Религия в ирландии. Общественная жизнь ирландцев. Религия Ирландцы какое вера у них

Религия в ирландии. Общественная жизнь ирландцев. Религия Ирландцы какое вера у них

Дохристианской религией Ирландии являлся друидизм .

Появление протестантизма

В XVII веке поселенцы из Великобритании начали формировать в Ирландии протестантскую общину. Постепенно численность протестантов в северо-восточных графствах превысила число католиков, что в сочетании с занятием протестантами правящих и руководящих позиций привело к дискриминации по религиозному признаку, сохраняющейся во многом и до сих пор. Основа ирландского протестантского национализма сформировалась в XVIII веке обществом «Объединённых ирландцев» под руководством У. Тона. Однако, католическое общество всегда объединяло большинство населения Ирландии, опираясь на массы сельских жителей.

Церковь Ирландии в XX веке

Противостояния между католиками и протестантами и диаметрально противоположное отношение у религиозных общин к союзу с Великобританией привели в XX веке к расколу страны, гражданской войне и многочисленным жертвам с обеих сторон. Шесть северных графств, образовавших в 1921 году Северную Ирландию, имели в составе своего населения протестантское большинство, что стало одной из причин разделения государства надвое. Три графства Ольстера, которые не вошли в состав Северной Ирландии, отличались от шести вошедших именно высоким процентом католического населения.

В конституции Ирландской республики одна из статей декларировала особое положение католической церкви в государстве как гаранта веры, исповедуемой большинством населения страны. Эта статья конституции была отменена в результате референдума только в 1972 году.

После Второй мировой войны и окончания периода цензуры позиции церкви в жизни общества постепенно начали слабеть, однако несмотря на это, Ирландия долгое время оставалась самой религиозной страной Европы. В 1949-1951 годах широкую огласку получило так называемое «дело о материнстве». Министр здравоохранения Ноэль Браун внёс законодательный проект о введении бесплатного медицинского обслуживания для детей до 16 лет и женщин. Иерархи католической церкви отреагировали на это предложение резко отрицательно, заявив в своём письме премьер-министру, что светская власть не должна вмешиваться в дела семьи и личности, и что право обеспечивать здоровье ребёнка принадлежит не правительству, а родителям, о чём премьер-министр и сообщил Брауну . Показательно, что министру после этого отказа пришлось оставить должность, но ни во время дебатов по этому вопросу, ни до и ни после, ни он ни его оппоненты не подвергали сомнению право церкви на влияние в социальной сфере и в области морали.

Важным этапом в изменении роли религии в обществе стало начало телевещания, которое привело к открытому обсуждению ранее запретных вопросов, таких как аборты, контроль рождаемости, разводы. Возвращавшиеся из-за рубежа ирландцы привозили с собой изменившиеся морально-этические ценности.

В 1986 году состоялся референдум по вопросу, нужно ли разрешать в Ирландии разводы. 63 % голосовавших высказались против разрешения, что говорит о большом влиянии католической морали даже в эти годы. И только в 1995 году после повторного референдума разводы в Ирландии были легализованы.

Буддизм в Ирландии

История приобщения ирландцев к буддизму начинается с биографии одного из первых монахов европейского происхождения урождённого ирландца У Дхаммалоки (1853-1914).

Современное состояние

Приведена таблица данных о религиозной ситуации в Ирландии .

Перепись 2006 года

Религия Численность последователей
Римо-католики 3,681,446
Церковь Ирландии 125,585
Мусульмане 32,539
Пресвитериане 23,546
Православие 20,798
Методисты 12,160
Апостольская церковь 8,116
Буддисты 6,516
Индуисты (в том числе Сознание Кришны) 6,082
Лютеране 5,279
Евангелисты 5,276
Свидетели Иеговы 6,291
Баптисты 3,338

Распространенным является мнение, что святой Патрик первым принес христианскую веру в Ирландию, так что его традиционно именуют апостолом Ирландии. Не желая ни коим образом умалить значимость трудов святого Патрика, мы, однако, считаем нужным указать, что незадолго до него в 431 году святой Палладий был послан миссионером в Ирландию святым папой Римским Целестином I, став первым епископом Изумрудного острова , и совершал таинства над «ирландцами, исповедовавшими Христа». Должно быть, в Ирландии уже было некоторое число христиан к тому времени, когда святой Патрик пришел в эту страну год спустя, в 432 году. Более того, апостол Ирландии писал в одном своем письме, что закон Божий уже был насажен в этой стране «в прежние времена» и что он не хотел бы пользоваться добрым именем своих предшественников. Представляется вполне вероятным, что святого Патрика послали в Ирландию подавить ересь Пелагия, так как в то время Ирландию подозревали в склонности к пелагианству. Но, несмотря на вышесказанное, Ирландия в то время все еще фактически оставалась языческой страной, а большая часть ее населения практиковала религию, связанную с культом природы, где исполнителями обрядов были так называемые старцы, или друиды. Через столетие после смерти святого Патрика христианская вера была еще только нововведением в некоторых частях острова.

