Правила и учет обеспечения заявок и исполнения контракта. Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах Обеспечение участия в аукционе бух проводки

Правила и учет обеспечения заявок и исполнения контракта. Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах Обеспечение участия в аукционе бух проводки

Чтобы заключить договор с потенциальным деловым партнером, компаниям иногда приходится принимать участие в торгах (конкурсе, аукционе, тендере). При этом возникают определенные расходы, приходится вносить задаток или иное обеспечение. Между тем, результаты конкурса непредсказуемы, и в итоге можно так и не заключить желаемый договор. Как учесть понесенные расходы?

Когда и как проводятся торги

Государственные и муниципальные закупки

Чаще всего участниками торгов в форме конкурса или аукциона компании становятся в том случае, если они хотят стать участниками размещения заказов в рамках требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью в дальнейшем заключить государственный или муниципальный контракт (с государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, с органами местного самоуправления или с казенными учреждениями и иными получателями бюджетных средств) либо гражданско-правовой договор с бюджетным учреждением.
В соответствии с Законом N 94-ФЗ заказчики не вправе взимать с участников плату за участие в конкурсах и аукционах, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в установленных случаях. В частности, у заказчиков не возникает никаких обязанностей по оплате стоимости услуг по размещению заказов специализированной организации, которые она оказывает государственному или муниципальному заказчику на договорной основе (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2011 N Д28-376).
Однако заказчиком и уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и тогда такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в конкурсной документации или в документации об аукционе.
Участник может самостоятельно выбирать один из следующих способов обеспечения:
- безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией;
- договор поручительства;
- передача заказчику в залог (в том числе в форме вклада или депозита).
Представлять обеспечение не требуется лишь в том случае, если победителем конкурса или аукциона - либо тем участником, с которым заключается контракт, - является бюджетное учреждение.
Если победитель конкурса или аукциона (равно как и "второй в очереди" участник в случае отказа победителя) уклоняется от заключения контракта, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.
В других случаях, например, если заказчик отказался от проведения конкурса или аукциона, если заявка поступала с опозданием (после окончания их приема), если участник не был допущен к участию в конкурсе или аукционе или не стал победителем, сумма обеспечения должна быть ему возвращена. Возврат осуществляется и после заключения контракта с участником-победителем (или, если он отказался, с участником, которому был присвоен второй номер по итогам конкурса или который сделал предпоследнее предложение о цене контракта на аукционе).

Аукционы в электронной форме

Проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. В частности, оператор электронной площадки производит аккредитацию участников размещения заказа сроком на три года и обеспечивает открытие им счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме.
Участник размещения заказа имеет право распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете для проведения операций по обеспечению его участия в открытых аукционах в электронной форме, но лишь в части, в которой не осуществлено . Такое блокирование оператор производит в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в течение одного часа с момента получения такой заявки от участника. Если заявку возвращают или участник сам отзывает свою заявку, оператор прекращает блокирование средств по его счету в течение одного рабочего дня со дня возврата или поступления уведомления об отзыве заявки. Кроме того, блокирование операций прекращается, если участник не принял участие в открытом аукционе или если его заявка признана не соответствующей предъявляемым требованиям (в течение одного рабочего дня после дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона).
Когда аукцион благополучно состоялся и с победителем заключается контракт, в течение одного рабочего дня со дня его заключения оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счетам всех участников аукциона. Со счета участника, с которым заключен контракт, оператор списывает денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.
Если же участник уклоняется от заключения контракта, оператор прекращает блокирование операций по его счету и перечисляет заблокированные ранее денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника открытого аукциона денежные средства в качестве платы за участие в открытом аукционе.
Как подчеркивалось в Информационном сообщении Минэкономразвития России "О завершении экспертизы операторов электронных площадок", плата за участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, на отобранных электронных площадках взимается только с победителя аукциона (лица, с которым заключается контракт) и не может составлять более 3000 руб.
Сам факт подачи участником заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме подтверждает его согласие на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в качестве платы за участие в данном аукционе.

Открытый конкурс на право проведения обязательного аудита

В аналогичном порядке проводятся торги в форме открытого конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Договор по итогам открытого конкурса должны заключать организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%; государственные корпорации; государственные компании; государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия.

