Западнотюрский и восточнотюркский каганаты. Тюркский каганат (этнический состав, общественное устройство, внутренняя и внешняя политика) Восточный тюркский каганат

Западнотюрский и восточнотюркский каганаты. Тюркский каганат (этнический состав, общественное устройство, внутренняя и внешняя политика) Восточный тюркский каганат

В Тюркском каганате уже с момента образования возникли раннефеодальные отношения, в отличие от

Гуннской империи, находившейся на стадии военной демократии – на последнем этапе разложения

первобытного общества и преобразования его в классовый строй. Со временем во внутренние дела Тюркского

каганата начала вмешиваться Китайская империя династии Суй. Возникли также внутренние противоречия

в самом тюркском обществе. В результате всего этого в начале VII века каганат распался на две части: на

Западный Тюркский каганат и на Восточный Тюркский каганат. Западный занимал в основном среднеазиатские

земли и состоял из десяти тюркских племен. Он достиг могущества при правлении Датоу-кагана, сына

известного уже нам Истеми-кагана. После образования на восточноевропейских степях Хазарского каганата

Тюркский каганат потерял свои владения на западе вплоть до Крыма, однако он восстановил свои границы

на Алтае. К концу 60-х годов VII века основные рубежи Западно-Тюркского каганата были оккупированы китайскими

войсками. Хотя каганат к началу VIII века освободился от протектората Китая, однако вторжения на его земли

новых племен с севера привели к падению государства в 740 году. Восточно-Тюркскому каганату еще больше

приходилось защищаться от Китая по причине территориальной близости. На первых порах он смог отстоять

свою самостоятельность, но вскоре снова попал в зависимость от этой империи. К концу VII века тюрки подняли

крупное антикитайское восстание, и каганат восстановил свою мощь. В конце VII–начале VIII века границы

государства значительно расширились, доходя вплоть До восточных районов Западного каганата. Однако снова

обострились отношения с Китаем, на этот раз уже с империей династии Тан. В жестоких боях, проходивших

в 30-х годах VIII века, каганату снова удалось отстоять свою независимость. Большой полководческий талант в

этих войнах проявили Бильге-каган (он правил в 716–734 годах) и особенно его брат принц Кюль-Тегин – выдающийся

тюркский военачальник раннего средневековья. Падение Восточно-Тюркского каганата произошло в 745 году

при правлении последнего кагана Озмыш-Тегина в крупном сражении с Уйгурским каганатом. Об этом сражении



армии каганата, состоявшей из древнетатарских и огузских войск, написано на намогильной плите уйгурского

хана Моюн-Чура. По сведениям этого памятника, на поле битвы сражалось 30 тысяч татар. Это большая цифра

для тех отдаленных времен. Высшим достижением тюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского

каганата, стало появление письменности. Первые древнетюркские, т. н. рунические надписи на могильных камнях

в долине реки Орхон в Северной Монголии были открыты еще в прошлом веке. Весьма широкую известность

в мировой науке получили надписи на могильных камнях названных выше Бильге-кагана и Кюль-Тегина, а

также советника первых правителей Восточного каганата Тоньюкука. Эти надписи подробно и ярко повествуют

о жизни и подвигах глав государства и полководцев на фоне общей истории Тюркского каганата.

14.Великая Болгария.

Приазовских болгар и другие родственные им племена в 80-х годах VI века подчинил себе Тюркский каганат.

Однако в борьбе против этих восточных тюрков болгары, объединившись вместе, сумели создать большой и сильный

союз племен, известный в истории под названием Великая Болгария. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа



из рода Дуло (кстати, к этому же роду принадлежал в свое время грозный Аттила, вождь гуннов). Главой же государства

Великая Болгария, его ханом стал в 632 году Кубрат, племянник Органы. В отдельных источниках, например, в хронике

византийского историка Иоанна Никуисского, Кубрат назван крещенным и воспитанным в Византии при дворе императора

Ираклия. Однако некоторые исследователи берут это сообщение под сомнение и говорят, что был крещен и жил в

Константинополе не Кубрат, а его дядя Органа. Кубрат же, очевидно, оставался в язычестве, как и все тюрки того времени верил

в “Тенгри” (“тенгрианство” – это начальная форма единобожия), ведь неспроста он получил тюркский титул “хан” и имя его

было тюркским. Будучи умелым политиком и талантливым полководцем, Кубрат сумел создать централизованное государство,

которое недаром было названо в источниках того времени “Великим”.

Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей

являлся Фанагурис (Фанагория), бывший греческий город-порт на Тамани. Одним из больших городов был также Таматарха

– позднее, уже в русский период, он стал известным под названием Тмутаракань. Население государства вело полукочевой образ

жизни. По берегам Дона располагались летние кочевья; некоторые из них достигали довольно крупных размеров длиной до

одного или полутора километров вдоль реки. Но люди жили в основном в поселениях как открытых, так и укрепленных

земляными валами. Среди укрепленных поселений были настоящие крепости с каменными стенами толщиной иногда до 7 м.

Жили как в юртах, так и в настоящих домах, причем юрты были характерны не только для кочевий, но и для других поселений,

даже городов – так было во всем полукочевом средневековом мире Эти поселения и жилища со всеми другими остатками

материальной культуры составляют салтово-маяцкую археологическую культуру. Название этой культуре дали два известных

памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Хотя салтово-маяцкая

(или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что ее создали в

основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Эту культуру,

кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия,

бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д.

Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне

вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из

Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты – это в основном арабские диргемы и частично византийские

монеты VIII–начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII–IX веками. Кратко описанная нами культура является

крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ

культуры волжских булгар. Об этом уже будет сказано в следующем разделе, а теперь вернемся к дальнейшим политическим

событиям в Великой Болгарии. Кубрат скончался в 50–начале 60-х годов VII века (некоторые отмечают более раннюю и точную

дату – 642 год). Его смерть явилась фактическим концом существования созданного им объединения. Вообще, подобные

мимолетные государства, пусть с громкими названиями, держались лишь на власти могущественного монарха и после его

смерти, как правило, распадались. Так получилось и с Великой Болгарией. В летописи византийского монаха Феофана

Исповедника, составленной в 810–815 годах, приводится древнеболгарская легенда, согласно которой Кубрат оставил после

себя пятерых сыновей. Завещал он им никогда не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали над всеми

и не попадали в рабство к другим. Легенда эта была широко распространена позднее в устной форме на западе. Там

приводится такой эпизод: вот умирающий хан позвал своих сыновей, велел принести связку гибких прутьев и приказал

каждому попробовать переломить ее. Никто из них не смог этого сделать. Тогда Кубрат взял из связки один из прутьев и легко

его сломал. Вот, сказал он, связку не мог одолеть молодой, сильный воин, тогда как отдельный прут без труда переломил

немощный, умирающий старик. И в жизни так: собранные вместе болгары будут непобедимы, а каждая выделившаяся орда

будет легко разбита и покорена врагами... В легенде названы имена трех сыновей Кубрата: старшего звали Батбай,

второго – Котраг, третьего – Аспарух (имена Двух последних не указываются). Однако крупные исследователи истории

хазар и протоболгар М.И.Артамонов и С.А.Плетнева утверждают, что, согласно историческим источникам, у Кубрата

было лишь два сына: Батбай и Аспарух. Имя Котраг они связывают с одним из болгарских племен – с котрагами. В целом

же сведения о пяти сыновьях отражают вхождение в состав Великой Болгарии пяти этнических групп, т. е. крупных племен.

К этому времени территория Великой Болгарии была значительно урезана нападавшими с востока хазарами.

Сыновья Кубрата остались хозяевами лишь южных районов по Кавказскому предгорью: Батбаю достались земли по

Кубани, Аспаруху – верховья этой реки и возвышенность современного Ставрополя.

