Опорно двигательная система птиц гдз. Опорно-двигательная система. Упражнения по пройденному материалу

Опорно двигательная система птиц гдз. Опорно-двигательная система. Упражнения по пройденному материалу

План- конспект проведенного открытого урока по биологии в 7В классе.

Фотоотчет на сайте:http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news

Лазарева Тамара Васильевна МБОУ «Школа №30» г. Балашиха

Стаж работы

Биология

Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова

Тема урока

«Опорно-двигательная система птиц»

http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news

Характеристика класса

Качество обученности класса в I и II учебные четверти 93 % . В основном все учащиеся умеют общаться, могут делать самостоятельные выводы, анализировать, мыслить проводить рефлексию. Класс работоспособный. Практически все владеют навыками самостоятельной работы и групповой деятельности.

Технологическая карта урока:

Учебный предмет, класс

Биология, 7 «В» класс

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Создание условий для усвоения детьми особенностей строения и приспособленности опорно-двигательной системы к полету

Выяснить особенности строения опорного и двигательного аппарата птицы в связи со способностью к полету;

Образовательные результаты

Личностные:

Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи,

Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью,

Отвечать на поставленные вопросы,

Выполнение лабораторной работы

Познавательные УУД:

Работа с текстом,

Работа по заданному алгоритму,

Осмысление полученной информации.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные:

Овладение понятийным аппаратом предмета биологии,

Формирование и закрепление опыта использования методов лабораторных наблюдений,

Выяснить особенности строения скелета и мышц птицы в связи с его способностью к полету.

Образовательная среда урока

Учебник «Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова

Скелеты голубя. Таблицы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Интерактивное учебное пособие «Животные. Наглядная биология».

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

Технология проблемного обучения

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1. Организационный

Проверка готовности учащихся к уроку

Приготовились к уроку. Приветствие учителя.

2. Проверка домашнего задания

Раздает текст с заданием. Контроль выполнения работы.

Организует взаимопроверку.

Работа с текстом.

Анализ и исправление ошибок

Под руководством учителя проверяют работу товарища по парте.

3. Актуализация знаний

Вы видели летающую собаку?

Какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц обеспечивают способность к полету?

Дают ответы на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и пытаются предположить особенности внутреннего строения, позволяющие птицам летать.

4. Постановка целей и задач

Организация поисковой работы учащихся (постановка цели и план действий)

Что является опорой организма птицы?

Подведение учащихся наводящими вопросами к определению цели и задач при изучении новой темы.

Озвучивание темы и целей урока.

Ответы на вопросы и в итоге формулируют цель: выяснение особенности строения скелета и мышц птицы в связи со способностью к полету

5. Изучение нового материала

Организация самостоятельной работы с учебником.

Проведение параллель с ранее изученным материалом (сравнение с пресмыкающимися).

Проведение инструктажа выполнения лабораторной работы №6 « Строение скелета птицы» И.К. стр. 212-213

Контроль выполнения работы.

Работа с текстом учебника, ответы на поставленные вопросы.

Выполнение лабораторной работы №6 « Строение скелета птицы» по инструктивной карте стр. 212-213. Заполнение таблицу « Черты приспособленности в строении скелета птицы, связанные с полетом»

6. Осмысление и закрепление изученного материала

Организация коллективной проверки заполнения таблицы « Черты приспособленности строении скелета птицы, связанные с полетом» с использованием интерактивного учебного пособия «Животные. Наглядная биология»

Формулировка выводов наблюдений.

Высказывание своего мнения.

Фронтальная и индивидуальная работа с интерактивными тестами.

7. Рефлексия

Акцентуация внимания на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Определение основных позиций нового материала и как они их усвоили.

8. Домашнее задание

Комментарии к домашнему заданию. Выучить §45, вопросы 3, 4 .(устно) стр. 213

Запись домашнего задания в дневник.

9. Подведение итогов

Анализ результатов урока и соответствие его поставленным целям.

Объявляет и комментирует выставленные учащимся оценки.

Формулируют конечный результат своей работы.


Тема открытого урока: «Опорно-двигательная система птиц».

