Биография тициана вечеллио и его картины. Тициан Вечеллио – биография Тициан картины женщин

Биография тициана вечеллио и его картины. Тициан Вечеллио – биография Тициан картины женщин

Венеция подарила обществу множество талантливых художников эпохи Возрождения. Одним из них стал Тициан Вечеллио, жизнь которого протекала на протяжении конца 15-го – второй половины 16-го века.

Биография Тициана

Когда точно родился Тициан, не знает никто. Многие проводят изыскания, возлагают надежды на сторонние источники, но точных сведений найти не удалось. В одном из писем к императору Филиппу II художник сообщает о рождении своем, датировав его 1474 годом. Дата вызывает сомнения, но современники мастера живописи считали, что родился он в 1473 – 1482 годах, некоторые данные указывают на его появление на свет в 1490, часть музеев датируют 1488 годами.

Глава семьи художника – Грегорио Вечеллио, проживающий в Пьеве-ди-Кадоре, Беллуно. Государственный деятель, военный, он смог обеспечить достойную жизнь отпрыску.

С детства юный Тициан мечтал о карьере художника. Десятилетним переехал в Венецию, где работал сначала у Себастьяно Цуккато, позже у Джентиле Беллини, Джованни Беллини. Тут во многие секреты мастерства посвящается Тициан, и его круг расширяется венецианскими художниками, в том числе Лоренцо Лотто. Наиболее близким другом Тициану стал Джорджоне, вместе с которым молодой художник создавал первые фрески для Фондако-деи-Тедески. Схожесть стилей впоследствии позволила мастеру довести до завершения ряд незаконченных другом работ.

В 1511 Тициан направился в Падую создавать фрески для Скула дель Санто. Его работы рассказывали о чудесах, творимых св. Антонием Падуанским.

Основные направления творчества художника наполнены светом, жизнью, покоем, радостью. Главные герои полотен – Мадонна, прекрасная половина человечества.

1517-й принес живописцу звание первого художника Венецианской республики. Мастер занимается вырабатыванием собственного стиля живописи, тщательно изучая выдающихся живописцев. Портреты Тициана наполнились пафосом, монументализмом, динамикой, жизненной энергией, стремительностью, контрастностью. Рождаются шедевры религиозной направленности, образы мифологии.

В 1525 художник решается узаконить брак с матерью двух его мальчиков Чечилией. На протяжении пяти лет женщина дарит ему двух девочек, но рожая, умирает.

Мастеру покровительствуют могущественные люди, главным среди которых был Федерико Гонзага, являющийся герцогом Мантуи. Император обратил внимание на мастера кисти, произвел его во дворяне в 1533-м, дав титул графа Палатинского. Через год творческая натура Тициана снова перенесла потрясение, вызванное смертью отца.

Последующие годы итальянский художник Тициан Вечеллио работал с людьми, творя невероятно реалистичные портреты.

Папа Павел III в 1545 пригласил Тициана на территорию Ватикана, желая заиметь собственный портрет, изготовленный знаменитым художником. Здесь мастер получает возможность познакомиться с Микеланджело. Подобную просьбу высказал Карл V, пригласивший мастера на территорию Германии, окруживший художника уважением, почетом.

С возрастом произведения Тициана меняются. Они наполняются хроматизмом, цветовая гамма наполняется теплыми оттенками коричневого, золотого, дополненными неуловимыми оттенками нежных цветов. Полутона, воздушность изображений делают работы неповторимыми. Конец жизни ознаменовался созданием новой техники работы с красками, которые мастер наносил кистью, шпателем, просто пальцами. Картины Тициана с названиями из Греческой мифологии составили великолепную серию, заказанную ему Филиппом II.

1575-й приносит горе большинству жителей Венеции: разразилась эпидемия чумы, во время которой заразились близкие Тициана и он сам. Жизненный путь художника оборвался 27,08, 1576. Несмотря на приказ о сожжении тел всех погибших во время чумы, тело великого живописца было предано земле на территории венецианского собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Известные картины


«Венера Урбинская» — полотно, олицетворяющее идеал красивой женщины для Тициана. Современники художника восприняли ее эротическим символом, пробудив новые веяния моды. Увидев картину, женщины прекращали выщипывать на лбу волосы, художники перестали изображать живот чрезмерно округлым.


