Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери. Тот самый храм в гагине открыт Храм казанской иконы божией матери в гагино

Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери. Тот самый храм в гагине открыт Храм казанской иконы божией матери в гагино

С. Гагино расположено вблизи р. Киниболки. В XV в. здесь была Кинельская волость, в конце XIX в. -Рогачевская волость Александровского уезда Владимирской губернии. В 1462 г. великий князь Московский Василий Васильевич завещал своему сыну Борису Волоцкому волость Кинель, а "в Кинеле Суровцево, да Тимофеевское, да Микульское".

Гагино Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери

От Бориса она в 1477 г. досталась его сыну Фёдору, у которого в 1497 г. её выменял великий князь Московский Иоанн III. Перейдя в начале XVI в. к князьям Велико-Гагиным, село получило двойное название - "Тимофеевское, Гагино тож". Согласно патриаршим окладным книгам, в 1628 г. здесь была деревянная церковь Великомученика Димитрия Солунского. В 1623 г. Гагино - вотчина стольника Степана Ивановича Велико-Гагина. Ему наследовал сын, окольничий князь Данила Иванович (ум. 1671), после которого владел его сын, князь Иван Данилович, комнатный стольник царя Петра I (убит в бою под Нарвой в 1700 г.) Последним в роде князей Велико-Гагиных был Николай Иванович, в 1722 г. он утонул во время купания. В 1725 г. Петр I указал "отписные по смерти вдовы князя Ивана, Авдотьи, деревни приписать в ведение к госпиталю". В правление императрицы Елизаветы Петровны половина села пожалована генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову (1709-1775). Он начал службу в 1739 г. истопником во дворце цесаревны Елизаветы Петровны, приобрел её доверие и в 1742 г. стал камер-юнкером, в 1743 г. гардеробмейстером. Императрица, боясь дворцового переворота, подобного тому, который её саму привёл к власти, ночью почти не ложилась спать, и одной из обязанностей Чулкова было бодрствовать, сидя в кресле у дверей её спальни. Он дослужился до действительного камергера, в 1762 г. стал генералом, в том же году вышел в отставку генерал-аншефом. Другая часть села находилась во владении князя Фёдора Фёдоровича Щербатова (1729-?). Начав службу пажом при императрице Анне Иоанновне, он был переведён в армию поручиком, участвовал в Семилетней войне, в 1771 г., командуя отдельным корпусом, прошёл через пролив Сиваш в Крым и взял Арабат, Еникале и Керчь, за что был награждён орденом Святой Анны 1-й степени, произведён в чин генерал-поручика и назначен главным командиром Крыма. Во время пугачёвщины князь служил дежурным генералом при А.И. Бибикове, по смерти которого в 1774 г. занял его место. После того, как из-за его оплошности Пугачёв взял Арск и подошёл к Казани, Ф. Шербатов был вынужден уйти в отставку (с запрещением даже появляться в столицах).Во 2-й половине XVIII в. вместо деревянной Дмитровской В.И. Чулков построил каменную ныне существующую Спасскую церковь с приделом великомученика Димитрия Солунского (придел позднее упразднён). Сам храмоздатель потом был погребён в церкви направо от входа, на столпе укреплена медная доска со стихотворной эпитафией: "Воззрите смертные своими днесь очами Загладьте место вы прежалкими слезами Бессмертный славы муж повержен здесь лежит Молчанья вечного приняв спокойный вид".
По церкви село стало называться Спасское-Гягино. У храма находились могилы Чулковых, Велико-Гагиных, Щербатовых. В приходе были деревни Яков-лево, Гальнево, Истомине, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово (где в 1856 г. помещицей Е.В. Яковлевой построена каменная часовня пророка Илии). В советское время храм был закрыт, разрушены его завершение и колокольня.В 1845 г. местной помещицей Екатериной Васильевной Барбашевой, урождённой Чулковой, и её теткой Анной Васильевной Спечевой (также урождённая Чулкова, погребена под алтарём) рядом со Спасской была сооружена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами великомученика Димитрия Солунского и мученицы Параскевы.
В писцовых книгах 1628 г. среди вотчин князей Велико-Гагиных, кроме села Тимофеевского (Гагино) названа и деревня "Путятино на суходоле". Впервые она была упомянута ещё раньше, в документах середины XVI в., как деревня Старостине, которой владел князь В.А. Гагин. Путятино расположено у истока р. Карповки, левого притока р.Вондюги. В конце XIX в. в нём была дача Татьяны Спиридоновны Любатович (1859-1932), оперной певицы частного театра Саввы Ивановича Мамонтова, разрушившей его семейную жизнь. Большой тесовый дом с флигелями стоял среди огромного запущенного парка, переходящего в лес. Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок. В 1890 г. К.А. Коровин написал её портрет: молодая жизнерадостная хозяйка сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Она была хорошей знакомой великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, часто пела вместе с ним. Он жил здесь летом 1898 г. в егерском домике и со своим другом-одногодком С.В. Рахманиновым готовил роль царя Бориса в опере Мусоргского "Борис Годунов".
В 1898 г. в Спасской церкви Шаляпин венчался с балериной, итальянкой Иолой Торнаги.