Главным трудом святого Патрика, как принято считать, было устроение Церкви в Ирландии; правда, он подвизался главным образом на Севере, в провинции под названием Ольстер. Скорее всего, святой Патрик был обучен и наставлен в христианской вере на юге современной Франции, в монастыре острова Лерин. Этот великий монастырь был основан святым Гоноратом в 375 году после возвращения из Греции, где он познакомился и сблизился с православным христианским монашеством. Как и многие будущие ирландские монастыри, Лерин находился на маленьком острове. В течение последующих трех столетий Лерин был подлинным маяком православной духовности в мирском латинском окружении. Одной из величайших связанных с Лерином фигур был святой Иоанн Кассиан, старавшийся охранить православную веру от искажений некоторых крайних последователей блаженного Августина.

В те времена, когда святые Палладий и Патрик и их сподвижники прибыли в Ирландию, она состояла из более чем ста королевств разных размеров. Весь народ каждого государства назывался «туат» (the tuath – древнеирландское слово, обычно переводящееся как «народ, племя, нация». Слово «tuath» относилось как к территории, которую занимал какой-либо народ, так и к самому народу, который на этой территории обитал. – Пер. ), а короли носили титул «ри» (ri). Общество было жестко организованным и делилось на разряды, подобные ведическим кастам. На самом верху этой системы были друиды, барды, хранители порядка и врачи, а рабы, будучи в самом низу системы, вообще не имели прав. Как отмечал историк Дэвид Росс, система территориальных диоцезов (епархий) не могла прижиться в древней Ирландии ввиду своеобразной структуры общества. Каждый народ («туат») приходилось обращать в христианство отдельно, и у каждого клана существовала своя структура Церкви, где друидов легко заменяли священники и епископы.

Но пришло наконец такое время, когда в Ирландии вместо множества небольших княжеств, управляемых мелкими правителями, сложилось пять королевств: Манстер – на юге острова, Ленстер и Мит – на востоке, Коннот – на западе и Ольстер – на севере. В особых ситуациях, как, к примеру, в правление Брайана Бору (1002–1014), один из королей мог претендовать на верховное правление над всей Ирландией с центром в древней области Тара в графстве Мит. Это верховное правление всегда оспаривалось или не длилось долго. Но хотя народ был политически разделен, до норманнского завоевания ирландцев более или менее объединяло три важных фактора: брегонские законы , гэльский язык и христианская вера.

Прибыв в Ирландию, святой Патрик принялся усердно обращать местное население в христианство, строя церкви и сея семена монашества. Его проповедь святой Троицы была строго церковной и в то же время опиралась на лучшее в местных обычаях – на таком богословии созидалась Ирландская Церковь. В отличие от многих неправославных миссионеров, проповедовавших позднее, святой Патрик с уважением относился к тем обычаям и традициям духовности, с которыми столкнулся на Изумрудном острове. Вместо того чтобы изгонять или убивать друидов как язычников, он обращал их к Евангелию Иисуса Христа. Таким образом, христианство в Ирландии возникло на канонических основах и в гармонии с дохристианской духовностью страны. Благодаря всецелой преданности Богу и настойчивости святого Патрика и его учеников Ирландия стала бастионом христианства. По сути, Ирландская Церковь оставалась преданной православному христианству на протяжении нескольких столетий, в то время как остальная часть Западной Церкви, особенно с конца VIII века, начала постепенно все больше отходить от древней православной христианской веры.

500 год по Р.Х. считается отправной точкой золотого века Ирландской Церкви. В течение всего последующего века монастыри строились по всей Ирландии. О беспримерном укреплении христианства в этой части мира свидетельствует тот факт, что за 250 лет, прошедших от времени прибытия сюда святого Патрика, Эйре (Ирландия) произвела около 500 признанных святых. Среди них не было ни одного мученика, за исключением тех, кто уезжал на континент; это подтверждает близкое сходство между древней христианской верой и традиционной ирландской духовностью.

