Приблизительность овладела
Торопящимися людьми.
Что-то учат, о чем-то знают,
В общем - сеют, в среднем - стригут,
Приблизительно объясняют,
Относительно берегут.
Р.И. Рождественский
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго - только умение.
К. Бернар
Бытует мнение, что кандидатские диссертации пишут исключительно аспиранты. Однако это не так. Во-первых, аспирантура бывает очной и заочной. Во-вторых, существует и такая организационная форма выполнения диссертационного исследования, как соискательство, но при этом следует иметь в виду, что соискатель в процессе обретения ученой степени может прикрепляться к кафедре вуза (подразделению НИИ) для сдачи кандидатских экзаменов и (или) для выполнения диссертационного исследования, т.е. выступать как бы в роли аспиранта (докторанта), а может представить уже выполненную диссертацию к защите и таким образом стать соискателем. Причем - официально, и на титульном листе автореферата диссертации указывается: на соискание ученой степени...
Иными словами, несмотря на различия аспирантуры и соискательства, на финише диссертационного марафона эти различия исчезают. Как аспирант, так и не аспирант, выполнивший диссертационное исследование в режиме соискательства, представляя диссертацию, становятся соискателями ученой степени кандидата юридических наук, и из официально закрепленного Перечня документов, представляемых соискателем ученой степени в диссертационный совет, подчас невозможно определить, кто представляет диссертацию и документы по Перечню - бывший аспирант либо бывший соискатель - не аспирант.
Различие же между двумя организационными формами выполнения диссертационного исследования - аспирантурой и соискательством - заключается в организации и процессе выполнения этого исследования, контроле за ним и форме отчетности. Жаль, что Государственный образовательский стандарт послевузовского профессионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки» пока не утвержден, хотя проект его широко обсуждался 17-18 ноября 2000 г. на ежегодном собрании Ассоциации юридических вузов России и даже был опубликован, а «россыпью» рассылается доработанный документ под названием «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки», который имеет регистрационный номер, но не имеет даты утверждения Министерством образования РФ и даты регистрации в Министерстве юстиции РФ, т.е. нормативным актом не является (во всяком случае, автор данной работы пришел именно к такому выводу). А утвержденный приказом Министерства образования РФ от 11 января 2000 г. № 1062 Макет государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук здесь мало чем поможет, хотя даже общее количество запрограммированного в нем времени на выполнение аспирантом-очником научно-исследовательской работы, выполнение и защиту диссертации (6480 часов, 100 недель, т.е. при пятидневной рабочей неделе аспиранту науке следует отдавать 10,8 часа в день) не может не вызвать ничего, кроме удивления и восхищения столь высоким мнением разработчиков данного документа об усидчивости и работоспособности наших аспирантов. Притом, что средняя продолжительность жизни наших женщин - 639 тыс. часов, а мужчин и того меньше - 517 тыс. часов.
В самом первом приближении в аспирантуре более жесткий контроль, в очной - еще и обязательность сдачи зачетов по информатике, педагогике и т.п.. но ежегодная аттестация предполагается в обеих формах, а внешний контроль - со стороны кафедры, к которой прикреплен аспирант либо соискатель - ничто по сравнению с контролем внутренним - самого молодого ученого, выполняющего диссертационное исследование.
Нельзя обойти молчанием и такую важную разницу, как ю. что учеба в очной аспирантуре дает отсрочку от призыва в армию, что для немалого числа молодых людей мужского пола служит серьезным основанием для поступления в аспирантуру. Может быть, по этой причине, как отмечает главный ученый секретарь ВАК В. Нево-:иш. число обучающихся в аспирантуре увеличилось с 52 тыс. в 1997 г. до 90 гыс. сегодня (в 2003 г. - М.К.), но в среднем в стране защищается лишь около 30 процентов аспирантов, и недавно коллегия Минобразования России приняла решение: если в течение трех лет в данной аспирантуре будет защищаться менее четверти аспирантов, она будет закрыта.
И в самом деле, если человек, пусть и молодой, внутренне нацелен на результативную самостоятельную научно-исследовательскую работу в форме диссертации, то он будет ее делать вне зависимости от эффективности внешнего контроля, на прохождении которого он, кстати, может часто спотыкаться. Ибо среди многих формальных требований здесь есть и, как нередко это бывает при формализации каких-либо отношений, немало устаревших, а подчас и просто бессмысленных. Если он внутренне нацелен лишь на «прохождение» внешнего контроля, он его пройдет, но конечного результата - в форме завершенной диссертации - часто может не быть. Автор настоящей брошюры с такими случаями сталкивался неоднократно и уверен - не в контроле дело. Дело в божьей искре, в том, «зажегся» или нет исследователь.
