Церковь спиридона тримифунтского в адмиралтействе. Адмиралтейский собор св. Спиридония Тримифунтского. Отрывок, характеризующий Адмиралтейский собор

Церковь спиридона тримифунтского в адмиралтействе. Адмиралтейский собор св. Спиридония Тримифунтского. Отрывок, характеризующий Адмиралтейский собор

Церковь во имя праведных Захарии и Елизаветы
1755 г. -
Церковь во имя св. Спиридона Тримифунтского
1821 г. -
Собор во имя св. Спиридона Тримифунтского
27 октября 1858 г.
Адмиралтейский собор во имя св. Спиридона находится на втором этаже юго-западного угла здания Главного Адмиралтейства.

10 мая 1755 г. в здании Адмиралтейства была освящена относительно небольшая церковь во имя праведных Захарии и Елизаветы. 17 апреля 1821 г., в связи с проводимыми строительными работами в Исаакиевском соборе в нем были прекращены богослужения. Седьмого июня 1821 г. было получено разрешение императора Николая I на посещение приходом Исаакиевского собора церкви в здании Адмиралтейства. Так как эта церковь была недостаточно обширна, то было решено устроить храм в новом месте Адмиралтейства. 10 декабря 1821 г. император приказал устроенную в здании Адмиралтейства церковь сдать в ведомство морского министерства. Согласно высочайшей воле 12 декабря 1821 г. церковь по благословению митрополита Серафима освящена во имя св. Спиридона Тримифунтского наместником Александро-Невской лавры архимандритом Товиею с братией.

Летом 1821 г. в связи с кардинальной перестройкой Исаакиевского собора было принято решение устроить временный поместительный храм в здании Адмиралтейства, что и было сделано архитектором Монфераном. 12 декабря того же года ко Дню рождения Государя в Адмиралтействе был освящен храм по имя святителя Спиридона. А другой придел был посвящен преподобному Исаакию Далматскому.

Однако и по завершении строительства Исаакиевского собора, уже в царствование императора Николая I Павловича, Адмиралтейский храм святителя Спиридона решили не упразднять.
А 27 октября 1858 г. по повелению Александра II Освободителя Адмиралтейской церкви во имя святителя Спиридона Тримифунтского был Высочайше дарован статус собора. Здесь тоже хранилась бархатная туфля кипрского святого, привезенная в 1860 г. с острова Корфу в. кн. Константином Николаевичем, братом императора Александра II.
В 1863 для Адмиралтейского собора академик живописи Ф. Г. Солнцев написал образ Спасителя, для которого ювелиры Ф. А. Верховцев и Ф. Бутц сделали дорогой оклад с бриллиантами. Этот образ напоминал о спасении генерал-адмирала в. кн. Константина Николаевича от руки террориста во время службы царского брата в Польше.
В 1874 был освящен придел во имя Зачатия праведной Анны. А осенью 1889 на хорах собора освятили придел во имя пророка Осии, в память спасения императорской семьи в момент крушения Императорского поезда 17 октября 1888 г. в Борках. Таким образом возникла ещё одна мистическая связь святителя Спиридона и семьи императора Александра III.
Ныне церковь занята актовым залом Военно-морского инженерного института.

После прекращения в 1816 г. служб в Исаакиевском соборе в связи со строительством нового (нынешнего) собора в Главном Адмиралтействе была устроена церковь по проекту И. Гомзина (при участии О. Монферана), куда из "старого Исакия" были перенесены престол, Царские врата, утварь, а также переведен причт. Храм был освящен 12 декабря 1821 г. (наместником Александро-Невской лавры архимандритом Товием) в честь святителя Спиридония Тримифунтского в память о дне рождения Императора АлександраI Благословенного с приделом преп. Исаакия.

После окончания строительства Исаакиевского собора храм в Адмиралтействе был сохранен с присвоением ему статуса собора.
Фронтон храма украшал крест на державе. В 1863 г. была возведена каменная звонница с шестью колоколами из "старого Исакия" (самый большой 110 пудов). Позже в соборе были устроены еще три придела во имя Зачатия прав. Анны, св. пророка Осии (на хорах), Св.Николая.

26 колонн разделяли храм на три нефа. Собор обладал несколькими святынями: бархатным ботинком св.Спиридона, подушкой из-под главы мощей св.Спиридона, частью его ризы, икона свв.Константина и Елены с частицей древа Животворящего Креста Господня.
В соборе пел один из лучших церковных хоров Петербурга.

