Военно-морские силы. Развитие национальных систем образования ведущих стран в период между первой и второй мировыми войнами Зарождение военно-морских сил

Военно-морские силы. Развитие национальных систем образования ведущих стран в период между первой и второй мировыми войнами Зарождение военно-морских сил

Содержание статьи

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ, вид вооруженных сил, главный компонент морской мощи государства, характеризующий его возможности контроля океанских (морских) коммуникаций. Современные ВМС имеют в своем составе не только корабли, авиацию и ракеты, но также береговые службы, части и учреждения для управления, планирования, строительства, ремонта и научно-исследовательских работ.

Зарождение военно-морских сил.

Военно-морские силы впервые появились в странах Средиземного моря, которое дает доступ к трем континентам, имеет много полуостровов и островов и характеризуется благоприятными погодными условиями большую часть года. Его можно считать колыбелью флота; там процветала морская торговля, появилось пиратство, вспыхивали морские войны.

Согласно письменным свидетельствам, Афины первыми создали военно-морские силы. Афинский стратег Фемистокл, предвидя вторжение персов, убедил сограждан потратить серебро, добываемое в рудниках Аттики, на постройку флота трирем.

Бывшая колония некогда могущественной Финикии, город-государство Карфаген со временем превратился в мощную рабовладельческую державу. Между ним и усиливающимся Римом завязалась длительная борьба (Пунические войны 264–146 до н.э.) за гегемонию в Средиземноморье. Рим был силен на суше, Карфаген – на море. Со свойственной им энергией римляне принялись за создание флота, взяв за образец стандартный боевой корабль карфагенян. Новички в войне на море, они тем не менее выиграли первое морское сражение при Милах (260 до н.э.) благодаря придуманному ими переходному мостику с крюком на его конце, который при перебрасывании на корабль противника зацеплялся за его борт или палубу, после чего римские воины, не имевшие себе равных в рукопашной схватке, устремлялись по мостику на абордаж. После череды побед и поражений Рим взял верх над Карфагеном.

Большое значение для Рима имело морское сражение у мыса Акций (31 до н.э.), когда во время гражданской войны в Риме флот Октавиана (будущего императора Августа) под командованием опытного флотоводца Агриппы (260 легких кораблей) разбил объединенный флот Марка Антония и египетской царицы Клеопатры (170 тяжелых высокобортных трирем и 60 вспомогательных египетских кораблей). В разгар сражения Клеопатра увела свои корабли в Египет. Вслед за ней, бросив свой флот, в Египет бежал и Антоний. Результатом сражения было падение республики в Риме и провозглашение Октавианом Римской империи. Рим стал безраздельно властвовать на Средиземном море.

Перед угрозой постоянных вторжений варваров император Константин перенес столицу в Византий (Константинополь с 330 н.э.). Однако в 7–8 вв. возникла новая серьезная угроза Европе в лице арабских мусульманских государств. Арабы завоевали Испанию и дважды осаждали Константинополь. В последний раз их флот, пройдя через Дарданеллы, осадил Константинополь с моря. Выбрав удачный момент, византийский флот атаковал неприятеля и, применив, к полной неожиданности арабов, неизвестное до той поры зажигательное средство – т.н. «греческий огонь», – сжег все арабские корабли. «Греческий огонь», предтеча современных огнеметов, был первым чисто морским средством борьбы, значительно более эффективным, чем примитивное таранное устройство в носовой части корабля. И хотя в последующие века враги не раз угрожали Константинополю, он долгое время оставался неприступным благодаря сильному флоту и монопольному владению «греческим огнем», обеспечивавшим ему господство на море.

Западная Европа.

Зарождение парусного флота.

Задолго до взятия Константинополя турками (1453) Венеция и Генуя имели большой торговый флот. Возникновение Османской империи и постоянные нападения турок на торговые суда заставили Венецию предпринять ответные действия. Была создана «Священная лига» (Венеция, Генуя, Испания, Ватикан, Мальта и др.). В 1571 ее объединенный флот занял позицию у входа в залив Патраикос у Лепанто. Шесть кораблей выделялись своими большими размерами: это были галеасы – парусно-гребные корабли, каждый с 30 пушками, размещенными по бортам. Четыре галеаса, выдвинувшись вперед, нанесли сильный пушечный удар по надвигавшемуся турецкому флоту и расстроили его боевой порядок. В последовавшем абордажном бою турецкий флот потерпел поражение. Морская мощь Османской империи была основательно подорвана. Это сражение ускорило развитие парусного флота, который больше подходил для плавания в неспокойных водах Атлантики, куда вели новые торговые пути и куда переносили свои действия ВМС.

Рост морской мощи Англии и Голландии.

В середине 16 в. английский король Генрих VIII реорганизовал военно-морские силы, сделав их основой парусные корабли. В 1546 он учредил Адмиралтейский совет и оставил после себя флот, который завоевал славу английской короне во время царствования королевы Елизаветы I (1558–1603). Одновременно со становлением Голландии усиливался и ее военный флот, внесший большой вклад в завоевание независимости страны от Испании.

Испания была общим врагом и Англии, и Голландии. Ее корабли, вывозившие огромные богатства из колоний, становились добычей английских джентльменов удачи, таких, как Ф.Дрейк. В мае 1588 испанский король Филипп II послал Непобедимую Армаду к берегам Англии с целью разгромить английский флот и высадить десант. Гибель Армады подорвала морское и военно-политическое могущество Испании.

Голландию и Англию, бывших союзников в борьбе с Испанией, торговое соперничество и желание контролировать Ла-Манш и близлежащие воды привели во второй половине 17 в. к серии войн, которые проходили главным образом на море и завершились победой Англии.

К этому времени парусные линейные корабли стали основой флотов; количество пушек определяло ранг корабля. Стандартный парусный линейный корабль имел 74 пушки, но были и 120-пушечные корабли. Корабли, предназначенные для разведки, сопровождения и нападения на торговые суда, были меньшего водоизмещения; фрегаты, например, имели 32–50 пушек, корветы – 24, а военные шлюпы – 16–20. Изменилась тактика: исход боя стала решать не абордажная схватка, а артиллерийский удар. В большинстве флотов параллельно сформировался офицерский корпус. К концу 18 в. в Англии, Франции, России и США были созданы министерства ВМС и адмиралтейства.

