Политическая деятельность. Формы и способы политического действия. Политическая деятельность Политическая деятельность и общество

Политическая деятельность. Формы и способы политического действия. Политическая деятельность Политическая деятельность и общество

Обществознание 10 класс

Тема урока: Политическая деятельность.

Цель : объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»;

Задачи:

    ознакомить с типологией властных отношений;

    развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость - это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш. Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).

Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней?

Давайте исследуем эти вопросы.

Тема урока: «Политическая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Политика как деятельность.

2. Власть и властная деятельность.

3. Легитимность власти.

II. Новый материал

Прочитайте вступление к параграфу.

Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политики.

В чем сущность третьего подхода?

На с. 204 учебника приведены два определения политики как деятельности. Сравните их.

Что общего вы обнаружили?

(На доске формируется схема.)

Мы знаем структуру любой деятельности. Не исключение и трудовая деятельность. Как вы думаете, какие цели могут ставить перед собой политики?

Как вы относитесь к творчеству Н. Макиавелли?

(По ходу обсуждения вопросов продолжается составление схемы.)

1. Политика как деятельность

Всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Приведите примеры политических действий.

На что они могут быть направлены?

Всегда ли действия политиков приводят к тем результатам, которые планировались?

Какие методы воздействия на массы применяют современные политики?

(По ходу беседы формируется схема.)

2. Власть и властная деятельность

Власть - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчиняться своей воле с помощью насилия.

Какие вы знаете виды власти? Охарактеризуйте их.

Что такое «властная деятельность»? (Властная деятельность - это деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.)

Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы; власть авторитета; власть принуждения. Какой рычаг и почему вы выбираете?

3. Легитимность власти

Самостоятельно прочитайте последний пункт параграфа.

Что такое «легитимность власти»?

Охарактеризуйте три типа легитимности по М. Веберу.

Какой подход предложил Д. Истон?

Сравните их типологию. Какая вам кажется более справедливой? Почему?

Домашнее задание

Выучите § 20, выполните задания.

Главная проблема в определении политической деятельности - его частая подмена совершенно другим понятием - политическим поведением. Между тем не поведение, а деятельность является формой Поведение - понятие из психологии. Деятельность же подразумевает социальный, общественный или политический контекст.

Прежде чем приступить к основным терминам в статье, необходимо провести ревизию понятия «политика». Если рассматривать политику с точки зрения деятельности, то это интегрированное понятие: и управление людьми, и наука, и выстраивание отношений - все ради завоевания, удержания и реализации власти.

Одним из главных признаков политики, равно как и политической активности, является рациональность, определяющая уровни политической деятельности. Рациональность - это всегда понимание и осознанность, планирование сроков и средств. Рациональность обычно поддерживается сильной идеологией: люди и сообщества должны хорошо понимать, зачем и почему они занимаются той или иной политической активностью. Сильная идеология определяет вектор и скорость активности субъектов на политической арене.

Основы политической деятельности

С этим понятием и так связано бессчетное число определений, теорий и течений. Поэтому вместо еще одной «авторской» формулировки лучше представить уже существующие. Читателю придется потерпеть, здесь их три:

Это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественных политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

Во втором варианте «людоедства» меньше:

Это действие субъектов политики по достижению политических целей, характеризуемое целостным единством составляющих его элементов (цели, объекта, субъекта, средств).

И самая подходящая формулировка в контексте данной статьи:

Цели и средства

С целями политической деятельности разобраться легче: они всегда связаны либо с сохранением, либо с изменением общественно-политических отношений. Вся политика, равно как и политическая активность, существует и направлена на выполнение целей. Цели, средства и результаты - главные и единственные компоненты в политической активности.

К средствам политической деятельности относятся различные ресурсы и инструменты, с их помощью достигаются политические цели. Разнообразие политических средств огромно, они могут быть совершенно разной природы и разного масштаба: выборы, восстания, финансы, идеология, ложь, законодательные акты, человеческие ресурсы, подкуп и шантаж - список можно продолжать до бесконечности.

Сегодня к этому списку присоединились новые средства - Интернет и социальные сети с ярчайшими результатами и примерами политической деятельности: Арабская весна, выход Великобритании из Европейского Союза или референдум за независимость Каталонии.

Нельзя не вспомнить и знаменитое высказывание, что «цель оправдывает средства». Печальная история этого утверждения связана, прежде всего, с большевистским террором. Этот подход свойственен тоталитарным режимам, радикальным группировкам и другим сообществам, склонным к экстремизму и насильственным методам воздействия.

С другой стороны, участники политических процессов попадают в ситуации, когда необходимо принять решение об очень жестких мерах для сохранения, например, безопасности. Трудно определить, где находится абсолютный предел морали в таких случаях. Поэтому политику часто называют искусством компромиссов и эксклюзивных решений - каждый случай должен быть рассмотрен отдельно с учетом всех внешних и внутренних факторов воздействия.

