Народное собрание. Общий характер римских народных собраний Виды народного собрания в древнем риме

Народное собрание. Общий характер римских народных собраний Виды народного собрания в древнем риме

В период республики органи-зация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени воз-никновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства зна-чительно увеличились- Но это почти не отразилось на струк-туре высших органов государства, по-прежнему находив-шихся в Риме и осуществлявших централизованное управ-ление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преоблада-нии первых, обеспечивавших привилегированное положе-ние знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отра-зилось в полномочиях и взаимоотношениях высших госу-дарственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимуществен-но управляли государством. Это делали сенат и магистра-ты - органы реальной власти нобилитета.

2.1. Виды народных собраний в Древнем Риме.

В Римской республике существовали три вида народ-ных собраний - центуриатные, трибутныо и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кру-гов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях выс-ших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центу-риях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ог-раниченной- Они избирали низших должностных лиц (квес-торов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получи-ли и право принятия законов, что привело к росту их зна- » чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в ре-зультате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего ста-ло 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было откры-тым и только в конце республиканского периода было вве-дено тайное голосование (участникам собрания раздава-лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат по-лучил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически на-правлять деятельность собрания.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания , а основными сословиями - патриции и плебеи , к которым впослед-ствии прибавилось сословие всадников .

Такое устройство и рас-пределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались вы-борными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении дли-тельного времени представителями нескольких патрицианских родов.

К началу III в.

богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благород-ных).

Магистраты и эдикты

Магистратами в Риме называли раз-личные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование вой-сками, управление провинцией, отправление правосудия и др.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или по-мещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдик-тами (от "объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

  1. юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через по-средство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
  2. империумом (полнота высшей власти, предоставляемой ма-гистрату для проведения определенного рода мероприятий, на-правленных на обеспечение общего блага).

Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом.

Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.
Внешним атрибутом империума были фасции - розги, пере-вязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизиро-вали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фас-ции и телохранители входили в атрибуты царской власти, затем телохрани-тели-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:

  1. все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должнос-тей, признаваемых за этими собраниями.
  2. практически все магис-траты избирались в должности сроком на один год, и только цен-зоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти.
  3. каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обес-печение коллегиальности в отправлении этих властных должнос-тей.

    Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.

  4. все должности выстраивались в особой иерархической соот-несенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышесто-ящие имели право интерцессии на решения нижестоящих.
  5. все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недо-ступными для малоимущих.

    И "уволить" их с должности до исте-чения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ.

  6. если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к от-ветственности.

Основными чиновными персонами в республике были:

  1. консулы;
  2. преторы;
  3. цензоры;
  4. эдилы;
  5. квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций.

Впослед-ствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы име-ли право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.
По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.
Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (кон-сультировались) друг с другом.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов.

Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названи-ем "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими пол-номочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного по-рядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так назы-ваемого ценза - списка населения с последующим распределени-ем граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка се-наторов.

В процессе осуществления этих дел цензор имел возмож-ность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравствен-ным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.

В обязанности эдила входило исполнение функций по органи-зации и контролю за общественным порядком - на улицах, рын-ках и т.д.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только пле-беев.

Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и не-прикосновенной.

18. В истории римского государства различают три основных периода :
1.

древнейший царский - от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г.

до н.э.;
2. республикан-ский - охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.);
3. имперский - распадается на два подпериода:

  • период принципата , когда принцепс (первый в списке сенато-ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики - глав-ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;
  • период домината (от dommus - господин), который зна-менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк-туры империи.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис.

Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии).

Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран.

Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

  • нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

    Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;

  • сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
  • провинциальная знать , сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении.

    К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов .

Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов.

Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат .
Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы.

Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб.

Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).

Народное собрание (комиции). В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ.

Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам - патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.

В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом.

Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки.

Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки - ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков.

А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам - территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских - только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.

Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, - Комицием.

Консулы. Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность.

Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью - империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов.

Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.

Преторианец, император и трибун

Ликторы носили на плечах фасци - связки прутьев с воткнутыми в них топорами.

Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы.

Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.

Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества - эта оценка называлась цензом - производили цензоры.

Преторы. Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем.

Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.

Цензоры. Цензорами становились обычно бывшие консулы.

Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, - цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор - его исключали из сената, если всадник - отнимали коня, если простой плебей - заносили в позорный список худших граждан.

Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.

Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.

Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа.

Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.

Диктатор. Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”.

Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком - она не могла длиться долее шести месяцев.

“Почетные” магистраты. Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их - “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной.

Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты - народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.

Сенат. Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики.

Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” - как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне - курульном кресле.

Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е.

расходились в разные стороны.