Закупки, осуществляемые государственными корпорациями, унитарными предприятиями, автономными учреждениями и некоторыми другими юридическими лицами

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который регламентирует порядок осуществления закупок:
- государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным юридическим лицам, а также, в свою очередь, их дочерними хозяйственными обществами.
Кроме того, лишь по итогам конкурса или аукциона могут заключаться договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. В этом случае нужно руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

Прочие случаи проведения торгов

Необходимость проведения торгов регламентирована и в ряде других случаев. Так, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" лишь по результатам торгов (аукциона, конкурса) может быть выдана лицензия на оказание услуг связи в случае, если:
- услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории;
- на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено.
Кроме того, согласно п. 3.3 ст. 14 и п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" лишь на основе торгов (в форме аукциона или конкурса) могут заключаться договоры:
- на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы на федеральных телеканалах с государственным участием;
- на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Конкурсы распространены и в строительстве (например, конкурсы на создание архитектурных проектов (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"), на разработку архитектурных проектов и проектной документации объектов жилищного строительства (Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства")).

Общие нормы гражданского законодательства

Сама возможность заключения договора на торгах с лицом, выигравшим их, предоставлена Гражданским кодексом РФ. В нем же (ст. ст. 447 - 449 ГК РФ) установлены и общие требования к торгам.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; также задаток возвращается и лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Сумма задатка, внесенного лицом, выигравшим торги, при заключении договора с ним зачитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Но если это лицо уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, который имеет силу договора и должен быть подписан в день проведения аукциона или конкурса, внесенный им задаток остается у организатора торгов. Если же от подписания договора уклоняется не победитель, а организатор торгов, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Учет обеспечения участия в торгах

Чтобы правильно отражать операции, связанные с участием в торгах, у компании-конкурсанта, необходимо четко дифференцировать все возникающие выплаты и обязательства. Ведь они имеют различную природу и, соответственно, должны отражаться по-разному.

Если уплачивается задаток

Задаток, внесенный участником торгов, в большинстве случаев подлежит возврату или зачету в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Удерживается он лишь в том случае, если победитель, с которым должен быть заключен договор, уклоняется от его заключения. То есть задатки, вносимые для участия в торгах, играют ту же обеспечительную функцию, что и любые другие задатки. А потому они подлежат учету в качестве дебиторской задолженности организатора торгов. Включать сумму задатка в состав расходов в момент его внесения нельзя, это противоречит требованиям п. 3 ПБУ 10/99.
Для учета внесенных задатков целесообразно использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому открыть отдельный субсчет для этих целей. Внесение задатка отражается по дебету этого счета в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".
Если задаток возвращается компании-участнику, в учете просто производят обратную запись по дебету счета 51 и кредиту счета 76.
Когда компания побеждает в торгах, но отказывается заключать договор (контракт), сумма удерживаемого задатка подлежит включению в состав прочих расходов и списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", ведь, по сути, она становится штрафной санкцией за неисполнение обязательств организации-победителя (пример 1).

Пример 1. Компания приняла участие в конкурсе, по условиям которого ей необходимо перечислить задаток в размере 300 000 руб. Конкурс она выиграла, но от заключения договора отказалась, в связи с чем задаток был удержан организатором торгов (заказчиком).
Операции отражаются в учете компании следующими записями:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
300 000 руб.



300 000 руб.
в состав прочих расходов списана сумма задатка, удержанного организатором торгов.

Если же компания побеждает в торгах, но организатор торгов (заказчик) не хочет заключать договор (контракт) и возвращает сумму задатка в двойном размере, необходимо признать половину возвращаемой суммы прочим доходом компании-конкурсанта (пример 2).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 "Расчетные счета"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Если предоставляется банковская гарантия или поручительство

Помимо задатков, в некоторых случаях обеспечение может предоставляться участником в форме безотзывной банковской гарантии или договора поручительства.
В этом случае счет 76 не применяется, ведь ни задаток, ни аванс не вносятся и вообще никакого перечисления денежных средств организация не производит. Однако необходимо организовать забалансовый учет полученных обеспечений обязательств (в форме банковской гарантии или поручительства), для этого задействуют счет 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные".
Вознаграждение банку за выдачу банковской гарантии (ст. 369 ГК РФ) включается в состав прочих расходов (относится в дебет счета 91) в общем порядке, как и расходы на оплату других услуг банков и кредитных организаций (п. 11 ПБУ 10/99) (пример 3).