Связь с Востоком

К началу раннего средневековья, называемого «темными веками», потому что большая часть Западной Европы была далека от христианских основ по невежеству и суеверию, Ирландская Церковь проповедовала православное христианство, будучи свободной от римского формализма и буквоедства и став поистине местной формой православной веры Константинополя. Последующие расхождения были связаны с церковной организацией. Хотя Церковь Ирландии признавала Римского папу как наивысшего церковного сановника в Западном Патриархате, она не приняла его судебную власть, что впоследствии сделала вся Западная Европа. Эта позиция была схожа с православным взглядом на Римского папу как на первого среди равных глав пяти древних Патриархатов: Иерусалима, Антиохии, Рима, Александрии и Константинополя. Последний, также называемый новым Римом, фактически поднялся по чести на уровень, равный старому Риму, на IV Вселенском Соборе в 451 году. Главное разногласие между Ирландией и Римом состояло в использовании Ирландией устаревшего и фактически неверного способа счета даты Пасхи, основанного на 84-летнем цикле и лунном календаре. В противоположность Ирландии, Церковь Рима, как и остальной христианский мир, использовала солнечный календарь, что гарантировало невозможность совпадения христианской Пасхи с иудейской. Этот вопрос со временем стал настоящим яблоком раздора между Римом и кельтами, из которого Рим вышел победителем после Собора в городе Уитби на севере Англии в 664 году. До сегодняшнего дня Православная Церковь считает дату Пасхи в соответствии с древним обычаем, а Пасха у инославных выпадает по времени от одной до пяти недель раньше верной – православной – Пасхи. По-разному совершались в Ирландской и Римской Церквях и таинство крещения и обряд поставления в епископа. Также было несогласие в способе бритья монашеской тонзуры: римская тонзура делалась посредством бритья волос на макушке, ирландская сбривалась поперек (в ширину) лба – от уха до уха. Эти формы приписывали святым апостолам Петру и Иоанну, соответственно. Древние ирландские обычаи хранения святой воды до следующего праздника Крещения (6 января) и зажигания Пасхальных огней, продолжавших гореть круглый год (например, в Килдаре), были тоже уникальными. Часто на ранних ирландских крестах Спаситель изображен скорее победителем смерти, чем распятым – другая параллель с универсальной православной практикой старого Рима и других областей, согласно которой празднование Воскресения Христова по важности превосходит изображение Его страданий. Пасха в Ирландии была главным торжеством церковного года. Эта практика изменилась в конце XI века, когда инославные начали изображать «Страдающего Иисуса» в Его человеческих страданиях как жертву, а не как Победителя.

Кроме того, в ирландских монастырях, по крайней мере до IX века, изучалось греческое богословие, а также латынь и иврит. Интересно заметить, что в некоторых ирландских монашеских поселениях можно было найти не только монахов и монахинь, но и женатые пары и семьи. Это еще одна параллель между ирландской и универсальной православной практиками, в соответствии с которой женатые священники являются нормой в Церкви до настоящего времени, конечно, без какого бы то ни было умаления огромной значимости монашества для Церкви.

Сама организация Церкви в Ирландии имела монастырский характер: здесь игумен или игумения имели наивысшую власть на данной им территории. Это было контрастом по сравнению со структурой диоцезов в остальном православном церковном мире, где епископ – высшая власть.

Помимо монастыря на острове Лерин, бывшего связующим звеном между Ирландской и другими Восточными Церквями, другой французский монастырь – Пуатье – был звеном, связывающим Восточное Православие и Запад. Этот монастырь был последней земной обителью великого святого и учителя церкви Илария из Пуатье , епископа, изгнанного во Фригию тогда еще не крещеным императором Констанцием после того, как святой отказался поддерживать ересь арианства, которому Констанций симпатизировал. Его же предшественник, святой император Константин Великий, созвал в 325 году I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено как ересь. Святой Иларий позднее отправился из Фригии в Пуатье, где написал книгу под названием «Ирландские епископы». Это свидетельство того, что существовало общение Ирландской и грекоговорящих Церквей через Францию уже в IV веке.

В начале VI века в Пуатье был заложен еще один монастырь ирландским святым миссионером Фридолином. Другое сходство ирландской и общеправославной практик –форма литургии. На протяжении веков различные Православные Церкви сохраняли большое разнообразие литургий, каждая из которых была древнего происхождения: литургии святого Иоанна Златоуста, святого апостола Иакова и святого Василия Великого. Свидетельство о существовании доримской литургии в Ирландской Церкви можно найти в таких рукописях, как «Собрание антифонов Бангора» – собрании гимнов и молитв, датируемых примерно 680 годом. Эти тексты описывают христианское видение мира, отраженное в псалмах, восхваляющих Божие творение, точно как в книгах святых отцов Церкви. Все тварное здесь видится как большое целое, без дуализма духа и материи, ставшего доминирующей постпатристической средневековой западной неправославной космологией. Было бы уместно сказать, что метафизическая (философская) система, пространно изложенная ирландским философом Иоганном Скоттом Эриугеной, тоже отражала знание о единстве всего творения. Это подкрепляет наше мнение, что ирландское христианство продолжало веру отцов Церкви.

Ирландская миссионерская деятельность

Имея своим отправным пунктом Ирландию, ирландские миссионеры разъезжали по всей Британии и континентальной Европе, свидетельствуя о Евангелии, крестя людей, возводя сооружения для служения Богу и поучая. Они часто странствовали по семь или двенадцать человек, не считая предводительствующего, следуя примеру Христа и двенадцати апостолов. Согласно выводам Джорджеса и Бернадетты Кербелауд-Саланьяк, сделанным в 1966 году, примерно 300 ирландских миссионеров проповедовали в Британии и на континенте. Еще большее число миссионеров-монахов вышло из прославленного монастыря Люксей (основанного святым Колумбаном в Бельгии около 591 года).

Важнейшими фигурами этой беспрецедентной ирландской миссионерской деятельности были: святой Кольмкилл (Колумба), основавший знаменитый монастырь на острове Айона и просветивший скоттов и пиктов; святой Айдан, основавший прославленный монастырь на острове Линдисфарн и просветивший нортумбрийцев; святой Фридолин, основавший монастыри во Франции и Германии; святой Фурсей, учредивший монастыри в Восточной Англии и в Галлии; святой Килиан, проделавший колоссальную миссионерскую работу среди восточных франков и жителей Тюрингии, закончивший жизнь мучеником; святой Галл – просветитель Швейцарии; святой Колумбан, основавший монастыри в Бельгии, Швейцарии и Италии, несмотря на жесткое ему противостояние.