12. Государственный строй древнего рима в период империи

Заседал сенат либо в особом здании - курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего - в храме Юпитера на Капитолии.

Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно.

На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов.

Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате

(картина Чезаре Маккари 1882-1888)

Всадники. Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия - большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия.

При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия - сенатское и всадническое.

Римский всадник (реконструкция)

Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.

В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат.

В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом.

И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.

Республиканская знать и её господство в государстве. Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире.

Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская - которой обладают высшие магистраты, аристократическая - которую представляет сенат, и демократическая - которую осуществляет народное собрание.

В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур.

После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов.

Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.

В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать.

Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.

Элементы государственной власти в Древнем Риме

Народное собрание в Риме периода республики

Если отношение царя к народу мы могли представлять себе в виде патриархального отношения домовладыки к своей семье, то с установлением республики народ освобождается от патриархальной опеки, делается самостоятельным властителем своих судеб, делается суверенным. Государство - это Populus Romanus Quirites(pимский народ квиритов) . Народ является подлинным носителем государственного верховенства, государственного «величества» (majestas); и если есть в Риме в это время какое - либо «величество», то это есть Его Величество Римский Народ. Оскорбление народа, нарушение его прерогатив квалифицируется как «оскорбление величества», как crimen laesae majestatis .
Народ является также носителем и всех частных прав, присущих государству: он имеет собственное имущество (например, ager publicus считается имуществом populi Romani), он является иногда наследником (например, по отношению к Пергаму) и даже опекуном (по отношению к Египту).
Общая идея этого народного верховенства находит себе реальное выражение в народных собраниях: народ осуществляет свое верховенство только тогда, когда он действует в известных формах, когда он выступает надлежащим образом организованным. Ввиду этого от народных собраний в техническом смысле, от так называемые comitia , надо отличать простые собрания - митинги, так называемые contiones . Даже если эти contiones были созваны каким - либо магистратом для такого или иного сообщения народу, для предварительного обсуждения какого - либо законопроекта и т. д., мнения и решения собравшейся массы не будет иметь никакого юридического значения. На таких contiones магистрат юридически ни в чем народ не спрашивает и никакого решения от него не ждет («contionem habere, hoc est verba facere ad populum sine ulla rogatione» - «иметь сходку означает держать речь к народу без внесения какого - либо законопроекта»), напротив, предметом комиций является всегда такое или иное решение народа, такой или иной ответ на предложение (rogatio) магистрата.
Период республики знает уже три вида комиций.
1. Первый вид - это старые досервиановские народные собрания по куриям - comitia curiata . Они еще сохраняются, но постепенно теряют свое значение: все важнейшие вопросы решаются в других народных собраниях; за ними остаются лишь некоторые функции чисто формального характера. Таковы: а) lex de imperio (закон о наделении властью). Магистрат, избранный в другом народном собрании, должен был получить еще от comitia curiata lex de imperio. Это не значит, что без этого он не имел бы никакой власти; lex de imperio необходим лишь для того, чтобы доставить ему право сноситься с богами, то есть право ауспиций. Эта функция в глазах Цицерона была уже почти единственной функцией comitia curiata. b) Некоторые частные акты, совершение которых должно было произойти в народном собрании: усыновление (arrogatio) и завещание (testamentum).
Неясен, однако, состав куриатных комиций в период республики. Есть ученые (например, Герцог и др.), которые думают, что эти комиции и в период республики состоят только из патрициев, что плебеи и теперь остались вне организации по куриям. Другие полагают, что плебеи, напротив, участвуют в comitia curiata, и ссылаются при этом на следующие данные. а) Во главе каждой курии стоял особый curio, а во главе всех курионов - curio maximus. По сообщению некоторых источников, в 209 г. до Р. Х. на должность curio maximus был избран плебей, что было бы немыслимо, если бы плебеи не входили в состав курий. b) Во второй половине республики мы встречаем случаи усыновления патрициев плебеями, что опять - таки было бы невозможно, если бы последние в куриатных собраниях не участвовали. с) Наконец, есть сообщение о том, что первое время (до lex Publilia Voleronis) народные трибуны избирались в собраниях плебеев по куриям. На основании этих данных некоторые ученые (например, Солто, Ленель) приходят даже к заключению, что плебеи были включены в курии и принимали участие в comitia curiata всегда, даже еще в период царей. Но тогда вся дальнейшая известная нам борьба между патрициями и плебеями была бы совершенно непонятна: естественный рост плебейства дал бы ему более легкий перевес над патрициями в рамках comitia curiata, чем в рамках comitia centuriata. Если приведенные данные несомнительны, то, очевидно, появление плебеев в comitia curiata есть событие республики, но когда и при каких условиях оно произошло - неизвестно.
Как бы то ни было, но роль comitia curiata в действительной жизни Рима неуклонно падает; население утрачивает к ним всякий интерес, так что нередко все собрание состоит только из 30 ликторов, которые по обязанности представляют 30 курий.
2. Главною формой народных собраний являются в этом периоде собрания по центуриям - comitia centuriata . Здесь происходят выборы важнейших магистратов, здесь решаются важнейшие вопросы законодательства и политики, вследствие чего эти собрания называются comitiatus maximus(Великое народное собрание) . Но в составе их произошли весьма существенные изменения.
Как было указано выше, comitia centuriata были первоначально собранием войска; организация политическая покоилась на организации военной и совпадала с ней. В период республики эта связь порывается: технические условия военного дела заставили перейти к иной организации войска, вследствие чего comitia centuriata приобрели характер формы народных собраний исключительно политической.
Вместе с тем, экономическое развитие республики вызвало к жизни появление таких групп среди римского населения, которые далее нельзя было игнорировать и которые в старой, Сервиановской организации не находили себе места, соответствующего их действительному общественному значению. Отсюда естественная необходимость известных реформ.