«Кающаяся Мария Магдалина» — картина, олицетворяющая истинную веру, любовь к Богу. Обладать ею желали многие сильные мира сего. Николай I приобрел шедевр для Эрмитажа. Считается, что мастер умер во время создания этого полотна, при этом был найден рядом с ним, сжимающий кисть ослабевшими пальцами.


«Даная» — творение мастера, созданное для Филиппа II серией полотен о мифологии Древней Греции.


«Любовь земная и любовь небесная». Многие считают, что на картине встретились Венера и Медея, обсуждающие возможность помощи Ясону. Здесь в аллегорической форме показана связь между возвышенными чувствами, счастливым семейным очагом. Идиллию немного нарушает символ смерти, саркофаг, но стоит помнить, что жизнь, смерть, чувства всегда находятся рядом.


«Венера перед зеркалом» — одно из лучших произведений мастера. Тонкая работа позволила создать картину внутри картины, изображая зеркальную поверхность.

«Флора» — великолепное портретное изображение, показывающее отношение мастера к браку, семье, поскольку наряд, образ символизируют непорочность, целомудрие, гармонию, чувственность.


«Венера и Адонис» — картина серии о греческой мифологии для Филиппа II.

«Венера Анадиомена» — полотно, созданное для королевы Швеции Кристины.


«Динарий кесаря» — простой, понятный сюжет, без второго смысла. Встреча двух миров: чистого небесного и реальности, конфликтующих, но вечных.


«Святой Себастьян» — образ, символизирующий самообладание, достоинство, готовность к гибели, мужество, спокойствие (одно из полотен, представляющих Тициана в Эрмитаже).


«Красавица» — еще один образ непорочности, чистоты, показанный четками, горностаем.


«Похищение Европы» — одно из полотен серии греческой мифологии, созданной для Филиппа II.

Категория

Родился в 1490 году, в семье военного и государственного деятеля Вечеллио Григория.

Художник эпохи Возрождения

Картины Тициана стоят в одном ряду с шедеврами таких мэтров Ренессанса, как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. В тридцатилетнем возрасте художник был объявлен лучшим живописцем Тициана, написанные в разное время, отличаются ярко выраженной сакральностью, большинство полотен отражает мифологические и библейские сюжеты. Также он прославился как мастер портретной живописи.

В 1502 году Тициан Вечеллио поступил в мастерскую Себастьяно Цуккато, где его научили делать наброски, а затем ознакомили с основами живописи. Спустя некоторое время подросток перешел на обучение к Джованни Беллини. Там он познакомился с Лоренцо Лотто и Джорджоне. С последним Тициан работал над фресками в храме Фондако деи Тедески.

Первые шедевры

Картины Тициана раннего периода - это в основном портреты. В 1510 году от чумы умирает Джорджоне, и молодой Вечеллио берется закончить незавершенные работы своего наставника. А спустя год Тициан отправляется в Падую, где в церкви Скуола дель Санто расписывает своды фресками о чудесных превращениях Антония Падуанского.

Искусство портрета

После того как живописец отдал дань памяти Джорджоне, он обращается к изображениям дам из высшего общества и библейской тематике. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца. Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое. Портреты Тициана поражали высоким уровнем духовности, вместе с тем с полотна смотрел живой человек, как правило, с грустью в глазах.

После Джорджоне живописец Вечеллио старался найти для себя кого-нибудь из высшего художественного сословия, чтобы набраться опыта. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. Художник не успевал выполнять нескончаемые заказы, которыми его засыпали представители королевского двора и Ватикана, среди его постоянных клиентов были кардиналы и герцоги, знатные дамы и римские вельможи.

Всемирно известный шедевр

Картина, которую в 1538 году создал Тициан, "Венера Урбинская", стала примером символизма в живописи. Обнаженная молодая женщина с осыпающимися розами в руке символизирует готовность стать чьей-то женой. Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни - замужества. В ногах невесты спит собака - символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. Тициан на картине "Венера" отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.

Еще одна замечательная картина, на которой художник запечатлел женский образ, - это Тициан обращался к образу Марии Магдалины неоднократно, но самым лучшим полотном считается то, которое находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Размер шедевра - 119 на 97 сантиметров.

