Дурные привычки арины родионовны и другие факты о няне пушкина, не попавшие в учебники. Из родословной арины родионовны Из семьи старообрядцев

Дурные привычки арины родионовны и другие факты о няне пушкина, не попавшие в учебники. Из родословной арины родионовны Из семьи старообрядцев

Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне - село Воскресенское), а точнее - в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное - Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу - Родионовой, а в быту - Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня". В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: "Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл". Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца - Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева - по мужу.

Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни. В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила, а уже в 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. 20 декабря 1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, вынянчила она и Ольгу, и Александра, и Льва.

Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны , уехала вместе с ними. Из церковной записи известно: "в Москве в 1799 году, мая 26-го дня, в день Вознесения" родился у Пушкиных сын Александр. Вскоре Мария Алексеевна решила также перебраться в Москву. В 1800 году она продала Кобрино с людьми, а в 1804 году купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Очевидно, Мария Алексеевна договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны. Таким образом, няня и ее дети в любое время могли найти приют в родной деревне, что всегда было мечтой каждого крестьянина.

Ситуация не совсем ясная. Одно время было принято считать, что Арине с семьей - мужем, умершим в 1801 году от пьянства, и четырьмя детьми Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой, то есть "крепостной, взятой на господский двор для обслуживания помещика, его дома". Дочь Арины Родионовны Марья вышла замуж за крепостного и, таким образом, тоже осталась крепостной. Биограф няни А.И. Ульянский утверждает, что дети вольной не получили. Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ; "верной рабой" называет няню в "Дубровском" сам Пушкин, хотя это, конечно, литературный образ. Отпустить на волю семью няни Мария Алексеевна, видимо, собиралась, но не отпустила. Позднее, в Михайловском, судя по спискам, Арина и ее дети снова проходят крепостными. От рождения до смерти она оставалась крепостной: сперва Апраксина, потом Ганнибала, наконец, Пушкиных. И Пушкина, заметим, ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне, хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз. Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Она была что-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. Она "домоправительница", по определению В.В. Набокова, старавшегося объяснить западному читателю ее роль.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Набоков вообще называет Арину Родионовну "бывшая няня его сестры". Не одна она, конечно, была няней. Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других. Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду. Позднее в семье Пушкиных родились и умерли младенцами Софья, Павел, Михаил и Платон. Неизвестно, нянчила ли Арина кого-либо из этих детей. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала в Москве среди многочисленной дворни, а после продажи Кобрино - в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

"Была она настоящею представительницею русских нянь", - вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли "дядек" (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный "дядька", проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа. Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев: "Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем - ни хорошего, ни плохого". А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее "мамушкой", относился к ней с теплотой и заботливостью.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого". В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

В январе 1828 года вопреки воле родителей сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. Молодые поселились в Петербурге, Ольге Сергеевне теперь, как хозяйке, предстояло вести дом. С родными отношения оставались холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Сделать это она могла только с разрешения родителей, так как своих крепостных не имела. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны. Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Удивительно, что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны - Льву Николаевичу Павлищеву.
Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени "Няня Пушкина". Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, - "...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница". Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..." Следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: "...но с одним грешком - любила выпить".

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

А.С. Пушкин

Уже вскоре после смерти Арины Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая мысли, созвучные официальной национальной идеологии. Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально". Тот же Анненков ввел в традицию преувеличения вроде: "Знаменитая Арина Родионовна". Он пошел еще дальше: оказывается, Пушкин "посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения". И еще: "Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания". Но сам Пушкин, в отличие от его биографа, нигде не называет няню ни посредницей, ни руководительницей, ни последним наставником, ни учителем. Кстати, слов "проклятое французское воспитание" у Пушкина тоже нет, у него "недостатки проклятого своего воспитания". Из этого заявления поэта следует, что Арина Родионовна, будучи его няней, как и родители, в детстве воспитывала его не слишком хорошо. Пушкин противоречит пушкинистам, утверждающим огромную положительную роль Арины Родионовны в формировании ребенка-поэта.