Ирландские миссионеры дошли до Северной Атлантики и Скандинавии. О значительном вкладе, внесенном святым Бренданом Мореплавателем, мы скажем ниже. Согласно Дикуилу, ирландскому ученому при дворе каролингов, ирландские поселенцы жили на Фарерских островах в течение нескольких веков примерно до 800 года. Древние ирландские рукописи на пергамене, колокола и одеяния епископов были найдены в Исландии и относятся к эпохе, предшествующей времени господства викингов. В декоре норвежских «планочных» церквей видно ирландское влияние XIII века. Возможно, ирландцы внесли свой вклад и в обращение Скандинавии в христианство, хотя нам не хватает исторических свидетельств, подтверждающих это.

Конец Ирландской Церкви

С 795 года Ирландия жила в постоянной угрозе набегов викингов, первый из которых был совершен на остров Ламбей близ Дублина. В следующие 40 лет она подвергалась беспорядочным набегам, а начиная примерно с 835 года викинги стали использовать Ирландию как свою постоянную базу. Норвежское и датское завоевания Ирландии в IX и X веках почти уничтожили монашескую жизнь страны. Великие центры монашества, такие как Арма, Бангор, Клонферт и Клонмакнойс, подверглись разграблению и опустошению, многие монахи погибли от языческих захватчиков. Даже известный монашеский остров Айона в Шотландии пришлось оставить к 830 году. Любопытные остатки архитектурных сооружений обнаружены в Ирландии и в некогда занимаемой викингами Восточной Англии – сохранившиеся после набегов и завоеваний круглые башни. Эти внушительные сооружения служили местом, где спасались люди и сохранялись сокровища, из которых некоторые пережили и викингов, и крайних протестантов.

Иногда ирландцам удавалось давать отпор, например когда вождь викингов Торгест, осквернивший Клонмакнойский монастырь и посадивший на алтарь свою жену, был схвачен и утоплен королем из династии О"Нейлл. Положительной стороной набегов викингов было то, что они основали главные ирландские города, такие как Дублин, Уэксфорд, Уотерфорд, Корк и Лимерик, откуда торговали с ирландцами и своими родственниками – северянами с Гебридских островов, острова Мэн и т.д. Как это часто случается в истории, Господь даже зло обратил во благо. Большинство древних ирландских рукописей были утеряны в этот бурный период, а сохранившиеся были взяты монахами с собой на континент. В начале XI столетия король Брайан Манстерский разослал вестников на континент выкупить обратно некоторые из древних рукописей.

Это опустошение монастырей в Ирландии дало возможность упрочиться здесь Римской Церкви, давно стремившейся к этому, и многочисленные августинские и бенедиктинские монастыри заменили в Ирландии прежние, исконно ирландские.

Отъезд ирландских монахов на континент имел причиной не только нападения викингов, иноков привлекал и каролингский двор во Франции, приглашавший всех ученых людей из других частей Западной Европы. Это объясняет присутствие знаменитых ирландских ученых, таких как Мартин Хиберниенсис, Седулий Скот и Иоганн Скотт Эриугена, во французских центрах учености в IX веке. Своей ученой работой на континенте ирландские монахи положили конец «темным векам».

Большая часть Западной Европы последовала за Римом в его разрыве с многонациональным Востоком, разрыв этот официально был подтвержден взаимным отлучением в 1054 году и завершился разорением католиками-крестоносцами Константинополя в 1204 году. Для западного христианства это отделение от среднеевропейских и греческих истоков оказалось по-настоящему бедственным со всех сторон: богословской, моральной, культурной и социально-политической. Но Ирландская Церковь в практическом отношении осталась полностью автономной Церковью, хотя она уже перестала находиться в официальном общении с Церквями средней Европы, Восточно-Римской империи и Киевской Руси.

Англо-норманнское завоевание Ирландии, сначала под командованием Стронгбоу в 1170 году, а затем, год спустя, англо-норманна по происхождению Генриха II Английского (1154–1189), произошло с одобрения Римского папы Адриана IV – единственного понтифика из англичан, желавшего привести Церковь Ирландии под гнет Рима. В 1154 году Адриан издал папскую буллу, призывающую к норманнскому завоеванию Ирландии, чтобы «истинная христианская религия» (то есть римо-католичество) была насаждена в Ирландии.

Первый шаг захвата Римом власти над Ирландской Церковью был сделан, когда поставленный норманнами архиепископ Кентерберийский итальянец Ланфранк заявил о господстве над Церковью Ирландии в 1172 году. В начале XII века Арма на севере и Кашел на юге были повышены в статусе как римские архиепископии, а Арма вскоре стала митрополией Ирландской Церкви. Задолго до этого Дублин и Туам тоже стали архиепископиями, тем самым ослабив власть Кентербери над Ирландией, но не умаляя гегемонии Рима. На протяжении веков Арма сохраняла свой высочайший статус как в Католической, так и в Англиканской Церкви; оба кафедральных собора здесь были освящены во имя святого Патрика.