Пример 3. Компания, принимающая участие в торгах, предоставляет обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии в сумме 400 000 руб. Комиссия банка за предоставление гарантии составила 500 руб. Торги компания проиграла.
Произведены учетные записи:
Д-т сч. 008
400 000 руб.
отражено получение банковской гарантии в качестве обеспечения участия в торгах;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
500 руб.
уплачена комиссия (вознаграждение) банку за предоставление гарантии;
Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
500 руб.
сумма вознаграждения банка включена в состав прочих расходов;
К-т сч. 008
400 000 руб.
после объявления результатов торгов списана сумма обеспечения (банковская гарантия).

Если компания участвует в торгах на электронной площадке

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 "Специальные счета в банках", к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет "Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме" (к примеру, 55-4), аналитические счета "Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки" (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и "Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок" (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 "Расчетные счета" и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные").
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 4. Компания прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 500 000 руб. В текущем месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 280 000 руб. Аукцион компания проиграла, средства были разблокированы.
Произведены учетные записи:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
500 000 руб.
перечислены средства на счет, открытый оператором электронной площадки;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-42)
К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-41)
280 000 руб.
заблокированы оператором электронной площадки средства в обеспечение участия компании в аукционе;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-41)
К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-42)
280 000 руб.
разблокированы оператором электронной площадки средства, которые были ранее заблокированы в обеспечение участия компании в аукционе.

Если компания побеждает в аукционе и заключает соответствующий контракт, помимо разблокирования средств оператор электронной площадки также взимает плату за участие в аукционе. Списание средств с аналитического счета 55-41 производят в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на расчеты с оператором), а затем данную сумму включают в состав расходов компании-победителя.
Когда компания побеждает, но отказывается заключить выигранный контракт, с нее также удерживаются денежные средства, которые были заблокированы для обеспечения участия в аукционе. По сути, в этом случае они становятся штрафной санкцией, удерживаемой за нарушение условий аукциона. Причем оператор разблокирует средства и списывает указанную сумму со счета участника, поэтому в учете компании сначала производится внутренняя запись по разблокированию средств, затем запись с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", после чего удержанная сумма включается в состав прочих расходов (списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы").

Май 2012 г.

05 апреля

Ведомство привело корреспонденции счетов для бюджетных учреждений, которые осуществляют закупки не с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора) предназначен счет 21005 «Расчеты с прочими дебиторами». Ведомство указало, что операции по этому счету учреждение должно отражать в корреспонденции со счетом 20111 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства». Одновременно необходимо отнести суммы на соответствующий забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств» или 18 «Выбытия денежных средств».

Плата за право использовать программное обеспечение специализированной электронной торговой площадки удерживается из средств обеспечительного платежа. Такая операция относится к некассовым. Обязательство по оплате права за участие в закупке относится на дебет счета 2 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» и кредит счета 2 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам». Зачет взаимных требований по возврату денежного залога и внесению путем удержания суммы обязательства по оплате права за участие в закупке отражается по дебету счета 2 302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» и кредиту счета 2 210 05 660 «Уменьшение дебиторской задолженности прочих дебиторов».

Хотя в разъяснении Минфин приводит корреспонденции счетов только для бюджетных учреждений, он ссылается на обязательные общие требования к отражению в учете фактов хозяйственной жизни. Эти требования установлены Инструкцией N 157н. Поэтому полагаем, что рекомендации ведомства могут принять во внимание и автономные учреждения. При этом необходимо использовать План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

Документ: Письмо Минфина России от 01.03.2017 N 02-06-10/11569

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс » и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области



"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2012, N 10

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений осуществляется в особом порядке, который установлен Законом N 94-ФЗ <1>. Субъектами отношений, регулируемых данным Законом, выступают заказчики <2> и участники размещения заказов (то есть лица, претендующие на заключение контракта или договора).

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<2> Государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы, казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Это следует из ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель).