Британская морская мощь в 18 и начале 19 вв.

Превосходство английского флота на море в Семилетней войне (1756–1763) заставило Францию уступить Англии большинство своих колоний в Америке. Однако Франция не отказалась от соперничества и стала помогать американским колониям в их борьбе за независимость от Англии. В Вест-Индии английский адмирал Г.Родни нанес поражение французскому флоту у Наветренных островов в 1782. Британский флот успешно воевал с французским в период Французской революции и наполеоновских войн, хотя на стороне Франции выступали Испания и Голландия. Трафальгарское сражение (1805) положило конец планам Наполеона по вторжению в Англию и обеспечило последней господство на море еще на столетие.

США.

Американская революция выдвинула таких выдающихся флотоводцев, как Дж.Джонс и Дж.Барри. Особенно примечательной была победа Джонса в неравном бою между его флагманским кораблем «Боном Ричард» и британским фрегатом «Серапис» 23 сентября 1779.

Яркую страницу в историю побед американского флота вписал кэптен А.Халл, когда его корабль «Конститьюшн» выиграл бой с британским фрегатом «Герьер» 19 августа 1812. Выдающуюся победу в англо-американской войне 1812–1814 одержал американский флот под командованием О.Перри.

Во время американо-мексиканской войны (1846–1848) ВМС США перевозили войска, участвовали в морских десантных операциях и блокировали мексиканское побережье. Большим событием явилось «открытие» Японии коммодором М.Перри в 1854.

С началом Гражданской войны в США (1861–1865) боевые корабли и судостроительные мощности остались в руках северян, и хотя конфедераты захватили немало судов в южных портах, их действия на море свелись в основном к нападению на торговые суда. Северяне прочно удерживали господство на море.

Период упадка ВМС после Гражданской войны сменился периодом активного строительства современных крейсеров и линкоров, которые хорошо показали себя в испано-американской войне. 1 мая 1898 эскадра кораблей США внезапно атаковала испанскую эскадру, стоявшую на якоре в Манильской бухте, и разгромила ее. Другая испанская эскадра была разбита в районе Сантьяго-де-Куба. Президент США Т.Рузвельт (1858–1919) придал новый импульс военному кораблестроению, и через 10 лет США переместились с 8-го места на 2-е в ранге морских держав.

Техника, промышленность и военно-морское соперничество.

На протяжении 19 в. военно-морской флот претерпел значительные изменения: корпусы кораблей стали стальными, а не деревянными, паровые машины заменили паруса, на смену гладкоствольной дульнозарядной артиллерии пришла нарезная казнозарядная; парусные линейные корабли уступили место бронированным линкорам, парусные фрегаты – дымящим трубами крейсерам; появились подводные лодки и небольшие быстроходные суда, вооруженные торпедами.

Бесспорным лидером 19 в. в промышленности и военно-морском флоте являлась Великобритания. Этому способствовала широкомасштабная морская торговля, безопасность которой обеспечивали британские военно-морские базы, размещенные по всему миру. Великобритания сохраняла господство на море до конца века. Большую часть 19 в. главным ее соперником на море была Франция, третье место отводилось России.

На заре 20 в. в дополнение к США, доминировавшим в Новом Свете, появились две новые морские державы – Япония, занявшая господствующее положение на Дальнем Востоке, и Германия со своим быстро наращиваемым военно-морским потенциалом.

Изменения в организации.

К Первой мировой войне ВМС крупных стран мира имели сложную организационную структуру. Основу флотов составляли группы эскадр линкоров. Эскадра состояла из двух дивизий по 3–4 корабля в каждой. Эскадры крейсеров, имевшие в своем составе от 4 до 6 кораблей, либо придавались боевым флотам, либо действовали самостоятельно. Миноносцы и подводные лодки были сведены в дивизии по 3–4 корабля в каждой, 2–3 дивизии составляли эскадру, 2–3 эскадры объединялись во флотилию.

На военно-морских базах стали строить огромные сухие доки для размещения в них линкоров и крейсеров, а также механические цеха и мастерские, в которых работали сотни квалифицированных инженеров и рабочих, и склады, где хранились запасы разнообразных узлов и деталей, необходимых для поддержания в исправности сложных корабельных систем.

Качественно изменился личный состав кораблей и береговых служб. Команда линейного корабля начала 20 в. уже больше чем наполовину состояла из специалистов – мотористов, электриков, котельных машинистов, судовых разметчиков и т.п.

Проверка боем.

Артиллерийская дуэль между двумя американскими броненосными кораблями в Гражданскую войну (1862) и Лисское сражение между флотами Австрии и Италии во время их семинедельной войны (1866) показали возможности кораблей с броневой защитой и паровыми машинами. Затем почти 30 лет никаких сражений на море не происходило, если не считать отдельных стычек во время войны между Чили и Перу (1879–1881). В этот период появились первые броненосцы, броненосные крейсеры, миноносцы, торпедные катера и подводные лодки, вооруженные казнозарядной артиллерией и первыми скорострельными системами, а также торпедами. Исключительный интерес, проявленный к боевым действиям на море в период китайско-японской (1894–1895) и испано-американской (1898) войн, объяснялся тем фактом, что впервые новые и дорогостоящие корабли подвергались проверке боем. В русско-японскую войну (1904–1905) вступали в противоборство уже целые флоты, основу которых составляли броненосцы. Уроки этой войны подтвердили доктрину, что броненосцы, имеющие в качестве основного вооружения крупнокалиберные орудия, являются главной ударной силой флота, и указали на значение торпед и мин в войне на море.