(Окончание следует.)

Острейший социально-политический кризис в Северной Ирландии до сих пор продолжает приковывать внимание мировой общественности. В чем же его причины? Ответ кроется в многовековой истории борьбы ирландского народа против англичан, в коварной политике лондонских правящих кругов по принципу «разделяй и властвуй», в расколе страны в 1921 г., в сложившейся в результате этого запутанной внутриполитической и социально-экономической обстановке в провинции, являющейся ныне средоточием жгучих противоречий – экономических, политических, классовых, социальных, национальных, культурных, религиозных.

Особенностью истории Ирландии является весьма тесное переплетение религиозных противоречий с политическими и этническими процессами. Национальное развитие страны несет на себе отпечаток колониального прошлого, когда политика английских властей приобрела религиозную окраску, а церковь стала играть активную роль в системе управления.

Можно выделить несколько периодов, характеризующих роль религиозного фактора в политической и общественной жизни Ирландии.

На стадии разложения первобытнообщинного строя ирландцы, как и другие народы, обожествляли силы природы, звезды, леса, долины, реки, ручьи. Почитался также сонм полубогов, так называемых сидов, напоминавших добрых фей. По представлениям древних ирландцев, сиды активно вмешивались в жизнь людей, участвовали в сражениях, вступали в любовные связи с людьми, различными способами помогали им. Верили ирландцы и во множество духов, воплощавшихся в различные существа, в зароки, запреты и заклинания, сны и разные приметы. Важную роль в общественной жизни языческой Ирландии играли жрецы – маги и прорицатели, которые, как и у кельтов Галлии, назывались друидами. Они были хранителями и толкователями религиозных и родовых обычаев и учителями юношества.

В процессе разложения первобытнообщинного строя и складывания феодальных отношений все большую популярность среди знати стало приобретать христианство. Немаловажное значение в распространении христианства на острове имела миссионерская деятельность Патрика (373 – 463 гг.), объявленного впоследствии католической церковью святым. В 432 – 1152 гг. в стране существовала независимая «кельтская церковь», которая имела своеобразные черты, отличающие ее от традиционных для католицизма порядков и обычаев. Ее организация была приспособлена к клановому строю, и духовные должности стали монополией определенных семей. Епархия епископа обычно совпадала с территорией клана, а сам он избирался из людей угодных вождю и связанных родовыми узами с членами кланов. Целибат (безбрачие духовенства) не соблюдался, приходские священники жили в кланах и больше подчинялись местным обычаем, чем порядкам католической иерархии. Епископы не обращались в Рим для утверждения в должности, причитающиеся папе платежи за духовные бенефиции собирались нерегулярно. Вожди часто присваивали церковное имущество и доходы, а также облагали духовенство обычными для мирян поборами. Монастырские общины в Ирландии сами избирали себе аббатов, не соблюдая устав Бенедикта Нурсийского, регулировавший жизнь католических монастырей в средневековой Европе. В 1152-1531 гг. «кельтскую церковь» заменил католицизм феодального типа, выступавший союзником английской экспансии. В конце 11-го века в Западной Европе значительно возросло влияние папства. Ирландская церковь стала одним из объектов его теократической политики, проводимой под знаком «очищения и единства». Синод в Келлсе в 1152 г. признал главенство папы над ирландской церковью, осудил браки среди духовенства и конкубинат (внебрачное сожительство), объявил десятину обязательным для всех церковным побором, подтвердил независимость католического духовенства от поборов и юрисдикции светских властей и создал четыре архиепископства –Арма, Дублин, Кашел и Туам, оставив старшинство за архиепископством Арма. Однако, несмотря на это, низшее духовенство придерживалось старых церковных порядков.

Через три года после синода в Келлсе в Рим прибыл посол английского короля Генриха II Плантагенета с просьбой разрешить завоевать Ирландию и завершить подчинение ирландской церкви.

Первое вторжение английских колонизаторов на территорию Ирландии произошло в 1169 году. Особенно активизировалось завоевание после 1485 года. Когда Генрих VIII, порвав с Римом в 1534 г. стал главой англиканской церкви, и в Англии установилась государственная вера – протестантизм захват Ирландии начал сопровождаться насильственным насаждением протестантской веры, а также массовой конфискацией земель у ирландцев-католиков и
заселением их протестантами.

В XVIII веке в руках католического населения Северной Ирландии осталась только одна седьмая часть земли.

В соответствии с принятыми законодательными актами, католики лишались права голоса и возможности быть избранными в парламент и муниципальные органы, получить профессию, занимать должности в армии, флоте, продвигаться по службе, носить оружие. Они не могли открывать школу или учиться в ней, им было запрещено даже исполнять народные песни и танцы. Католики были лишены возможности издания и продажи книг, газет, облагались специальными налогами.

