Послание к римлянам апостола павла. Послание к Римлянам Послание к римлянам 8 глава

Послание к римлянам апостола павла. Послание к Римлянам Послание к римлянам 8 глава

 1 Жить не по плоти, но по духу. 12 Водимые Духом Божиим суть сыны Божии, сонаследники Христу. 26 Никто не может отлучить вас от любви Божией во Христе Иисусе.

1 Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,

2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3 Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,

4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном.

6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир,

7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9 Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;

13 ибо если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»

16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,

20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде,

21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;

23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.

34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:

36 «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание».

37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,

39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Послание к Римлянам апостола Павла, 8 глава

01 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
02 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
03 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,
04 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
05 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
06 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
07 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
08 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
09 Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией.
28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу.
29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их].
34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обречённых] на заклание.
37 Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она , но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их .
34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,

Г. Сила освященных (8:1-17)

Рим. 8:1 . Естественно, тут возникает вопрос, должен ли верующий пребывать в подавленном состоянии духа всю свою жизнь из-за того, что в нем постоянно дает знать о себе его греховная природа? (7:21-25). И неужели нет силы, способной победить ее? Ответ на первый вопрос - "нет", а на второй - "есть". В 8 главе апостол описывает, как действует в верующем живущий в нем Дух Святой, Который является источником Божественной силы, освящающей его, и залогом духовных его побед в повседневной жизни.

Однако прежде Павел напоминает своим читателям, что "нет никакого осуждения (катакрима - буквально "наказания") тем, которые во Христе Иисусе", то есть тем, которые верою приняли Его в свои сердца (сравните Иоан. 5:24). Они оправданы, объявлены праведными и ходят в Его благодати (Рим. 5:2), и гнев Его не направлен на них (1:18); таковые наследуют жизнь вечную (5:17-18, 21). Сам Иисус Христос является гарантией безопасности для тех, кто соединился с Ним по вере. В наиболее достоверных греческих манускриптах на этом поставлена точка. А слова "живут не по плоти, а по духу", перенесены сюда, по-видимому, из 4 стиха.

Рим. 8:2 . Слово "потому", с которого начинается 2 стих, связывает этот стих с первым посредством одной и той же фразы "во Христе Иисусе". В свете того, что в Рим. 7:7-25 Павел свидетельствует о собственной борьбе как верующего с живущим в нем грехом, - "дух жизни" во 2 стихе есть Святой Дух Божий, а не получаемый каждым уверовавшим "дух" новой, природы его.

Святой Дух - это третья Личность Божества, Которая производит возрождение человека, обращающегося к Богу (Тит. 3:5), и дает ему новую жизнь (Иоан. 3:5-8), жизнь воскресения во Христе (Рим. 6:4,8,11). Здесь, в Рим. 8:2, Павел первый раз упоминает Духа Святого после 5:5, но по 8:27 включительно он упомянет Его еще 18 раз. Этот "закон духа жизни", - пишет апостол, - "освободил меня (грамматическая структура греческой фразы предполагает, что "освободил" однажды и навсегда) от закона греха и смерти".

"Закон греха и смерти" назван так потому, что грех, как многократно повторяет Павел, рождает смерть (5:15,17,21; 6:16,21,23; 7:10-11,13; 8:6,10,13).

Закон греха сам по себе является антиподом Духу, но он является антиподом ему еще и потому, что несет смерть, тогда как Дух Божий дает жизнь.

В некоторых греческих манускриптах, вместо "меня", стоит местоимение "нас", а в некоторых - "вас"; разница эта - не принципиальна, ведь истина, высказанная во 2 стихе, приложима к каждому верующему.

Рим. 8:3-4 . Далее апостол объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о невозможности достичь его с помощью закона Моисея: "как закон, ослабленные плотню, был бессилен" Неверно, полагают некоторые, будто закон был бессилен сам по себе - ведь "закон - свят, и заповедь (его) свята и праведна и добра" (7:12). Однако по причине греховности, присущей самой человеческой природе, не мог закон освободить человека от греха. Греческое слово сарх, переведенное как "плоть", может означать как испорченность человеческой природы, так и человеческую немощь (7:5,18,25; 8:4-5,8-9,12-13).

Освобождение человека от греха Бог совершает, послав "Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех". Заметим, что Иисус пришел на землю не в греховной плоти, но "в подобии" ее. Его собственная человеческая природа была надежно защищена: грех не мог "внедриться" в нее и действовать в ней, как внедрялся он в каждого человека (и действовал в нем), начиная от Адама (сравните Лук. 1:35). Иисус был послан как "жертва за грех". В греческом оригинале - "Он был послан в связи с грехом". Так или иначе, Он пришел для того, чтобы что-то сделать со грехом.

И то, что Он сделал, было сделано с целью осуждения греха; Он осудил его (по-гречески буквально "произнес над ним судебный приговор") Своею смертью на кресте - так что те, которые в Нем, избавлены от осуждения. Цель этого заключалась в том, "чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не но плоти, но по духу".

Другими словами: чтобы праведные требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь (Лев. 11:44-45; 19:2; 20:7), могли быть исполнены верующими, живущими не в соответствии со своей греховной природой, а под руководством Святого Духа. Итак, освобождение от силы греха было осуществлено через смерть Христа, однако, ощущать результаты этого освобождения в своей повседневной жизни возможно лишь находясь под водительством Духа Святого.

Рим. 8:5-8 . В этих стихах апостол отвечает на подразумеваемый вопрос: Что это значит - "жить по плоти" и "жить по духу"? И объясняет, что "живущие по плоти о плотском помышляют", т. е. сосредоточены на удовлетворении своих плотских желаний. Неверующие руководствуются лишь своими греховными интересами, мысли о Боге их попросту не занимают. Прямо противоположное происходит с верующими, которые "живут по духу и помышляют о духовном", т. е. о том, на что Дух, руководящий ими, направляет их мысли. Потому-то греховная природа верующего и живущий в нем Дух находятся в постоянном конфликте между собою (Гал. 5:17).

Но какая разница, о чем помышляет человек - о плотском или о духовном? "Помышления плотские", -объясняет Павел, - "суть смерть", т. е. они равноценны смерти или (что одно и то же) ведут к смерти - как к телесной, так и к духовной. С другой стороны, "помышления духовные (те, которые находятся под контролем Святого Духа) суть жизнь (вечная жизнь воскресения) и мир" (мир с Богом - как в настоящем, 5:1, так и в вечности).

В 8:7-8 Павел привлекает внимание читателей именно к плотским помышлениям, чтобы объяснить, почему, как он говорит, они ведут к смерти: 1) помышления эти - "суть вражда против Бога", ибо 2) "закону Божиему не покоряются" и 3) "да и не могут" (покоряться). А поэтому "живущие по плоти Богу угодить не могут" (буквально - "Богу угодить не способны"). Неверующие ведут такой образ жизни, при котором ничему духовному попросту нет места. Но и верующие, которые поддаются диктату своей греховной природы, поступают на практике так же, как неверующие (1-Кор. 3:3).

Рим. 8:9-11 . Подвергнув анализу состояние верующих и неверующих, Павел обращается теперь непосредственно к своим читателям: "Но вы не но плоти живете, а по духу (т. е. контролируетесь не греховной своей природой, а Божиим Духом), если только ("если" здесь - не условие, а констатация факта; слова "только" в англ. переводе нет; то же в стихе 17) Дух Божий живет в вас" (сравните стих 11). Живущий в верующем человеке Дух Святой дает ему жить совершенно новой жизнью (2-Кор. 5:17). Верно, однако, и другое: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". Поскольку только Дух Святой - источник духовной жизни, без Его посредства человек не может принадлежать Христу.