Сразу же после русско-японской войны ведущие страны приступили к строительству еще более крупных и дорогостоящих кораблей. До Цусимы стандартный броненосец имел в качестве основного вооружения четыре 250–343-мм орудия, устанавливаемые в носовой и кормовой двухорудийных башнях, и для отражения торпедных атак батарею 120–150-мм скорострельных пушек, устанавливаемых вдоль бортов. После Цусимы проявилась тенденция к усилению огневой мощи кораблей путем добавления промежуточного вооружения из 200–250-мм пушек. Так появился тип линейных кораблей, пришедших на смену эскадренным броненосцам. Они стали называться дредноутами, по названию первого из них «Dreadnought» («Неустрашимый»), построенного англичанами в 1906. Он имел десять 305-мм орудий и скорость до 21 узла. Появились линейные крейсеры, имевшие такое же мощное вооружение, как и линкоры (до восьми 305-мм орудий), и развивавшие на испытаниях скорость 26 узлов. К началу Первой мировой войны ВМС ведущих стран мира приняли на вооружение высокоскоростные (28–30 узлов) эскадренные миноносцы для выполнения задач по охранению и разведке.

Первая мировая война.

В мае 1916 произошло крупное сражение между британским (28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 8 броненосных и 26 легких крейсеров, 79 эсминцев) и германским (22 линкора, 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров, 61 эсминец) флотами в Северном море западнее Ютландии. Англичане понесли большие потери, но сохранили преобладание на море. Ему чуть было не положили конец германские подлодки, фактически блокировавшие Британию. Эту опасность удалось преодолеть путем формирования морских конвоев. В ноябре 1918 Германия капитулировала и на некоторое время перестала быть морской державой. Однако военно-морская мощь Великобритании была подорвана, и бывшая владычица морей поддержала идею созыва международной конференции об ограничении морских вооружений.

Период между Первой и Второй мировыми войнами.

Такая конференция была проведена в Вашингтоне в конце 1921 – начале 1922. Согласно ее решению, устанавливалась определенная пропорция предельного тоннажа линейного флота: США – 5, Великобритания – 5, Япония – 3, Франция – 1,75, Италия – 1,75. Установлен был также предельный тоннаж линкоров и авианосцев. Число крейсеров не ограничивалось, но договором предусматривались максимальные нормы их водоизмещения – 10 тыс. т и предельный калибр артиллерии – 203 мм. Договоры, заключенные на конференции, действовали до 1936, когда Япония сочла себя свободной от принятых обязательств. Фактически к этому времени произошли фундаментальные изменения в военно-морских технологиях и доктринах.

Первая мировая война была последней войной, в которой исход морского боя решала крупнокалиберная артиллерия. В последующие 20 лет на первое место в качестве средства ведения войны на море выдвинулись самолеты, базирующиеся на плавающих аэродромах – авианосцах, хотя многие осознали это до конца только в ходе Второй мировой войны.

Все эти 20 лет Великобритания сохраняла положение ведущей морской державы. США с 1936 начали быстро наращивать свои ВМС. От США старалась не отстать Япония. Германия приступила к созданию нового флота и построила большое количество подводных лодок.

Вторая мировая война.

В морских сражениях этой войны принимали участие уже не только линкоры, крейсеры и миноносцы, но также самолеты и подлодки. Основой флотов становились авианосцы. Так, в сражении у атолла Мидуэй американские палубные истребители, бомбардировщики и самолеты-торпедоносцы нанесли потери значительно превосходящему японскому флоту. Поражение японского флота изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу США. Объединившись у Филиппин осенью 1944, силы американского флота стали готовиться к вторжению в Японию. Однако атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и разгром советскими войсками Квантунской армии вынудили Японию капитулировать.

В Атлантике, как и в Первую мировую войну, большую опасность для океанских коммуникаций, связывающих США и Великобританию, представляли немецкие подлодки. Союзники вновь прибегли к формированию конвоев, охраняемых эсминцами. Кроме того, английская разведка сумела узнать шифр, с помощью которого немецкое командование передавало по радио приказы командирам подлодок, что позволило обходить опасные районы. 6 июня 1944 союзники начали самую крупную в истории десантную операцию на побережье Нормандии. Она положила начало открытию Второго фронта в Европе в дополнение к развернувшемуся наступлению советских войск на Восточном фронте. После нормандской десантной операции роль союзного флота свелась к доставке предметов материально-технического обеспечения из США в Европу.

Период после Второй мировой войны.

После войны Германия, Япония и Италия были лишены военного флота, а флот Франции нуждался в восстановлении. Благодаря своей мощной судостроительной промышленности США за время войны обогнали Великобританию и заняли место ведущей морской державы. Однако под давлением общественности, требовавшей сокращения армии и скорейшего возвращения домой американских солдат, большое число боевых кораблей было переоборудовано в транспортные, и в 1945–1946 они доставили 2 млн. военнослужащих в США с бывших фронтов Второй мировой. Строительство боевых кораблей сверх имевшихся 10 тыс. было приостановлено, и еще 2 тыс. исключены из боевого состава флота.

Период холодной войны.

Начало войны в Корее президент Г.Трумэн расценил как инспирированную СССР попытку проверить решимость США защищать союзников и свои интересы за рубежом. Американские войска под флагом ООН вмешались в конфликт, а США начали наращивать военные наземные и морские силы в Европе и Средиземном море.

15 сентября 1950 ВМС США в рамках войны в Корее приняли участие в Инчхонской морской операции, по своим масштабам сравнимой со стратегическими операциями на Тихом океане периода Второй мировой войны. В ходе войны палубная авиация, базировавшаяся на авианосцах типа «Эссекс», совершала регулярные полеты над Южной и Северной Кореей, оказывая воздушную поддержку своим наземным войскам и нанося удары по колоннам противника и другим военным целям. Материальное обеспечение боевых действий армии США осуществлялось по морским путям сообщений протяженностью 8 тыс. км. Для ведения войны и одновременного общего наращивания военных сил Конгресс увеличил военный бюджет с 15 до 45 млрд. долл., доля ВМС в этом бюджете возросла с 4 до 16 млрд. долл. Это позволило ввести в строй сотни кораблей, поставленных на консервацию после Второй мировой войны, удвоить численность личного состава, доведя ее до 736 тыс., и приступить к строительству суперавианосца «Форрестол» и атомной подводной лодки «Наутилус».

Реформирование ВМС, подстегиваемое холодной войной и локальными конфликтами, приобрело необратимый характер. На вооружение стало поступать стратегическое ядерное оружие. Необходимость строительства суперавианосцев мотивировалась тем, что они обеспечат лучшую выживаемость самолетам-носителям ядерных бомб, так как являются по существу мобильными аэродромами. В конце 1950-х годов подобная же аргументация приводилась планирующими органами ВМС при отстаивании программы по созданию атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами «Поларис».