Значение Адмиралтейского собора - топографически центрального собора Петербурга - состоит в том, что он был особым храмом русской морской славы. Все корабли русского флота при закладке и спуске на воду освящались близ Адмиралтейского храма его настоятелем. здесь начинали свое дальнее плавание. Ежегодно в соборе 17 ноября служилась панихида по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях.

Последним настоятелем собора был духовный сын о.Иоанна, мученически убиенный протоиерей о. Алексий Ставровский. Периодически здесь совершал служение и сам о.Иоанн Кронштадтский.
После Октября судьбу собора решил росчерк пера нового хозяина Адмиралтейства, красного командующего Балтфлотом Ф. Раскольникова, будущего советского дипломата-диссидента. Собор был закрыт в конце1919 г. Ныне помещение используется как актовый зал Высшего военно-морского инженерного института. 1/14 июня 2000 г. в стенах собора был совершен первый общественный молебен - Святителю Спиридону и св. Иоанну Кронштадтскому.
www.citywalls.ru/house13787.html

В советское время - офицерский клуб, "ленинская" комната.

Просуществовал этот собор до 1920 года, а в 1927 году в нем создали революционный отдел Морского музея, а затем клуб Военно-морского инженерного училища.
www.pobedaspb.ru/hram-14.html

25 декабря 2013 года впервые за последние 90 лет была совершена Литургия. Ее возглавил настоятель храма, благочинный Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии, иеромонах Алексий (Ганьжин). Главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков, по инициативе которого было написано прошение митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру об открытии храма, передал иеромонаху Алексию (Ганьжину) ключи от воссоздаваемого Адмиралтейского собора.
aquaviva.ru/news/av/?id=42827

Храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского в здании Адмиралтейства в штабе ВМФ РФ г. Санкт-Петербурга
Страница на сайте "Глобус митрополии":

Адмиралтейский собор во имя святителя Николая находился в центральной части города на улице Екатерининской. Ныне на этом месте расположен Дом офицеров Черноморского флота Российской Федерации.

3 июня 1783 года были заложены четыре первых каменных здания Севастополя, одним из них была часовня. Впоследствии на месте часовни построили Адмиралтейский собор святителя Николая. В 1848 году из-за ветхости собор был разобран до основания и построен вновь. По контракту с подрядчиком Красильниковым работы должны были быть окончены к июню 1851 г.

Минное адмиралтейство. Вид с улицы Екатерининской. Справа - Минная башня, слева на переднем плане - храм святого Архистратига Михаила, за ним - Адмиралтейский собор святителя Николая (с недостроенным куполом). Фото 1856 г.

За время постройки выявились дополнительные работы, которые не были завершены к началу I-й обороны Севастополя. Здание храма повреждено во время обороны Севастополя 1854-1855 г.г. Наиболее пострадали стены, с восточной стороны в алтарном закруглении была большая, почти сквозная, пробоина. В нескольких местах было много повреждений от неприятельских ядер.

Храм восстанавливался под руководством архитектора Эппингера; строительные работы были поручены подрядчику Красильникову, причем часть работ он выполнил бесплатно, в том числе устройство пола из балаклавского мрамора с фризами, шлифовку мраморных площадок и ступенек перед алтарем. Средства на восстановление Адмиралтейского собора святителя Николая были выделены из наличного капитала, состоящего при храме Святого Владимира. Восстановление собора окончено в 1857 г., 6 декабря (19 декабря по новому стилю) храм был освящен.

В 1897 г. настоятелем собора был священник Михаил Золотуха, в 1899 г. священник собора – отец Константин Реутов, в 1913 г. – настоятель со званием благочинного Севастопольских церквей военного и морского ведомств, протоиерей Роман Медведь, священники: А.А. Мельников, А.Д. Виноградов, диаконы: В.А. Травинский, С.А. Городецкий, Н.С. Вышемирский. К 50-летию первой обороны Севастополя на стенах храма были укреплены мемориальные доски с перечислением частей войск, принимавших участие в Альминском, Балаклавском, Инкерманском и Чернореченском сражениях.

Минное адмиралтейство. Вид с Южной бухты.

Храм с недостроенным куполом - Адмиралтейский собор св. Николая. Фото 1855 г.


