Описание опыта работы педагога дополнительного образования дпи. Исследовательская деятельность как средство воспитания творческой личности в условиях модернизации дополнительного образования на примере занятий краеведческого кружка "росинка". Опыт работы

Описание опыта работы педагога дополнительного образования дпи. Исследовательская деятельность как средство воспитания творческой личности в условиях модернизации дополнительного образования на примере занятий краеведческого кружка

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

5. Цели программы «Маленькое открытие»

Программа «Маленькое открытие», ставит своей целью создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы формирования исследовательских компетенций учащихся, их успешного применения во внеурочное время.

Стратегическая цель программы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

6. Задачи.

Развитие познавательных возможностей учащихся через оптимальное сочетание дополнительного и индивидуального образования;

Продуктивная организация внеурочного времени ученика;

Стимулирование творческую деятельность педагогического коллектива и создание условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

Совершенствование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих компонентов образовательного пространства школы.

Исследовательская деятельность реализуется через:

**блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований),

**систему внеурочной теоретической и практической подготовки,

**самостоятельные исследования при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции),

**внешние и внутренние площадки представления результатов исследований (конкурсы, конференции, фестивали, олимпиады)
Программа разработана по трем направлениям:

Работа с учащимися;

Работа с родителями;

Работа с педагогическим коллективом.

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.

7. Концепция программы

Быстрый рост знаний и еще не открытых явлений, быстрая смена технологий требуют ориентировать образование на еще не достигнутый сегодня уровень науки и техники. Эффективный путь достижения этого результата – сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение постурочного образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Под внеурочным подходом (постурочным) понимается смещение акцентов в организации исследовательским работы с детьми во внеурочное время.

Для решения поставленных задач оптимальным является включение учащихся в исследовательскую работу в рамках специально организованной деятельности, создание в учреждении особой развивающей образовательной среды. Обязательная составляющая образовательной среды – создание действенного педагогического сопровождения учащегося. Интеграция общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности не только способствует значительному повышению мотиваций на получение знаний и созданию определенных компетенций, но и ведет к обновлению содержания постурочного образования в целом. Исследовательская деятельность учащихся выступает как платформа, которая хорошо взаимодействует с целым комплексом задач, определяемых в рамках национального проекта в области образования.

Введение исследовательской деятельности учащихся как единой концептуальной платформы дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.

Организация постурочного образовательного процесса на основе исследовательской деятельности вызывает значительные изменения в построении микроклимата школы, коренным образом изменяя роль педагога, превращая его из «источника» информации в «проводника» по информационному пространству, коллегу и старшего товарища по совместному интеллектуальному труду. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики ребенка: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее.

Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференция и экспедициях, знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты индивидуальных исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний. Возможность формирования собственной образовательной траектории непосредственно учащимися делают такую образовательную среду комфортной для всех участников образовательного процесса, что позволяет эффективно решать стоящие перед школой задачи.

8. Модель ученика, прошедшего обучение по программе «Маленькое открытие»

Интеллектуально развитая личность, владеющая навыками поискового мышления, готовая к активной, инициативной деятельности, с сформированной конкурентоспособностью на рынке труда за счет развития личностной, эмоциональной устойчивости, позиционированная на достижение успеха, а также психологически готовая к восприятию неуспеха.

9. Педагогические технологии и методики, применяемые при организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся.

Так как большинство учащихся, привлеченных к внеурочной исследовательской деятельности, самомотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессии, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

9.1. Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3)доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

9.2. Методика обучения в малых группах.

Эта методика наиболее эффективно применяется во внеурочной деятельности. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что группа детей разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на занятии вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

9.3. Технология проективного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

9.4. Индивидуальный исследовательский проект.

как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.

Своеобразие заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Индивидуальный исследовательский проект проводится поэтапно.

На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках проекта, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой - познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи проекта как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом.

Четвертый этап - собственно индивидуальный исследовательский проект , который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемное занятие, цель которого - обобщение и систематизация полученных знаний.

Пятый этап индивидуального исследовательского проекта представляет собой выполнение и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе проводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов.

10. Место и роль педагогического коллектива.

Успешная организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся невозможна без участия педагогов школы.