Запись о бракосочетании из метрической книги церкви с. Гагина: "Июля 27-го 1898 года. Жених: Вятской Губернии и уезда Вожальской волости деревни Сырцевой крестьянин Фео-дор Иоаннов Шаляпин православного вероисповедания, первым браком. Лет 25. Невеста: Италианская подданная Иола Игнатиева Ло-Прести, католического вероисповедания, первым браком. Лет 25". Таинство брака совершил местный священник Александр Чижов, которому помогал псаломщик Иоанн Введенский. В графе "Поручители по женихе" значилось: "Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин". Поручителями по невесте выступили "Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин". Коровин вспоминал: "По окончании венчания мы пошли к священнику - на улице все еще лил дождь. В небольшом сельском домике гости едва поместились. Матушка и дочь священника хлопотали, приготовляя чай... Мы о Шаляпиным пошли на кухню, разделись и положили на печку сушить платье... Чтобы согреться, усердно подливали в чай кагору. Когда двинулись обратно, священник наделил нас зонтиками...У Путятина нам загородили дорогу крестьяне, протянув поперек колеи ленту. Ее держали в руках девушки и пели какую-то песню, славя жениха и невесту... Мужики просили с молодых выкуп на водку. Я вынул рублевку и дал. Бабы говорили: "Мало! А нам-то на пряники?" Другие тоже дали крестьянам денег. Ленту собрали, и мы поехали. Вернувшись к Татьяне Спи-ридоновне, мы увидели столы, обильно уставленные винами и едой. Поздравили молодых, все целовались с ними. Кричали "Горько! " Сам Шаляпин так описывал это событие: "Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина. Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум - толпа друзей с С.И. Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на ведрах и каких-то пронзительных свистульках. Это невозможно напоминало мне суконную слободу... А дирижировал этим кавардаком С.В. Рахманинов".
Дача Любатович, красивейший парк с аллеями и цветниками, зеркальные пруды с рыбой украшали Путятино. В советское время все постройки усадьбы разрушены, аллеи вырублены. От парка осталось лишь несколько старых дубов и лип. Сохранился только пруд. Гагино тоже пришло в упадок, осталось пять дворов в ложбине у кладбища.
В с. Микульское в волости Кинель, упомянутом вместе с Тимофе-евским (Гагином) в духовной грамоте великого князя Московского Василия Васильевича, тогда, в 1462 г., была деревянная церковь. В 1665 г. владельцы села, стольник Иван и стряпчий Пётр Александровичи Аничковы, на новом месте построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVIII в. стояли уже две деревянных церкви: Покровская и Святителя Николая. Вторая из них в 1820 г. разобрана при строительстве, на средства помещицы Голо-виной, каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и Корсунской иконы Бо-жией. Матери. В 1872 г. деревянный храм Покрова капитально отремонтирован и обращён в тёплый. Ныне он разрушен, на месте алтаря установлен поклонный крест.