Одно точно: цели политической деятельности никаких средств не оправдывают.

Объекты и субъекты в политическом интерьере

В этом параграфе - самая высокая концентрация философского контента, ведь объекты и субъекты - глубоко излюбленная философская тема в течение долгого времени. Разобраться в лабиринтах высоких научных рассуждений не всегда просто, но попытку сделать можно.

Объект - это часть политической реальности, на которую направлена деятельность политических субъектов. Объектами в данном случае могут быть как социальные группы с различными институтами, так и политические отношения. Объектом может быть и личность - лишь бы эта личность была включена в политический контекст.

Субъект политической деятельности - это источник активности, направленной на объект (группы, институты, отношения, личность в политическом контексте и т. д.). Интересно то, что субъектами могут быть все те же лица: личности, институты, различные группы людей и их отношения.

Объекты и субъекты политической деятельности вполне взаимозаменяемы и не только. Они взаимно влияют друг на друга. Объект политической деятельности определяет пространство и методы воздействия субъекта, который, в свою очередь, тоже меняет объект.

Варианты политической активности

Огромное число видов политической деятельности объясняется субъективностью этого понятия. Их можно объединить в три крупные разновидности:

  • Политическое отчуждение (эскапизм). Несмотря на экзотическое название, встречается намного чаще, чем это можно предположить. Более того, эскапизм разной окраски можно найти у совершенно противоположных по своим установкам представителей общества - от Сергея Шнурова с его манифестациями из разряда «я кладу на вашу возню» до правящих партий, которые находятся у власти продолжительное время.

"Пофигизм по-шнуровски" - удобная и выгодная позиция: ты чист и свободен от выбора и ответственности. На самом деле такое поведение нельзя отнести к позитивным моментам общественной жизни. Приправа в виде куража - не политическое геройство, а вовсе даже наоборот - это не что иное, как политическое отчуждение.

Отчуждение правящей партии проявляется именно в сокращении политической составляющей ее деятельности. Действия сводятся к обслуживанию собственных интересов, которые все больше обособляются от общественных политических (нередко такое отчуждение наступает незаметно для правящих элит).

С другой стороны, отчуждение может произойти и на другой стороне - если это гражданские группы, то их отчуждение от политической жизни может стать весьма неприятным и даже опасным фактом для власти.

  • Политическая пассивность (конформизм) - сознательно или бессознательно субъект находится под полным влиянием общественных стереотипов или мнения других. Никаких инициатив и намеков на самостоятельное поведение. Если говорить о политическом аспекте конформизма, то это чистой воды приспособленчество: без принципов и собственных позиций. Одна из интереснейших разновидностей конформизма - «подданическая политическая культура»: авторитет власти признается полностью, участие в политической жизни нулевое.

Самой благодатной почвой для политической пассивности с давних пор были тоталитарные и авторитарные режимы. Конформизм и сейчас никуда не делся. К нему относятся политические приспособленцы - партийные функционеры в немалом количестве, которые перемещаются из партии в партию в поисках самого выгодного «места под солнцем».

  • Политическая активность - это, прежде всего, реализация политических взглядов. Это оптимальный способ политической деятельности, до которого нужно суметь «дорасти». Речь не о простой активности, а о политической, которая подразумевает целенаправленные, осознанные и протяженные во времени действия.

«Соглашайся, иначе убью»

Насилие - древнейший политический инструмент разрешения многих социальных конфликтов. В древнем мире форма была одна - прямое физическое насилие, уничтожение противников и тех, кто попросту мешал жить. Вторым, более прогрессивным этапом стало осознание того, что противника выгоднее заставить делать то, что нужно. «Соглашайся, иначе убью» - в этом заключался не только рабский труд, но и согласие с политическими условиями. Третьим, самым продвинутым этапом стала взаимовыгодная экономическая мотивация и социальный обмен: сделай то, а я сделаю это.

Казалось бы, объем насилия в целом должен снижаться параллельно и пропорционально смене социальных методов решения конфликтов. К сожалению, логика здесь не работает, политическое насилие до сих пор остается «методом».

Политический экстремизм - тоже политическая деятельность с достижением своих целей. Просто средства немного другие - насилие. Объектами экстремизма являются либо существующий государственный строй, либо существующие партии, либо части существующего общества.

Если говорить о политическом терроризме, то сначала нужно отделить его от понятия «террор». Террор бывает индивидуальным, когда ликвидируются неугодные люди, вовлеченные в политический процесс. Гибель жертвы в этом случае предполагала окончание этого процесса. Массовый же террор всегда имел профилактический характер - внушение страха широким массам населения с помощью казни тех или иных отдельных групп.

