Храм Николая на Трёх Горах. Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Храм николая на трех горах

Храм Николая на Трёх Горах. Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Храм николая на трех горах

По поводу даты строительства мнения расходятся – 1762 или 1763 год это был. Однако известно, что здание было небольшим, и впоследствии неоднократно расширялось и перестраивалось.

В жизни обители огромное участие принимал купеческий род Прохоровых. Почти столетие они оставались её меценатами и попечителями. Кстати, при храме работала первая в столице школа для девушек. К 1900 году в ней училось более 80 воспитанниц.

В 1860 году были выстроены трапезная и колокольня. Новые сооружения явно дисгармонировали с архитектурой основного здания церкви, поэтому его решили перестроить. Хотя по другой версии причиной была растущая численность местного населения. Так или иначе проектом занялся архитектор Георгий Кайзер, и в декабре 1902 года новый храм Николая на Трёх горах уже был освящён.

Архитектурная композиция получилась объёмной и весьма интересной. Здесь плавные линии полукруглых апсид и килевидных закомар перекликаются с чёткими прямыми формами полуколонн, украшающих фасады. Все окна храма циркульные и выдержаны в одном размере. Храм имеет 3 луковичных главы: две из них расположены на его основном объёме, а третья венчает широкий приземистый купол. Шатёр колокольни декорирован слуховыми окошками и завершается великолепной маленькой главкой.

В 1920-х гг. храм Николая на Трёх Горах был разграблен (изъяли более 12 пудов золота и серебра в виде монет и разной утвари), но оставался действующим. Нужно отметить интересный факт: одним из регентов обители в то время был Александр Александров, в будущем автор гимна СССР.

В 1928-м храм закрыли, а нескольким позже перестроили. Хотя правильнее было бы сказать изуродовали. В здании разместились сначала Дом культуры, потом Дом пионеров им. Павлика Морозова.

Обитель вернули Церкви в 1992 году; регулярные богослужения возобновились только в 2001-м, после долгих лет реставрации. Сегодня при храме работает воскресная школа, действуют молодёжный и мужской хоры.

Храм в XVII веке

История храма святителя Николая на Трёх Горах начинается с деревянной церкви Св. Николы во Псарях, упоминаемой в летописях с 1628 г. Её название связано с Государевым Псарным двором, отвечавшим за охоту и царские зверинцы, который в 1637 г. перевели от западной стены Кремля на Три горы.

Метрика храма свт. Николая на Трех горах, что в Новом Ваганькове

Рознятся мнения и о возникновении названия «Ваганьково». По преданию царские псари-малороссы использовали ваганы – большие, выдолбленные в дереве корыта – для приготовления еды, за что их самих прозвали ваганами , а место их проживания – Ваганьково. Поселение на Пресне в XVII в. получило название Новое Ваганьково, а слобода за Кутафьей башней осталась Старым Ваганьковым.

Правда, есть другая версия происхождения топонима. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог – Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV в. здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами, как и бродячих поэтов-бардов в средневековой Европе.

Есть сведения, что в 1695 г. храм начинает перестраивать живущий рядом думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, построивший также знаменитую каменную церковь Св.Ильи Обыденного на Остоженке.

XVIII – начало ХХ века

В первой половине XVIII в. Три Горы становятся дачным местом для состоятельных москвичей. Со временем богатые «дачники» превращаются в постоянных жителей Нового Ваганькова и приписываются к Свято-Никольскому приходу.

Именно к этому времени относится получение разрешения на строительство каменного храма на месте деревянного: по одним данным оно датируется маем 1763 г., по другим – 1762 г. В любом случае, новый храм был небольшим. Зато в последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1799 г. рядом с Никольским храмом на берегу Москвы-реки купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основывают ситценабивную фабрику, ставшую со временем знаменитой Трёхгорной мануфактурой.
Василий Иванович Прохоров (1755-1815), купец 3-й гильдии, основатель династии московских промышленников, родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. До 1771 г. он работал приказчиком по пивоваренному делу. Однако оставил это занятие, «несовместимое с христианским благочестием», и занялся ситценабивным делом. Со временем В.И. Прохоров стал единоличным владельцем мануфактуры, выкупив долю Фёдора Резанова.

Почти сто лет, вплоть до 1896 г., Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след в церковной жизни Москвы. Промышленники занимались также благотворительностью, учреждали больницы и приюты для сирот и бездомных.

Проект перестройки храма, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.

После эпидемии холеры 1848 г., в благодарность за избавление от неё, Свято-Никольский храм было решено перестроить. К концу 1860 г. у храма появилась большая трапезная и высокая колокольня, его площадь увеличилась в два с половиной раза. Строительство осуществлялось на деньги прихожан.

