Что такое мужество война и мир. Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне. Харпер Ли «Убить пересмешника»

Что такое мужество война и мир. Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне. Харпер Ли «Убить пересмешника»

Проблему истинного мужества раскрыл в своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой на примере настоящего подвига, совершенного русским народом во время Отечественной войны Война в романе «Война и мир» показана как грандиозное народное бедствие, величественное патриотическое свершение Одержал победу в Отечественной войне, по мысли Толстого, -народ Победили люди, как бы «семейно спаянные в организме своей нации, люди, в душе которых таились до поры до времени скрытые силы патриотизма Для своего яркого проявления эти силы не требовали, не нуждались ни в парадном блеске, ни в призывах и лозунгах, ни в приказах и внешнем принуждении Все делалось без всякого приказания, потому что русский народ поднялся на борьбу из оскорбленного национального чувства И на батарее Раевского в Бородинской битве, и в партизанских отрядах Денисова и Долохова каждый узнал свое дело, место и назначение
Русские люди не нуждались в разговорах об Отечестве и верности царю, о патриотизме и геройстве Официальная патриотическая фразеология, высокопарность в разговоре были чужды людям, которые вели народную войну Тихон Щербатый, услышав от Денивоса высокие патриотические слова, испугался В «Войне и мире» немыслимы герои, которые, как произнес бы перед солдатами речь с призывом умереть на поле битвы Андрей Болконский во время Бородинской битвы сначала считал своей обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, но потом убедился, что ему нечему и нечем учить их
Не численное превосходство, не стратегические планы полководцев, а воодушевление солдат влияет на ход сражения Писатель показывает героизм человека, который и сам менее всего думает о своем героизме Действуя по собственной инициативе, забытый начальством и оставшийся без прикрытия, Тушин со своими артиллеристами решает исход сражения, сам того не подозревая В разгар боя и Тушин, и его солдаты возбуждены, веселы, необыкновенно деятельны Их чувства едины Тушин обращается к солдатам не как начальник, а как друг «голубчики» В каждом его слове звучит простота и необыкновенная доброта Толстой неоднократно подчеркивает, что в облике Тушина нет ничего военного и тем более воинственного Он сравнивается с Жерковым, старшим по званию, который тем не менее струил в бою, в то время как Тушин показал себя настоящим воином
Таков и храбрый офицер Тимохин Бой кончился, и люди так же, как и Тимохин, как и Тушин, геройски сражавшиеся с врагом, вернулись к военным будням От солдатских костров писатель ведет нас в избу, где собрались генералы Здесь все хвастаются, лгут, приписывая себе небывалые подвиги, подчеркивая свою роль в сражении В глазах этих самодовольных людей жалко выглядит фигурка Тушина -истинного героя дня
Именно во время отечественной войны с максимальной силой обнаружилась способность русского народа к свободному единению, показывая единство лучших сил русской нации Кутузов, Болконский, Безухов, Тимохин, солдаты батареи Раевского, ополченцы, партизаны едины в своем порыве изгнать агрессора

    2 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета. Она вывела на орбиту корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Юрий Гагарин, первый космонавт Земли, вспоминал потом, что когда он только готовился к полету, ему, как, вероятно, и тебе...

    Нравственные, вечные проблемы всегда являлись одной из основных тем русской литературы, посвященной военной тематике. Тема человека на войне была для России главной, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность. Нравственной проблематикой, темой выбора...

    Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. Конечно, точно я узнать не могу, что они думают. Вот у этого парня крепкие мышцы, мозолистые руки, наверняка он спортсмен. При его росте хорошо играть в баскетбол...

    Крепкое физическое здоровье – это обязательное условие счастливой жизни. Здоровый от природы человек не замечает своего здоровья и, лишь потеряв его, понимает бесполезность всего того, что было для него главнейшим: карьера, успех, деньги, знакомства,...

