Какими проявлениями характеризуется 1 стадия стресса. Полная классификация стресса: стадии и фазы развития, виды и разновидности. Классификация стресса — виды и подвиды

Какими проявлениями характеризуется 1 стадия стресса. Полная классификация стресса: стадии и фазы развития, виды и разновидности. Классификация стресса — виды и подвиды

В наши дни о стрессе говорят очень многие. Простой обыватель, не особо осведомленный в психологии, считает, что стресса нужно избегать. Этот термин трактуется вольно и не всегда правильно. Многие считают его нервным напряжением, вредным для эмоционального здоровья человека. Но это ошибочное мнение.

Что такое стресс по мнению психологов?

В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье впервые сформулировал концепцию стресса. Он определи его, как реакцию человека на любое сильное раздражение, внешнее или внутреннее. Стрессом можно считать раздражение, которое превышает предел выносливости систем организма. Эта концепция была положена в основу и развивалась многими учеными-психологами.

Биологическая функция стресса - адаптация под определенные условия. Организм использует стресс для защиты от любых угроз. Угрозы, которые психологи называют стрессорами, разделяются на два типа:

Физические – боль, холод, жара, повреждения. Они действуют непосредственно на ткани тела.

Психологические – это стимулы, которые важны для человека в социальном плане. Возникают такие эмоции как обида, злость, страх.

Появление стресса заставляет человека или его организм начинать действовать с единственной целью – защитить жизнь и здоровье, противодействовать опасности. В современной психологии принято различать психологический стресс на эмоциональный и информационный.

Ганс Селье выделяет два понятия: стресс и дистресс. В его трактовке понятие стресса равнозначно изменению функционального состояния организма в зависимости от поставленной перед ним задачей. Даже спящий человек, который находится в полностью расслабленном состоянии, испытывает легкий стресс. Дистресс - это тот стресс, который наносит вред организму.

Современные ученые тоже утверждают, что не всякий стресс – это зло. Они призывают не избегать стрессовых ситуаций, а воспринимать их, как естественный толчок к развитию. Современное толкование слова «стресс» более узкое. Психологи призывают считать его напряжением, которое появляется перед лицом неприятных или угрожающих жизненных ситуаций.

Сейчас о стрессе принято говорить как об особом состоянии, реакции организма на экстремальное воздействие, которое несет физическую угрозу существованию или здоровью, может принести урон психологическому статусу.

Стресс может проходить с разной динамикой. Ученые даже выяснили логику развития стресса. Систему составил уже известный вам Ганс Селье. С незначительными изменениями, ее используют до сих пор.

Стадии стресса согласно Г. Селье

Еще в 1926 году в медицинском институте Селье заметил, что организм пациентов реагирует на серьезную нагрузку одинаково. Селье начал искать ответ на вопрос, почему больные с разными диагнозами имеют много общих симптомов. Например, при инфекционных заболеваниях, запущенной форме рака, серьезной потере крови пациенты имели общие признаки: снижение массы тела, потерю аппетита, слабость, апатию и другие.

В 1936 году Селье начал активно работать этой проблемой. Эксперименты над животными показали, что организм имеет предел в способности к адаптации. Ученый сумел найти подтверждения тому, что разные раздражители (печаль и радость, холод и жара, гормоны и лекарства) вызывают в организме человека одинаковые биохимические изменения. Медицина очень долго не признавала теорию Селье. Но дальнейшие исследования и практика подтвердили правоту ученого.

Продолжив свои изыскания, Селье сделал вывод, что важную роль в реакции на стрессоры играют гормоны. Выделение адреналина – лишь одно звено из цепной реакции, которая запускается в организме человека с момент стресса. В процессе своих изысканий Селье выделял три стадии развития стресса.

  • На первой стадии стресса ученый выделил в качестве преобладающего чувство тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных возможностей организма. Сопротивляемость стрессу падает ниже нормального состояния. Так происходит из-за особой реакции желудочно-кишечного тракта, иммунной системы и надпочечников. В психологии эти системы называются «триада стресса». Если стрессор слишком силен, например, крайне низкая или высокая температура, тяжелая рана, может наступить смерть из-за ограниченности возможностей организма.
  • На второй стадии стресса происходит сопротивление. Если возможности к адаптации превышают силу воздействия стрессора, признаки тревоги исчезают, и начинает подниматься уровень сопротивляемости. Причем, поднимается он выше обычного состояния.
  • На третьей стадии стресса начинается фаза истощения. Несмотря на возросший уровень сопротивляемости, наш организм имеет предел. Если стрессор продолжает действовать на человека слишком долго, запасы энергии истощаются. Признаки первой стадии тревоги возвращаются, но уже необратимые. Наступает истощение, последствия очень печальны. Если стрессор был физическим, человек погибает. Если психологическим, такие же проблемы и начинаются.

