Вежливый человек - какой он? Качества вежливого человека. Правила вежливости. Словарик вежливых слов для детей

Вежливый человек - какой он? Качества вежливого человека. Правила вежливости. Словарик вежливых слов для детей

Цель — закрепить знания учащихся о разных формах речевого этикета, учить выражать

участие, утешение, вежливо отказывать в просьбе.

Ход занятия

  1. Сообщение цели — мы продолжим путешествие по городу Вежливости .

(звучит песня В. Добрынина на слова Танича «Волшебные слова».

  1. Чтение учащимися стихотворения «Петрусь».

Обещал отцу Потрусь: Вот Петрусь догнал Ярину

Я за вежливость возьмусь Да как дернет за косынку:

Буду всех благодарить, — Ты куда, Яринка, стой,

Первым «здравствуй» говорить. Я здороваюсь с тобой!

Вот мальчишка со стараньем Та отпрянула в сторонку —

Выполняет обещанье. Как невежлива девчонка…

Видит — утром у сторожки Нес вожатый стопку книг

Дремлет сторож за дорожкой. А Петрусь с ограды — прыг!

На посту всю ночь не спал. Чуть не сел ему на плечи:

Только-только задремал. — Извините, добрый вечер!

А Петрусь как заорёт: — Ты, — вожатый закричал, —

— С добрым утром, дед Федот! И невежа, и нахал!

Дед ругнул его спросонок: Петя очень удивлён:

— Убирайся, пострелёнок! Разве был невежлив он?

— Вежлив ли был Петя? Почему? Вот ведь, оказывается, как все-таки трудно быть вежливым.

  1. Игра «Рифма»

(пояснить детям: рифма — одинаковое звучание окончания последнего слова в поэти-

ческой строке: от Вити — извините, кошке — ложке)

Прослушать стихи и дополнить в них строку недостающими по смыслу вежливыми

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя — славная девчонка.

Настя - ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

я не слышу слова… (хором: здравствуйте)

А слово - то какое -

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

на меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова… (хором извините}

А слово — то какое —

очень дорогое!

Он про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

вижу: очень рада.

Но нельзя же молчать, как рыба.

Ну сказала бы … (хором спасибо)

Слово-то какое-очень дорогое!

  1. Инсценировка по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

— Посмотрите инсценировку по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». Почему у

бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое «волшебное»

слово будет нам лучшим спутником в жизни?

  1. Игра «Волшебное слово».

(по кругу, или же за партами передаётся какой-то символический предмет: воздушный

шарик, цветок и каждый должен, передавая другому, назвать вежливое слово.

Очень много вежливых слов, но сегодня мы узнаем о новых:

(Молодцы, ребята!)

6. Слова утешения (сочувствия).

а) — Вспомните, случалось ли вам утешать кого-нибудь. Как это было?

б) — А вас кто-нибудь утешал? В каких случаях?

в) — Можно сказать: Всякое бывает! Всё пройдёт! Всё будет хорошо!

(главное — быть рядом и побольше тепла в отношении к человеку).

г) — Вы помните, как плохо было Незнайке, когда все узнали, что воздушный шар придумал Знайка, а Незнайка — обыкновенный хвастун и лгунишка. Малыши и малышки

смеялись над ним. Незнайка не знал, что ему делать, куда идти, а слезы всё лились, лились

и никак не могли остановиться. Вдруг он почувствовал, что кто-то трогает его за плечо и

ласково говорит: «Не плачь, Незнайка!» Он обернулся и увидел синеглазку. «Не надо

плакать», — повторила она.

Незнайка отвернулся от неё, вцепился руками в забор и завыл ещё громче. Синеглазка молча погладила его по плечу. Незнайка задёргал плечом, стараясь сбросить её руку, и даже ногой задрыгал.

— Ну, не надо, не надо быть таким злым! — ласково говорила она. — Ведь вы добрый,

хороший малыш. Вам хотелось казаться лучше, поэтому вы стали хвастаться и обманывать нас. Но теперь ведь вы больше не будете так делать?.. О старом больше не будем вспоминать. Теперь вы постараетесь быть честными, смелыми и умными, будете совершать хорошие поступки и вам не придётся больше выдумывать, чтобы казаться лучше. Правда?

— Правда, — тихо ответил Незнайка.