Хазары все больше теснили болгар. Аспарух с племенем онагуры ушел на запад: вначале он достиг устья реки Дунай,

здесь к нему присоединились прибывшие туда ранее другие болгарские племена – кутригуры, а также славяне, которые

появились в тех краях сравнительно недавно. Сильная военизированная организация болгар включила в себя славян, и они,

составив все вместе сильный союз, вскоре разгромили 50-тысячную византийскую армию – самую крупную регулярную армию

того времени. Это произошло в 679 году, а через два года, в 681 году, создали новое болгарское государство на западе –

Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска. Господствующее положение в стране почти на 200 лет заняла династия

болгарских ханов: вначале – Аспаруха (до 816 года), затем – Омутарха. Однако постепенно усилилась славянизация болгар,

уже при славянском царе Борисе (852–889) в 865 году было принято христианство, а в 894 году – славянская письменность,

созданная там братьями Кириллом и Мефодием. Славянский язык стал официальным языком церкви и государства.

Постепенно исчезло этническое различие между тюркоязычными болгарами и южными славянами. В сущности, болгары

были поглощены более многочисленными славянами, но оставили за ними свой этноним, т. е. самоназвание.

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары,

т. е. кубанские, стали называться “черными”. С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар – обратите

внимание на близость слов “болгар” и “балкар”. А слово “кара” вообще составляло часть этнонимов ряда тюркоязычных

народов, подчеркивая тем самым, что они были смуглыми, чернявыми. Помимо карачалы, были, например, кара-ногаи,

известные уже нам кара-хазары, кара-китаи (кара-китаи–это не китайцы, а тюркские племена, обитавшие в VI–VIII веках в

Северо-Восточном Китае). Следует также отметить, что с именем Батбая связан известный в науке Перещепкинский клад золотой

и серебряной посуды, драгоценного оружия, украшений, в том числе и золотых перстней его отца Кубрата и двоюродного дяд

и Органы. Клад найден у с. Малая Перещепина Полтавской области.

Раньше писали, что третья группа болгар во главе с легендарным Котрагом после смерти Кубрата направилась на. Среднюю Волгу.

То, что не было такого ханзадэ (царевича), а существовало племя котрагов, уже научно доказано, и мы сказали об этом выше.

К тому же археологические исследования показали, что болгары появились в наших краях не сразу после описанных событий

середины VII века. Все болгары, оставшиеся в Приазовье и прилегающих районах, вошли в Хазарский союз племен и

создали вместе с ними и особенно аланами названную выше салтовскую археологическую культуру и существовали

там почти до конца VIII века. Появились же болгары в Среднем Поволжье, на территории нашего Татарстана и прилегающих

землях южнее и юго-западнее, именно где-то в конце VIII–начале IX веков.

15.Хазарский каганат: возникновение государства, территория, экономика.

Хазарский каганат–это первое раннефеодальное государство Восточной Европы, оставившее значительный

след в истории народов Поволжья, Северного Кавказа, да и всей Средней Евразии. С краткой историей

хазар с момента их появления в восточноевропейских степях до создания отдельного государства мы

ознакомились выше. Там же были названы, помимо хазар, болгары, барсилы, беленджеры, савиры, а

также аланы, вернее, та часть северных алан, которая оказалась сильно тюркизированной, постоянно

проживая среди упомянутых тюрко-язычных племен. И вот примерно в начале VII века все они создали

федерацию–Хазарский союз племен, превратившийся вскоре, с середины этого же века, в настоящее государство

– Хазарский каганат. К 80-м годам VII века господство каганата распространилось не только на северо-кавказские

степи между Каспием и Азовом, но и на Причерноморье вплоть до Крыма.

В VIII столетии, особенно во второй его половине, Хазария вела постоянные войны с Византией и Арабским

халифатом за Крым и Закавказье. В 731 году хазары разбили арабский гарнизон и заставили платить ясак Албанию,

которая начала было вести самостоятельную политику (здесь под Албанией имеется в виду т. н. Кавказская

Албания–родоначальница современного Азербайджана). В ответ на это халиф послал многочисленное войско,

арабы разбили хазар и начали занимать их земли на юге. С большими трудностями кагану удалось остановить

арабов. Через шесть лет арабы снова напали. Нависла серьезная угроза над хазарской столицей на Кавказе

Семендером и в целом над самостоятельным существованием каганата. Хазарский каган вынужден был принять

ислам, чего требовали от него арабы. В результате этих войн многие племена Хазарии ушли на север–в низовья

Волги и на берега Дона. Столица государства была перенесена в начале VIII века в город Итиль, расположенный

в приустьевой части Волги, ближе к Каспию. Хазары, перейдя на оседлость, начали заниматься земледелием и

промысловым рыболовством. Родилась богатая и своеобразная культура. Ее основу составила т.н. салтово-маяцкая

археологическая культура. Хотя ее называют государственной культурой Хазарского каганата, однако в ее создании

и развитии большую роль сыграли болгары и аланы. Об этой культуре мы расскажем чуть подробнее в следующем

параграфе. А теперь рассмотрим дальнейший ход политических событий.

К концу VIII века хазарский каган отказался от мусульманства. Возобновились войны с арабами за земли в Закавказье.

Помогала каганату в этой войне Византия, она делала это главным образом с целью распространения среди хазар

христианства. Однако каган и его приближенные в целях самостоятельности государства искали иную форму

религии. Таковым стал иудаизм, заимствованный у евреев, переселившихся в Хазарию в начале VII века из той

же Византии. В то же время иудаизм приняла лишь хазарская аристократия, основная масса населения осталась

мусульманами и язычниками; было немало и христиан. Религиозная пестрота в каганате, веротерпимость хазар

была общеизвестна и нашла значительное освещение в арабо-персидской исторической географииIX–Х веков.

Сохранилось даже несколько анекдотичное сообщение: савиры (хазары) ходят в пятницу в мечеть, в субботу

в синагогу, а в воскресенье в церковь. Это, конечно, не значит, что один и тот же человек одновременно является

и мусульманином, и иудеем, и христианином. Это означает, что среди хазар есть и те, и другие, и третьи – одним

словом, в хазарском обществе разрешалось любое вероисповедание. Демократия существовала и в государственных

делах: правосудие вершили семь судей–по два представителя иудаизма, ислама, христианства и один язычник.

Если в Итиле было больше мусульман, то в Семендере – христиан.

Мы уже знаем, что хазары, в отличие от населения многих предшествовавших государств, сумели создать

подлинно классовое, раннефеодальное общество. Хазария была крупным государственным объединением

во всей Восточной Европе, с нею считались многие средневековые государства и народы. Более того, целый

ряд из них был в подчинении каганату. Киевская Русь, например, на первых порах платила ему дань, даже

первые русские (славянские) князья назывались каханами (хаканами).

Хазарский каганат вел международный товарообмен со многими странами и народами, вывозил за границу

крупный и мелкий рогатый скот, меха, переправлял невольников, славился продажей т. н. белужьего клея

– его получали из плавательного пузыря осетровых рыб и применяли при осветлении хороших виноградных

вин. От русских и волжских булгар привозили мед и воск, дорогие меха, с Востока – текстильный товар.

Хазары возделывали пшеницу и рис, выращивали арбузы и виноград.

Большое развитие в каганате получила городская культура. Итиль – один из крупнейших городов

Восточной Европы, столица Хазарии в VIII–Х веках. Город состоял из двух частей. В западной жили каган,

бек и их приближенные, располагались администрация и гарнизон. Каган жил в каменном дворце.

Большинство домов–или глинобитные, или юрты. Восточная часть называлась Хазаран (или Хазар) – это

город ремесленников, торговцев и прочего городского люда, город мусульман. Там находились соборная

мечеть, 30 приходских мечетей, много медресе – начальных и средних школ. Здесь же обитали христиане,

иудеи и язычники. Главой государства являлся каган, его звали также хазар-хакан. Однако его власть была

лишь номинальна; всеми делами правил его заместитель – бек (или хаканбек). В некоторых источниках

он называется и малик, т. е. царь. Несмотря на это, он заходил к кагану, снимая свою обувь.

Хотя у кагана и отсутствовала подлинная власть, культ его был велик. Вот он сидит на большом троне, на

высоком месте, а место бека пониже, с его правой стороны. Каган показывается народу всего три раза в год.

При его появлении все должны пасть лицом к земле, при этом запрещается взглянуть на него – он подобен

солнцу! Когда каган приезжает на место сражения хазар с врагами, то его воины должны лечь на землю, а

противник – прекратить войну. Хоронят кагана весьма торжественно и в то же время таинственно: над его

могилой сооружают большой дворец, тщательно скрывают в нем могилу, а тех, кто это делает, потом убивают.