То, что Дух Божий назван Духом Христовым, лишний раз свидетельствует о Божественности Иисуса Христа. Отсюда также ясно, что присутствие в человеке Святого Духа является знаком пребывания этого верующего во Христе (сравните 1-Иоан. 3:24; 4:13). Важно и то, что в Рим. 8:10 как бы ставится знак равенства между присутствием Христа в верующем ("Христос в вас") и пребыванием в нем Духа Святого (стихи 9,11).

Это служит еще одним обоснованием библейской доктрины о Троице. 10 стих так же, как 9б и 11, поставлены в той форме греческого условного наклонения, которая предполагает, что условие - осуществлено, т. е. "если" понимается в значении "поскольку, так как". В результате присутствия Христа в человеке "тело мертво для греха (или "подлежит смерти"), но дух жив для праведности". Несколько иначе звучит эта форма в англ.

Библии: "тело мертво (подлежит смерти) по причине греха, но дух жив благодаря праведности". Поскольку Бог вменяет верующему праведность, тот жив духовно, т. е. живет духовной жизнью. Эта вечная духовная жизнь, присущая Самому Богу, действием Святого Духа и Иисуса Христа, пребывающих в верующем, делается и его достоянием уже теперь и здесь, на земле, хотя тело верующего и остается смертным.

Далее Павел говорит о чудном Божием обещании (8:11). Поскольку Бог "воскресил из мертвых Иисуса" (сравните 4:24; 6:4), Он обещает и верующим, в которых живет Его Дух (сравните 8:9), воскресивший Христа из мертвых, что "оживит и ваши смертные тела Духом Своим". Другими словами: Бог обещает всякому верующему духовное воскресение уже теперь (6:4,8,11), хотя верующий и продолжает оставаться в смертном теле, и физическое воскресение этого смертного тела - в будущем (6:5; 1-Кор. 6:14; 15:42,53; 2-Кор. 4:14).

Рим. 8:12-14 . Из вышесказанного апостол Павел делает вывод практического значения: "Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить но плоти". Но каждый верующий, если продолжить мысль апостола, должник Бога, т. е. имеет ответственность перед Ним - жить под контролем и водительством Духа Святого. Эту истину Павел, однако, выражает в негативной форме: мы не должники нашей греховной природы, чтобы жить сообразно ее похотям. Каждый христианин должен отказаться следовать ее диктату. Он не вправе позволять ей определять свой образ жизни (Тит. 2:12).

Ибо греховная жизнь ведет к смерти. Это не значит, что верующего, который грешит, ожидают ад и вечная погибель; Павел подразумевает, что такой верующий лишает себя наслаждения духовной жизнью. Подобный людям неверующим, неспасенным (1-Кор. 3:1-4), он не в состоянии познавать радость от пребывания в себе Духа Святого. Фраза "то умрете" (в греческом оригинале звучит как "вы вот-вот умрете" или "вы находитесь на краю гибели").

Но с другой стороны: "если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете". В некоторых греческих манускриптах сказано не "дела плотские", а "дела тела". Ведь греховная природа (плоть) проявляет себя через дела тела (Рим. 6:6,13). Только силою Духа Святого может верующий умерщвлять в себе грехи прошлой своей жизни (сравните Еф. 4:22-31; Кол. 3:5-9). Именно это имеет в виду Павел, когда говорит: "почитайте себя мертвыми для греха" (Рим. 6:11).

Продолжая объяснение, Павел говорит: "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий". Изучающие Библию часто не видят разницы между выражениями "сыны Божии" в 8:14 и "дети Божии" в 8:16. Однако в стихе 16 Святой Дух, живущий в верующем, свидетельствует ему об узах родства, связующих его с Богом, которые определяются рождением верующего свыше (по-гречески тут буквально "рожденные" (Божии).

В стихе 14 о водительстве Духа Святого говорится как о свидетельстве привилегии, получаемой верующим в Божией семье: употребленное здесь греческое слово означает ребенка, настолько выросшего, что он может разделять привилегии и ответственность взрослых членов семьи. Сын в семье Божией водим Божиим Духом.

Рим. 8:15-17 . Человек, находящийся под контролем греха, испытывает страх, однако, верующие - ив этом принципиальное различие между ними и теми, кто не веруют, - приняли не духа страха, а "Духа усыновления". Греческое слово уиосесиас, переведенное как "усыновление", означает "поставить в положение сына" (то же в стихе 23). Верующие - это приемные сыны (Гал. 4:5; Еф. 1:5), а не рабы (Гал. 4:7), так что им нет причины порабощать себя греху или пребывать в страхе. В новозаветные времена усыновленные дети пользовались теми же правами, что и рожденные в семье.

Так что читателям послания это было вполне понятно: они, христиане, вместо того, чтобы рабски дрожать от страха, могли подходить к Богу на правах близких Ему существ, взывая к Нему: "Авва, Отче". "Авва" значит по-арамейски "отец" (в Новом Завете встречается еще в Мар. 14:36 и Гал. 4:6). Кроме того, что верующие приняты в Божию семью на правах сыновей, они являются и детьми Божиими (текна - по-гречески "рожденные") благодаря своему рождению свыше (Иоан. 1:12; 1-Иоан. 3:1-2). "Сей самый Дух (т. е. Святой Дух, дающий верующему жизнь) свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии". Заметим, что в англ. Библии начало 16 стиха звучит не как "свидетельствует духу нашему", а как "свидетельствует вместе с нашим духом".

Во многих семьях дети наследуют имущество родителей, и, следовательно, являются сонаследниками. Так и в Божией семье: будучи детьми Небесного Отца, христиане являются Его наследниками (сравните Гал. 4:7), а по отношению к Иисусу Христу они - сонаследники. Это значит, что они получают все Господни благословения в настоящем (Еф. 1:3), а в будущем разделят с Господом Иисусом все богатства Божиего царства (Иоан. 17:24; 1-Кор. 3:21-23). Однако быть сонаследниками Христа значит не только жить в уповании на обещанную нам славу небесную.

Ведь Христу пришлось много пострадать здесь на земле и в конце-концов принять мученическую смерть на кресте, а потому и верующие, как сонаследники Христа, соучаствуют в страданиях Его (сравните Иоан. 15:20; Кол. 1:24; 2-Тим. 3:12; 1-Пет. 4:12), если только с Ним страдаем (стих 17) - по-гречески "если только" соответствует слово эйпер, буквально означающее "если, как это есть в действительности" (сравните Рим. 8:9). Приняв страдания на земле, верующие разделят с Господом Его небесную славу (2-Тим. 2:12; 1 Пег. 4:13; 5:10).

Д. Цель освящения (8:18-27)

Рим. 8:18 . В известном смысле этот стих подводит итог всему сказанному выше о гарантии разделения верующими грядущей славы Христа. Однако Павел напоминает своим читателям, что этому будет предшествовать соучастие в "Его страданиях" в этой, земной, жизни. После осторожного "Ибо думаю", - апостол продолжает: "что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (подразумевая, что и через нас тоже).

По сравнению с великою славою в будущем, страдания в нынешней жизни - и в самом деле незначительны. Кроме того, грядущая слава не будет иметь конца, ибо она вечна, тогда как земные страдания - "кратковременны и легки" (2-Кор. 4:17). Несомненно, знание этих истин способствует терпению и выносливости верующих.

Рим. 8:18 определяет тему последующих рассуждений апостола о взаимосвязи христиан со всем творением - как в нынешних страданиях, так и в последующей славе.

Рим. 8:19-21 . Эти взаимосвязь и взаимозависимость в страдании между человеком и всем физическим творением, частью которого он является и в среде которого обитает, были установлены Божиим приговором, вынесенным Адаму за его грехопадение (Быт. 3:17-19). В Рим. 8:19-21 Павел объясняет, что эта взаимозависимость человека и окружающей его природы не исчерпывается земною жизнью: в соответствии с Божиим планом спасения человечества она продолжится в жизни будущей.