Итак, с чего начинать молодому человеку, желающему заниматься правовой наукой, если он утвердился в том, что это его дело? С определения собственной, если можно так выразиться, организационной формы в этом деле. Прискорбно, когда такой молодой человек, придя к своему будущему научному руководителю, изъявляет желание заняться научной работой, но на вопрос, в каком качестве, соискателя либо аспиранта, а если аспиранта, то очного или заочного, отвечает вопросом: а в чем разница? - и просит ему разъяснить это, или, что еще прискорбнее, предлагает своему будущему научному руководителю самому за него решить этот вопрос. Выбор организационной формы выполнения диссертационного исследования для конкретного молодого человека обусловлен различными факторами: наличием в собственном вузе (НИМ) аспирантуры именно по его научной специальности, наличием выделенных именно в этом году мест в аспирантуре по его специальности, особенно в очной, дающей право на отсрочку от призыва в армию, что для отдельных молодых людей определяюще важно, наличием в вузе диссертационного совета, принимающего к защите кандидатские диссертации именно по его научной специальности, и т.д. Уяснить преимущество той или иной организационной формы и выбрать наиболее приемлемую будущему
ученому поможет специальный документ - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное Министерством общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. В целом это довольно объемный документ, содержащий 95 пунктов, и в нем имеются специальные разделы, определяющие, что есть докторантура, что такое перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, что есть аспирантура, что такое подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства, что такое кандидатские экзамены, и т.д. Кстати, есть и подобные, значимые для юридической науки, акты ведомств, например: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел РФ (утверждено приказом МВД РФ от 7 августа 2003 г. № 160, зарегистрировано в Минюсте РФ 26 августа 2003 г., рег. № 5000); Инструкция об организации подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Пограничной службы Российской Федерации (утверждена Приказом ФПС РФ от 26 апреля 2002 г. № 282, зарегистрирована в Минюсте РФ 21 июня 2002 г.. рег. № 3520 (с изменениями от 17 ноября 2002 г.); было - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Академии налоговой полиции ФСНП России (утверждалось приказом ФСНП РФ от 2 августа 2002 г. № 365, зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2002 г., рег. № 4144).
Следует обратить внимание и на то, что соискатель ученой степени кандидата наук может прикрепляться как для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов (на срок не более двух лет и в этом случае научный руководитель ему не утверждается), так и для подготовки кандидатской диссертации (в этом случае он прикрепляется на срок не более трех лет). Вообще в Положении подробно излагаются процедура прикрепления соискателя к кафедре (подразделению НИИ), права и обязанности соискателя, дается перечень предъявляемых и рассматриваемых при этом документов и т.д.
Изучение начинающим ученым-юристом данного документа поможет определиться во многих организационных вопросах и позволит избрать оптимальную организационную форму выполнения диссертационного исследования.
Что касается кандидатских экзаменов, которые ему предстоит сдавать, то здесь картина определенной стала лишь недавно: решением ВАК России от 26 марта 2003 г. в соответствии с п. 13 Положения о порядке присуждения ученых степеней установлен перечень дисциплин, по которым должны сдаваться экзамены соискателями ученой степени кандидата наук: 1) история и философия науки; 2) иностранный язык; 3) специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации. В сравнении - до этого нововведения вместо экзамена по истории и философии науки сдавался экзамен «философия» (а одно время его вообще собирались отменить), а вместо экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации сдавался экзамен по специальности - в широком "понимании этого термина. Таким образом, нововведение со сдачей экзамена по специальности служит дополнительным и весьма серьезным доводом к сдаче его «за два месяца до защиты диссертации», а не в самом начале работы над диссертацией. Видимо, следует проинформировать читателя о некоторых возникших в последнее время тенденциях к вытеснению из преподавания юристам иных, общественных наук, а также иностранных языков. Вот что по этому поводу заметил Н.М. Азаркин: «Смена парадигмы юриста, наше самопознание, наше преображение, наше воскрешение - в очищении юриспруденции от связей с иными общественными науками, в полном их вытеснении из подготовки юристов». И далее: «... так важно при смене юспара-ДИГМЫ вытеснение из учебного процесса иностранных языков, которые пышным цветом проросли в период «бешеного» строительства «общеевропейского дома».
Следует обратить внимание на то. что установленные упомянутым выше Положением о подготовке научно-педагогических кадров сроки выполнения диссертационных работ различны для разных организационных форм (три-четыре года) и весьма условны. Окончив аспирантуру без зашиты диссертации в установленный Положением срок, молодой человек приобретает кое-какие преимущества по сравнению со специалистом, имеющим высшее профессиональное юридическое образование, каким он был до окончания аспирантуры, но ведь он не только к этому стремился, хотя преподавать в юридическом вузе он сможет - неостепененных преподавателей вузов в России становится все больше, да и средний возраст остепененных все время растет. По данным Министерства образования РФ, за последние десять лет средний возраст работающих в научно-образовательной сфере кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докторов наук - с 54 до 62 лет. Но для начинающего молодого человека это слабое утешение.
Вообще же, по мнению автора, вся работа над кандидатской диссертацией по любой научной юридической специальности, если она грамотно методологически организована и ведется не лишенным способностей к науке человеком, занимает около 1тыс. человекочасов. Если повезет - 950, не повезет - 1200 и больше; и этот совокупный объем энергии-времени может занять и два года, и четыре года, и десять лет. Иногда отдельные мэтры от науки говорят молодым, как бы хвастаясь: я кандидатскую диссертацию написал за два месяца. Это возможно лишь в том случае, если два месяца занял сам процесс написания текста диссертации, но за пределами этого срока остается огромный объем подготовительной, аналитической и иной работы. Подготовить за такой короткий срок диссертацию невозможно, как невозможно за месяц или два родить ребенка. Поэтому сколько времени названным Положением отведено для выполнения диссертационного исследования в той или иной организационной форме - вопрос второстепенный. Главное - готов ли сам молодой человек именно в данный момент тысячу часов своей личной жизни отдать науке. Ведь это время можно потратить на другое - на дискотеки, тусовки, застолье.
С организационной формой выполнения диссертационного исследования связан выбор научной специальности, по которой будет выполняться конкретное диссертационное исследование. Дело в том, что аспирантура, как очная, так и заочная, открывается в вузах и НИИ не по всей номенклатуре научных специальностей. Можно, например, выбрать нужную и важную научную специальность, скажем, арбитражный процесс, а именно по этой научной специальности в данном вузе (ИМИ) аспирантура не открыта. Можно поступить в аспирантуру того вуза (НИИ), где открыта аспирантура по данной специальности (а >то в другом городе), но можно также прикрепиться и в качестве соискателя ученой степени (не аспиранта) именно по нужной специальности в данном (родном) вузе (НИИ). Во втором случае возможности у вуза (НИИ) существенно шире, и обычно они определяются наличием потенциального научного руководителя у данного соискателя незначительно меньшей мере - открытыми в аспирантуре специальностями.