Во второй половине XIX в. неустанными пастырскими трудами настоятелей протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского Свято-Никольский приход стал самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались в храме ежедневно, а в воскресные и праздничные дни служили по три литургии. Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. В 1861 г. при храме был создан Попечительский совет, который собирал сведения о неимущих прихожанах и оказывал им помощь. Отец Руф основал также первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, к началу ХХ в. в ней занималось почти 90 воспитанниц.

Проект северного фасада, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.

Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 г. на основе проекта известного архитектора Георгия Александровича Кайзера (1860-1931), утверждённого лично Императором Николаем II.

Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 г., однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 г. Проект храма Г.А.Кайзера также лёг в основу восстановительных работ в 1991-2000 гг.

События 1905 года, центром которых стала Пресня, а также Октябрьская революция 1917 г. чудесным образом не отразились на жизни Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами же рабочие Трёхгорки – прихожане храма.

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм святителя Николая на Трех Горах за свою многовековую историю не раз менял свое название и неоднократно перестраивался. В летописях 1628 года упоминается его прародительница - церковь Николы во Псарях. Такое название она получила по причине перевода сюда Царского Псарного двора в середине XVII века. Эта приходская церковная община переселялась по городу неоднократно, и, что удивительно, всегда переносила с собой церковь, вероятно поэтому некоторое время она носила название "храм Николы на курьей ножке".

Храм святителя Николая на Трех Горах

В 1695 году Псарный двор был расположен в урочище Три Горы, за заставой, названной Трехгорной. Изначально это был деревянный храм, затем в 1762-1775 годах он был отстроен в камне в селе Новое Ваганьково с тремя престолами. Главный - в честь иконы Богородицы «Живоносный источник», два предела - в честь и святителя Со временем его пределы постепенно расширялись, и в 1860 году были отстроены высокая колокольня и трапезная, площадь владений увеличилась больше чем в два раза.

Храм святителя Николая на Трех Горах - архитектурный памятник XIX века и объект культурного наследия. Известен очень любопытный факт, связанный с этим сооружением. Оказывается, в 20-х ХХ столетия годах здесь служил регентом А.В. Александров, который стал автором гимна Советского Союза.

Прихожанами церкви были простые люди, крестьяне и рабочие, однако встречались и достаточно состоятельные люди, в их числе фабриканты Прохоровы, которые владели Трехгорной мануфактурой.

Все пристройки не создавали гармоничный архитектурный ансамбль, поэтому было решено перестроить полностью и саму церковь по проекту известного русского архитектора Г.А. Кайзера на деньги богатых торговцев Копейкиных-Серебряковых, которые жили в приходе церкви. 1 декабря 1902 года обновленный храм освятили. Однако окончательно все строительные и отделочные работы закончились только к 1908 году.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

Долгожданная оттепель

И вот уже в наше время после развала СССР правительство Москвы подписало распоряжение о возращении здания с прилегающей к нему территорией во владение РПЦ.

Храм святителя Николая на Трех Горах был незамедлительно подвергнут капитальной реставрации и восстановлен в первоначальной красоте. Сегодня он работает, открыты даже библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.

Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Настоятелем сейчас является протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2016 года.

Расписание богослужений

Утреня литургия - начало в 8.00 (по средам, пятницам и субботам). В великие праздники и по воскресениям - начало в 9.00. Накануне в 17.00 - вечерня. В 18.00 по средам читается акафист св. Николаю Чудотворцу. В 8.00 по воскресеньям - молебен и освящается вода.

Поминание святого Николая проходят по настоящему времени: 11 сентября - рождество святителя, 22 мая - день перенесения его честных мощей, 19 декабря - праздник чествования святого Николая.

В храме также есть свои святыни. с мощами святителя Николая (для поклонения его выносят из алтаря только на воскресных литургиях), а также св. Николая с мощами и ковчежец с мощами св. Димитрия Ростовского.

Сейчас Арбат и Большую Молчановку разделяет широкое полотно Нового Арбата, и они кажутся далекими друг от друга. А прежде считалось, что улицы проходят совсем рядом - всего каких-то 200 метров от одной до другой по тихим приарбатским переулкам, среди которых затерялись Большая и Малая Молчановки и Собачья площадка с уютным фонтанчиком.
В 1920-х годах церковь Николы на Песках была чрезвычайно популярна у арбатских прихожан. Принимая решение о ее сносе, Московский совет ханжески предложил перевести ("группу верующих... в церковь так называемую Николая на Б. Молчановке ра сстояние менее 1/4 км)" . Церковь "так называемую Николая", которая тоже была уже обречена на снос, разрушили в 1934 году. Называлась она "церковь Святого Николая Чудотворца на Курьих Ножках" . Название напоминает, что в этих местах, у Поварской слободы, находились когда-то государевы птичьи дворы (впрочем, существуют и другие версии происхождения этого названия). В 1635 году церковь фигурирует в официальных документах как уже действующая, но тогда она была деревянной.

