Первый в мире пароход. Американский инженер и изобретатель Роберт Фултон: биография, открытия и интересные факты Что изобрел роберт

Первый в мире пароход. Американский инженер и изобретатель Роберт Фултон: биография, открытия и интересные факты Что изобрел роберт

Индустриальная революция, вклад Фултона

Роберт ФУЛТОН Годы жизни: (14 ноября 1765, Литл-Бритен - 24 февраля 1815), американский изобретатель и инженер.1807г. -создал 1-й колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль.

Ювелир и живописец

Родители Фултона - ирландские иммигранты, имели убыточную ферму. После 1771г. они переехали в Ланкастер, здесь скончался отец Фултона в 1774г.
Чтению и письму Фултон научился дома, в 8 лет родители отдали его в школу квакеров. После, мальчик стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии.
Там занимался живописью миниатюрных портретов для медальонов и колец. 1786г. - юный художник уезжает учиться в Лондон, получив немного денег от торговцев-меценатов. К сожалению, учеба в Европе не принесла плодов.

Гребное колесо. Каналы

В данный период юноша ознакомился с новыми изобретениями, служащими для движения кораблей. Все эти изобретения основывались на работе 1-го весла, которое работало с помощью парового двигателя.

Фултон заинтересовался этим и начал экспериментировать с подобными механизмами. После нескольких опытов, ему в голову пришла идея об использовании нескольких работающих автоматически, одно за другим весел.
С 1794г. Роберт занялся разработкой системы каналов и уже в 1796г. написал Трактат об их усовершенствовании, где система внутреннего водного транспорта базировалась на небольших каналах, которые должны были быть созданы в раенах деревней и сел. Информация его оказалась полезной для строительства нескольких мостов на Британских островах, однако каналы так и не прокопали.

Франция. Подводная лодка.

1797г. - Фултон переехал в Париж, где предложил проект подводной лодки «Наутилус» как средство в войне Франции с Англией. Принцип её действия заключался в том, что Подводная лодка подплывала к английским кораблям с порох, который позже взрывали. Однако французское правительство не приняло его идею.
Несмотря на это, Роберт Фултон и не думал сдаваться. В 1800г. он строит «Наутилус» за свои деньги и испытывает на реке Сене. И наконец правительство разрешает ему испытать «Наутилус» на деле. Несмотря на все старания, проект Роберт не оправдывает себя - английские корабли уходят от медленной подлодки на ветру и быстром течении.

Пароход

1803г. в Париже на р. Сене испытывается 1-й пароход, созданный Р. Фултоном.

1801г. - Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, который имел разрешение на навигацию кораблей внутри штата Нью-Йорк сроком в 20 лет. Они создают пароход, по идеям и разработкам Фултона. Проект имел длину в 20 метров и двигатель на 8 лошадиных сил (далее л.с.). К сожалению, двигатель проломил корпус парохода. После этого Роберт заказал двигатель на 24 л.с. ,а Ливингстон получает разрешение плавание по реке Гудзон.
В 1805г. Фултон едет в Лондон и предлагает свой проект военной подлодки«Наутилус», однако и там его детище не оправдывает себя. Через некоторое время компоненты парохода были готовы к отправке в США.

В 1806-м Роберт возвращается в Нью-Йорк, где лично контролирует создание парохода. Несмотря на неудачи, Фултон предлагает Американскому правительству «Наутилус» и вновь терпит крах.

В августе 1807г. «Пароход» длиной 45 м был завершен. Двигатель содержал 1-н цилиндр и работал на дубовых и сосновых дровах.Он преодолел 240 км от Нью-Йорка до Олбани за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/час, монополия же требовала скорости всего 4 мили/ч.
После установки мест в каютах парохода, названного «Северный Речной Пароход», Роберт организовал платные поездки в сентябре 1807г. Каждые 2 недели он осуществлял 3 плавания из Нью-Йорка в Олбань и обратно, перевозя пассажиров и небольшие грузы. Во время 1-го зимнего сезона Фултон расширил корпус судна, усовершенствовал конструкцию коленчатого вала, колес и модернизировал пассажирские каюты. В 1808г. Пароход был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт».

В том же 1808г. Роберт взял в жены племянницу своего приятеля, Гарриет Ливингстон.
1811г. - построен пароход «Новый Орлеан» под руководством Фултона. Он отправился на юг, для получения разрешения Р. Ливингстона и Р. Фултона на плавание в водах Нового Орлеана.

Паровой военный корабль

1812г. Роберт создал 1-й паровой военный корабль с целью защиты Нью-Йоркской Гавани от атак Английских кораблей «Demologos», или «Фултон». Судно имело 2 параллельных корпуса и гребные колеса между ними. Паровой двигатель находился в 1-м корпусе, а паровой котел - в 2-м. Корабль имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и мог двигаться со скоростью не более 11 км/ч. В 1814г. военный пароход успешно прошел морские испытания, однако ни разу не был пущен в дело, а в 1829г. Военный корабль был и вовсе уничтожен случайным взрывом.

