятелей американского фэндома, завсегдатаем форумов и конвентов, душой общества, обаятельным и куртуазным. Занятия литературой не мешали и научной карьере. Вчерашний эмигрант, он сумел блестяще окончить среднюю школу, затем - химический факультет Колумбийского университета, стремительно получить ученую степень и к 1979 стать профессором в своей альма-матер.

Майкл Уэлан, мастер фантастической живописи, проиллюстрировал множество книг Азимова. Эти работы украшают нашу статью.

Однако главные достижения Айзека Азимова, несомненно, лежат в области литературы. Здесь, правда, не обошлось без некоторой доли везения. Первым же человеком из мира научной фантастики, с которым лично познакомился юный Айзек, был Джон Вуд Кэмпбелл. Легендарный редактор журнала Astouding SF сыграл неоценимую роль в становлении американской фантастики «золотого века», лично выпестовал целое поколение блестящих писателей - от Роберта Хайнлайна до Генри Каттнера и Кэтрин Мур. Кэмпбелл не только обладал поразительным нюхом на таланты, но и буквально засыпал своих любимчиков целым градом идей, многие из которых нашли воплощение в повестях и рассказах тех, кого мы сегодня называем классиками НФ. Разумеется, Джон Кэмпбелл не мог пройти мимо Азимова, хотя лишь девятый из предложенных Айзеком рассказов увидел свет на страницах его журнала. Как и многие товарищи по цеху, писатель на всю жизнь сохранил признательность Кэмпбеллу - человеку, благодаря которому американская фантастика всего за несколько лет сделала гигантский эволюционный скачок.

О творчестве Айзека Азимова написана уйма статей и книг - в том числе, двухтомник воспоминаний самого писателя. Одно перечисление его литературных наград заняло бы несколько страниц убористым шрифтом. На счету Азимова пять «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983) и две «Небьюлы» (1972, 1976) - самых авторитетных премий в мировой фантастике. Однако куда важнее то, что его многочисленные книги до сих пор переводятся и переиздаются во всем мире - в том числе, произведения, созданные более полувека назад.

Я, робот

Первое, что приходит на ум, когда звучит имя Айзека Азимова, - образ робота в мировой фантастике. Нет, разумеется, роботов придумал не Азимов. Слово это родом из чешского языка, впервые его использовал Карел Чапек в своей знаменитой пьесе «R.U.R.», назвав так искусственных людей, предназначенных для самой черной, тяжелой и неквалифицированной работы. Сам же образ искусственного человека, живого, но лишенного души, пришел к нам из историй о Големе и чудовище Франкенштейна. Однако именно Азимов предложил идеальный способ раз и навсегда обезопасить человечество от самой возможности «бунта машин». Если в журнальной фантастике 1920-х годов обезумевший андроид был одним из главных врагов человечества (наряду с жукоглазыми монстрами и маньяками-учеными), то с приходом «святого Айзека» робот из лукавого раба превратился в незаменимого помощника и верного наперсника человека. А всего-то понадобилось ввести Три Закона, зашитых, так сказать, в BIOS позитронного мозга каждой разумной машины!


Думаю, не лишним будет еще раз напомнить эти Законы. Согласно Первому, робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Согласно Второму - должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. И, наконец, согласно Третьему, робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам. Позитронный мозг физически не способен нарушить ни один из этих принципов - именно на них базируется его структура.

Первый рассказ Айзека Азимова, посвященный роботам, появился в 1940 году на страницах одного из журналов научной фантастики. Рассказ назывался «Странный приятель», или «Робби», и повествовал о судьбе необычного робота - трогательного и очень человечного. За этим произведением последовало второе, третье, четвертое… А уже в 1950 цикл рассказов Айзека Азимова «Я, робот» вышел отдельной книгой, которая определила развитие темы разумных машин на многие годы вперед.

Основание и основатели

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» - писала Анна Ахматова. Интерес Айзека Азимова к роботам был вызван причинами вполне прозаическими. При всех своих достоинствах Джон Вуд Кэмпбелл, долгое время остававшийся главным издателем Азимова, отличался радикальными взглядами и полагал, что из любого конфликта с инопланетянами представитель «высшей» человеческой расы непременно должен выходить победителем. Эти рамки были слишком узки для Айзека, более того - противоречили его убеждениям. И писатель нашел блестящий выход: отныне в произведениях, которые он предлагал Кэмпбеллу, вообще не было инопланетян, а значит, отсутствовал и соответствующий конфликт. Однако это не значит, что Азимов полностью отказался от космической тематики. Напротив, произведения, действие которых происходило на далеких планетах, выходили из-под его пера одно за другим. Только вот населяли эти миры не «маленькие зеленые человечки», а все те же люди, потомки земных переселенцев.