Включение в работу с мотивированными учащимися в первую учителей, обладающих определенными качествами:

Учитель является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

Увлечен своим делом;

Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

Профессионально грамотным;

Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

Проводником передовых педагогических технологий;

Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

11. Формы работы:

Творческие мастерские;

Факультативы;

Кружки по интересам;

Конкурсы;

Интеллектуальный марафон;

Участие в олимпиадах;

Работа по индивидуальным планам;

12. Ожидаемые результаты программы «Маленькое открытие»:

1.Повышение качества внеурочного образования.

2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание».

3.Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.

4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

5. Издание исследовательских работ учащихся.

6. Повышение квалификации педагогов.

7. Положительная динамика доли учащихся, занятых во внеурочное время.

Реализация программы, контроль и коррекция

13. Описание программы «Маленькое открытие»

Приоритетные направления проекта:

* Создание системы мер по включению в исследовательскую и проектную деятельность учащихся средней и старшей школы в соответствии с их интересами.

* Мониторинг познавательных и творческих способностей учащихся.

* Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах оптимизации развития исследовательских компетенций учащихся.

* Внедрение исследовательских технологий образования в практику внеурочной деятельности.

* Диагностика конечных результатов совместной деятельности учителей и учеников.

* Создание условий учёта, систематизации и хранения конечных результатов (проектов, исследований и т.д.).

* Создание источников открытого доступа к результатам конечным результатам с целью популяризации и распространения идеи использования исследовательской деятельности во внеурочном образовании.

Этапы реализации проекта

Первый учебный год – организационно-аналитический этап.

Второй учебный год – технологический этап.

Третий учебный год – заключительный этап.

14. Педагогическое управление программой


Функции педагогического управления

Деятельность учителя

Информационно-аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах учащихся, их достижениях в процессе учебы, уровне мотивированности на исследовательскую деятельность

Мотивационно-целевая

Совместно с учащимися определяет сферы их интересов, объекты исследований, цели исследовательской деятельности, актуальность темы исследования.

Планово-прогностическая

Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план-график работы над проектом.

Организационно-исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности.

Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их исследовательской работы.

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.

За последние годы в России открылся не один центр дополнительного образования. В настоящее время в отечественной педагогике повышается интерес к внеклассному обучению. Подобная ситуация вполне объяснима. Педагоги дополнительного образования - это штатные сотрудники. Работают они на постоянной основе. Именно эти люди отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся.

Должностные обязанности

Деятельность педагога дополнительного образования подразумевает:

  • создание благоприятных условий для формирования творческих способностей детей;
  • организацию реальных дел, имеющих конкретный результат;
  • вовлечение учеников в активную внеурочную деятельность;
  • помощь школьникам в проявлении собственных организаторских способностей.

Такие специалисты не должны иметь судимости. В качестве подтверждения предоставляется справка о её отсутствии.

Как стать педагогом дополнительного образования?

Так как деятельность такого сотрудника направлена на развитие личности ребёнка, полное удовлетворение потребностей школьников в неформальном общении, он должен быть настоящим профессионалом. В учебных заведениях нет специализации «педагог внеурочного обучения». Высшее образование можно получить на любом из факультетов классического университета. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, имеющие диплом, в котором указана специализация «учитель начальных классов», «преподаватель физической культуры» и т. д. Несмотря на специфику работы, есть и довольно много сходных моментов с классическим учебным процессом. Например, внедрение инновационных методик в воспитательную работу.

Что должен уметь такой педагог?

Дополнительного образования аналогична обязанностям обычного учителя. Она подразумевает права и обязанности, указывает варианты повышения квалификации, способы поощрения за качественно выполненный труд. Их деятельность предполагает владение содержанием, методиками, современными педагогическими приёмами. Достичь желаемого результата невозможно без навыков постановки конкретных целей, поиска содержательного компонента, а также без тесного сотрудничества с детьми и коллегами. Всем этим тонкостям педагог дополнительного образования обучается на курсах повышения квалификации. Их он обязан проходить не реже, чем раз в 4 года (как и учителя обычных школ).