Патентная борьба

Начиная с 1810г. 3 парохода Фултона проводили плавания по рекам Гудзон и Раритан. Пароходы начали заменять паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Роберт отдал огромную долю своих доходов из-за многократных нарушений патентных прав создателя на пароходы, однако конкурентов с каждым разом становилось все больше. После, практически все оставшиеся финансовые сбережения Фултон растратил на подводные проекты (вновь не принесшие успеха) и на благотворительность.

В 1815г. Роберт простудился по дороге в Нью-Йорк, там и скончался. Семейство Фултона искало помощи у американского правительства, однако лишь в 1846г. Конгресс выдал им 76 300 $.

Фултон Роберт Фу́лтон Роберт

(Fulton) (1765-1815), американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире пароход «Клермонт».

ФУЛТОН Роберт

ФУ́ЛТОН (Fulton) Роберт (14 ноября 1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания - 24 февраля 1815, Нью-Йорк), американский изобретатель и инженер. Построил (1807) первый в мире колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль, работал над системой каналов.
Ювелир и живописец
Фултон был сыном ирландских иммигрантов, владельцев убыточной фермы, которую они заложили и потеряли в 1771. После этого они переехали в Ланкастер, где отец Фултона умер в 1774.
Читать и писать Роберт научился дома, а в возрасте 8 лет был послан в школу квакеров. Позднее он стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии, где он специализировался в живописи миниатюрных портретов на слоновой кости для медальонов и колец. В 1786 молодому художнику посоветовали учиться в Европе. Средства на поездку в Лондон дали несколько торговцев-меценатов. Однако художественное творчество Фултона в Лондоне не имело успеха.
Гребное колесо. Каналы
В это время Фултон стал знакомиться с новыми изобретениями для движения судов. Они заключались в использовании одного весла, приводимого в действие паровым двигателем. Собственные эксперименты привели его к заключению, что наиболее эффективным должно быть использование нескольких автоматически действующих друг за другом весел, т. е. гребных колес с лопастями.
Потерпев поражение как живописец, с 1794 Фултон направил усилия на разработку системы каналов. В 1796 он написал Трактат об усовершенствовании навигации каналов. В нем он предложил полную систему внутреннего водного транспорта, основанную на маленьких каналах, прорытых повсюду в сельской местности. По его проектам было построено несколько мостов на Британских островах, но каналы не были прорыты.
Во Франции. Подводная лодка
В 1797 Фултон переехал в Париж, где предложил идею подводной лодки «Наутилус» для использования в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. Французское правительство отклонило этот проект как зверский и постыдный опыт борьбы.
В 1800 Фултон построил подводную лодку «Наутилус» за собственный счет и провел ее испытания на Сене. После этого он получил от правительства санкцию на испытание ее в бою, но ветер и течение позволили двум британским судам уклониться от его медленного судна.
Пароход
В 1801 Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, членом комитета по разработке американской Декларации независимости (см. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США) . Р. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк. Вместе они решили построить пароход, используя проект Фултона. Он имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Р. Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Р. Ливингстон сумел продлить монополию на навигацию на реке Гудзон.
Возвратившись в Лондон, Фултон получил от Британского правительства одобрение его проекта подводной лодки, несущей взрывчатые вещества для нападения. Однако две ее атаки против французского флота окончились неудачей. В 1805, после победы адмирала Нельсона над французским флотом в Трафальгарском сражении, стало ясно, что Англия контролирует моря и без оружия Фултона.
В том же 1805 части его проектируемого парохода были готовы к отгрузке в Соединенные Штаты.
Прибыв в Нью-Йорк в декабре 1806, Фултон контролирует строительство парохода, которое было запланировано в Париже вместе с Ливингстоном. Он также пытается заинтересовать Американское правительство подводной лодкой, но ее демонстрация окончилась неудачей.
К началу августа 1807 «Пароход» (как его назвал Фултон) длиной 45 м был готов к испытаниям. Его паровой двигатель имел только один цилиндр и использовал в качестве топлива дубовые и сосновые дрова. При испытаниях пароход проплыл расстояние в 240 км от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч, в то время как монополия требовала скорости только 4 мили/ч.
После монтажа мест в каютах парохода, переименованного в «Северный Речной Пароход», Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. После этих модификаций пароход в 1808 был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт», название которого вскоре пресса уменьшила до «Клермонт»
В 1808 Фултоне женился на племяннице своего партнера, Гарриет Ливингстон.
В 1811 был построен разработанный Р. Фултоном пароход «Новый Орлеан». Он был послан на юг, чтобы утвердить монополию Р. Ливингстона и Р. Фултона в навигации на территории Нового Орлеана. Поездки были медленными и рискованными из-за речных условий и опасности землетрясений.
Паровой военный корабль
В 1812 Р. Фултон построил первый паровой военный корабль для защиты Нью-Йоркской Гавани от Британского флота «Demologos», или «Фултон». Он имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел - в другом. Он имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и скорость не более 6 узлов (или 11 км/ч). В октябре 1814 этот бронированный пароход подвергся успешным морским испытаниям, но никогда не использовался в сражении. В 1829 он был разрушен случайным взрывом.
Патентная борьба
С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Фултон потратил многое из своих капиталов в тяжбах по поводу нарушения его патентных прав на пароходы и в попытках подавить конкурирующих строителей пароходов, которые нашли лазейки в предоставленной государством монополии. Его богатство было затем исчерпано неудачными подводными проектами и финансовой благотворительностью.
После дачи показаний при юридическом слушании в Трентоне в 1815 он простудился по пути к Нью-Йорку, где и умер. Его семейство попросило помощи у американского правительства, и только в 1846 Конгресс выделил 76 300 долларов.
В 1965, в 200-летний юбилей со дня рождения Фултона, в США была выпущена юбилейная марка и штат Пенсильвания приобрел и восстановил двухэтажный сельский дом, в котором он родился.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Фултон Роберт" в других словарях:

    Роберт Фултон Robert Fulton Инже … Википедия

    Фултон (Fulton) Роберт (14.11.1765, Литл Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания, ≈ 24.2.1815, Нью Йорк), американский изобретатель, создатель первого практически пригодного парохода. Был подмастерьем ювелира, занимался живописью. В 1786… … Большая советская энциклопедия

    Фултон, Роберт - ФУ/ЛТОН Роберт (1765 1815) американский изобретатель, создатель первого в мире колёсного парохода. С 1786 г. жил в Англии, был ювелиром и художником. Затем заинтересовался инженерным делом: участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов …

    Фултон - Фултон, Роберт … Морской биографический словарь

    Роберт Фултон - см. Фултон, Роберт … Морской биографический словарь

    Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия

    Роберт Фултон Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия

    Распространённое название и фамилия. Содержание 1 Носители фамилии 2 Города 3 Административные единицы … Википедия

    - (1765 1815) американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире колесный пароход Клермонт … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность , Яков Васильевич Абрамов. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии Жизнь замечательных людей, осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839 1900). Написанные в новом для того времени жанре…

В 1815 году Наполеон Бонапарт сбежал с острова Эльбы, в Вене открылся первый технический университет, в семье простого английского ремесленника, родился будущий великий математик Джордж Буль, а в России на воду сошел первый отечественный пироскаф «Елизавета».

Тогда толпы людей собрались у пруда Таврического дворца, дабы взглянуть на это чудо. А первый рейс пироскафа, или как его еще называли стимбота, состоялся 3 ноября этого же года, по маршруту Санкт-Петербург - Кронштадт. Именно там и прозвучало впервые столь привычное нам название — «пароход».

История создания

Идея использовать пар в механике была высказана еще в I веке н.э. греческим ученым Героном Александрийским, но первый паровой котел был изобретен только в конце 17 века.

В начале 18-го паровыми машинами уже было никого не удивить, а в 1783 году сошел на воду первый пароход «Пироскаф», название которого стало нарицательным. Изобрел его французский военный, маркиз Клод Жоффруа д’Аббан - инженер-самоучка.

Через 365 метров двигатель у парохода сломался, а маркизу пришлось отказаться от своей деятельности - ему не удалось найти инвесторов для своего изобретения.

В 1787 году сразу два американских изобретателя продемонстрировали свои паровые судна - Джеймс Рамси и Джон Фитч.

Более того, через три года паровая лодка, созданная Фитчем и Генри Фойгтом, целое лето курсировала между Филадельфией и Берлингтоном. Но и здесь коммерческая составляющая оказалась сильнее научной - проект был закрыт.

Ближе всех оказались шотландцы - Уильям Саймингтон и Патрик Миллер. Миллер помимо всего прочего стал еще инвестором предприятия. В 1802 году пустился в плаванье первый колесный пароход «Шарлотта Дандес». Он достигал семнадцати метров в длину и буксировал баржи на канале Форт-Клайд.

Отец пароходов

И тем не менее, Роберт Фултон по праву считается «отцом пароходов». Будущий изобретатель был пятым ребенком в семье, в школе не достиг особых успехов, но зато любил рисовать и чертить.

В 14-летнем возрасте он уже сконструировал и испытал свою первую лодку на ручном приводе. А в возрасте 35 лет, еще до изобретения им парохода, разработал проекты для трех подводных лодок. В 1803 — его паровое судно прошло испытание на водах Сены.