В России существуют лишь несколько - в разрезе каждой науки - мощных НИИ (вузов), где открыты аспирантура и диссертационные советы по всем (или почти всем) научным специальностям профильной для данного НИИ (вуза) науки. Отрадно отметить, что в их числе и Институт государства и права РАН, где есть и аспирантура, и диссертационные советы по всем без исключения юридическим научным специальностям.
В настоящее время номенклатура научных специальностей по праву определена приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 31 января 2001 г. № 47 «О номенклатуре специальностей научных работников», где под шифром 12.00.00 указана наша отрасль - «Юридические науки», в рамках которой и названы следующие группы специальностей и специальности (под соответствующим шифром): 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых учений; 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право; 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; 12.00.05 - Трудовое право; право социального обеспечения; 12.00.06 - Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.08 -Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 - Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность: 12.00.10- Международное право, европейское право; 12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; 12.00.14 - Административное право, финансовое право, информационное право; 12.00.15 - Гражданский процесс: арбитражный процесс. И по всем этим научным специальностям присуждается ученая степень. Кроме того, ученая степень по юридическим наукам присуждается и по другим научным, но не юридическим специальностям: по специальности 05.13.19 - Методы и системы защиты информации, информационная безопасность; по специальности 05.25.05 - Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики; 05.26.01 - Охрана труда (по отраслям): 05.26.02 Безопасность в Чрезвычайных ситуациях (по отраслям): 05.26.03 Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям): 19.00.06 Юридическая психология; 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития; 25.00.26 - Землеустройство, кадастр и мониторинг земли.
Номенклатура научных специальностей меняется довольно часто, при этом в основе новой классификации нередко лежат субъективные основания. Не может считаться идеальной и нынешняя номенклатура научных юридических специальностей. Например, нет и не было в ней таких жизненно важных и буквально «стучащихся» в двери научных специальностей, как: образовательное право (а ведь вплотную стоит вопрос о кодификации законодательства об образовании); миграционное право (страна «неожиданно» столкнулась с необходимостью законодательного регулирования миграционных - причем, в огромных масштабах - процессов, и как же мы оказались неготовыми к ним; а теперь уже нужно и это законодательство кодифицировать ибо сегодня у нас уже действуют 12 базовых миграционных законов с огромным количеством подзаконных и ведомственных актов); медицинского права (ведь явно это не подотрасль гражданского права), спортивного права (проблемы, «вдруг» возникшие вокруг наших спортсменов на международных соревнованиях в последнее время наглядно показали, сколь сильно мы отстаем в правовом регулировании отношений, связанных со спортом, от многих зарубежных правовых систем - даже толком защитить их в международных спортивных судах не можем). Нет в ней теперь специальности, связанной с правовым обеспечением управления в сложных экономических и социальных системах, а между тем нужда в научных, в том числе диссертационных, исследованиях по этой проблематике велика. В юридической литературе справедливо критикуют объединение в одну специальность 12.00.03 гражданского права и предпринимательского права, и наоборот, «разведение» по разным специальностям гражданского права и гражданского процесса, предпринимательского права и арбитражного процесса с их объединением в специальности 12.00.15.
А если говорить по большому счету, то к классификатору научных. «ВАКовских» специальностей, как и к общепринятому членению науки на отрасли, могут быть предъявлены и более серьезные претензии. Факт, что вопрос: а какая отрасль науки у нас "отвечает» за будущее? - останется без ответа. То есть каждая в отдельности отрасль науки «заглядывает» в будущее, прогнозирует его - в своем секторе, даже организует - по мере возможностей. Но не более. Вся медицина, например, нацелена на лечение людей для того, чтобы в будущем, после лечения, больной человек стал здоровым, а в профилактическом плане - чтобы здоровый сегодня человек в будущем не заболел. Вся агрономическая наука нацелена, в той или иной мере, на селекцию, на улучшение будущих: урожая, поголовья... Ну, а юридическая наука, соответственно, на то, чтобы разрабатываемые на основе ее достижений законы, как и формирующаяся на основе ее достижений правоприменительная практика в будущем - как ближайшем, так и более отдаленном - были более эффективны и результативны, чем законы и практика вчерашнего и сегодняшнего дней.
И все же какая отрасль науки нацелена на изучение и организацию будущего нашего общества в целом? Изучением прошлого занимается историческая наука. Хронологический вектор от настоящего в прошлое - это история, которая послойно занимается исследованиями своего хронослоя: от истории древнейших времен (древнего мира) до новейшей истории. А кто отвечает (изучает, пусть только исследует, не организует) тот же общий хронологический вектор, но в направлении из настоящего в будущее? Футурология? Фантастика? Прогностика? Таких отраслей науки нет. во всяком случае - в официальных классификациях.
Значит, нет и общеупотребительного понятийного аппарата, общепринятых категорий и терминов; нет, соответственно, устоявшейся методологии научного поиска в этом векторе, общего для всех отраслей наук и сходного - в этом плане - с общеисторической методологией. Естественно, отсюда и устойчивый скепсис в обществе относительно всяких программ развития (всей ли экономики или ее отдельных отраслей, либо иных сфер общественной жизни) с более-менее четко определенными временными рамками. При этом: факт, что любому нормальному человеку, и ученые здесь не исключение, совсем небезразлично, каким будет его и его детей и внуков будущее: в каком обществе ею потомки будут жить; какой там, в будущем, будет экономическая база жизнедеятельности общества; какие законы там будут действовать...