Что такое подвиг? Это «героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях» - такое толкование дает этому слову «Словарь русского языка» В. Даля. Однако понятие это вовсе не однозначно. Проблема подвига волновала людей искусства, писателей, поэтов, живописцев. Ей посвящены многие страницы русской литературы. Особое место занимает эта тема в творчестве Л.Н. Толстого, который переосмыслил понятие подвига в духе своей философии. Он считал, что любая война противоестественна, противна человеческой натуре. Героизм Толстой видел в способности человека остаться самим собой в нечеловеческих условиях. По Толстому, даже самые мыслящие люди не сразу понимают ту степень бесчеловечности, жестокости, которую несет война. Олицетворением этого зла является в романе «Война и мир» Наполеон. «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения». Завороженный комплексом «наполеонизма», князь Андрей едет на войну 1805 года, мечтая повторить путь своего кумира. Подвиг видится ему в героическом деянии, которое должно его прославить и поэтому должно быть замечено окружающими. Поле битвы для него - это сцена. Шенграбенское сражение и истинный героизм капитана Тушина поколебали его представления о подвиге, но не разрушили их.
Что же такое истинный подвиг по мнению Толстого? Кто может совершить его? Тот, кто, забыв о себе, способен буднично и просто делать то, что подсказывает ему его естество. Это капитан Тушин, поразивший князя Андрея невзрачностью своего невоенного облика накануне сражения, это капитан Тимохин, «с красным носом и подтянутым животом», фигура которого вызвала смех блестящих штабных офицеров. Именно Тушин и Тимохин стали героями Шенграбенского сражения, в котором решалась судьба русской армии.
Однако прежняя мечта продолжала жить в душе князя Андрея, поэтому он воспринимает Аустерлицкое сражение как возможность претворить ее в жизнь. Его не волнуют ни судьба русской армии, ни судьбы отдельных людей: «...боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи - ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей...» Но его подвиг описан в романе иронически. Вместо высоко поднятого знамени - древко, волочащееся по земле, вместо возвышенных мыслей - мысли о рыжем артиллеристе и французе с ружьем наперевес, которые бессмысленно дерутся за ненужный им банник. От заблуждения, подобного духовной смерти, в эту роковую минуту его спасло справедливое, вечное, высокое небо, которое было так далеко от увиденного ранее...
Через войну 1805 года прошел и Николай Ростов с его наивными представлениями о войне как о ярком, праздничном зрелище, подобном охоте. Но участие в первом же сражении заставляет его почувствовать, как прекрасна жизнь и как противоестественна война, которая несет смерть. «И страх смерти, и носилки, и любовь к солнцу и жизни - все слилось в одно болезненно-тревожное впечатление». Вот почему в начале войны 1812 года в Ост- ровненском сражении он не смог убить французского офицера, инстинктивно чувствуя непреложную ценность человеческой жизни.
Великим испытанием для героев романа, для всего русского народа явилась Отечественная война 1812 года, в которой проявились их лучшие качества. Охваченные высоким патриотическим чувством, их души словно очистились от всего наносного, случайного. Война - это «страшная необходимость» покарать врагов. «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои,- они преступники все, по моим понятиям... Надо их казнить» - так думает накануне Бородинского сражения князь Андрей. И ради этого стоит идти на смерть.
Но человек обязан помнить, что война - «самое гадкое дело в жизни... Цель войны - убийство. Орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство продовольствия для армии; обман и ложь, называемые военными хитростями...»
И грешно искать награды и награждать «крестиками и ленточками» - так презрительно отзывается о военных орденах князь Андрей - за пролитую кровь. Солдаты и офицеры «всего лишь» должны честно делать свое дело: преодолевая страх смерти, боли, биться, воевать с врагом так, как это делают артиллеристы батареи Раевского. И истинный подвиг, подвиг нравственного превосходства над противником, совершила вся русская армия под Бородином, когда, уменьшившись наполовину, в конце сражения стояла так же грозно, как и вначале. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».
Истинный подвиг совершили жители Москвы, среди них Ростовы, когда, оставляя имущество, покидали свой громадный, богатый деревянный город, который неминуемо будет сожжен. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».
Истинный подвиг совершили те мужики, Карп и Влас, офицеры и казаки, которые «не выказывали лично геройских чувств», но составляли партизанские отряды и уничтожали великую армию по частям.
Русский человек и в бесчеловечных условиях войны сумел остаться человеком, и, может быть, высшее проявление его героизма, его духовный подвиг - это жалость и даже сочувствие к побежденному и уже неопасному противнику.
Это проявляется и в заботе Пети Ростова и Денисова о мальчике-французе Винсенте, и в комически снисходительном отношении солдат к «мерзлому» офицеру Рамбалю и его денщику: с радостными улыбками смотрели молодые солдаты на Мореля, поедающего третий котелок каши.
Это чувство «величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты... лежало в душе каждого солдата», и его выразил в последнем обращении к армии Кутузов: «Пока они сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди».
Подвиг как вечная нравственная категория - вот что привлекает меня в романе Л.Н. Толстого. Для эпохи великого русского мыслителя понятие истинного подвига на войне - бесспорная ценность.
Для меня, человека, живущего в начале XXI века, столь же значим подвиг русского солдата в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Эта война подняла до уровня высокой нравственности понятия «ветеран», «военное братство», «мир». Но XX век, к сожалению, оказался веком кровавых, жестоких, братоубийственных войн. И поэтому наиболее значимыми стали слова Андрея Болконского: «Цель войны - убийство». И трудно говорить о подвиге в таких войнах. Человек, рискуя жизнью, исполняет преступный с точки зрения общечеловеческой морали приказ. Это подвиг? Или, может быть, подвиг - это не подчиниться ему?
Ни Толстой, ни мы на этот вопрос ответить не можем. Человек в таких ситуациях сам делает свой выбор.