Современный политический терроризм - «смесь» индивидуального и массового террора. «Чем больше, тем лучше» - уничтожить неугодного человека и «зацепить» побольше народу вокруг. Со временем терроризм в качестве политической деятельности имел под собой все более выраженную идеологию.

Одна из разновидностей - государственный терроризм, когда власть применяет насилие против гражданского населения с помощью репрессивного аппарата.

Процессы в политике

Политический процесс - это совокупность взаимодействий субъектов на политической сцене. Эти субъекты реализуют свои политические интересы и играют свои политические роли. Создается впечатление, что сколько ученых политологов занимались теорией политического процесса, столько и концепций осталось после них. Одни связывают процесс с борьбой группировок за власть, другие - с реакцией политической системы на внешние вызовы, третьи - с изменением статусов субъектов. Все трактовки так или иначе основаны на изменениях.

Но самой распространенной и логичной выглядит концепция конфликта - источника большинства опций взаимодействия политических субъектов. В данном случае конфликт следует рассматривать в качестве конкуренции политических сторон за власть, полномочия и ресурсы.

Главным актором политического процесса всегда выступает государство. Его визави - гражданское общество. Второстепенными акторами выступают партии, группы и индивиды.

Факторы, определяющие масштаб и скорость политических процессов, делятся на:

  • Внутренние - цели и намерения акторов, их персональные характеристики, реальное распределение ресурсов и т. д.
  • Внешние - политические события, правила игр и т. д.

Политические изменения

Политические изменения всегда связаны с новым регулированием власти в обществе. Это новое может появиться в результате постепенных трансформаций, а может - в результате полной смены одной системы на другую. Такие политические изменения называются революцией - самой радикальной формой.

Революцию следует отличать от государственного переворота. Переворот не несет в себе глубокий и принципиальных изменений в политическом укладе стран - это всего лишь насильственная смена властных элит.

Самой оптимальной и распространенной формой изменений являются постепенные корректировки политического влияния либо внесение конституционных поправок - все, что можно определить двумя словами - легитимность и эволюция.

Главный актор - государство

Политическая деятельность государства бывает внутренней и внешней - это классика политического жанра. Кажется, что эти две ипостаси четко разделены и по целям, и по функциям, которые выполняются абсолютно разными государственными органами. На самом деле международные отношения любого государства есть точное зеркальное отражение как внутренней политики, так и внешней. К внутренней политической деятельности относят:

  • Охрану и поддержку правопорядка.
  • Налогообложение.
  • Социальную поддержку населения.
  • Экономическую деятельность.
  • Поддержку культуры.
  • Защиту экологии.

Цели внешней политической деятельности следующие:

  • Оборона (безопасность, суверенитет, целостность территории).
  • Мировой порядок (регулирование международных конфликтов).
  • Международное сотрудничество (экономические, культурные и другие связи).

Будет ошибкой думать, что политическая деятельность власти и государства принципиально отличается от таковой со стороны оппозиционных политических сил. Структура, цели, средства и желаемые результаты остаются неизменными, такова природа политической активности. Речь, конечно, идет о цивилизованных государствах с демократическими принципами управления.

У современных государств появились и новые функции в рамках политической деятельности:

  • Всемерная поддержка предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса.
  • Влияние на экономические процессы с помощью административных средств.
  • Новые социальные услуги, особенно цифровые форматы таких услуг.

Политическое руководство

Политическое руководство - одно из важнейших направлений политической деятельности. Оно проводится с помощью государственной или партийной деятельности и всегда состоит из этапов:

  • Определение целей с точки зрения политического субъекта.
  • Выбор методов, тактики и средств достижения запланированных целей.
  • Коммуникации и управление людьми.

Важное понятие в современной политологии - политическая платформа. Это неотъемлемая часть политического руководства, она содержит главные идеологические положения, политический курс, программы, требования, лозунги и т. п. Обычно политическую платформу создают государственные и партийные органы совместно. Политическая стратегия, содержащаяся в платформе, очерчивает долговременные задачи, способы их решения и ожидаемые результаты во времени, разработанные на основании анализа и политических прогнозов.

Стратегии разнятся по своим направлениям: научные, экономические, внешнеполитические, культурные и т. п. В свою очередь, каждая из профильных стратегий тоже может состоять из подразделов.

Политическая жизнь в обществе

В данном случае название говорит само за себя. Общественные объединения граждан самого разного толка могут выступать в роли как политических субъектов, так и политических объектов. Их довольно сложно классифицировать, поэтому начать можно с простых примеров.