После 1917 года миф о няне был использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта. В советской пушкинистике роль няни еще более возрастает. Арина Родионовна поселяется во всех биографиях Пушкина, получает прописку во всех учебниках по русской литературе. В передовице "Правды" 1937 года няня из народа противопоставляется аристократическим родителям и, таким образом, сближает поэта с народом. Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым советским людям. Через год после столетия со дня смерти Пушкина торжественно праздновались еще два юбилея: 180 лет со дня рождения Арины Родионовны и 110 лет со дня ее смерти. В 1974 году, к 175-летию со дня рождения Пушкина, появились "изображения" няни, сделанные художниками. В магнитофонной записи зазвучал голос сказочницы, который "мог напоминать" голос няни. Были предложения установить няне памятник, и он был поставлен в Кобрине и даже в Пскове, где Арина Родионовна, кажется, вовсе не была. В дворянской усадьбе Суйда, вотчине Ганнибалов, на мемориальной доске няня по велению идеологического начальства причислена к родным Пушкина - отцу, матери и сестре. Сейчас очень трудно сказать, какую же на самом деле роль сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта. Очевидно, что биографы и друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же реальный вклад няни в воспитание поэта.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом
кладбище
похоронена

няня
А.С. Пушкина
1758-1828
"Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!"

Имя няни великого поэта Арины Родионовны известно практически каждому школьнику. Все знают и о том, что няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича». Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил. не раз говорил о том, что Арина Родионовна стала прототипом няни главной героини Татьяны в поэме «Евгений Онегин». Арину Родионовну он также «вывел» в ряде женских образов в трагедии «Борис Годунов», пьесе «Русалка», романе «Арап Петра Великого». Немало ей было посвящено стихотворных строк. Однако до нас не дошла полная биография Арины Родионовны, воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина, но многие из них поверхностны. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта…

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии, которое принадлежало графу Ф.А. Апраксину. В 1785 году граф Апраксин всех жителей села продал Абраму Петровичу Ганнибалу — деду A.C. Пушкина.

Как и все жители села, Арина была крепостной. Когда ей было десять лет, умер отец, оставив семерых детей. Девочке с малых лет приходилось работать — уже в восемь стирала и убирала в избе, шила и вышивала, с десяти лет работала в поле, ухаживала за лошадьми и скотом. «Нужда, недоедание, непосильный труд крепостного — вот ее воспоминания детства», — замечает автор статьи о ней С. Бойко. Несмотря на тяжелую жизнь, Арина была девочкой доброй, веселой — в селе ее любили; а еще она прекрасно рассказывала сказки. В село иногда приходил настоящий сказочник, пожилой крестьянин, который не мог выполнять тяжелую крестьянскую работу, но знал множество сказок и умел талантливо их рассказывать, этим и жил. Арина с восхищением слушала сказочника, а потом пересказывала сказки детворе — она обладала очень хорошей памятью. Повзрослев, овладела мастерством сказочницы и стала сама сочинять сказки, применяя законы построения этого фольклорного жанра: своеобразные зачины, присказки и концовки, постоянные тропы (эпитеты, сравнения) и придумывая самостоятельно эпитеты, сюжетные линии и пр., талантливо рассказывая сказки — где надо повышая или понижая голос, изменяя интонацию, делая точные паузы, передавая мимикой и жестами все, что нужно было передать в исполнении. Став замечательной сказочницей, уже взрослая Арина, которую мы знаем как знаменитую няню Пушкина Арину Родионовну, она передала будущему великому поэту любовь к русскому народному творчеству, к богатому русскому языку.

Когда Арине исполнилось 23 года, она вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева из соседней деревни. В своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения — Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни — такова была типичная доля русской женщины — крестьянки в те годы.

«Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

И с пеньем в церковь повели.

И вот ввели в семью чужую…

У Арины Родионовны было два сына и две дочери. Прямые потомки няни Пушкина в 30-е годы проживали в Ленинградской области.

В том же году, когда Арина вышла замуж, умер Абрам Петрович Ганнибал, и она вместе с мужем стала крепостной его сына, Осипа Абрамовича. А в 1797 году Арину Родионовну взяли в дом Пушкиных — ее выбрали из всех крепостных за добрый нрав, трудолюбие, умение ладить с детьми и взяли в дом в качестве няни для родившейся у Сергея Львовича и Надежды Осиповны дочки Оли, старшей сестры Пушкина. Через два года господа дали Арине Родионовне вольную, и она могла бы уйти, но осталась в доме и нянчила других детей Пушкиных.

Дети очень любили свою няню. Оля вспоминала спустя много лет: «Арина Родионовна мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками».

А Пушкин позже напишет:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов, игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя: в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Но настал момент, когда няню, простую крестьянку, заменили настоящей «мадам» — бедной, но благородной дамой, которая прекрасно владела французским: в то время «в чести» был французский язык, весь свет говорил только по-французски, и Мария Алексеевна Ганнибал, и Сергей Львович не хотели, чтобы их сын «заслушивался дворни» и говорил на русском языке; на русском языке дети — Оля, Саша и младший сын Лева — могли говорить только в детской, а за ее пределами — только на чужом языке. Маленький Саша очень переживал это, просил родителей оставить в доме Арину Родионовну, но они были непреклонны. В первый же вечер Саша попросил новую няню рассказать ему сказку, но та стала говорить по-французски. Мальчик замолк и отвернулся к стене. Он тогда в первый раз понял, что ему интересны только те сказки, какие говаривала Арина Родионовна.