Он грустно взглянул на Синеглазку и улыбнулся сквозь слезы, синеглазка взяла его за руку:

— Пойдёмте туда, где все (можно диалог проинсценировать).

— Какие слова утешения нашла Синеглазка?

(не плачь, вам хотелось быть лучше; вы добрый, хороший малыш.)

— Какие ещё средства использовала девочка?

(добрые слова, похвала, выражение уверенности в том, что он изменится, погладила

по плечу.)

— Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня…» или сказки «Курочка ряба». Анализ речевых ситуаций.

— Перестанет ли Таня плакать? С какими добрыми словами утешения обратились к

Вежливые формы отказа.

Дети, вспомните, какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-то

с просьбой? (пожалуйста, будьте добры, если вас не затруднит и т.д.)

Всегда ли просьбу можно выполнять?

а) Разыгрывание речевых ситуаций.

1) Друг просит тебя дать на время магнитофон, принадлежащий старшему брату. Можешь ли ты выполнить такую просьбу? В какой форме прозвучит твой отказ?

2) Одноклассники приглашают тебя на футбольный матч. Но мама в это же время

просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты примешь? Какой разговор возможен с

мамой? Какой — с ребятами?

б) — к сожалению, не могу. — Не могу.

Я занят. Иду с братом в кино.

— После уроков никак не могу: — Я занят.

иду с братом в кино.

— Извини, после уроков я очень занят. — Позови Антошку. Он пойдёт.

— Спасибо? Мне очень хочется, но я — Не пойду!

обещал брату пойти с ним в кино.

— Я, конечно, с удовольствием пошёл — Нет?

бы, но после уроков очень занят.

Послушайте: оба мальчика отклоняют предложение или отказывают, но делают это

по-разному.

Чей отказ не обидит того, кто выражал просьбу?

Давайте отметим, как лучше выразить отказ, анализируя слова Саши:

  1. Объяснение причины отказа.
  2. Извинение.
  3. Благодарность за приглашение, сожаление, что не можем воспользоваться приглашением или выполнить просьбу.

Вывод:

— Не всегда просьбу можно выполнить (принять приглашение), поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят, например, за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

  1. Упражнение — размышление.

Подарите Крокодила!

Мошковская Э.

Игрушки, конфеты Я бы кормил его

Мне не дарите- И лечил…

Все это, все это Пусть бы жил у меня крокодил!

Вы заберите. Я бы в ванну его посадил,

Мне крокодила И там у него

Такого живого, Была бы вода,

Не очень большого И он бы плавал

Лучше купите… Туда-сюда,

Я бы тогда бы Он бы плескался! Купался!

Его приручил. И я б на него любовался …

— Выполнима ли просьба мальчика?

— Она реальная? (В каких условиях.)

— Каким может быть отказ? (Давайте поразмышляем, как помочь родителям мальчика

выразить отказ).

Итог занятия.

О каких правилах вежливого человека мы сегодня узнали?

(о словах утешения; о формах отказа).

Дополнительный материал.

Последующие занятия нужно посвятить выработке практических навыков употребления речевых этикетных форм в зависимости от ситуации: упражнения, анализ ситуаций, инсценирование и т.д..

  1. Вежливый.

Вот кто вежливость у нас — Что с тобой?! —

Проявил на деле — Вскочила мать.

Он в полночный тихий час — Заболел, сыночек?

Поднял мать с постели. -Я забыл тебе сказать

Мама, доброй ночи!

С. Погореловский.

— Можно ли назвать малыша вежливым? Почему?

— Что значит «быть вежливым?»

  1. а) игра «Волшебные слова». Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое «волшебное» слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;
  2. б) игра «Это я». Произнести хором слова «Это я, это я, это все мои друзья» (только тогда, когда это уместно):

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? и т.д.

  1. Ситуации.

— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

— Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их:

— Что вы скажете детям, которые разоряют птичьи гнезда, рвут цветы с клумбы в парке, разбрасывают мусор, громко кричат в общественном месте, помогают старушке сойти с автобуса, утешают плачущего малыша?

— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо? А

кто из вас может показать, как надо правильно здороваться? Какие речевые формулы вы

употребляете при прощании?

  1. Разыгрывание ситуации.