И чтобы хоть как-то сейчас обеспечить это будущее, кое-где, в том числе и в Российской Федерации (на общероссийском уровне) и даже и некоторых се субъектах создаются фонды будущих поколений, стабилизационные фонды и пр. Однако без научного обеспечения прогнозируемого будущего, включая научно-правовое, как же «беззубы» эти фонды... Ведь еще Сенека говорил: «Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным».
Автор искренне надеется, что кто-либо из начинающих ученых вплотную займется данной проблемой, и ВАКовский классификатор научных специальностей будет расширен и дополнен. Будет ли это научная специальность «история», только со знаком плюс, либо будет совсем иная ветвь номенклатуры научных специальностей - не суть важно. Главное: мы же осознанно отвергаем жизненный принцип «после нас хоть потоп», коим руководствуются люди, не учитывающие общеизвестное положение о том, что жизнь - это миг между прошлым и будущим. Но именно жизнь - сегодняшняя - создает это будущее, и его нельзя создавать вслепую, без научного осмысления.
Возвращаясь к вопросу: аспирантура или соискательство, следует добавить - препятствием при поступлении в аспирантуру может стать ограниченность мест, причем не только бюджетных, либо высокая (относительно) стоимость оплаты аспирантуры по договору - во многих вузах и НИИ по этому вопросу действуют локальные нормативные акты. В таком случае есть смысл избрать для себя иную организационную форму выполнения диссертационного исследования - соискательство.
В принципе принятие решения по такому судьбоносному для начинающего ученого вопросу - дело самого начинающего ученого. Естественно, он должен решить этот вопрос с учетом совета своего будущего научного руководителя, у которого могут быть свои соображения на сей счет, да и кругозор его в этой сфере заведомо шире.
В то же время следует указать и на ошибочность одного укоренившегося мифа: кандидатскую диссертацию нельзя, мол, выполнять без научного руководителя. Просто во многих НИИ и вузах руководители отделов аспирантуры действуют по шаблону (им так привычнее) и требуют от аспиранта, прикрепляющегося в качестве соискателя, а то и от поступающего в аспирантуру письменное согласие будущего научного руководителя, а подчас даже тему будущей диссертации. На каких либо нормативных документах такие требования не основаны, не основаны они и на здравом смысле, что будет видно из нижеследующего текста. Кандидатская диссертация может выполняться - по форме и без научного руководителя. Выше приведена формула кандидатской диссертации по Положению 1975 г. в соответствии с которой диссертация может быть выполнена самостоятельно или под руководством доктора наук. В формуле ныне действующего Положения, также упомянутого выше, о самостоятельности или «несамостоятельности» выполнения кандидатской диссертации вообще ничего не говорится. Ясно, что формула, закрепленная в Положении 1975 г., была не вполне корректна, так как в ней не учитывалось, в частности, что кандидатская диссертация может выполняться и под научным руководством кандидата наук (это вполне допускается сейчас). Безусловно, научный руководитель должен быть не «вчера защитившимся» кандидатом наук, а зрелым, маститым ученым. И этот вопрос решает, т.е. утверждает данного кандидата наук в роли научного руководителя конкретного аспиранта (соискателя) для выполнения кандидатской диссертации по конкретной теме, ученый совет НИИ (вуза).
Кроме того, у аспиранта (соискателя) могут быть два научных руководителя либо научный руководитель и одновременно научный консультант, что, кстати, в последнее время встречается все чаще. Например, если кандидатская диссертация выполняется на стыке двух научных юридических специальностей (права и процесса) либо исследуются проблемы правового регулирования специфических (медицинских, в частности) отношений, то такой «парный» подход весьма целесообразен.
Вряд ли надо доказывать, что начинающий, молодой по возрасту ученый-юрист (как и специалист иного профиля) без научного руководства не обойдется, и исключения из этого правила чрезвычайно редки. Однако если за диссертационное исследование берется практик - «зубр», да если он к тому же еще и публикации по теме имеет, и лекции читает, то научный руководитель ему требуется в гораздо меньшей степени, как правило, для решения сугубо организационно-оформительских задач, а зачастую, исходя из конкретной ситуации, и вовсе не нужен.
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о присуждении ученых степеней, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074).
Председатель Правительства Российской Федерации
Д. Медведев
Изменения, которые вносятся в Положение о присуждении ученых степеней
1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем ученой степени, успешно сдавшим кандидатские экзамены при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) или без освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Кандидатские экзамены сдаются в соответствии с научной специальностью (научными специальностями) и отраслью науки, предусмотренными номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации (далее соответственно - научная специальность, номенклатура), по которым осуществляется подготовка (подготовлена) диссертация. Порядок сдачи кандидатских экзаменов и их перечень утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
К соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица:
подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствующему научной специальности, по которой подготовлена диссертация, либо по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), не соответствующему научной специальности, по которой подготовлена диссертация;
имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) при прикреплении к организации для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на срок и в порядке, которые установлены Министерством образования и науки Российской Федерации;
имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в организациях, в которых они замещают по основному месту работы должности научных работников либо педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу.
К соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица, получившие от организации по месту выполнения диссертации положительное заключение по диссертации, предусмотренное пунктом 16 настоящего Положения.".
2. Абзац второй пункта 4 признать утратившим силу.
3. Предложение второе пункта 6 после слов "требования к кандидатам в члены диссертационных советов и порядок создания диссертационных советов" дополнить словами ", а также порядок организации работы диссертационных советов".