В целом, если говорить примерами, организм человека можно сравнить с мотором, работающим слишком долго на пределе. Через некоторое время что-то внутри ломается и ремонту уже не подлежит. Стресс не должен пройти через все три стадии развития. Как правило, он останавливается на второй.

Концепция, разработанная Селье, кардинально изменила подход к лечению и профилактике не только психических заболеваний, но и недугов тела. Современная медицина, взяв за основу теорию Селье, продолжает развивать ее. Подтверждения правоты ученого возникают в процессе исследований в ниши дни постоянно.

Вторая сторона медали

Почему же нельзя избегать стрессов? В психологии существует такое понятие как дистресс из-за недостаточного количества раздражителей. Монотонная жизнь, изоляция, скука – все эти факторы способны уничтожить психическое и физическое здоровье человека. Если нет развития, основным спусковым механизмом которого является стресс, начинается деградация. Многие пытаются скучную жизнь хоть как то разнообразить экстремальными увлечениями. Хорошо это или плохо? Зависит от того, приносит ли это вред самому человеку и окружающим. Наверно, важно не потерять чувство меры и инстинкт самосохранения.

Меняем отношение к стрессорам

Выяснив важность стресса для развития человека, ученые умы от психологии начали искать золотую середину. Выход нашли в популяризации прикладной психологии и воспитании у обывателя позитивного мышления. Главная цель – остановить воздействие стрессора на второй стадии и не допустить наступления второй.

Если воздействие физическое, вариантов не так уж и много. Но и здесь крайне важно, поддается человек ситуации или борется с ней. Психологическое воздействие полностью поддается контролю человека. Здесь нам навредить могут лишь с нашего разрешения. Дать единый рецепт на все ситуации невозможно. Но если воспринимать каждую стрессовую ситуацию в качестве толчка для развития, все меняется в корне. В каком направлении развиваться, решать только вам.

Создателем теории стресса является канадский медик Ганс Гуго Бруно Селье. Учёный определял данное понятие как совокупность неспецифических реакций организма человека, направленных на подготовку его к бегству, борьбе и сопротивлению. Стресс бывает как психологическим, так и физиологическим. Больше интереса, разумеется, представляет первый вариант. Поэтому сейчас хотелось бы поговорить про психологический стресс, стадии его развития, причины, симптомы и многие другие нюансы.

Предпосылки

Факторы, провоцирующие зарождение напряжённого состояния, исчисляются сотнями. У каждого человека есть своя специфика. То, что может загнать одного в состояние глубокого стресса, никак не затронет другого. Поэтому все причины перечислить невозможно. Однако основные - вполне. Вот какие предпосылки являются наиболее часто встречающимися:

  • Конфликты (дома, на работе, с друзьями, с незнакомыми людьми).
  • Недовольство (собой, окружающими, жизнью, миром, работой).
  • Нехватка денег и финансовые проблемы.
  • Рутина.
  • Отсутствие отдыха, полезных перемен и положительных эмоций.
  • Проблемы со здоровьем, лишний вес, недостаток в организме полезных микроэлементов.
  • Смерть кого-то из близких.
  • Страхи и фобии, зависимость от чужого мнения.
  • Одиночество и проблемы в личной жизни, недостаток сексуальной активности.

Всё перечисленное действительно отражается на душевном состоянии человека. И в подавляющем большинстве случаев волнения по тому или иному поводу, попытки решить проблемы и справиться с ситуацией перерастают в стресс, сопровождающийся хроническим внутренним напряжением.

Начало

Специалисты выделяют три стадии стресса. Первая характеризуется задействованием и мобилизацией всех защитных сил организма. Это осуществляется посредством перестройки гормональной и нервной системы. Почему? Потому что с наступлением момента затянувшегося напряжения катаболические процессы начинают преобладать над анаболическими.

Нередко такое состояние называют «предстартовой лихорадкой». И её примеры окружают нас повсеместно. Это состояние испытывают студенты перед экзаменами, бакалавры накануне защиты ВКР, впечатлительные артисты на пороге выступления, спортсмены на старте, больные незадолго до операции.