Деревня Сергиево-Посадского района Московской области.
В административном подчинении сельского поселения Березняковское.

По состоянию на 2010 г. официально зарегистрированное население - 1 человек. Количество индивидуальных жилых домов - 17.

Село Гагино названо по фамилии владельцев князей Гагиных или Велико-Гагиных. В патриарших окладных книгах 1628 г. значится: «В селе Тимофеевском (прежнее название села) церковь Димитрия Солунского.

Селение Гагино Бужаниновского сельского административного округа раскинулось вблизи маленькой речушки Киниболки в 12 километрах к северо-востоку от Сергиева Посада. Входило в состав совхоза "Труд". В конце прошлого века оно относилось к Рогачевскои волости Александровского уезда Владимирской губернии. Ездили туда от станции Арсаки на лошадях 10 километров.

Документально селение известно с 1462 года из завещания великого князя Московского Василия Темного. В том месте, где речь шла о благословении шестого сына Бориса, в грамоте значилось: "... да в Берендееве село Ростовцовское с деревнями, да Никульское, да Тимофеевское, ино то его и есть". Речь идет о поселениях в окрестностях Александровой слободы, а указанное Тимофеевское - это первое название Гагино. Но впервые было упомянуто и в документах под 1623/1624 г. как старинная вотчина стольника С. И. Велико-Гагина.

В те времена ежегодно в деревню наезжал с воинами и сборщиками податей княжий волостель-чиновник. Не так далеко, через деревню Стогово проходила большая дорога на Александровскую слободу. Согласно, патриаршим окладным книгам, в 1628 году в деревне Тимофеевской значилась деревянная церковь во имя святого Дмитрия Солунского. С этого времени деревня уже называется селом.

В начале XVI века село вместе с деревнями перешло во владение, к князьям Велико-Гагигым. Русский дворянский род Гагиных вел свое начало тоже с XVI века. Село получило двойное название - "Тимофеевское, Гагино тоже". Название сохранилось до кончины князя Николая Ивановича Гагина в 1772 году. После его смерти род Гагиных пресекся. В округе село стали именовать просто Гагиным.

При правлении императрицы Елизаветы Петровны Гагино было разделено на две части: одна половина была пожалована правительницей своему любимцу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову, другая находилась во владении генерал-поручика князя Федора Федоровича Щербакова. Когда они скончались имения перешли к их потомкам!

Во второй половине XVIII века в Гагине взамен деревянной Дмитровской была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса. На куполе церкви стоял позолоченный крест с короной наверху и полулунием внизу. От церкви пошло третье название села - Спасское-Гагино. Рядом с церковью построили каменную колокольню с медной главой и медным крестом.

В 1845 году рядом со Спасской была сооружена другая каменная церковь с тремя прицелами: Казанской Богоматери, Дмитрия Солунского и Параскевы Пятницы. В ее приходе значились деревни Яковлево, Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово. В 1859 году в Гагине было 10 крестьянских дворов, в которых проживало около 60 человек. Крестьяне, помимо сельского хозяйства, занимались кустарным производством хлопчатобумажных тканей.

Замечательное событие связано с Гагинской церковью и с селом. Здесь в 1898 году венчался великий русский певец Федор Иванович Шаляпин с балериной, итальянкой Иолой Торнаги. Шаферами у Федора Ивановича были С.В.Рахманинов и известный музыкальный критик С.Н.Кругликов, у Иолы Игнатьевны - К.А.Коровин и артист частной оперы С.И.Мамонтова - Саблин.

Бывший храм села Гагино, в котором венчался Ф.И.Шаляпин, памятник русского зодчества и культуры, был украшением всей округи, а ныне превращен в каменные руины. Колокольня обезглавлена.