1) Вы обращаетесь к учительнице с просьбой объяснить решение трудной задачи;

2) вы просите папу купить новую игрушку;

3) в гастрономе спросите у продавца, сколько стоит пакет молока;

4) вы поздравляете бабушку с днём рожденья.

  1. Вопросы — задания.

Вопрос I. С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед

сном? (Предполагаемый ответ: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов .)

С какими словами обращаешься утром (днём, вечером) к товарищу по классу, соседям по дому, к малознакомому человеку, если вошёл в комнату?

(Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте .)

Вопрос 2. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю, товарищу по

классу? (Здравствуйте, доброе утро .)

Вопрос 3 . С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, чтобы он позвал

кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки, пробил компостером в транспорте билет,

пропустил пройти к выходу в транспорте, в магазине, в кино? (Пожалуйста, передай…

Пожалуйста, передайте… Пожалуйста, позвоните… Будьте добры, пропустите…

Будьте любезны, пробейте мне билет …)

Вопрос 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его,

чтобы он указал тебе дорогу к музею, театру, стадиону, нужному транспорту? (Не будете

ли вы любезны сказать… Не будете ли вы добры сказать, как пройти. ..}

Вопрос 5 . Что надо сказать, когда тебя что-то попросят, а ты не можешь выполнить

просьбу? (Извините… Извините, пожалуйста, я не знаю …)

  1. Что нужно сказать, когда тебе что-то дарят, оказывают услугу? (благодарю, спасибо).
  2. 1) С какими словами девочка обратится с просьбой к стоящим рядом?

(выберите правильный ответ)

а) Будьте добры, передайте деньги за билет.

б) Передайте деньги.

в) Бросьте деньги в кассу и передайте билет.

2) Маленький котёнок забрался на дерево и не может слезть. С какими словами девочка обратится к мальчику ровеснику, а с какими к прохожему мужчине?

а) Слушай, не можешь ли ты мне помочь снять котёнка? Он боится слезть с дерева:

видишь какой он маленький.

б) Извините, пожалуйста. Можно вас попросить снять котёночка?

Обращаясь ко взрослым, употребляйте вежливые формы обращения: разрешите

мне…, простите, вы не поможете /скажите/ мне…, извините, можно вас попросить, я не

понял ваш вопрос, повторите, пожалуйста.

Со своими ровесниками можно говорить более свободно, но и в разговоре с ними не следует забывать о таких словах, как пожалуйста, извините, простите.

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей.

Лена подбежала к учительнице и сказала:

«Елена Петровна»…

— Какую ошибку вы заметили?

— Что бы вы посоветовали девочке?

Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они

добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьёзным делом заняты — уроками».

Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков.

Какие ошибки в их поведении вы заметили?

  1. На перемене. (Разыгрывание ситуации).

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрастье? — ответил Игорь. И все засмеялись!

Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

Придумайте продолжение разговора.

  1. Придумаем продолжение сказки «Три медведя»…

Представим, что Машенька не убежала, что она могла бы сказать медведям?

Каким тоном?

Представим себе, что Машенька извиняется перед каждым из медведей.

Как она обратится к каждому из них? Что ответят ей Медведь, Медведица И Мишутка?

  1. Вставьте пропущенные слова.

Маша знала слов немало, За подарком, за обедом,

Но одно из них пропало, Это слово говорят,

А оно-то, как на грех. Если вас… (благодарят).

Говорится чаще всех. Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).

  1. Вежливый кролик.

(Мексиканская сказка.)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шёл он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно?» И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!

— Входите, входите, — ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха. До свидания? — и бросился бежать со всех ног.

Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость ещё никогда никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала? Ох, уж эти мне вежливые кролики. Нужно было ему

просить разрешения войти!

  1. Э. Мошковская «Вежливое слово».

Вежливое слово.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой…

— Подходите, Ьжик, Ёжик!

Вам билет в каком ряду?

— Мне поближе: плохо вижу,

Вот спасибо, ну пойду.

Говорит Овечка:

— Мне одно местечко!

Вот моё Благодарю — доброе словечко.

— Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

И достала Утка «Доброе утро?».

— Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте лучшие места,

Вот моё Пожалуйста!

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков, бурундуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет!

— Ах, у вас такого нет,

— Не получите билет!

— Мне билет!

— Нет и нет?

Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И ушёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка косолапого сынка

И достала из комода очень вежливое что-то…

Развернула, и стряхнула,

И чихнула и вздохнула:

— Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, Позволь…

Их давно уж съела моль!