Как следует из ст. 10 Закона N 94-ФЗ, общий способ размещения госзаказов - торги, которые проводятся в форме конкурса или аукциона. Решение о способе размещения заказа принимает заказчик или уполномоченный орган. При этом в ряде случаев Закон N 94-ФЗ обязывает проводить торги только в форме аукциона <3> - закрытого или открытого. Если предметом контракта является поставка товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (при условии что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта), то проводится закрытый аукцион, во всех иных случаях - открытый, в том числе и в электронной форме.

<3> См., например, Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.

Участник размещения заказа несет определенные расходы, связанные с участием в электронных торгах. Как эти расходы соотносятся с налогом на прибыль, рассмотрим в данной статье.

Правовое регулирование Получение аккредитации на участие в аукционе

По общему правилу в целях Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Это следует из ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 этого Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

К сведению. Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо или ИП, зарегистрированные на территории России, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов. Об этом говорится в ч. 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ.

По результатам конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития совместно с ФАС, сегодня определены следующие операторы электронных площадок:

  • ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;
  • ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;
  • ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;
  • ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;
  • ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.

Об этом говорится в Письме Минэкономразвития России от 21.07.2010 N Д22-1174 со ссылкой на ч. 31 ст. 65 Закона N 94-ФЗ.

Чтобы стать участником электронного аукциона, организации необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки. Аккредитация осуществляется сроком на три года (с возможностью ее прохождения на новый срок). Ее наличие дает право участнику размещения заказа участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Это следует из ч. 9 и 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.

Для прохождения аккредитации участник размещения заказа должен представить оператору электронной площадки документы и сведения, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ. При этом ч. 3 данной статьи установлено, что требовать представления документов и сведений, не входящих в этот перечень, оператор не вправе.

Обратите внимание! Плата за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме с участников размещения заказа не взимается (ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ). Плата взимается только с лица, с которым заключается контракт, в случаях, предусмотренных гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

Отметим, что эта плата невелика. Согласно Информационному сообщению Минэкономразвития России "О завершении экспертизы операторов электронных площадок" плата, взимаемая за участие в аукционе, не может превышать 3000 руб. Например , на сайте ЗАО "Сбербанк-АСТ" говорится, что с 1 августа 2012 г. размер денежных средств, списываемых оператором со счета победителя в качестве платы за участие в открытом аукционе, составляет 2000 руб.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления пакета документов и требуемых сведений оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа или отказать в аккредитации. При этом оператор электронной площадки должен направить участнику уведомление о принятом решении (ч. 4 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).

Обратите внимание! Участнику размещения заказа, получившему аккредитацию, оператор обязан обеспечить открытие счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах.

Прежде чем перейти к рассмотрению процедур размещения заказа на поставку товаров путем электронного аукциона, отметим, что документооборот при проведении электронных торгов осуществляется посредством электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика и оператора электронной площадки.

Частью 5 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ определено, что наличие ЭЦП указанных лиц и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают подлинность и достоверность таких документов и сведений, а также то, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика.

Отметим, что ЭЦП - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <4>).

<4> В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ данный документ был признан утратившим силу с 1 июля 2012 г. Однако Федеральным законом от 10.07.2012 N 108-ФЗ дата утраты силы перенесена на 1 июля 2013 г.

Организации, принявшие решение об участии в электронных торгах, должны позаботиться о наличии у них сертификата ключа проверки электронной подписи.

Участие в электронном аукционе

Документация об аукционе. Согласно ч. 1, 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (не менее чем за семь дней в случае, если цена лота не превышает 3 млн руб.) заказчик размещает извещение о проведении такого аукциона на официальном сайте. В извещении должны быть указаны (ч. 4 ст. 41.5):

  • форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
  • адрес электронной площадки в Интернете;
  • наименование и контактные данные заказчика;
  • предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
  • место поставки товара;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  • дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • дата проведения открытого аукциона в электронной форме.

Вместе с извещением о проведении электронного аукциона заказчик на официальном сайте размещает документацию об аукционе, требования к которой установлены ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ч. 2 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ).

Подача заявки на участие в аукционе. Для участия в электронных торгах участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, должен подать заявку на участие в аукционе. Причем подать ее можно в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в нем.

Порядок подачи заявок, а также сведения, указываемые в заявке участника, определены ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ. При этом заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. В первой части участник размещения заказа указывает свое согласие на поставку товаров, заявленных в документации об аукционе, и товарный знак, а также сообщает конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Во вторую часть заявки участник вносит сведения и документы, перечисленные в ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Заявка на участие в аукционе направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих две части заявки. Причем указанные электронные документы подаются участником одновременно.