Самыми привычными формами политической деятельности граждан являются демонстрации, пикеты, митинги и многие другие кампании. Мероприятия такого формата сегодня наблюдаются на улицах намного чаще, чем буквально несколько лет назад. Все это - общественно политическая деятельность партий и иных организаций. Основная цель - привлечение внимания к определенной социальной проблеме или выражение определенного настроения в общественной жизни по тому или иному поводу.

Общественно-политическое лидерство - весьма распространенная разновидность политической деятельности. Такое лидерство предполагает признание большими массами граждан одного человека или группы людей, это способ взаимодействия лидеров и масс.

Еще один вид политической деятельности - выборы. Иногда выборы напоминают лишь ритуал и не влияют на общественную политическую жизнь общества - такая ситуация наблюдается, к сожалению, во многих государствах даже сегодня. Если же говорить о настоящих выборах с высокой конкуренцией между кандидатами, непредсказуемостью и выраженной интригой, то такого рода политическая деятельность может поспорить с популярными сериалами и развлекательными шоу.

Выборы всегда сопровождаются голосованием. Политическая роль (значимость) выборов зависит от способа голосования в стране. Если это прямые формы демократии, то в голосовании побеждает большинство, и значимость выборов относительно низкая.

Значение выборов как вида политической деятельности человека трудно переоценить: часто бывает, что всеобщие выборы являются единственным политическим событием и реальным участием людей в политической жизни страны. За выборами в какой-либо стране следят во всем мире - это чуткий индикатор социального пейзажа в обществе.

Особенности современной общественной политической деятельности следующие:

  • Рост альтернативных форматов политической активности в виде общественных движений вместо привычных партийных организаций с их жесткими установками и поведенческими кодексами.
  • Взаимодействие понятий «политическая деятельность и общество» сфокусировано сегодня больше не на какой-то партии, а вокруг определенной проблемы. Объединяться могут люди с разной идеологией. Их интересует другое - возможные общей проблемы.
  • Чрезвычайно интересная социальная трансформация среди молодого населения. Это независимая индивидуальная политизация, которая стала главным форматом процесса политической осознанности. Граждане активны, но стремятся действовать независимо, вне рамок каких-либо политических сил. Такую возможность им дают, прежде всего, социальные сети.

Какова мотивация людей, ступающих на политическую стезю? Считается, что у сегодняшнего политического феномена гражданской активности три причины:

  1. Реализация собственных интересов - инструментальная модель.
  2. Высокая миссия - желание помогать другим, улучшение качества жизни вокруг.
  3. Социализация и реализация персональных качеств - «образовательный» мотив.

Чаще всего встречается смешанная мотивация, она всегда рациональная и одновременно инструментальная. Граждане стараются влиять как на принятие государственных решений, так и на поиск и выбор лучших представителей власти всех уровней.

У каждого гражданина есть право участвовать в политической деятельности. Для этого нужно совсем немного: политическая осознанность, рациональность и идеологическая мотивация. Важнейшим фактором является обстановка в обществе и в самом государстве. Только при взаимодействии субъектов возможная эффективная политическая деятельности, которая приведет к модернизации процессов и общим благам.

Всякое общество, существующее или существовавшее в нашем мире, так или иначе возникло только лишь после того, как людей связали прочные и долговременные социальные связи. А они во многом формируются на основе политической жизни общества. Таким образом, политическая деятельность крайне важна для всякого человеческого социума, являясь подобием раствора в каменной кладке. Только с ее помощью может сформироваться политический «организм», который крайне необходим для принятия важных решений.

Увы, но современная политология по каким-то причинам не уделяет должного внимания изучению столь важного вопроса. Более того, сегодня политическая деятельность вообще рассматривается в отрыве от процессов, которые происходят в социуме. Конечно же, это совершенно недопустимо.

Что это такое?

Так что изначально понималось под «деятельностью», что подразумевает данный термин? Это понятие используется для обозначения политических отношений, которые позволяют сохранять старые или создавать новые структурные связи в управленческой структуре социума. Нужно отметить, что социологи делят политическую деятельность сразу на несколько частей, так как понятие это не слишком-то однородное. Вот эти составляющие:

  • Субъект. Это государственный деятель или их группа, которые занимаются достижением определенной цели. К примеру, внутренняя и внешняя политика в этом случае могут предусматривать выход на международные рынки с целью повышения благосостояния собственного населения.
  • Объект. Это тот предмет (закон, социальная группа), на который направлена их работа. Сама деятельность при этом также считается объектом, так что об этом не следует забывать.

Важна также цель, используемые средства и конечный результат, ради которого так или иначе ведется всякая политическая деятельность. Она, как и любая другая отрасль человеческой жизни, всегда основывается на некой мотивации, исходя из которой подбираются также методы достижения поставленного перед собой результата. В общем-то, именно поэтому любую деятельность подобного плана можно поделить на два этапа:

  • Разработка политики поведения.
  • Собственно, сама работа по достижению цели.