Первая из этих реформ состояла в следующем. По первоначальному, Сервиановскому, устройству в трибы, а затем и в классы заносились только землевладельцы («adsidui», а потому и «tribules»); лица же, не владеющие недвижимостью (proletarii), как capite censi , все вместе были собраны в одну последнюю, внеклассную центурию. К половине республики таких не - землевладельцев в Риме появилось уже множество, и они перестали представлять из себя величину социально незначительную. Ввиду этого Аппий Клавдий Цек, цензор 312 г., стал записывать и этих не - землевладельцев, aerarii , в трибы и классы (сообразно их движимому имуществу). Благодаря этому, трибы утратили свой прежний характер землевладельческих округов, а самые центуриатные собрания сильно демократизировались («humilibus per omnes tribus divisis et forum et campum corrupit» - «простонародьем распределенным по всем трибам он и форум и Марсово поле [места собраний] испортил»). Это обстоятельство вызвало сильную реакцию, и с 304 г. aerarii стали заноситься только в 4 городские трибы.
О другой реформе мы имеем, к сожалению, весьма скудные сведения. В общих чертах, однако, сущность ее сводится к следующим основным пунктам: 1) Был повышен имущественный ценз классов в связи с увеличившимися богатствами и уменьшившейся ценностью денег: для первого класса - 100 тысяч новых ассов, для второго - 75 тысяч, для третьего - 50, для четвертого 25 и для пятого 12,5 тысяч ассов. 2) Уничтожена была привилегия всадников подавать голоса первыми; центурия, начинающая подачу голосов (так называемая centuria praerogativa), отныне всякий раз избиралась из центурий первого класса по жребию. 3) Приведено было в связь число центурий с числом триб, но каким именно образом - неизвестно. С расширением римской территории наряду со старыми городскими и сельскими трибами образовались новые, и к 241 г. до Р. Х. общее количество триб доросло до 35, но затем более не увеличивалось, несмотря на новые и крупные территориальные приобретения: вновь присоединяемые территории включались уже в состав тех или других из существующих триб. Причиной этого является, по - видимому, то обстоятельство, что с этого момента число 35 лежит уже в основании новой организации центуриатных комиций. С другой стороны, Цицерон сообщает, что число центурий первого класса было понижено с 80 на 70. Ввиду этого полагают (Моммзен и др.), что и все остальные классы имеют теперь одинаковое количество центурий, а, следовательно, и голосов, то есть по 70 - от каждой трибы по 2 центурии: одна centuria juniorum, другая - seniorum. Вследствие этого общее число центурий, образующих comitia centuriata, возросло до 375: 350 центурий от 5 классов + 18 центурий всадников + 2 центурии военных мастеров, 2 центурии музыкантов и 1 дополнительная центурия для пролетариев (с имуществом ниже 12,500 ассов).
Также неизвестно и время этой реформы. Несомненно только, что она приходится на время между первой и второй пунической войной; Моммзен приписывает ее цензорам Л. Эмилию и Г. Фламинию и относит ее к 220 г. до Р. Х.
3. Третьей формой народных собраний являются собрания по трибам, которые во второй половине республики начинают играть весьма заметную роль. Рост их значения соответствует общему росту демократической идеи: в собраниях по трибам имущественная состоятельность граждан уже не играет никакой роли.
Следует, однако, различать два вида трибутных собраний: собрания специально - плебейские - concilia plebis tributa и собрания патрицианско - плебейские, то есть всего народа - comitia tributa. Постановления первых называются plebiscita , постановления вторых - populiscita. Взаимное историческое соотношение этих двух видов трибутных собраний в высокой степени неясно ввиду следующего обстоятельства.
Закон 286 г. до Р. Х. - lex Hortensia - постановил, что всякие решения трибутных плебейских собраний должны иметь полную обязательную силу для всего народа («ut quod tributim plebs jussisset omnem populum teneret» - «чтобы того, что плебс по трибам определит, весь народ держался») и что, следовательно, plebiscitum должно равняться lex. Однако, рядом с этим мы имеем сообщения о других, более ранних законах, которые поставляли, по - видимому, то же самое; это lex Valeria Horatia 449 г. и lex Publilia Philonis 339 г. Считая невероятным, чтобы все эти три закона повторяли, действительно, одно и то же, современные историки предполагают некоторое различие в их содержании, но какое именно - в этом расходятся. Наиболее вероятным кажется мнение Моммзена: только последний закон, lex Hortensia, признал общеобязательную силу за плебисцитами; два же первые закона относились не к plebiscita, а к populiscita , то есть к постановлениям всенародных собраний по трибам, причем первый имел в виду выборы в них, а второй - общие законодательные решения. Если эта гипотеза верна, то мы имеем тогда дату возникновения обоих видов собраний по трибам: concilia plebis tributa приобретают юридический характер для избрания плебейских трибунов с lex Publilia Voleronis 471 г., а для законодательной функции вообще с lex Hortensia; comitia tributa узаконены lex Valeria Horatia и lex Publilia Philonis.
Таковы три исторически сложившиеся вида римских народных собраний. Строго проведенного принципиального разграничения компетенций между ними не существовало: многое определялось случайными историческими прецедентами. Так, прежде всего, что касается выборов, то они распределялись следующим образом: высшие магистраты - консулы, преторы, цензоры - избираются в comitia centuriata; квесторы и курульные эдилы в comitia tributa; плебейские магистраты (трибуны и плебейские эдилы) в concilia plebis tributa. В области уголовной юрисдикции наиболее важные преступления, влекущие за собой смертную казнь (capite anquirere), подлежат суду comitia centuriata; менее важные, влекущие только штраф (pecunia anquirere), - суду comitia tributa. - Что касается законопроектов, то они вносятся в те или другие собрания, смотря по тому, кто их вносит: каждый магистрат предлагает свои проекты тем комициям, в которых он избирается; следовательно, консулы и преторы в comitia centuriata, плебейские трибуны в concilia plebis tributa и т. д.
Порядок делопроизводства в общем таков. Инициатива в созыве народного собрания принадлежит только магистратам. День и предмет собрания должны быть объявлены заранее, причем, в интересах предварительного ознакомления народа, законопроект или имена подлежащих избранию кандидатов должны быть также заблаговременно выставлены на форум. Начинается народное собрание с ауспиций, затем вновь объявляется подлежащий решению вопрос и непосредственно (без речей и дебатов) приступают к голосованию. Подача голосов первоначально была устная и открытая, но во второй половине республики несколькими legis tabellariae (lex Gabinia 139 г. для выборов, lex Papiria 131 г. для законодательства и мн. др.) устанавливается голосование закрытое и письменное (посредством табличек с надписью UR - uti rogas(как ты предлагаешь), согласие и А - antiquo(оставляю по прежнему, то есть отвергаю нововведение), несогласие). Каждый участвующий имел один голос; голоса сосчитывались сначала внутри каждой курии, центурии или трибы, и таким образом получался голос этой единицы; большинство голосов этих единиц давало решение всего народного собрания. Понятно, что при таком порядке голосования большинство голосов центурий или триб могло не всегда согласоваться с действительным большинством отдельных голосов.