Таким образом, с самого начала захвата Ирландии в основу проводимой английскими колонизаторами политики был положен принцип «разделяй и властвуй» по религиозному, национальному и классовому признакам. Принятые законы, направленные против католического населения Ирландии, лишали его не только политических, но и элементарных человеческих прав, усиливая раскол на религиозной почве. Привилегии получал лишь тот, кто принимал протестантское вероисповедание. Несмотря на это, ирландские крестьяне остались приверженцами католической церкви, католиками были и многие англо- ирландские лорды, ирландские вожди. Так в Ирландии после реформации появились две церкви: одна – чужеземная, официальная, другая - преследуемая английскими властями, но признаваемая большинством жителей острова.

Период 1782-1916 гг. характеризовался приспособлением католической церкви, осуществлявшей контроль в сфере духовной жизни большинства населения, к колониальным порядкам. Протестантизм, удерживавший значительные политические позиции, продолжал играть роль опоры британского господства.

В 1916-1972 гг. католицизм на юге и протестантизм на севере благодаря усилиям буржуазно-националистических кругов получили статус официальных, привилегированных религий, закрепляя тем самым искусственное расчленение Ирландии. Наметившееся в 60 –начале 70-х годов XX в. признаки ослабления религиозных барьеров не получили своего развития в условиях обострения кризиса в Северной Ирландии.

В 1966 году представители ирландских профсоюзов совместно с лейбористами Северной Ирландии во время встречи с министрами юнионистского правительства предложили совместный меморандум «Права граждан Северной Ирландии», к котором были разработаны основные требования, связанные с проведением избирательной реформы, включением представителей католического меньшинства в назначаемые правительством органы, устранением дискриминации на религиозной или политической основе в вопросах занятости, жилища и др.

Встреча с представителями правительственного кабинета показала, что юнионистское правительство не намерено считаться с растущим движением масс в стране, с требованиями, выдвинутыми авторитетными и влиятельными организациями. В 1969 году правительством было принято решение об спользовании войск против демонстрантов в Северной Ирландии, где в течение рех дней продолжались сватки борцов за гражданские права с полицией. Это
решение знаменовало собой новый этап в развитии политического кризиса в Северной Ирландии. В 1971 году в стране был введен закон об интернировании, в соответствии с которым органы власти могут не только осуществлять аресты без суда и следствия, но и заключать арестованных в тюрьмы или ссылать в концлагеря без конкретных обвинений. В результате значительно возросло число арестованных. От террора и насилия в первую очередь пострадал рабочий класс. 90% убитых в Северной Ирландии являлись представителями рабочего класса. Основная масса задержанных также рабочие.

Общественная жизнь Северной Ирландии до сих пор продолжает сохранять конфессиональную оболочку. Способствующая этому политика администрации и протестантских юнионистских партий подвергается резкой критике со стороны прогрессивных организаций и свободомыслящих общественных деятелей. Успех борьбы за гражданские права, за социальный прогресс для всего населения Северной Ирландии в значительной степени зависит от того, как скоро и насколько эффективно они сумеют разрушить искусственно созданный религиозный барьер.



План:

    Введение
  • 1 Дохристианская религия
  • 2 Появление протестантизма
  • 3 Церковь Ирландии в XX веке
  • 4 Современное состояние
    • 4.1 Перепись 2006 года
  • Примечания

Введение

Флаг Ирландии:
Зелёный - католики,
оранжевый - протестанты,
белый - мир между ними

Религия в Ирландской республике исторически играет важную роль в обществе. Основной религией традиционно является католицизм латинского обряда, второй по численности является община протестантов, и вместе они охватывают подавляющее большинство населения острова.


1. Дохристианская религия

2. Появление протестантизма

В XVII веке поселенцы из Великобритании начали формировать в Ирландии протестантскую общину. Постепенно численность протестантов в северо-восточных графствах превысила число католиков, что в сочетании с занятием протестантами правящих и руководящих позиций привело к дискриминации по религиозному признаку, сохраняющейся во многом и до сих пор. Основа ирландского протестантского национализма сформировалась в XVIII веке обществом «Объединённых ирландцев» под руководством У. Тона. Однако, католическое общество всегда объединяло большинство населения Ирландии, опираясь на массы сельских жителей.


3. Церковь Ирландии в XX веке

Противостояния между католиками и протестантами и диаметрально противоположное отношение у религиозных общин к союзу с Великобританией привели в XX веке к расколу страны, гражданской войне и многочисленным жертвам с обеих сторон. Шесть северных графств, образовавших в 1921 году Северную Ирландию, имели в составе своего населения протестантское большинство, что стало одной из причин разделения государства надвое. Три графства Ольстера, которые не вошли в состав Северной Ирландии, отличались от шести вошедших именно высоким процентом католического населения.

В конституции Ирландской республики одна из статей декларировала особое положение католической церкви в государстве как гаранта веры, исповедуемой большинством населения страны. Эта статья конституции была отменена в результате референдума только в 1972 году.