Арина Родионовна вернулась в село Михайловское Псковской губернии. Именно туда был выслан из Петербурга опальный поэт Пушкин в июле 1824 года под надзор местного начальства. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, Арина Родионовна, которая по-прежнему так же любила своего Сашу, а он называл ее «мамушкой». В ее маленький домик, стоящий рядом с господским, часто приходил Пушкин и слушал песни няни, ее сказки. В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно».

Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

Сохранилось несколько писем к Пушкину, написанных под диктовку Арины Родионовны, в которых проявляется вся глубочайшая любовь няни к своему Саше: «… вы у меня беспрестанно в сердце и на уме; и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой Ангел, к нам, в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться…»

Арина Родионовна умерла в 1828 году в доме Ольги Сергеевны Павлищевой, в девичестве Пушкиной, той Оли, няней к которой она была введена в дом Пушкиных.

В этом же году Пушкин опубликовал второе издание своей поэмы «Руслан и Людмила», в которой поместил Пролог, написанный в Михайловском, где сказал о том, как дороги ему русские народные сказки, которые он с наслаждением слушал и в детстве, и в годы Михайловской ссыпки от своей няни Арины Родионовны.

МОСКВА, 21 апр — РИА Новости, Анна Кочарова. В этот день 260 лет назад по новому стилю (10 апреля по старому) родилась Арина Родионовна Яковлева — няня Пушкина.

Жизнь этой крепостной крестьянки была тесно связана со знаменитой семьей. О том, сюжеты каких произведений она подсказала Пушкину и почему осталась в истории русской литературы, — в материале РИА Новости.

Кажется, что в жизни этой женщины и не было никого, кроме великого русского поэта. С детства, из школьной программы, мы знаем стихи, адресованные ей. С детства читаем о том, как она заботливо ухаживала за своим подопечным.

Небольшого роста, такого же, как Пушкин. Бойкая, острая на язык, полная лицом — вот что известно о том, как выглядела Арина (или, по некоторым источникам, Ирина) Родионовна. Современники поэта, описывая ее, отмечали главное: она преданно любила своего Александра Сергеевича.

Сохранился один портрет Арины Родионовны работы неизвестного мастера, говорит заведующая музеем "Домик няни А. С. Пушкина" Наталья Клюшина. Но кажется, что все мы с детства знаем, как она выглядела. Ведь для читателей она давно уже стала такой всенародной няней и бабушкой, уверен художник из Санкт-Петербурга Игорь Шаймарданов, автор серий живописных работ на пушкинские темы. Его произведения, как и другие артефакты, связанные с жизнью няни, представлены на выставке "ДР Арины Р" в Санкт-Петербургском выставочном зале "Смольный".

© Предоставлено ГБУК ЛО "Музейное агентство"

© Предоставлено ГБУК ЛО "Музейное агентство"

О биографии няни Пушкина сегодня известно многое, ее жизнь уже давно стала сферой научных интересов пушкинистов. "Девочкой, примерно в десятилетнем возрасте, она потеряла отца, — рассказывает Наталья Клюшина. — С малых лет жила в нужде и труде, умела прясть, ткать, вышивать, плести кружева".

Довольно молодой вышла замуж и родила четверых детей — сыновей Егора и Стефана, дочерей Надежду и Марию. Исследователи пишут , что она могла обратить внимание господ на себя своим острым разговором и бойкостью. Но и муж ее, Федор Матвеев, был уважаем односельчанами. Редкие крестины и браки проходили без приглашения и его участия в качестве поручителя.

Пушкины, судя по всему, к заботливой няне относились по-особенному. Она нянчила целое поколение этой семьи.

"Ей предлагали вольную, но она отказалась, — рассказывает Наталья Клюшина. — Арина Родионовна видела, что Надежда Осиповна (мать Александра Сергеевича. — Прим. ред.) собирается стать матерью, и считала должным остаться в этой семье. К тому же приписанные ко двору крестьяне, в отличие от тех, кто трудился на земле, занимали особое положение в господских семьях: это и одежда, и питание, и уважение".

Няне выделили отдельный дом в Кобрино. Но позже, перебравшись вслед за семьей в Москву, она договорилась, что и ее дети смогут последовать за ней. Уехали две дочери и младший сын. Старший остался в Кобрино. На протяжении многих лет, вплоть до середины ХХ века, там жили потомки Арины Родионовны.