В период республики органи­зация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени воз­никновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства зна­чительно увеличились- Но это почти не отразилось на струк­туре высших органов государства, по-прежнему находив­шихся в Риме и осуществлявших централизованное управ­ление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преоблада­нии первых, обеспечивавших привилегированное положе­ние знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отра­зилось в полномочиях и взаимоотношениях высших госу­дарственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимуществен­но управляли государством. Это делали сенат и магистра­ты - органы реальной власти нобилитета.

2.1. Виды народных собраний в Древнем Риме.

В Римской республике существовали три вида народ­ных собраний - центуриатные, трибутныо и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кру­гов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях выс­ших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центу­риях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ог­раниченной- Они избирали низших должностных лиц (квес­торов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получи­ли и право принятия законов, что привело к росту их зна- " чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в ре­зультате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего ста­ло 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было откры­тым и только в конце республиканского периода было вве­дено тайное голосование (участникам собрания раздава­лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат по­лучил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически на­правлять деятельность собрания.

Государственный строй Рима в период республики

Правовое положение населения в Древнем Риме в период республики

Образование государства

Борьба плебеев за уравнение с патрициями разрушила замкнутую родовую организацию и расчистила путь к образованию государства. Этот процесс закреплен реформами VI царя Сервия Туллия. Реформы Туллия были направлены:

1. На организацию регулярного сбора податей с населения Рима.