После Второй мировой войны и окончания периода цензуры позиции церкви в жизни общества постепенно начали слабеть, однако несмотря на это, Ирландия долгое время оставалась самой религиозной страной Европы. В 1949-1951 годах широкую огласку получило так называемое «дело о материнстве». Министр здравоохранения Ноэль Браун внёс законодательный проект о введении бесплатного медицинского обслуживания для детей до 16 лет и женщин. Иерархи католической церкви отреагировали на это предложение резко отрицательно, заявив в своём письме премьер-министру, что светская власть не должна вмешиваться в дела семьи и личности, и что право обеспечивать здоровье ребёнка принадлежит не правительству, а родителям, о чём премьер-министр и сообщил Брауну . Показательно, что министру после этого отказа пришлось оставить должность, но ни во время дебатов по этому вопросу, ни до и ни после, ни он ни его оппоненты не подвергали сомнению право церкви на влияние в социальной сфере и в области морали.

Важным этапом в изменении роли религии в обществе стало начало телевещания, которое привело к открытому обсуждению ранее запретных вопросов, таких как аборты, контроль рождаемости, разводы. Возвращавшиеся из-за рубежа ирландцы привозили с собой изменившиеся морально-этические ценности.

В 1986 году состоялся референдум по вопросу, нужно ли разрешать в Ирландии разводы. 63 % голосовавших высказались против разрешения, что говорит о большом влиянии католической морали даже в эти годы. И только в 1995 году после повторного референдума разводы в Ирландии были легализованы.


4. Современное состояние

Приведена таблица данных о религиозной ситуации в Ирландии .

4.1. Перепись 2006 года

Религия Численность последователей
Римо-католики 3,681,446
Церковь Ирландии 125,585
Мусульмане 32,539
Пресвитериане 23,546
Православие 20,798
Методисты 12,160
Апостольская церковь 8,116
Буддисты 6,516
Индуисты (в том числе Сознание Кришны) 6,082
Лютеране 5,279
Евангелисты 5,276
Свидетели Иеговы 5,152
Баптисты 3,338
Иудеи 1,930
Викка 25
Пантеизм 1,691
Агностицизм 1,515
Атеисты 929
Мормоны 1,237
Квакеры 882
Старокатолики 540
Бахаизм 504
Церковь Братьев 365
Другие христианские направления 29,206
Другии религии 8,576
Не религиозные 186,318
Не определившиеся 70,322
Всего 4,239,848

Примечания

  1. Дебаты Дойла, том 125, колонка 784, 12 апреля 1951 года (англ.) - www.oireachtas-debates.gov.ie/D/0125/D.0125.195104120043.html
  2. Книга фактов ЦРУ (англ.)
скачать
Данный реферат составлен на основе

Известная русская поэтесса Зинаида Гиппиус когда-то давно, хотя никогда не видела Ирландию, назвала ее «туманной страной с острыми скалами». Сейчас остров Ирландия, на котором, собственно, и находится Республика Ирландия, называют «Изумрудным островом», т.к. деревья и растения там зеленые практически круглый год. Однако, туристам в Ирландии будет интересна не только природа, но и многочисленные средневековые замки, а также другие достопримечательности, традиционные фестивали и местные алкогольные напитки (ирландское виски, пиво и эль).

География Ирландии

Республика Ирландия расположена на острове Ирландия, на северо-западе Европы. Эта страна имеет сухопутную границу только с Северной Ирландией, которая является частью Великобритании. Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном (Кельтское море на юге, канал Св. Георгия – на юго-востоке и Ирландское море на востоке). Общая площадь этой страны – 70 273 кв. км. Самая высокая вершина Ирландии – гора Карантуилл, чья высота достигает 1041 м.

Столица

Столицей Ирландии является Дублин, население которого сейчас насчитывает около 550 тыс. человек. Историки утверждают, что кельтское поселение на месте современного Дублина существовало уже в II веке н.э.

Официальный язык Ирландии

В Ирландии два официальных языка – ирландский и английский. Однако, только 39% населения Ирландии знает ирландский язык.

Религия

Около 87% жителей Ирландии – католики, относящиеся к Римско-католической церкви.

Государственное устройство

Согласно Конституции, Ирландия – это парламентская республика, главой которой является Президент, избираемый на 7-летний срок.

Исполнительная власть принадлежит двухпалатному Парламенту – Ойряхтасу, состоящему из Сената (60 человек) и Палаты представителей (156 человек).

Основные политические партии – «Лейбористская партия», «Фине Гэл», «Фианна Файл», «Шинн Фейн», «Рабочая партия Ирландии», и «Социалистическая партия».

Климат и погода в Ирландии

На климат в Ирландии определяющее влияние оказывает Атлантический океан и теплое течение Гольфстрим. В итоге, климат в этой стране умеренный морской. Среднегодовая температура воздуха - +9,6С. Самые теплые месяцы в Ирландии – июль и август, когда средняя температура воздуха достигает +19С, а самые холодные – январь и февраль (+2С). Среднее количество осадков – 769 мм в год.

Средняя температура воздуха в Дублине:

  • январь - +4С
  • февраль - +5С
  • март - +6,5С
  • апрель - +8,5С
  • май - +11С
  • июнь - +14С
  • июль - +15С
  • август - +15С
  • сентябрь - +13С
  • октябрь - +11С
  • ноябрь - +7С
  • декабрь - +5С

Моря и океаны

Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном. На юге Ирландию омывает Кельтское море, а на востоке – Ирландское море. На юго-востоке канал Св. Георгия разделяет Ирландию и Великобританию.