"Эта бойкая старушка знала множество сказок, частушек, поговорок, присказок, — продолжает Наталья Клюшина. — Она была неграмотная, читать не умела. Но ее отличали народная мудрость, меткие выражения, острые словечки. Пушкин записал со слов Арины Родионовны семь сюжетов сказок. Три дошли до нас в поэтической обработке: это "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и его работнике Балде" и "Сказка о мертвой царевне".

"Пушкин очень любил свою няню, посвятил ей много стихов "Няне", "Зимний вечер", "Городок", — напоминает заведующая музеем "Домик няни А. С. Пушкина". — И как ни парадоксально, ни одного стихотворения не посвятил ни матери, ни отцу. Арина Родионовна умела выслушать и посоветовать. Всю свою любовь, сердечность и доброту отдала Пушкину".

Этим няням и дядькам должно быть отведено почётное место в истории русской словесности.

И. С. Аксаков

В начале октября 1828 года загостившийся в Москве поэт А. А. Дельвиг наконец-то собрался в обратную дорогу и отправился на невские берега. Накануне отъезда барон - в ту пору издатель «Северных цветов» - получил от другого поэта, Е. А. Боратынского, ряд рукописей, предназначенных для помещения в альманахе. Среди кипы вручённых бумаг была и поэма «Бал» («Бальный вечер»).

По приезде в Петербург А. А. Дельвиг сразу же ознакомил с доставленным произведением своего ближайшего друга, Александра Пушкина. Известно, что последний в октябре немало размышлял о творчестве Евгения Боратынского, поминал «элегического поэта» в беседах с приятелями и даже нарисовал на полях черновика его портрет . А вскоре после этого Пушкин покинул Северную столицу - и двинулся в Тверскую губернию.

Уже оттуда, из Малинников (имения преданной П. А. Осиповой), он написал (где-то в конце октября - начале ноября) письмо Е. А. Боратынскому. Пушкинское послание не сохранилось, однако мы всё же знаем, что там, среди прочего, было выражено неудовольствие кое-какими строками недавно прочитанного «Бала». Вот что сообщил по этому поводу сам раздосадованный Е. А. Боратынский Антону Дельвигу в первых числах декабря 1828 года:

«Я получил письмо от Пушкина, в котором он мне говорит несколько слов о моём „Бале“. Ему, как тебе, не нравится речь мамушки. Не защищаю её; но желал бы знать, почему именно она не хороша, ибо, чтобы поправить её, надобно знать, чем грешит она» .

Итак, Пушкина (да и в чём-то солидарного с ним барона А. А. Дельвига) не устроили нравоучительные речи, с которыми обратилась к героине «Бала», княгине Нине (только что принявшей смертельный яд), её няня (или кормилица). Ничего не подозревавшая «мамушка седая» вещала во мраке «глухой ночи» буквально следующее:

«Ты ль это, дитятко моё,

Такою позднею порою?..

И не смыкаешь очи сном,

Горюя Бог знает о чём!

Вот так-то ты свой век проводишь,

Хоть от ума, да неумно;

Ну, право, ты себя уходишь,

А ведь грешно, куда грешно!

И что в судьбе твоей худого?

Как погляжу я, полон дом

Не перечесть каким добром;

Ты роду-звания большого;

Твой князь приятного лица,

Душа в нём кроткая такая, -

Всечасно Вышнего Творца

Благословляла бы другая!

Ты позабыла Бога… да,

Не ходишь в церковь никогда;

Поверь, кто Господа оставит,

Того оставит и Господь;

А Он-то духом нашим правит,

Он охраняет нашу плоть!

В наброске пушкинской статьи 1828 года о «Бале» (статьи, так и не завершённой и не напечатанной при жизни рецензента) читаем: «Сие блестящее произведение исполнено оригинальных красот и прелести необыкновенной. Поэт с удивительным искусством соединил в быстром рассказе тон шутливый и страстный, метафизику и поэзию» (XI, 75) . Правда, далее Пушкин, покончив с искренними комплиментами, попенял-таки Е. А. Боратынскому за «строгий тон порицания, укоризны», взятый автором в отношении «бедной, страстной героини» (XI, 76) поэмы. Здесь, вероятно, подразумевались и ночные сентенции старой московской няни.

Конечно, кашляющая, тяжко вздыхающая, то и дело крестящаяся («сухой, дряхлой рукой») и творящая земные поклоны «мамушка» вышла у Евгения Боратынского излишне ригористичной, ходульной, если не карикатурной. Да и момент для няниной проповеди был выбран автором неудачный: художник тут явно не совладал с «планом» произведения. Но Пушкин, уловив всё это, мог иметь и другие, причём весьма веские, основания для критической оценки данного художественного образа.