2. Введение новой военной организации с целью привлечения к военной службе всех к ней способных. Но объективно они привели к ликвидации в Риме родовой организации.

Для достижения /1/ территория Рима была разбита на 4 округа (ТРИБЫ) + 17 сельских триб. Каждая триба имела свое название и границы. Все население, жившее на ее территории, приписывалось к ней и платило налог - ТРИБУТУ. Для достижения /2/ все военнообязанное мужское население Рима в зависимости от имущественного положения было поделено на 6 классов.

6-й класс состоял из людей без земельной собственности с единственным богатством - потомством (proles) -пролетарии. Они были свободны от налогов и воинской повинности, но не имели политических прав.

Каждый из 5 классов выставлял определенное количество военных единиц - ЦЕНТУРИЙ (сотен). В новом народном собрании народ группировался не по курьям, а по центуриям. Это новая политическая единица. Каждая центурия имеет 1 голос, а центурий было 193, где 1 классу принадлежало 98 штук (80 тяжеловооруженная пехота и 18 кавалерия). Итак, абсолютное большинство голосов в новом Народном Собрании было у наиболее богатых, следовательно, голосование, порой, не доходило до средних классов.

Плебеи были включены в понятие «Римский народ» и получили право участвовать в Народном Собрании.

В 510 -9 г.г. до н.э. был изгнан 7-й царь Тарквиний Гордый. С тех пор по 27 г. н.э. в Риме была республика.

К 287 г. до н.э. к моменту издания закона диктатура Гортензия, по которой решения плебейских собраний становились обязательными для всех законами закончилась многолетняя борьба плебеев с патрициями за полноправность.

Основные требования плебеев (решения аграрного вопроса - доступ к общему полю, отмена долговой кабалы, ограничение долгового процента, политическое равноправие, т.е. право участия во всех собраниях и избрания на все должности) были удовлетворены. По мере развития имущественного неравенства растет роль богатства в определении положения Римского гражданина.

В конце 3 и 2 в.в. до н.э. возникают привилегированные сословия НОБЕЛЕЙ и ВСАДНИКОВ. Нобели -это слившаяся воедино верхушка патрициата и плебса. Опираясь на крупные землевладения, значительные массы рабов и громадные денежные средства, они добились монопольного положения и в политической сфере. Только они пополняли Сенат и занимали высшие государственные должности.



Всадники - это торгово-финансовая знать и землевладельцы. В 1 в. до н.э. начинается процесс сближения нобелей с верхушкой всадников, также получивший доступ в Сенат и на важные должности. Клиенты, освободившиеся, торговцы и ремесленники теперь называются ПЛЕБСОМ.

По правовому положению выделяются:

1. Граждане

2. Вольноотпущенные

4. Перегрины

Граждане

Гражданство приобреталось:

Рождением от 2-х римлян в браке и без него

Предоставлением прав гражданства через:

Усыновление чужеземца гражданином

Отпущение на волю раба

Пожалование гражданства тем лицам/общинам в виде особого акта, имеющего исключительный характер

Наделение правами происходило после совершеннолетия. В определенный день отец брал сына за руку и вел на

площадь записывать в трибу к которой сам принадлежит.

Политическое полноправие - это участие в народном собрании, в войске и в общем земельном фонде государства (не связывалось с гражданско-правовым полноправием).

Римское гражданство было пожизненным и наследованным, но могло быть утрачено по определенным причинам:

1) после продажи в рабство за неуплату долга/преступление

3) Вольноотпущенники. Отпущенный на волю раб становился с точки зрения права гражданином, но с урезанными правами. Он не мог замещать выборные должности, не служил в армии, запрещены браки со свободнорожденными, к бывшему господину. он был клиент, т.е. был обязан:

1) оказывать ему уважение

2) помогать в материальной нужде

3) не возбуждать против него уголовного преследования и не давать свидетельств против патрона

4) патрон имеет право наследовать определенную часть имущества вольноотпущенника.

За особую неблагодарность он мог быть возвращен в рабское состояние. В то же время вольноотпущенный мог заниматься предпринимательством и выступать в суде.

С расширением пределов римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апенинского полуострова, полностью завоеванного к середине 3 в. до н.э. и других стран.

Латины

Это жители Лациума, т.е. центральной области вокруг Рима, т.е. это ближайшие соседи римлян, покоренных ими. У них была имущественная правоспособность и самоуправление в своих общинах. Римское гражданство приобреталось переселением в Рим. Их обязанность перед государством - выставление определенных военных контингентов.

В 1 в. до н.э. латинам были предоставлены права римских граждан.