В период между 1952 и 1967 Конгресс санкционировал ввод в строй еще пяти суперавианосцев типа «Форрестол»; каждый из них, водоизмещением не меньше 60 тыс. т, мог нести на борту 100 самолетов, включая ядерные бомбардировщики и истребители для прикрытия с воздуха действий авианосца и его кораблей охранения (крейсеры, эсминцы) и судов обеспечения (танкеры и т.п.).

В феврале 1958 был заложен атомный авианосец «Энтерпрайз», задуманный как прототип авианосцев нового поколения. Неограниченная дальность плавания авианосцев позволяла быстро передислоцировать их в такие удаленные районы, как Индийский океан. Однако огромные затраты на строительство «Энтерпрайз» и последующих четырех атомных авианосцев вынудили президента Д.Картера в августе 1978 принять решение о прекращении строительства новых кораблей такого класса. По той же причине была приостановлена разработка новых атомных крейсеров и фрегатов. К 1993 из 54 крейсеров, входивших в боевой состав ВМС США, только 9 были атомными.


Ядерные энергетические установки оказались наиболее экономически выгодными для подводных лодок. С 1952, следуя рекомендациям адмирала Х.Риковера, Конгресс выделял средства для создания флота атомных подлодок с торпедным оружием. Почти в то же время началась разработка подлодки, вооруженной ракетами «Поларис», обладающими дальностью полета 1900 км. В декабре 1959 подлодка «Джордж Вашингтон» произвела первый пуск ракеты «Поларис» из подводного положения. В 1960-х годах на вооружение флота поступили ракеты «Посейдон» еще большей дальности действия. В 1970-х руководству ВМС удалось отстоять новую программу по созданию подлодок следующего поколения. В результате к концу 1997 в боевом составе ВМС США находилось 18 атомных подлодок типа «Огайо» с 24 ракетами «Трайдент» каждая. Эти ракеты с дальностью стрельбы 12 000 км имеют разделяющиеся термоядерные боевые части.

Социально-политические и экономические факторы периода 1900-1920-х гг., осложненные условиями военного времени, привели к серьезным изменениям в деятельности школы, в подходе к педагогическим проблемам. Первая волна реформ этого времени пришлась на 1918–1922 гг. и была связана с усилением централизации в управлении школами и продлением сроков обучения в большинстве стран (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов).

Накануне Первой мировой войны и особенно после ее окончания начали появляться экспериментальные учебные заведения, основанные на идеях реформаторской педагогики, например школы Декроли в Бельгии, школы Кузине во Франции, школы-общины в Гамбурге, опытные школы в Бремене, ряд школ в США. Эти учебные заведения открывались в городах и предназначались для приходящих детей. Большинство из них было не средними, а начальными школами. Их организаторы главное внимание обращали на изменение характера обучения, согласование его с психическими особенностями детей различных возрастных групп. Для экспериментальных школ были характерны использование комплексной системы обучения вместо предметной, замена классно-урочной организации обучения индивидуальной самостоятельной работой учащихся или занятиями в добровольно создаваемых детьми группах. Содержание обучения, отбор тем, по которым группировался учебный материал, определялись, как правило, интересами детей, что приводило к нарушению систематичности образования. К сотрудничеству со школой привлекались родители учащихся, представители местного самоуправления. Дети участвовали в решении вопросов не только школьной жизни, но и жизни своего города. Особенно характерно это было для опытных школ Германии и США, преподаватели этих школ увлекались идеями свободного воспитания.

Однако экспериментальные школы были единичным явлением в массовой образовательной практике, относительная консервативность внутренней деятельности массовой школы не позволяла ей быстро реагировать на происходящие изменения в обществе, поэтому государство начало активно вмешиваться в организацию школьной жизни. В частности, в Англии в 1918 г. был принят Акт Фишера, продлевающий сроки обязательного обучения до 14 лет и разделявший начальную школу на младшую (7-11) и старшую (11–14), что позволило улучшить общеобразовательную подготовку учащихся. В 1926–1928 гг. были узаконены интеллектуальные тесты для выпускников младшей начальной школы, по результатам которых лучшие ученики могли поступать в грамматические школы, а остальные продолжали обучение в старшей начальной школе.

В США в связи с экономическим кризисом 1930-х гг. изменилось содержание образования, в котором усилилась доля прикладных знаний и умений, однако уже к 1935 г. были приняты решения о гармонизации научной и практической функций школы.

Во Франции, где действовала окружная система образования, к 1930-м гг. насчитывалось 17 учебн^гх округов. В 1923 г. были упразднены конфессиональные школы, в результате чего массовая школа Франции стала светской. С 1933 г. обучение в средней школе, за исключением последнего, подготовительного к университету класса, было бесплатным, а в 1936 г. сроки начального обучения увеличились до 8 лет и обязательной задачей школы стала подготовка к применению полученных теоретических знаний на практике.

В Германии до 1933 г. деятельность школы была подчинена единому законодательству, регламентирующему все аспекты жизнедеятельности школы. Основными типами обязательной бесплатной начальной школы были общая и профессиональная школа, в которой обучались дети от 8 до 18 лет, кроме того, предусматривалось дополнительное пятилетнее обучение после общей школы. С приходом к власти Гитлера усилилось дисциплинирование в школах, были упразднены дополнительные школы, реорганизованы шестилетние и средние школы. В 1933 г. появляются школы «Адольфа Гитлера», в программу которых вводятся геополитика и расоведение.

Такая конференция была проведена в Вашингтоне в конце 1921 – начале 1922. Согласно ее решению , устанавливалась определенная пропорция предельного тоннажа линейного флота: США – 5, Великобритания – 5, Япония – 3, Франция – 1,75, Италия – 1,75. Установлен был также предельный тоннаж линкоров и авианосцев. Число крейсеров не ограничивалось, но договором предусматривались максимальные нормы их водоизмещения – 10 тыс. т и предельный калибр артиллерии – 203 мм. Договоры, заключенные на конференции, действовали до 1936, когда Япония сочла себя свободной от принятых обязательств. Фактически к этому времени произошли фундаментальные изменения в военно-морских технологиях и доктринах . Первая мировая война была последней войной, в которой исход морского боя решала крупнокалиберная артиллерия. В последующие 20 лет на первое место в качестве средства ведения войны на море выдвинулись самолеты, базирующиеся на плавающих аэродромах – авианосцах, хотя многие осознали это до конца только в ходе Второй мировой войны.