Хазарский каганат прекратил свое существование в 60-х годах Х века. Решающий удар при этом был сделан

в 965 году киевским князем Святославом. Хазарские земли вошли в состав других государств и союзов племен.

В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии, а земли в Приазовье, Подонье и на Северном

Кавказе подчинились новообразованному печенежскому объединению. Распаду Хазарского каганата, помимо

Святослава, содействовали также внутренние противоречия и участившиеся набеги других кочевых

племен с севера.

21.Волжская Булгария: сельское хозяйство, ремесло, торговля.

Основным видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Землю пахали тяжелыми плугами

и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Об этом писал еще в самом начале Х века

Ибн-Русте: “Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу,

ячмень, просо и другие”. Почти то же самое повторил чуть позднее и Ибн-Фадлан, говоря о продуктах

булгарского земледелия и в целом об их питании: “Пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень

[у них] в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя”. Известный уже нам

персидский географ и историк XI века ал-Гардизи к пшенице и ячменю добавил чечевицу, а также некоторые

бахчевые культуры, например, тыкву и бобы. Вот таким довольно широким был ассортимент сельхозпродуктов

в начальный период феодализма в Волжской Булгарии.

Из слов Ибн-Фадлана мы узнаем, что булгарин оставлял весь урожай для себя. Может возникнуть такой вопрос:

какую же подать или ренту он платил тогда государству, ведь его надо было поддерживать, ибо он жил в этом

государстве и оно его защищало. На этот вопрос ответил тот же Ибн-Фадлан, сообщив, что “у царя нет на это

(т. в. на посевы) никакого права, кроме лишь того, что они платят ему в каждом дому от каждого шкуру соболя”.

Шкура соболя в качестве подати государству вызвала спор у ученых, ибо соболь не жил в тех лесостепных

краях и, конечно, каждый булгарин никак не мог располагать шкурой этого таежного зверя. Тут дело, прежде

всего, в разночтении некоторых арабских слов, переданных по-разному в различных рукописях. Словом, в Волжской

Булгарии хлеба было достаточно. Развитию земледелия в этой стране способствовала и прежняя земледельческая

культура добулгарских, местных племен. Принято считать, что в Волжской Булгарии существовала паровая система

земледелия. Некоторые историки склонны полагать, что такой системы там еще не было, а был простой перелог.

Хлеб убирали серпами, которые, кстати, время от времени обнаруживаются при археологических исследованиях.

Раскопками выявлены также скопления различных сельскохозяйственных злаков–остатков зерен. При археологических

изучениях отдельных городов и поселений открыты многочисленные зерновые ямы, обшитые дубовыми досками.

Зерно хранили также в специальных корчагах-хумах, т. е. больших глиняных горшках.

Хозяйством, подчиненным земледелию, было скотоводство: разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот.

Занимались булгары и охотой, добывая куниц, белок, бобров и других зверей. Пушнины у них было много.

Использовали ее булгары и для своих нужд, и для вывоза за границу. Хотя они получали значительную часть дорогих

мехов от своих, в первую очередь северных соседей, но и сами булгары, надо полагать, являлись неплохими промысловиками.

Занимались они также рыболовством и бортничеством, т. е. лесным, бортевым пчеловодством (от слова “борть” – дупло дерева).

В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесу – меда. Часть

этой продукции также шла на продажу в другие страны.

В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. Если на рубеже IX–Х веков сохранялись

еще пережитки кочевничества, и люди в летнее время переходили жить в юрты, то вскоре, с возникновением городов,

все быстрее стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Сооружали из кирпича и белого камня

дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, жилые дома. Однако основная часть строений состояла из

деревянных домов. Жили также в глинобитных и полуземляночных жилищах.

Большое развитие получила металлургия, в первую очереди обработка железа. Из железа делали многочисленные орудие

труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди,

замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли

почти bcе виды оружия и вооружения, часть которых вывозилась даже на внешний рынок.

Медный и костяной промыслы, обработка кожи, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню – эти

важнейшие виды ремесел достигли у булгар довольно высокого уровня развития. Особо отличались ювелиры. Изделия

золотых и серебряных дел мастеров славились даже за пределами государства. В Х веке в двух больших и известных

городах, в Булгаре и Суваре, чеканились серебряные монеты. Вначале булгары пользовались привозными монетами–арабскими

диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени

своих великих князей. Чеканились монеты в Волжской Булгарии в Х веке, но потом это прекратилось, и последующие XI–XII

века называют даже безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения.

В Волжской Булгарии уделялось особое внимание строительству оборонительных укреплений. Город и кремль ограждались

мощными крепостными сооружениями в виде высоких земляных валов и глубоких рвов, по валу шла толстая двухрядная

дубовая стена с высокими сторожевыми башнями. Об этом свидетельствуют материалы, полученные при археологических

раскопках Сувара, Булгара, Буляра и некоторых других городов, а также сообщения русских летописей об оборонительных

укреплениях городов Ошель и Буляр.

На высоких берегах Волги и Камы, на пограничных рубежах и на пересечении караванных дорог располагались военные

крепости-форпосты по охране этих зон и торгово-стратегических путей. В пограничных же районах и вблизи крупных городских

центров воздвигались дополнительные укрепления в виде длинных валов и рвов протяженностью порой до десяти километров.

Не менее развитым было и вооружение. Ибн-Русте писал, что булгары ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное

вооружение. При археологических исследованиях булгарских городов и селений находят почти все виды средневекового

оружия и вооружения: мечи, сабли, боевые топоры, кистеня, наконечники стрел и копий, рогульки (железки с острыми

шипами для подбрасывания под атакующую конницу противника), шпоры, кольчуги, шлемы.

Волжская Булгария имела тесные экономические и политические связи со многими странами и народами тогдашнего

средневекового мира. Почти все географы и путешественники X-XII веков, что-либо писавшие об этой стране,

прежде всего отмечают ее широкие торговые контакты. Обширной была география этого международного товарообмена.

С юга и востока-это Хазария, Кавказ, Средняя Азия, Персия, даже Северная Индия, с севера и запада-северные племена,

Русь, Прибалтика, скандинавские страны, Византия. Для того чтобы лучше представить себе ассортимент товаров,

вывозимых из Булгарии или ввозимых туда, а также куда и откуда они идут, обратимся к двум представителям классической

школы арабской географии X века. Один из них - основатель этой школы, уже известный нам ал-Балхи: «То, что

вывозят из Хазарии, как-то: мед, воск, привозится к ним из земли русое и болгар. Таким же образом меха бобровые,

вывозимые [из Хазарии] в различные страны, находят только в тех реках, которые текут в странах Болгара, Руси и Куяба,

и, кроме того, их нигде не найдешь, сколько мне известно». Другой - ал-Мукад-даси, последний представитель названной

когда-либо существовавшим». В результате долгих путешествий и большой литературно-картографической работы он

создал в 985 году свой огромный труд под названием «Лучшее разделение для познания климатов». У него имеется полный

перечень товаров, вывозимых из Булгарии в Хорезм - один из крупных центров средневековой цивилизации в Средней

козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи,

барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из

Болгарии».