Произведение Льва Толстого насыщено военными действиями. Вместе с автором, вслед за ним, читатель на страницах произведения «Война и мир» увидеть невероятные картины битв и сражений: Бородинского, Шенграбенского, Аустерлицкого. Но писатель не только показывает боевые действия, но, прежде всего, он желает показать каждого человека как личность, отдельно, как он, военнослужащий или генерал, вовлеченный в шумящий поток боевых действий, проявит и покажет себя.

Участников в этих событиях много. Это и главнокомандующие армией и с одной стороны, и с другой. Это и все штабное начальство, генералы, офицеры и, безусловно, военнослужащие и партизаны. Чтобы читатель увидел их полнее, осознал не только масштабность всего события, но и увидел каждого отдельного человека, автор старается поставить их в самые различные ситуации: боевая и мирная жизнь. Известно, что сам Лев Толстой тоже воевал, он участвовал в боевых действиях на Кавказе и проявил себя при обороне Севастополя. Поэтому-то он и старается показать настоящую и суровую военную правду, не приукрашивая ее. А она состоит и из страданий, и из крови, и из смерти.

Но именно в таких условиях и проявляются прекрасные качества человека: храбрость, мужество, героизм. В толстовской эпопее показаны две войны: 1805 – 1807 года, которая проходила за границей, и в России в 1812 году. Разные участники с различными характерами встречаются и на одном фронте, и на другой. Например, героический переход совершает отряд Багратиона, показан героизм и талантливого полководца российской армии Кутузова. Но им противопоставлен бездарный и тщеславный Мака, австрийский генерал.

Но особую храбрость проявляют простые русские крестьяне, ставшие военнослужащими, их честные командиры. Но среди штабных командиров оказывается много трусов и предателей. Особенно выделяется из них Жерков. После того, как его выгнали из русского полка, смог легко пристроиться к самому Багратиону ординарцем. Он всем говорил, что воевать он не желает, а вот медали и ордена можно получить намного больше, даже для этого ничего не делая.

А вот настоящие герои, которые смогли проявить мужество и храбрость на поле битвы, скромны и просты. Они раскрываются в бою, показывая силу характера и духу. Стойкие и твердые в исполнении, они вызывают лишь только восхищение. Одним их таких героев является Тимохин. Он ротный командир, который успешно сохранил свою роту. Но для своих солдат он всегда будет примеров. Он сам, своим примером, вдохновил рядовых своей роты на неожиданную атаку французов. Это позволило отбросить неприятеля и дать возможность другим батальонам немного опомниться и привести себя в порядок.

Автор старается показывать все правдиво, поэтому картины неразберихи и героических подвигов просто переплелись. Ярким примером этого служит описание на страницах романа сражение, которое состоялось под Аустерлицем. Всюду царил беспорядок, и была какая-то бестолковщина. Одни войска скучали в ожидании боя, а другие умирали, получали множество увечий и ранения. И те, кто пока ожидали, видя всю эту бестолковщину, постепенно падали духом. И это есть настоящая правдивая картина.