И уже в августе 1807 года пароход Фултона пустился в свое первое долгое плавание по реке Гудзон. Сам изобретатель назвал его «Пароходом Северной реки», но в историю он вошел под другим названием — «Клермонт».

Именно такое называние было у усадьбы, принадлежащей партнеру Фултона, где по легенде пароход совершил свою первую остановку.

В 1809 году Фултон запатентовал свое изобретение и вошел в мировую историю. В последующие годы своей жизни он успел построить еще несколько пароходов, а так же разработать проект первого в мире военного парохода.

Название ему дали «Демологос», что переводится с латинского, как «Глас народа». Ну а второе имя парохода просто и скромно — «Фултон».

Самый старый пароход

В настоящее время пароходы уже не строятся, их заменили теплоходы. И тем не менее кое где можно найти раритеты.

Например, на озере Мьеса в Норвегии, все еще курсирует колесный пароход «Скибладнер», сконструированный в 1856 году и являющийся самым старым пароходом в мире на данный момент.

У «Скибладнера» есть своя работа - круглый год он развозит почту, а летом на нем проводят водные прогулки и круизы.

В России тоже есть свой долгожитель - колесный пароход «Н. В. Гоголь», построенный в 1911 году все еще принимает на борту посетителей.

Многим известна история о том, что изобретатель парохода Роберт Фултон якобы в 1804 году приехал в Париж и предложил Наполеону перевести корабли на паровую тягу. Эта история находит свое подтверждение в литографии "Роберт Фултон, показывающий свои планы Наполеону Бонапарту" , изданная в Филадельфии в первой половине XIX века.
Из пространной подписи к литографии можно узнать, что Фултон обратился к Наполеону со словами: "Великий человек, если Вы окажете мне поддержку.., Вы сможете иметь самый большой и могущественный флот в мире". Однако французские ученые забраковали проект Фултона, заявив императору: "Государь, пар имеет двигательную силу, но столь слабую, что он едва ли сможет двигать и детскую игрушку".
И Наполеон отказал в поддержке изобретателю.

К сожалению, этой литографии я вам предложить не могу, поскольку не нашел ее такого размера, который подошел бы для данного поста. Но суть ее передает эта иллюстрация, на которой Фултон предлагает Наполеону проект подводной лодки:

В действительности же сцены, изображенной на литографии, не было.
А как было, вы сможете прочитать, если пройдете под кат.

Сергей Воробьев.

В настоящее время известно, что Фултон не приезжал в Париж в 1804 году, поскольку приехав туда семью годами ранее, он с тех пор и проживал в Париже. Известно и то, что в 1799 - 1800 годах он предложил сначала Директории, а затем первому консулу Бонапарту (который тогда еще не был императором) вовсе не пароход, а подводную лодку , приводимую в движение вручную. Фултон предлагал с ее помощью производить минные атаки на английские суда.

Подводная лодка "Наутилус - 3"
(проект Роберта Фултона 1806 г.)

Однако Наполеону его изобретение показалось ненадежным в военном отношении. С другой стороны, первый консул был заинтересован в том, чтобы Фултон продолжал свои опыты и чтобы о них непременно стало известно в Англии. Наполеон надеялся, что это подвигнет англичан быть более уступчивыми в ходе мирных переговоров (это было незадолго до заключения Амьенского мирного договора). В конце концов, когда Фултон, требовавший значительных ассигнований, убедился, что первый консул не собирается ему всерьез помогать, между ними произошло резкое столкновение, и именно тогда Бонапарт и объявил Фултона вымогателем и шарлатаном.

Тем не менее изобретателю удалось построить в Париже первый пароход в 1803 году. Власти ему не мешали, но и не помогали. Да и сам Фултон за поддержкой больше к ним не обращался. Он обратился лишь во Французскую академию наук, и вопреки распространенному мнению, что французские академики только посмеялись над Фултоном, ученые Карно, Прони, Перье, Вольней и другие дали блестящую оценку проведенному эксперименту.

Примерно к 1804 году Фултон, будучи приверженцем демократических идей и республиканцем, решил, что Наполеон передал дело революции, и стал непримиримым противником Бонапарта, о чем свидетельствует одно из его писем этого времени. Отметим и то, что еще весной 1803 года изобретатель вступил в переговоры с англичанами и перебрался в Англию в мае 1804 года (а оттуда в США), то есть именно тогда, когда постановлением Сената Наполеон был объявлен императором.

Все это ставит под сомнение встречу между императором Наполеоном и изобретательным Фултоном.