Особенности профессии

Перспективный план педагога дополнительного образования предполагает прогнозирование конечного результата своей работы, поиск оптимальных форм и методов развития ребёнка. Именно от степени профессионализма, заинтересованности, нравственных ценностей напрямую зависит желание детей в получении новых знаний и навыков. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, которые не жалеют своего личного времени на воспитанников. Они всегда готовы дать совет детям, помочь ребятам в трудных ситуациях.

Система внешкольного образования

Центр дополнительного образования есть не только в крупных городах, но и в небольших провинциальных городках РФ. Всего в стране насчитывается более 20 тысяч таких заведений. В них занимаются тысячи девчонок и мальчишек. дополнительного образования подразумевает именно внеурочную деятельность с детьми. Такие люди занимаются комплектацией состава разнообразных творческих студий, стараются сохранять контингент, использовать специальные программы. Подобная структура подразумевает наличие множества секций и кружков разнообразной направленности: художественных, спортивных, вокальных, интеллектуальных.

Периодическая аттестация педагога дополнительного образования проводится по тем же правилам, что и в обычных учебных учреждениях. Профильное министерство РФ, осознавая значимость внеучебной работы, сделало её обязательной теперь и в самих школах, гимназиях, лицеях. Если в отдельных центрах дополнительного образования ребятам предлагают разнообразные виды деятельности, то в учебных учреждениях часто выбирают 2-3 приоритетных вида внеурочной работы. Например, в школе функционируют спортивные секции, есть танцевальная студия. Безусловно, такая ограниченность в выборе досуга не способствует формированию гармонически развитой личности, не удовлетворяет в полной мере запросы обучающихся и их родителей. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные отдельные учреждения, предназначенные именно для внеурочной работы со школьниками и подростками.

Должностные дополнительного образования

  • Позитивным настроем и чуткостью.
  • Осознанием потребностей детей.
  • Существенным интеллектуальным уровнем.
  • Определёнными умениями и навыками.
  • Активной гражданской позицией.
  • Чувством юмора.
  • Высоким творческим потенциалом.
  • Толерантностью взглядов и убеждений.

Самообразование педагога дополнительного образования - обязательное условие его успешной аттестации. Существует классификация специалистов. Они могут принадлежать к высшей, первой категории или иметь статус таких, что «соответствуют занимаемой должности».

Показатели высшей квалификации педагога дополнительного образования

Сам термин «профессиональная компетентность» был введён в обиход конце 90-х годов XX века. Согласно терминологии, педагоги дополнительного образования - это учителя. Они имеют средний специальный либо высший педагогический диплом. Такие люди обладают личностными и профессиональными качествами, позволяющими им вести успешную деятельность. Педагог получает высшую категорию, если им осуществляется на высоком уровне образовательная деятельность. При этом он обязан демонстрировать стабильные результаты своей работы.

Как повысить квалификацию?

Для того чтобы совершенствовать свои приходится постоянно развивать творческую индивидуальность, формировать восприимчивость ко всем научным инновациям. Педагог должен легко адаптироваться в реалиях образовательной среды. Ему необходимо откликаться на все изменения, происходящие в современной школьной программе. На профессионализм педагога напрямую влияет его духовное и интеллектуальное развитие. Все те изменения, которые происходят в современной образовательной системе, заставляют учителей улучшать свой профессионализм, квалификацию. Они постоянно совершенствуют собственную компетентность. Основной целью российского дополнительного образования является формирование разносторонне развитой личности ребёнка, настоящего патриота, способного встать на защиту Родины. Выпускник центра внеурочного обучения должен быть подготовлен к социальной адаптации, самосовершенствованию, самообразованию.

Педагогический стандарт высшей квалификации

Именно учитель выступает гарантом реализации всех поставленных целей. В связи с этим резко возросли требования к профессионализму педагога. В настоящее время идёт открытая дискуссия о тех качествах, которыми должен обладать учитель XXI века. По результатам общественного опроса будет создан стандарт, который станет эталоном для аттестационных комиссий. Учитывая современные требования, можно выделить основные способы формирования профессиональной компетентности педагога:

  1. Активное участие в работе творческих групп, методических объединений.
  2. Осуществление собственной исследовательской деятельности. Проведение исследований с воспитанниками.
  3. Изучение инновационных Внедрение их в свою профессиональную деятельность.
  4. Разнообразные варианты педагогической поддержки.
  5. Систематизация и предоставление коллегам собственного педагогического опыта.
  6. Применение в работе информационных образовательных технологий.
  7. Участие в разнообразных педагогических конкурсах, фестивалях, форумах, демонстрация мастер-классов коллегам.