Адмиралтейский собор святителя Николая (Справа – храм святого Архистратига Михаила).
Вид с улицы Екатерининской. Фото начала XX века.


В 1930 году по решению Крымского ЦИКа храм был закрыт. В 1930-е годы собор был разорен, с куполов сняты кресты. В здании собора расположился кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало. После войны на месте храма, с частичным использованием его стен, сооружено здание Дома офицеров Черноморского флота, позже реконструированное.

Адмиралтейский собор (Собор святого Григория Великой Армении) - православный храм, существовавший в Николаеве с XVIII по XX век.

История

По распоряжению основателя Николаева князя Григория Потёмкина в 1789 году на высоком левом берегу реки Ингул была заложена каменная церковь. В следующем году началось её строительство на средства городской казны.

Строительство собора осуществлялось по проекту архитектора Ивана Старова , по образцу Андрианопольского храма, но в уменьшенном виде. Исполнителем работ был каменных дел мастер Антон Вектон. Наблюдали за строительством архитектор Викентий Ванрезант и инженер Иван Князев. Для росписи иконостаса Григорий Потёмкин пригласил художников из Италии .

В 1794 году церковь была построена и 30 октября состоялось её освящение во имя Святого Мученика Григория Великой Армении (его имя носил князь Потёмкин).

Храм был построен из тёсаного известняка . Длина его с востока на запад составляла 42,6 метра, а ширина - 17 метров. Купол был покрыт оцинкованным железом и окрашен в серый цвет. На куполе и над алтарём были установлены два медных позолоченных креста.

Кроме того в соборе хранились три Евангелия в серебряно-позолоченной оправе (два 1766 года и один 1784 года) и серебряно-позолоченный потир 1763 года.

Вне церкви, у алтаря, находился надгробный обелиск на могиле строителя города Николаева Михаила Фалеева , умершего в 1791 году.

Напишите отзыв о статье "Адмиралтейский собор"

Литература

  • Нариси історії архітектури Української РСР (дожовтневий період). Київ 1957.
  • Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Москва 1968. - Т. 6: Архитектура России, Украины и Белоруссии XІV-первой половины XІХ вв.
  • З української старовини: Альбом. Київ 1991.
  • Тимофієнко В. Зодчі України кінця XVІІІ - початку ХХ століть: Біографічний довідник. Київ 1999.
  • Тимофеенко В. И. Формирование градостроительной культуры Юга Украины (Материалы к Своду памятников истории и культуры народов СССР). Киев 1986.
  • Тимофеенко В. И. Города Северного Причерноморья во второй половине XVІІІ века. Киев 1984.
  • Тимофієнко В. Нотатки військового інженера Ф. Деволана про діяльність на Півдні України // Архітектурна спадщина України. Вип.3. Част. 2. Київ 1996.
  • Заковоротний Д. И. Храмы Николаева. Николаев 2001.
  • Вечерський В. Втрачені об"єкти архітектурної спадщини України. Київ 2002. ІSBN 966-7452-42-5

Ссылки

Отрывок, характеризующий Адмиралтейский собор

«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»
В отношении поднятия духа войска и народа, беспрестанно делались смотры, раздавались награды. Император разъезжал верхом по улицам и утешал жителей; и, несмотря на всю озабоченность государственными делами, сам посетил учрежденные по его приказанию театры.
В отношении благотворительности, лучшей доблести венценосцев, Наполеон делал тоже все, что от него зависело. На богоугодных заведениях он велел надписать Maison de ma mere [Дом моей матери], соединяя этим актом нежное сыновнее чувство с величием добродетели монарха. Он посетил Воспитательный дом и, дав облобызать свои белые руки спасенным им сиротам, милостиво беседовал с Тутолминым. Потом, по красноречивому изложению Тьера, он велел раздать жалованье своим войскам русскими, сделанными им, фальшивыми деньгами. Relevant l"emploi de ces moyens par un acte digue de lui et de l"armee Francaise, il fit distribuer des secours aux incendies. Mais les vivres etant trop precieux pour etre donnes a des etrangers la plupart ennemis, Napoleon aima mieux leur fournir de l"argent afin qu"ils se fournissent au dehors, et il leur fit distribuer des roubles papiers. [Возвышая употребление этих мер действием, достойным его и французской армии, он приказал раздать пособия погоревшим. Но, так как съестные припасы были слишком дороги для того, чтобы давать их людям чужой земли и по большей части враждебно расположенным, Наполеон счел лучшим дать им денег, чтобы они добывали себе продовольствие на стороне; и он приказал оделять их бумажными рублями.]
В отношении дисциплины армии, беспрестанно выдавались приказы о строгих взысканиях за неисполнение долга службы и о прекращении грабежа.