Обеспечение заявки на участие в аукционе. Согласно ч. 5 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ заказчик должен установить требование обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об аукционе. Что касается размера обеспечения заявки, он должен быть не менее 0,5% и не более 5% начальной (максимальной) цены контракта (лота) (не более 2% - если участник относится к субъекту малого предпринимательства).

Выше отмечалось, что аккредитованному участнику размещения заказа оператор электронной площадки обязан открыть счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах.

В соответствии с ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по указанному счету в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе. После чего заявке присваивается порядковый номер и подтверждается ее получение - участнику размещения заказа, подавшему заявку, направляется соответствующий электронный документ.

Проведение аукциона. Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирован ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ. Согласно ч. 4 данной статьи торги проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, за исключением случая, когда цена контракта снижена до нуля (в такой ситуации проводится электронный аукцион на право заключить контракт).

В ходе проведения электронного аукциона его участники могут подавать свои предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". Этот шаг составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 6, 7 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).

При этом ч. 8 ст. 41.10 разрешено подавать предложения о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения определенных требований, указанных в ч. 9 данной статьи.

Не будем утомлять читателей подробным описанием процедур проведения аукциона, отметим лишь, что в конечном итоге в соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям документации об этом аукционе.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

В общем случае по результатам электронного аукциона с победителем заключается государственный контракт, что следует из ч. 1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

В течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету <5> в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе. При этом оператор списывает со счета участника, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе. Об этом говорится в ч. 17 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

<5> Речь, как вы поняли, идет о счете для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, блокировка которого предусмотрена ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Данной статьей предусмотрена ситуация (ч. 12), когда участник аукциона уклоняется от заключения контракта. В этом случае оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету такого участника в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе. Оператор перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника денежные средства в качестве платы за участие в аукционе.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик может установить требование об обеспечении исполнения контракта (а если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., он обязан это требование установить). При этом, если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставления данного обеспечения не требуется.

Размер обеспечения установлен в п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Напомним, что эта статья определяет, какие сведения должна содержать документация об электронном аукционе, то есть эту информацию, наряду с иными сведениями, можно увидеть на официальном сайте.

Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной цены контракта (от 10 до 30% начальной цены контракта, если она больше 50 млн руб.).

В случае когда контрактом предусмотрена выплата аванса, обеспечение не может быть меньше, чем размер аванса, а если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, размер обеспечения не может превышать на 20% размер аванса и не может быть меньше аванса.

Схематично это можно представить следующим образом:

  1. Начальная цена контракта до 50 млн руб. - требование об обеспечении контракта может быть установлено.

При этом Аванс <= Обеспечение <= 30% от цены лота .

  1. Начальная цена контракта свыше 50 млн руб. - требование об обеспечении контракта устанавливается обязательно . При этом Аванс <= Обеспечение <= от 10 до 30% от цены лота .

Для обоих случаев: если Аванс >= 30% от цены лота, то Аванс <= Обеспечение <= (Аванс + 20% от Аванса).

Согласно ч. 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после:

  • представления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией;
  • передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Обратите внимание! Способ обеспечения исполнения контракта участник аукциона определяет самостоятельно.

Отметим, что Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ внесены изменения в Закон N 94-ФЗ. Одним из таких изменений было исключение из способов обеспечения исполнения контракта договора поручительства . Указанные изменения вступили в силу 23.07.2012.

В связи с этим по торгам, объявленным до 22.07.2012 (включительно), участник размещения заказа, с которым заключается контракт, вправе представить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства. По торгам, которые объявляются с 23.07.2012, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может. Такие разъяснения даны в Письме ФАС России от 30.07.2012 N ИА/24213.

Расходы на участие в электронном аукционе

Теперь рассмотрим, как те или иные расходы, понесенные налогоплательщиком для участия в электронных аукционах, признавать в бухгалтерском и налоговом учете. Расходы нужно четко дифференцировать и отражать в учете исходя из их природы.