Перегрины

Это жители провинций, т.е. завоеванных Римом территорий за пределами Лациума. Имущественная правоспособность у них была, но никаких политических прав в Риме они не имели. В своих отношениях с римлянами они руководствуются Правом Народов. Для защиты своих прав избирают из числа римских граждан Патронов.

Рабы

Источники рабства:

1) военные пленные

2) покупка

3) естественное воспроизводство

4) самопродажа

5) долговая кабала (была до закона Петелия 326 г. до н.э.)

Виды рабства:

В 6-4 в.в. до н.э. в Риме было патриархальное право, т.е. раб не рассматривался в качестве вещи, отвечал перед судом, мог быть поручителем и усыновленным, участвовать в религиозных культах и праздниках. Слишком жестокое обращение с ними признавалось неугодным богам.

С З в. до н.э. переход к классическому рабству: развивается товарное производство, возрастает численность рабов, их труд применяется в решающих областях: с/х, горно-добывающем деле, металлургии, строительстве. Суть его положения: «Раб есть вещь и говорящее орудие». Он не мог иметь семью, детей, заключать брак, иметь собственность (все его - к господину).

Преследуя экономические выгоды, господин мог наделить раба каким-либо имуществом - ПЕКУЛИИ, но оно было собственностью господина. Обязательства по отношению к рабу не имеют юридической силы. За вред, причиненный рабом, платит господин (но не > цены раба). Свидетельские показания недопустимы для раба, если имеют плохие последствия для господина.

В Риме была аристократическая (олигархическая) республика. Наиболее важный орган - Сенат. Вначале он состоял из 300 членов, а в 1 веке до н.э. число сенаторов увеличилось. Сенаторов назначали сперва консулы, а с 4 в. до н.э. -цензоры. Срок полномочий сенатора - 5 лет, но фактически должность это пожизненная, т.к. цензоры редко пересматривали состав сената по существу. Для получения звания сенатора нужны особые условия: благородство происхождения имущественный ценз политический опыт в должностных делах

Право созывать Сенат и председательствовать на его заседании принадлежало некоторым должностным лицам: диктатору, консулу, претору, а затем и народному трибуну.

После доклада должностного лица, созвавшего Сенат, происходило его обсуждение. Каждый из сенаторов, в зависимости от места в списке высказывает свое мнение, затем голосование и выносится решение.

Функции Сената:

1) Утверждал мнение Народного Собрания, а с 3 в. до н.э. предварительно рассматривал и мог отвергнуть законопроекты.

2) Утверждал избранных, а в последствии кандидатов. В чрезвычайных обстоятельствах – временная военная диктатура. По его решению 1 из консулов назначал диктатора, наделенного чрезвычайными полномочиями (приговор к смерти без права обжалования, все другие должностные лица в его подчинении и теряют самостоятельность действий). Он не отвечал за свои действия, мог опереться на военную силу. Срок полномочий 6 месяцев. К компетенции Сената также относилось текущее государственное управление, наблюдение за государственным имуществом, составление государственного и особого военного бюджетов, монетное дело, государственный кредит, займы.

3) Назначение командующий армиями и определенных военных округов.

4) Утверждение мирных договоров и договоров о союзе.

Формально Сенат считался консультативным советом при должностных лицах. Но поскольку, не лишенное инициативы Народное Собрание постоянно меняющиеся должностные лица не могли эффективно управлять государством, то Сенат фактически стал правительством. Его власть основывается не на законе, а на существующей практике, отсутствие единой Конституции увеличивало контроль Сената над политической жизнью общества.

Куриатные комиции потеряли свое политическое значение. За ними сохранилось разрешение вопросов семейного права (усыновление, утверждение завещаний). Политическое значение имели центуриатные и трибунатные комиции.

И те, и другие созывались по распоряжению должностного лица и проходили под его председательством. Совершались религиозные обряды и молитва, а затем чтения проекта закона и голосование. До 3-го века до н.э. основные - центуриатные собрания. В этом же веке была изменена их структура. 5 разрядов, имеющих граждан выставляли по 70 центурий, а пролетарии - 1 центурию.

Компетенция куриатных центурий:

1. Принимали /отклоняли законопроекты

2. Избирали консулов, цензоров, преторов, объявляли войну и рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни

С 3 в. до н.э. после закона диктатора Гортензия возрастает значение трибутных комиций (решения плебейских собраний - закон).

Было 2 вида трибутных собраний :

1. Общие для патрициев и плебеев (избирали квесторов и некоторых низких должностных лиц для выполнения обязанностей полиции, расследования преступлений, совершения смертной казни и заведовал чеканкой монет).

2. Плебейские (выбирали нар. трибунов и их помощников - эдиллов + принимали / отклоняли законопроекты).