Все эти 20 лет Великобритания сохраняла

положение ведущей морской державы. США с 1936 начали быстро наращивать свои ВМС. От США старалась не отстать Япония. Германия приступила к созданию нового флота и построила большое количество подводных лодок. Вторая мировая война . В морских сражениях этой войны принимали участие уже не только линкоры, крейсеры и миноносцы, но также самолеты и подлодки. Основой флотов становились авианосцы. Так , в сражении у атолла Мидуэй американские палубные истребители, бомбардировщики и самолеты-торпедоносцы нанесли потери значительно превосходящему японскому флоту. Поражение японского флота изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу США. Объединившись у Филиппин осенью 1944 , силы американского флота стали готовиться к вторжению в Японию. Однако атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и разгром советскими войсками Квантунской армии вынудили Японию капитулировать.

В Атлантике, как и в Первую мировую войну, большую опасность для океанских коммуникаций, связывающих США и Великобританию, представляли немецкие подлодки. Союзники вновь прибегли к формированию конвоев, охраняемых эсминцами. Кроме того

, английская разведка сумела узнать шифр, с помощью которого немецкое командование передавало по радио приказы командирам подлодок, что позволило обходить опасные районы. 6 июня 1944 союзники начали самую крупную в истории десантную операцию на побережье Нормандии. Она положила начало открытию Второго фронта в Европе в дополнение к развернувшемуся наступлению советских войск на Восточном фронте. После нормандской десантной операции роль союзного флота свелась к доставке предметов материально-технического обеспечения из США в Европу . Период после Второй мировой войны . После войны Германия, Япония и Италия были лишены военного флота, а флот Франции нуждался в восстановлении. Благодаря своей мощной судостроительной промышленности США за время войны обогнали Великобританию и заняли место ведущей морской державы. Однако под давлением общественности, требовавшей сокращения армии и скорейшего возвращения домой американских солдат, большое число боевых кораблей было переоборудовано в транспортные , и в 1945 – 1946 они доставили 2 млн. военнослужащих в США с бывших фронтов Второй мировой. Строительство боевых кораблей сверх имевшихся 10 тыс. было приостановлено, и еще 2 тыс. исключены из боевого состава флота. inter - «между» и лат. bellum - «война» ), - термин, часто используемый в мировой историографии для обозначения временно́го промежутка между Первой и Второй мировыми войнами .

Классификационно Интербеллум входит в Новейшее время , являясь его первым этапом . Традиционно охватывает период с ноября 1918 года (завершение Первой мировой войны) по сентябрь 1939 года (начало Второй мировой войны), хотя в ряде случаев границы межвоенного периода могут несколько варьироваться в зависимости от дат завершения/начала крупномасштабных вооружённых конфликтов в конкретных странах. К примеру, в ряде русских трудов межвоенный период обозначает период с 1918 по 1941 год (с завершения Первой мировой войны до начала Великой Отечественной войны), или с 1922 по 1941 год (с окончания Гражданской войны до начала Великой Отечественной).

Краткая характеристика периода

Начальная стадия межвоенного периода проходит на фоне социо-культурного и экономического восстановления мирового сообщества после потрясений Первой мировой войны. В странах, одержавших победу в войне , в этот период наблюдается бурный экономический и культурный рост (так называемые Ревущие двадцатые). В то же время, государства, потерпевшие в войне поражение или разрушенные внутренними конфликтами, находятся в лучшем случае в состоянии глубокой стагнации (характерный пример - экономический кризис и гиперинфляция в Германии в 1921-1923 годах), в худшем - борются за существование (Гражданская война в России). Постепенно, однако, и в них ситуация стабилизируется - в РСФСР наступает период НЭПа , германская Веймарская республика переживает «Золотые двадцатые » и т. п. Кроме того, в результате Первой мировой войны и связанных с ней социально-политических конфликтов в Европе возникает большое количество независимых государств, ранее входивших в состав развалившихся империй. В центральной Европе возникают Чехословакия , Венгрия , Югославия ; кроме того, относительной независимости от Великобритании добивается Ирландия . На карте восточной Европы появляются Польша , Финляндия , Эстония , Латвия и Литва . Некоторое время в качестве независимых советских республик существуют Россия , Белоруссия , Украина и государства Кавказа , которые с 1922 года захвачены большевистской властью и принудительно введены в состав СССР .

Данный этап межвоенного периода характеризуется культурным расцветом - в 1920-х активно творят художники Пабло Пикассо , Диего Ривера , Хаим Сутин и другие, писатель и художник Жан Кокто , писатели Эрнест Хемингуэй , Эрих Мария Ремарк , Фрэнсис Скотт Фицджеральд , Дейвид Герберт Лоренс , Михаил Булгаков , Иван Бунин и другие. В западном архитектурном и декоративно-прикладном искусстве зарождается стиль ар-деко , в СССР же 1920-е - эпоха конструктивизма .

На волне мрачных впечатлений от Первой мировой войны - самого масштабного на тот момент военного конфликта в мировой истории, была создана Лига Наций - международная организация, ставившая своей целью сохранение мира и предотвращение военных конфликтов, а также стимулирование экономического роста между странами-членами Лиги. Однако деятельность её с самого начала не развивала предполагавшейся эффективности - в частности, в неё так и не вступили США и долго (до 1934 года) не вступал СССР, а правительства ряда стран-членов, таких, как Германия, Италия и Япония, к 1930-м годам уже открыто демонстрировали свою воинственность. Ситуацию усугубил ряд локальных кризисных ситуаций, таких, как

После Первой Мировой войны в стране царит хаос и в экономике и в политике: закрыты многие предприятия, рост налогов, инфляция, дороговизна, падение реальной зарплаты на 4о-50%, рост безработицы привели к резкому снижению уровня жизни итальянцев. До войны Италия экспортировала продовольствие, а после войны вынуждена была закупать его за границей. Лишенная стабильных внешних рынков сбыта, без достаточно емкого внутреннего рынка, Италия оказалась на пороге экономического кризиса 1920 г. Правда в период войны значительно окрепли отрасли промышленности, обеспечивающие военные заказы (металлообрабатывающая, автомобильная, химическая и др.), но в послевоенный период Италия была вынуждена свертывать военное производство.