Напомним, что участник электронного аукциона несет следующие денежные траты, связанные с участием в аукционе:

  • средства, внесенные в качестве обеспечения на участие в торгах (задаток). Перечисляются оператору электронной площадки перед подачей заявки для допуска к участию в торгах. Как правило, составляют 0,5 - 5% начальной (максимальной) цены контракта;
  • плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе. Взимается с победителя аукциона (как подписавшего контракт, так и уклонившегося от его подписания) в размере 2000 - 3000 руб.;
  • средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, или вознаграждение по договору банковской гарантии. Обеспечение представляется заказчику после победы в аукционе перед заключением контракта.

Организация, участвующая в проведении электронного аукциона, должна организовать бухгалтерский учет сумм, перечисляемых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в аукционах. Причем надо вести раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.

Полагаем, что целесообразно учитывать эти средства обособленно. К примеру, на счете 55 "Специальные счета в банках" на отдельных субсчетах:

  • 55-А "Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах";
  • 55-Б "Средства на обеспечения заявок на участие в аукционах заблокированные".

При этом в учете могут быть произведены следующие записи:

Дебет 55-А Кредит 51 - перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки;

Дебет 55-Б Кредит 55-А - отражена блокировка средств оператором электронной площадки.

Одновременно производится запись по дебету забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

При разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример 1 . В октябре 2012 г. организация прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 700 000 руб. В том же месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 650 000 руб.

Организация аукцион не выиграла, средства были разблокированы.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Суммы внесенного задатка и средства, обособленные на счете, открытом оператором электронной площадки, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходами не признаются (п. 32 ст. 270 НК РФ).

Пример 2 . Воспользуемся данными примера 1 с той лишь разницей, что организация выиграла аукцион и заключила соответствующий контракт. Оператор разблокировал счет и взимает плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примере 1, плюс следующие:

В налоговом учете плата за участие в аукционе (2000 руб.) отражается в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пример 3 . Организация выиграла аукцион, но уклонилась от подписания контракта. Оператор, разблокировав счет, перечислил денежные средства, обеспечивавшие заявку, заказчику. Кроме того, оператор удержал плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примерах 1 и 2, плюс следующие проводки:

В бухгалтерском учете суммы штрафных санкций в размере суммы обеспечения заявки отражаются в расходах. Может ли налогоплательщик учесть эти расходы для целей налогового учета , однозначно ответить нельзя.

С одной стороны, средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, по своей природе являются не чем иным как задатком. По сути, сумма задатка, остающаяся у заказчика, является санкцией за нарушение договорных обязательств, а раз так, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ ее можно учесть в составе внереализационных расходов на дату признания виновной стороной факта неисполнения обязательств.

А вот Минфин придерживается иного мнения (Письма от 18.01.2008 N 03-03-06/1/12, от 08.09.2005 N 03-03-04/2/56): сумму задатка, остающегося у контрагента в связи с невыполнением договора по вине выдавшей его стороны, нужно рассматривать как безвозмездно переданное имущество, стоимость которого не учитывается в расходах на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Правда, разъяснения Минфина относятся к 2005 и 2008 гг., а с тех пор он по этому вопросу не высказывался. Арбитражная практика тоже небогата постановлениями на эту тему.

Итак, у организации, которая перечислила сумму в обеспечение заявки на участие в аукционе, выиграла его, но впоследствии отказалась от подписания контракта, тем самым потеряв сумму обеспечения, есть два выхода.

Первый, менее рискованный, - не включать сумму задатка, оставшуюся у заказчика, в расходы для целей исчисления налога на прибыль. Второй - признать данную сумму в качестве внереализационных расходов как сумму штрафных санкций. Однако при этом достаточно велики налоговые риски. Чтобы их минимизировать, необходимо позаботиться о тщательном обосновании понесенных расходов. Ведь в случае вопросов со стороны налоговой инспекции организации придется объяснить, почему она, выиграв аукцион, отказалась от подписания контракта. Что может стать причиной? Например , вследствие непредвиденных обстоятельств изменились условия ведения хозяйственной деятельности, ухудшилось финансовое положение, контрагент, от которого зависело выполнение контракта, не выполнил свои обязательства и т.д., то есть сложились некие условия, при которых подписание контракта привело бы к еще большим расходам по сравнению с невозвращаемой суммой обеспечения.

Аналогичным образом можно рассуждать и в случае, когда организация - победитель аукциона заключила контракт, но не выполнила свои обязательства, а средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, остались у заказчика.