Система Римских Народных Собраний не была демократической:

(a) Отсутствовала периодичность их работы. Только можатраты могли созывать собрание

(b) У народного Собрания нет права законодательной инициативы. Оно должно давать ответ на предложения должностного лица, его созывавшего.

(c) До второй половины 2 в. до н.э. существовала открытая подача голосов, следовательно, богатые могли давить

(d) Народные Собрания собирались в Риме, а граждане жили повсюду, следовательно, не могли участвовать в голосовании

(e) Неорганизованные массы жителей Рима были лишены политического сознания - в комициях преобладали
безработные -ЛЮМПЕНЫ, следовательно действовала система подкупа. Их требования - « Хлеба и зрелищ!»

(f) Собрание было стихийным, отсутствовал правильный учет голосов.

Несомненно, что для того чтобы анализировать явление, необходимо познать его истоки, сущность, законы развития. То же можно говорить о кризисе народных собраний в Древнем Риме. Для начала нужно понять, что же такое древнеримские комиции, как, когда и для чего они создавались, какие метаморфозы они претерпели, чтобы начался их кризис. Ведь как любое явление в обществе (как и само общество), они должны были пройти определенные стадии своего развития, от зарождения, через расцвет, зрелость к упадку и полному исчезновению из общественной практики.

В царский период Рима, отношения между правителем и народом строились, как в патриархальной семье, т.е. царь был отцом народа, он заботился о нем, и в то же время мог сурово наказать за непослушание. Цари сами издавали законы, по которым жил народ, сам следил за их исполнением, так же как за выполнением своих установлений, которые впрочем, также расценивались как законы для подданных.

С установлением республиканского строя, народ освобождается от патриархальной опеки и становится самостоятельным, суверенным субъектом государства и общественного устройства. Народ утверждает себя верховным носителем государственной воли, ее «величеством». Оскорбление народа, нарушение его прерогатив квалифицируется в римской правовой традиции, как «оскорбление величества» (crimen laesae majestatis).

Народ имеет все права, в том числе, как частные, так и общие, например, владение общественной землей (ager publicus populi Romani), наследования и опекунства (по отношению к другим государствам (Пергам, Египет).

Но так как народное верховенство не может не облекаться в организационные формы, были использованы уже имеющиеся народные собрания, т.е. сборы мужчин-воинов племени, известные еще с родового строя у всех известных нам народов. Впрочем, римляне очень долго считали себя единой общиной, а сам Рим представлял из себя античный полис, несмотря на постоянное противостояние родов патрициев и плебеев, переросшее во II вв. до н.э. в гражданские войны между «оптиматами» и «популярами».

В первые годы Республики, также и в последующие, но значительно реже магистратами собирались и собрания народа для озвучивания решений магистратов, но они не имели никакой юридической силы, так как утверждению не подлежали.

Предметом же комиций (официальных народных собраний) является всегда то или иное решение народа, тот или иной ответ на предложение (rogatio) магистрата.

В период существования Республики известно три вида комиций. Самые древние из них куриатные комиции, доставшиеся римлянам с еще древних царских времен. Они постепенно теряют свое значение, в последствии выполняют чисто формальные функции: утверждение власти магистратов, избранных на других народных собраниях; утверждение постановлений об усыновлении и подтверждение завещания гражданина. Позднее Цицерон утверждает, что первая функция comitia curiata (куриатного собрания) остается и единственной ко II вв. до н.э. До сих пор не выяснено, достаточно достоверно, кто входил в состав этих комиций. Некоторые исследователи считают, что в них были только патриции, но в период республики, есть факты, когда главой всех куриатных собраний (curio maximus) был избран плебей (в 209 г. до н.э.) Блох Л. Сословная и социальная история Римской республики / Пер. с нем. М.Н. Данилевского. СПб., 1904. С. 225.. Это было бы невозможно, если бы плебеи не входили в состав комиций.

Но в действительности роль куриатных комиссий неуклонно падает и к III вв. до н.э., население утрачивает к ним всякий интерес, так что в этих собраниях уже во II вв. до н.э. участвуют только 30 ликторов, представлявших по закону 30 курий.

В этот период главенство переходит к комициям по центуриям. Именно здесь происходят выборы важнейших должностных лиц - магистратов и обсуждения законов, всей политики. Кроме того, в составе этих собраний происходят существенные изменения. Ранее центуриатные комиции считались собранием римского войска, но вследствие разделения политической и военной организации общества, в республиканский период, эти собрания становятся организацией сугубо политической.