4. Абзац второй пункта 9 после слов "в которой содержится решение" дополнить словом "научной".
5. В пункте 12:
а) в абзаце первом слова "в уведомительном порядке" исключить;
"При несоответствии рецензируемого издания указанным требованиям оно исключается Министерством образования и науки Российской Федерации из перечня рецензируемых изданий с правом включения не ранее чем через 3 года.".
6. Абзац седьмой пункта 13 после слов "ученой степени," дополнить словами "в рецензируемых изданиях".
7. Абзац первый пункта 15 дополнить словами "и в электронном виде".
8. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Организация, где выполнялась диссертация, дает заключение по диссертации, которое подписывается руководителем или по его поручению заместителем руководителя организации. В заключении отражаются личное участие соискателя ученой степени в получении результатов, изложенных в диссертации, степень достоверности результатов проведенных соискателем ученой степени исследований, их новизна и практическая значимость, ценность научных работ соискателя ученой степени, соответствие диссертации требованиям, установленным пунктом 14 настоящего Положения, научная специальность (научные специальности) и отрасль науки, которым соответствует диссертация, полнота изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем ученой степени.
Заключение организации по диссертации выдается:
не позднее 3 месяцев со дня подачи соискателем ученой степени на имя руководителя организации, где выполнялась диссертация, заявления о выдаче заключения - в случае соискания ученой степени доктора наук;
не позднее 2 месяцев со дня подачи соискателем ученой степени на имя руководителя организации, где выполнялась диссертация, заявления о выдаче заключения - в случае соискания ученой степени кандидата наук.
Заключение организации по диссертации является действительным в течение 3 лет со дня его утверждения руководителем организации или лицом, уполномоченным на это в порядке, установленном организацией. Порядок подготовки заключения организации по диссертации и выдачи его соискателю ученой степени определяется локальным актом организации.
Соискатель ученой степени имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет. При этом научная специальность (научные специальности) и отрасль науки, по которым выполнена диссертация, должны соответствовать научной специальности (научным специальностям) и отрасли науки, по которым диссертационному совету Министерством образования и науки Российской Федерации предоставлено право проведения защиты диссертаций.".
9. Абзац первый пункта 18 дополнить следующими предложениями: "Текст диссертации, представленный в диссертационный совет, должен быть идентичен тексту диссертации, размещенному в сети "Интернет" на официальном сайте организации, на базе которой создан этот диссертационный совет. Внесение изменений в текст диссертации, размещенный на указанном сайте, не допускается.".
10. Абзац первый пункта 19 после слов "в течение 4 месяцев со дня подачи соискателем" дополнить словами "ученой степени".
11. Пункт 20 дополнить подпунктами "ж" и "з" следующего содержания:
"ж) выявление несоответствия текста диссертации, представленного соискателем ученой степени в диссертационный совет к предварительному рассмотрению, тексту диссертации, размещенному в сети "Интернет" в соответствии с абзацем первым пункта 18 настоящего Положения;
з) выявление недостоверных сведений в документах, представленных соискателем ученой степени в диссертационный совет для предварительного рассмотрения выполненной им диссертации в соответствии с абзацем первым пункта 18 настоящего Положения.".
12. В абзаце втором пункта 21 слово "разовой" заменить словом "указанной".
13. Пункт 26 изложить в следующей редакции:
"26. При принятии к защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук диссертационный совет не позднее чем за 3 месяца до дня защиты, а при принятии к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук - не позднее чем за 2 месяца до дня защиты размещает на официальном сайте Комиссии в сети "Интернет" текст объявления о защите диссертации и автореферат диссертации, а также размещает на официальном сайте организации, на базе которой создан этот диссертационный совет, отзывы научных руководителей или научных консультантов соискателя ученой степени (при наличии).
В объявлении о защите диссертации указываются предполагаемая дата защиты диссертации, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) соискателя ученой степени, наименование темы представленной к защите диссертации, шифры и наименования научных специальностей и отрасли науки, по которым выполнена диссертация, наименование и адрес организации, на базе которой создан диссертационный совет, принявший диссертацию к защите, ссылка на страницу официального сайта организации в сети "Интернет", на которой соискателем ученой степени размещен полный текст диссертации.
Объявление о защите должно быть доступно для ознакомления для любых лиц в течение не менее 12 месяцев с указанного в нем дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук и в течение не менее 10 месяцев с указанного в нем дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Полный текст диссертации должен быть доступен для ознакомления по адресу в сети "Интернет", указанному в объявлении о защите диссертации, для любых лиц в течение не менее 12 месяцев со дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук и в течение не менее 10 месяцев со дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
В случае если Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук и отказе в выдаче диплома кандидата наук или доктора наук в связи с несоблюдением требований, установленных пунктом 14 настоящего Положения, и (или) наличием в диссертации недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации, текст диссертации размещается в сети "Интернет" на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, в котором проходила защита, сроком на 10 лет со дня принятия Министерством образования и науки Российской Федерации соответствующего решения с указанием причины принятия такого решения. На указанном сайте также размещается наименование организации, где выполнялась работа, наименование ведущей организации, имена официальных оппонентов и научных руководителей (научных консультантов).".
14. В абзаце первом пункта 28:
а) слова "не позднее 10 дней" исключить;
б) дополнить следующим предложением:
"Отзывы, поступившие в день защиты и позднее, не рассматриваются.".
15. Пункт 29 дополнить абзацем следующего содержания:
"При проведении заседания диссертационного совета ведется его стенограмма и аудиовидеозапись. Аудиовидеозапись заседания диссертационного совета должна в течение всего заседания диссертационного совета фиксировать ход заседания диссертационного совета, в том числе присутствие членов диссертационного совета и оппонентов, участвующих в заседании, выступления на данном заседании соискателя ученой степени, оппонентов (включая оппонентов, участвующих в заседании диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме), членов диссертационного совета и других лиц, присутствующих на этом заседании.".