Теперь несколько слов о расходах на оплату услуг банка по выдаче банковской гарантии. Как уже отмечалось, заказчик может предусмотреть требование о денежном обеспечении исполнения государственного контракта, которое участник электронного аукциона представляет в виде денежного залога или в виде безотзывной банковской гарантии.

За выдачу банковской гарантии организация уплачивает гаранту вознаграждение. Основание - п. 2 ст. 369 ГК РФ. Конкретные размеры вознаграждения и порядок его уплаты устанавливаются индивидуально в каждом соглашении о выдаче банковской гарантии.

Так как представление банковской гарантии является обоснованным расходом, связанным с получением дохода, при наличии документального подтверждения указанного вида расходов организация имеет право включить их в состав налогооблагаемой базы. При этом на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ организация может учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или же на основании пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ отнести в состав внереализационных расходов. Руководствуясь п. 4 ст. 252 НК РФ, организация вправе самостоятельно решить, в составе каких расходов она будет учитывать расходы на оплату услуг банка по предоставлению безотзывной гарантии по обеспечению исполнения госконтракта.

Ю.А.Белецкая

Эксперт журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 «Специальные счета в банках», к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет «Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме» (к примеру, 55-4), аналитические счета «Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки» (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и «Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок» (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 «Расчетные счета» и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»).
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Торги: расходы на участие в них

Затем в месяце объявления результата кредитовое сальдо счета 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счет 20, 25, 26, 08, 10, 41 и др.) — выигрышный вариант, либо в результате проигрыша компании расходы списывают с кредита счета 76 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пп. 11, 19 ПБУ 10/99, утв. #M12291 901735798 приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н #S , Инструкция по применению Плана счетов, утв. #M12291 901774800 приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н #S).

А дело в том, что Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими УСН и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398263088 п. 1 ст. 346.16 НК РФ #S .

Участие в электронных торгах бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.

Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию — удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Отражение участия организации в открытом аукционе в конфигурации «1С: Бухгалтерия 8»

Денежные средства перечислены организацией на открытый оператором счет участника размещения заказа в сумме 2 000 руб. Обеспечение заявки составило 1 600 руб. По результатам аукциона подписан государственный контракт. Плата за участие в аукционе составила 2 000 руб.

Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Выпуск от 20 июня 2014 года

При проведении конкурса заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации заказчиком должны быть указаны в том числе размер и форма обеспечения заявок. В данном случае обеспечение заявки на участие в конкурсе предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств, что соответствует положениям ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ.

Как отразить в учете организации, принимавшей участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку товара и выигравшей его, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и возврат этих средств после заключения контракта?

Учет расходов на участие в тендере

В налоговом учете, по нашему мнению, такие расходы организация вправе исключить из налогооблагаемого до­хода, независимо от того, победила она в конкурсе или нет. Ведь осуществляя эти затраты, организация стремит­ся выиграть конкурс и заключить договор с заказчиком, чтобы в дальнейшем получать экономическую выгоду, то есть доход. Важно лишь, чтобы такие расходы использо­вались в производственных целях и затраты подтвержда­лись документами, составленными в соответствии с зако­нодательством РФ.

2. Постановление ФАС Восточно Сибирского округа от 06.10.2004 А 19-2575/04-33- Ф 02-4074/04- С 1).
Организация, реализующая медикаменты, заключила договор на оказание маркетинговых услуг. По мнению
налогового органа, расходы по оплате этих услуг не от­вечали принципу экономической обоснованности, так как фирма могла собственными силами получить ана­логичную информацию. В частности, возможность самостоятельного проведения аналогичного маркетингового исследования следовала из трудовых договоров, заключенных организацией. В числе обязанностей неко­торых категорий работников значилось выполнение функций информирования по текущим ценам на реа­лизуемые товары.

Учтем расходы на тендер

Задаток участники тендера вносят «в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов» (п. 4 ст. 448 ГК). Он возвращается фирме, если торги не состоялись, или участник проиграл их. При этом предназначен он «. для определения серьезности намерения участника торгов участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем» (из постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4). Внесенный участником тендера задаток не считается расходом, а при его возврате не возникает дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99, п. 32 ст. 270 НК, п. 1 ст. 248 НК). Но если фирма нарушит правила и откажется участвовать в конкурсе, то обратно задаток она не получит. Тогда его придется списать за счет собственных средств компании.