Для успеха нужны какие-то ценностные убеждения и ориентация, исходя из которой деятельность подразделяют на три типа: познавательную, ценностную и практическую.

Этапы работы

Любая работа, в том числе и политического направления, делится сразу не несколько этапов:

  • Оценка выполнимости поставленной перед собой задачи.
  • Прогнозирование результатов ее выполнения.
  • Затем специалист должен попытаться адаптировать уже существующие способы, которые использовались его предшественниками при решении подобных задач, к существующим условиям работы.
  • В ходе развития рабочего процесса его следует постоянно корректировать, дабы избежать нежелательной бифуркации конкретной ситуации, с ее последующим развитием по не слишком выгодному для вас направлению.

В политической деятельности могут участвовать сразу несколько участников: народ при помощи выборов или референдума, весь бюрократический аппарат или органы судебной власти, а также все политические партии, входящие в состав Парламента, Думы и т. д.

Основные представления о вопросе

В современных вузах это важнейшее понятие подменяется термином «политическое поведение». Именно это самое «поведение» и рассматривается в качестве того ключа, который предопределяет развитие управленческой структуры в государстве. Именно это понятие сегодня предпочитают рассматривать в качестве отдельной сферы социальных взаимоотношений, что еще более запутывает и без того непростой вопрос. А потому сразу расставим все точки над «i»: «политическая деятельность» и «поведение» являются равнозначными терминами, но рассматриваемыми с разных точек социологического зрения.

Некоторые противоречия подходов

Такой подход стал возможен благодаря американцам. Начиная с середины прошлого века, их социологи стали пытаться отыскать способы изучения политики с точки зрения обычных наук о человеческом обществе. Вот так в политологии появился истинно социологический термин «поведение». Впрочем, результат получился любопытный, так как все поступки политиков стало проще оценивать с психологической точки зрения. Получилась своеобразная «политическая психология», которую, собственно говоря, изучают в современных вузах, причем акцент при этом делается на деятельность и поведение отдельных членов самого социума, которые могут участвовать в политической деятельности.

Именно поэтому в западной литературе чаще всего встречается термин «электоральное поведение». Кроме того, источники характеризуют его и как «гражданское сознание». Термин этот так примелькался в западной прессе, что его значение практически забылось. Напротив, в отечественной литературе «политическое поведение» рассматривается как отдельное понятие, выражающее отношение социума к сложившейся в стране политической обстановке. То есть в это определение попадает как участие в выборах, так и «забеги» при активном содействии противоправным митингам и демонстрациям. Соответственно, если человек входит в какие-то политические партии, он также может считаться лицом с «активным» поведением.

В любом случае политологи и социологи сходятся в том, что конкретные действия обусловлены психологической «обустроенностью» личности, ее зрелостью и наличием твердых, устойчивых убеждений. При этом психологи небезосновательно утверждают, что при этом в человеке, как и во всех прочих случаях, может говорить зависть, у него могут иметься какие-то глубокие внутренние противоречия, «всплывающие» в виде сексуальных девиаций или показательного неприятия другой точки зрения.

Почему этот термин не принимают некоторые ученые?

Мы уже не раз говорили, что понятие «поведение» в данном конкретном случае не совсем корректно. Ни в коем случае не следует привязывать его к «деятельности». Те же американские исследователи порой противоречат основополагающим основам самой социологии. Так, термины «гражданская позиция» и «демократическое поведение» для них оказываются едиными, что в корне неверно и ошибочно. Более того, мы уже описывали ситуацию, когда явно противоправные действия по подрыву гражданского порядка и, теоретически, конституционных основ государственности, являются, согласно их подходу, «политической деятельностью». Именно такое толкование терминов и подмена понятий приводят к совершенно абсурдным выводам: получается, что политология и социология - совершенно «пустые» науки, оперирующие заведомо неверными, запутанными аксиомами.

Наконец, словосочетание «политическое поведение» вообще не слишком корректно со всех точек зрения. Если перевести это понятие на язык нормальной логики, то получается что-то вроде «поведения политики». Возникает неразрешимый парадокс. Таким образом, все же не следует полностью проецировать социологическую составляющую на политическую жизнь, так как результаты будут в корне неверными. Можно ли в этом случае прийти к консенсусу? Да, такая возможность есть. Следует помнить, что в политике, как и в прочих областях человеческой деятельности, играет важную роль наше биологическое, социальное естество, но в большинстве случаев факторы политической деятельности его полностью подавляют.