В то же время развивалась и социально-экономическая составляющая Римского государства; появились слои населения, которые не могли быть учтены в прежней (Сервериановской) организацией общества - неземлевладельцы (aerarii). К середине жизни Республики таких элементов стало достаточно много, их не могли более игнорировать и ко II в. до н.э. они были распределены по трибам и классам. В результате, трибы перестали играть роль земледельческих округов, что вызвало незамедлительную реакцию, так что этих людей стали записывать только в четыре городские трибы, чтобы не допустить дальнейшую демократизацию собраний граждан.

Были проведены и другие реформы, повлиявшие на политическую организацию римского общества. Сущность их сводится к нескольким основным пунктам: Во-первых, был повышен имущественный ценз классов в связи с увеличившимися богатствами и уменьшившейся ценностью денег: для первого класса - 100 тыс. новых ассов, для второго - 75 тыс., для третьего - 50, для четвертого 25 и для пятого 12,5 тыс. ассов.

Во-вторых, исчезла привилегия всадников в подаче голосов первыми, каждый раз центурия, начинавшая голосование первой избиралась по жребию, но только из центурий первого класса, и наконец, в-третьих, количество центурий привели в соответствие с числом триб, с тех пор, их стало 35, и более не увеличивалось до конца существования Римского государства, несмотря на постоянное расширение территории и увеличение населения; вновь присоединяемые территории включались уже в состав тех или других из существующих триб.

Третьей формой народных собраний были трибутные собрания, причем различались два вида таких собраний: патрицианско-плебейские и исключительно плебейские (concilia plebis tributa). Решения этих комиций назывались плебисцитом, патрицианско-плебейские выдавались за постановления от имени всего римского народа.

Закон Гортензия (286 г. до н.э.) установил, что решения плебейских трибутных собраний должны иметь силу закона для всего народа, в то же время, известны и более ранние законы, утверждавшие то же самое. Скорее всего, здесь идет речь о расширении и дополнении уже существовавших правил и норм.

Таковы были основные исторически сложившиеся формы народных собраний в римском обществе. Не существовало специальных законов, разделявших между этими формами определенных функций, в то же время, согласно различным источникам, распределение компетенций зависело от конкретных исторических условий и случайных прецедентов. Очевидно, однако, что высшие магистраты (консулы, цензоры, преторы) избирались на центуриатных собраниях, квесторы и курульные эдилы - в трибутных комициях, а трибуны и плебейские эдилы, соответственно на плебейских собраниях (concilia plebis tributa). Законопроекты вносились и обсуждались в тех собраниях, где избирались соответствующие магистраты, имевшие права законодательной инициативы, консулы и преторы - в центуриатных комициях, плебейские трибуны - в плебейских комициях (concilia plebis tributa).

Наиболее серьезные преступления, соответственно, подлежали суду в центуриатных комициях, менее значимые, как правило, не влекущие за собой смертную казнь, а только штраф, - в трибутных комициях.

В республиканский период народные собрания в Риме были основными органами законодательной и судебной власти, а также имели избирательные функции. Исторически в Риме сложились три типа народных собраний: contio, concilia, comitia, причем все три носили явно политический характер. В период Республики выделились практические различия в них. Если contio представляло собой обычную сходку народа, где люди неформально обменивались своим мнением или заслушивали важную информацию, то concilia было собранием только части римского народа, к примеру, плебейской (concilia plebis), а comitia, уже абсолютно правомочное, причем обязательное для всех граждан, в своих решениях, собрание всего народа.

Общим для всех формальных народных собраний были права и полномочия председательствующего на собрании магистрата. Только он имел право собирать народ на собрание, открывать его и ставить на голосование те или иные вопросы, которые на комициях уже не обсуждались, а только подлежали голосованию Ковалев С.И. История Рима / Под. ред. Э.Д. Фролова. Л., 1965. С. 148.. Только магистрату было предоставлено право подсчитывать и объявлять результаты голосования, либо объявлять их недействительными. Также он имел исключительное право закрывать собрание и распускать его.

Магистрат объявлял день народного собрания особым постановлением, народ собирался первоначально на Марсовом поле, бывшем местом военных смотров. Впоследствии место собрания становится все более произвольным (при большом увеличении населения Республики до 300 тыс. чел. к концу II в. до н.э.) и невозможности собираться всем в одном месте.

Согласно исторической традиции подсчет голосов по отдельным вопросам в центуриатных комициях происходил сначала в каждой центурии, затем суммировались результаты. Соответственно, реальное мнение народа выяснить таким способом не представлялось возможным, и решение принималось таким, отнюдь не демократическим образом.


Самое обсуждаемое
Анатолий Полотно: биография и дискография Анатолий Полотно: биография и дискография
Год создания и состав группы восток Год создания и состав группы восток
Значение качество жизни в энциклопедии япония от а до я Что может быть важнее качества нашей жизни Значение качество жизни в энциклопедии япония от а до я Что может быть важнее качества нашей жизни


top