Село пришло в упадок, выглядит крошечной деревушкой из пяти дворов, стоящих в ложбине, рядом с тихим сельским кладбищем.

Селение Гагино Бужаниновского сельского административного округа раскинулось вблизи маленькой речушки Киниболки в 12 километрах к северо-востоку от Сергиева Посада . Входило в состав совхоза "Труд". В конце прошлого века оно относилось к Рогачевскои волости Александровского уезда Владимирской губернии. Ездили туда от станции Арсаки на лошадях 10 километров.

Документально селение известно с 1462 года из завещания великого князя Московского Василия Темного. В том месте, где речь шла о благословении шестого сына Бориса, в грамоте значилось: "… да в Берендееве село Ростовцовское с деревнями, да Никульское, да Тимофеевское, ино то его и есть". Речь идет о поселениях в окрестностях Александровой слободы, а указанное Тимофеевское — это первое название Гагино. Но впервые было упомянуто и в документах под 1623/1624 г. как старинная вотчина стольника С. И. Велико-Гагина.

В те времена ежегодно в деревню наезжал с воинами и сборщиками податей княжий волостель-чиновник. Не так далеко, через деревню Стогово проходила большая дорога на Александровскую слободу. Согласно, патриаршим окладным книгам, в 1628 году в деревне Тимофеевской значилась деревянная церковь во имя святого Дмитрия Солунского. С этого времени деревня уже называется селом.

В начале XVI века село вместе с деревнями перешло во владение, к князьям Велико-Гагигым. Русский дворянский род Гагиных вел свое начало тоже с XVI века. Село получило двойное название — "Тимофеевское, Гагино тоже". Название сохранилось до кончины князя Николая Ивановича Гагина в 1772 году. После его смерти род Гагиных пресекся. В округе село стали именовать просто Гагиным.

При правлении императрицы Елизаветы Петровны Гагино было разделено на две части: одна половина была пожалована правительницей своему любимцу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову, другая находилась во владении генерал-поручика князя Федора Федоровича Щербакова. Когда они скончались имения перешли к их потомкам.

Во второй половине XVIII века в Гагине взамен деревянной Дмитровской была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса. На куполе церкви стоял позолоченный крест с короной наверху и полулунием внизу. От церкви пошло третье название села — Спасское-Гагино. Рядом с церковью построили каменную колокольню с медной главой и медным крестом.

В 1845 году рядом со Спасской была сооружена другая каменная церковь с тремя престолами: Казанской Богоматери, Дмитрия Солунского и Параскевы Пятницы. В ее приходе значились деревни Яковлево, Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово. В 1859 году в Гагине было 10 крестьянских дворов, в которых проживало около 60 человек. Крестьяне, помимо сельского хозяйства , занимались кустарным производством хлопчатобумажных тканей.

Замечательное событие связано с Гагинской церковью и с селом. 10 августа (27.07. по старому стилю) 1898 года здесь венчались Ф.И.Шаляпин и балерина Русской частной оперы С.И.Мамонтова — Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Лопрести). Молодые в присутствии С.Рахманинова, К.Коровина и других членов «Мамонтовского кружка» обвенчались в Казанской церкви и уехали играть свадьбу в соседнее Путятино, на дачу солистки частной оперы Татьяны Любатович. С.И.Мамонтов был посаженным отцом на свадьбе Федора с Иолой.
За советское время церковные здания сильно разрушились. От Спасской церкви остались только стены. Ее использовали как склад химических удобрений. Свыше шести тонн пестицидов хранились здесь на протяжении многих лет. Средства в размере 480 тысяч рублей были выделены из экологического фонда, в котором аккумулируются штрафы за вредное воздействие предприятий района на окружающую среду.
"Забытые" ядохимикаты требовалось убрать еще и потому, что сегодня вырос интерес к храму почитателей творчества певца Федора Шаляпина. Везти туристов к церкви, заполненной внутри ядовитой химией, не очень удобно. Да и местным жителям ее присутствие здоровья наверняка не добавляло.
Ежегодно, в день венчания Шаляпина и Торнаги, жители близлежащих деревень собираются у церкви села Гагино. Деревенский праздник организовывают сами жители бужаниновских окрестностей, которые сохраняют память о великом русском певце, волею судеб оказавшемся для них почти земляком. После того как телекомпания «Радонежье» сняла документальный фильм на эту тему — «Свадьба в Путятине», завоевавший главный телевизионный приз — ТЭФИ, гагинским храмом, заинтересовался благотворительный фонд «Сельская церковь». В результате он успешно восстанавливается.
В настоящее время в селе постоянно поживает 44 человека.