Апостол говорит: "Ибо тварь с надеждою ожидает (греческие слова апокарадокия и апекдекомаи, переведенные как "с надеждою ожидает", имеют большой эмоциональный накал и буквально значат "напряженно уповает в нетерпеливом ожидании") откровения сынов Божиих". Упомянутое апекдекомаи встречается в Новом Завете 7 раз и всегда употребляется там, где речь идет о втором пришествии Христа (Рим. 8:19,23,25; 1-Кор. 1:7; Гал. 5:5; Фил. 3:20; Евр. 9:28). "Откровение сынов Божиих" произойдет тогда, когда Христос вернется на землю, чтобы взять своих. Тогда-то они и разделят с Ним Его славу (Рим. 8:18; Кол. 1:27; 3:4; Евр. 2:10), и "искупленные тела" их будут преображены (Рим. 8:23). Все творение - как одушевленное, так и неодушевленное, персонифицируется здесь как нетерпеливо ожидающее наступление этого времени.

О причине этого "нетерпеливого ожидания" и "напряженного упования" говорится в 20 стихе: "Потому что тварь покорилась суете"; тут греческое слово "матаиотети", имеющее значение бесцельности, бесполезности, недолговечности (оно же - в Еф. 4:17 и во 2-Пет. 2:18, где переведено как "пустословие"). Словом матаиотети передано то изменение, та подверженность "тлению", которые стали уделом всего творения после грехопадения человека. Итак, "суете" сотворенный мир "покорился не добровольно": у него попросту не было выбора.

Решение было принято всемогущим Творцом, и упомянутая перемена, постигшая "тварь", произошла по Его воле - "по воле покорившего ее". (Здесь речь именно, по всей вероятности, идет о Боге, а не об Адаме, как полагают некоторые.) Тем не менее все творение имеет "надежду", предвидя грядущий день, когда "суете", т. е. бесцельности и недолговечности сущего будет положен конец (стихи 24-25). Итак, за грех человека Бог вместе с ним осудил всю окружающую его среду в целом (Быт. 3:14,17-19).

Когда Божий план спасения человечества будет осуществлен, и дети Божии войдут в славу, получив освобождение от греха, сатаны и физического "тления", тогда "и сама тварь освобождена будет от рабства тлению" и тоже войдет в "свободу славы детей Божиих". Божие проклятие, тяготеющее над физическим миром, является частью того осуждения, которому Он подверг за его грехопадение человечество, - ведь именно людям, как Своим представителям, дал Бог власть над творением (Быт. 1:26-30; 2:8,15).

Подобно этому, в связи с тем, что Божий план спасения людей предусматривает создание "нового человека" (2-Кор. 5:17; Гал. 6:15), будет пересоздан и материальный мир (Откр. 21:5). И осуществлено это будет в два приема. Сначала будет обновлен нынешний космос - во второе пришествие Господа Иисуса Христа, когда на земле будет установлено Его Тысячелетнее царство (Ис. 11:5-9; 35:1-2,5-7; 65:20,25; Амос. 9:13). Затем будут созданы "новое небо и новая земля" (Откр. 21:1 сравните 2-Пет. 3:7-13).

Рим. 8:22-23 . В некотором отношении стих 22 завершает предыдущий раздел, подводя итог нынешнему состоянию материального мира, над которым тяготеет проклятие. Павел пишет: "Ибо знаем (по-гречески здесь в значении знания, возрастающего на основании опыта), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (в оригинале, и это сохранено в англ. переводе Библии, здесь - "мучится, как в муках рождения"). Понятие "совокупно" не включает тут верующих во Христа, о которых сказано особо в следующем стихе, но оно подразумевает все остальное творение. Одновременно стих 22 вводит следующий раздел, тема которого - надежда на будущее освобождение от проклятия за грех, а, значит, и на избавление от страданий.

Апостол начинает этот раздел со ссылки на "нынешние временные страдания" верующих (стих 18), и в стихе 23 он возвращается к этой теме. Он говорит о христианах как об имеющих "начаток Духа", имея в виду, что Дух Святой есть "начаток" Божиего действия внутри человека, направленного на спасение и обновление, "перестройку" верующего.

В других местах Нового Завета Дух Святой назван "залогом наследия нашего" (Еф. 1:14; сравните с 2-Кор. 1:22); идея - та же. "Начатками" земледельца были первые плоды его урожая. С ними были связаны предвкушения еще более обильного сбора в будущем, надежда на это. Подобно и Дух Святой Божий, вселяясь в верующих, дает им радостное предвкушение гораздо больших благословений в будущем, включая и жизнь вечную в Божием присутствии.

По причине "нынешних страданий" (8:18) верующие, как и все остальное творение, "стенают (сравните стих 22 и 2-Кор. 5:2), ожидая (в ориг. - "с нетерпением ожидая" - от упомянутого греческого слова "апекдекомаи"; то же слово употреблено в отношении творения в 8:19 и в связи с выражением надежды в 8:25) усыновления, искупления теля нашего".

Слово "усыновление" передает "узаконенное" положение верующего перед Богом, которое дается человеку по вере его, милостью Божией. (В отличие от "усыновления", понятие "возрождения" передает такое положение христианина по отношению к Богу, которое определяется рождением человека свыше.) Так усыновлен Богом был народ Израиля (Рим. 9:4), и усыновление это вытекало из Завета, которым Творец связал Себя с этим народом (Втор. 7:6-9).

С одной стороны, каждый верующий уже усыновлен, поскольку он имеет "Духа усыновления" (Рим. 8:15) и является сыном Божиим (Гал. 4:6-7). Но с другой стороны, как сказано в Рим. 8:23, верующие только еще ожидают усыновления (подразумевается - во всей его полноте), которое выразится в "искуплении" их тел (греческое слово аполитрозин, переведенное как "искупление", означает освобождение от рабства путем выкупа - сравните толкование на 3:24).

Это-то и называет Павел "откровением сынов Божиих" (8:19) и "свободой славы детей Божиих"; в англ. тексте - "славной свободой детей Божиих" (стих 21). Произойдет это при восхищении Церкви, когда верующие воскреснут или "изменятся", получив и в том и другом случае новые славные тела (1-Кор. 15:42-54; 2-Кор. 5:1-5; Фил. 3:20-21; 1-Фес. 4:13-18). Тот грядущий день Павел называет "днем искупления" (Еф. 4:30).

Рим. 8:24-25 . Бог дал людям обещание, что благодаря подвигу Его сына на Голгофе, тела верующих будут в конце-концов освобождены от греха и его последствий. Те, кто верит этому обещанию, имеют надежду, т. е. ожидают в надежде искупления своих тел (сравните Гал. 5:5). Оно явится заключительным актом процесса спасения и именно, предвкушая его, "мы спасены".

На сегодня тела наши еще не искуплены (Рим. 8:23) - "если, кто видит, то чего ему надеяться?" - но верующие надеются на это, горячо это предвкушают ("ожидая" здесь от упомянутого выше греческого слова "апекдекомаи"; сравните стихи 19,23), терпеливо переживая нынешние страдания. (В английском тексте в конце 24 стих и в стихе 25, вместо глагола "видеть", стоит "иметь": "если кто имеет", "чего не имеем".)

Рим. 8:26-27 . В этих стихах подчеркивается, что верующие не предоставлены самим себе в их страданиях (стих 18) и стенаниях (стих 23). Им помогает Святой Дух: "Также и Дух подкрепляет нас (в греческих манускриптах слова "нас" нет) в немощах наших". Это не означает, что Дух помогает нам лишь в каких-то особо тяжелых ситуациях; христиане - "немощны" всегда, таково их человеческое состояние, и Дух помогает им постоянно. Греч, слово астенея, переведенное как "немощи", может означать все виды слабости - физическую, эмоциональную и духовную (толкование на Иак. 5:14); об этих-то немощах свидетельствует их "стенание в себе" (Рим. 8:23).