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.

В 1809 году в отстроенной восточной части Адмиралтейства отделывались помещения, сооружался восточный павильон. Тогда же началась реконструкция главной башни. В марте началась перепланировка церкви. Старый иконостас был разобран и передан "в предполагаемую к построению церковь на кладбище Ижорского завода"

Работы по проекту Захарова были завершены в 1819 году. В декабре архитектор Гомзин предоставил собственный проект отделки внутренних покоев Адмиралтейства. Он предлагал перепланировать некоторые из них с заделкой старых и пробивкой новых дверных проёмов, сооружением дополнительной лестницы, установкой голландских изразцовых печей. Всё это должно было быть осуществлено в 1820 году.

В связи с разборкой старого Исаакиевского собора и строительством нового министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын весной 1821 года обратился к морскому министру с предложением разместить в Адмиралтействе временный храм для прихожан Исаакиевского собора. Место для этого храма было определено там, где Захаров спроектировал вторую парадную лестницу напротив только что отстроенного архитектором О. Монферраном дома Лобанова-Ростовского. Монферрану же и поручили разработать проект новой адмиралтейской церкви, её устройством занялась Комиссия по построению Исаакиевского собора.

Сюда из старого Исаакиевского собора были перенесены престол, иконостас с царскими вратами и прочая утварь. Интерьер украсили 26 белых ионических колонн. Временная церковь настолько понравилась Александру I, что император распорядился её не закрывать и передать в Адмиралтейское ведомство. 12 декабря 1821 года главный придел церкви освятили в честь покровителя моряков Спиридона Тримифунтского, а второй - во имя Исаакия Далматского. Главными образами здесь стали образы Святых Константина и Елены в серебряном окладе, старинный образ "Коронование Божией Матери", большой образ святителя Николая Чудотворца. В этой церкви молились при закладке и спуске кораблей.

По повелению императора Александра II с 27 октября 1858 года церковь Святого Спиридона Тримифунтского стали именовать собором.

Через год его фронтон украсил крест на шаре, сделанный по рисунку И. К. Риглера. Он же в 1763 году создал здесь каменную звонницу с шестью колоколами.

Появление внутри Адмиралтейства уже собора, а не церкви, сыграло свою роль. Скульптурное убранство Адмиралтейство в начале 1860-х годов всё-таки не устояло перед его натиском. Главным инициатором расправы над языческими божествами стал главный священник армии и флота В. И. Кутневич. Благодаря его активным действиям Александр II наконец-то пошёл на поводу у церкви и приказал уничтожить скульптуры, олицетворяющие четыре континента, шесть рек и 12 месяцев. Уничтожение скульптур произошло несмотря на протесты многих известных художников, скульпторов и учёных.

Закрыт в 1920, убранство демонтировано, в помещении храма устроен актовый зал Высшего военно-морского инженерного института.

Помещение церкви святого Спиридона Тримифунтского в советское время использовалось в качестве конференц-зала.



Адмиралтейский собор во имя свт. Спиридона Тримифунтского был главным храмом Русского флота. Все новопостроенные корабли освящались его настоятелем, и фактически от его стен начинали свое дальнее плавание. Каждый год 17 ноября в соборе совершалась панихида по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях. Храм был построен в 1821 году по проекту архитекторов Ивана Гомзина и Огюста Монферрана, и в 1858 году по повелению Александра II получил статус собора.

Последним настоятелем собора до революции 1917 года был духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадтского, убиенный протоиерей Алексий Ставровский, пастырь исключительных личных качеств. Сам отец Иоанн неоднократно совершал здесь богослужения. В 1919 году собор был закрыт, и почти целый век его помещение было актовым залом Высшего военно-морского инженерного института.

25 декабря 2013 года впервые за последние 90 лет была совершена литургия. Ее возглавил настоятель храма, благочинный Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии, иеромонах Алексий (Ганьжин). Главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков, по инициативе которого было написано прошение митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру об открытии храма, передал иеромонаху Алексию (Ганьжину) ключи от воссоздаваемого Адмиралтейского собора.