Цель урока: Создать условия для усвоения учащимися особенностей строения и приспособленности опорно-двигательной системы птиц к полету

I. Актуализация знаний

«Внешнее строение птиц»:

Птицы - холоднокровные (теплокровные) животные, передние конечности которых, в связи с приспособлением к полету, превратились в крылья. Тело покрыто перьями и делится на голову, --(шею) , туловище, хвост, конечности. Голова небольшая, несёт короткий клюв, состоящий из надклювья и подклювья. У основания подклювья ( надклювья ) лежат ноздри. По бокам головы расположены большие глаза, снабженные подвижными веками и мигательной перепонкой. Позади глаз лежат ушные отверстия, затянутые барабанной перепонкой и прикрытые перьями. Голова сидит на длинной неподвижной (подвижной) шее. Туловище птиц яйцевидное, компактное. Хвост короткий, к нему крепятся рулевые перья. Передние конечности - крылья - расположены по бокам тела. Задние конечности выполняют опорную функцию при передвижении по земле.

Кожа птиц тонкая, сухая, не лишена (лишена) кожных желез. Только над корнем хвоста сохраняется хвостовая (копчиковая) железа. Её жироподобный секрет служит для смазывания перьев. Особенно сильно она развита у лесных (водоплавающих) птиц. Секрет копчиковой железы на солнце превращается в витамин Д, который заглатывается птицей при чистке пера. Разрастания рогового слоя эпителия образуют роговые чехлы нижней и верхней челюстей, чешуи на цевке и пальцах ноги, когти. К роговым образования кожи относится и перьевой покров, состоящий из контурных и пуховых перьев.

Контурное перо состоит из стержня, очина и плоскостей (опахала) . Опахало образовано отходящими от стержня с двух сторон роговыми пластинками - бородками первого порядка, от которых отходят многочисленные бородки второго порядка с расположенными на них крючками. Крючочки соседних бородок, сцепляясь друг с другом, соединяют их в лёгкую упругую пластинку опахала. Нижняя, лишённая опахала часть ствола, называется очином . Основание его погружено в кожу и укреплено в перьевой сумке. Контурные перья черепицеобразно налагаются друг на друга, покрывая всё тело. Длинные и прочные контурные перья, образующие плоскость крыла, называются маховыми, расположенные на хвосте – направляющими (рулевыми) .

Под контурными перьями лежат рыхлые (пуховые ) перья. Они имеют очень тонкий стержень, а бородки не несут крючьев, поэтому не образуют опахала. Пух - это пуховые перья с очень укороченным стержнем и сильно опушенными бородками, которые отходят пучком от очина. Пуховые перья и пух обеспечивают вентиляцию (теплоизоляцию) , т.к. содержат между бородками много воздуха.

Дополнительные вопросы:

1. Какие особенности внешнего строения птиц подтверждают их способность к полету?

2. Почему птицы тщательно ухаживают за своими перьями?

3. Почему водоплавающие птицы не переохлаждаются в холодное время на воде?

II. Работа над темой:

Задача урока – выяснить особенности строения опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособленностью к полету.

Почему собаки не летают?

Какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц обеспечивают способность к полету?

А. Скелет птицы. Работа с учебным пособием:: стр. 211

а) значение скелета (опора, форма тела, движение, защита и др.)

б)какие изменения в строении скелета птиц по сравнению с рептилиями произошли в связи с приспособленностью к полету? (Скелет прочный и легкий. Кости имеют воздушные полости. Многие кости срослись.)

Б.Лабораторная работа № 7 Инструктивная карта стр.212-213

Тема. Строение скелета птицы.

Цель. Изучить особенности строения скелета птиц. Отметить черты, связанные с полетом.

Оборудование: скелет птицы, пинцет.

Ход работы

    Рассмотрите скелет птицы. Определите форму черепа. Рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы, соединения нижней челюсти с черепом и черепа с позвоночником.

    Рассмотрите отделы позвоночника. Назовите их.

    В шейном отделе обратите внимание на строение первых двух позвонков, а седловидную форму и подвижное соединение других позвонков. Отметьте значение этой особенности в жизни птицы.