Для участия в тендере необходимо представить его организаторам учредительные документы, заверенные нотариусом. Сумму, истраченную на оплату данных услуг, можно учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что «плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление» считается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. При этом такие затраты принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК).

Участвуем в конкурсе: порядок учета расходов

Несомненно, что большинство проводимых торгов связано с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ведь в этом случае проведение конкурса является обязательным. Порядок регулирования таких отношений определен соответствующим Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ).

При проведении конкурса его организатор вынужден будет понести расходы, связанные с организацией деятельности конкурсной комиссии и экспертов, размещением публикаций в средствах массовой информации, оказанием консультационных услуг, привлечением иных лиц для организации и проведения конкурса, а также ряд других расходов. Как правило, такие расходы не вызывают вопросов со стороны контролирующих органов. Причем некоторые расходы могут быть учтены по соответствующим статьям расходов, предусмотренных главой 25 НК РФ, другие же могут быть отнесены в категорию прочих расходов.

Бухгалтерский учет и контроль расходов на участие в торгах

В частности, согласно новой редакции п. 65 Положения затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, следует отражать в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и списывать в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

С победителя открытого аукциона в электронной форме взимается плата за участие (в размере не более 3000 руб.), если с организацией-конкурсантом заключается соответствующий контракт. Взимаемая сумма относится к расходам по обычным видам деятельности. Поскольку плата списывается оператором уже после проведения торгов, никакой неопределенности в отношении момента и порядка ее признания в составе расходов не возникает.

05 Авг 2018 4667

Торги – одна из эффективных форм заключения сделок, которой гарантируются их максимальная прозрачность и максимальная выгода для обеих сторон. Это касается как организаторов, так и участников. В некоторых случаях договор можно заключить только через участие в процедуре закупки посредством торгов, например, если речь идет о покупателях: МУП, госучреждениях, госкорпорациях.

Современные торги проводятся в удобной электронной форме на сетевых электронных площадках. Нет необходимости покидать офис, чтобы отслеживать торги и их результат. Перед бухгалтером компании в первую очередь возникает вопрос, как учесть суммы, обеспечивающие участие в электронной торговой процедуре: аукционе или конкурсе.

Электронные торги и их обеспечение

ГК РФ, в частности ст. 447-1, позволяет заключать договор купли-продажи, арендный договор, договор подряда, оказания услуг на торгах. Торги с участием государственных организаций и МУП регулируются ФЗ №44 от 05-04-2013 г., рядом других нормативных актов.

Торги в форме аукциона предполагают, что победит предложивший максимальную цену, а начинаются торги с начальной минимальной цены, указанной в объявлении. Участники аукциона постепенно повышают цену лота, пока не выявится победитель. Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее. Участники конкурса представляют комиссии индивидуальные проекты, выбирается наиболее экономичный и креативный.

Заявка, участвующая в торгах, должна быть обеспечена. Обеспечительная сумма для организатора торгов является гарантией участия в них. Размер суммы определяет организатор.

Конкурсы и аукционы обеспечиваются(по тексту ФЗ №44 ст. 44):

  • банковской гарантией;
  • денежными средствами.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Возврат обеспечительной суммы происходит в следующих случаях:

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Если участник признан победителем торгов, но отказывается заключать договор, который был предметом торгов, обеспечительный платеж не возвращается.

Бухгалтерский учет обеспечительных платежей

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

Проводки:

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

Проводки:

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Затраты по обеспечению электронных торгов

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76) .

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.

Главное

  1. Бухгалтерский учет обеспечения возможности участвовать в электронных торгах, задатков осуществляется на счете 76 либо на счете 55, с использованием субсчетов.
  2. Применение счета 55 носит исключительный характер, если речь идет о госзакупках согласно ФЗ №44.
  3. Для усиления контроля за движением средств используют забалансовый счет 009.
  4. Иные затраты, обеспечивающие участие в торгах, учитываются стандартными проводками БУ, согласно рекомендациям по применению Плана счетов, с учетом положений НК РФ.
  5. Бухгалтерские проводки зависят от стадии, в которой находится заявка, итогов торгов, от формы обеспечения участия в них.


top