Нам надо учитывать, что ко всяческим мамушкам и нянькам, столичным и провинциальным, он, и тогда особенно , относился очень серьёзно, откровенно пристрастно.

Существовавшее на Руси крепостное право обычно описывается историками, писателями и публицистами посредством одной краски и ассоциируется в общественном сознании с бесконечно жутким злом, с «Барством диким, без чувства, без закона» (II, 83). В определённой степени это, разумеется, верно: ведь значительная часть населения империи на протяжении веков неизбывно пребывала в юридически оформленном рабстве. Но нам стоит, осуждая бесчисленные мерзости барства, помнить и другое: российские законы редко исполнялись в точности, от сих до сих, зато они часто корректировались российскими же своеобычными понятиями.

Подобная их коррекция, сперва творимая в пределах какого-либо локуса в частном порядке, постепенно набирала силу, выходила за границы локуса и делалась общей традицией, которая смягчала или видоизменяла важные нормативные акты (или их параграфы) до парадоксальной неузнаваемости.

Упрямый многокрасочный быт, исподтишка редактирующий жёстко провозглашённое на гербовой бумаге официальное бытие, - одна из наших древнейших и характернейших национальных особенностей.

Посему-то следование неканоническим понятиям временами вело к появлению в усадьбах отъявленных самодуров, неуёмных салтычих - однако параллельно, по соседству, подрастали и их прекраснодушные и подозрительные антиподы, неотмирные чудаки («фармазоны»).

А вот другая бытовая поправка к тесному крепостному закону. По закону холопам надлежало быть пугливым и благонравным, томящимся в затворённом загоне стадом, довольствоваться разве что господскими гремушками, - но закон верноподданные втихую повернули так, что из бессловесного стада почему-то стали выдвигаться, наделяться достоинством и возвышаться личности , прославлявшие рабовладельческое государство.

Никак не регламентированным с высоты престола феноменом этой эпохи стало также формирование сравнительно небольшой категории лиц, которых позднее один из историков удачно назвал «столбовыми крепостными » . В мемуарных и иных источниках о них есть крайне любопытные сообщения.

«В старых домах наших многочисленность прислуги и дворовых людей, - писал, к примеру, князь П. А. Вяземский, - была не одним последствием тщеславного барства: тут было также и семейное начало. Наши отцы держали в доме своём, кормили и одевали старых слуг, которые служили отцам их, и вместе с тем пригревали и воспитывали детей этой прислуги. Вот корень и начало этой толпы более домочадцев, чем челядинцев» .

К таковым «домочадцам» принадлежали и дядьки барчуков, и конечно же няни и кормилицы-мамушки дворянских детей. «Нянька, которая вынянчила самого старого барина или барыню, или старинная наперсница девичьих шашней, не только сама пользовалась привилегией почти равенства с господами, но и всё её родство сближалось с молодым поколением господ», - утверждал В. В. Селиванов . Да и в воспоминаниях Г. И. Филипсона фигурирует аналогичная крепостная. «Нянька моя была женщина очень неглупая, но, прежде всего, добрая и любящая, честная и совершенно бескорыстная, - отмечал автор. - Она ходила за мной шесть лет, а потом нянчила ещё брата и четырёх сестёр. Кротость и терпенье её были невероятны <…>. Впоследствии она сделалась почти членом нашего семейства. Мать дала ей отпускную, но она и не думала оставлять нас…»

Горынина Александра 9 в класс

Проект раскрывает роль Арины Родионовны Яковлевой в жизни и творчеств А.С. Пушкина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»

Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина

Работа ученицы 9 «в» класса

Горыниной Александры Александровны

Руководитель проекта:

Залунина Татьяна Николаевна

Рыльск

2018

Введение………………………………………………………………2

Глава 1. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина…………………………………………………………………..3

1.1. Биография Арины Родионовны……………………………………………………………3

1.2. Сказки няни и самого А. С. Пушкина……………………………………………………………….7

1.3. Арина Родионовна в произведениях А. С. Пушкина………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………...14

Введение

Кто не знает Александра Сергеевича Пушкина? Ведь он один из самых величайших поэтов всех времен и народов, если не самый. Его считают создателем современного русского литературного языка. Одним из главных всероссийских национальных поэтов А. С. Пушкин стал еще при жизни. Я считаю, что каждый, кто хоть раз прочитывал хоть одно его произведение, не мог не влюбиться в его творчество. Немалую роль в жизни писателя и поэта сыграла его няня Арина Родионовна. Её любимый воспитанник всегда говорил о ней с чистой любовью и глубоким уважением. Вокруг легендарного, я бы даже сказала, образа няни великого поэта возникло и возникает много споров, преданий и слухов.