Белужий клей получается из плавательного пузыря осетровых рыб, идущий на осветление виноградных вин. Среди всех

перечисленных выше предметов экспорта были и собственно булгарские, и получаемые булгарами от своих соседей, например,

от северных племен, хазар, от ближайших соседей (башкир, буртасов, черемис, аров и т. д.) и из Руси. Собственно булгарскими

могли быть: некоторые сорта мехов (значительную часть дорогих мехов булгары получали от пле­мен Севера и от ближайших

финно-угорских соседей), заячьи и козьи шкуры, часть скота, стрелы, шапки, юфть, кольчуги, мед, орехи, строительный материал

из березы. Овец получали от башкир, мечи из Руси, янтарь из Прибалтики, часть дорогой рыбы из Хазарии. Являясь промежуточным

звеном в международном товарообмене, Волжская Булгария успешно держала эту торговлю в своих руках. Выгода от нее была

большой, к тому же правитель булгар брал десятую часть товаров с каждого иностранного судна и каравана в пользу государства,

как было принято по международным правилам. В то же время в евразийском тор­говом обороте получали большой сбыт и

собственно булгарские товары, принося немалую прибыль и успешно развивая экономику страны. Во всей этой торговле большую

роль сыграли серебряные монеты, вначале, как уже говорили выше, в виде подражаний арабским диргемам, а чуть позднее и

свои, булгарские. Эти монеты находят не только на территории Волжской Булгарии, но и далеко за ее пределами: в Средней Азии,

на Руси, Прибалтике, в скандинавских странах. Как известно, они чеканились только в X веке. XI-XII века были безмонетным

периодом не только в Булгарии, но и в соседних государствах. Однако булгары как-то выходили из положения-например,

они использовали прежние монеты. Так, ал-Гардизи писал, что эти диргемы они ломают, и каждый кусок употребляют в дело,

т. е. пускают в оборот. Мы с вами уже знаем, что Гар-дизи жил в XI веке.

Помимо денежной, Волжская Булгария вела очень выгодную меновую торговлю с финно-угорскими народами далекого Се­вера.

Как булгары торговали с ними, мы также знаем уже по предыдущим параграфам. Здесь только отметим, что подобная торговля

оказалась достаточно прочной и продолжалась в течение нескольких столетий, ничем практически не отличаясь от ее начальной

формы в X-XI веках. Ал-Гарнати и Ибн-Баттута, два известных арабских путешественника, лично побывавшие у булгар и много

услышавшие об их отношениях с северными племенами, рассказывают о тех же методах меновой торговли в XII и XIV веках.

Слова Гарнати о том, что булгары в уплату за свои товары, например, за гарпуны для ловли морских рыб и некоторые другие

изделия из железа, берут у северян «шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль», показывают большую выгодность

такой торговли. Не зря долгие годы, даже столетия, булгары успешно держали ее в своих руках, не пропуская восточных купцов

на север, придумывая при этом разные причины.

Ближайшими соседями ранней Волжской Булгарии были Хазарский каганат и Киевская Русь (Древнерусское государство).

В период своего образования Булгария была в определенной зависимости от Хазарии, но с конца 60-х годов X века, после

падения каганата, она стала единственным феодальным государством в Поволжье.

Внешнеполитические связи Волжской Булгарии с Киевской Русью были в основном добрососедскими, если не считать всего

несколько конфликтов. В 985 году киевский князь Владимир со своим воеводой Добрыней (былинный богатырь Добрыня Ни­китич)

пошел с походом на Волжскую Булгарию. Славяне победили булгар, и в конце сражения был составлен устный мир­ный договор,

при этом булгары, как сообщает русский летописец, сказали: «...тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать,

а хмель-тонуть». Это показывает их искреннее желание жить в дружбе и согласии со своим соседом. И после этого был составлен

ряд дружественных актов и мирных договоров между булгарами и древними русскими, например, торговое соглашение

1006 года, по которому купцы с обеих сторон беспрепятственно могли торговать в городах и селах Булгарии и Руси. К таким

же мирным, дружественным актам следует отнести упомянутую выше помощь булгар хлебом русским в голодный 1024

Усени в конце IV века потерпели поражение, а Жетысу стал ареной военных действий. В V веке отряды жужаней полностью вытеснили усуней из степи. Дальнейшее их движение на запад было остановлено кангарами. Только в 551 году телесские племена в союзе с Китаем смогли разгромить жужаней. За несколько лет они достигли Аральского моря. Значительное сопротивление тюркам оказали уары и хиониты. К 558 году была образована большая кочевая империя от Едиля до Хинганских гор. С этого времени начинается история Тюркского каганата.

Империя тюрков с самого начала стала рядом с мировыми империями. Он контролировал почти весь Великий Шелковый путь. Тюркская знать получала колоссальную прибыль от караванной торговли.

Территория тюркского каганата

В 553 году Тюркский каганат контролировал территории Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири. Отуз-татары, кидани, татабы, енисейские кыргызы принимали подданство тюрков. Крупные государства на севере Китая Ци и Чжоу платили каганату дань. Таким образом, Тюркский каганат стал сильнейшим государством того времени.

В 555 году каган Истеми, управлявший западными территориями, присоединяет к каганату территорию современного Казахстана с Приаралье и Сырдарью. Через три года тюркам принадлежат земли до Едиля и Жайыка. Расстановка сил в Центральной Азии кардинально изменилась. Основным соперником Тюркского каганата оказалось эфталитское государство, которое брала дань с Ирана. Эфталитом принадлежала территория от Северной Индии до Каспийского моря. Тюрки решили наладить дипломатические отношения с Ираном, но эфталиты восприняли это как заговор. Они убили тюркских послов. Однако эффект от убийства был противоположным – тюркский каганат отдал свою дочь в жены иранскому шаху, создав междинастический союз.

В 564-567 годах у эфталитов отвоевали Тохаристан и Бухару, сто привело к полному исчезновению эфталитского государства. Его территория была разделена между Тюркским каганатом и Ираном. Однако экономические интересы, а именно поставка шелка, ослабили союз иранцев и тюрков. Китай выплачивал дань Тюркскому каганату шелком, а Иран рассматривался в качестве рынка сбыта и транзитного коридора на Ближний Восток. Иранские власти, опасаясь ценового демпинга и конкуренции на мировом рынке, чинили препятствия тюркским купцам. Развязалась кровопролитная война. Тюркский каган заручился поддержкой Византии. В 568 году захвачен Гурган, процветающий город древнего мира. Только в 571 году был заключен мир с Ираном, а тюрки получили территории за Амударьей и получали ежегодную дань.

Тюркские купцы проложили новый путь на севере к Византии, предварительно захватив Северный Кавказ и получив доступ к Черному морю. При Таспар-кагане 572-581 году Тюркский каганат достиг максимального расцвета. Империи принадлежали земли современной России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана. Тюркский каганат на западе граничил с Черным морем, на востоке – с Маньчжурией, на севере – Енисеем и на юге – с Амударьем.

Хозяйство тюркского каганата

Хозяйство древнетюркского периода представляет собой систему двух неравноценных сфер:


  • оседло-земледельческий тип на переферии Великой степи;
  • кочевое и полукочевое скотоводство.

Большая часть населения были кочевниками, для которых города и оазисное население было необходимым дополнением. Земледелием занималась оседлая часть населения Северной Азии, Жетысу, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. Степь и город были частями одного целого – государства. Империя не могла существовать без городов. Они представляли собой политические центры, в них проживали ремесленники и торговцы, он обеспечивал нужды кочевников и состоял из основного класса налогоплательщиков. Только кочевые племена могли обеспечить городу военную защиту.

Кочевники в большинстве разводили овец, верблюдов и лошадей. Каждый год рынки Китая, Византии и Средней Азии заполнялись огромными стадами тюркского скота.

Археологические находки свидетельствуют о развитии металлургии. В тюркскую эпоху активно вели добычу железной руды. На высоком уровне было обмундирование и вооружение тюрков – одна из причин военных побед. Помимо железа добывали олово, золото, серебро и медь.

Основным источником дохода оказался контроль Великого Шелкового пути. Было разработано несколько веток с Китая до Византии и Согдианы. Большой объем торговли способствовал введению на территории каганата денежных отношений. В таразе и Отраре появляются монетные дворы. Кроме собственных монет в ходу были китайские и византийские монеты.

Экономический и политический рост Тюркского каганата привел к урбанизации Казахстана. Этот период характеризуется появлением тюрко-согдийского синтеза в искусстве, архитектуре и строительстве. В VI веке появляются новые города Навакет и Суяб, развиваются Тараз, Отрар, Шавгар, Испиджаб. Они стали центрами ремесла, торговли и земледелия. В городах селятся гончары, ювелиры, кузницы, стеклоделы и другие ремесленники. Сельская округа из множества поселений обеспечивала города продовольствием.

Распад тюркского каганата

В 581 году в Киатаепроизошел переворот и смена династий Чжоуской на Суй. Новый император запретил вести дела с тюрками и не позволял вывозить шелковые ткани в степь. Это подорвало могущество тюркской знати, которая существовала за счет пошлин на Великом Шелковом пути. Одновременно умирает хан Тобо и начинаются династические распри. Два сына подели между собой земли.