Чем сильнее лихорадка, тем больше человек теряет энергии и сил для дальнейших действий. А значит, впоследствии он будет меньше защищён от обстоятельств. Это похоже на состояние спортсмена, который «перегорел» ещё на старте. Но и сохранение спокойствия тоже вредит. Без доли адреналина организм не мобилизует силы, необходимые для отражения стресса.

Вторая стадия

Её можно назвать адаптационной. На этой стадии человек, как и его организм, начинает сопротивляться состоянию, которое влечёт за сбой стресс. Стадии, следующей за пресловутой «лихорадкой», свойственна особая специфика.

Организм переходит в гомеостатическое состояние, поскольку того требуют сложившиеся условия. В связи с этим анаболические процессоры берут верх над катаболическими.

Общий адаптационный синдром

Это то, чем сопровождается вторая стадия. На физиологическом уровне данный синдром может характеризоваться:

  • Увеличением веса и мышечной массы или же истощением.
  • Ростом количества эозинофилов в крови.
  • Перенапряжением коры надпочечников.
  • Уменьшением выработки глюкокортикоидов.
  • Атрофией секреторной ткани.
  • Снижением тонуса скелетных мышц.
  • Падением АД и ОЦК.
  • Ростом гематокрита.
  • Повышением выносливости без вреда для организма.

Этим и сопровождается на данной стадии стресс. Синдрома может и не быть в полном его проявлении. Опять-таки, всё зависит от индивидуальной специфики. Взять, к примеру, последний фактор. Некоторые люди, сталкиваясь с «завалом» на работе (что является мощной причиной для стресса), действительно могут работать по 18 часов в сутки, чтобы успеть к дедлайну, и при этом качество их работы, а также состояние здоровья, ничуть не станет хуже. Просто их силы мобилизуются, под воздействием мощной мотивации.

Но ведь так не у всех. Другие, наоборот, ощущают сильную хроническую апатию, и просто не могут заставить себя начать что-то делать. Так что синдром у всех проявляется по-разному.

Третья стадия

Считается самой опасной, поскольку сопровождается физическим и нервным истощением. Почему это происходит? Потому что предыдущие стадии развития стресса человек вытерпел, не выплёскивая копившуюся энергию. А это приводит обычно к чрезмерным и длительным перегрузкам, которые являются своеобразным порогом третьей стадии.

Это очень опасно, поскольку результатом перегрузок нередко становятся тяжёлые заболевания психики и организма. Они ещё называются «болезнями стресса». Сюда относятся неврозы, депрессии, диабет, гипертония, инсульт, инфаркт миокарда, нарушения иммунной системы, бессонница, нарушения дыхания и пищеварения, а также многие другие серьёзные сбои.

Дистресс

Стоит отметить, что существует всего две стадии стресса по Селье. Последнюю, третью, учёный называл дистрессом. Что вполне логично. Поскольку полное название данного термина - деструктивный стресс. Что в переводе на более простой язык означает «расстройство».

Оно наступает, если человек не справляется с эмоциональными встрясками, сопровождающими первые две стадии стресса на каждом шагу. Это может случиться по разным причинам. Чаще всего из-за отсутствия навыка сопротивляться стрессогенным факторам или же из-за истощения энергетических запасов. Первыми симптомами дистресса являются следующие проявления:

  • Усталость.
  • Раздражительность.
  • Головные боли и мигрени.
  • Быстрая утомляемость и вялость.
  • Приступы паники, страха, грусти, тоски.
  • Появление вредных привычек.
  • Повышенная возбудимость, тревожность и нервозность.
  • Головокружения, учащённое сердцебиение.

Этот список можно продолжить. Но даже самые, как может казаться, незначительные проявления заслуживают того, чтобы заняться собой и справиться со стрессом. Иначе он может перерасти в депрессию, что намного хуже.

Эустресс

Это явление тоже стоит затронуть вниманием. Дело в том, что есть различные виды стресса. Стадии стресса, в зависимости от своеобразной «классификации», тоже отличаются. Так вот, эустресс - понятие, являющееся прямо противоположным дистрессу.

Это полезное явление. Если быть точнее - стресс, вызванный положительными эмоциями. Но в силу специфики процесса его возникновение всё равно активизирует защитные механизмы организма. Однако человек при этом уверен, что он сможет справиться с ситуацией и имеет необходимую для этого энергию, силы и знания.

Во время эустресса ощущается явный душевный подъём и прилив сил. Человек становится настолько собранным, что это удивляет даже его. Он становится способным на то, чего, казалось бы, сам от себя не ожидал.