Самым знаменитым азимовским циклом, начало которому было положено в этот период, стало «Основание» (также известное в русских переводах как «Фонд» и «Академия»). В романах, созданных под влиянием книги Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», нарисована едва ли не самая впечатляющая история будущего в научной фантастике XX века. Первая Империя человеческой расы пала под собственной тяжестью. Наука и искусства хиреют, армия разваливается, провинции объявляют себя независимыми государствами, связь между ними теряется - словом, наступают новые Темные Века. Конечно, оптимист Азимов не теряет веры в прогресс: рано или поздно мир вновь станет единым и над всеми мирами взовьются штандарты Второй Империи. Но можно ли просчитать, как будет развиваться ситуация, и сократить Темные Века до минимума? За это берется великий математик Хари Сэлдон, изобретатель науки психоистории, создатель Основания - сообщества, которому предстоит стать зародышем Второй Империи человечества.


Картины гибели и распада величайшей Империи, талантливо нарисованные писателем, впечатляют. Но главная находка Азимова в этом цикле, безусловно, сама психоистория. «Не пытаясь предопределять действия отдельных личностей, она сформулировала определенные математические законы, по которым развивалось человеческое общество», - так объясняет ее суть герой романа. Тысячелетиями создание такой науки остается мечтой власть имущих. Сегодня на смену оракулам и гадальщикам, пифиям и авгурам, картам Таро и кофейной гуще пришло старшее дитя Прогресса - всемогущая Наука. Что только ни используют, чтобы предсказать примерное направление развития общества - хотя бы на несколько месяцев вперед, до ближайших выборов… Увы, уверенно прогнозировать будущее социологи с политологами так и не научились…
Что же до «Основания», то судьба этого цикла сложилась вполне счастливо. В 1966 на 24-м «Уорлдконе» «Основание» получило премию «Хьюго» как «лучшая фантастическая серия всех времен». При голосовании романы Азимова обошли и популярнейшую «Историю будущего» Роберта Хайнлайна, и «Властелина колец» Джона Р. Р. Толкина, имя которого уже успело прогреметь в англоязычном мире.

Стальные пещеры

Фантастический детектив - жанр совершенно особый. Он сочетает черты традиционного детективного романа и фантастики, и поэтому зачастую подвергается критике с обеих сторон. Ценителей детективного жанра раздражают фантастические допущения, поклонников фантастики стесняет неизбежная для детектива жесткая структура. Однако писатели упорно возвращаются к этому направлению, вновь и вновь принуждают когорты неуловимых преступников и гениальных сыщиков браться за дело. И одним из общепризнанных классиков фантастического детектива опять-таки принято считать непревзойденного и многоликого Айзека Азимова.

Романы «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце» и «Роботы Утренней Зари» о полицейском Элайдже Бейли и его напарнике Р. Дэниеле Оливо - в некотором смысле продолжение цикла «Я, робот». Детектив сам по себе сродни запутанной шахматной партии, Азимов же добавил в это уравнение дополнительное неизвестное - роботов. Один из них, уравновешенный и сдержанный сыщик Дэниел Оливо, становится главным героем всех романов трилогии. Другие роботы неизменно попадают под подозрение или становятся ключевыми свидетелями в делах, которые предстоит распутать парочке следователей. Ход, надо заметить, остроумнейший. Поведение мыслящих машин жестко определено Тремя Законами - и, тем не менее, роботы то и дело оказываются замешаны в преступлениях со смертельным исходом. Да еще сложная внешнеполитическая обстановка требует найти виновного в рекордно короткие сроки…


Список фантастических детективов Азимова трилогией не ограничивается. Однако именно она вошла в анналы, стала неизменным примером для подражания. Причем не только в США и Англии, но и в России. Впервые «Стальные пещеры» вышли на русском в 1969, в одном из томов детлитовской «Библиотеки приключений», с предисловием Аркадия и Бориса Стругацких - и сразу трехсоттысячным тиражом. Далеко не каждый современный автор бестселлеров может похвастаться подобным успехом. И, в целом, заслуженно: хотя за минувшие годы свои силы в области фантастического детектива попробовали сотни писателей, произведения Азимова по-прежнему остаются идеальным образчиком жанра.