Суйцы, почувствовав разлад между тюрками, стали сеять дополнительный раздор между ханами. В 584 году Китайцы обманным путем добились начала междоусобной войны. Война ханов восточных и западных земель продолжалась до 593 года. К этому времени пропасть между восточными и западными тюрками выросла. Когда Китай напал на каганат в 598 году, восточная часть поддержала Суйскую империю. Тюркский каганат как единая империя прекратил свое существование.

Восточно-тюркский каганат

После падения Великого Тюркского каганата восточная часть оказалась под властью империи Суй, которая поставила своего протеже каганата Жангара. Однако уже его сын был воинственно настроен против суйского императора. В начале VII века в Восточно-тюркском каганате началась сильная эпидемия, унесшая жизни большей части населения и скота. В 630 году на Восточный Тюркский каганат напала Танская империя. Она разрушила каганат и заставила большинство тюрков мигрировать в Китай.

Не все восточные тюрки смогли смириться с подданством Танской империи. Началась возрождаться идея тюркской государственности. В 679 году поднялось народное восстание, приведшее на престол род Ашин, а мятежники укрылись в горах Иньшань. Они восстанавливали тюркскую государственность. Объединение бека Тоньюкука и Кутлуг-чора создало новую прочную основу для восстановления тюркской государственности. Удачно для тюрков закончились сражения с сеяньто, киданями, огузам и китайцами. Образовался Второй Восточно-тюркский каганат, правители которого стремились объединить империи тюрков к прежним границам. Но междоусобные воины привели к распаду каганата. Уйгуры захватили большую часть территории и назвали себя приемниками Восточного Тюркского каганата.

Выберите рубрику Биология Тесты по биологии Биология. Вопрос — ответ. Для подготовки к ЕНТ Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г Учебная литература по биологии Биология-репетитор Биология. Справочные материалы Анатомия, физиология и гигиена человека Ботаника Зоология Общая биология Вымершие животные Казахстана Жизненные ресурсы человечества Действительные причины голода и нищеты на Земле и возможности их устранения Пищевые ресурсы Ресурсы энергии Книга для чтения по ботанике Книга для чтения по зоологии Птицы Казахстана. Том I География Тесты по географии Вопросы и ответы по географии Казахстана Тестовые задания, ответы по географии для поступающих в ВУЗы Тесты по географии Казахстана 2005 Информация История Казахстана Тесты по Истории Казахстана 3700 тестов по истории Казахстана Вопросы и ответы по истории Казахстана Тесты по истории Казахстана 2004 Тесты по истории Казахстана 2005 Тесты по истории Казахстана 2006 Тесты по истории Казахстана 2007 Учебники по истории Казахстана Вопросы историографии Казахстана Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана Ислам на территории Казахстана. Историография советского Казахстана (очерк) История Казахстана. Учебник для студентов и школьников. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв. Древние государства на территории Казахстана: Уйсуны, Канглы, Хунну Казахстан в древности Казахстан в эпоху средневековья (XIII — 1 пол. XV вв.) Казахстан в составе Золотой Орды Казахстан в эпоху монгольского владычества Племенные союзы Саков и Сарматов Раннесредневековый Казахстан (VI-XII вв.) Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв ХОЗЯЙСТВО И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XII вв.) Экономика и культура средневековых государств Казахстана XIII-XV вв. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Религиозные верования. Распространение ислама Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история Хуннский некрополь Шомбуузийн Бэльчээр в горах монгольского Алтая Школьный курс истории Казахстана Августовский переворот 19-21 августа 1991 года ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Казахско-китайские отношения в XIX веке Казахстан в годы застоя (60-80-е годы) КАЗАХСТАН В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Казахстан в годы перестройки Казахстан в новое время КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР Казахстан во второй половине 40-х — середине 60-х годов. Общественно-политическая жизнь КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Каменный век Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн.-12 тыс. до н.э. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Национально-освободительные восстания Казахского народа в ХVIII-ХIХ вв. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30-е ГОДЫ. НАРАЩИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ КАЗАХСТАНА. Общественно-политическое развитие независимого Казахстана Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана Провозглашение суверенитета Казахстана Регионы Казахстана в раннем железном веке Реформы управления Казахстаном СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Средние века ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.) Казахстан в XIII-первой половине XV веков Раннесредневековые государства (VI-IX вв.) Укрепление Казахского ханства в XVI-XVII веках ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ История России ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕК 1917 ГОД НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) ПЕРЕСТРОЙКА ПОБЕДИВШАЯ ДЕРЖАВА (1945-1953) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политические партии и общественные движения в начале XX века. РОССИЯ МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНОЙ (1907-1914) СОЗДАНИЕ В СССР ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА (1928-1939) Обществознание Различные материалы по учебе Русский язык Тесты по русскому языку Вопросы и ответы по русскому языку Учебники по русскому языку Правила русского языка

Межплеменная война продолжалась еще 17 лет и привела к вторжению в Семиречье китайских войск (657 г.), нанесших поражение ополчению "десяти стрел" и взявших Суяб. Последний независимый правитель "десяти стрел", Нивар Ышбара-ябгу-каган (Ашина Хэлу китайских источников), был захвачен в плен и через два года умер.

Второй Тюркский каганат

В 630 г. Восточнотюркский каганат потерпел поражение в войне с китайским императором Тайцзуном. Тюркские племена были расселены императором в Ордосе и Шаньси и превращены в федератов империи. Часть тюркской аристократии поступила на имперскую службу. Но для основной массы кочевников, принудительно поселенных в строго ограниченных районах, условия существования были трудными. Наиболее тяжелой повинностью была "дань кровью" - обязанность участвовать в войнах империи.

Восстание тюрок в 679-681 гг., вначале потерпевшее неудачу, привело в 682 г. к уходу в Гоби одного из тюркских вождей из каганского рода Ашина, Кутлуг-чора. Закрепившись в горах Иньшань, Кутлуг-чор и его сподвижники сумели привлечь на свою сторону большую часть тюрок и вести успешные военные действия против императорских войск в Шаньси (682-687). Кутлуг объявил себя Ильтериш-каганом и этим актом провозгласил возрождение империи тюрок.

В 687 г. он покинул Иньшань и двинул свою сплотившуюся и закаленную в боях армию в Центральную и Северную Монголию. Между 687-691 гг. занимавшие эти территории племена токуз-огузов во главе с уйгурами были разгромлены и подчинены. Центр государства тюрок переместился в Отюкенские горы, на берега Орхона, Селенги и Толы. Объединив под своей властью два могущественных племенных союза - тюрок и токуз-огузов, Ильтериш-каган сделался грозным противником Таиской империи.

Возродилась традиционная структура Тюркского государства. Империя, созданная Ильтеришем и его наследниками, была территориальным объединением этнически родственных и иерархически соподчиненных племен и племенных союзов; идеологически связь их определялась общими верованиями и признанными генеалогиями, а политическое единство - общей военно-административной организацией и общими правовыми нормами (терю). Племенная организация (бодун) и политическая структура (эль) взаимно дополняли друг друга, определяя плотность и прочность социальных связей; по терминологии тюркских надписей, хан (каган) "держал власть над государством и был главой племенного союза".

Первенствовал в империи двенадцатиплеменный союз тюрок, возглавленный династийным племенем ашина. Вторым по политическому значению в империи был племенной союз токуз-огузов, "девяти огузских (племен)". Количественно токуз-огузы были более многочисленны, чем собственно тюркские племена, но политически менее консолидированы; их объединение, возникшее в начале VII в., возглавляли уйгуры. Активную роль в политической жизни империи играли еще две конфедерации племен - карлуки и басмылы. Во главе отдельных племен стояли их вожди - арканы, а во главе племенных объединений - эльтеберы.