Цель: выяснить, какое влияние оказала на жизнь и творчество А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева.

Задачи:

  1. Изучить биографию Арины Родионовны;
  2. Проанализировать образы Арины Родионовны в произведениях А. С. Пушкина для понимания ее роли в его творчестве;
  3. Выяснить роль Арины Родионовны в жизни А. С. Пушкина.

Гипотеза: Арина Родионовна Яковлева внесла большой вклад в жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина.

Глава 1. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина

1.1.Биография Арины Родионовны

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года. Всего один лишь год она была крепостной крестьянкой Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году поместье Суйда и ближайшие к нему деревни вместе с крестьянами у Федора Алексеевича купил прадед Пушкина – А. П. Ганнибал.

В древности родина няни Александра Сергеевича называлась Ижорской землей. Эти края принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Водской пятины. Скорее всего, знания сказочного и песенного материала пошли от этнографических черт родины.

Родителей Арины Родионовны звали Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна. Они жили в селе Воскресенском. Будущая няня была третьим ребенком в семье. Самой старшей была ее сестра по имени Евдокия. Следующим по старшинству был их брат Семён.

В 1768 году, в возрасте 10 лет Арина Родионовна потеряла отца.

Родион Яковлев умер в возрасте тридцати девяти лет, оставив жену и семеро детей (двоих сыновей и пять дочерей). С детства Арину Родионовну приучили к тяжелой работе, но также она умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. Она с детства была рукодельницей. Позже, когда она будет жить в селе Михайловском, она научит рукоделию всех девушек поместья.

В 1780 году, старший брат Арины Родионовны Семён женился. Настала и ее очередь выходить замуж. Будущая няня в красках запомнила свои нелегкие детские годы. Истории Арины Родионовны о своем прошлом отразились на творчестве Александра Сергеевича, а в особенности на произведении «Евгений Онегин». Няня Пушкина была прототипом няни Татьяны – главной героини романа. В произведении ее знали под именем Филипьевна. На самом деле, так звали бабушку Арины Радионовны. Полное имя – Настасья Филипповна. Видимо эта героиня также была создана Александром Сергеевичем под впечатлениями от историй няни. Действительно, бабушка Арины Родионовны также была выдана замуж в возрасте 13 лет, как и героиня романа.

«Поговорим о старине, » - настаивает Татьяна в третьей главе «Евгения Онегина». Я думаю, что и Александр Сергеевич не один раз обращался к своей няне, «наперснице волшебной старины», «хранившей в памяти немало старинных былей, небылиц...»

Выдавали замуж Арину Родионовну за бедного крестьянина по имени Фёдор Матвеев. Родные жениха и невесты очень спешили поженить молодых. Потому как владелец этих двух деревень Ганнибал был при смерти. И после его кончины наследство будут делить его сыновья. А если Арина и Фёдор будут мужем и женой, их не смогут разлучить.

Федор, как и его жена, был сиротой, а также не имел своей избы. В его деревне под названием Кобрино редко кто жил своим двором. Один крепостной двор состоял от трех и больше семей. В 1782 году у Арины и Федора родился сын, которого они назвали Егором. Еще через четыре года родилась дочь по имени Надежда. Спустя еще два года, родилась дочь Мария. Последним ребенком в семье был мальчик по имени Стефан, который родился в 1797 году.

В тесноте да не в обиде прожила семья крестьян еще около четырнадцати лет. После она была взята служанкой в семейство Пушкиных-Ганнибалов. В 1795 году бабушка Александра Сергеевича Мария Алексеевна подарила в Кобрине для семьи Арины Родионовны отдельную избу. Она хорошо знала саму Арину и ее старшую сестру, поэтому взяла первую служить в господский дом.

Арина Родионовна отдала всю свою любовь Александру Сергеевичу. Она относилась к нему, как родная мать.

Александр Сергеевич по-настоящему ценил и любил Арину Родионовну. Повзрослев, поэт зарисовал портрет своей няни. Он убрал морщины с родного лица. Изобразил её с длинной косой в сарафане с задорным взглядом. Он представил ее такой, какой она, возможно, была в девичестве.

Семья Арины Родионовны, конечно, находилась в особом расположении у господ, как семья кормилицы и няни барских детей. Вольную им не дали, но наверняка предоставлялись какие-то льготы: отпускали на определенное время, возможность иметь заработок. Такие отношения барина с крепостными были довольно распространены.