Если говорить проще, отношение человека к окружающему миру зависит как от его индивидуальных психологических особенностей, так и от воспитания. Но! Поведение - это не форма социальной активности, чтобы о том не говорили некоторые специалисты. Даже если человек проявляет свою индивидуальность в группе (чего почти не бывает), индивидуальность прочих индивидов при этом все равно сглажена и не проявляется настолько, чтобы оказывать какое-то влияние на достаточно большие группы людей. Собственно, а для чего мы сейчас обсуждаем психологические нормы, если разговор ведется о политической деятельности?

Перенос психологических приемов на политическую жизнь

Давайте представим себе обычные, среднестатистические выборы. Они являются своеобразной формой «демократической» активности человека (еще одно ложное понятие) и целых общественных организаций и объединений. Реальное участие обывателей в этом процессе определяет как уровень их «гражданской сознательности», так и гражданский статус. Собственно, так связана политика и власть. Именно в этот момент определяется и политическое поведение человека. Если говорить упрощенно, процесс выборов наглядно показывает, насколько культурен данный индивид, насколько цивилизованно и спокойно он может выражать свое мнение или отстаивать свою же точку зрения. Конечно, те или иные явления могут и носят массовый характер, но все же вычленить в общей массе индивидуальность бывает не так уж и сложно.

Что характеризует это направление деятельности?

В общем, так можно описать не только ориентированность того или иного человека на политику, но и его психологические качества. То есть ничего сугубо специфического в таком подходе попросту нет. По сути, политика и власть никак не отделяются от общечеловеческих стереотипов, прихотей и слабостей. Деятельность же людей в этой сфере никак не отличается от аналогичных действий в любой другой отрасли. Таким образом, рассмотренные выше термины имеют мало общего с реальным положением дел. Пожалуй, американские социологи в свое время были абсолютно правы в том, что политику не следует отделять от обычной социологии и психологии. Вот только они явно ошибаются в том, что термин «политическое поведение» и «деятельность» не следует разделять. Поясним.

Каковы же отличия?

Здесь может возникнуть очень простой вопрос: как деятельность политической организации отличается от работы, к примеру, лесозаготовительного предприятия? Конечно, различия есть. Все же политология рассматривает те факторы, которые влияют на принятие управленческих решений и являются сугубо специфическими именно для данного рода деятельности. Особенностью является то, что эти задачи зачастую требуют от человека абстрагироваться от обычных, людских мотивов и целей. Именно поэтому можно все же утверждать, что результаты политической деятельности и ее мотивы следует рассматривать с отдельной точки зрения, применяя подходы, отличающиеся от общепринятых. А сейчас мы поговорим о глобальных процессах, понимание которых тесно связано с теми сведениями, которые были предоставлены выше.

Внешнеполитическая работа

На международной арене каждое самостоятельное государство всегда реализует свою собственную внешнюю политику, подчиняющуюся интересам граждан этой страны (в идеале). Если не углубляться, то так можно назвать комплекс мер и решений, которые в полнейшей мере соответствуют интересам собственных граждан, но вместе с тем не подрывают авторитет страны на международном поле и не создают условий, препятствующих мирному, дипломатическому урегулированию возникающих противоречий и разногласий. Конечно же, внутренняя и внешняя политика очень тесно связаны, так как процессы, происходящие внутри, зачастую вынуждают правительство идти на какие-то меры для защиты интересов населения.

Следует помнить, что действительно сильное, самостоятельное выражение своих интересов на международной арене возможно только в том случае, когда правительство опирается на следующие потенциалы: демографический, экономический, технический, научный и военный блоки. Чем больше «кусочков» присутствует в этой мозаике, тем вольготнее может себя чувствовать страна. Традиционно задачи политической деятельности в этой области чрезвычайно «просты»: нужно наладить устойчивые дипломатические связи с другими странами и, по возможности, склонить их к союзничеству (не обязательно военному). Только в этом случае будет возможно заключение договоров на всех уровнях с наиболее выгодными для государства условиями. Ошибки здесь стоят очень дорого.

Конечно же, внешняя политика всегда определяется множеством постоянных факторов, далеко не все из которых являются благоприятными: размер страны, ее географическое месторасположение, наличие или отсутствие ресурсов. Чем менее благоприятными являются условия внутри, тем активнее государство стремится участвовать в международных процессах и тем более миролюбивым ему приходится быть. При скудных ресурсах и невысоком потенциале в научной, оборонной и демографической сферах попросту нереально решить вопросы силой. А потому развивается профессиональная политическая деятельность «в лице» дипломатии, отстаивающей национальные интересы в самых сложных ситуациях.

Внутренняя деятельность

Большинство исследователей в наше время придерживаются мнения, что внутренние функции государства подразделяются на следующие типы:

  • Хозяйственная деятельность. Подразумевается организация нормальной экономической деятельности.
  • Стабилизация. Недопущение резких общественных потрясений.
  • Координация, то есть создание общественного, единого «монолита».
  • Социально-политическая деятельность. Распределение благ, назначение и выплата всех типов социальных пособий.
  • Воспитание и культурное развитие народонаселения страны.
  • Правовая функция, которая подразумевает создание и внедрение социально справедливых законов и законодательных норм.
  • Экологическая деятельность, защищающая природные ресурсы государства.