    Найдите грудной отдел позвоночника, обратите внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотрите строение грудины и ребер.

    Назовите кости пояса и свободных передних конечностей. Обратите внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев.

    Найдите пояс задних конечностей. Рассмотрите его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объясните значение этой особенности строения скелета в жизни птицы.

    Рассмотрите кости задних конечностей. Назовите их. Обратите внимание на цевку - длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев.

    Отметьте в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом. Заполните таблицу

Особенности строения, связь с полетом

Череп костный, отличается лёгкостью и объёмной мозговой коробкой. Спереди он заканчивается клювом, а с боков несёт большие глазницы. Зубы и вторичное нёбо отсутствуют.

Позвоночник

Грудные позвонки (от 3 до 10), срастаясь неподвижно, образуют сложную грудную кость. Все поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков срастаются и образуют сложный крестец, с которым неподвижно сращены кости таза. Копчиковые позвонки образуют хвостовой отдел. Несколько последних хвостовых позвонков срастаются в копчиковую кость. К ней прикрепляются рулевые перья.

Грудная клетка

Каждое ребро птиц состоит из двух частей - спинной и брюшной, которые соответственно сочленены с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Обе части рёбер соединены друг с другом также подвижно. На грудине у всех птиц (кроме страусов) расположен высокий киль. К нему прикрепляются мышцы, двигающие крыло.

Пояса конечностей

Плечевой пояс образован тремя парными костями, лопаткой, коракоидом и ключицей. Ключицы срастаются снизу и образуют вилочку.

Тазовый пояс даёт прочную опору задним конечностям за счёт неподвижного срастания сложного крестца с подвздошной костью. Благодаря тому, что тазовые кости в брюшном отделе широко расставлены и не срастаются между собой, птицы могут откладывать большие яйца. По бокам таза расположены суставные впадины для головок бедренных костей.

Конечности

Передние конечности видоизменены в крылья и состоят из плечевой кости, костей предплечья (локтевой и лучевой). Кости запястья и пясти срастаются в непарную пястно-запястную кость. Из пальцев сохраняются только три, соответствующие 2, 3 и 4 пальцам пятипалой кисти. Сокращение числа пальцев и образование пястно-запястной кости обеспечивает прочность этого отдела крыла во время полёта.

Задняя конечность состоит из бедра, голени, цевки и стопы. Большая и малая берцовая кости голени сращены. В связи с слиянием костей плюсны и предплюсны образовалась цевка. Пальцев на стопе у большинства птиц четыре: три направлены вперед и один назад.

В.Сообщение учащегося (опережающее задание):

    1. Два первых шейных позвонка представлены атлантом и эпистрофеем. Угол поворота головы достигает обычно180°, а у сов даже 270°.

      Дятлы могут безболезненно долбить кору деревьев благодаря особому строению черепа. В отличие от других птиц, клюв у дятлов не соединён напрямую с остальной частью черепа. Между ними имеется специальная ткань, выполняющая ту же функцию, что и амортизатор в автомобиле. В 1995 году пара дятлов принесла значительный ущерб американскому космическому концерну НАСА, продолбив множество дырок в изоляции топливного бака Шаттла Дискавери. Астронавты были вынуждены перенести старт на два месяца.

      Колибри - это единственная птица, способная летать назад.

Г. Мускулатура птиц:

а)Какие мышцы опускают крылья?

б)К чему они прикрепляются?

в)Какие мышцы поднимают крылья?

г)Сколько мышц обеспечивают движение задних конечностей?

Мышечная система в связи с разнообразием и сложностью движений более дифференцирована, чем у пресмыкающихся. Наиболее мощные мышцы находятся на туловище и осуществляются движения конечностей. Самая крупная - грудная мышца, служит для опускания крыльев. С одной стороны она прикрепляется к грудине, коракоиду и килю, а с другой к плечевой кости. Подключичная мышца располагается под грудной и поднимает крыло. Она начинается от коракоида и грудины и прикрепляется к головке плеча. В движении задней конечности принимают участие около 30 мышц. Особенно сильно развиты они у бегающих птиц. Хорошо развиты мышцы шеи. К ребрам прикрепляются межреберные мышцы.