В 1808 году Надежда Федорова дочь Арины Родионовны живет вместе с нею в доме Пушкиных в Москве. В 1816 году в селе Михайловском с ней жили ее сыновья, а также жена Егора Аграфена с их дочерью Катериной.

Мария Алексеевна не сумела выдать вольную детям Арины Родионовны, но она смогла позаботиться о них. В деревне Кобрино оставалась изба, специально строившаяся для этой семьи. В 1800 году, продавая деревню с крестьянами и всеми строениями, бабушка Александра Сергеевича как-то сумела договориться с новыми владельцами о том, что в этой избе будут жить муж и дети Арины Родионовны. Они, конечно, были исключены из продажи.

С 1824 года по 1826, Арина Родионовна жила вместе с Александром Сергеевичем в селе Михайловском, куда поэта отправили в ссылку. По словам соседей, няня Пушкина была почтенной старушкой, с полным добрым лицом, ее волосы были полностью седыми. Среди крестьян поместья она также занимала высокое место. Александр Сергеевич всем сердцем любил свою няню. Всегда чрезвычайно заботился о ее здоровье. После окончания срока ссылки Александр Сергеевич уехал в Петербург, а Арина Родионовна осталась хозяйкой усадьбы. Сестра Александра Сергеевича в 1828 году против воли родителей выходит замуж за Николая Ивановича Павлищева. Ольга Сергеевна решает забрать Арину Родионовну к себе. Посему, последние года своей жизни, няня провела в доме своей воспитанницы.

Арина Родионовна прибыла в поместье Павлищевых в марте 1828 года. Перед этим она в последний раз повидалась со своим сыном Егором, внучкой Катериной и другими родными. Через несколько месяцев после этого няня умерла. Очень долго точная дата смерти Арины Родионовны не была известна. Единственное, что удалось узнать, так это то, что она была похоронена на Смоленском кладбище. А после стала известна дата смерти – 29 июля 1828 год.

Возможно, именно поэтому Александр Сергеевич не любил городские кладбища, зная, что на одном из них похоронена его любимая няня? Его переживания можно увидеть в строках стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Когда за городом, задумчив, я брожу».

Возможно, именно поэтому в восьмой главе «Евгения Онегина», когда описаны воспоминания главной героини Татьяны о могиле своей няни, поэт так трогательно писал об этом?

На Смоленском кладбище в июньские Пушкинские дни 1977 года была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись: «На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина. 1758-1828.»

1.2.Сказки няни и самого А. С. Пушкина

Арина Родионовна знала по-настоящему народные сказки, но и рассказы крепостных крестьян она знала. Первые сказки, которые она рассказала Александру Сергеевичу Пушкину, назывались «Сказка о Бове-корове», «Еруслан Лазаревич». Во время учебы в Лицее Александр Сергеевич написал стихотворение «Сон».

Душевных мук волшебный исцелитель,

Мой друг Морфей, мой давный утешитель!

Тебе всегда я жертвовать любил,

И ты жреца давно благословил:

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженный неги час,

Когда, в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое...

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины,

Драгой антик, прабабушкин чепец

И длинный рот, где зуба два стучало, -

Все в душу страх невольный поселяло.

Я трепетал - и тихо наконец

Томленье сна на очи упадало.

Тогда толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворожали.

Терялся я в порыве сладких дум;

В глуши лесной, средь муромских пустыней

Встречал лихих Полканов и Добрыней,

И в вымыслах носился юный ум...

К сожалению, сохранился лишь отрывок поэмы, которую Пушкин также написал в годы учебы в лицее, «Бова». Эта сказка была очень популярной в то время. Сюжет был таков: Отчим Бовы-королевича заключил своего пасынка в тюрьму и хотел казнить его. Но Бове помогает обыкновенная служанка и он сбегает. Дальнейшее время он путешествует, побеждая своих врагов. Его помощником стал оборотень (полу пес, полу человек) по имени Полкан. Бова женится на очень красивой дочери царя, но был разлучен с ней. Вернулся он к царевне только тогда, когда она собиралась выходить замуж за другого. Потом они снова разлучаются. Бова решает жениться на другой девушке. Но его дети находят его и сообщают об их матери. Вобщем, эта сказка очень понравилась Александру Сергеевичу. Около 1822 года он захотел написать поэму на этот сюжет. Но, к нашему сожалению, сохранились лишь черновики и отрывки.

В 1820 году Александр Сергеевич закончил свою работу над поэмой «Руслан и Людмила». Я думаю, что имя главного героя, он переделал из Еруслана, которое также было в одной из няниных сказок. Также они вдохновили его на создание чародея Финна. Такие волшебники упоминаются в северных сказках. А их Пушкин слышал от Арины Родионовны.