Исследователи полагают, что начало легенде об этой встрече было положено самим Наполеоном или кем-то из его сторонников, опубликовавших задним числом "письмо Наполеона" от 21 июля 1803 года, где речь шла о том, что "предложение гражданина Фултона могло бы изменить лицо мира" и его нужно передать экспертам, "которым надлежит испытать, увидеть и понять" это изобретение. Однако подлинность этого письма вызывает серьезные и обоснованные сомнения.

Легенду о разговоре Фултона с Наполеоном широко популяризировал враг Бонапарта маршал Мармон, герцог Рагузский, изменивший императору в 1814 году, и в своих мемуарах, оправдывал себя, пытавшийся показать читателям все отрицательные черты Наполеона.

Маршал Огюст Фредерик Луи Мармон

Он писал: "Я видел, как Фултон ходатайствовал о проведении опытов с пароходом. Первый консул отнесся к Фултону как к шарлатану и не желал ничего слушать. Я дважды вмешивался, но мне не удалось поколебать мнение Бонапарта. Нельзя даже представить себе, что произошло бы, если бы он дал себя вразумить и... использовал бы флотилию паровых судов в качестве составной части проектируемых средств вторжения... [в Англию. - С. В.]. Первый консул, оставшись глухим, упустил свое счастье".

Впрочем, и реальных противников проходов и скептиков в отношении целесообразности их строительства и использования было более чем достаточно.

Так, известный ученый начала XIX века Ларднер заявил, что пароход никогда не сможет принять на борт такое количество топлива, которое необходимо для пересечения океана. Он считал, планы создания трансатлантической линии Нью-Йорк - Ливерпуль такой же нелепостью, как и полет на Луну.
Однако уже в 1838 году пароход "Сириус" пересек Атлантику, пройдя весь путь с паровым двигателем.

"Сириус"

В штыки принимали пароходы и в военном флоте. К примеру, в середине XIX века военно-морской министр США сделал следующее заявление: "Я никогда не допущу, чтобы наши старые чудесные парусные корабли были уничтожены и американский флот превратился в сборище паровым морских чудовищ".

Вероятно, той же логикой в то же время руководствовались и в России. Блестящая победа Черноморского флота под командованием адмирала Нахимова над турецким 18 ноября 1853 года в Синопском сражении Крымской войны была последней крупной морской битвой парусных кораблей.

Картина Ивана Айвазовского

А вот когда в дело вступили английские и французские пароходы, Нахимову ничего не оставалось делать, как затопить свой парусный флот, который никак не мог составить конкуренции противнику, в Севастопольской бухте.

Французские и английские паровые суда в Черном море во время Крымской войны

Затопление Черноморского флота

Это стало наглядным и весьма весомым аргументом в споре между сторонниками парусных и паровых судов, и между ведущими мировыми державами того времени развернулась настоящая "гонка вооружений": какая из них построит самый мощный именно паровой военный флот. Как известно, лидером в этой гонке вплоть до Первой мировой войны (включительно) являлась Англия.

История парохода богата и другими легендами.

Например, по одной из них, 17 июня 1543 года в порту Барселоны испанский капитан Бласко де Гарай производил испытания корабля "Тринидад". На основании того, что из середины корабля, снабженного гребными колесами, поднимались облака пара, часто делается вывод, что это и был первый пароход.

Этот популярный миф еще в 1837 году опроверг Б. П. Козловский в статье о паровых машинах, заказанной ему Пушкиным для "Современника". В XVI веке не существовало не только паровой машины, но и даже проектов об использовании силы пара для приведения в действие каких-либо механизмов. Де Гарай действительно предлагал, как и многие другие до него, строить суда, приводимые в движение гребными колесами. Но для вращения этих колес предполагалось использовать мускульную силу команды.
Здесь вспоминается эпизод из "Приключений капитана Врунгеля", в котором для вращения гребных колес яхты "Беда" были использованы белки.

ФУЛТОН РОБЕРТ

(род. в 1765 г. – ум. в 1815 г.)

Изобретатель. Построил первую подводную лодку «Наутилус» (1800), первый колесный пароход «Клермонт» (1807).

Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой мечте суждено было сбыться в начале XIX века. Правда, путь от мечты до ее реального воплощения был тернист. Попытки спрятать огнедышащий котел в деревянный корпус корабля зачастую оканчивались незапланированным фейерверком. Самым упорным в достижении этой цели оказался Роберт Фултон, гениальный американский инженер и изобретатель. Принято считать, что первый колесный пароход изобрел именно он. На самом деле это не совсем так. Еще в XVIII веке, сразу после изобретения паровой машины, предпринимались многочисленные попытки установить ее на парусное судно, однако они были неудачны. Именно Роберт Фултон, проанализировав достижения и ошибки своих предшественников, сумел создать первый действующий колесный пароход «Клермонт», который был спущен на воду в 1807 г. Этот год и вошел в историю как дата рождения парохода.

Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 г. в городке Литл-Бритен, недалеко от Филадельфии, штат Пенсильвания. Сейчас этот городок называется Фултон. Его отец Роберт Фултон-старший и мать Мэри Смит имели пятерых детей – трех девочек и двух мальчиков. В 1766 г. семья продала ферму и перебралась в город Ланкастер. А в 1768 г. отец умер, оставив вдову с пятью маленькими детьми на руках. Неудивительно, что будущий изобретатель не получил никакого систематического образования. Однако уже в детстве Роберт проявил самые разносторонние способности: он хорошо рисовал, был прекрасным математиком, любил работать с инструментами. Мальчик мечтал стать художником, хотя это занятие в те годы в США считалось, по меньшей мере, несерьезным. В семнадцать лет он покинул родной дом и переехал в Филадельфию. Этот город, центр культурной и политической жизни США, стал идеальным местом для амбициозного молодого человека с широким кругом интересов. Роберт успешно работал гравером, помощником ювелира, познакомился с рядом влиятельных людей, в том числе с Бенджамином Франклином. В 21 год он уже смог купить ферму для своей семьи.

В 1786 г., вооружившись рекомендательным письмом от Франклина, Фултон поехал в Лондон, чтобы продолжить свои занятия живописью. В Лондоне он общался с молодыми талантливыми художниками, литераторами, инженерами. Его бьющая через край энергия требовала практической деятельности. Молодой человек бросил занятия живописью и стал инженером-изобретателем. Роберту еще не было 30 лет, когда он изобрел устройство для разрезания мраморных плит. В 1794 г. за эту работу он получил серебряную медаль Лондонского общества поощрения искусств, торговли и ремесел. Тогда же он разработал проекты и создал машины для прядения льна, для скручивания веревок. Следующие несколько лет Фултон усердно изучал вопросы, связанные со строительством каналов и шлюзов. Он изобрел экскаватор для рытья каналов, а также наклонный судоподъемник, позволявший обходиться без шлюзов. Все дарования Фултона как бы слились воедино, дополняя друг друга.

В 1797 г. Роберт, уже известный инженер, механик и изобретатель, поехал во Францию, надеясь заинтересовать французское правительство своими идеями по прокладке каналов и дамб. Но французам не до каналов: идет война. И Фултон вновь в корне поменял направление своих исследований: он обратился к правительству Французской республики с предложением о строительстве подводной лодки. Предложение было отвергнуто, но настойчивый изобретатель добился аудиенции у первого консула Наполеона Бонапарта и заинтересовал его идеей подводного корабля. В 1800 г. Фултон построил подводную лодку и с двумя помощниками осуществил погружение на глубину 7,5 м. Через год он спустил на воду усовершенствованный «Наутилус» длиной 6,5 и шириной 2,2 м. Для того времени лодка имела приличную глубину погружения – около 30 м. В качестве движителя подводного хода использовался вращаемый вручную четырехлопастной винт, позволявший развивать скорость около 3 км/час. В надводном положении лодка двигалась под парусом со скоростью 5–6 км/час. Мачта для паруса была укреплена на шарнире. После подъема мачты развертывался парус, и корабль становился похож на раковину моллюска наутилуса. Отсюда и появилось название, которое дал своей подводной лодке Фултон, а спустя 70 лет заимствовал Жюль Верн для фантастического корабля капитана Немо. Погружение и всплытие осуществлялись заполнением и осушением балластной цистерны. «Наутилус» был вооружен миной, которая представляла собой два медных бочонка с порохом, соединенных эластичной перемычкой. Но изобретатель отказался от боевого применения «Наутилуса» из-за того, что французский морской министр не удовлетворил его требование присвоить членам экипажа лодки воинские звания, без чего в случае захвата в плен англичане повесили бы их как пиратов. Весной 1803 г. Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Паровая машина Уатта была взята напрокат у одного знакомого, но схему передаточного механизма придумал сам Фултон. Однако построенный корабль оказался недостаточно прочным – корпус не выдержал тяжести машины. Однажды во время сильного волнения на Сене днище проломилось и взятая в долг машина вместе со всем оборудованием пошла ко дну. С большим трудом ее удалось поднять, причем Фултон жестоко простудился во время спасательных работ. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 м в ширину. В августе 1803 г. на Сене было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/час и показал хорошую маневренность. Первым делом Фултон предложил свой пароход Наполеону, но тот не заинтересовался этим изобретением. Говорят, что император раздраженно сказал: «Во всех европейских столицах полно авантюристов. Бегают по миру и предлагают правителям мнимые изобретения, которые существуют только в их фантазии. Это одни шарлатаны и обманщики, жаждущие только денег. Этот американец – один из них. О Фултоне не хочу больше слышать ни слова».