Яркими сражениями в романе, где проявился мужество и удаль, являются Шенграбенское и Аустерлицкое. Они велись вне Российского государства, и цели ее для простого народа совсем была не понятны. Совсем по-другому выглядит война 1812 года, когда в ней заключен огромнейший смысл и цель – защищать свою родину. Эти сражения 1812 года были народными, так как велась против тех врагов, которые посягнули на независимость России.

Огромнейший французский полк, в котором было пятисот человек, обрушилась на страну. Об этой моще Наполеона уже ходила слава, как о самой непобедимой и сильной. Но в Российском государстве эта грозная мощь получила мощное сопротивление. Не только военные встали стеной, но и поднялся весь народ, который защищал свою страну и независимость.

Автор правдиво показывает, как все население, забыв о своем имуществе, бросая его, покидая Москву, которая могла вот–вот перейти в руки французов. Но это происходило не только в Москве, но и других деревнях и городах.

Чтобы противостоять этой сильнейшему наполеоновскому войску, начинают создаваться партизанские отряды. Самыми крупными и героическими на страницах толстовского романа-эпопеи являются отряды Долохова и Денисова. Писатель повествует и о дьячке, который возглавляет один из отрядов. В его повествование находится место и Василисе, старостихе, которая смогла побить много французов. Более сотни неприятеля погибло от ее рук. Партизаны не действовали открыто, они пытались уничтожить огромнейшее французское войско по частям. Отважно сражаясь, они постепенно уничтожали врагов, освобождая свою землю.

В результате война, которая со стороны французской армии, была захватнической, то со стороны России освободительная и народная, закончилась. Именно народ сделал все для того, чтобы победить. Только он проявил небывалое мужество и отвагу. Героизм проявляли и полководцы, и генералы, которые также повлияли на то, чтобы огромнейшая бесчисленная сила Наполеона была разгромлена.

«мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Под словом «народ» Толстой понимал все патриоти­чески настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. насыщен многочисленны­ми эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к оте­честву, готовность пожертвовать ради него своей жиз­нью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом.

Описывая ночь перед Бородин­ским сражением, Толстой обращает внимание на серь­езность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощ­ным противником. Их чувство любви к родине не до­пускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями.

Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения «одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера», ши­рокий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. «Ведь она не помилует.

Она шмяк­нет, так кишки вон. Нельзя не бояться, - сказал он сме­ясь». Этот солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб, как десятки тысяч других, но не сдался и не от­ступил. Однако патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвова­ла не только армия. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, ослабляя тем самым вра­жескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступ­лением французов в Смоленск просил солдат бесплат­но забирать его товар. Жители Москвы и Смоленска сжигали свои дома, чтобы они не достались врагу.

Рос-товы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых. вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить неприятельскую армию. Огромную роль в окончательном уничтожении вра­га сыграли крестьяне, которые объединялись в парти­занские отряды, бесстрашно истреблявшие наполеонов­скую армию в тылу.

Наиболее ярким и запоминающим­ся является Тихона Щербатого, выделявшегося в отряде Денисова своей необычайной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной дерев­не, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком. Сосредоточив в этом герое типичные черты русского народного харак­тера, Толстой показывает в романе и иной тип мужика в образе Платона , с которым встретился Пьер Безухов во французском плену.

Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок, сумев­ший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, спра­ведливость? Наверное, своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, любовью к лю­дям. Эти качества резко контрастировали с высокоме­рием, эгоизмом и карьеризмом высшего петербургско­го света. так и остался для Пьера са­мым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Мы видим, что Толстой, рисуя контрастные образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема подвига в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». . Литературные сочинения!