Во главе управления империей стояли каган и его ближайшие сородичи, носившие титулы шад и ябгу. Кагана окружали советники (буюруки), исполнявшие военно-административные, дипломатические и судебные функции и носившие титулы таркан, чор, тудун. Племена для удобства административного управления были организованы в две территориальные группы - тардуш (западная) и телис (восточная). Ополчение обеих этих групп составляло соответственно правое и левое "крыло" воинского боевого порядка, а во главе их стояли близкие родичи кагана и наиболее влиятельные племенные вожди каждого "крыла".

Административное устройство империи с присущим ему дуализмом племенного и политического принципов было естественным отражением социальной структуры древнетюркской общины. Высшим ее сословием были беги, аристократия по крови, по праву происхождения из рода, особый статус которого в руководстве делами племени считался неоспоримым, освященным традицией. Элитой аристократии по крови были династийные роды и племена, противостоявшие простому народу. Каган олицетворял единство общины. Известные каганские надписи-манифесты содержали призывы к единству бегов и народа и их покорности кагану.

Полноправные члены рода и племени носили наименование эр - "муж-воин". "Мужем-воином" становился по праву рождения любой юноша, достигший определенного возраста, прошедший обряд инициации (совершение воинского или охотничьего подвига) и получивший "мужское (геройское) имя", независимо от того, был ли он одним из сотен рядовых воинов или принцем крови. Однако фактическое положение "мужа-воина" в племени и в государстве зависело от его знатности и его богатства.

Имущественная дифференциация внутри древнетюркских племен, как это показывают эпиграфические и археологические памятники, была весьма значительной. Богатство стало предметом гордости и похвальбы тюркской аристократии. Богатым противопоставлены в тюркской эпиграфике бедняки, которые названы "жалким, ничтожным, низким людом". Бедность не встречала сочувствия, более того, была презираема. Малоимущие свободные "мужи-воины" неизбежно попадали в личную зависимость от бегов, из них формировались дружина бега и его челядь. Но какими бы конфликтами ни отягощались отношения между бедными и богатыми "мужами", бегами и "простым народом", община в целом противостояла другой группе населения древнетюркского эля - полностью зависимым от "мужей-воинов" невольникам. Именно кулы-невольники и были бесправной социальной периферией древнетюркского общества.

В 691 г. Ильтериш-каган умер. Ему наследовал его младший брат, принявший титул Капаган-кагана, "Кагана-Завоевателя". Время его правления (692-716) отмечено наивысшим подъемом военно-политического могущества Второго Тюркского каганата и началом его распада.

В 693-706 гг. армия Капагана шесть раз форсировала Хуанхэ и глубоко проникала на территорию Северного Китая. Китайские войска не смогли доказать эффективного противодействия тюркам. Императрица У выплачивала Капагану огромные контрибуции и посылала дары, которые, скорее, были плохо замаскированной данью. В 696-697 гг. Капаган подчинил киданей, приостановив тем самым продвижение китайских армий на северо-восток, в предгорья Хингана, и обезопасив восточный фланг каганата. Северная и западная границы государства Капагана проходили в 699-708 гг. по Танну-Ола, Алтаю и Тарбагатаю. В 706-707 гг., подчинив племя байырку, тюрки заняли земли от верховья Керулена до Байкала. В 709-710 гг. тюркское войско заняло Туву и, перевалив Саяны, нанесло тяжелое поражение енисейским кыргызам. В 711 г. тюркское войско одержало победу над тюргешами и заняло Семиречье. Преследуя отступающих тюргешей, армия тюрок форсировала Сырдарью и дошла до границ Тохаристана. Однако в битвах с арабами под Самаркандом тюркское войско, оторвавшееся от своих тылов, понесло значительные потери и с трудом сумело вернуться на Алтай (713-714). Военные неудачи резко изменили обстановку - они послужили сигналом к восстанию ранее покорных племен. Восстание токуз-огузов было особенно грозным для империи тюрок. В пяти сражениях токуз-огузы были разбиты (715 г.), но восстание не было подавлено. В 716 г. великий иркин племени байырку напал на ставку Капагана на берегах Толы. Нападение было отбито, но сам Капаган попал в засаду и погиб. В том же году, после непродолжительной, но напряженной борьбы за престол, каганом стал его племянник, правивший под именем Бильге-кагана, "Мудрого кагана" (716-734).

Бильге-каган вступил на престол, когда империя, созданная его отцом, Ильтеришем, находилась на краю гибели. Западные владения отпали окончательно - сразу после смерти Капагана тюргешский вождь Сулук объявил себя каганом. Отказались от уплаты дани кидани. Продолжалось восстание огузов. Смута охватила и собственно тюркские племена. Бильге решился на энергичные действия.

Кюль-тегин, брат Бильге, был поставлен во главе Войска, а семидесятилетний Тоньюкук, сподвижник Ильтериша и Капагана, пользовавшийся в племенах огромным авторитетом, сделан ближайшим советником кагана. Бильге и Кюль-тегин напали на уйгуров. Разгром уйгуров подорвал сопротивление племенного союза токуз-огузов, а богатая добыча воодушевила тюркское войско. Летом 718 г. Бильге разгромил киданей и вновь овладел Хинганом. Отряд Тудун Ямтара, одного из полководцев Бильге, напал на карлуков, принудил их к подчинению и завладел огромными табунами коней, которые были розданы в племенах, верных Бильге. Ему удалось вернуть под свою власть тюркские и другие племена, отпавшие во время междоусобиц. Война с Китаем 720-721 гг. была последней войной каганата с империей. Китайский император Сюаньцзун щедро платил за установившийся мир на северной границе. Только в 727 г. император послал "в дар" Бильге-кагану 100 тыс. кип шелка в ответ на символическую "дань" - тридцать коней.

При наследовавших Бильге сыновьях Инань-кагане (734-739) и Тенгри-кагане (740-741) начался распад каганата. Все меньше с центральной властью считались удельные правители из каганского рода Ашина. Малолетний Тенгри-каган был убит своим дядей, Кутлугом-ябгу, захватившим каганский престол. Началась война с племенными союзами уйгуров, басмылов и карлуков, в которой погибли Кутлуг-ябгу и его наследники. В 745 г. Второй Тюркский каганат окончил свое существование. Тюркские племена, сохранившие часть земель, не играли уже сколько-нибудь заметной роли в событиях последующих лет. Последнее сообщение о них в китайских источниках относится к 941 г.

В конце VII в. вождь тюргешских племен Западного Тянь-Шаня, Уч-элиг, изгнал из Семиречья ставленника танского двора Хосрова Бери-шада и установил свою власть на территории от Чача (Ташкента) до Джунгарии. В г.Невакете на р.Чу и в г.Кюнпоте на р.Или были учреждены "большая" и "малая" каганские ставки, страна разделена на 20 округов во главе с каганскими управителями (тутуками), каждый из которых был в состоянии выставить 5-7 тыс. воинов. Уч-элиг (699-706) принял традиционный титул западнотюркских государей: "каган народа десяти стрел" - и новый титул: тюргеш-каган; в Невакете началась отливка медных монет с согдийскими надписями "тюргеш-каган".

Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени Кляшторный Сергей Григорьевич

Возрождение Восточнотюркского каганата. Тюргешский каганат. Борьба с арабами

В 679–689 гг. восточные тюрки в результате упорной борьбы за независимость с Китаем восстановили свое государство. Первым каганом стал Кутлуг, принявший титул Эльтериш-каган. Его ближайшим помощником и советником был Тоньюкук, оставивший описание своих деяний запечатленным на каменной стеле древнетюркским руническим письмом. Центр каганата находился в Отюкене (Хангайские горы), а его западной границей уже при Эльтерише был Алтай. В 691 г., после смерти Эльтериша, на престол сел его брат Капаган-каган (правил в 691–716 гг.), при котором отмечен наивысший подъем военно-политического могущества второго Восточнотюркского каганата. Несколько успешных кампаний против китайских армий в Северном Китае, разгром киданей (696–697 гг.), подчинение Гувы и разгром государства енисейских кыргызов (709–710 гг.) сделали Капагана господином Центральной Азии. Состояние дел в Западном каганате дало ему повод для военного вмешательства.