III . Закрепление знаний:

Выполнение задания №11 (устно) и 18 в тетради из интерактивного учебного пособия «Животные. Наглядная биология»

IV . Домашнее задание:

выучить §45, вопросы3, 4 . стр. 213

V . Использованный материал:

Учебник для учащихся 7 класса «Биология» общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова

Фото отчет о проведенном открытом уроке на сайте: http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news

Строение птиц удобно рассмотреть на примере городского сизого голубя.

Скелет. Птицы обладают прочным и легким скелетом (рис. 158). Все длинные кости трубчатые, имеют воздушные полости; небольшие воздушные полости есть и в некоторых плоских костях. Прочность скелету придает срастание многих костей. Единую кость представляет собой череп, в котором подвижно соединена только нижняя челюсть.

Рис. 158. Скелет птицы:1 - нижняя челюсть; 2 - верхняя челюсть; 3 - череп; 4 - шейный отдел позвоночника; 5 - ключицы; 6 - коракоид (воронья кость); 7 - лопатка; 8 - плечо; 9 - предплечье; 10 - пряжка; 11 - фаланги пальцев; 12 - ребра; 13 - грудина; 14 - киль грудины; 15 - сложный крестец; 16 - хвостовой отдел позвоночника; 17 - копчиковая кость; 18 - бедро; 19 - голень; 20 - цевка; 21 - фаланги пальцев

Позвоночник состоит из пяти отделов: шейного (9-25 позвонков), грудного (3-10 позвонков), поясничного (шесть позвонков), крестцового (двапозвонка) и хвостового (пять позвонков срослись со сложным крестцом, шесть остались свободными, четыре последних срослись в копчиковую кость). Грудные позвонки срастаются в единую спинную кость. Она соединена суставом со сложным крестцом. К грудным позвонкам причленяются ребра. Каждое ребро состоит из спинного и брюшного отделов, соединенных подвижно. Брюшные отделы ребер соединяются с грудиной. Грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку, защищающую внутренние органы.

У летающих птиц крупная грудина имеет высокий киль, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. С позвоночником срастаются тазовые кости. Поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков образуют сложный крестец, создающий надежную опору для задних конечностей. Таз у птиц открытый - лобковые кости не срастаются, а широко расходятся в стороны. Это позволяет птицам откладывать крупные яйца, покрытые жесткой скорлупой.

Пояс передних конечностей состоит из парных мечевидных лопаток, двух сросшихся в вилочку ключиц (они амортизируют резкие толчки при опускании крыльев) и двух крупных коракоидов (вороньих костей), упирающихся в грудину. Скелет передней свободной конечности - крыла, как и у других наземных позвоночных, состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. Часть костей запястья и пясти срастаются в единый отдел - пряжку. Сохраняются остатки (рудименты) второго, третьего и четвертого пальцев. Скелет свободной задней конечности состоит из бедренной кости, костей голени, сросшихся вместе, и стопы. Часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую кость - цевку. Ноги большинства птиц четырехпалые: три пальца направлены вперед, один назад. У бегающих птиц число пальцев сокращается до трех, а у африканского страуса - до двух.

Мускулатура. Важное значение для полета имеют большие грудные мышцы, опускающие крылья (рис. 159). Они прикрепляются к килю грудины и заканчиваются сухожилиями на костях крыла. Под этими мышцами расположены поднимающие крылья подключичные мышцы. Хорошо развиты мышцы шеи. Более 30 мышц обеспечивают движения задних конечностей. Они начинаются на костях таза, бедра, голени. К пальцам подходят длинные сухожилия, которые при посадке птицы на ветку натягиваются, сжимая пальцы, поэтому птицы не падают с веток во время сна. Межреберные и некоторые другие мышцы обеспечивают подвижность грудной клетки. Есть специальные мышцы, двигающие перья.

Рис. 159. Схема сокращения мышц при поднятии (А) и опускании (Б) крыльев: 1 - большие грудные мышцы; 2 - подключичные мышцы

Лабораторная работа № 9

Тема. Строение скелета птицы.