Петербург - город на море, и русские боевые корабли до середины прошлого века строились в самом его центре, на стапелях возведенного по проекту И.К. Коробова Адмиралтейства. В его башне зодчий С.И. Чевакинский по указу 1747 г. начал устраивать домовую церковь свв. Захарии и Елизаветы для работающих на верфи мастеровых. Иконы для нее написал известный художник М.Л. Колокольников. Освященная 10 мая 1755 г. церковь была закрыта в 1808 г., и ее убранство передано кладбищенскому храму в Колпине.

Вновь церковь в Адмиралтействе, перестроенном в его нынешнем виде А.Д. Захаровым, появилась в связи с возведением нового Исаакиевского собора и необходимостью продолжать службы. Всего за пять месяцев в зале на втором этаже, в юго-западном углу, была устроена по проекту О. Монферрана „без лишних украшений, с примерным благолепием“ двухпридельная церковь с хорами, освященная 12 декабря 1821 г. архимандритом лавры Товией (Моисеевым) в память о дне рождения Императора Александра I, приходившегося на день свт. Спиридона Тримифунтского. Новая церковь вмещала до 2000 человек.

Из „старого Исакия“ были перенесены престол, иконостас придела с царскими вратами и утварь. Интерьер храма был оформлен двумя рядами белых ионических колонн и украшен большими религиозными полотнами. Сюда же из Исаакия перешел и причт, в обязанность которого входили молебны при закладке и спуске кораблей. Вход в храм был отмечен двумя большими образами по сторонам. Когда новый Исаакиевский собор был построен, церковь в Адмиралтействе не только не закрыли, но в 1858 г. назвали собором морского ведомства и заново, после большого ремонта, 1 октября 1859 г. освятили. Через год фронтон собора украсился крестом на шаре, сделанным по рисунку И.К. Риглера, который в 1863 г. возвел и каменную звонницу, где были повешены шесть колоколов „старого Исакия“. Позднее в соборе появились еще три придела: в 1874 г. - во имя Зачатия прав. Анны, осенью 1889 г. - на хорах, во имя прор. Осии, в память спасения Императорской семьи в Борках, в 1891 г. - во имя свт. Николая. Особенно много для украшения собора, имевшего небольшой приход, сделал прот. Алексий Андреевич Ставровский, служивший настоятелем с 1896 г. до самой революции и написавший историю собора. В 1897 г. он капитально отремонтировал храм, а в следующем - украсил наружный крест лампочками, зажигавшимися во время всенощной, что было для того времени новинкой. В 1915 г. на собранные пожертвования была выполнена уникальная серебряная плащаница в стиле ампир с рельефными украшениями и сенью.

Собор обладал несколькими святынями: бархатной, шитой золотом туфлей свт. Спиридона, подушкой, бывшей некоторое время под его головой, частью его ризы, а также подаренной в 1900 г. иконой свв. Константина и Елены с частью Животворящего Древа с мощами. Началом XVIII века датировались два образа: запрестольный и „Коронование Божией Матери“, а также несколько сосудов. В 1863 г. акад. Ф.Г. Солнцев написал образ Спасителя, для которого ювелиры Ф.А. Верховцев и Ф. Бутц сделали дорогой оклад с бриллиантами. Этот образ напоминал о спасении вел. кн. генерал-адмирала Константина Николаевича от руки убийцы. 10 января 1837 г. в этом соборе венчался Ж. Дантес с Е.Н. Гончаровой, а спустя две недели в нем должно было состояться отпевание А.С. Пушкина, но по воле Императора оно было перенесено в Конюшенную церковь. 29 сентября 1910 г. в соборе, при множестве народа, отпевали погибшего летчика Л.М. Мациевича, морского офицера.