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками. Теме Отечественной войны 1812 года посвящена большая часть романа «Война и мир», на страницах которого автор рисует образы русских воинов, вставших на защиту Родины, их исключительный героизм, мужество, верность присяге.
Но все эти замечательные качества проявляются лишь тогда, когда солдатам понятно, за что они сражаются. Поэтому потерпела неудачу военная кампания 1805-1807 годов. Это была война на чужой территории за чужие интересы. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Русские солдаты, находясь вдали от Родины, не осознавая целей кампании, не хотят понапрасну класть свои жизни. В результате, во время Аустерлицкого сражения русские войска в панике побежали назад.
Если же битва оказывается неизбежной, русские солдаты готовы стоять насмерть. Так и произошло во время Шенграбенского сражения. Показав чудеса мужества, русские войска приняли на себя главный удар. Небольшой отряд под командованием Багратиона сдерживал натиск врага, «в восемь раз» превосходящего его численностью. Большую храбрость проявило и подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но и нанесло ответный удар, что спасло значительную часть армии.
С большой симпатией относится автор к капитану Тушину. Его портрет ничем не примечателен: «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог…в одних чулках». В его «фигурке» было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Капитан живет с солдатами одной жизнью: ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Но во время Шенграбенского сражения он преображается: вместе с горсткой солдат проявляет удивительное мужество и героизм, храбро исполняя свой воинский долг. Поражает его особое отношение к бою. Капитан называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится, что это он бросает ядра в неприятеля. Пример командира заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не осознают собственного подвига. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм русских воинов, основанный на чувстве долга и верности присяге.
Но особенно сильно патриотизм русских солдат проявился во время Отечественной войны 1812 года, когда враг вторгся на территорию России.
По мнению Андрея Болконского, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. Это чувство – народный патриотизм, огромный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Осознавая важность предстоящего боя, солдаты даже отказываются пить положенную им водку, потому что это «не такой день».
Описывая сражение глазами Пьера Безухова, автор отмечает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат и ополченцев. На Бородинском поле французская армия впервые столкнулась с противником, чей моральный дух оказался настолько высок. Толстой считает, что именно поэтому французы потерпели поражение.
Автор показывает нам, что чем более грозной становится опасность, тем сильнее разгорается огонь патриотизма и тем сильнее становится сила народного сопротивления.
Следствием этого явилась партизанская война, развернувшаяся на оккупированных французами территориях. Против захватчиков поднялся весь народ – солдаты, мужики, казаки и даже женщины. Ярким представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек» в отряде. Он отважен, храбр, французы для него – враги, и он уничтожает их. Именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для Отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого, Денисова, Долохова и других – это возмездие за разорение и гибель русских людей, это дубина, которая «со всей грозной и величественной силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это воплощение «чувства оскорбления и мести».
Но отходчивое русское сердце не может долго держать в себе ненависть и ожесточение. Их быстро сменяет милосердие к бывшим захватчикам. Так, встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, русские проявляют сострадание: «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения.
Итак, воссоздавая картины прошлого, Толстой показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.
Таким образом, Л.Н.Толстой своим романом «Война и мир» утверждает, что народ, имеющий таких защитников, невозможно поработить.

Образ русского воина в романе «Война и мир» (2 вариант)

Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе "Война и мир". В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 - 1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют "народным чувством, скрытой теплотой патриотизма". Кутузов, накануне Бородинского сражения, объезжая позиции увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. "Чудесный, бесподобный народ", - волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли. Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личность, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении была одержана русскими нравственная победа. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стояли в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеоны со скрытым страхом о том, что французская артиллерия, бьет в упор, а русские продолжают стоять. Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика - "терпение и время", чья ставка прежде всего на дух в войсках. Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомните, как ведет себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под не проходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею "делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряд смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались". Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг. Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: "Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово - Москва". Глазами Пьера нарисована картина сражения, героизм артиллеристов на батарее Раевского. Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов. Непобедимая сила русских складывалась из действий партизанских отряов. Одни из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек - Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям. На страницах IV тома возникает образ "дубины народной войны", которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к аповрженному врагу. Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь то враги или нет. Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман - эпопею, которому нет равных в мире.


Самое обсуждаемое
Зелёный стул у искусственника: причины Зелёный стул у искусственника: причины
Оськин М.В. Николай Владимирович Рузский. Генерал Рузский Николай Владимирович: биография и смерть Генерал николай рузский Оськин М.В. Николай Владимирович Рузский. Генерал Рузский Николай Владимирович: биография и смерть Генерал николай рузский
Диктатура якобинцев во франции кратко Диктатура якобинцев во франции кратко


top