Один из самых примечательных провинциальных храмов в районе - вернее, ансамбль Казанского храма и храма Всемилостивого Спаса в селе Гагино - открыт после долгой реставрации. По такому поводу в село приехали Патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, министр культуры Владимир Мединский и губернатор Андрей Воробьёв.

Лет двадцать назад о том, что в обычной сельской церкви за два года до XX века венчался Шаляпин, знали немногие - в основном местные жители. Грибники и случайные проезжающие о выдающемся прошлом этих мест и подумать бы не могли: левый храм стоял прилично разобранный на кирпичи, в правом хранили удобрения.

Говорят, за те десятилетия, что в церкви складировали химикаты, токсичность в помещении зашкалила настолько, что перед реконструкцией пришлось проводить специальную обработку, чтобы там можно было находиться без вреда для здоровья.

Но деревенские люди о том, кто венчался в их церкви, никогда не забывали, и с их подачи в селе начали проводить певческий фестиваль в память о великом артисте. После того как в Гагине несколько раз выступили солисты Большого театра, зашла речь о полноценном восстановлении комплекса.

Редкий в нашей жизни пример, когда инициатива снизу заставила работать всю государственную машину - с 2013 года реставрацию курирует федеральное Министерство культуры, и четыре года спустя заброшенный храм выглядит точь-в-точь как во времена Шаляпина. Или, по крайней мере, теперь он как никогда раньше похож на первоначальный.

За последние годы в Гагине сменилось три священника. У нынешнего, Иоанна Монаршека из Ивантеевки, у себя в городе репутация восстановителя храмов - за годы служения он открывал новые приходы десятками, больше десяти лет был председателем Отдела по реставрации и строительству храмов в Московской епархии.

Первые впечатления о храме - чисто, светло, много пространства. Иконы, по крайней мере, большинство, - не рукописные, а напечатанные (в церковной среде есть мнение, что такое часто встречается в только что открытых храмах, да и то в качестве полумеры с последующей заменой).

На вопрос об акустике один из участников хора духовенства Московской епархии в ответ лаконично поднял вверх большой палец руки. Коллектив этот известный, и не только в церковных залах, и не только в России - например, в ходе гастролей он пел жителям Гаваны одну из самых известных кубинских песен «Гуантанемера».


Из наиболее заметных перемен вокруг: рядом с церковью построена настоящая сцена, которой здесь никогда прежде не было. Площадь у храмов замостили, по всей территории проложили дорожки. Открыта детская площадка. В приходском доме появится воскресная школа. Рядом с храмом расчистили старое кладбище.

Звонят колокола. Местные жители говорят, что слышно их километров за десять от Гагина. Интересна история первого колокола, который ещё при первом священнике о. Николае везли с Урала - люди пересказывают легенду, как «газель» с полуторатонным колоколом пробиралась по заснеженным уральским дорогам, в то время как по обочинам лежали фуры, не справившиеся со сложными условиями.


В конце приветственной речи на открытии храма глава Русской православной церкви (а он был единственным, кто выступил публично в этот день) поблагодарил стоявшего рядом главу Подмосковья Андрея Воробьёва за готовность и дальше содействовать развитию этого места. Патриарх выразил надежду на то, что вслед сюда придёт и газ, проложат и качественные дороги.