Экономические трудности обострили классовые противоречия, нарастает мощное движение трудящихся. В ответ на отказ повысить заработную плату, рабочие стали захватывать предприятия и сами ими управлять, организуя фабрично-заводские советы - органы рабочего самоуправления. Такие советы были созданы на металлургических, судостроительных, текстильных, автомобильных и других предприятиях. Рабочие рассматривали захват фабрик и заводов как первый шаг к установлению в стране власти пролетариата. Они создавали даже отряды Красной гвардии и приступили к изготовлению оружия. Вместе с рабочими выступали служащие, инженерно-технические рабочие, а также крестьяне и батраки, которые начали захватывать помещичьи земли.

Период 1919-1920 г.г. - это период революционного кризиса, его называют « Красным двухлетием». В этот период Италию потрясали непрекращающиеся забастовки. Участились продовольственные волнения с захватом продовольственных магазинов, в некоторых городах профсоюзы стали распределять среди рабочих по низким ценам конфискованные продукты. В стачечном движении, охватившем свыше 2 млн. человек, рабочие требовали 8-часового рабочего дня, повышения зарплаты, введения скользящей шкалы зарплаты и заключения коллективных договоров. Звучали и политические требования - прекратить интервенцию в Советскую Россию. Забастовки сопровождались массовыми вступлениями рабочих в профсоюзы. Ведущей профорганизацией была Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), в 1919 г. в ее рядах состояли 2,1 млн. чел.

Самым крупным выступлением « красного двухлетия « стало движение итальянского пролетариата за захват фабрик и заводов в « промышленном треугольнике» (Милан, Турин, Генуя). Рабочие металлургического завода в Милане заняли завод, их примеру последовали рабочие фабрик и заводов других городов. В течение почти трех недель рабочие охраняли заводы, наладив на них работу, выдачу зарплаты и продовольствия. На захваченных предприятиях создавались фабрично-заводские советы. Размах рабочего движения вызвал растерянность правительства. Правительство пообещало рабочим, что повысит зарплату и разрешит рабочий контроль на предприятиях. Профлидеры ВКТ убеждали рабочих в том, что обещания правительства солидны и надежны, и добились возвращения фабрик и заводов их владельцам, а те, естественно, отказались от своих обещаний.

В 1918 году наиболее прогрессивные члены ИСП выступили с призывом создания в Италии социалистической республики и установления диктатуры пролетариата, по подобию России. Рабочие Италии выдвинули лозунг: «Сделаем, как в России!». Сторонников такого направления развития Италии стали называть «максималистами», т.е. сторонниками программы - максимум - диктатуры пролетариата. Помимо этого направления существовали и «реформисты», также находившиеся в ИСП. Они выступали только за проведение демократических реформ: 8-и часовой рабочий день, демократизация выборов, повышения зарплаты, контроль за управлением предприятий и т.д. В этот период сильно возросло и католическое движение, которое возглавляла Народная партия, созданная при содействии Ватикана (1919 год).

Вслед за городскими рабочими на борьбу поднялись крестьяне, арендаторы, батраки. Они требовали земли, снижения арендной платы, 8-часового рабочего дня и более высокой зарплаты. Началось стихийное движение за захват помещичьих земель, оно достигло такого размаха, что правительство вынуждено было принять законы, улучшающие положение сельского населения, в том числе в ряде случаев разрешалась передача в руки крестьян захваченных ими земель.

Руководство ИСП не решалось встать во главе рабочего и крестьянского движения и поддержать революционный настрой трудящихся. Руководители профсоюзных объединений поддерживали лишь экономические требования народа. В этот период в Италии не оказалось партии, которая могла бы возглавить пролетариат и крестьянство на борьбу за свои права. Поэтому начался спад революционной войны. Однако, правительство пошло на уступки и удовлетворило многие экономические требования трудящихся. Вместе с тем, уже в 1919 году Антонио Грамши создает «обновленную социалистическую партию», которая по своим взглядам и задачам была близка к коммунистической партии в России. В 1921 году эта партия была преобразована в Итальянскую коммунистическую партию (ИКП). Первым её руководителем был Антонио Грамши. Эту партию поддерживало 50 тыс. человек.

Постигшая рабочее и крестьянское движение неудача имела важное последствие, а именно: утрату доверия, как к правительству, так и к лидерам социалистической партии и профсоюзам, что в скором времени повернуло рабочее движение к фашизму.

Следует сказать, что буржуазия Италии была недовольна итогами Первой Мировой войны. Она считала, что Италия достойна большего. Распространялось мнение, что Италия оказалась «побежденной в лагере победителей». В этот период в стране было много бывших фронтовиков, также недовольных итогами войны для Италии. «Нас предали!», - был их лозунг. Они не скрывали своей обиды на предательство союзников, «обделивших» Италию после Первой Мировой войны и подхватывали националистические лозунги о необходимости внешних захватов и «национальном величии» Италии.

По окончании Первой Мировой войны государственная и политическая система Италии оказались в состоянии кризиса. Правительство было не способно справиться с серьезными трудностями первых послевоенных лет. Итальянская буржуазия не имела крупной, хорошо организованной политической партии, способной добиться парламентского большинства и затем стабилизировать внутрипартийную ситуацию. Буржуазные круги нуждались в новой сильной партии, связанной с массами. В 1919 г. по инициативе католических кругов и на базе массового католического движения была создана Народная партия (пополари, от итальянского слова - «народ») По сути, это была буржуазная партия, опиравшиеся на широкие массы крестьянства, мелкой буржуазии города и отчасти на пролетариат и использовавшая традиционно глубокие религиозные чувства итальянцев. Программа Народной партии содержала требования, близкие интересам ее рядовых членов, что отвлекало массы от социалистической партии. Под своим контролем Народная партия создала свой общенациональный профцентр - итальянскую конфедерацию трудящихся.