Последовательность повышения уровня профессионализма

Для улучшения своих способностей педагог дополнительного образования должен пройти следующие этапы:

  1. Проведение самоанализа.
  2. Выявление цели развития.
  3. Поиск задач.
  4. Разработка механизма достижения поставленной цели.
  5. Проведение анализа по итогам деятельности.

Дети, которые приходят в центры дополнительного образования, самостоятельно подбирают себе секцию или кружок. Та атмосфера, которая царит на занятиях, увлекает школьников, придаёт им уверенность в себе, позволяет развивать лидерские качества, чувство здорового соперничества. Разные формы работы, используемые в дополнительном образовании, дают возможность ребятам обучаться в той области, которая им понятна и интересна. Для того чтобы работа кружка была результативной, руководитель составляет программу обучения, тематическое планирование. Он должен владеть всей законодательной базой, защищать и соблюдать права своих воспитанников, следить за соблюдением правил пожарной безопасности во время занятий.

Заключение

Педагог периодически подтверждает соответствие занимаемой должности путём прохождения аттестации. Проводят такие проверки специальные комиссии, группы, создаваемые из учителей, имеющих статус экспертов. Аттестация позволяет показать уровень мастерства педагога. Её результат напрямую отразится на уровне его заработной платы. В заявлении, которое подаётся в аттестационную комиссию, перечисляются все достижения самого учителя, а также его воспитанников за последние пять лет. В качестве доказательства предоставляются копии дипломов, грамот, благодарностей. Настоящий профессионал охотно делится своими знаниями с коллегами, проводит для них открытые занятия, организует мастер-классы. Интерес к дополнительному образованию свидетельствует о желании детей жить активной и яркой внеурочной жизнью.

Методическая копилка

педагога дополнительного образования

МОУ ДОД ВГСЮТ

Белгородской области

Коваленко Ирины Генриховны

Творчество педагога - творчество ребенка

Современные постоянные формы организации образования приспособлены к достижению достаточно узких и конкретных образовательных целей. При этом целевые и организационные условия и возможности дополнительного образования практически не ограничены. Однако, их реализация во многом зависит от особенностей развития данной сферы. Сегодня эта особенность заключается в том, что в дополнительном образовании начинает складываться новый подход к содержанию программ, которые называют образовательными. Этот процесс связан с переходом от традиционного подхода к программам, к их образовательному содержанию, что предполагает изменение целей и методов их реализации в процессе дополнительного образования детей.

Центральной фигурой в осуществлении образовательных программ был и остается педагог.

Социальный заказ общества, обращенный к педагогу дополнительного образования, прежде всего заключается в формировании эрудированных, овладевающих современными знаниями людей, способных творчески применять их на практике.

Рассматривая учебно-исследовательскую деятельность как специфическое образовательное средство, можно утверждать, что её влияние на обновление образовательных программ и формирование уровня образованности учащихся зависит от педагога.

Вместе с тем, анализ передового опыта и исследований выявляет противоречия между:


  • возрастающими требованиями к роли педагога и его способностями решать исследовательские задачи;

  • разработанностью проблем Учебно-исследовательской деятельности и использовании их в образовательной практике .
Проблема состоит в том, что для формирования у обучающихся исследовательской деятельности у самого педагога должна быть сформирована исследовательская культура и новое педагогическое мышление, педагог сам должен быть воспитан как личность. То есть одной из задач повышения профессионального мастерства педагога становится вооружение его знаниями, которые позволяют ему овладеть критериями оценки и способами добывания и интерпретации научной информации, её обработки и хранения.

Исследовательская позиция - это такое видение педагогической практики, когда педагог, прежде всего, прогнозирует свою деятельность, мысленно проигрывает различные варианты учебно-воспитательного процесса, оценивает его результативность. С исследовательских позиций педагог может действовать в различных сферах деятельности: планируя тему, анализируя возможности учебного материала прогнозируя результаты обучающих воздействий, оценивая работу.