Реки и озера

По территории Ирландии протекает много рек. Самые большие из них – Шаннон, Барроу, Шур, Блэкуотер, Банн, Лиффи, и Слэни. Что же касается озер, то из них, прежде всего, следует назвать следующие: Лох-Дерг, Лох-Маск, Лох-Ней, и Килларни.

Отметим, что в Ирландии есть разветвленная сеть каналов, большинство из которых были построены еще более 100 лет назад.

История

Первые люди на острове Ирландия появились 8 тысяч лет назад. Затем во время неолита в Ирландию прибыли кельтские племена из Пиренейского полуострова. Распространение христианства в Ирландии связывают с именем Святого Патрика, прибывшего на этот остров примерно в середине V века.

С VIII века Ирландия подвергается столетнему нашествию викингов. В это время страна разделена на несколько графств.

В 1177 году значительную часть территории Ирландии захватывают английские войска. В середине XVI века англичане пытались навязать ирландцам протестантизм, но окончательно это сделать так и не смогли. Таким образом, до наших дней жители острова Ирландия разделены на две религиозные концессии – католики и протестанты (в республике Ирландия большинство населения – католики).

В 1801 году Ирландия вошла в состав Великобритании. Только в 1922 году, после ирландской войны за независимость, большая часть Ирландии отделилась от Великобритании, образовав Ирландское Свободное государство (но которое входило в Содружество Великобритании). Только в 1949 году Ирландия стала по-настоящему независимой. Однако, Северная Ирландия, где большинство населения – это протестанты, все еще входит в состав Великобритании.

В 1973 году Ирландию приняли в ЕС.

Культура Ирландии

Несмотря на то, что англичане на протяжении многих веков пытались включить Ирландию в состав своей империи, ирландцы все-таки сумели сохранить свое национальное самосознание, а также традиции и верования.

Самые популярные фестивали в Ирландии – фестиваль и парад во время дня Св. Патрика, Galway Oyster Festival, джазовый фестиваль в Корке, фестиваль Bloomsday, и Марафон в Дублине.

Кухня

Традиционные продукты в Ирландии – мясо (говядина, свинина, баранина), рыба (лосось, треска), морепродукты (устрицы, мидии), картошка, капуста, сыр, молочные продукты. Самое известное ирландское блюдо – это ирландское рагу, которое готовят из баранины, картошки, моркови, петрушки, лука и тмина.

Еще одно традиционное ирландское блюдо – вареный бекон с капустой. Также Ирландия знаменита своим традиционным хлебом на соде и чизкейком.

Повседневные безалкогольные напитки в Ирландии – чай и кофе (вспомните, знаменитое кофе по-ирландски, в состав которого входит виски, коричневый сахар и взбитые сливки). Что же касается алкогольных напитков, то ирландцы предпочитают виски, пиво и эль.

Достопримечательности Ирландии

Несмотря на то, что Ирландия – это маленькая страна, в ней все равно есть очень много интересных достопримечательностей. В десятку лучших из них, на наш взгляд, входят следующие:


Города и курорты

Самые большие города Ирландии – Корк, Лимерик, и, конечно же, Дублин. Самым большим из них является Дублин, в котором сейчас проживают около 550 тыс. человек. В свою очередь, население Корка составляет более 200 тыс. человек, а Лимерика – около 100 тыс. человек.

Сувениры/покупки

Туристы из Ирландии обычно привозят традиционные ирландские свитера из острова Аран (рекомендуем покупать белые аранские свитера, а не цветные), посуду из хрусталя Waterford Crystal, твидовые костюмы, льняное белье, компакт-диски с ирландской музыкой, рыболовные снасти, и, конечно же, ирландское виски.

Часы работы учреждений

Банки: Пн-Пт: 10:00-16-00 (по средам - 10:30-16-30).

Некоторые магазины в Ирландии открыты по будням до 21:00. Некоторые супермаркеты работают 24 часа в сутки. Бары и пабы в Ирландии открываются в 10:00 (Пн-Сб), а закрываются – в 23:00 (Пн-Чт), в 00:30 – в пятницу и субботу, а в воскресенье – в 23:00.

Виза

Для въезда в Ирландию украинцам необходимо оформить визу.

Валюта Ирландии

Ирландия входит в Евросоюз, и это значит, что на территории этой страны в качестве денежных знаков используется евро. В стране широко распространены все основные кредитные карты, включая Visa, MasterCard и American Express.

Таможенные ограничения

Ввозить иностранную валюту в Ирландию можно без ограничений, а вот вывозить можно не больше, чем было заявлено при въезде в страну. Таможенные правила в Ирландии такие же, как и в других странах ЕС.


Самое обсуждаемое
Скорби — духовные приемы, как переносить скорби Святые отцы о несении скорбей Скорби — духовные приемы, как переносить скорби Святые отцы о несении скорбей
Жизнь диких африканских племен Жизнь диких африканских племен
Святые отцы о духовной радости Святые отцы о духовной радости


top