Вот еще пример. «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

Сюжет: Один царь решил жениться. Но никто ему не нравился. Однажды он случайно услышал разговор трех родных сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь решил жениться на младшей сестре. Мачеха правителя ужасно завидовала девушке и, в конце концов, решила ее загубить. После девяти месяцев теперь уже царевна родила 34 мальчика. Последний родился нежданно.

Ничего не напоминает? Конечно, напоминает, ведь это основа «Сказки о царе Салтане и сыне его храбром и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В сказке Арины Родионовны царя звали Султан Султанович. В пушкинской сказке волшебными способностями обладает Царевна Лебедь, а у няни 34 сын.

На основе еще одной сказки няни Пушкин создал «Сказку о попе и работнике его Балде». Но я не нашла не одного похожего по сюжету произведения на нее.

Интересно еще и то, что Арина Родионовна назвала главного героя именно Балда, а не Иван-дурачок, как во многих сказках.

Другая сказка послужила сюжетом для написании «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Похожие очень популярны в европейском фольклоре, но у Арины Родионовны он немного своеобразен. Содержание похожих сказок такое: злая мачеха, завидуя своей падчерице, решила ее погубить. Но девушка обязательно спасается и живет в доме у разбойников, гномов или карликов. Мачеха должна трижды попытаться убить ее. Последний раз становится летальным для девушки. Ее кладут в гроб, но в конце сказки она оживает.

1.3. Арина Родионовна в произведениях А. С. Пушкина

Вспомним стихотворение Пушкина «Зимний вечер». По жанру оно является посланием, обращением к няне. В этом произведении лирический герой понимает, что подобно приступу плохого настроения, метель и буря утихнут, надо лишь переждать. Лирический герой подбадривает свою собеседницу - няню, пытается объяснить, что нет причин печалиться.

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Он предлагает няне вспомнить народные песни, которые она пела ему раньше и в которых жизнь запечатлена в ярких красках. Поэт предлагает собеседнице и другой способ на время непогоды поднять настроение

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

По Пушкину, для человеческого сердца неестественно находиться в состоянии угнетенности и грусти, человек создан для счастья и любви.

В другом стихотворении поэта «Няне» мы слышим строки, исполненные любви Пушкина к своей старой няне. Он называет ее

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Поэт описывает тоску няни по нему, но мы слышим в этих строчках и тоску самого Пушкина по женщине, которая стала для него второй матерью.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, забота

Теснят твою всечасно грудь.

Арина Родионовна явилась и прототипом Егоровны в повести Пушкина «Дубровский». «Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать». В этих строках перед нами встает, словно живая, Арина Родионовна.

Ностальгией по Михайловскому и по умершей няне стало стихотворение «…Вновь я посетил», написанное в 1835 году. Тематически произведение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское, где он долго не был. Поэт видит «опальный домик», где он жил с няней, своей верной спутницей с рожденья. Но няни уже нет в живых. Остались только одни воспоминания о ней.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых …

В 1833 году Пушкин написал стихотворение «Свят Иван, как пить мы станем…» (при его жизни оно не было напечатано). Здесь под именем Пахомовны поэт вспоминает покойную Арину Родионовну. В стихах, словно написанных от лица русского крестьянина, Пушкиным воссоздана атмосфера народности, окружавшая няню. Оно посвящено памяти Арины Родионовны - замечательной сказочницы:

Да еще ее помянем:

Сказки сказывать мы станем-

Мастерица ведь была

И откуда что было.

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!...

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы и не ел.

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Слушай, сват, начну первой.

Сказка будет за тобой.

Заключение

Изучив биографию няни поэта и его творчество, я сделала выводы:

  1. Благодаря А.С.Пушкину имя Арины Родионовны стало известно всему миру.
  2. Не просто няней, а большим другом стала Арина Родионовна для поэта.
  3. Няня оказала влияние на формирование Пушкина как поэта и человека.
  4. Многие сюжеты и мотивы сказочных историй, рассказанных няней, поэт использовал в своём творчестве.
  5. У Арины Родионовны Пушкин научился первым урокам литературного мастерства.

Список литературы

  1. Блинова С.Г. «Пушкин и его время», Москва, «Терра», 1977.
  2. Коровина Р.Н. «Творчество А.С.Пушкина», Москва, 1992. 4. Пушкин А.С. «Стихотворения», Москва, «Рипол Классик», 1977
  3. Интернет-ресурсы

Самое обсуждаемое
Крымская война: основные события Крымская война: основные события
Сколько советских людей погибло во Второй мировой войне? Сколько советских людей погибло во Второй мировой войне?
Статистика второй мировой войны Статистика второй мировой войны


top