Началом исследовательской деятельности педагога становится интерес и желание изучения опыта коллег, извлечение из его системы идей, составляющих определенную концепцию. Затем следует выбор способов и средств педагогической деятельности для решения оригинальных задач, решаемых педагогом, анализ характера движения в развитии обучающихся, что далее послужит пониманию педагогических закономерностей, механизмов, на которых основывается данный опыт.

Взаимодействуя с учеником в процессе исследовательской деятельности, педагог транслирует ему свою индивидуальность и способности, что в свою очередь, ведет к формированию необходимых потребностей и способностей у обучающихся. Совершенно очевидно, что такое воздействие личности педагога на обучающегося возможно лишь при условии, что педагог способен (готов) стать субъектом творчества, а также субъектом творческого общения (взаимодействия). Потому важна содержательная характеристика личности педагога как субъекта творческого процесса.

Исследовательская деятельность обучающихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Умения исследовательской деятельности, или исследовательские умения - система интеллектуальных, практических знаний, умений и навыков, необходимая для самостоятельного проведения исследования или его частей.

Исследовательские задания - это предъявляемые обучающимся задания , содержащие проблему; решение её требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Известно, что исследовательский процесс - это не только логико-мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний. Такие понятия, как разум и чувство, тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Слово педагога должно нести в себе эмоциональный заряд, который способен возбудить внимание, интерес.

Педагогическому процессу присуща динамичность, что не позволяет педагогу придерживаться однажды усвоенных средств, способов, рекомендаций. Реальная педагогическая действительность требует постоянного переосмысливания имеющихся в науке и практике знаний и умений. Педагог постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими задачами, решить, которые не всегда удается с помощью известных средств. Творчество педагога не только в том, что он должен сам разработать приемы, а в том, чтобы, имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами, оригинально мыслить, действовать, избегая шаблона, прямого копирования.

Творчески работающий педагог не просто опирается на достижения педагогической науки, но и обогащает её, занимаясь самообразованием. В современных условиях человек сам должен устанавливать ритм своего обучения, выделяя цель, объем, методы образования, определяя режим работы, т.е. самостоятельно регулировать свою деятельность. Организованное самообразование имеет существенную роль в подготовке педагога к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации, так как этим вопросам не уделяется внимание в вузах и системе повышения квалификации педагогов. Оно предполагает, во-первых, взаимосвязь индивидуальных и групповых форм повышения квалификации, во-вторых, связь самообразования педагога с обучением на курсах повышения квалификации, в-третьих, оказание разнообразных индивидуальных консультаций.

Организованное самообразование представляет собой целенаправленную, непрерывную самостоятельную работу по повышению профессионального мастерства на всем протяжении педагогической деятельности, выступая стимулятором творческой активности педагога движущей силой непрерывного развития профессионального роста. Однако в массовой практике такой подход к организованному самообразованию не нашел пока широкого распространения, так как в большинстве педагогических коллективов отсутствует целенаправленная система внедрения достижений педагогической науки и передового опыта в практику.

Непрерывное образование, постепенно преобразующееся в непрерывное самообразование, - главное условие, максимально сближающее процесс повышения квалификации педагогов с процессом развития их творческого потенциала. В основе этого сближения лежит оценка педагогической деятельности педагогов, умения проанализировать и обобщить опыт.

Обобщение передового педагогического опыта является важнейшим элементом в теории и практике дополнительного образования в развитии исследовательской деятельности детей. Во-первых, опыт мастеров педагогического труда ставит новые задачи совершенствования процесса исследовательской деятельности; во-вторых, выявляет своеобразную функцию экспертной оценки в определении близкой, средней, и дальней перспективы развития опыта; в третьих, осуществляется в условиях естественного педагогического эксперимента, предупреждая этим самым явление гиперболизации различных практических разработок. На основе совокупного передового опыта формируются структурные составляющие модели педагогической работы педагога в процессе исследовательской деятельности детей. В результате анализа передового опыта педагог может подготовить программу самообразования, разработать содержание творческой работы по реализации новых идей, использовать результаты опыта в новых условиях. Передовой опыт корректирует и уточняет как процесс повышения квалификации педагога, так и дальнейшее развитие содержания дополнительного образования детей.