Бедные Пожалуйста,

Что от них осталося?…

Театр открывается! К началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…

— До свиданья? Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!

И кассир даёт билеты — не один, а целых три?

— С новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять.

И кассир даёт билеты — не один, а целых пять.

— Поздравляю с днём рожденья — приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья постоял на голове!

И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:

«Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!»

— Благодарен, извиняюсь!

— Славный парень!

— Я стараюсь.

— Вот какая умница!

Вот идёт медведица,

И она волнуется и он счастья светится!

— Здравствуйте, медведица, знаете, медведица,

Славный мишка ваш сынишка, даже нам не верится!»

— Почему не верится? — говорит медведица.

— Мой сыночек молодец!

До свидания?

После чтения сказки учительница задала детям такие вопросы:

1) Почему кассир не дал вначале медвежонку билет? Как вёл себя мишка у кассы, каким

2) Как мама медведица помогла сыну? Что она сделала?

3) Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял? Как вёл он себя у кассы

4) Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй их встрече? Какими словами он характеризовал его матери? (Славный мишка ваги сынишка.)

5) Как ты понимаешь выражение «Вот идёт медведица… и от счастья светится»? (У нее

на мордочке радостное выражение. Она счастлива, что сын понял, как надо себя вести, не

только понял, но и изменил своё поведение в лучшую сторону.)

— А у вас бывает, что ваша мама светится от радости когда вы сделаете кому-то доброе дело или скажите человеку добрые, теплые слова?

  1. Ежели вы вежливы

С. Маршак

Ежели вы И ежели вы

Вежливы Вежливы,

И к совести То вам, товарищ надо,

Не глухи, Всегда без опоздания

Вы место Ходить на сбор отряда.

Без протеста Не тратить же

Уступите Товарищам,

Старухе. Явившимся заранее,

Ежели вы Минуты на собрание,

Вежливы Часы на ожидание!…

В душе, а не для виду, И ежели вы

В троллейбус Вежливы,

Вы поможете Тому, кто послабее,

Взобраться Вы будете защитником,

Инвалиду. Пред сильным не робея.

И ежели вы Знал одного ребёнка я.

Вежливы. Гулял он с важной нянею.

То, сидя на уроке. Она давала тонкое

Не будете Ребёнку

С товарищем Воспитание.

Трещать, как две сороки. Был вежлив

И ежели вы Это мальчик

Вежливы, И, право, очень мил:

Поможете Отняв у младших

Вы маме Мячик,

И помощь ей предложите Он их благодарил,

Без просьбы — «Спасибо», — говорил.

То есть сами. Нет, ежели вы

И ежели вы Вежливы,

Вежливы, То вы благодарите,

То в разговоре с тетей. Но мячика

И с дедушкой, У мальчика

И с бабушкой Без спросу

Вы их не перебьёте. Не берите!

  1. Правила приличия.

Медведя лет пяти-шести Хоть с виду стал он вежливым,

Учили, как себя вести: Остался он медвежливым.

— В гостях, медведь, Он кланялся соседям —

Нельзя реветь, Лисицам и медведям,

Нельзя грубить и чваниться. Знакомым место уступал,

Знакомым надо кланяться. Снимал пред ними шляпу,

Снимать пред ниму шляпу, А незнакомым наступал

Не наступать на лапу, Всей пяткою на лапу.

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх. Совал куда не надо нос,

Не надо чавкать и зевать, Топтал траву и мял овёс.

А кто зевает власть, Наваливался брюхом

Тот должен лапой прикрывать На публику в метро

Разинутую пасть. И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Послушен будь, и вежлив будь. Медведя лет пяти-шести

И уступай прохожим путь. Учили, как себя вести

И старых уважай. Но, видно, воспитатели

И бабушку-медведицу Напрасно время тратили!

В туман и гололедицу

До дома провожай. С. Маршак

Так Мишку лет пяти-шести Чему учили Мишку?

Учили, как себя вести… Как нельзя и как надо себя вести?

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня тема нашей беседы – слова вежливости. Когда и как обучать ребенка применению таких важных слов? Как лучше познакомить детишек с понятием вежливости, и, главное, научить их использовать эти знания в практике?