Закрыт собор, охраняемый как памятник архитектуры, 13 ноября 1920 г., после расстрела прот. А.А. Ставровского. Храмовые иконы в 1923 г. были свалены в подсобных помещениях, а два года спустя частично перевезены в Музей отжившего культа. Ныне церковь занята актовым залом Военно-морского инженерного института. В 1990-е гг. начальство института несколько раз позволяло проводить в нем молебны и панихиды.

http://www.encspb.ru/object/2804677783?dv=2853952566&lc=ru



Санкт-Петербургский собор во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе (недейств.). Престолы: свт. Спиридона Тримифунтского (главный); прп. Исаакия Далматского; зачатия прв. Анны; пророка Осии; Свт. Николая Чудотворца. Храм был расположен в здании Санкт-Петербургского Адмиралтейства, возведенного по проекту И.К. Коробова, на стапелях которого до середины XIX века строились корабли. До 1808 года в Адмиралтействе действовала домовая церковь свв. Захарии и Елисаветы.

Вновь церковь в Адмиралтействе, перестроенном в его нынешнем виде А. Д. Захаровым, появилась в 1821 году, в связи с возведением нового Исаакиевского собора и необходимостью продолжать службы. Всего за пять месяцев в зале на втором этаже, в юго-западном углу, была устроена по проекту О. Монферрана "без лишних украшений, с примерным благолепием" двухпридельная церковь с хорами, главный придел которой был освящен 12 декабря 1821 года архимандритом лавры Товией (Моисеевым) в память о дне рождения императора Александра I, приходившегося на день Свт. Спиридона Тримифунтского. Придел прп. Исаакия Далматского был освящен 18 декабря того же года.

Храм вмещал до 2000 человек. Из старого Исакиевского собора были перенесены престол, иконостас придела с царскими вратами и утварь. Интерьер храма был оформлен двумя рядами белых ионических колонн и украшен большими религиозными полотнами. Сюда же из собора перешел и причт, в обязанность которого входили молебны при закладке и спуске кораблей.

Когда новый Исаакиевский собор был построен, церковь в Адмиралтействе не только не закрыли, но в 1858 году назвали собором морского ведомства ("общий приход из всех чинов морского ведомства в Санкт-Петербурге находящихся", "главный священник просил Санкт-Петербургского митрополита объявить всем церквами столицы, чтобы они чинов морского ведомства не считали своими прихожанами") и заново, после большого ремонта, 1 октября 1859 года освятили. Через год фронтон собора украсился крестом на шаре, сделанным по рисунку И.К. Риглера, который в 1863 году возвел и каменную звонницу, где были повешены шесть колоколов старого Исаакиевского собора. Позднее в соборе появились еще три придела: в 1874 году - в честь зачатия прв. Анны; осенью 1889 года - на хорах, во имя пророка Осии, в память спасения императорской семьи в Борках; в 1891 году - во имя Свт. Николая Чудотворца.

В 1897 году храм был капитально отремонтирован, в 1898 году - украшен наружным крестом с лампочками, зажигавшимися во время всенощной, что было для того времени новинкой. В 1915 году на собранные пожертвования была выполнена уникальная серебряная плащаница в стиле ампир с рельефными украшениями и сенью.

Перед революцией 1917 года собор имел один из лучших в столице хоров, который пел, в частности, 17 ноября на ежегодной панихиде по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях.

В 1923 году храмовые иконы были свалены в подсобных помещениях, а два года спустя частично перевезены в Музей отжившего культа.

Позднее помещение собора было занято актовым залом Военно-морского инженерного училища.

В 1990-е годы начальство училища несколько раз позволяло проводить в нем молебны и панихиды.

14 июня 2000 года в стенах собора был совершен первый общественный молебен Свт. Спиридону и св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Храмовый образ Свт. Спиридона (из иконостаса) сохраняется у благочестивых христиан в Санкт-Петербурге, которые готовы передать его в случае возрождения храма.

православный храм

Адмиралтейский собор

Картина «Вид города Николаева» (1799) Фёдора Алексеева . Собор слева

Страна Российская империя → СССР
Город Николаев
Конфессия православие
Тип здания собор
Автор проекта Иван Старов
Строитель Антон Вектон
Строительство - годы
Дата упразднения 10 июня 1929 года
Статус взорван в 1937 году

Адмиралтейский собор (Собор святого Григория Великой Армении) - православный храм, существовавший в Николаеве с XVIII по XX век.

История

По распоряжению основателя Николаева князя Григория Потёмкина в 1789 году на высоком левом берегу реки Ингул была заложена каменная церковь. В следующем году началось её строительство на средства городской казны.