Греческое слово синантиламбанетаи, переведенное как "подкрепляет", имеет много оттенков, означая в принципе помощь при перенесении тяжелого груза (встречается в Новом Завете еще один раз - в Лук. 10:40).

"Немощь" верующих проявляется, в частности, в том, что "мы не знаем, о чем молиться, как должно". Но сам Дух приходит к нам на помощь, чтобы "ходатайствовать" за христиан "воздыханиями неизреченными", т. е. вздохами, которые не выразить словами. Стенает природа, стенают и верующие (8:22,23), и Дух Святой тоже "воздыхает". Тут нет намека на молитву иными языками, как некоторые думают. Ведь стенает Дух Святой, а не верующий, и стенания Его не выражены словами. Помощь Духа, "подкрепление" Им верующего проявляется в ходатайстве (стих 26) или в посредничестве.

Греческое слово гиперентинчанеи, переведенное как "ходатайствует", встречается в Новом Завете только здесь и означает "просить за кого-нибудь". "Испытующий же сердца есть Бог" (1-Цар. 16:7; Евр. 4:13), и "Он знает (тут греческое слово, означающее знание в силу проницательности или интуиции), какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией". Хотя Святой Дух и не произносит конкретных слов, Отец Небесный знает, о чем Он думает.

Это очень интересное место в Писаниях, говорящее о всеведеньи Отца Небесного и о предельной близости между Лицами Троицы. Господь Иисус Христос непрестанно ходатайствует за верующих на небе (Рим. 8:34; Евр. 7:25), и то же самое делает Дух Святой - от их имени! Итак, хотя верующие и не знают, о чем и как нужно молиться, Дух Святой выражает их просьбы, вместо них.

Е. Уверенность освященных (8:28-39)

Этот раздел учения об освящении верующего (стихи 28-39) логически вытекает из рассмотрения цели освящения (стихи 18-27). Рассматривать эту цель, состоящую во внушении верующему надежды, осуществления которой он ожидает всем сердцем и вместе - терпеливо, не имело бы смысла, если не знать, что цель эта - верная. Гарантией этому - Сам Бог, Который и утверждает верующего в его надежде - ведь процесс освящения с начала его, когда верующий рождается свыше, и до конца (прославление верующего) в конечном счете совершается Богом, и объектами этого процесса христиане становятся по вере (сравните Фил. 1:6).

Рим. 8:28 . Верующие знают, начинает Павел, о реальности освящения, и знание это дается им в процессе духовного опыта. Они знают интуитивно, хотя может быть, не всегда могут вполне понять это разумом и выразить в житейских категориях, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу".

Сами по себе дела и события, происходящие в нашей жизни, могут и не быть добрыми, но Бог так все сочетает и направляет в жизни верующего, что в конечном счете все происходящее обращается ему во благо - ведь цель Бога в том, чтобы людей, доверившихся Ему, привести, доведя их до совершенства, в Свое присутствие (Еф. 1:4; 5:27; Кол. 1:22; Иуд. 1:24).

Даже несчастья и болезни, в конце-концов, содействуют их благу. Из грамматической структуры греческой фразы следует, что Бог постоянно направляет дела и события к пользе верующих, т. е. тех, которые любят Его; далее они характеризируются как "призванные по Его изволению" (В англ. тексте - "в соответствии с Его целью".)

Рим. 8:29-30 . В этих стихах Павел объясняет, что это значит - "быть призванным по Его изволению" (или ради исполнения Его цели), и почему Бог неизменно так направляет верующих, чтобы в конечном счете все им "содействовало ко благу" (стих 28). Верующие - это те, кого Бог предузнал. Причем это означает, что Бог "предузнал" не только то, что верующий будет делать, но что Он "предузнал" самого верующего.

Божественное предуз-нание не означает в то же время обычного знания индивида (в нашем понимании) или знакомства с ним. Оно соответствует исполненным особого смысла отношениям Бога с этим индивидом, основанным на выборе Творца (Иер. 1:4-5; Ам. 3:2); выбор этот был совершен Им в вечности, еще до начала творения: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира" (Еф. 1:4).

Опять-таки эти выбор и "предузнание", идущие от вечности, включают в себя и нечто большее, чем установление нужных Богу взаимоотношений между Ним и верующими. Важным элементом их является цель, венчающая эти взаимоотношения: "кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего" (1-Иоан. 3:2). Таким образом, целая категория людей (верующих), вовлеченная - в соответствии с Божественными предузнанием и выбором - в особые отношения с Творцом, в рамках Его извечного плана, была "предопределена" (Еф. 1:5,11).

Было предопределено их назначение - уподобиться образу Иисуса Христа. Через уподобление всех святых Иисусу Христу (по завершении их освящения), Христос будет вознесен как "первородный между многими братьями". Воскресший и прославленный Господь Иисус станет Главою новой человеческой расы, очищенной от всякого греха и приготовленной жить вечно в Его присутствии (1-Кор. 15:42-49). Будучи первородным, Христос занимает самое высокое положение среди "многих братьев" (сравните Кол. 1:18).

От начала процесса спасения до его завершения каждый верующий должен пройти следующие три стадии: ПРИЗВАНИЯ (Рим. 1:6; 8:28); ОПРАВДАНИЯ (3:24,28; 4:2; 5:1,9); и ПРОСЛАВЛЕНИЯ (8:17; Кол. 1:27; 3:4); и ни один из них не будет при этом потерян. Божий план осуществляется без "издержек". Предопределение Его не может быть нарушено.

В стихе 30, наряду с другими, и глагол "прославлен" поставлен в прошедшем времени; объясняется это тем, что и последняя стадия освящения является в Божиих глазах как бы уже пройденной (совершившейся). Прославление верующих - это синоним их уподобления Его Сыну, и в этом-то состоит конечная цель Творца. По исполнении ее никто из детей Божиих не попадет более в положение "лишенных славы Божией" (Рим. 3:23).

Рим. 8:31-32 . Не поразительно ли это, что Божественный план спасения человечества охватывает вечность, простираясь из непостижимых глубин ее в прошлом, до необозримых горизонтов в будущем! И при этом план этот неукоснительно исполняется Богом. Понимая это, Павел ставит в стихах 31-39 шесть вопросов и отвечает на них - с целью показать, что гарантия вечного спасения верующих - в надежных Божиих руках. Первый вопрос носит общий характер: "Что же сказать на это?" (сравните 4:1; 6:1; 9:14,30). Воистину на сказанное в 8:28-30 только и можно воскликнуть в ответ: "Аллилуйя!", или просто онеметь от изумления.

Затем следуют пять более конкретных вопросов, и вот первый из них: "Если Бог за нас, кто против нас?" Ясно, что сатана и все его воинство против верующих (сравните Еф. 6:11-13; 1-Пет. 5:8), но в конечном счете они не могут взять над ними верх, победить их. Бог вечносущий и всемогущий, Творец всего - за них, а потому побороть их не дано никому. Небесный Отец - на стороне верующих, они дороги Ему до такой степени, что Он "не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас".

Слово ефейзато, переведенное здесь как "щадить" - "не пощадил", находим и в Быт. 22:12, (где оно переведено как "жалеть") - Бог сказал Аврааму: "ты… не пожалел сына твоего". Затем Он повелел Аврааму "не поднимать руки на отрока" и указал ему на овна, запутавшегося в кустах, как на жертву, вместо Исаака (Быт. 22:2-14).

Но сам Бог, чтобы победить грех, принес в жертву Своего Сына (Иоан. 1:29). В свете этого высшего акта Божией милости мы с уверенностью можем сказать вслед за Павлом: "как с Ним не дарует нам и всего?" Если уж Бог принес в жертву самое ценное для Него - собственного Сына, то, конечно, Он не пожалеет для верующих ничего, что необходимо для их полного освящения (2-Пет. 1:3).