Давайте для начала разберемся, что же значит быть вежливым? Если опираться на определения, то вежливость – одна из черт характера человека, отвечающая за хорошие манеры, умение учтиво общаться с другими, быть уважительным и чутким. Вежливый человек должен знать правила этикета, использовать вежливые слова.

Синонимы слова «вежливый» в русском языке – обходительный, внимательный, почтительный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» – резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

Какие бывают слова вежливости?

Существует так называемый «базовый» список вежливых слов. Они делятся на группы:

  • Слова приветствия и прощания: Привет; Здравствуйте; Доброе утро или С добрым утром; Добрый день; Добрый вечер; Спокойной ночи; До свидания.
  • Слова прощения: Простите, пожалуйста; Извините; Прошу прощения.
  • Слова благодарности: Благодарю; Спасибо; Признателен.
  • Слова-просьбы: Пожалуйста; Разрешите, пожалуйста; Позвольте мне, пожалуйста; Можно спросить у Вас.
  • Слова напутствия, поддержки, приглашения, поздравления: Доброго пути; Браво; Будьте здоровы; Добро пожаловать; Милости просим; Угощайтесь; Приятно познакомиться; Приятного Вам аппетита; Только после Вас; Разрешите представиться; Будьте так добры; Поздравляю; Разрешите Вам помочь.

Эти слова можно разучивать вместе с ребенком. Для упрощения задачи придуманы специальные стишки и песенки. И чуть позже мы с ними познакомимся!

Как научиться вежливости?

Не стоит ждать, что хорошие манеры появятся у ребенка сами. Вежливость – не врожденная, а приобретенная черта. Для ее воспитания ребенок должен постоянно иметь перед глазами личный пример, и лучше всего, чтоб это было именно в семье. Кроме того, нужно еще и целенаправленное обучение вежливости. Таким образом, можно прийти к серьезным результатам.

Но нельзя сказать, что вежливости один раз научил – и это на всю жизнь. Очень важно все время поддерживать и поощрять в детишках стремление быть вежливыми. Просто чтобы они не оступались, не поддавались на соблазны со стороны. Мир огромен, и в нем хватает всего. Регулярно слышны грубые слова, некорректное обращение людей друг к другу, ненормативная лексика. А быть белой вороной среди «продвинутых» ровесников бывает весьма непросто.

Стишки и загадки для запоминания вежливых слов

Для разучивания слов вежливости с детьми существуют специальные стишки-загадки:

***
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
***
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
***
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)
***
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)
***
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)
***
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
***
Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
***
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
***
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)
***
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)
***
На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
***
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
***
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

Самуил Маршак «Уроки вежливости»:

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Нужно обсуждать с детьми стихи, задавать вопросы, предлагать подумать и запоминать. Малышам можно подобрать красивые книжки со стихами. Их просто и легко запомнить, особенно в игровой форме. Герои стихов, сказок, мультфильмов наглядно покажут, почему и как надо быть вежливым.

Очень важно, чтобы члены семьи, в которой воспитывается ребенок, тоже вежливо общались друг с другом, употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», «простите».

Старайтесь всегда первыми здороваться, благодарить, прощаться, не ожидая, пока дитя само об этом вспомнит. В то же время, объясняйте ребенку правила вежливости, с кем нужно здороваться, а с кем нет, и т.п.

Обязательно в процессе обучения учитывайте возраст ребенка и хвалите его за успехи и достижения, даже небольшие. И не забывайте, что ребенок берет пример именно с вас! Поэтому внимательно оцените, насколько вежливо вы сами ведете себя со знакомыми и друзьями. Может, нужно что-то подкорректировать? Начните с себя!

Учитесь вместе с детьми вежливости, искренности и поиску нужных слов. Это огромный вклад в будущее! И тогда вам всегда будет приятно смотреть за поведением детей.

Песенки и мультики о вежливости можно найти здесь:

Счастья вам и вашим детишкам!

1

- Классный час: "Вежливые слова"

Расширять запас «вежливых слов».

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.

Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

Учитель:– Ребята, давайте поговорим сегодня о словах. Это обычные, добрые, простые и полезные слова , .ещё их называют волшебными. Соберите в группах слово из рассыпанных слогов /веж-ли-вость/

Кто догадался о каких словах мы будем говорить?