Это было как нельзя кстати. После церемонии, уже во дворе церкви, наш коллега-журналист из Москвы показал на свои высокие резиновые сапоги, щедро перепачканные гагинской грязью - точно такой же, что налипала на подошвы Шаляпина, Рахманинова и других представителей русской культуры в 1898 году. «Машина на подъезде сюда застряла, - пожаловался он, - пришлось бросить и добираться пешком».


Патриарх Кирилл говорил о том, что хорошее транспортное сообщение и простые нормальные условия жизни помогут как можно большему числу гостей приехать сюда, узнать больше о культуре России.

А певческие шаляпинские фестивали будут продолжены. Главное, чтобы они остались такими же тёплыми, домашними и простыми, какими были всё это время.

Владимир Крючев

Фото Сергея Борисова

С. Гагино.

С Гагино расположено вблизи р. Киниболки. В XV в. здесь была Кинельская волость, которая, как тогда говорили, «тянула» к Переславлю-Залесскому , в конце XIX в. - Рогачёвская волость Александровского уезда Владимирской губернии.

В 1410 г. великий князь Василии Димитриевич (1371-1425), сын Димитрия Донского, завещал волость Кинелу своей жене Софье Витовтовне («княгине моей из Пере-славля Кинела»). Софья Витовтовна в 1453 г. отписала «к святой Жи-воначальнои Троице в Сергиев монастырь даю села Кинельские Чечевкино, да Слотино и иные все свои сёла Кинельские...».

В 1462 г великий князь Московский Василий Васильевич завещал своему сыну Борису Волоцкому волость Кинель, а «в Кинеле Суровцево да Тимофеевское, да Микульское». От Бориса Васильевича Волоцкого (после 1433-1494, изображён на фреске Архангельского собора Московского Кремля, с 1462 г. удельный князь волоцкий, с 1471 г. в браке с Ульяной, дочерью Михаила Дмитриевича, удельного князя холмского) волость в 1477 г. досталась его сыну Фёдору, у которого в 1497 г. её выменял великий князь Московский Иоанн III .

В 1623 г. Гагино - вотчина стольника я Степана Ивановича Велико-Гагина. Ему наследовал сын, окольничий князь Данила Иванович (ум. 1671), после которого владел его сын, комнатный стольник царя Петра I , князь Иван Данилович (убит в бою под Нарвой в 1700 г.). Последним в роду князей Велико-Гагиных был Николай Иванович, в 1722 г. он утонул во время купания. В 1725 г. Петр I указал «отписные по смерти вдовы князя Ивана, Авдотьи, деревни приписать в ведение к госпиталю».

В 1845 г. местной помещицей вдовой капитана Екатериной Васильевной Барбашевой, урождённой Чулковой, и её тёткой Анной Васильевной Спечевой (также урождённая Чулкова, вдова капитана, погребена под алтарём) рядом со Спасской была сооружена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами Великомученика Димитрия Солунского и Мученицы Параскевы .

У церкви были могилы Чулковых: Василия Васильевича, его сестры Ольги Васильевны, девицы, дочери В.В. Чулкова Ольги Васильевны, по первому мужу Зезевитовой, по второму Писемской.

В 1873 г. образован Гагино-Микульский приход. В нём было 604 ревизские души: в с. Гагино 42, в с. Никульском 73, в деревнях - Дивове 69, Гольневе (ныне Гальневе) 54, Терпигореве 29, Сыропцеве 56, Истомине 85, Яковлеве 67, Шеине 18, Путятине 34, Исакове 6, Федяйкове 23, Митине 22, Коровайкове 26. Спасская церковь в с. Гагино считалась главной, Покровская в с. Никульском - приписной. Причт церковный по штату состоял из 2 священников и 2 псаломщиков.