Рим. 8:33-34 . Следующие два вопроса звучат как бы в судебном заседании; первый из них - "Кто будет обвинять избранных Божиих?", т. е. кто выдвинет формальное обвинение против них? -Деян. 19:40; 23:29; 26:2). Обвинителем детей Божиих выступает сатана (Откр. 12:10; Зах. 3:1). И его обвинения имеют определенный вес, поскольку верующие спотыкаются и падают, иными словами, продолжают грешить. Тем не менее обвинения сатаны не будут приняты судом во внимание, поскольку Бог оправдывает их. Верховный Судья лично объявляет обвиняемых сатаною верующих оправданными - на основании их веры в Иисуса Христа (Рим. 3:24; 5:1). В свете этого любое обвинение теряет силу.

Павел затем ставит второй вопрос: "Кто осуждает?" Из конструкции греческого текста следует, что вопрос этот может относиться к будущему времени: "Кто будет осуждать?", и здесь это кажется предпочтительнее. Иисус Христос - Богом назначенный Судья (Иоан. 5:22,27; Деян. 17:31). Вторая фраза 34 стиха, в сущности, и есть ответ Павла на поставленный им вопрос - Христос Иисус (хотя из русского текста это не следует столь же явственно, сколько из английского, например). Но Иисус есть Тот Самый, которому христианин доверился в своем спасении.

Да, "Христос (Иисус) умер, но и воскрес: он и одесную Бога (т. е. по правую руку от Него (Лук. 22:69; Деян. 2:33; 5:31; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3,13; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22), Он и ходатайствует за нас". Итак, Господь Иисус Христос действительно является Судьею, но Он также Тот, с Кем верующие соединились через свою веру.

И вот Он Сам стал жертвой за их грехи (Рим. 5:8; 8:32) и вместе с тем их новой жизнью (верующие совоскресли со Христом; Рим. 6:4,8,11; Еф. 2:5-6; Кол. 2:13). Он и ходатайствует за верующих (сравните Евр. 7:25; за них ходатайствует также и Дух Святой - Рим. 8:26-27). Можно ли сомневаться в том, что этот Судья не осудит тех, которые соединились в Нем и с Ним, потому что уверовали в Него (сравните Рим. 8:1)!

Рим. 8:35-37 . Заключительные вопросы апостола сформулированы в стихе 35 "Кто отлучит нас от любви Божией?" Т. е. от любви Бога к нам? И в форме вопроса Павел перечисляет семь несчастий, которые могут выпасть на долю верующего (сам он все это испытал на себе - 2-Кор. 11:23-28) и которые, казалось бы, могут сделаться преградою между верующим и Божией любовью: СКОРБЬ (о скорби Павел часто говорит во 2-Коринфянам) или ТЕСНОТА (стенохория - пребывание в стесненных обстоятельствах), или ГОНЕНИЕ, или ГОЛОД, или НАГОТА или ОПАСНОСТЬ, или МЕЧ?

Нет, все это, перечисляемое с нарастающим чувством, - не может отлучить христианина от Христа - ведь оно есть часть того "все" (Рим. 8:28), которым пользуется Бог, чтобы привести верующих в соответствие со Своим Сыном (к уподоблению образу Его). Павел цитирует далее Пс. 43:23, напоминая своим читателям, что в этой жизни детям Божиим не избежать многих страданий (Иоан. 16:33), что за имя Христа их будут даже убивать. В первые годы существования Церкви верующих убивали ежедневно, и очень многим из них не раз приходилось смотреть смерти в лицо. Жизнь христиан не ставили тогда ни во что, в глазах язычников они действительно были подобны "овцам, обреченным на заклание".

Итак, все эти несчастья (сравните "все" в 8:28), "все сие" (стих 37), вместо того, чтобы отлучить верующих от любви Божией, делают их победителями (в греческом тексте - "все большими победителями"), и далее - "благодаря Ему, полюбившему нас"; сравните "все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (2-Кор. 2:14).

Рим. 8:38-39 . Свое рассуждение о том, что в Иисусе Христе верующие имеют надежного Защитника, и о том, что их конечное освящение - гарантировано Им, апостол завершает убедительным "я уверен" (сравните 15:14), за которым следует перечисление десяти крайних явлений и сил в Божием творении, начиная со смерти (смерть - "меч" - является последним из 7 пунктов в стихе 35), которым тоже не дано отлучить верующих от Бога, любящего их. Итак, эти перечисляемые апостолом явления и силы как бы стоят на крайних полюсах друг по отношению к другу.

Это: 1) "смерть" и 2) "жизнь" (верующие всегда с Богом - живы они или мертвы, 2-Кор. 5:8-9); противостоящие одно другому духовные воинства, сотворенные Богом: 3) "Ангелы" и 4) "Начала" (в англ. Библии - "демоны"; ангелы не станут разрушать, а демоны не смогут разрушить связь Бога с теми, кого Он искупил); 5) под "Силами", которые упомянуты после "Начал", могут подразумеваться сатана и его демоны (сравните Еф. 6:12), либо человеческие правительства; следуют противостоящие друг другу понятия времени: 6) "настоящее" и 7) "будущее" (т. е. никакие из напастей, известных сегодня - к примеру, перечисленное в 8:35, и ничто неизвестное, что может произойти в будущем); противостоящие друг другу понятие пространства: 8) "высота", 9) "глубина" (ничто, находящееся над землей или под землей, не может отлучить верующего от Бога); и, наконец: 10) "другая какая тварь", т. е. ничто вообще из сотворенного Богом. Абсолютно ничто не в состоянии воспрепятствовать осуществлению Его цели относительно верующих во Христе Иисусе. Не есть ли это убедительнейшая гарантия спасения верующих!

V. Божия праведность проявляется в избрании (главы 9-11)

Поскольку только Бог не сотворен и вечен, а все сущее сотворено Им, Он вправе использовать это сущее и распоряжаться им по Своему усмотрению. Но не только Его собственная праведность, а и праведность, которую Он дает верующим, свидетельствует нам о себе в Его управлении миром.

А. О праве Бога совершать избрание (9:1-29)

Апостол Павел переходит теперь к рассмотрению практической стороны Божиего избрания. Народ израильский гордился тем, что стал избранным Божиим народом (Втор. 7:6 сравните с Рим. 2:17-20а; 3:1-2). Однако согласно Божиему плану спасения, число иудеев, спасаемых через церковь Христову, резко снизилось, тогда как доминировали и доминируют в ней "язычники". Но значит ли это, что Бог оставил еврейский народ?

Ответ на этот вопрос дается в конечном счете самим принципом Божиего избрания, который неизменно действовал и в пределах самого избранного народа, и позднее, когда Бог избирал между Израилем и другими народами. В настоящее время этот принцип действует во осуществление Божиих целей как в отношении Израиля, так и в отношении Церкви, т. е. в работе Бога и с евреями и с "язычниками" в пределах Церкви.

Сказал служу вместо "служил"; ибо вспоминает о прежнем. Намереваясь сказать, что нет ныне никакого осуждения и т.д., и показать неизреченную благодать Христову, вспоминать, каковы мы были прежде и что мы умом познали доброе, но плотию , то есть по немощи плоти подчинялись закону греха. Но теперь нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе , то есть сподобившимся крещения. А поскольку многие грешат и после крещения, то присовокупил: живут не по плоти , давая сим разуметь, что все зло происходит от нашего нерадения. Ибо теперь возможно и легко жить не по плоти , а до Христа это было весьма трудно. Но мы должны не только не жить по плоти, но и жить по духу , ибо венец доставляется не воздержанием от порока, но участием в добродетели и духовных делах.