Эмоциональный стресс

О нём также стоит рассказать. Данным понятием называют эмоциональные процессы, которые сопровождают стресс и ведут к неблагоприятным изменениям в организме. Дело в том, что в моменты напряжения именно они развиваются быстрее других. Вследствие чего активизируется вегетативная нервная система с эндокринным обеспечением. В итоге всё ведёт к сбоям в функционировании организма.

Эмоциональный стресс является очень сложным явлением. Поскольку в его основе лежит конфликтная ситуация, при которой человеку не удаётся удовлетворить свои биологические или социальные потребности.

Нередко причина кроется и в расширении спектра социального взаимодействия. Все люди живут в обществе, где редко можно существовать без столкновений с лидерством, неуверенностью в себе, соперничеством, конкуренцией и враждой.

И, конечно же, нельзя не упомянуть об особой подверженности эмоциональному стрессу городского населения. Представители его существуют в возрастающей урбанизации, постоянно увеличивающихся объёмах информации, вынужденных контактах с другими людьми и дефиците времени. Такой образ жизни приводит к нарушению покоя и эмоционального равновесия. А ведь это ключевые потребности человека.

О длительности

Что ж, было многое сказано о том, что такое стресс. Стадии и их специфику тоже можно считать раскрытой темой. Но ещё вкратце стоит отметить длительность рассматриваемых явлений. То есть то, к чему имеют непосредственное отношение пресловутые стадии, стресс-реакции и их предпосылки.

Есть кратковременные явления. Такие стрессы возникают и развиваются стремительно. И исчезают они тоже быстро - как только удаляется патогенный фактор. Например, студент отправляется на важный экзамен. Он нервничает и волнуется. Но как только студент сдаёт экзамен, причина для переживаний (патогенный фактор) исчезает, и он успокаивается.

А есть хронический стресс. Тот, который атакует человека постоянно, каждый день. В результате организм привыкает к такому состоянию. Стресс становится образом жизни человека, и нередко всё заканчивается сложными болезнями, возникновением фобий, страхов, и даже суицидом.

Устранение проблемы

Исходя из всего вышеперечисленного, можно понять, что представляет собой стресс. Стадии развития этого состояния тоже являются очевидными в своём проявлении. И справиться с данным состоянием можно лишь в том случае, если вовремя спохватиться. Для этого достаточно уделять своему здоровью должное внимание.

Чтобы не проходить через все три стадии развития стресса, нужно убрать раздражающий фактор. Работа не приносит ничего, кроме проблем? Пора уволиться. Друзья только и делают, что провоцируют на конфликт? Нужно перестать с ними общаться. Постоянно повторяющийся рутинный «день сурка» чуть ли не доводит до истерики? Значит, надо брать отпуск и отправляться в путешествие.

Можно привести ещё с десяток примеров, но суть понятна. То, что доставляет неприятности, должно уйти из жизни человека навсегда.

Реабилитация

Убрав раздражающий фактор, нужно приступить к физиологическим процедурам снятия стресса. Ведь, как уже говорилось, он влияет не только на психическое здоровье. Вот целый комплекс мероприятий, рекомендованных специалистами для реабилитации:

  • Полноценный отдых и стопроцентное расслабление. И ни в коем случае не дома - нужно сменить обстановку. Лучше отправиться на природу, на свежий воздух.
  • Здоровый сон.
  • Обновлённый рацион. Стоит начать употреблять пищу, богатую на микроэлементы и витамины.
  • Расслабляющие ванны, ароматерапия и массаж.
  • Нормализация дыхания.
  • Ежедневные прогулки перед сном.

И, конечно же, нужно начать привыкать вести активный образ жизни. Недостаток физической деятельности не может не отразиться негативно на состоянии здоровья. Стоит начать кататься на велосипеде или роликах, записаться в бассейн, купить абонемент в тренажёрный зал, или как минимум делать утреннюю зарядку. Удивительно, насколько спорт воодушевляет. Физическая активность действительно способна помочь пройти через все стадии стресса. В психологии было (и будет) немало примеров, когда люди приходили в норму именно благодаря спорту.

Стрессовые состояния - неизбежная часть существования живого организма. Среди них бывают не только отрицательно воздействующие на человека, но и позитивные. Чтобы избежать негативных последствий стресса, необходимо уметь управлять им. Приемы предупреждения и устранения отрицательного влияния стресса зависят от стадии данного состояния. В современной психологии это направление предлагает четкий структурированный подход к пониманию механизма развития стресса и управления им.

Что такое стресс?