Правильно, тема нашего классного часа «Вежливые слова»

А вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

Вы закончите школу, выберите профессию по душе. Но прежде всего вы должны стать настоящими людьми: воспитанными, вежливыми ,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: ...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице – маме понурый пришёл:

…(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышишь ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

То сидя на уроке,

Не будите с товарищем

Трещать, как две сороки.

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.

Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

Ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

К классному часу вы подготовили пословицы и поговорки о вежливости и доброте. Познакомьте нас с ними , подумаем, о чем они говорят.

Хочу познакомить вас с другими пословицами, которые необходимо составить.

Игра «Составь пословицу»

- Соедините части пословиц:

Учись доброму - на добрые дела

Ласковое слово так и прослывёшь.

Жизнь дана дурное на ум не пойдет.

Как проживёшь, лучше мягкого пирога.

Про доброе дело говори смело.

Физминутка

Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

У кого у вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки

· Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

·Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

· Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Наш класс – это наша семья. Я думаю, каждый из вас хочет, чтобы эта семья была добрая, благополучная, поэтому давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу положительную энергию. (Выполнение задания)

Как бы мы не общались – словами, через рукопожатия, мы должны быть добрыми, вежливыми и дарить друг другу радость.

Песня» Если добрый ты»


В наше время воспитать вежливого ребенка не так-то легко. Со всех сторон на него обрушивается ненормативная лексика, некорректное общение между взрослыми и обращение взрослых с детьми, элементарно неграмотная речь педагогов и всяческая другая «чернуха», противостоять которой очень сложно. Вежливость проявляется в общении с сильными мира сего, а остальные могут подождать – так рассуждают слишком многие.

И все же, если не мы, родители, то кто сделает наших детей культурными и воспитанными людьми? Кто привьет им навыки нормальной коммуникации и соблюдения этикета?

Оцените, насколько культурны вы, родители

Начните с себя. Оцените беспристрастно и объективно, насколько вы вежливы в семье, в общении с воспитателями в детском саду и учителями в школе, в транспортной толкучке, в пробке за рулем в присутствии ребенка. Есть даже специальные тесты для этого.

Результаты вашей самооценки и тестирования неутешительны? Возьмитесь за себя самым серьезным образом, иначе ваше дитя будет хамить вам точно так же, как вы сейчас хамите жене, прохожим, подрезавшим вас водителям. Личный пример – великая сила. Чем это чревато? А тем, что отношения между вами и ребенком будут на уровне «табуретки» – не отмечены чувством и культурой. Не говоря уже о вашей будущей старости и пресловутом «стакане воды».

Знать, как «Отче наш», и употреблять в общении

Пусть обязательным списком вежливых слов для вашего ребенка станут:
здравствуйте;
до свидания;
спасибо;
пожалуйста;
разрешите мне;
можно спросить;
доброе утро;
спокойной ночи;
приятного аппетита;
можно я помогу вам;
извините, пожалуйста;
будьте здоровы;
будьте добры;
угощайтесь;
приятно познакомиться

и им подобные. Существует множество игр, стихов, пособий, помогающих развивать вежливость у детей.

Вежливость – часть нормальной человеческой морали

Употребляйте вежливые слова сами, заставляйте своих близких и друзей, а также друзей вашего ребенка. Привычка перейдет в автоматизм, а количество – в качество.

Возможно, кто-то спросит: а так ли уж это важно, ведь современный мир так жесток? Но ведь никто не хочет, чтобы его дитя выросло быдлом и хамом, которое не будет уважаемым окружающими и в жизни ничего не добьется.

Вежливость – часть нормального (что бы вокруг ни творилось) повседневного поведения, часть речевого этикета, по которому судят о человеке. Поэтому, если не хватает знаний, учитесь всей семьей. Скажите ребенку: «Знаешь, я хочу измениться, отшлифовать свое поведение! Давай вместе» – и повесьте список вежливых слов на видном месте. Назначьте награды и штрафы (разумеется, не денежные). Постепенно из веселой игры это станет семейной традицией и войдет в плоть и кровь не только ребенка, но и все семьи.

Сказано классиком, что у людей и мысли, и одежда должны быть прекрасными. Но откуда берется в человеке то шестое или седьмое чувство, которым он различает, что красиво, а что - безобразно? Воспитывается красотой межличностных отношений. От богатства внутреннего мира наших далеких предков появились вежливые слова в русском языке.