Строительство собора осуществлялось по проекту архитектора Ивана Старова , по образцу Андрианопольского храма, но в уменьшенном виде. Исполнителем работ был каменных дел мастер Антон Вектон. Наблюдали за строительством архитектор Викентий Ванрезант и инженер Иван Князев. Для росписи иконостаса Григорий Потёмкин пригласил художников из Италии .

В 1794 году церковь была построена и 30 октября состоялось её освящение во имя Святого Мученика Григория Великой Армении (его имя носил князь Потёмкин).

Храм был построен храм из тёсаного известняка . Длина его с востока на запад составляла 42,6 метра, а ширина - 17 метров. Купол был покрыт оцинкованным железом и окрашен в серый цвет. На куполе и над алтарём были установлены два медных позолоченных креста.

После смерти императрицы Екатерины II , 7 января 1798 года, согласно указу императора Павла I церковь была переименована в Адмиралтейский собор.

В 1830 году к северу от собора была построена временная деревянная колокольня . В 1844 году военный губернатор Николаева адмирал Михаил Лазарев обратился за разрешением на строительство новой колокольни. Настоятель храма протоиерей Волошанский и церковный староста Иванов дали согласие на проект и место строительства.

В 1865 году построили новую каменную колокольню по проекту архитектора Опацкого. Она была выше предыдущей на 3 сажени и 1 аршин, а всего высота с крышей составила 7 саженей и 1 аршин. Построена колокольня была с западной стороны собора напротив входа в храм.

В 1866-1867 годах была проведена генеральная реконструкция собора.

В 1923 году храм был передан украинской общине. Вплоть до 1929 года в нём действовал Украинский кафедральный собор.

Поскольку собор находился рядом со зданием городской управы, где размещались окружком и горисполком, новая власть начала ходатайствовать о закрытии собора. Была создана правительственная архитектурно-строительная комиссия. В октябре 1928 года комиссия обследовала собор и установила, что он находится в хорошем состоянии и является памятником «редкой строительной техники конца XVIII столетия».

Постановлением ВУЦИК от 10 июня 1929 года здание Адмиралтейского собора было передано Республиканской инспекции по охране памятников культуры для использования в качестве музея. Решением Николаевского горисполкома Адмиралтейский собор был передан Николаевскому историко-археологическому музею . Несмотря на просьбу руководства музея оставить в качестве экспонатов для музейной экспозиции церковную собственность, музею досталось лишь разграбленное помещение. В бывший собор были перенесены военно-морской отдел и уголок культуры.

4 января 1930 года руководством историко-археологического музея были сданы в металлолом медь с Адмиралтейского собора весом 334 кг. 300 кг чистой меди отправили в Москву для снятия позолоты (очевидно это были купольные кресты).

Однако горисполком продолжал настаивать на разрушении теперь уже колокольни, поскольку своим звоном она мешала работе государственных учреждений. 17 февраля 1930 года бюро Украинского комитета охраны памятников культуры дало разрешение на разборку. Колокольню разобрали, колокола сдали в Рудметаллторг.

В 1937 году собор был взорван динамитом.

Колокола

Первый большой колокол был отлит весом 332 пуда 5 фунтов и на нём была надпись: «1791 г. во второе лето от начала города Николаева отлитый по указу князя Потемкина в городе Херсоне у секунд-майора Стругальщикова, отлил мастер Крюков».

В 1864 году по приказу военного губернатора Николаев Богдана фон Глазенапа треснувший большой колокол было заново отлит в Николаевском порту. На нём была надпись: «Николаев 1865 г. отлил мастер Исаков». Вес его составлял 356 пудов 21 фунт (5700 кг).

Кроме большого, колокольня собора имела ещё 6 колоколов:

  • поминальный - 178 пудов 14 фунтов;
  • субботний - 108 пудов 38 фунтов;
  • повседневный - 60 пудов 30 фунтов;
  • малый - 12 пудов 38 фунтов;
  • малый - 6 пудов 32 фунта;
  • малый - 2 пуда 35 фунтов.

В 1930 году все колокола из Адмиралтейского собора были сняты и сданы в металлолом.

Соборные реликвии

После смерти князя Григория Потёмкина 5 октября 1791 года по его завещанию из домовой церкви в Яссах были переданы в собор:

  • восьмиконечный золотой крест с мощами 13 святых, украшенный жемчугом и драгоценными камнями (сделанный в правление царя Михаила Федоровича в 1628 году);
  • восьмиконечный серебряный крест времён царя


top