Стереотипное восприятие понятия "стресс" как комплекса неприятных событий и связанных с ними переживаний, физического и психологического дискомфорта, искажает подлинный смысл этого термина. Реакция организма на любой интенсивный раздражитель, требующий приспособления и адаптации, связана со стрессом. С этой точки зрения сильный порыв холодного ветра, который заставляет поднять воротник и глубже натянуть шапку - тоже стресс. Реакция, которую он вызывает, является адаптивным механизмом, который включается рефлекторно или осознанно. В случае, если не удается быстро найти способ приспособиться к воздействию раздражителя, возникает ощущение дискомфорта. Получается, на бытовом языке название "стресс" закрепилось не за действием, вызывающим реакцию, а за неудачным опытом адаптации к нему.

Стрессы бывают и позитивными. Внезапно свалившееся на человека богатство - это тоже сильный стресс, как и появление новых возможностей, изменение статуса. Все эти изменившиеся условия потребуют приспособления и адаптации. Радость материнства - мощнейший стресс и на физическом и на эмоциональном уровнях. Послеродовая депрессия - результат неуспешного преодоления и признак дезадаптации к новой роли, появившимся обязанностям, ограничениям и ответственности.

Стрессовое воздействие активизирует все силы организма, требует быстрого поиска адаптационных возможностей. Во время оперативного поиска средств приспособления к изменившимся условиям активизируется деятельность систем внутренних органов. Особенно интенсивно начинают работать надпочечники, гипоталамус и гипофиз, выбрасывая высокое количество гормонов. За счет этого люди способны принимать быстрые решения в сложных ситуациях.

Благодаря успешному поиску механизмов приспособления происходит развитие эмоциональной и психологической сфер человека, укрепляются и совершенствуются его физические возможности. Это направление в психологии активно развивает отечественный психолог Олег Торсунов. Согласно его концепции, говорить о необходимости полного избавления от стресса нельзя. Это сделает человека более беззащитным, неспособным к адаптации в меняющихся условиях. Развитость адаптационного механизма - обязательное условие выживания и эволюционного развития.

Неумение правильно управлять своим состоянием в таких условиях ограничивает адаптационные возможности и сокращает потенциал развития, который открывается благодаря успешному проживанию стресса.

Но чрезмерные систематические стрессовые нагрузки оказывают истощающее влияние на психику человека и на его организм в целом.

Этапы развития стресса по Г. Селье

Стрессы разнообразны по характеру и причинам возникновения, но все они развиваются по общей логике. Впервые систематизировать имеющиеся данные об особенностях стрессов удалось канадскому ученому Гансу Селье. В 1936 году он опубликовал результаты многолетних наблюдений за реакцией живого организма на стресс. Были проанализированы эмоциональные, психологические изменения в стрессовых ситуациях и физиология реакций в условиях избыточных нагрузок. Это позволило сделать вывод о трехфазной структуре развития реакции под воздействием избыточных раздражителей, получившей название "триада Селье".

В первых своих работах о триаде ученый применял термин "адаптационный синдром" и понимал под ним способность живого организма приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, мобилизуя имеющиеся ресурсы. Механизм развития реакции на стресс, по наблюдениям исследователя, оказался общим для людей, животных и растений и состоял из трех последовательно сменяющих друг друга стадий:

  • тревожная (alarm-reaction);
  • резистентная (stage of resistance);
  • истощения (exhaustion).

Стадии стресса по Г. Селье

Оригинальные английские названия фаз стресса позволяют точнее понять их особенности.

На стадии тревоги срабатывает механизм, напоминающий по своему действию пожарную сигнализацию. Наступает осознание того, что привычные условия сильно изменились. Это не обязательно чувство опасности. Неожиданное появление долгожданного гостя неизбежно вызовет шквал эмоций и подтолкнет к активным действиям, хотя сама ситуация никаких угроз не представляет. Возникают острые стрессовые реакции, диапазон которых очень широк - от невероятной активности до полного ступора. В это время живой организм подключает все имеющиеся резервы, интенсивно работают все системы, в кровь выбрасывается огромное количество гормонов для стабилизации состояния.