В мае 1804 г. после заключения Французской академии наук о бесперспективности паровой навигации Роберт Фултон возвратился в Англию. Он пытался увлечь английское правительство проектом своей подводной лодки и парохода, предлагал другие изобретения. Британское адмиралтейство выдвигает встречное предложение: Фултону была назначена пожизненная пенсия с одним условием – забыть о своем изобретении. Так непросто складывалась судьба изобретателя и главного его детища – парохода. Фортуна улыбнулась Роберту лишь в 1806 г., когда он, отчаявшись найти поддержку у европейских правителей, решил вернуться на родину. Перед отъездом изобретатель заказал в известной бирмингемской фирме «Бултон энд Уатт» паровую машину мощностью 20 лошадиных сил. В Америке при финансовой поддержке своего друга Р. Ливингстона на верфи Чарльза Брауна Фултон построил корабль. На борту установили привезенный из Англии паровой двигатель, и весной 1807 г. судно было спущено на воду. Оно называлось «Пароход Северной реки Клермонт», но в истории и памяти людей сохранилось название «Клермонт». Это было небольшое судно, водоизмещением около 100 тонн, длина его составляла 40 м, ширина около 5 м. В августе 1807 г. на судно был установлен двигатель, испытанный в работе во время рейса Нью-Йорк – Олбани. Расстояние до Олбани составляло 150 миль (241 км), рейс длился 32 часа, возврат по течению реки занял 30 часов. Паруса не использовались ни разу. Это был первый безостановочный транспортный рейс длительностью более суток, совершенный паровым судном. С этого дня началось триумфальное шествие парового судоходства.

Интересно, что в первое плавание «Клермонт» отправился без пассажиров и груза – велика была вероятность того, что судно не доберется до места назначения. Первый рейс парохода был широко разрекламирован в газетах. К отплытию собралась большая толпа любопытных, состоявшая из горячих сторонников и ярых противников прогресса, множества зевак. Заключались пари на исход этого мероприятия. Рассказывают такой анекдот: некий господин, который не верил в успешное окончание дела, стоя на берегу, кричал: «Он не сможет заставить его двинуться!» Внезапно, выпустив клубы пара, пароход тронулся с места. Пораженный мужчина замолк на мгновение, а затем стал кричать: «Он не сможет остановиться!»

Успешное завершение первого плавания позволило открыть регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Олбани. «Клермонт» держал эту линию в течение нескольких лет, сразу столкнувшись с крайне враждебным отношением владельцев парусных и гребных судов на Гудзоне, увидевших в пароходе грозного конкурента. Они то и дело подстраивали столкновения парохода с шаландами и баркасами или устраивали на пути парохода заторы. В 1811 г. в США был даже принят специальный закон, грозивший строгим наказанием за сознательный вред, нанесенный пароходам. Интересна и коммерческая сторона вопроса – только за первый год эксплуатации «Клермонт» дал выручку 16 тысяч долларов (немалые деньги по тем временам), доказав всему миру рентабельность парового флота. Хотя сам Фултон неоднократно подчеркивал, что идея парохода принадлежит не ему, именно он впервые удачно воплотил ее в жизнь, и именно с его легкой руки пароходство начало бурно развиваться сначала в Америке, а потом и во всем мире.

В последние годы жизни Фултон работал над проектом канала, соединяющего Великие озера и Нью-Йоркскую гавань. Этот канал был построен уже после смерти великого изобретателя. Умер Роберт Фултон в Нью-Йорке 24 февраля 1815 г., за несколько месяцев до своего пятидесятилетия.

Одна из легенд рассказывает, что в 1815 г., когда уже свергнутого императора Наполеона Бонапарта везли в ссылку на остров Святой Елены, английский военный парусник, дрейфовавший из-за штиля, повстречал в океане пароход, шедший на всех парах. Поинтересовавшись у офицера охраны, кто построил пароход, обогнавший их парусник, узник получил лаконичный ответ – Роберт Фултон…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность автора Абрамов Яков Васильевич

Глава II. Фултон в Англии В мастерской Уэтса. – Разочарование в живописи и увлечение механикой. – Три года на заводах. – Встреча с Рамзеем. – Краткий очерк истории попыток применения пара к судоходству: Власко де Гарай, Папин, Джонатан Хольз, Бернулли, Перье и Жоффруа,

Из книги Лестница в небеса: Led Zeppelin без цензуры автора Коул Ричард

Глава III. Фултон во Франции Фултон в Париже. – Идея подводного судна. – Поездка в Голландию и возвращение в Париж. – Барлоу. – Занятие живописью. – Самообразование. – Изучение механики. – Фултон и Бонапарт. – Подводная лодка. – Ливингстон. – Работы над паровым