Церковь Николая Чудотворца на Курьих Ножках, фото конца 19 века

В 1681 году деревянную церковь разобрали и перенесли на Пресню, бывшую тогда пригородом, а приходу Никольской церкви на Курьих ножках Каменным приказом были выделены средства для строительства каменного храма. В том же 1681 году возвели главную церковь, в 1722 году пристроили придел великомученицы Екатерины, в 1805 - трапезную и колокольню.
По тогдашней традиции церковное здание окружали дома священнослужителей. В одном из этих домов в 1810 году поселился с семьей Сергей Львович Пушкин , переехав сюда из Кривоарбатского переулка . Известный москвовед Сергей Романюк обнаружил в архивах сведения об этом забытом факте. С.Л. Пушкин снял дом у священника церкви Николы на Курьих Ножках отца Василия Иванова . Небольшой деревянный домик выходил фасадом в Борисоглебский переулок . Тихое, зеленое, уютное место очень подходило для семьи с маленькими детьми. Но жизнь Пушкиных была омрачена здесь двумя страшными потерями: 12 сентября 1810 года умерла Софья , маленькая сестра Александра , ей был 1 год и 8 месяцев, а 27 декабря того же года умер пятимесячный Павел .


Сергей Львович Пушкин, отец поэта

Это был последний московский дом, в котором Александр Пушкин жил ребенком - в июле 1811 года отсюда, из Борисоглебского переулка у Арбата, его отправили учиться в Петербург, в Лицей. Но Александр Сергеевич полюбил эти места и, вернувшись в Москву уже взрослым человеком, снял квартиру на Арбате. Москвичи всегда считали Пушкина именно арбатцем , первые биографы поэта даже ошибочно указывали, что он здесь родился.
Деревянный дом священника Иванова был поглощен московским пожаром 1812 г. Сцены пожара, описанные Львом Толстым в "Войне и мире" , происходили как раз в этих местах, между Поварской и Арбатом, которые превратились в сплошное море огня.
После войны церковь восстановили, и она своим особым уютом привлекала к себе москвичей со всей округи.
В начале ХХ века, в годы войн и революций, многие посещали именно этот храм, хотя по соседству было множество других. Алексей Толстой , проживавший в 1915 - 1918 годах рядом, на Малой Молчановке, тоже хорошо знал церковь Николы на Курьих ножках. Вероятно, не случайно героинь романа "Хождение по мукам" Катю и Дашу он сделал прихожанками именно этой церкви.Ведь в Староконюшенном переулке, где в старинном особнячке поселились в 1914 году сестры, была своя почитаемая церковь - Иоанна Предтечи, а если говорить о Святом Николае, так по пути из Староконюшенного на Молчановку можно было найти и другие Никольские храмы, поближе. И все же на Страстной неделе героини Толстого посещали именно церковь "Николы на Курьих ножках, что на Ржевском" (имеется в виду Ржевский переулок , проходивший рядом с церковью). Сюда Катя, работавшая как и Даша сестрой милосердия в военном лазарете, привозила на Пасху святить куличи для раненых... Вероятно писатель полагал, что особый мир духовности, царивший в этой церкви, соответствовал внутреннему миру его героинь...


Алексей Толстой

Особые ощущения от посещения этой церкви возникали и у Ивана Бунина . Перед отъездом в эмиграцию он пришел в эту церковь проститься с Россией.
В своем дневнике Бунин записал: "Вчера от Ушаковой зашел в церковь на Молчановке - "Никола на Курьей ножке". Красота этого еще уцелевшего островка среди моря скотов и убийц, красота мотивов, слов дивных, живого золота дрожащих огоньков свечных, траурных риз - всего того дивного, что все-таки создала человеческая душа и чем жива она - единственно этим! - так поразила, что я плакал - ужасно, горько и сладко.
Сейчас был с Верой там же. "Христос воскресе!" Никогда не встречал эту ночь с таким чувством! Прежде был холоден" .
Через 16 дней Бунин навсегда покинул Россию...