В 1872 г. настоятелем храмов с. Гагино был священник Иоанн Златоустов, он участвовал в закладке храма в сельце Яковлево. Отцу Иоанну помогал в служении дьячок Иван Цветков. В Покровском храме с. Никульского служили священник Александр Чижев, дьячок Фёдор Тихомиров и пономарь Василий Сокольский (сверх штата).

В 1885 г. причт состоял из священника Александра Чижова и псаломщика.

В советское время Спасский храм был закрыт, разрушены его завершение и колокольня.

В приходе были деревни Яковлево, где Чулковыми была построена деревянная часовня Пророка Илии (разрушена в советское время), Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово, где в 1856 г. помещицей Елизаветой Васильевной Яковлевой построена каменная часовня Пророка Илии (разрушена).

В приходе храма числилось с. Гагино (10 дворов), 6 деревень, 2 сельца и дача Отрада (от села в 3 км). Всех прихожан в 1885 г. было 934 человека.

В писцовых книгах 1628 г. среди вотчин князей Велико-Гагиных, кроме села Тимофеевского (Гагино) названа и деревня «Путятино на суходоле». Впервые она была упомянута ещё раньше, в документах середины XVI в., как деревня Старостино, которой владел князь В.А. Гагин. Путятино расположено у истока р. Карповки, левого притока р. Вондюги. В конце XIX в. в нём была дача Татьяны Спиридоновны Любатович (1859-1932), оперной певицы частного театра Саввы Ивановича Мамонтова, разрушившей его семейную жизнь.

В Путятино большой тесовый дом с флигелями стоял среди огромного запущенного парка, переходящего в лес. Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок.

В 1890 г. К.А. Коровин написал её портрет: молодая жизнерадостная хозяйка сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Она была хорошей знакомой великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, часто пела вместе с ним. Он жил здесь летом 1898 г. в егерском домике и со своим другом-одногодком С.В. Рахманиновым готовил роль царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов».

В 1898 г. в Спасской церкви Фёдор Шаляпин венчался с балериной, итальянкой Иолой Торнаги.

Дача Любатович, красивейший парк с аллеями и цветниками, зеркальные пруды с рыбой украшали Путятино.

В советское время все постройки усадьбы разрушены, аллеи вырублены, от парка осталось несколько старых дубов и лип. Сохранился только пруд.

Гагино тоже пришло в упадок. у кладбища. От Казанского храма, разобранного на кирпич, осталась только ротонда, опирающаяся на четыре столпа, сильно пострадал и Спасский храм, превращенный в склад удобрений.

В 1998 г. при Казанской церкви образовалась православная община, и началось восстановление храма.

В с. Микульское (Никульское-Головино, Исаково тож) в волости Кинель, упомянутом вместе с Тимофеевским (Гагином) в духовной грамоте великого князя Московского Василия Васильевича, тогда, в 1462 г., была деревянная церковь.

В 1665 г. владельцы села, стольник Иван и стряпчий Пётр Александровичи Аничковы, на новом месте построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы .

В XVIII в. стояли уже две деревянных церкви: Покровская и Святителя Николая.

Вторая из них в 1820 г. разобрана при строительстве, на средства помещицы Головиной, каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Святителя Николая и Корсунской иконы Божией. Матери.

В 1872 г. деревянный храм Покрова капитально отремонтирован и обращен в тёплый. Он был приписан к храмам с. Гагино. Ныне разрушен, на месте алтаря установлен поклонный крест .

В 1873 г. в Никульском, по хлопотам дворянина титулярного советника Дмитрия Владимировича Головина, была открыта земская школа.


Самое обсуждаемое
К чему снится корова мужчине Вымя коровы во сне К чему снится корова мужчине Вымя коровы во сне
Что означает сон про корову? Что означает сон про корову?
Как влияет день недели рождения на характер и судьбу человека Как влияет день недели рождения на характер и судьбу человека


top