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Глава IV. Фултон в Америке. Его торжество Привилегия плавания по Гудзону. – Заказ машины Уатту. – Предложение покупки подводного судна. – Постройка первого парохода «Клермонт». – Материальные затруднения. – Первый опыт плавания на «Клермонте». – Объявление о рейсах

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Из книги Четыре друга на фоне столетия автора Прохорова Вера Ивановна

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт (поэт; скончался 19 августа 1994 года на 63-м году жизни). В 1990 году врачи обнаружили у поэта опухоль мозга. Несмотря на страшный диагноз, Рождественский воспринял это сообщение с присущим ему юмором, написав стихотворение

Из книги Красавцы советского кино автора Раззаков Федор

Роберт ФИШЕР Слово о Роберте Фишере Прошло 20 лет, как Фишер стал чемпионом мира (с того момента он не сыграл ни одном турнирной партии), – и тогда же он ушел из мира шахмат.Да, многие его решения казались непонятными и непредсказуемыми. По-видимому, Фишер представлял себе

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

Роберт Фальк Родился 27 октября 1886 года в Москве в семье юриста и шахматиста Рафаила Фалька.В детстве и юности мечтал стать музыкантом.Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Одним из его профессоров был Валентин Серов, в свое время посоветовавший

Из книги И.П.Павлов PRO ET CONTRA автора Павлов Иван Петрович

Его звали не Роберт Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске на Амуре в семье военного. Его отец - Александр Николаевич - воевал на фронтах Гражданской войны в рядах Красной армии, имел несколько боевых наград. В начале 20-х, волею судьбы, он полюбил

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

ВУД РОБЕРТ (род. в 1868 г. – ум. в 1955 г.) Американский физик – экспериментатор, которого часто называют «отцом современной физической оптики» и «гением эксперимента». Открыл и исследовал резонансное излучение паров натрия и ртути, развил методы спектроскопии, заложил

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

Дж. Ф.ФУЛТОН Иван ПавловИсследования Павлова, создавшие эпоху в изучении деятель ности мозговой коры и начатые приблизительно в 1902 г., за пре делами России фактически были неизвестны. Павлов сам сделал сообщение в Лондоне в 1906 г. и прочитал доклад в Гронингене в 1913 г., но до

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Роберт Гук Гук был несколько старше Ньютона. Он родился в 1635 году, в семье священника на острове Уайт, расположенном в проливе Ла-Манш. Гук был очень слабым и болезненным ребенком и поэтому не получил систематического образования. В 1648 году его отец умер и мальчик переехал

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Создатель парохода Роберт Фултон (Robert Fulton) (14 ноября 1765, Литтл-Бритн - 24 февраля 1815, Нью-Йорк) В Санкт-Петербурге на Невском проспекте через реку Мойку перекинут Зеленый мост. Эту чугунную переправу в 1806–1808 годах построил шотландский инженер Вильям Гесте вместо старого

Из книги Обратно к врагам: Автобиографическая повесть автора Бабенко-Вудбери Виктория

Роберт Митчем «Я – гамбургер»Ро?берт Чарльз Дэ?рмен Ми?тчем (1917–1997) – американский актер, сценарист и продюсер.Бродяга, полупрофессиональный боксер, композитор, писавший песни для различных спектаклей, певец, не имевший успеха, актер однажды заявил о том, что фильмы ему

Из книги Мэрилин Монро автора Надеждин Николай Яковлевич

ФУЛТОН РОБЕРТ (род. в 1765 г. – ум. в 1815 г.) Изобретатель. Построил первую подводную лодку «Наутилус» (1800), первый колесный пароход «Клермонт» (1807). Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой

Из книги автора

Роберт Ранней весной 1945-го года уже все поняли, что война подходит к концу. Изо дня в день через наш маленький город тянулась непрерывная цепь беженцев. Здесь были и военные, и гражданские, немцы и иностранцы, мужчины, женщины, дети. Многие ехали на старых машинах или на

Из книги автора

71. Роберт Братья Кеннеди никогда не отличались незыблемой приверженностью моральным принципам. Талантливые, энергичные, амбициозные, они привыкли брать от жизни то, что им нравилось. Отказов женщин на их притязания они практически не получали. И при этом оба любили своих


Самое обсуждаемое
Креатин. Применение. Свойства Creatine monohydrate - для чего принимать, состав, побочные действия и цена Креатин способ применения и дозы Креатин. Применение. Свойства Creatine monohydrate - для чего принимать, состав, побочные действия и цена Креатин способ применения и дозы
Вывих плеча: лечение после вправления, физиотерапия Вывих плеча: лечение после вправления, физиотерапия
Орден Ленина. Справка. Характеристики и интересные факты об ордене ленина За что награждают орденом ленина Орден Ленина. Справка. Характеристики и интересные факты об ордене ленина За что награждают орденом ленина


top