16. Абзац второй пункта 30 изложить в следующей редакции:
"На защите диссертации обязан присутствовать соискатель ученой степени, вправе присутствовать иные лица в порядке, установленном организацией, на базе которой создан диссертационный совет, принявший данную диссертацию к защите. В случае неявки соискателя ученой степени на защиту диссертации по уважительной причине (состояние здоровья или иные обстоятельства, подтвержденные документально и признанные диссертационным советом уважительными) дата защиты диссертации переносится на срок, составляющий не более 12 месяцев. При повторной неявке соискателя ученой степени на защиту диссертации (в том числе по уважительной причине) диссертационный совет принимает решение о снятии этой диссертации с защиты. Такая диссертация может быть представлена к защите в порядке, установленном настоящим Положением.".
17. В пункте 32:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"В заключении диссертационного совета, которое принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов диссертационного совета (при равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании диссертационного совета), приводятся результаты голосования по присуждению ученой степени и решение диссертационного совета о присуждении или об отказе в присуждении ученой степени, а также информация о соблюдении установленных настоящим Положением критериев, которым должна отвечать диссертация на соискание ученой степени, наличии (отсутствии) в диссертации недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации.";
б) в абзаце втором слова "диссертационный совет принимает открытым голосованием заключение диссертационного совета по диссертации, в котором" заменить словами "в заключении диссертационного совета".
18. В пункте 33:
а) первое предложение абзаца первого дополнить словами "на бумажном носителе и размещает в электронном виде материалы аттестационного дела и текст диссертации соискателя ученой степени в федеральной информационной системе государственной научной аттестации";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"При отрицательном решении по результатам защиты диссертации диссертационный совет в течение 30 дней со дня защиты этой диссертации извещает в письменной форме Министерство образования и науки Российской Федерации об этом решении.";
в) абзац третий признать утратившим силу;
г) в абзаце четвертом слово "первым" исключить.
19. Абзац третий пункта 34 изложить в следующей редакции:
"В случае если отрицательное решение диссертационного совета связано с нарушением требований, установленных пунктом 14 настоящего Положения, и (или) с наличием недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации, повторная защита такой диссертации не допускается.".
20. В абзаце третьем пункта 39 слова "соответствующего решения" заменить словами "аттестационного дела из".
21. Пункт 41 изложить в следующей редакции:
"41. При подготовке заключения по вопросу присуждения ученой степени кандидата наук экспертный совет рассматривает текст диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, если:
а) оппонент или ведущая организация представили отрицательный отзыв на эту диссертацию;
б) отрицательный отзыв на эту диссертацию или автореферат этой диссертации представила организация, которой автореферат диссертации рассылается в соответствии с положением о диссертационном совете;
в) из материалов аттестационного дела следует, что при голосовании в диссертационном совете менее 75 процентов членов диссертационного совета, присутствовавших на заседании, проголосовали за присуждение ученой степени кандидата наук;
г) требуется уточнить вклад автора этой диссертации в проведенное исследование, степень новизны и практической значимости результатов диссертационного исследования, проверить соблюдение требований, установленных пунктом 14 настоящего Положения;
д) в отношении рассматриваемой диссертации в Министерство образования и науки Российской Федерации поступило заявление о необоснованности присуждения диссертационным советом ученой степени кандидата наук.".
22. Дополнить пунктом 41 1 следующего содержания:
"41 1 . Обеспечение экспертного совета текстом диссертации на бумажном носителе либо в электронной форме осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.".
23. Пункт 42 изложить в следующей редакции:
"42. До принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома кандидата наук или доктора наук либо об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени кандидата наук или ученой степени доктора наук любое физическое либо юридическое лицо может подать в Министерство образования и науки Российской Федерации заявление о необоснованности присуждения диссертационным советом ученой степени в связи с несоответствием диссертации установленным настоящим Положением критериям, которым должна отвечать диссертация (далее - заявление о необоснованности присуждения ученой степени), на бумажном носителе или в электронной форме при условии использования электронной подписи.".
24. В пункте 43:
а) в абзаце первом и подпункте "а" слова "кандидата наук" исключить;
б) в подпункте "б":
слова "заявление о необоснованности присуждения соискателю ученой степени кандидата наук" заменить словами "это заявление";
после слов "результатах рассмотрения" дополнить словом "этого";
в) в подпункте "в":
слова "кандидата наук" исключить;
после слов "с приложением документов" дополнить словами "и материалов либо их копий".
25. Пункт 44 изложить в следующей редакции:
"44. Экспертный совет рассматривает аттестационное дело (в установленных настоящим Положением случаях - также текст диссертации) и дает заключение о соответствии содержания представленных в аттестационном деле материалов и диссертации (в случае ее представления в экспертный совет) установленным настоящим Положением критериям, которым должна отвечать диссертация (далее - заключение экспертного совета).
При необходимости подтверждения самостоятельности выполнения диссертации, уточнения содержащихся в ней новых научных результатов, а также личного вклада автора диссертации в науку соискатель ученой степени приглашается на заседание экспертного совета не позднее чем за 10 дней до дня соответствующего заседания.
В этом случае на заседании экспертного совета вправе присутствовать председатель или заместитель председателя диссертационного совета, в котором проходила защита диссертации или подготовлено дополнительное заключение по ней, а также могут быть приглашены иные лица, имеющие отношение к существу рассматриваемого на этом заседании вопроса.