Цель. Изучить особенности строения скелета птиц. Отметить черты, связанные с полетом.

Оборудование: скелет птицы, пинцет.

Ход работы

  1. Рассмотрите скелет птицы. Определите форму черепа. Рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы, соединения нижней челюсти с черепом и черепа с позвоночником.
  2. Рассмотрите отделы позвоночника. Назовите их.
  3. В шейном отделе обратите внимание на строение первых двух позвонков, на седловидную форму и подвижное соединение других позвонков. Отметьте значение этой особенности в жизни птицы.
  4. Найдите грудной отдел позвоночника, обратите внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотрите строение грудины и ребер.
  5. Назовите кости пояса и свободных передних конечностей. Обратите внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев.
  6. Найдите пояс задних конечностей. Рассмотрите его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объясните значение этой особенности строения скелета в жизни птицы.
  7. Рассмотрите кости задних конечностей. Назовите их. Обратите внимание на цевку - длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев.
  8. Отметьте в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом. Запишите их в тетрадь.

Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособленность птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматично-стью костей, прочность - их срастанием. В кисти кости срослись в пряжку, в стопе - в цевку. Наиболее крупные и сильные летательные мышцы начинаются на киле грудины и сухожилиями прикрепляются к костям крыльев.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Какие изменения в строении скелета птиц по сравнению с рептилиями произошли в связи с приспособленностью к полету?
  2. Каковы особенности расположения и строения мышц птиц? Объясните причины.
  3. Почему у летающих птиц высокий киль?
  4. Каковы особенности строения таза птиц? С чем связано такое строение?

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.

Тема: Скелет птиц.

Цель: изучить скелет птиц.

Задачи:

1.Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями скелета птиц в связи с приспособленностью к полету; дать понятия «цевка», «киль».

2.Развивающие: развитие понятий: «позвоночник», «таз», «крестец», «грудина»; умений работать с учебником; развитие мышления.

3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание (на примере выявления адаптаций к факторам среды в строении скелета).



  • Череп представляет единую кость, с ним подвижно соединена только нижняя челюсть

С позвоночником срастаются тазовые кости.Поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков образуют сложный крестец.

1 - поясничные позвонки, 2 - крестцовые позвонки, 3 - хвостовые позвонки,

4 - подвздошная кость, 5 - седалищная кость, 6 - лобковая кость


Кости легкие: все длинные кости трубчатые, имеют воздушные полости, небольшие воздушные полости есть и в некоторых плоских костях.

  • Скелет туловища вороны сбоку:
  • 1 - последние шейные позвонки, 2 - сросшиеся грудные позвонки (спинная кость),
  • 3 - шейные ребра, 4 - грудные ребра, 5 - крючковидный отросток, 6 - тело грудины,
  • 7 - киль, грудины, 8 - сложный крестец, 9 - подвижные хвостовые позвонки,
  • 10 - пигостиль, 11 - коракоид, 12 - вилочка, 13 - лопатка,
  • 14 - суставная впадина для головки плеча, 15 - подвздошная кость,
  • 16 - седалищная кость, 17 - лобковая кость,
  • 18 - вертлужная впадина для сочленения с головкой бедра

Отделы позвоночника

1 .Шейный(9-25позвонков), 2 .грудной(3-10 позвонков), 3 .поясничный(6 позвонков), 4 .крестцовый(2позвонка), 5 .хвостовой(5 срослись со сложным крестцом, 6 остались свободными, 4 последних срослись в копчиковую косточку).


  • Грудина, или грудная кость (6) - широкая и длинная, вогнутая изнутри костная пластинка, несущая по средней линии высокий костный гребень - киль грудины(7) . Резкое увеличение поверхности грудины, обусловленное как ее разрастанием, так и образованием киля, - прямое приспособление к полету; оно обеспечивает возможность прикрепления мощных мышц, приводящих в движение крыло. На переднем конце грудины по бокам киля расположены большие сочленовные площадки, обеспечивающие прочное прикрепление к телу грудины коракоидов(11) . На боковых краях грудины размещаются мелкие углубления, которые служат для сочленения с нижними концами брюшных отделов ребер.