Вербальный мусор, от которого чахнут души

Когда слышим от людей других национальностей утверждение, что русские неприятны, потому что общаются между собой, то хочется каждому русскому раздать по разговорнику, в который была бы вписана сотня обыкновенных вежливых фраз. Но ведь многие бы и не взяли. Оскорбились бы, потому что гордятся тем, что весь мир ругается «русскими матами». Это страшно. Народ, который породил из своей среды светочей всечеловеческой культуры, матерным, грязным словом пользуется во всех сферах человеческой деятельности.

А ведь в русском языке имеются вежливые слова. их можно составить довольно длинный. Почему бы не обновить, не ввести вновь в обиход прекрасное русское слово «сударь»? (А в обращении к женщине это слово звучит еще лучше и благозвучнее - сударыня). Но многие души успели зачахнуть в атмосфере словесного мусора. «Эй, ты, лысый, передай на билет!» - такая фраза омрачит настроение не только тому, кому она адресована, но и многим другим, до чьего слуха донеслись эти слова. А представить, что можно сказать и по-иному, многие уже и не могут. «Будьте так любезны, передайте на билет» - кто из нас слышал подобное обращение в транспорте?

«Да какая разница!»,- восклицают, а не спрашивают даже. Но позвольте! Неужели действительно обращение «Эй, ты!» слышать приятнее, чем «Сударь»?

Как нас воспринимают другие?

Чуткие души поэтов уже заметили изменения в ментальности русского народа, а случилось это потому, что из нашего обихода ушли предложения с вежливыми словами. Читаем стихи нашего современника из Польши (подстрочный перевод): «Свой мир русские создать не могут, потому что словно знамя, несут с собою мат». А ведь поэт говорит именно о нас, о простых русских людях. Политиков он в глаза свои не видел.

И страшен вывод, который сделал простой обыватель: на Колыму за такие стихи нужно отправлять.

Да нет, сударь, вы не правы! К таким стихам нужно прислушаться. И изменить себя, а затем, потихоньку и мир начнет меняться вокруг тебя. И требуется-то малось: нужно всего лишь говорить друг другу вежливые слова. Список их можно составить, например, из произведений А.С. Пушкина:

Будьте любезны.

Рад вам услужить.

Желаю здравствовать.

Вашими молитвами.

Сударыня, рад я вам сказать, что вы прелестны.

Сударь, и муж мой так же говорит.

Некоторые скажут, что это все о графах да князьях. Но Пушкин из гущи народной выхватил и увековечил фразу: «Невежда драки ищет, а вежливый - друзей». Данная мысль соизмерима с его романом в стихах.

Детей рожают взрослые, но учатся они у взрослых сами

Существует сайт, на котором дети выражают свои мысли о пользе вежливости. Хорошая затея.

Но ей недостает внимательного взрослого, который хотя бы список вежливых слов для детей составил. Бедность детского лексикона в стихотворениях могла бы поразить человека ХІХ века. Три выражения: «Спасибо», «Здравствуйте», и «До свидания» переползают из одного детского творения в другое. Но они не виноваты. Учатся-то детки у нас, а научиться, простите, нечему. И детские восторги о том, как хорошо и замечательно быть культурным и вежливым, отдают фальшью. Но взрослые, которые курируют тот сайт, тоже глухи. У них в головах, как и у их детей, те же вежливые слова. Список им никто не составлял, и они тоже не видят, как и их дети, в нем необходимости.

Красота отношений

Красота человеческих отношений сужена, она не находит своего выражения и увядает. И стих девочки 12 лет о том, что «не важны слова, а важны чувства» звучит по-взрослому не искренне.

Обман своих собственных чувств слышится во фразах, в которых говорится о «не важности» слов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что данный дурной тон, который маленькая поэтесса услышала от взрослых и ввела в свое произведение, взрослые не заметили и отметили с лучшей стороны умение девочки подбирать рифмы. Но техника - это не поэзия. Не техника создает поэзию, а наоборот. Вежливые слова... Список их не нужно специально составлять, они должны идти из глубины души. Более того, они должны быть к месту, а не в рифму. Лучше бы наполнили сайт детскими стихами со словами бабушкам, друзьям, даже игрушкам! А примеры... пусть бы были, как техническое пособие, чтобы дети и взрослые учились выражать свои лучшие чувства и радовали ими близких людей.



top