Постепенно реакция становится более уравновешенной. Стресс переходит в стадию резистентности, когда организм устойчиво сопротивляется внешнему воздействию. На протяжении этого этапа предпринимаются действия, направленные на приспособление к новым условиям. В зависимости от эффективности адаптации поведение может быть реорганизовано и дезорганизовано. В первом случае принято говорить об эустрессе, когда мобилизация всех ресурсов позволила полностью адаптироваться к новым условиям и войти в зону комфорта. В случае, если приспособиться не удалось, возникает дистресс, проявлениями которого становятся паника, уныние, ухудшение физического самочувствия, снижение эмоционального фона. Целенаправленная активность разрушается, адаптационный механизм не срабатывает. На протяжении всей резистентной стадии организм работает на пределах своих возможностей. Его активность намного выше, чем при обычном уровне сопротивляемости. Процесс адаптации требует максимального напряжения физической и эмоциональной сфер.

Поэтому после того, как фаза приспособления завершилась, наступает стадия истощения. Ее протекание зависит от результатов, полученных на предыдущем этапе. При благополучной адаптации может возникать ощущение усталости, сонливости, опустошенности. Если приспособиться к стрессору не удалось, наступает эмоциональный коллапс, отрицание, ощущение безысходности, тоски, развивается депрессия. С безуспешным опытом адаптации связаны и многие соматические заболевания. Если стресс был мощным, а неспособность эффективно приспособиться привела к фатальным последствиям, на стадии истощения высок риск развития личностных деформаций и расстройств психики.

Расширенная модель адаптационного синдрома

Анализируя фазы развития стресса, ученые исследуют механизм реакции живого организма на интенсивный раздражитель, воздействие которого требует адаптации к новым условиям.

Триада Селье характеризует только основные этапы адаптационного синдрома.

Исследования стадии перехода от резистентной стадии к истощению позволили расширить триаду Селье. Работы отечественных ученых Л. А. Китаева-Смыка, Л. Е. Панина, А. М. Карпова дают более точно представление о том, как именно происходит процесс адаптации.

Расширенная модель триады Селье

Первые две фазы совпадают с триадой Селье: с момента начала негативного воздействия возникает первичный шок (соответствует аларм-стадии), который сменяется фазой адаптации (резистентности). В расширенной модели данная стадия включает фазы компенсации и нарастания. Первая представляет собой осознание успешной адаптации к стрессору. Если негативное воздействие продолжается и механизм приспособления не найден или недостаточно эффективен, происходит нарастание утомления, которое может завершиться разрушением. Если адаптация прошла успешно, воздействие стресса прекращается. Согласно данной концепции, эффективная компенсация позволяет избежать фазы истощения.

Особенности хронической дезадаптации

Триада Селье и расширенная модель адаптационного синдрома относятся только к острым стрессам, которые воздействуют на живой организм единовременно. При хроническом стрессе происходит наложение воздействия нескольких стрессоров. Стрессовые ситуации могут возникать одновременно или следовать друг за другом, не оставляя возможности полноценно пройти все фазы адаптации. Поэтому этапы развития хронического стресса совершенно иные, поскольку требуют адаптационной реакции на протяжении длительного времени.

Отечественный учений Л. А. Китаев-Смык установил, что под воздействием хронического стресса параллельно с классической триадой Селье возникают другие реакции, цель которых - приспособление не только к интенсивности раздражителя, но и к продолжительности его воздействия.

Адаптационная активность при длительном стрессе

На схеме цифрой 1 обозначена эмоциональная активность, которая возникает при начале воздействия стрессора (соответствует аларм-стадии по Селье). После этого наступает фаза резистентности, которая требует сосредоточенности и относительной эмоциональной пассивности (2). Но из-за того, что в данном случае стресс имеет хронический характер, в этот же момент начинается воздействие другого стрессора, которое вызывает снова острую эмоциональную реакцию (3).

К первым двум стрессам присоединяется третий (4), чевертый (6) и так далее. В результате фазы эмоциональной пассивности, которая необходима для эффективной адаптации к условиям хотя бы одного из стрессоров, может так и не наступить. Такая ситуация крайне опасна. Поэтому, находясь в условиях хронического стресса, необходимо проводить разграничение негативных воздействий, делить всю сложную ситуацию на несколько мелких. При таком подходе больше шансов обеспечить переход в продуктивную фазу адаптации, для которой необходимо отсутствие острой эмоциональной реакции и рациональный подход к поиску способа приспособления (5, 7).

В этом смысле можно говорить, что организация своих действий в условиях хронического стресса - отдельная большая триада Селье, в которой сначала возникает ощущение паники от количества проблем (аларм-стадия), после чего необходима успешная адаптация в сложным условиям, отключение непродуктивных эмоций и поиск путей решения проблемы (стадия резистентности), которая либо завершится полной компенсацией, либо приведет к истощению.