Иван Бунин с женой Верой Муромцевой

На этой пасхальной службе И. Бунин встретил в церкви и другого прихожанина - А. Толстого . Упоминает об этом Бунин с некоторым раздражением, впрочем характерным для его дневниковых записей 1917 - 1918 гг. Слишком напряжены были нервы писателя в период революционных событий, слишком много потрясений пришлось пережить, слишком многие собратья по перу раздражали - казалось, уж очень легко они переносят случившееся, не понимают, не ощущают трагизма событий, и делают, и говорят не то... "У светлой заутрени Толстой с женой. В руках - рублевые свечи. Как у него все рассчитано! Нельзя дешевле. "Граф прихожанин"! Стоит точно в парике в своих прямых бурых волосах a -la мужик".
(И. Бунин. "Дневник 1917 - 1918 гг." Запись от 4 мая (21 апреля) 1918 г.)


Церковь Николая Чудотворца на Курьих Ножках в 1920-х годах

Вскоре после того, как закрыли и уничтожили церковь Николы на Песках, закрыли и церковь Николы на Курьих ножках, куда "заботливо" перевели николопесковский приход. В 1934 году церковь на Большой Молчановке разобрали "для добычи стройматериалов" . Позже на месте церкви была построена типовая школа.


Угол Большого Ржевского переулка и Большой Молчановки , фото начала 1960-х годов. За бывшей церковной оградой видно типовое здание школы постройки середины 1930-х годов, появившееся на месте церкви. Теперь снесено и оно, уступив участок офисному зданию современной постройки.

Построен в 1762-85 в урочище «Три Горы», за Трехгорной заставой, в слободе Новое Ваганьково на месте одноименного деревянного храма (1695). Сюда в 1678 переселили царских псарей и скоморохов, первоначально находившихся в слободе Старое Ваганьково (ок. Кремля). Существует несколько версий происхождения слова «ваганьково»: от «ваганить» - потешать, шутить; «ваганец» - место сбора денежного налога; от «ваган» («важан») - жителей Вяжской области, переселенных в Москву. В 1860 coopужены новые трапезная и колокольня. Около 1892 приделы свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского вынесены из трапезной вперед в линию с главным престолом. В 1900-1902 на средства Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковых к старому храму был пристроен новый с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (архитектор Г.А.Кайзер). Расписан внутри в 1908.

В 1922 из храма власти изъяли св. 12 пудов золотых и серебряных украшений и церковной утвари. Закрыт в 1929. Сильно перестроен Разрушены главы храма и колокольня до первого яруса, в трапезной пробит второй ряд окон.

До 1990 в здании размещался Дом культуры, затем оно находилось в запустении. В 1992 возвращен РПЦ. Начались реставрационно-восстановительные работы. Богослужения возобновились в декабре 2000.



Эта церковь впервые упоминается в 1683 г. в слободе Новое Ваганьково на Трех Горах, куда, согласно московскому преданию, были переселены скоморохи, первоначально жившие в слободе Старое Ваганьково, напротив Кремля за Неглинной. В 1695 г. выстроили новый деревянный храм восточнее, ближе к Москве-реке. После возведения Камер-Коллежского вала храм оказался в черте Москвы, у Трехгорной заставы. Каменный трехпрестольный храм с трапезной и колокольней возвели в 1762-1785 гг. Главный престол - иконы Божией Матери «Живоносный Источник», приделы в трапезной - святителей Николая и Димитрия Ростовского. По старой московской традиции храм продолжали называть Никольским даже в официальных документах. Построенный в стиле классицизма, он был завершен ротондальным куполом, боковые фасады имели классические портики.

В 1860 г. выстроили новые трапезную и колокольню. Около 1892 г. приделы вынесли из трапезной на восток, в линию с алтарем главного храма. В 1900-1902 гг. был выстроен новый главный храм, средства на строительство которого пожертвовали Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковы. Проект здания и его внутреннего убранства создал архитектор Г.А. Кайзер. Освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» произошло 1 декабря 1902 г. Был устроен великолепный пятиярусный иконостас, иконы написаны по золотому фону, сделана новая утварь и новые ризы на иконах. В 1908 г. храм внутри расписали.

Храм закрыли в январе 1930 г. Долгое время здание занимал детский клуб имени Павлика Морозова. Главы храма и колокольню до первого яруса сломали. В трапезной сделали второй этаж и пробили второй ряд окон. В 1990 г. детский клуб Павлика Морозова выехал из здания, бросив внутри разбитую статую пионера; крыша частично обвалилась. В середине 1991 г. Никольский храм вернули общине верующих. Капитальная реконструкция продолжалась почти десять лет. В результате храму был возвращен вид, который он имел после последней предреволюционной перестройки начала 1900-х годов. Богослужения возобновились в 2001 г. Святыни храма: частица мощей святителя Николая, чтимая икона Спаса Нерукотворного образа XVI века, принесенная из храма апостола Андрея Первозванного, куда его передала Мария Миронова после смерти ее сына, артиста Андрея Миронова.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и и часовни



top