Законом духа называет Духа Святого, как и грех назвал законом греховным. А законом жизни назвал закон тот в отличие от закона греховного, доставившего нам и смерть. Ибо благодать Божия умертвила и грех и смерть, а сделав для нас борьбу легкой, вывела таким образом на подвиг. Злые языки дерзнули разуметь здесь под законом греховным закон Моисеев; но апостол нигде не наименовал его так, а назвал его святым и духовным. Если же, возражают, и Моисеев закон духовен, то какое же различие между им и законом Духа? Весьма большое. Закон Моисеев только дан Духом, а закон Духа и преподал Духа.


Упомянув о Духе, теперь упоминает об Отце и Сыне, научая Троице. Говорит, казалось бы, против закона; но на самом деле нет. Ибо не сказал, что закон делал зло, но: ослабленный плотию, был бессилен . Как же ослаблен? Плотию, то есть мудрованием плотским. После этого открывается, о чем сказал апостол. Он, как мы и выше сказали, говорит, что хотя закон и поучал, однако не мог победить чрезмерно плотское мудрование. Поэтому Отец послал Сына Своего в подобии плоти греховной , то есть имеющего плоть, по существу подобную нашей греховной, но безгрешную. Так как упомянул о грехе, то и прибавил в подобии . Ибо Христос принял не иную плоть, но ту же самую, которую имеем мы, и ее освятил и увенчал, осудив грех в воспринятой плоти и показав, что плоть не греховна по естеству. Вообрази, что царский сын, увидев на рынке, что бьют женщину, называет себя ее сыном и таким образом освобождает ее из рук бьющих. То же самое сделал Христос. Выражение: в жертву за грех можно разуметь и проще, - так: Отец послал Сына Своего в жертву за грех , то есть преодолев грех. Объясняя это, великий Иоанн Златоуст сказал: Христос обличил грех, тяжко согрешивший. Ибо доколе грех умерщвлял грешников, по всему праву наносил им смерть, то, как учинивший несправедливость, подвергнут осуждению. Итак, Бог послал Сына Своего как для того, чтобы показать несправедливость и греховность греха, так и для того, чтобы законно осудить его, дабы диавол не мог сказать: меня победил Христос силой.


Дабы не сказал кто-нибудь: есть ли польза для меня от того, что Христос одержал победу в той плоти, какую воспринял? говорит: для тебя именно и есть она. Оправдание , говорит, то есть цель закона (ибо закон имел целью оправдать человека) исполняется в нас. Чего закон домогался и не мог сделать, то сделал для нас Христос. Его дело было вести борьбу, а мы воспользовались победой. Поэтому мы и не будем грешить, если не будем жить по плоти, то есть мудрствовать плотское: чего, впрочем, то есть не мудрствовать плотское, недостаточно, а должно быть у нас, как и выше сказано, еще мудрование духовное. Поэтому присовокупил: но по духу . Ибо Давид говорит: не только уклоняйся от зла , но и делай добро (Пс.33:15). Ибо, услышав, что Христос даровал нам победу, мы отнюдь не должны падать, но должны сохранить благодать бани водной (Еф.5:26); потому что теперь борьба для нас легче, нежели была она прежде.


Предавшиеся, говорит, неумеренному рабству плоти всегда помышляют о плотском и никогда не размышляют о божественном, а кто всецело покорился Духу, те и мыслят и делают все духовное.


Мудрованием плотским называет грубейшее помышление, заимствовано для него имя от худшей части человека. Ибо плоть сама по себе не имеет собственного мышления, но мудрование плоти есть помышление грубое и вещественное, которое иной может назвать умом, помышляющим о плотском. Так и мудрование духовное есть ум, помышляющий о духовном. Последнее рождает жизнь, в противоположность смерти, которую рождает мудрование плотское, а также мир, в противоположность тому, о чем далее говорится.


Помышление духовное рождает мир, а помышление плотное - вражду против Бога. Значит, помышление о плотском поднимает руки на Бога? Нет, говорит; но в нем говорится, что оно есть вражда против Бога, потому что оно не покорно закону Его. Не смущайся, однако, слыша: да и не могут , а понимай слова эти как должно. Мудрование плотское не может покоряться Богу, пока останется таким. Это тоже значит, что сказать: блудница не может быть целомудренной. Ибо не в будущем времени сказал "не сможет" (ου δυν"Όεται), но в настоящем (ου - у Ф.Б. - δύναται; в греч. оригинале - γαρ δύναται), то есть теперь, оставаясь плотским. Иначе как могли бы сделаться из злых добрыми сам Павел, разбойник и бесчисленное множество других порочных людей, если невозможна была перемена? Так и в Евангелии Господь сказал: не может дерево худое приносить плоды добрые (Мф.7:18), то есть пока остается худым. Итак, не будем помышлять о плотском, но будем помышлять о духовном, чтобы иметь мир с Богом, дающим нам Духа, чрез Которого легко для нас все, что было трудно для исполнения во времена закона.


То есть имеющие мудрование плотское не могут угодить Богу, пока остаются такими; ибо плотью назвал не сущность плоти, но жизнь грубую, плотскую и делающую всего человека плотским. Так и в Ветхом Завете сказано было: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, ибо они плоть (Быт.6:3). Далее, вы не по плоти живете , то есть не плотской жизни служите, но духовной. Для чего же не сказал: вы не во грехах живете? Дабы ты знал, что Христос не только угасил мучительство греха, но и плоть сделал более легкой и более духовной. Как железо, от продолжительного прикосновения к нему огня, само делается огнем, так и плоть тех, которые получили Духа чрез крещение, вся делается духовной.


Не сказал: если же вы не имеете Духа Христова, ибо такое выражение весьма неприятно, но говорит неопределенно: если же кто Духа не имеет , тот и не Христов. И справедливо. Ибо Дух есть печать. Посему кто не имеет печати, тот не принадлежит Господу, назнаменуемому этой печатью.


Опять утешает слушателей, когда говорит: а если Христос в вас . Некоторые под Христом разумели здесь Духа; но это неверно. Апостол дает разуметь, что имеющий Духа имеет в себе Самого Христа; ибо где одно из Лиц Святой Троицы, там и прочие Лица. Что же будет, если Христос будет в нас? Тогда тело бывает мертво в отношении к греху, и Дух Святый в вас есть жизнь, то есть не только сам живет, но и другим может доставить жизнь. Дух же есть жизнь для праведности , то есть потому что мы оправданы Богом и эта праведность или оправдание сохраняется в нас, а когда она сохраняется, то греха не будет, когда же нет греха, то нет и смерти, а остается наконец жизнь везде, и в настоящем веке, когда станет жить по Боге (ибо та жизнь называется в собственном смысле жизнью, когда мы мертвы для греха), и в будущем, где жизнь нескончаемая.


Опять начинает речь о воскресении и говорит: не страшись, что ты облечен смертным телом. Ты имеешь Духа Божия, воскресившего Христа из мертвых. Как Он Его воскресил, так и тебя, несомненно, воскресит, даже оживотворит. Воскреснут и те, которые не имеют Духа, но они воскреснут в наказание, а имеющие Духа воскреснут в жизнь. Поэтому-то не сказал апостол: воскресит тело, но оживит живущим в тебе Духом. Не сказал: жившим, но живущим , остающимся до конца. Ибо, видя в тебе Духа Своего, Бог не восхощет не ввести тебя в брачный чертог, подобно как, если не будешь иметь Духа, несомненно погибнешь, хотя и воскреснешь. Итак, умертви тело, чтобы жил в тебе Дух, а чрез Него дана была тебе жизнь.