Типы приспособления

Поскольку реакция на стресс у людей зависит от их темперамента, прошлого опыта адаптации и массы внутренних и внешних факторов, в психологии принято говорить о различных типах приспособления.

В соответствии с типом реагирования разделяют:

  • реакцию вола;
  • реакцию льва;
  • реакцию кролика.

Фазы стресса в зависимости от личностных характеристик человека

Люди с реакцией вола находятся в ситуации хронических негативных воздействий. Они приспособились к этому за счет удерживания среднего уровня напряжения с небольшими всплесками и кратковременными периодами пассивности. Такие люди способны сохранять спокойствие и выполнять рутинную работу, но решить сложную задачу в короткое время они не смогут. Этот тип адаптации к стрессу подходит для людей, работа которых связана с выполнением повторяющихся операций, постоянным контролем за рутинным ходом событий, своевременной реакцией на незначительные отклонения от нормы. Стресс вола неэффективен в условиях, когда чередуются периоды спокойствия и острых стрессов, требующих активных и оперативных действий.

Люди с реакцией льва находятся под воздействием периодически возникающих очень интенсивных стрессов, преодоление которых требует приложения максимума усилий. На пиковой фазе активности им приходится выйти на предельный уровень своих адаптационных возможностей, чтобы решить возникшие проблемы. После того, как задача выполнена, наступает период длительной пассивности, который закончится только с возникновением нового стресса. Такой тип характерен для руководителей, людей творческих специальностей. Стресс льва неэффективен в условиях хронического стресса и рутинной работы.

Реакция кролика характерна для людей, решающих все проблемы путем самоустранения. Они готовы отказаться от каких-либо благ, если в новых условиях для их сохранения потребуются дополнительные усилия. Фаза резистентности у них невероятно коротка и заключается в принятии решения не бороться, не противостоять, не искать возможные варианты, а просто согласиться с тем, что предлагают. Это самая короткая по времени тактика, безобидная в условиях мелких бытовых проблем. В деловых вопросах она приведет к серьезным потерям.

Тот или иной тип реакции иногда характерен для человека во всех ситуациях, а может сознательно выбираться для наиболее эффективного решения проблемы с учетом ее особенностей.

Понимание механизма протекания стресса и осознание логики его развития - основной инструмент управления развитием событий и успешной адаптации к меняющимся условиям.

Стресс – особое , которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани организма. К ним относятся: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.). В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический и психологический стресс . Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс вызывается сигнальными . Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленный на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

Г.Селье выделил три фазыстресса:

1. Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

2. Стадия сопротивления возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости выше обычного. При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются антитела. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.

3. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияют на деятельность.

Фаза мобилизации . Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления ). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

Фаза расстройства . В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из (феномен блокады прошлого опыта ). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления ).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деятельности ). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют, таким образом, непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс – сложносокращенное слово от словосочетания «дисфункциональный стресс»).

Фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью – полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессвоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессвоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять стрессустойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва».

Основные механизмы стресса - гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка.

Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействует на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусу и параллельно – в , которая является “связующим звеном” между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением. Во многих современных работах развиваются новые представления о гормональных механизмах и пептидной регуляции дистрессовых состояний, вплоть до молекулярных механизмов стресса, включенности тех или иных медиаторных систем.

Итак, по-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим роль ЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмов дистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В тоже время, роль ЦНС в возникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась.

После работ У. Кеннона, в 20 годы XX столетия, постепенно пришло понимание, что управляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторые ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В., Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний.

Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры . В работах Симонова подчеркивается роль передних отделов коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении . Такое сходство структур, участвующих в генезе разных по функции стресса и эмоций не должно смущать. Все эти структуры чрезвычайно гетерогенны и полифункциональны. Если функциональной единицей мозга является распределенная система, тогда тесно связанные функции могут обеспечиваться разной системой модулей через взаимодействующие интегративные зоны в одних и тех же структурах. Так, функции гипоталамуса не ограничиваются регуляцией деятельности эндокринной системы. Являясь основным подкорковым центром управления вегетативной нервной системой, гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, обмена веществ, управляет функциями и бодрствования, стрессовых и эмоциональных систем.

Но остановимся на механизмах, которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамус активирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активация может осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. От передней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза, который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамуса вырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь, действует на гипофиз таким образом, что там начинается тиреотропного гормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производить тироксин, выбрасываемый в кровь.

Задняя доля гипоталамуса через симпатический отдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников, которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина, поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболических гормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм.