Разрабатывая систему средств формирования у детей исследовательской деятельности, педагог исходит из того, что исследовательская деятельность складывается из совокупности действий, обеспечивающих её поисковый характер.

Следующее общее положение, которое является исходным при отборе средств формирования исследовательских умений учащихся, состоит в том, чтобы эти средства обеспечивали творчество педагога и ребенка. Этапы работы педагога имеют при этом следующую последовательность:

1. анализ опыта работы использования конкретных методических приемов и элементов структуры занятия, включающего исследования учащихся. Оценка имеющихся знаний и умений обучающихся;

3. принятие решения о целесообразности использования выбранной структуры занятия;

4. планирование этапов работы, уточнение способов управления исследовательской деятельностью обучающихся;

5. практическое осуществление решения в системе педагог - обучающийся.

Бесспорно, что идея совместного исследовательского подхода позитивна, так как при её реализации сближаются образование и наука, активно внедряются в обучение практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процесса. То есть, исследовательская работа более других связана с методами научного познания, требует самостоятельных действий на всех этапах познавательной деятельности. Исследовательская работа учащихся не носит универсального характера и применяется в сочетании с другими видами деятельности, в том числе творческими процессами. В каком-то смысле можно утверждать , что творческий процесс является процессом перехода от незнания к знанию. При этом естественно, что творчество должно опираться на ранее накопленные знания. В то же время исследование - это главным образом, целенаправленная и во многом планируемая деятельность, направленная на получение новой информации. Эта информация может послужить основной при получении новых результатов. Таким образом, исследование является основой, то есть, в той или иной форме необходимым элементом, компонентом, творчества. Однако, если творчество без исследований практически невозможно, то рутинная исследовательская работа, не сопровождаемая творческими результатами, является примером, который позволяет говорить о том, что далеко не всякая работа является творчеством.

Исходя из сущности исследовательской деятельности, педагог строит образовательный процесс не как передачу накопленных знаний в готовом виде, а как организацию деятельности обучающегося на усвоение этих знаний и умений. На этапе усвоения умений исследовательской деятельности в качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. На этапе совершенствования умений исследовательской деятельности используют вариативные исследовательские задания и практические работы. На этапе анализа сформированности исследовательских умений проводится диагностика с помощью заданий, бесед, обсуждений. Успешность формирования исследовательских умений зависит от подготовленности учащихся к проведению исследовательской работы (наличие познавательных интересов, запас знаний и интеллектуальных умений) и, конечно, от подготовленности педагога к руководству исследовательской работой обучающегося (высокий уровень знаний, психолого-педагогическая подготовка).

Выполнение исследовательских заданий в одних случаях может занимать лишь часть занятия, в других может проводиться последовательно в течение нескольких занятий. При проведении исследования учитель направляет обучающихся на обнаружение проблемы и цели предстоящего исследования, а затем непосредственно участвует в обнаружении полученных результатов и формулировании выводов.

Таким образом, при организации исследования педагог так руководит деятельностью обучающихся, что при этом сочетаются непосредственное и опосредованное управление их исследовательской деятельностью. По мере приобретения обучающимися умений проводить исследования, педагог увеличивает долю опосредованного руководства, благодаря чему растет доля самостоятельности, инициативы обучающихся, что в конечном счете способствует развитию у них исследовательских умений.

Эффективность формирования исследовательских умений связана с организацией Учебно-исследовательской деятельности (сбор информации. тренинг, проектные работы), отбором методов и приемов работы, выявлением содержательных характеристик исследований в образовательных программах. Результат исследовательской деятельности обучающихся определяется комплексом исследовательских умений, развитием способностей к творческой деятельности, формированием активного отношения к образовательному процессу, воспитанием самостоятельности и социально ценных качеств личности.

Значительное место исследовательская деятельность занимает в работе с одаренными детьми , однако эта проблема требует отдельного рассмотрения.


Самое обсуждаемое
Никколо Макиавелли «Государь (сборник) Макиавелли государь скачать pdf Никколо Макиавелли «Государь (сборник) Макиавелли государь скачать pdf
Определение точности измерений Определение точности измерений
Полки военно транспортной авиации Полки военно транспортной авиации


top