Показав, какую пользу поставляет духовная жизнь, то есть, что ею вселяется в нас Христос и оживотворяются мертвенные тела, присовокупляет, наконец, увещание и показывает, что мы не должники плоти, но именно Духу. Ибо, что излил на нас Бог, то было делом благодати, а что наше, то бывает по долгу и требуется неизбежно. Объясняя же выражение не по плоти , дабы ты не понял его о существе плоти, присовокупил: чтобы жить по плоти . Я, говорит, запрещаю не всякое попечение о плоти (ибо многое обязаны мы делать и для плоти, питать ее, греть), но такое, которое доводит до греха. Ибо по плоти живет тот, кто делает плоть госпожой жизни своей и царицей души.


Смертью называет здесь не одну бессмертную казнь в геенне; но именует смертью и жизнь, проводимую на земле в злых делах. Напротив, если духовной жизнью умертвим худые дела плоти, то будем жить и тогда - жизнью нескончаемой, и теперь - жизнью добродетельной. Ибо кто мертв для мира, тот живет. Заметь же, что не сказал: тело умерщвляете (ибо это человекоубийство), но: дела плотские , очевидно, порочные. Ибо следует умерщвлять не просто зрение или слух (ибо видеть или слышать есть естественное плотское дело), но употребление их во зло.


Выше дал такое обещание: будете живы, если умерщвляете порочные дела. Теперь предлагает важнейший венец и большую мзду, именно усыновление Богом. Не сказал: все, которые живут Духом, но все, которые водятся Духом, то есть управляются, как возницей, делая Духа господином над душой и плотью. Хотя ты и принял крещение и стал чрез крещение сыном Божиим, но если не будешь водиться Духом: то утратишь дар. Ибо хотя все мы получили Духа в бане воздержания, но водиться Им во всю жизнь требуется от нас, как наше дело. Поэтому не сказал: которые получили Духа, те суть сыны Божии, но говорит: которые Духом Божиим водимы.


Апостол сказал, что водимые Духом Божиим суть сыны Божий; но так как усыновление Божие усвояли себе и иудеи: Я воспитал и возвысил сыновей (Ис.1:2); еще: Израиль есть сын Мой, первенец Мой (Исх.4:22), то показывает, какая находится разность между нашим сыновством и сыновством иудеев. Иудеи, говорит, приняли духа рабства; так называет письмо закона: ибо хотя оно дано было Духом, но более прилично рабам. Отсюда-то и наказания телесные вслед за делами, и побиения камнями, и сожжения, и угрозы: меч , говорит, пожрет вас (Ис.1:20). Отсюда же, опять, и награды земные, и обетования благ земных, и множество маловажных и приличных рабам заповедей. Поэтому хотя иудеи и назывались сынами, но были рабами. А мы называемся сынами, как благородные и свободные. У нас и награды небесные, и Царство небесное; и наказание у нас состоит не в побиении камнями и прочем, чему подвергали иудеев священники: у нас достаточно только отлучить виновного от таинственной трапезы, как и сына. И заповеди у нас божественные и приличные благородным, например: не смотри на женщину нечистым оком, не божись, оставь свое имение; а исполняются они не из боязни наказания, но по внутреннему расположению, что и доказывает тем, что у нас многие преуспевают сверх предписанного во многих заповедях. Притом у иудеев не было Духа, а у нас - обильная благодать Его.


Употребил слово еврейское; ибо так собственно называют Отца подлинные сыновья Его. Как так, спросишь? Разве не называли Бога Отцом и иудеи? Говорится: Заступника, родившего тебя, ты забыл (Втор.32:18). В другом месте: не один ли Бог сотворил нас? (Мал.2:10). Еще: не один ли у всех нас Отец? (Мал.2:10). Но хотя сказано об иудеях, однако не нашлось ни одного иудея, который называл бы Бога Отцом в молитве, как теперь все мы называем Его по крещении. Притом, если иудеи называли когда Бога Отцом, то от своего ума; а верующие именуют Его так, будучи движимы силой Духа. Как о духе пророчества узнаем из того, что получивший его предсказывает будущее: так и дух усыновления узнается из того, что получивший его именует Бога Отцом, будучи движим к тому Духом. Ибо и это есть один из даров Духа, как внушает и сам Павел.


Сам Утешитель свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо мы выговариваем слово "Авва" не без свидетеля и не сами от себя, но это есть дар Утешителя; и Он научил нас говорить так в молитвах Духом, то есть дарованием.


Так как не все дети - наследники; то доказывает, что мы и дети и наследники. А как не всякий наследник наследует лучшее достояние, то доказывает, что мы наследовали лучшее достояние: ибо мы наследники Божии. Опять, поскольку можно быть и наследником, но вовсе не сонаследником Единородного, то говорит, что нам и это принадлежит: ибо мы сонаследники Христу.


Сказав, что мы будем сонаследниками Христу, доказывает, что мы достигнем этого не без причины. Ибо Кто почтил такими благами не оказавших еще никаких заслуг, Тот не тем ли паче вознаградит их, видя их много труждающимися? А это делает Он для того, чтобы получающие дар не стыдились, будто они получают его без труда. Размысли, однако, о том, что здесь внушает, как нужно удостоившемуся таких даров подвергать себя страданиям и бедствиям.


Сказав о страданиях, апостол, чтобы слушатель его не поколебался, как выведенный на страдания и влекомый на бедствия, говорит: не бойся. Нынешние временные страдания, то есть преходящие, ничего не стоят в сравнении с будущей славой. Не сказал: с будущим покоем, но: славой, которая для многих вожделенна. Где покой, там не всегда слава, а где слава, там и покой. Словом откроется показал, что слава и теперь есть, но скрыта, а тогда она откроется. Так как она величайшая и неизреченно превосходит настоящий век, то и уготована тем, как простирающаяся в нескончаемые веки. Поэтому, слушатель, имея в виду, что страдания - временные , а слава будущего века нескончаема, принимай страдания и приобретай славу.


Желая показать, какую получим мы славу, говорит, что и сама тварь переменится к лучшему, и тем паче мы придем в лучшее состояние. Сказанное имеет такой смысл. Пророки говорят так: у них реки рукоплещут, холмы скачут, животные и чувственные предметы имеют лица. Так делает и апостол, когда говорит, что тварь имеет надежду , то есть большое ожидание, что и она переменится к лучшему и ожидает откровения славы нас, сынов Божиих. Тогда и она прославлена будет нетлением, когда и мы улучим бессмертие. Поэтому, когда слышишь речь о твари, как об одушевленной, полагай, что так говорится по обычаю олицетворения.


Суете, то есть тлению, тварь покорилась , то есть сделалась тленной чрез тебя, человек. Поскольку ты получил тело смертное и подверженное страданиям, то и земля произрастила терния и волчцы, и небо состарившееся имеет нужду в перемене. Каким же образом тварь сделалась тленной чрез другого? Потому что она и создана была всецело для человека. Выражение не добровольно означает, что все было попечением Божиим, а не могло состоять в воле твари, пренебрегал ею и устремлял дух к небесному. Слова в надежде и прочие, подобные им, почитай сказанным по обычаю олицетворения. Итак, и сама тварь освобождена будет ; не ты один, но и гораздо низшее тебя, не имеющее ни души, ни чувства, и это, говорю, будет участвовать с тобой в благах и не будет уже тленным, но сделается соответственным тебе. Когда тело твое стало тленным, то и тварь сделалась тленной. Так же, когда тело твое сделается нетленным, то и тварь станет нетленной. Итак, если тварь подверглась страданию для тебя, то и ты должен терпеть страдание для Бога; и если она надеется быть прославленной, то тем более ты надейся быть прославленным. И отец одевает слуг в хорошее платье для чести сыновей. Так и Бог уберег тварь в честь нашу.