Пояс передней конечности

Пояс передних конечностей состоит из парных мечевидных лопаток, двух сросшихся в вилочку ключиц и двух крупных каракоидов, упирающихся в грудину.

  • 1.Ключицы. 2.Лопатка. 3,Воронья кость. 4.Грудина. 5.Киль.

Скелет передней свободной конечности - крыла

  • Скелет крыла вороны: 1 - плечевая кость, 2 - лучевая кость, 3 - локтевая кость, 4 - самостоятельные косточки запястья, 5 - пряжка (слившиеся косточки запястья и пясти), 6 - фаланги II пальца, 7 - единственная фаланга I пальца, 8 - единственная фаланга III пальца

Изменения в связи с приспособлением к полету.

  • Скелет передней конечности, превратившейся в крыло, подвергся значительным изменениям. Плечо ( 1 ) - мощная трубчатая кость, входящая в суставную впадину плечевого сустава. Характер суставных поверхностей заметно ограничивает возможность вращательных движений в плечевом суставе, что обеспечивает устойчивость крыла в полете. Мощные эпифизы дистального конца плеча образуют суставные поверхности для сочленения с двумя костями предплечья: более прямой и тонкой лучевой (, 2 ) и более мощной, слегка изогнутой локтевой костью ( 3 ). На поверхности локтевой кости видны бугорки - места прикрепления очинов второстепенных маховых перьев. Характер суставных поверхностей локтевого сустава обеспечивает прочное соединение костей плеча и предплечья и ограничивает вращательные движения и в этом суставе. При этом сохраняется большая подвижность в одной плоскости - плоскости крыла, что дает возможность птице складывать крыло в покое и изменять его площадь при изменении режима полета. Резкие изменения в связи с приспособлением к полету произошли в строении кисти. В проксимальном отделе запястья сохраняются только две самостоятельные косточки (, 4 ). Они связками почти неподвижно соединяются с костями предплечья. Подвижный сустав расположен между ними и остальными костями запястья, поэтому его называют интеркарпальным. Остальные кости запястья и все кости пясти сливаются в единое образование- пряжку ( 5 ). Резко редуцируется скелет пальцев. Сохраняются две фаланги II пальца ( 6 ), продолжающие ось пряжки. От I пальца сохраняется одна фаланга (рис. 7 ), к ней прикрепляется пучок перьев, образующий крылышко (, 4 ). III палец представлен также одной фалангой ( 8 ), прикрепленной к основанию первой фаланги II пальца. Эти преобразования в скелете кисти обеспечивают прочную опору для первостепенных маховых перьев - части крыла, несущей в полете наибольшую нагрузку.

Скелет свободной задней конечности.

  • Мощные длинные кости скелета задних конечностей, появление добавочного рычага, резкий рельеф суставных поверхностей - все это обеспечивает прочность и подвижность задних конечностей.

Скелет задней конечности вороны : 1 - бедренная кость, 2 - коленная чашечка, 3 - голено-предплюсна), 4 - малая берцовая кость, 5 - цевка (слившиеся кости предплюсны и плюсны), 6 – интертарзальный сустав, 7 - фаланги пальцев; I - IV - пальцы


  • Хорошо развиты мышцы шеи. Более 30 мышц обеспечивают движения задних конечностей. Они начинаются на костях таза, бедра, голени. К пальцам подходят длинные сухожилия, которые при посадке птицы на ветку натягиваются, сжимая пальцы, поэтому птицы не падают с веток во время сна. Межреберные и некоторые другие мышцы обеспечивают подвижность грудной клетки. Есть специальные мышцы, двигающие перья.

Схема сокращения мышц

Схема сокращения мышц при поднятии (А) и опускании (Б) крыльев: 1 - большие грудные мышцы; 2 - подключичные мышцы

  • Важное значение для полета птиц имеют большие грудные мышцы опускающие крыло. Они прикрепляются к килю грудины и заканчиваются сухожилиями на костях крыла.


Страусы - нелетающие птицы.