Магдалина

Живописец изобразил женщину в момент раскаяния. Душевное смятение на лице, в глазах - надежда на избавление от невыносимых страданий. Взяв за основу образ пышноволосой венецианки, Тициан наделил ее характерными чертами, подчеркивающими драматизм и тревогу, которыми пронизана картина. Сотни оттенков передают трепет души кающейся Марии.

Портретное искусство Тициана пережило свой расцвет в 1530 - 1540 годах, когда художник с удивительной проницательностью изображал своих современников, угадывая малейшие нюансы характеров, отражая на полотнах состояние их души. Ему удавалось даже отобразить отношения между людьми, которые были изображены на групповом портрете. Художник легко находил единственно нужное композиционное решение, безошибочно выбирал позу, жест, поворот головы.

Мастерство

С 1538 года Тициан овладел в совершенстве тончайшими тональными оттенками, когда рождает еще десятки различных полутонов. Для техники живописи, особенно портретной, эта способность свободного обращения с цветовой гаммой много значит. Нюансы цвета переплетались с психологизмом картины, становилась заметной эмоциональная составляющая.

Лучшие работы того периода - "Портрет Гонзага Федерико" (1529), "Архитектор Джулио Романо" (1536), "Пьетро Арентино" (1545), "Венера и Адонис" (1554), "Глория" (1551), "Мужчина в (1550), "Кларисса Строцци" (1542), "Рануччио Фарнезе" (1542), "Красавица" (1537), "Граф Антонио ди Порчиа" (1535), "Карл V с собакой".

В 1545 году художник отбыл в Рим для создания серии портретов папы Павла Третьего. Там Тициан впервые встретился с Микеланджело. Спустя три года он переезжает в Германию, где пользуется гостеприимством Карла V, императора. В этот период живописец создает несколько монументальных полотен: "Коронование терновым венцом" (1542), "Человек Се" (1543) и целый ряд картин под общим названием "Даная".

Позже художником были написаны глубоко психологические картины: "Венера и Адонис" (1554), "Глория" (1551), "Мужчина в военном костюме" (1550), "Диана и Актеон" (1559), "Венера перед зеркалом", (1555), "Похищение Европы" (1562), "Аллегория благоразумия" (1560), "Девушка с веером" (1556), "Архитектор Джулио Романо" (1536), "Пьетро Арентино" (1545), "Кларисса Строцци" (1542), "Рануччио Фарнезе" (1542), "Красавица" (1537), "Граф Антонио ди Порчиа" (1535). В этот период также был написан знаменитый автопортрет художника, где Тициан изображен с кистью в руке.

Свет и воздушность

Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Приглушенные золотистые тона, синий со стальным оттенком, бесконечное число розово-красных тонов. Отличительный признак поздних работ Тициана - это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет - все соединяется в одно целое. Тициан основал особую технику живописного рисунка, где краски наносятся не только кистью, но и пальцами, мастихинами. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом.

Последние шедевры Тициана, написанные незадолго до смерти: "Пьета", "Святой Себастьян", "Венера и купидон с повязкой на глазах", "Тарквиний и Лукреция", "Несение креста", "Положение в гроб", "Благовещенье". На этих картинах художник отобразил неизбывный трагизм, все поздние полотна отличаются глубочайшим драматизмом.

Смерть художника

В 1575 году Венеция столкнулась с бедой, которая охватила весь город, это была страшная эпидемия чумы. За одну неделю погибла третья часть населения. Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта. В одной руке он сжимал кисть, а в другой - палитру.

В Италии существовал закон, запрещающий хоронить погибших от чумы, так как вирус этой страшной болезни невероятно живучий, он может сохраняться десятилетиями. Поэтому умерших попросту сжигали. Тициана решили не предавать огню. Гениального художника похоронили в соборе "Святая Глориоза Мария деи Фрари".

Тициан (итал. Tiziano Vecellio, 1476/1477 или 1480-е-1576) - признанный гений, которого ценили и любили на протяжении всей истории искусства.

Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан … заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Мало кто задумывался о том факте, что этот итальянский живописец жил в городе, который немало способствовал развитию его художественных дарований. Ведь Венеция эпохи Возрождения была богатой республикой, центром торговли, куда стекались путешественники со всего света. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Кроме того, государственные заказы требовали от художников репрезентативности, и Тициан не был исключением, что четко прослеживается в его творчестве. Познавательно, что при жизни живописца ведущее положение Венеции среди других городов стало ослаблено, и это тоже отразилось на его работах: наряду с религиозными появляется интерес к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны. Тициан же поставил Венецию в одну линию с Флоренцией и Римом, не уступая Микеланджело, Рафаэлю, да Винчи.