Начало вечности

Еще одно направление, в котором американский писатель оставил отчетливый след - хроноопера, литература о путешествиях во времени. Машина времени - дежурная тема НФ с незапамятных времен. В современной фантастике существует астрономическое число вариаций на эту тему, в том числе, множество классических: «И грянул гром…» Рэя Брэдбери, «Патруль Времени» Пола Андерсона, «Да не опустится тьма» Спрэга Де Кампа… Но «Конец Вечности» Айзека Азимова занимает в этом ряду одно из самых почетных мест. Насколько легко по текстам Брэдбери угадывается поэт, настолько же легко в авторе «Конца Вечности» опознается ученый-естественник. Дотошно и безжалостно-логично исследовав ситуацию с путешествиями во времени, Азимов сконструировал организацию, которая неминуемо должна была возникнуть в мире, где отправиться в прошлое или будущее не сложнее, чем съездить к тетке в Саратов.

Вечность - своего рода тоталитарное государство, которое существует вне основного временного потока и использует машину времени для исправления истории. Главная ее цель - сохранить общество в неизменности, застраховать обывателей от глобальных катастроф и потрясений. И в то же время, сохраняя статус-кво, Вечность лишила человечество будущего, фактически заморозила прогресс цивилизации на тысячелетия. Увы, именно глобальные потрясения, войны и катастрофы заставляют общество двигаться вперед. Полный покой ведет цивилизацию к загниванию и смерти…


Далеко не все писатели разделяют скептицизм Айзека Азимова. Более полувека Вечность снова и снова возрождается в романах других авторов, под новыми именами: Патруль Времени (у Пола Андерсона), Пескоцентр (в «Береге Динозавров» Кейта Лаумера), и так далее, и тому подобное. Большинство из этих организаций, впрочем, не столько корректирует историю человечества, сколько следит за ее неприкосновенностью. Слишком велик страх перед анархией, которая воцарится во времени, переполненном путешественниками без виз. Если одна бабочка, раздавленная в прошлом, аукнется в настоящем изменением политического строя в Америке, как способен искорежить историю очередной янки, заявившийся ко двору короля Артура с пулеметом наперевес?.. Именно этот страх раньше других почувствовал Айзек Азимов - и блестяще обыграл в своем романе.

Классики и современники

Проект памятника Азимову (работа Майкла Уэлана)

Бесспорно, этим вклад Айзека Азимова в копилку идей и сюжетов научной фантастики не ограничивается. Он придумал планету, жители которой видят звезды лишь раз в несколько тысячелетий и первым отправил своих героев в микромир, он выдвинул предположение, что неандертальцы владели телепатией и в ироническом ключе описал развитие счетно-вычислительных систем, он еще в 1950-х заговорил об угрозе ядерной войны и о контактах с жителями параллельного мира…

Сегодня в США и Англии ежегодно выходит несколько тысяч фантастических романов, и добрую треть этих произведений можно отнести к НФ. Но для того, чтобы разобраться, о чем предпочитают писать «научные фантасты», совсем не обязательно читать все эти книги. Если вас интересует, какие идеи активно развивают ныне западные беллетристы, перечитайте собрание сочинений Азимова. Уверяю вас: все разнообразие современной НФ отражается в его произведениях, как океан в капле воды.

В начале

Взрывающиеся солнца. Тайны сверхновых

Книги известного писателя-фантаста и ученого Айзека Азимова известны во всем мире. Предлагаемое издание познакомит читателя с Азимовым в качестве популяризатора науки. В этой книге рассказано о развитии знаний о космосе с древнейших времен до наших дней, об эволюции Вселенной, о рождении Солнечной системы, возникновении жизни на Земле. Все это рассматривается в тесной связи со сверхновыми.

Возможно, некоторые оценки и суждения американского писателя не совпадут с общепринятыми в нашей стране, тем не менее, книга, безусловно, будет интересна.

Вид с высоты

Сборник эссе, речь в которых идет сразу о нескольких областях науки - биологии, химии, физики, астрономии.

Вселенная. От плоской Земли до квазаров

В книге «Вселенная. От плоской Земли до квазаров» автор описывает шаг за шагом путь человечества к познанию окружающего его мира от маленького кусочка плоской Земли, которым исчерпывался когда-то мир людей, до гигантской пульсирующей Вселенной.

Автор вводит читателя в мир планет и звезд, светлых и темных туманностей, чудовищно плотных белых карликов, удивительных квазаров, разбегающихся галактик и космических лучей, заполняющих все известное пространство.

Выбор катастроф

Известный американский писатель-фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов комментирует с научной точки зрения библейскую картину сотворения мира и человека, «исторические» события, описанные в первых одиннадцати главах Библии, в книге Бытие.

Генетический код

От теории эволюции до расшифровки ДНК.