В случае неявки указанных лиц экспертный совет вправе провести заседание в их отсутствие.
При рассмотрении ходатайства диссертационного совета, поступившего в соответствии с пунктом 36 настоящего Положения, экспертный совет дает заключение по этому ходатайству по результатам рассмотрения аттестационного дела и диссертации с участием соискателя ученой степени. В случае неявки соискателя ученой степени экспертный совет переносит заседание по этому вопросу. Соискатель ученой степени не менее чем за 10 дней до дня заседания приглашается на повторное заседание экспертного совета. В случае повторной неявки соискателя ученой степени диссертация рассматривается в его отсутствие. В случае принятия отрицательного заключения по указанному ходатайству экспертный совет подготавливает заключение по результатам рассмотрения аттестационного дела по вопросу присуждения ученой степени кандидата наук.
Копия заключения экспертного совета выдается соискателю ученой степени по его письменному обращению не позднее 1 месяца со дня регистрации этого обращения в Министерстве образования и науки Российской Федерации.
В случае принятия экспертным советом по результатам рассмотрения диссертации заключения о несоответствии содержания представленных в аттестационном деле материалов и диссертации (в случае ее представления в экспертный совет) установленным настоящим Положением критериям, которым должна отвечать диссертация, Комиссия вправе направить диссертацию вместе с аттестационным делом соискателя ученой степени и заключением экспертного совета на дополнительное заключение в другой диссертационный совет. Порядок проведения заседания диссертационного совета при рассмотрении диссертации, направленной на дополнительное заключение, устанавливается положением о диссертационном совете.".
26. В пункте 45:
а) после слов "о выдаче соискателю" дополнить словами "ученой степени";
б) слова "об ученой степени" исключить;
в) дополнить словами ", а также иные материалы, подтверждающие соответствие диссертации критериям, установленным пунктами 9 и 10 настоящего Положения";
г) дополнить абзацем следующего содержания:
"Запрошенная информация представляется в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 15 дней со дня получения соответствующего запроса, направленного Министерством образования и науки Российской Федерации в организацию, на базе которой создан этот диссертационный совет, любым доступным способом, позволяющим Министерству контролировать получение этой организацией указанного запроса.".
27. Пункты 46 и 47 изложить в следующей редакции:
"46. Аттестационное дело, заключение экспертного совета (в установленных настоящим Положением случаях - также текст диссертации) передаются на рассмотрение Комиссии для выработки ею рекомендации Министерству образования и науки Российской Федерации о выдаче диплома кандидата наук или доктора наук либо об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени (далее - рекомендация Комиссии).
Рекомендация Комиссии принимается в соответствии с Положением о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 237 "Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации", и порядком организации работы и проведения заседаний Комиссии (президиума Комиссии), устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
47. При необходимости подтверждения самостоятельности выполнения диссертации, уточнения содержащихся в ней новых научных результатов, а также личного вклада автора диссертации в науку соискатель ученой степени приглашается на заседание Комиссии не позднее чем за 10 дней до дня соответствующего заседания.
В этом случае на заседании Комиссии вправе присутствовать председатель или заместитель председателя диссертационного совета, в котором проходила защита диссертации или подготовлено дополнительное заключение по ней, а также могут быть приглашены иные лица, имеющие отношение к существу рассматриваемого на этом заседании вопроса.
Комиссия вправе пригласить на свое заседание членов других экспертных советов, ведущих специалистов в соответствующей отрасли науки.
В случае неявки указанных лиц на заседание Комиссии рекомендация Комиссии по диссертации принимается в их отсутствие.".
28. В пункте 48:
а) в абзаце первом слова "Заключение экспертного совета и рекомендация" заменить словами "Рекомендация", слово "представляются" заменить словом "представляется";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Министерство образования и науки Российской Федерации принимает решение:
о выдаче диплома кандидата наук или доктора наук;
об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученых степеней и отказе в выдаче диплома кандидата наук или доктора наук.".
29. В пункте 50:
а) абзац первый после слов "о присуждении ученой степени" дополнить словами "и об отказе в выдаче диплома кандидата наук или доктора наук";
б) абзац второй признать утратившим силу.
30. В пункте 51:
а) абзац первый дополнить словами "кандидата наук или доктора наук";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"На основании письменного заявления соискателя ученой степени об отзыве диссертации Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 30 дней со дня регистрации заявления принимает решение о снятии указанной диссертации с рассмотрения.";
в) дополнить абзацами следующего содержания:
"Решение Министерства образования и науки Российской Федерации о снятии диссертации с рассмотрения и об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени размещается в течение 10 дней со дня его принятия на официальном сайте Комиссии в сети "Интернет", а копия этого решения вместе с аттестационным делом (в установленных настоящим Положением случаях - также вместе с текстом диссертации) направляется в диссертационный совет, решение которого о присуждении ученой степени отменено указанным решением Министерства образования и науки Российской Федерации.
Диссертационный совет в течение 30 дней со дня получения из Министерства образования и науки Российской Федерации указанного решения возвращает в порядке, установленном положением о диссертационном совете, соискателю ученой степени документы и материалы.
После принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о снятии диссертации с рассмотрения и об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени диссертация может быть представлена повторно к защите в порядке, установленном настоящим Положением, как новая работа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 1 настоящего Положения.".