Художник Тициан

Интересно, что точный год рождения художника Тициана не установлен: разные источники сообщают разные даты. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. В мастерской у Беллини он познакомился с Джорджоне, которым долгое время восхищался и стремился подражать его легкой манере. Однако очень скоро, в середине 1510-х годов, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк: его формы стали более тяжеловесными монументальными. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.

Творчество Тициана

Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей - дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др.). К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Известны также и алтарные произведения, которые Тициан выполнял по заказам венецианских церквей. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».

Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага. Неизвестен тот факт, что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти Джованни е Паоло. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Будет любопытно узнать, что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, где он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с абсолютной свободой манеры. На грунт первым всегда наносился подмалевок, по которому художник мог накладывать слой лессировок. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.

Тициан, Картины.

В двадцатых годах Тициан, картины которого стали символом города, был признан лучшим живописцем Венеции. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем, и для кого тот выполнил ряд картин. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет , как индивидуальный так и групповой. Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана. Несмотря на огромное количество заказов, художник умудряется сделать каждую картину индивидуальной и не похожей на остальные.

Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». В поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету, наделяя его особыми психологическими характеристиками. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.

Оригинальный размер 119 x 98 см. 1560-е гг. Государственный Эрмитаж.

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» - одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом. Глаза, подернутые слезами, устремлены к небу, губы слегка приоткрыты, будто она шепчет молитву. Перед Марией на черепе - символе тленности всего земного - лежит раскрытая Библия. Беспокойная, напряженная палитра в сочетании с мерцанием света и тени создает драматическое настроение. Отсутствие уплощающих объем жестких контуров помогает добиться красивого пластического рисунка, тело девушки кажется переданным в движении. Излюбленными густыми и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины, дополненную романтическим пейзажем.

Тициан, Святой Себастьян.

Оригинальный размер 212х16 см. Ок. 1570-1572.

Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг.), который занимался гонениями христиан. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Тициан, «Святой Себастьян» - позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Необычно исполнение картины. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. На этом фантасмагорическом черном фоне особенно выделяется светящееся белизной тело Себастьяна, страдающего от ран. На лице его написано мучительное переживание и непоколебимость веры, ради которой он был готов умереть. Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ, и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков.

Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Печать на холсте, техника жекле, повтор маслом.

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина для публики открывается выставка работ одного из главных художников эпохи Возрождения - . Основой экспозиции стал большой проект, завершивший свою работу в начале июня в Риме. В Москву же привезут всего одиннадцать работ живописца. Тем интереснее возможность не спеша насладиться произведениями, ради которых в другое время придется исколесить половину Италии.

"Мадонна с младенцем" (1507 год)

Тициан "Мадонна с младенцем", 1507

Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения - Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Вазари в своем известном труде "Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих" писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени - Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника - итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).

"Мадонна с младенцем" также имеет второе название - "Мадонна Лохиса" - по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была. Сейчас эта работа хранится в Академии Каррара в Бергамо.

"Крещение Христа" (1512 год)

Тициан. Крещение Христа. 1512 год.

Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На картине три персонажа - сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель, а по диагонали от него - мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом - идея так называемого "мистического брака между Богом и человеком" была общим местом в теологии времен Возрождения.

Эту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллино и Джорджоне. Кроме того, в этой работе ему удалость достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев.

До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.

"Флора" (1515 год)

предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан "Флора", 1515 год.

Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является квинтэссенцией того, что принято называть "тициановской красотой", чувственной и полнокровной. Кто изображен на картине - загадка. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями - непорочная дева, или же искусная куртизанка. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин - "Женщина перед зеркалом" (Лувр) и "Саломея" (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений - в частности, Рембрандта и Веласкеса. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.