Основная классификация и перечень выполняемых действий

Строго говоря, направления политической деятельности внутри государства можно поделить всего лишь на два типа:

  • Основная работа.
  • Неосновные задачи.

Основные - те функции, которые могут осуществляться только государственными органами. В частности обеспечение правопорядка, в том числе и защита граждан от противоправных действий преступных элементов. Впрочем, функции политической деятельности в этом случае намного разнообразнее:

  • Уничтожение преступности во всех ее проявлениях.
  • Осуществление учета, переписи населения, регистрация видов деятельности граждан.
  • Меры по недопущению различных катастроф техногенного характера, по смягчению последствий возможных стихийных бедствий.
  • Именно государство должно заниматься ликвидацией тех последствий, которые возникают в результате действия стихии или в случае каких-то крупных антропогенных или техногенных катастроф.

Не менее важны и различные функции государственной машины в финансовой и правовой сферах деятельности. Можно сказать, что правительство в этом случае занимается установлением и внедрением каких-то социальных норм, включая экономические и валютные отношения между гражданами. Наиболее важная эмиссия денежных единиц. В нашей стране этим имеет право заниматься только само государство. Оно же отвечает за сбор налогов и распределение денег по субъектам Федерации.

Кстати говоря, последние годы ознаменовались попыткой некоторых слоев общества отобрать у государственных органов функцию эмиссии денег. Речь идет, к примеру, о выпуске (майнинге) тех же биткоинов и прочих образцов криптовалют. В некоторых странах они были признаны законными. Более того, в США было официально разрешено оплачивать с их помощью услуги и товары. Напротив, в Германии и России отношение к криптовалютам резко отрицательное, так как есть небезосновательные опасения их негативного действия на экономику страны.

Неосновные задачи

Неосновная работа правительственных органов также может быть поделена на два основных типа: традиционная (которая исполняется исторически) и «новая», возникшая где-то в середине прошлого века. Следует отметить, что традиционные функции можно встретить далеко не во всех странах. Даже если в двух соседних государствах правительство и имеет аналогичные обязанности, то совсем не обязательно, что они будут даже отдаленно совпадать. В нашей стране политическая деятельность государства в этой сфере состоит из:

  • Транспортной логистики и связи.
  • Образовательных услуг и здравоохранения.
  • Защиты граждан с ограниченными физическими или умственными возможностями.
  • Воздействия на СМИ. (Пожалуй, это практически единственная, действительно универсальная функция, которую так или иначе выполняют правительственные органы во всех без исключения странах с незапамятных времен.)

Следует отметить, что традиционные разновидности работ не являются постоянными: время от времени государство отказывается от исполнения некоторых из них. К примеру, СМИ в нашей стране контролируются только частично: формально государству принадлежат только каналы «Россия 1» и «Россия 2». Прочие выкуплены различными акционерами. Тут следует напомнить, что многие общественно-политические организации, которые приобрели эти каналы, в любом случае остаются подконтрольными правительству. Если же говорить о «новых» функциях, то вот их краткий перечень:

  • Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Под непосредственным контролем правительства находится оборонная сфера и некоторые другие отрасли, вмешательство в которые по законам нашей страны недопустимо. В странах социалистического блока этой функции, по понятным причинам, не было. Попытки самостоятельно заработать пресекались, и порой достаточно жестко.
  • Государство так или иначе влияет на экономические процессы с целью их направления в нужное русло. Исполняться эта задача может не только сугубо экономическими, но и административными средствами, что значительно повышает эффективность работы.
  • Социальные услуги. Конечно, эта функция всегда лежала на государстве, но в последние годы объем такого рода мероприятий увеличился, так как появилось много новых пособий и выплат.

Вот что такое политика и политическая деятельность. Надеемся, что вам оказалась полезна данная информация.


Политическая деятельность. Цели и средства в политике.