Страусы - нелетающие птицы. Для них характерно полное отсутствие киля и слаборазвитая грудная мускулатура; скелет не пневматичен, за исключением бедренных костей. Крылья у страусов недоразвитые; два пальца на них заканчиваются когтями, или шпорами. Задние конечности длинные и сильные, всего с двумя пальцами. Один из пальцев заканчивается подобием рогового копыта (разросшимся когтем) - на него птица опирается при беге. Страус при беге способен развивать скорость до 60-70 км/ч.

Пингви́новые или пингви́ны - семейство нелетающих морских птиц, единственное в отряде пингвинообра́зных (Sphenisciformes ). В семействе около 20 современных видов (по разным данным - от 18 до 20). Все представители этого семейства хорошо плавают и ныряют.

  • Передние конечности пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые благодаря особому устройству скелета находятся в полурастянутом состоянии и во время плавания под водой вращаются в плечевом суставе почти винтообразно. Крылья этих птиц практически не сгибаются, так как представляют собой ласты, покрытые чешуйчатыми короткими перьями. Они помогают пингвинам лишь грести во время плавания и ныряния. Некоторые виды пингвинов способны совершать до 120 маховых движений в минуту. Перепончатые лапы и хвост служат пингвинам своеобразным рулем. К хорошо развитому килю грудины прикреплены мощные грудные мышцы, управляющие движением крыльев-ластов. У некоторых видов пингвинов грудная мускулатура составляет четверть всей массы тела, что значительно больше, чем у многих летающих птиц. Кости, образующие скелет крыльев, доскообразно уплощены. По плотности костей пингвины сильно отличаются от других птиц и похожи на морских млекопитающих.

Упражнения по пройденному материалу.

  • Какие изменения в строении скелета птиц по сравнению с рептилиями произошли в связи с приспособленностью к полету?
  • Каковы особенности расположения и строения мышц птиц? Объясните причины.
  • Почему у летающих птиц высокий киль?
  • Каковы особенности строения таза птиц? С чем связано такое строение?

Домашнее задание: § 45,заполнить таблицу

Отделы скелета

Кости, образующие отдел

Особенности


  • Призентация. Учитель биологии-Н.Ф.Неверова. МБОУ СШ №10 город Димитровград Ульяновская область.

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Внешнее строение птицы. Строение перьев".

Цель работы : изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 44 учебника, выполните лабораторную работу, зарисуйте строение перьев и сделайте пояснение к рисункам.

3. Сделайте выод об особенностях внешнего строения птиц.

Перья птиц развиваются из тех зачатов эпителия, что и чешуя рептилий. Птицы хорошо приспособлены к полету: передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму и покрыто перьями. Основную роль в полете играют маховые движения и рулевые перья.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Все птицы способны к полету.

2.Птицы-самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.

3.У птиц на ногах, как правило четыре пальца.

4.Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.

5.В перьевом покрове голубя нет пуха.

6.Пуховые перья и пух- это одно и то же.

7.Контурное перо состоит из стержня и опахала.

8.Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа).

Правильные утверждения : 4, 7, 8.

Задание 4. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Строение скелета птицы".

Цель работы : изучить особенности строения скелета птиц; отметить черты, связанные с полетом.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 45 учебника, выполните лабораторную работу.

3. Раскрасьте кости скелета птицы (зеленым цветом - кости позвоночника, голубым - кости пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и надпишите их.

4. Отметьте, в чем выражается приспсобленность строения скелета птицы к полету.

Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособления птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность - их срастанием. в кисти кости срослись в пряжку, в стопе - в цевку.

Задание 5. Выпишите номера правильный утверждений.

Утверждения :

1. Киль (вырост грудины) уптиц способствует рассеканию воздуха в полете.

2. Цевка у птиц образовалась в результате срастания нескольких костей стопы.

3.Скелет крыла птицы сходен со скелетом крыла древнего летающего ящера.

4. Клюв птицы - это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

5.Крылья птицы поднимаются и опускаются благодаря действию грудных мышц.

6.Пояс передних конечностей у птиц состоит из двух лопаток и двух ключиц.

7.В кисти крыла птиц хорошо сохранился один палец.

8.Положение крыльев обеспечивает птицам устойчивость в полете.