Этими словами побуждает слушателя презирать настоящее. Говорит как бы так: не будь хуже твари и не прилепляйся к настоящему; напротив, даже воздыхай, что не обладаешь еще будущею славой. Если тварь воздыхает, то тем более ты должен поступать так. Присовокупляет же, что и мы сами, имея начаток Духа , то есть вкусив будущих благ, стенаем , потому что не обладаем еще ими, ибо о будущих благах мы составляем понятие по тем дарованиям, которые получили (ибо эти дарования суть начаток). Потом, чтобы еретики не имели повода думать, будто мир есть зло и будто поэтому мы воздыхаем, говорит: ожидая усыновления . Как так? Мы уже усыновлены: какое же еще другое усыновление получим? Я, отвечает, говорю не о том усыновлении, которое совершается чрез крещение (ибо это усыновление мы уже получили), но в совершенной славе, состоящей в нетлении тела. Она-то и есть совершенное искупление, свобода и освобождение от смерти и страданий, когда из состояния усыновления мы не возвратимся уже в рабство греховное.


Поскольку говорил о будущих предметах, которым многие не верили, то внушает: не сомневайся ты, верующий, относительно того, что я говорю: на основании того, что ты уже получил, будь уверен и относительно будущего. Как прежде, когда Бог даровал тебе великие блага, ты ничего не принес, кроме одной веры, так и теперь в надежде на будущие блага воспользуйся верой же. Ибо надежда тогда именно и бывает надеждой, когда предмет ее составляет невидимое; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Итак, не должно искать всего здесь: мы ожидаем в терпении будущего. Когда слышишь о терпении, то подразумевай мысль о подвигах и усиленных трудах. Ибо христианин должен терпеть, ожидая невидимого, но чаемого верой.


Упомянув о терпении, ободряет слушателя и говорит, что и Дух подкрепляет нас. Поэтому не изнемогай в надежде и терпении: ты приносишь только надежду и терпение, а помогает тебе Дух.


Показывает, как помогает Дух в немощах наших. Мы так немощны, что даже не знаем, о чем должно молиться. Все мы вообще так немощны; так немощен и я, Павел. Ибо и Павел молился об избавлении от жала в плоть (2Кор.12:8) и о том, чтобы придти ему в Рим (Рим.1:10), и Моисей молился, чтобы видеть ему Палестину (Втор.3:23 -25), и Иеремия молился об иудеях (Иер.11:14), не зная, что было необходимо. Так говорит теперь Павел потому, что тогда верующие римляне, подвергаясь гонениям и оскорблениям, естественно желали покоя и, не получая его, впадали в уныние. Итак, он доказывает, что никто из людей не знает, чего полезно просить. Поэтому вы, говорит, должны терпеть, а что полезно вам, об этом знает один Дух. Посему присовокупляет и нижеследующее.


В древности Бог сообщал крестившимся многие и различные дарования, которые вообще назывались духом. Один имел дар пророчества, другой - дар мудрости, иной - другое какое-нибудь дарование. Так точно подавал Бог и дар молитвы, который также назывался духом. Поскольку, не зная многого, полезного для нас, мы просим бесполезного, то в первенствующие времена дар молитвы нисходил на кого-нибудь одного, который один просил и других научал просить полезного для всех. Итак, духом называет здесь дар этого рода и душу, получающую дар молитвы, ходатайствующую пред Богом и воздыхающую. Ибо такой духовный человек стоял с великим сокрушением и с сильными воздыханиями. Теперь знамение этого видим в диаконе, который стоя приносит прилежные моления вместо народа.


Человек тот, говорит, стоит, и молится не потому, будто Богу неизвестны наши нужды. Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа , то есть у духовного человека; Он просит вместо верующих, находящихся в церкви, ибо они - святые, именно угодного Богу. А это бывает для того, чтобы мы научились просить по воле Божией , то есть угодного Богу. Итак, если о нас ходатайствует Дух, то не печалься, оскорбляемый.


Сказанное прежде, именно: тварь покорилась суете (ст.20), также: освобождена будет от рабства тлению (ст.21), и еще: мы не знаем, о чем молиться (ст.26), все это, как заметили мы, служило для преследуемых в Риме ободрением. Но теперь присовокупляемое яснее всего. Любящим Бога, говорит, все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу. Не сказал, что любящим Бога не приключаются никакие беды, но что хотя и приключаются, однако Бог употребляет бедствия к пользе подвергающихся оным. Потом так как это казалось невероятным, подтверждает это прошедшим, говоря: призванным по Его изволению . Бог, говорит, призвал тебя, когда ты был вдали, и усвоил тебя Себе: не тем ли паче поможет Он призванному? А званным становится человек по изволению , то есть и по собственному его произволению. Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение.


Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога. Так Он наперед знал, что Павел достоин евангельского звания, и таким образом предопределил, то есть неизменно определил, и потому положил призвать его. О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими. А первородный Он между многими братьями по домостроительству, ибо по Божественности Он есть Единородный. Он, восприняв плоть, соединил ее всю и всецело со всем естеством Своим, стал начатком нашим, освятив в Себе осужденное наше естество, и потому достойно есть первородный, а мы именуемся братиями Его.


ходатайствует . Такое выражение отнюдь не умаляет славу Единородного. Прежде сказал: Он и одесную Бога (это знак величества Его), почему и присовокупил: ходатайствует , показывая этим не другое что-нибудь, но как сказано, любовь к нам. И об Отце сказано: как бы Сам Бог увещевает чрез нас (2Кор.5:20). Неужели слава Бога умаляется от того, что Он молит? Напротив, это служит знаком неизреченного попечения Его о нас. Некоторые понимали слова ходатайствует о нас так: поскольку Он носил тело и не сложил его, как пустословят манихеи, то это самое и есть предстательство и заступление ко Отцу: ибо, взирая на это, Отец вспоминает о любви к людям, по которой Сын Его понес тело и таким образом склоняется к милосердию и милости. Так говорит Павел потому, как неоднократно замечал я, чтобы воодушевить бедствующих и показать им, что и Дух ходатайствует за нас, и Отец не пощадил для нас Собственного Сына, но оправдал и прославил нас, и Сын предстательствует за нас. Поэтому вы не должны ни унывать, ни упадать духом.

За овец, обреченных на заклание . Как овцы не противятся, когда их закалают, так и мы.


Сказав прежде, что нас умерщвляют, апостол, чтобы не ослабел кто, помышляя о человеческом, предлагает ободрение, и не говорит: побеждаем, но: преодолеваем , то есть с легкостью, без трудов и пота, и притом тем, посредством чего строят нам козни. В том-то и состоит совершеннейшая победа, чтобы одерживать верх в то время, когда нас гонят и преследуют. Итак, не теряй веры, потому что нам способствует Бог, и не только способствует Он, но и возлюбил нас. Поэтому ничего нет удивительного в том, что мы легко одерживаем верх во время самых напастей.


Прежде сказал, что Бог возлюбил нас, а потом говорит о своей любви к Богу, дабы никто не подумал, что он сам превозносит себя. Мы, рассуждает, так прикованы к любви к Богу, что нас не могут отторгнуть от нее не только бедствия, неразлучные с этой жизнью, но если бы тиран какой стал угрожать будущей смертью, состоящей в казни, или пообещал нескончаемую жизнь, дабы таким образом отвлечь нас от Бога, он нимало не преуспел бы в том. И что говоришь ты мне о царях и тиранах? Нас не могут отвратить от любви той ни ангелы, ни все горние силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, то есть находящееся в тебе, ни глубина, то есть находящееся в земле, ни слава, ни бесславие. Под высотой некоторые разумеют Царство Небесное, а под глубиной - потерю его. Даже если бы была другая какая тварь, как видимая, так и постигаемая умом, и та не отвлекала бы меня от любви той. Так выразился не потому, будто ангелы отвлекают людей от Христа, но в виде предположения и вследствие сильного желания показать высшую степень любви к Богу, не той, которой хвастаются евреи, но той, которую имеют христиане; ибо хотя и иудеи говорят, что они любят Бога, но любят Его не во Христе Иисусе, потому что не веруют во Христа.




top