В 1919г. на парламентских выборах у власти оказалась Народная партия и другие буржуазные партии.

Слабость итальянского государства в проведении им внутренней и внешней политики, последствия «искалеченной победы», активное массовое движение трудящихся в 1919-1920г.г. создали появление конкретно-исторических условий, в которых возник фашизм.

В 1919 г. в Милане была создана первая фашистская организация. Это был «Союз борьбы». Слово «Союз» по-итальянски «fascio». От него и происходят слова «фашист» и «фашизм». «Союз» первоначально выдвигал требования, которые были близки народу: ликвидацию монархии, отмену титулов, требование налога на крупный капитал и упразднение обязательной воинской повинности, 8-и часовой рабочий день и проведение аграрной реформы. Но все это были демагогические требования и выдвигались они лишь с целью привлечь на свою сторону широкие массы населения.

Фашистские организации стали называться боевыми союзами. Фашисты ввели военизированную форму - черные рубашки, особую организационную структуру - легионы, когорты и древнеримское приветствие - взмах протянутой вперед прямой руки. В действительности вся деятельность фашистов была направлена, во-первых, на разжигание националистических настроений захватнической внешней политики Италии, которая искала себе «места под солнцем», во-вторых, против организованного рабочего движения и его партий и, в-третьих, на поиски поддержки влиятельных монополистических кругов и верхушки армии. В течение первых лет демагогическая пропаганда фашистов не имела массового успеха: численность фашистских союзов была небольшой и на первых послевоенных выборах фашисты не смогли провести в парламент ни одного депутата.

Вождем итальянских фашистов стал Бенито Муссолини. Он родился в 1883г. в семье кузнеца. После окончания школы он работал преподавателем в школе, затем уехал в Швейцарию, где довольно быстро выделился в среде итальянских эмигрантов, выступая на митингах и сотрудничая в прессе. Муссолини вступил в социалистическую партию. По возвращении в Италию он занимался журналистикой и политикой. С началом Первой Мировой войны, Муссолини, разочаровавшись в соцпартии, покидает ее и в 1919 г. становится инициатором создания фашистских союзов.

Муссолини был человеком весьма способным, обладал большой волей, был прекрасным оратором, умел увлечь людей своими словами. Его считали человеком толпы, обладающим политической интуицией и практицизмом, его называли «артистом действия», любил эффектные позы, жесты и одежду.

За достаточно короткое время Муссолини смог умело воспользоваться экономическим и политическим положением в Италии и добиться того, что фашизм стал массовым движением. Он выдвигал лозунги, которые привлекали к нему широкие массы. Так, его лозунг: «Земля тому, кто ее обрабатывает» привлек массы среднего крестьянства и симпатии многих слоев населения Италии. Он поддерживал фронтовиков, которые воевали в Первую Мировую войну, и вместе с ними требовал насильственно отнять и присоединить к Италии территории Северной Африки, которых она лишилась в войну. Он сумел заручиться поддержкой итальянской монополистической буржуазии, банкиров и аграриев, руководства армией, королевского двора, Ватикана. После поражения движения рабочих за захват предприятий в 1920 г. число фашистских союзов и их численность стали быстро расти. В 1921 г. в Риме «Союз борьбы» оформился в политическую партию, у которой было уже 300 тыс. сторонников, причем 40% составляли пролетарские элементы: рабочие, крестьяне, служащие, ремесленники, учащиеся. Началась подготовка к захвату власти. Препятствием на этом пути было рабочее движение и его партии - социалистическая и коммунистическая. Муссолини создает отряды «чернорубашечников» (члены этих отрядов носили черные рубашки), которые начали откровенную жестокую уличную гражданскую войну с социалистами, коммунистами, либералами. Фашисты устраивали погромы рабочих организаций и облавы, срывали митинги, избивали рабочих руководителей, применяли террор и издевательства над своими противниками. Отряды Муссолини громили редакции газет, кооперативы, профсоюзные организации. Вооруженные столкновения фашистов и антифашистов стали повседневным явлением в Италии. Итальянские трудящиеся оказывали фашистам сопротивление, столкновения рабочих с фашистами иногда превращались в кровопролитные схватки. Однако, разобщенность рабочего движения не позволила создать непреодолимого для фашистов барьера на их пути к власти. В октябре 1922г. Муссолини отдал приказ о так называемом «походе на Рим» и вооруженные колонны чернорубашечников, не встретив сопротивления, вступили в «вечный город». Король Виктор Эммануил III принял Муссолини и после переговоров предложил ему пост главы правительства. Так в Италии произошел фашистский переворот, и Италия стала первой страной, где фашисты пришли к власти. Муссолини должен был сформировать коалиционное правительство, но в действительности оно стало правительством однопартийной диктатуры. Постепенно вся полнота законодательной и исполнительной власти переходит к фашистам. Сам Муссолини сосредоточил в своих руках огромную власть: он премьер-министр, министр внутренних дел, руководитель трех военных министерств, министр колоний. Парламентские выборы 1924г. прошли в обстановке террора и фальсификаций. Фашисты получили большинство путем махинаций. Махинации фашистов мужественно разоблачил депутат социалистической партии Маттеотти, за что и был убит. Убийство Маттеотти вызвало возмущение в стране и привело к так называемому «кризису Маттеотти». Оппозиционный комитет, который требовал роспуска фашистского парламента и отставки Муссолини, был разогнан. В 1925 г. издаются законы, по которым состав правительства становится полностью фашистским. Муссолини назначается не парламентом, а королем, и освобождается от ответственности перед парламентом, правительство получает право издавать законы в обход парламента, распускаются все нефашистские политические партии и профсоюзы. Вводится ссылка без суда и следствия и восстанавливается смертная казнь над врагами государства. Принимается «Хартия труда» документ, который определяет устройство государства. Соответственно основным отраслям экономики были созданы 22 корпорации, которые объединяли предпринимателей, профсоюзы и всех трудящихся. Введение корпоративной системы стало формой усиления государственного контроля над всей экономикой Италии. Муссолини начал переделывать экономику Италии. Но перестройка экономики была направлена не на улучшение уровня жизни населения, а на усиление военного потенциала страны. Экономика перестраивалась в условиях террора, строжайшей цензуры, преследования инакомыслия, запрета профсоюзов, подавления забастовок, демонстраций, репрессий и т.д. Она шла под лозунгом «Да здравствует диктатура!» и культа личности Муссолини. Его называли не иначе, как «Дуче» (Вождь). Муссолини добивался автаркии- самообеспечения и экономической независимости. С этой целью проводилась отраслевая и техническая реорганизация экономики, вводился строгий контроль над производством и финансами, регулирование потребления, милитаризации. Путем прямого многостороннего вмешательства в экономику итальянское фашистское государство сумело обеспечить ускорение темпов развития страны.