В 699 г. Уч-элиг, вождь тюргешей, вытеснил в Китай претендента на власть в Западном каганате, креатуру императорского двора, Хосрова Бёри-шада, и установил свою власть на всей территории от Чача (Ташкент) до Турфана и Бешбалыка. Вместе с Хосровом Бёри-шадом в Бешбалык ушло 60–70 тысяч человек из подвластных ему западнотюркских племен. Наместничество Бэйтин (Бешбалык), где кроме крупного китайского гарнизона сконцентрировались все подчиняющиеся Китаю вожди из рода А шина, стало грозным врагом тюргешей. В 704 г. один из претендентов, А шина Сянь, вместе с Бёри-шадом совершил глубокое вторжение в Семиречье. Тюргеши предприняли несколько ответных нападений и начали подготовку к большому походу в Восточный Туркестан.

В Чуйской и Илийской долинах Уч-элигом были учреждены каганские ставки, страна разделена на 20 областей (тутукств ), каждая из которых выставляла 7 тысяч воинов. При наследнике Уч-элига, Сакале, которого китайские источники именуют Согэ, начались первые мятежи племенной аристократии, поддержанной китайскими войсками. Сакал нанес поражение восставшим и разбил армию китайского наместника в Куче.

Поход 708 г. на Кучу (Аньси) готовился еще Уч-элигом. Его задачей было заставить Танскую империю прекратить вторжения в Семиречье, постоянно организуемые китайскими властями. В полевом сражении китайские войска понесли сокрушительное поражение, погиб сам наместник Аньси, Ню Шицзян, а вместе с ним и многие другие военачальники. Остатки гарнизона Кучи отсиживались в крепостях. Для тюргешей угроза с юга на некоторое время исчезла. Однако вслед за этим поднял восстание младший брат Сакала, обратившийся за помощью к восточному соседу, Капаган-кагану.

В 711 г. восточнотюркское войско, во главе которого были сын Капагана, Инэль, и апатаркан (главнокомандующий) Тоньюкук, разбило армию Сакала на р. Болучу в Джунгарии. Оба враждовавших между собой брата были по приказу Капагана казнены, и на некоторое время (711–715 гг.) Тюргешский каганат перестал существовать. Остатки тюргешских войск, возглавленные полководцем и членом каганского рода Сулуком Чабыш-чором, отступили за Сыр-Дарью и ушли на юг. Преследуя их, в 712–713 гг. отряды восточнотюркского войска, которыми командовали Тоньюкук и сыновья Эльтериш-кагана, будущий Бильге-каган и Кюль-тегин, оказались в Согде. Здесь они приняли участие в сражениях с арабами на стороне царя Согда Гурека, но, разбитые арабским полководцем Кутейбой б. Муслимом, отступили и в 714 г., преодолевая сопротивление восставших на Алтае племен, возвратились в Отюкен.

Сулук же вернулся в Семиречье и, провозгласив себя тюргеш-каганом, восстановил Тюргешское государство. Ему пришлось вести борьбу на два фронта. На западе стране серьезно угрожали победоносные арабские армии, в 714–715 гг. совершившие походы за Сыр-Дарью. На востоке китайский двор поддерживал реваншистски настроенных князей из рода западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане.

Сулук прежде всего попытался нейтрализовать восточную угрозу. В 717 г. он совершил успешную дипломатическую поездку в Чанъань, столицу Танской империи. Вслед за тем он заключил брачные союзы с тремя опасными для него владетелями: женился на дочери потомка западнотюркских каганов из рода Ашина и тем узаконил свою власть; второй женой сделал дочь Бильге-кагана, сменившего Капагана на троне Восточнотюркского каганата; третьей женой Сулука стала дочь царя Тибета. Своего сына Сулук женил на дочери Бильге-кагана, после чего дружественные отношения ни разу не нарушались. Попытки китайских наместников в Восточном Туркестане ограничить суверенитет Сулука решительно пресекались. В 726 и 727 гг. тюргешская армия (во второй раз - вместе с тибетцами) дважды осаждала Кучу.

Однако основная военная активность Сулука была направлена на запад, где он решительно включился в антиарабскую борьбу государств Средней Азии. В 720–721 гг. полководец Сулука, вождь сары-тюргешей («желтых» тюргешей) Кули-чор (Курсуль арабских источников), вел успешные боевые действия против арабов в Согде.

В 728–729 гг., во время крупнейшего антиарабского восстания населения Самарканда и Бухары согдийцы обратились за помощью к кагану. Вторжение тюргешей привело на короткий срок к почти полному освобождению Согда от арабов, которые удерживали лишь Самарканд. В 730 г. арабы сумели достичь некоторых успехов, но в 731 или 732 гг. были вновь разбиты тюргешами в горах между Кешем и Самаркандом, а затем под Кермине. Лишь в конце 732 г. арабский наместник Джунейд б. Абдаллах разбил тюргешей и вошел в Бухару.

Прошло около пяти лет после взятия Бухары, и тюргешская армия вновь появилась в верховьях Аму-Дарьи, откликнувшись на призыв о помощи осажденного там арабами ябгу Тохаристана (сам ябгу принадлежал к тюркской династии). В короткий срок тюргеши вытеснили из Тохаристана армию арабского наместника Асада б. Абдаллаха, по вслед за тем рассеялись мелкими отрядами по стране. Каган с небольшими силами атаковал арабов и потерпел сокрушительное поражение. Эта неудача стоила Сулуку жизни. По возвращении в Невакет (737 г.) он был убит своим полководцем (китайцы именуют его по титулу - бага таркан ). Новый арабский наместник в Хорасане, Наср б. Сейяр, в 739 г. вторгся в Семиречье, нанес тюргешам поражение и казнил захваченного в плен их вождя Кули-чора.

Арабы прозвали Сулука Абу Музахим (букв.: ?ударяющий, бодающийся’) и видели в нем главную угрозу своей власти в Согде. В годы правления омейядского халифа Хишама (724–743 гг.) была сделана попытка решить дело дипломатическими средствами, обратив тюргешского кагана в ислам. Точная дата и обстоятельства арабского посольства в тюргешскую ставку (одна из них была на р. Или) неизвестны, но сохранился рассказ историка Ибн ал-Факиха (начало X в.), сокращенно изложенный в географическом труде Йакута «Муджам ал-булдан»:

«Посол рассказывает об этом: „Я получил аудиенцию (у кагана), когда тот своею рукой делал седло. Каган спросил толмача: кто это? Тот ответил: посол царя арабов. Каган спросил: мой подданный? Толмач ответил: да. Тогда он велел отвести меня в шатер, где было много мяса, но мало хлеба. Потом он велел позвать меня и спросил: что тебе нужно? Я ему стал льстить, говоря: мой господин видит, что ты находишься в заблуждении, и хочет дать тебе искренний совет - он желает тебе принять ислам. Каган спросил: а что такое ислам? Я рассказал ему о [религиозных] правилах, о том, что ислам запрещает и что поощряет, о религиозных обязанностях и о службе богу…“» [Иакут, т. I, с. 839].

В тексте Йакута здесь пропуск. В полном тексте Ибн ал-Факиха, сохраненном мешхедской рукописью, каган спрашивает: кто мусульмане? И посол отвечает, что они - жители городов, и есть среди них банщики, портные, сапожники.

«Тогда каган велел мне подождать несколько дней. Однажды каган сел на коня, и его сопровождали К) человек, каждый из которых держал знамя. Он велел мне ехать с ними. (Вскоре) мы достигли окруженного рощей холма. Как только взошло солнце, он приказал одному из десяти сопровождавших его людей развернуть свое знамя, и оно засверкало (в солнечных лучах)… И появились десять тысяч вооруженных всадников, которые кричали: чах! чах! И они выстроились под холмом. Их командир выехал перед царем. Один за другим все знаменосцы разворачивали (на холме) свои знамена, и каждый раз под холмом выстраивалось десять тысяч всадников. И когда были развернуты все десять знамен, под холмом стояли сто тысяч вооруженных с головы до ног всадников.

Тогда (каган) приказал толмачу: скажи этому послу и пусть он передаст своему господину - среди (моих воинов) нет ни банщика, ни сапожника, ни портного. Если же они примут ислам и будут выполнять все его предписания, то что же они будут есть?» [цит. по: Marquart, с. 289–291].

Демонстрация войск «десяти стрел» выглядела достаточно убедительно, и арабы больше не пытались склонить кагана к принятию новой веры.