Азимов рассказывает об открытии носителя наследственных характеристик всего живого — ДНК, подробно говорит о сложных функциях клеток, хромосом, белков, объединяя эти писания и захватывающий рассказ о революции в молекулярной биологии.

Книги А. Азимова — это оригинальное сочетание научной достоверности, яркой образности, мастерского изложения.

Загадки микрокосмоса. От атома до галактики

Книги А. Азимова — это оригинальное сочетание научной достоверности, яркой образности и мастерского
изложения.

В этой книге А. Азимов с присущим ему чувством юмора повествует о законах микромира, строении Вселенной, свойствах небесных тел и галактик, о превращении вещества в энергию. Рассказывает о начале своего творческого пути в жанре фантастики и научно-популярной литературы.

Земля и космос. От реальности к гипотезе

Как появилась астрология и есть ли в ней рациональное зерно? Что такое "редкие земли"? Сколько времени будет продолжаться современный рост населения Земли и как можно решить демографическую проблему?

Вы сможете получить ответы на эти и многие другие вопросы из области астрономии, физики, химии и социологии, прочитав эту познавательную и увлекательную книгу.

Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства

В книге повествуется о Ханаане — зоне взаимодействия древнейших цивилизаций, находившейся на пересечении важных торговых путей, соединявших Месопотамию и Малую Азию с Египтом.

Азимов, опираясь на богатый документальный материал, данные археологических исследований и анализ древних источников, воссоздает подробную и объективную картину появления и исчезновения могущественных империй, бесчисленных войн и зарождения двух мировых религий: иудаизма и христианства.

История США. Освоение Северной Америки

Точно и достоверно изложенный в свойственной Азимову живой и доступной манере материал, обилие любопытнейших фактов и исторических анекдотов делает эту книгу не только полезным, но и увлекательным чтением.

Краткая история биологии. От алхимии до генетики

В книге повествуется о сложном пути развития биологии с глубокой древности до наших дней.

Много интересных и остроумных историй об иллюзиях и суевериях, открытиях и феноменах, гипотезах и перспективах сложной науки биологии.

Книга А.Азимова - это оригинальное сочетание научной достоверности, яркой образности, мастерского изложения.

Миры внутри миров. История открытия и покорения атомной энергии

Книга знаменитого писателя-фантаста и ученого посвящена покорению атома и огромным возможностям,
которые открывают перед человечеством неистощимые источники атомной энергии.

Нейтрино - призрачная частица атома

В книге «Нейтрино — призрачная частица атома» известного популяризатора науки А. Азимова в живой и популярной форме изложены современные представления о самой неуловимой частице микромира — нейтрино.

Азимов прослеживает цепь событий, приведших физиков к открытию нейтрино, рассказывает о том, как эту частицу научились регистрировать, о ее роли в эволюции Вселенной, о последних достижениях нейтринной физики — двухнейтринном эксперименте.

Популярная анатомия. Строение и функции человеческого тела

Айзек Азимов подробно описывает строение и функции тела человека, которого он воспринимает как частицу биосферы.

Увлекательно рассказывает о скелетном каркасе, мышцах, кровеносной и пищеварительной системах, а также о сердце, печени, легких, почках — органах, приводящих в действие и снабжающих энергией живой организм.

Популярная физика. От архимедова рычага до квантовой механики

Эта книга состоит из трех частей и охватывает период истории физики от Древней Греции и до середины XX века.

В последней части Азимов подробно освещает основное событие в XX столетии — открытие бесконечно малых частиц и волн, предлагает оригинальный взгляд на взаимодействие технического прогресса и общества в целом.

Книга расширяет представления о науке, помогает понять и полюбить физику.

Расы и народы. Ген, мутация и эволюция человека

Что объединяет и что разобщает жителей земли? Почему у голубоглазых родителей может родиться кареглазый ребенок? Всегда ли мутации приносят организму вред?

Книга дает ответ на эти и многие другие вопросы, а также знакомит с характерными особенностями и проблемами расового деления.

Римская империя. Величие и падение Вечного города

Книга «Римская империя. Величие и падение Вечного города» знакомит с деяниями римских императоров и целой плеядой выдающихся политиков, полководцев, философов, ученых и писателей.

Слова в истории. Великие личности и знаменательные события

Вы узнаете, как возникли те или иные исторические понятия и названия.

Автор охватывает период от древних времен до современности. Рассказывает, как называли правителей и великих воинов, как имена становились нарицательными, как возникали слова, которые мы используем, порой не подозревая, какой интересный и долгий путь во времени они прошли.



top