9.Наличие роговых чешуй является общим признаком пресмыкающихся и птиц.

10. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков.

Правильные утверждения : 1, 3, 4, 5, 8, 9.

Птицы - это животные, которые не только перемещаются по земле, но и поднялись в воздух, парят в небе. Поэтому в результате эволюционного развития наблюдалось изменение массы и формы их тела. При этом шло накопление жира - энергетического запаса, уменьшалось при движении трение, наращивалась мышечная масса. Вместе с тем изменялись их скелет и мышцы, т.е. опорно-двигательная система птиц.
Во многом он такая же, как и у млекопитающих. Опорно-двигательная система птиц состоит из черепа, плечевой кости и предплечья, лопатки, тазовой и бедренной костей и т.д.
В тоже время она совсем другая, нежели опорно-двигательная система млекопитающих. Например, голова у птиц мелкая, т.к. все кости мозгового черепа срослись, и количество их уменьшилось. Череп сильно облегчен из-за того, что кости в основном полые, и есть беззубый клюв, который покрыт только роговым покровом. У птиц нет изгибов позвоночника, как у человека. Грудная «человеческая» клетка расширена, а у животных и птиц она сжата с боков.
Шейный отдел скелета птиц представлен 11-25 свободными позвонками, а вот позвонки грудного отдела крепко скреплены между собой и заодно с отдела. Крестцовый отдел сросся с поясом задних конечностей, и образовался крестец.
Есть отличие и в лицевом скелете, и в поясе конечностей, и в самих конечностях. Например, только у птиц есть киль - хрящевой вырост, который сформировался при срастании ключицы с грудиной. У летающих птиц грудина развита достаточно сильно, а киль - большой.
Опорно-двигательная система птиц включает задние конечности, которыми являются две большие, мощные сросшиеся со сложным крестцом. И так как птица ходит на двух ногах, то крестец сам тоже мощный. Крестец образован сросшимися крестцовыми, поясничными, хвостовыми позвонками, поэтому считают, что поясничного отдела у птиц нет.
Скелет птицы отличается от скелетов других живых существ тем, что он прочный и лёгкий. Это достигается, во-первых, потому, что кости у птиц трубчатые. Во-вторых, лёгкость объясняется полостью костей. Поэтому масса скелета птицы составляет где-то 5 -15% от массы её тела. За исключением шейного отдела, весь позвоночник неподвижен.
Так как передние конечности в результате эволюционного развития превратились в крылья, то кисть почти не развита. Зато у птиц, которые хорошо летают, крупные составляют где-то 15-20% массы, и их особое расположение способствует устойчивости птиц в воздухе.

Стоящим ниже по уровню развития, чем птицы и млекопитающие, является класс пресмыкающихся. Тело такой рептилии состоит из головы, шей, туловища и конечностей, кроме змей и которые конечностей лишены. По строению опорно-двигательная система пресмыкающихся близка к земноводным, но в отличие от них, имеет более окостеневший скелет. Более прогрессивное строение костного скелета и мускулатуры таких животных определило их подвижность. Скелет пресмыкающихся, как и опорно-двигательная система птиц, тоже состоит их шейного, грудного, крестцового и хвостового отделов. Длинные рёбра соединяются с грудиной, и образуется грудная клетка.
Рептилии, в отличие от других животных, имеют более расчлененные мускулы, в частности, межрёберные мышцы. Они могут регулировать объем грудной клетки, сжимать и расширять её, совершая тем самым процесс дыхания. Так как рёбра рептилий заканчиваются свободно, то это позволяет им заглатывать довольно крупную пищу. У них орошо развит хвостовой отдел.
Подводя итоги, можно отметить, что скелеты всех животных имеют отличительные особенности, но выполняют похожие функции. Они служат опорой тела, защищают внутренние органы и помогают перемещаться всему живому в пространстве.


Самое обсуждаемое
Приснился плед: толкование сна К чему снится покрывало Приснился плед: толкование сна К чему снится покрывало
К чему снится украсть большую К чему снится украсть большую
Зажигать свечу во сне — тайный смысл символа и подробное толкование Зажигать свечу во сне — тайный смысл символа и подробное толкование


top