Мусульманские авторы, знавшие о тюрках от участников арабских походов в Туркестан, сохранили немало живых описаний нравов и обычаев кочевников, в особенности их военных качеств. Сочинением такого рода является трактат багдадского эрудита ал-Джахиза (ум. 869 г.). Вот что он пишет об образе жизни тюрков:

«Тюрки - народ, для которого оседлая жизнь, неподвижное состояние, длительность пребывания и нахождения в одном месте, малочисленность передвижений и перемен невыносимы. Сущность их сложения основана на движении, и нет у них предназначения к покою… Они не занимаются ремеслами, торговлей, медициной, земледелием, посадкой деревьев, строительством, проведением каналов и сбором урожая. И нет у них иных промыслов, кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, сражений витязей, поисков добычи и завоевания стран. Помыслы их направлены только на это, подчинены лишь этим целям и мотивам, ограничены ими и связаны только с ними. Они овладели этими делами в совершенстве и достигли в них предела. Это стало их ремеслом, торговлей, наслаждением, гордостью, предметом их разговоров и ночных бесед».

Главное оружие тюрков - лук и стрела, которыми они владеют необычайно искусно:

«Тюрок стреляет по диким животным, птицам, мишеням, людям… Он стреляет, гоня во весь опор назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз. Он выпускает десять стрел, прежде чем [араб]-хариджит положит одну стрелу на тетиву. И он скачет на своей лошади, спускаясь с горы, или в долине с большей скоростью, чем хариджит может скакать по ровной местности. У тюрка четыре глаза - два на лице, два на затылке».

Ибн ал-Факих, описывая встречу посла халифа с каганом тюргешей, отмечает поразительную для араба деталь - каган собственными руками мастерил себе седло. Джахиз подробно развивает эту тему. Рассказывая об изготовлении меча у арабов, он перечисляет восемь-девять операций, каждую из которых выполняет особый мастер, а затем отмечает:

«Подобно этому происходит изготовление седла, стрел… колчана, копья и всего оружия… А тюрок делает все сам от начала до конца, не просит помощи у товарищей, не обращается за советом к другу. Он не ходит к мастеру, и не тревожится его отсрочками со дня на день, его лживыми обещаниями, и не думает об уплате ему вознаграждения» [Мандельштам, с. 230–241].

Джахиз, конечно, не избегает утрировки в своих рассказах и сам это признает: «Но не каждый тюрок на земле таков, как мы описали». Именно арабские историки и географы первыми, сравнивая тюрков со своими соотечественниками и другими известными им народами, не ограничились регистрацией политических и юридических установлений, а обратили внимание на человеческие качества, особенности психологии и характера тюрков и попытались связать эти особенности с образом жизни и жизненными устремлениями кочевников. В суждениях арабов не было пренебрежения к «варварам», столь свойственного иным источникам; их эмоциональные оценки, восхищение или осуждение, зиждились не на предвзятых установках, а на личном опыте общения в течение нескольких столетий.

Древнетюркское изваяние (VIII в.). Западная Монголия

Гибель Сулука и недолгое правление его сына Тухварсен Кут-чор-кагана положили начало двадцатилетней борьбе за власть между «желтыми» и «черными» тюргешами и привели к распаду и деградации Тюргешского каганата. Междоусобица среди тюргешей дала возможность китайским наместникам в Восточном Туркестане для вмешательства в дела страны. Между тем второй Тюркский каганат, после гибели Капаган-кагана (716 г.) и возникшего из-за восстания огузов кризиса власти, был возрожден Бильге-каганом и его братом Кюль-тегином. Победой в войне с Китаем (721–723 гг.) Бильге добился выгодных условий мира - была расширена пограничная торговля, а в обмен на символическую дань в 30 лошадей император Сюань-цзун только в 727 г. прислал в тюркскую ставку 100 тысяч кип шелка. Это была щедрая плата за мир на северной границе, который Бильге-каган никогда не нарушал.

В 731 г. умер Кюль-тегин. Бильге не надолго пережил брата - в 734 г. он был отравлен одним из своих приближенных. Близ р. Орхон, в межгорной котловине, на месте стоянки караванов в память обоих братьев были воздвигнуты поминальные храмы и стелы с руническими надписями - летописью бурной истории второй Тюркской империи.

Наследники Бильге-кагана не изменили его политического курса, но удельные правители из рода Ашина стали все меньше считаться с центральной властью. В 741 г. малолетний Тенгри-каган был убит своим дядей Кутлугом-ябгу, захватившим престол. Началась война с прежними вассалами - огузами, басмылами и карлуками, в которой погибли Кутлуг-ябгу и его наследники. В 744 г. династия Ашина окончила свое существование. Каганом был провозглашен вождь басмылов, царствовавший, однако, немногим более двух лет.

Тюркские племена, сохранившие часть земель на западе бывшей империи, на Алтае и в Джунгарии, не играли заметной роли в событиях последующих лет. Последнее сообщение о них в китайских источниках относится к 941 г.; в эти годы часть тюрков была в числе племен, создавших Караханидский каганат.

Из книги «Иду на вы!» Подвиги Святослава [= Святослав] автора Прозоров Лев Рудольфович

2. Рождение каганата Кто мне телушко изранил, Кто мне душу замутил, Кто утробу задурманил, Чудо-Юдо зародил? С. Городецкий, «Юдо. Горюнья» Когда-то славяне и хазары и впрямь не были заклятыми врагами. Они, собственно, и врагами-то не были, не из-за чего было враждовать.

Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

автора

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора Васильев Александр Александрович

автора Успенский Федор Иванович

Глава V ВОЙНЫ С АРАБАМИ В ЮЖНОЙ ИТАЛИИ И СИЦИЛИИ1 При вступлении Василия I на престол преимущественное внимание сосредоточивали на себе европейские владения. Здесь был главный политический интерес, значение которого определялось занятым арабами в Южной Италии и Сицилии

Из книги Период Македонской династии (867 - 1057 гг.) автора Успенский Федор Иванович

Глава IX ВОЙНЫ С АРАБАМИ НА ВОСТОЧНОЙ ГРАНИЦЕ И НА МОРЕ. СОЛУНЬ. МОРСКИЕ ПОХОДЫ ИМЕРИЯ Македонская династия преимущественное внимание сосредоточивала на Западе; главный центр тяжести и для Василия I, как и для его преемников, лежал в западных провинциях. Это столько же

автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Борьба с западными арабами Одновременно с военными столкновениями на востоке шла упорная борьба империи с западными арабами. Северная Африка, с большим трудом завоеванная арабами в VII веке, очень быстро освободилась от власти восточных халифов, так что после 800 года,

Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

Глава XIV Иконоборцы и иконопочитатели в первой половине IX в. Завоевание арабами Крита и Сицилии В первые годы IX в., со времени возведения в патриархи бывшего гражданского чиновника Никифора, Студийский монастырь занял вместе со своими игуменами Платоном и Феодором

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

Глава 1 ЗАХВАТ АРАБАМИ-МАГОМЕТАНАМИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В ОРБИТУ

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Завоевание Ирана арабами Еще до того как Йездигерд III взошел на престол, арабы-мусульмане, одержимые фанатизмом и жаждой наживы, стали нападать на богатые страны, граничившие с их пустынями. В 636 г. они опустошили византийскую провинцию Сирию и вскоре после этого

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Глава 3 Великий Тюркский каганат. Уйгурский каганат Тюркоязычные народы и федерации в V–VII вв Великое переселение народов в III–V вв. привело к глобальным переменам в полосе цивилизаций между Рейном и рекой Хуанхэ.В самых восточных районах Монголии, по соседству с

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии автора Дикки Джон

Глава 6 Война и возрождение: 1943-1950 гг. Дон Кало и возрождение «общества

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

28. Как проходила борьба за возрождение величия Франции? В декабре 1958 г. президентом Франции был избран Ш. де Голль. По новой Конституции, положившей начало Пятой Республике, де Голль получал широкие полномочия: ему принадлежали функции главы государства, верховного

Из книги Битва за Сирию. От Вавилона до ИГИЛ автора Широкорад Александр Борисович


top