"Портрет Томмазо или Винченцо Мости" (1520-1526 годы)

Тициан. Портрет Томаззо или Винченцо Мосит. 1520-1526 годы

Портрет-загадка, существуют разные предположения относительного того, кто запечатлен на картине - согласно надписи на обороте на ней изображен Томмазо Мости. Однако, поскольку он был духовным лицом, а портретируемый одет в светскую одежду, было сделано предположение, что на самом деле это его брат Винченцо, фаворит герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д"Эсте. Сейчас находится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

La Bella/"Красавица" (1536 год)

Тициан. Красавица (La Bella). 1536 год

На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства - на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы. Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как "Дама в синем". Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.

"Портрет Джулио Романо" (1536 год)

Тициан. Портрет Джулио Романо. 1536 год.

На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) - ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви.
После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо - "Форнарина" или "Дама за туалетом" как еще называют эту работу (зал №7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).

"Портрет Антонио Порчия" (1535-1540 годы)

предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Портрет графа Антонио Порциа, 1535 - 1537 годы.

Антонио Порчия - дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Эта картина - типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. И к тому же один из самых больших его портретов. Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, "воздуха" картине добавляет пейзаж за окном.

Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею - Пинакотеке Брера, где картина хранится и по сей день.

"Даная" (1544-46 годы)

предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Даная. 1544 - 1545 годы.

Даная - героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в "Илиаде". Тициан также изображает "кульминационный момент" истории Данаи - Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя.

Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). На неапольской версии картины рядом с Данаей - амур, в отличие от других картин. Еще одна из них находится в музее Прадо , вторая в Эрмитаже , третья в Венском художественно-историческом музее. Более всего похожи между собой "Данаи" из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.

В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.

"Распятие" (1558 год)

Тициан. Распятие. 1558 год.

"Распятие" было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону.

Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста - Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся.

На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет, и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Вазари описывал этот стиль "позднего Тициана", как "сделанный из пятен" краски. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.

"Благовещение" (1564 год)

Тициан. Благовещение. 1564 год.

Это часть алтарного образа (Тициан кроме "Благовещения" работал также над еще одним образом в этой же церкви - "Преображением Господним"), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту "Благовещение" за "грязные цвета", сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.

"Венера, завязывающая глаза Амуру" (1565 год)

Тициан. Венера, завязывающая глаза Амуру. 1565 год.

Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки "Россия-Европа-Россия". С "Флорой" "Венеру" разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов, похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.

Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. По легенде, его нашли на полу мертвым с кистью в руке.

Подготовили Наталья Попова и Светлана Янкина

Тициан Вечеллио - итальянский живописец эпохи Возрождения.

Биография Тициана

«Здесь лежит великий Тициан Вечелли -
соперник Зевсов и Апеллесов»

Тициан, или Тициан Вечеллио , родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось — ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие — 98 — 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 — 1490 гг.

В семье Вечеллио было четверо детей — две девочки и два мальчика. Отец — Грегорио Вечеллио — был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал вВенецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится сЛоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются сДжорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал — именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны — они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Но это длилось недолго — Джорджоне умер в 1510 году.

Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.

Основа деятельности Тициана — алтарные образы . Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.

Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.

Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.

Скончался мастер, скорее всего, от чумы — она в 1576 году накрыла всю Венецию .

Творчество художника

Ранний период

Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен».

Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.

Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. «Андреане» (около 1523-1524) написаны под влиянием Микеланджело.

В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого - «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.

Расцвет

«Конец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д.

Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.

Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.

К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «Рануччио Фарнезе» (1542), «Портрет Пьетро Аретино» (1545).

Поздний период

«Отличительное свойство поздних работ Тициан - их тончайший красочный хроматизм.

Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи.

Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами.

Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.»

К последним шедеврам относятся «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х) .

  • В честь Тициана названкратер на Меркурии.

Гуго фон Гофманстальнаписал пьесу «Смерть Тициана», где есть такие строки:

«Когда б не он, мы жили бы во мраке
И не познали б красоту земли.»

  • Тициановская «Венера Урбинская» вдохновилаЭдуара Мане на создание его знаменитой«Олимпии».
  • В 1508-1510 гг. появилась «Спящая Венера» Джорджоне, в создании которой по мнению искусствоведов принимал участие ученик Джорджоне Тициан. Очевидно типологическое сходство двух картин.

Библиография

  • Kennedy Ian G. Titian , Tascen, 2007.
  • Махов А. Тициан. «Молодая гвардия». Москва. 2006. (Жизнь замечательных людей)


top