Муссолини строит планы к завоеванию других государств. Он заявлял, что Италия должна стать «руководителем цивилизованного мира».

Муссолини приветствовал установление фашизма в Германии, ибо это доказывало, по его мнению, «торжество фашистской идеи» в Европе. Он считал, что фашизм можно распространить мирным путем, но в то же время Германия становилась конкурентом Италии, ибо Гитлер высказывался о превосходстве именно немецкой расы.

Фашистская Италия вынашивала планы расширения своих территорий. С этой целью необходимо было перевооружить армию и технически, и морально, что и было сделано. Италия заключает секретные соглашения с Францией и Англией о разделении сфер влияния в колониальных странах, в частности в Африке. Муссолини решил начать с Эфиопии. Выбор этой страны был обусловлен тем, что Эфиопия могла стать источником сырья и рынком сбыта для Италии. Создавалось общественное мнение, что Эфиопия является «пистолетом, направленным в сердце Италии». В 1935 году хорошо вооруженная итальянская армия вторглась в Эфиопию, которая обладала большими сырьевыми богатствами и важным стратегическим положением. В войне были использованы современное оружие и отравляющие вещества. В 1936 г. Итальянцы заняли столицу Эфиопии Аддис-Абебу. Эфиопия была объявлена колонией Италии. Лига наций объявила Италию агрессором. К ней были применены соответствующие санкции: запрет экспорта, импорта, кредитов, но это было формально. Отношение к захвату Эфиопии неоднозначно воспринялось в стране. Буржуазия одобряла войну, проходили митинги в её поддержку, звучали призывы молиться за победу Италии. Был объявлен сбор золота и цветных металлов для военных нужд, проведена церемония пожертвования обручальных колец на войну (королева Елена и жена Муссолини также сдали свои кольца). С другой стороны, антифашистские партии выступали против войны. Они раскрывали её сущность: «Война, начавшаяся в Африке, это не война Италии, а война фашизма… немедленный мир с Эфиопией! Долой Муссолини!»

После захвата Эфиопии Муссолини сказал, что Италия снова стала империей. Окончание войны в Эфиопии знаменовало начало фашизации жизни в Италии. Был определен единый «фашистский» стиль жизни в стране. Среди обязательных мероприятий особое место занимали «фашистские субботы». Все итальянцы должны были посвящать субботы военной, политической и спортивной подготовке. Формировался новый человек «эры Муссолини». Создавались молодежные организации - «Дети волчицы», «Молодые фашисты». В этих организациях обучали детей жить по-фашистски. В 6 лет ребенок давал клятву служить фашизму, «не жалея собственной крови». Везде был культ Дуче, он обожествлялся, везде были лозунги: «Муссолини всегда прав».

В 1936 г. во время революции в Испании Италия вместе с Германией оказывали помощь правительству Франко в подавлении революции, т.е. предприняли интервенцию - вмешательство во внутренние дела Испании. Этим они поддержали фашистский режим в стране.

Итальянские самолеты и корабли перевозили грузы мятежников в Испанию, переправляли «добровольцев». Итальянские антифашисты направляли также своих добровольцев в Испанию, чтобы с оружием в руках бороться против фашизма, хотя бы в другой стране. И так случалось, что итальянцы выступали в Испании друг против друга. Помощь Испании равнялась 2/3 годового итальянского бюджета. В 1937 году по настоянию Франко Муссолини вывел итальянские войска из Испании.

Участие в интервенции в Испании Италии и Германии способствовало их сближению. Ими была выработана согласованная политика по « антибольшевистской борьбе» и намерения по согласованной политике в Европе. Так образовалась « Ось Берлин - Рим», затем к ним присоединилась и Япония. Главным в этом союзе была « борьба с коммунизмом».

В 1939 г. Италия захватила Албанию. В этом же году в Берлине был подписан так называемый « Стальной пакт», он завершил образование агрессивного блока фашистской Германии и Италии. Этот блок Италии и Германии носил не оборонительный, а наступательный характер. Он был создан для того, «чтобы изменить географическую карту мира».

Агрессивность внешней политики Италии сопровождалась милитаризацией страны. Муссолини считал, что Италия должна представлять военный лагерь. В Италии стала культивироваться не только идея нации, но и расистская идеология. Итальянцев относили к высшей арийской расе, все другие национальности подвергались дискриминации.

В сентябре 1940 года Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о политическом и военно-экономическом союзе. Он определил сферы влияния каждого из трех государств, провозгласил их целями раздел мира и порабощение народов.

Таким образом, перед Второй Мировой войной в Италии была сформирована фашистская диктатура, которая уже отметила свое 17-летие. Фашизм в Италии заявлял о претензиях на внешнюю экспансию и требовал подчинения этим целям внутренней жизни страны. Агрессивность внешней политики Италии сопровождалась дальнейшей милитаризацией страны. Муссолини считал, что Италия должна представлять военный лагерь. В стране имели место крайние меры насилия против всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм. В то же время в Италии росло антифашистское сопротивление, которое возглавляла итальянская коммунистическая партия. В Италии продолжались забастовки, демонстрации с требованиями не только экономических, но и политических перемен.


Самое обсуждаемое
презентация к уроку на тему презентация к уроку на тему
Основные компоненты процесса развития диалогической речи, в условиях раннего обучения английскому языку исходя из особенностей каждой формы Основные компоненты процесса развития диалогической речи, в условиях раннего обучения английскому языку исходя из особенностей каждой формы
Презентация на тему Презентация на тему "история логопедии"


top