Содержание

1. Введение
Каждое государство ведёт свою внутреннюю и внешнюю политику. Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. Общество - целостная система, состоящая из взаимосвязанных, взаимообусловленных подсистем. Это материально производственные системы духовной, идеологической, правовой политической системы. Они характеризуются своей собственной структурой. Производственные подсистемы обеспечивают основу жизни общества. Социальная и духовная обеспечивает производство и воспроизводство человека как полноправного члена общества.
Политическая система призвана создавать благоприятные условия для функционирования всех звеньев общественной системы.
Сфера политики - это особенно выделяющаяся сторона общественной жизни, но эта видимость обманчива, ибо на политику оказывает влияние множество факторов:

    социально-экономический;
    социально-культурный;
    научный;
    национально-религиозный, духовный.
Политика как деятельность - это, во-первых, деятельность людей по отстаиванию своих интересов и удовлетворение своих потребностей с помощью власти. Во-вторых, это деятельность по завоеванию, реформированию власти. В-третьих, деятельность по гармонизации, согласованию, сочетанию противоречивых интересов различных общественных групп, организаций с помощью власти.
2. Политическая деятельность
Политическая деятельность - это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой, совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов, и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия больших социальных групп в политической жизни общества. В политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это могут быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических требований и решений развивается политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени. На смену одному политическому строю приходит другой, взамен ушедшего в отставку правительства приходит новое, проводятся реформы и контрреформы, набирают силу и ослабевают народные движения, уходят с политической сцены одни политические партии и рождаются другие, состояние политической стабильности сменяется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима. Все эти явления не замкнуты лишь в собственно политической сфере, они воздействуют на экономику, социальную жизнь, культуру, на все общество.

3. Субъекты политики
Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов:

    Большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п.
    Различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения).
Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества.
Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки:
- наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти;
- наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением;
- территория, на которую распространяется власть этого государства;
- суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.
Каждая из партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.) разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах.
Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.
    Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.
Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.
    Личности. Каждый человек прямо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения властей, а если он игнорирует их, то вступает в конфликт со властью, опять-таки - в определенные политические отношения.
Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность:
    Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление (например: рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.);
    Политиками "по совместительству" являются в наши дни, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Сюда же относится и часть членов парламента, которые "работают на политику" лишь во время парламентских сессий.
    Профессиональными политиками являются те, кто живет "для политики" либо "за счет" политики и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика - главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.
Степень и границы политической деятельности того или иного члена общества:
    Зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности. Общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Активность личности может возрастать в конфликтных политических ситуациях, которые затрагивают ее интересы.
    Личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, что диктуются личности ее общественным положением; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, способности и амбиции личности.

4. Объекты политики
Различается внутренняя и внешняя политика.
Внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т.е. отношения с другими странами.
В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику.
В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую.

5. Цели и средства
Политическая деятельность предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (стратегические) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пикколо Макиавелли (1469-1527).
Политический деятель, как считал Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще не чураться и зла. И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах экстремистские (т.е. приверженные к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их заботам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут случайно оказавшиеся там люди; брать и убивать заложников.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

6. Политические действия
Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.
Политические действия бывают направлены на то, чтобы "сделать что-то" (например: добиться принятия какого-либо закона и т.д.), либо "не допустить чего-то" или "прекратить что-то" (например: прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.
и т.д.................

В политологии существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов -- участников политической жизни. Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте -- политике. Историческое развитие и опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрировано представлен в современном наукознании, в частности, в политологии, социологии, политической психологии и других отраслях обществоведения.

Политика -- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений и реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти.

Отсюда следует, что политическая деятельность, составляет основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политической деятельности -- это означает дать существенное определение политики.

Политическая деятельность -- это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений. В основе своей политическая деятельность -- это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть -- управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм) и т. д.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба. Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты -- сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.

В современной России наиболее влиятельными субъектами политической деятельности выступают политические партии и движения (особенно в лице своих лидеров), всевозможные властные структуры и органы, общественные объединения, население (в моменты референдумов и предвыборных кампаний).

Объектом политики является предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна -- с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Установка: цель оправдывает средства -- характерна для диктаторских режимов и их политических носителей. Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики -- норма подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Существенный признак политической деятельности -- ее рациональность. Рациональные -- это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Рациональность в политике специфична: включает идеологию. Идеологический компонент пронизывает всякое политическое действие, коль скоро оно ориентировано на определенные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.

Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти. Тем не менее политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности. Иррациональные -- это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция -- примеры таких действий.

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт и совпадает с потребностями и интересами тех групп, которые представляет субъект политики.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.

Политическое отчуждение -- состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью -- как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д. Для правящих групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.

Следующий вид политической деятельности - это политическая пассивность.

Политическая пассивность -- вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей -- манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

  • -- рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;
  • -- объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;
  • -- растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;
  • -- все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденциидействия -- это политическая, позиция.

Зрелая форма политической активности -- это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или егосознательную защиту.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» -- ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики -- реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие -- это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.


Самое обсуждаемое
Цыганские волшебные слова Цыганские волшебные слова
Сценарий внеклассного мероприятия Сценарий внеклассного мероприятия "посвящение в профессию "повар" Мероприятия по профессии повар
Праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла Праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла


top