Передняя доля гипоталамуса при продолжении действия стрессора, помимо нервного пути воздействия, оказывает на гипофиз и гуморальное воздействие – производит кортикотропный релизинг-гормон, который действует на гипофиз, заставляя его производить аденокортикотропный гормон. Он, в свою очередь, действуя на кору надпочечников, приводит к выбросу кортикоидных гормонов, одним из представителей которых является кортизол – “гормон стресса” и альдостерон. Основная функция кортизола – повышение уровня сахара в крови – резко усиливает клеточный метаболизм, подготавливая нас к борьбе со стрессором. Альдостерон поднимает артериальное давление, обеспечивая быстрейшее поступление кислорода и питательных веществ к активным структурам организма.

Исследования последних лет позволили выделить анатомически самостоятельные структуры системы стресса, к которым отнесено голубое пятно в заднем мозге. Эта зона богата нейронами, вырабатывающими норадреналин. Вторая структура – паравентрикулярное ядро гипоталамуса (основной производитель кортиколиберина). Нейроны гипоталамуса, вырабатывающие кортиколиберин, регулируются в основном нейронами, которые содержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые и норадреналиновые системы нейронов являются “узловыми станциями” системы стресса. Они соединяются с большим мозгом посредством связей, включающих нейроны, выделяющие дофамин, и проецируются в мезо-лимбический дофаминовый тракт, что позволяет им участвовать в регуляции мозговых систем и подкрепления. Обнаруженная связь нейронов, выделяющих кортиколиберин, с миндалиной и гиппокампом, важна для извлечения из памяти и эмоционального анализа информации о тех внешних событиях, которые вызвали изменения стрессового уровня.

Влияние стресса на поведение и деятельность человека

Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

Фазы стресса

Ганс Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

1) реакция тревоги, отражающая процесс мобилизации резервов. На первой стадии стресс еще конструктивный, происходит смена эмоционального состояния. Люди по-разному описывают этот момент: у одних "все застывает внутри", другие чувствуют, как внутри что-то "закипает".

2) фаза сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. В данном случае это "пик" стрессового состояния. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотери, лишению пищи, болевым ощущениям и т. п.), чем в обычном, исходном состоянии;

3) фаза истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т. п.

Открытие, закономерного перехода от стадии мобилизации к стадии истощения позволило ученым привлечь концепцию стресса для объяснения механизмов возникновения психосоматических заболеваний. При этом само развитие состояния стресса, даже если оно вызывается физическим воздействием (травмой, переохлаждением или перегреванием, болевым шоком), в большой степени определяется возникающими при этом отрицательными переживаниями: эмоциональными реакциями на ситуацию в виде тревоги, депрессии или бессильного гнева. Более того, угроза, даже не сопровождающаяся никаким физическим воздействием, или неприятные жизненные события (смерть близкого человека, понижение по службе, потеря уважения со стороны значимых лиц) вызывают интенсивные проявления стресса. Стресс, обусловленный эмоциональными человеческими отношениями, может иметь разрушительные последствия для здоровья.

Виды стресса

Внутриличностный стресс

Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и др.

Рабочий стресс

Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.

Финансовый стресс

Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

Общественный стресс

Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы, например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс

Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.

Стресс также можно разделить на две разновидности - эустресс и дистресс.

Эустресс оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность. Эустресс повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс - патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на психическую деятельность и поведение человека, вплоть до полной их дезорганизации. Дистресс сопровождается гиперактивацией нейрогуморальных систем и может стать патогенным фактором, приводящим к повреждению практически любых органов и систем организма. Дистресс может обострить течение невротических, психосоматических и органических заболеваний.

Существует еще достаточно большое количество разновидностей стрессов:

Хронический стресс предполагает наличие постоянного (или такого, что существует длительное время) значительного физического и морального нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которого нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

Острый стресс- состояние человека после события или явления, в результате которого потеряно психологическое равновесие (конфликта с начальником, ссоры с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и (или) воздействия на него вредных факторов окружающей среды (сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбие, работы, не соответствующей квалификации. Кроме того, такой стресс может быть результатом психологического перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

Какой вид стресса возникнет у того или иного человека, зависит от совокупности множества факторов: физического и психического здоровья, особенностей личности, привычного реагирования на стрессоры, системы индивидуальных психологических защит, наличия или отсутствия социальной поддержки в ситуации стресса.


Самое обсуждаемое
Ученый пирогов николай иванович Ученый пирогов николай иванович
Николай пирогов вклад в медицину Николай пирогов вклад в медицину
Ад Данте в «Божественной комедии Ад Данте в «Божественной комедии


top