31. Дополнить пунктом 51 1 следующего содержания:
"51 1 . В случае нарушения требований, установленных пунктом 14 настоящего Положения, и (или) при выявлении в диссертации недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации, на основании заключения экспертного совета диссертация снимается Министерством образования и науки Российской Федерации с рассмотрения без права повторной защиты. При этом на официальном сайте Комиссии в сети "Интернет" в течение 10 дней со дня принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о снятии диссертации с рассмотрения и об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени указанному соискателю ученой степени размещаются сроком на 10 лет со дня принятия этого решения автореферат этой диссертации, информация о научных руководителях (научных консультантах) указанного соискателя ученой степени, членах комиссии диссертационного совета, подписавших заключение о приеме диссертации к защите, председателе и ученом секретаре этого диссертационного совета, руководителе организации, на базе которой создан диссертационный совет, оппонентах, давших отзыв на диссертацию, лице, утвердившем заключение организации, где выполнялась диссертация, лице, утвердившем отзыв ведущей организации на диссертацию, о ведущей организации, давшей отзыв на диссертацию.
Решение Министерства образования и науки Российской Федерации о снятии диссертации с рассмотрения без права повторной защиты и отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени размещается в течение 10 дней со дня его принятия на официальном сайте Комиссии в сети "Интернет", а копия этого решения вместе с аттестационным делом (в установленных настоящим Положением случаях - также вместе с текстом диссертации) направляется в диссертационный совет, решение которого о присуждении ученой степени отменено указанным решением Министерства образования и науки Российской Федерации.
Диссертационный совет в течение 30 дней со дня получения из Министерства образования и науки Российской Федерации указанного решения возвращает в порядке, установленном положением о диссертационном совете, соискателю ученой степени документы и материалы.".
32. В пункте 52 цифры "9" и "7" заменить соответственно цифрами "11" и "9".
33. Абзац первый пункта 54 после слова "Положением" дополнить словами ", а также в части нарушения требований к соискателям ученой степени, установленных настоящим Положением".
34. В пункте 55:
а) в подпункте "б" слова "рассмотрения апелляции" заменить словами "рассмотрения апелляции. В случае подачи коллективной апелляции в апелляции указывается лицо, с которым Министерство образования и науки Российской Федерации будет осуществлять переписку по коллективной апелляции";
б) подпункт "г" дополнить словами ", с указанием допущенных нарушений".
35. Пункт 57 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае поступления апелляции по одной и той же диссертации от разных лиц рассмотрение таких апелляций объединяется в одно производство.".
36. В пункте 58:
а) в предложении первом абзаца первого слово "текста" заменить словом "копии";
"аудиовидеозапись заседания диссертационного совета, на котором рассматривалась апелляция;
иные материалы, рассмотренные диссертационным советом по апелляции.".
37. Пункт 60:
а) дополнить словами "для рассмотрения и подготовки заключения";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"Заключение экспертного совета по апелляции представляется в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Копия заключения экспертного совета по апелляции выдается соискателю ученой степени, подавшему апелляцию (в отношении которого подана апелляция), по его письменному запросу не позднее 1 месяца со дня регистрации этого запроса в Министерстве образования и науки Российской Федерации.".
38. В абзаце третьем пункта 61 слова ", с учетом которого Комиссия принимает рекомендацию по апелляции" исключить.
39. Пункт 62 изложить в следующей редакции:
"62. Апелляция и поступившие по ней материалы, заключение экспертного совета по апелляции передаются Министерством образования и науки Российской Федерации в Комиссию. Комиссия представляет Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендацию по апелляции.
Копия рекомендации Комиссии по апелляции выдается лицу, подавшему эту апелляцию, соискателю ученой степени, подавшему апелляцию (в отношении которого подана апелляция), направляется в диссертационный совет, на решение которого по вопросу присуждения ученой степени подана апелляция, по их письменным запросам не позднее 1 месяца со дня регистрации этих обращений в Министерстве образования и науки Российской Федерации.
об удовлетворении апелляции и отмене решения диссертационного совета;
об отказе в удовлетворении апелляции и возобновлении процедуры рассмотрения вопроса о выдаче диплома кандидата наук или доктора наук.
Срок принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения по апелляции не может превышать 3 месяцев со дня поступления в Министерство материалов, предусмотренных пунктом 58 настоящего Положения. Указанный срок может быть продлен Министерством образования и науки Российской Федерации в случае запроса дополнительных сведений, необходимых для рассмотрения апелляции.".
40. В пункте 63:
а) в абзаце первом слова "выписки из" заменить словом "копии";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"В случае удовлетворения требований апелляции на официальном сайте Комиссии в сети "Интернет" размещается информация о председателе и ученом секретаре диссертационного совета, в отношении которого принято решение об удовлетворении апелляции, а также о руководителе организации, на базе которой создан диссертационный совет.".
41. Пункт 64 дополнить словами ", как новая работа".
42. Пункт 65 после слова "нарушением" дополнить словами "требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящего Положения, и (или)".
43. В пункте 67:
а) в подпункте "б" слова "рассмотрения заявления о лишении ученой степени" заменить словами "рассмотрения заявления о лишении ученой степени. В случае подачи коллективного заявления о лишении ученой степени в этом заявлении указывается лицо, с которым Министерство образования и науки Российской Федерации будет осуществлять переписку по коллективному заявлению о лишении ученой степени";
б) подпункт "г" после слов "с приложением документов" дополнить словами "и материалов либо их копий".
44. Пункт 70 изложить в следующей редакции:
"70. Министерство образования и науки Российской Федерации направляет в диссертационный совет, на решение которого о присуждении ученой степени подано заявление о лишении ученой степени, а также лицу, в отношении которого подано заявление (при возможности), извещение о поступлении заявления о лишении ученой степени с приложением заявления. Диссертационный совет не позднее 2 месяцев со дня получения указанного извещения, направленного Министерством образования и науки Российской Федерации в организацию, на базе которой создан этот диссертационный совет, любым доступным способом, позволяющим Министерству контролировать получение этой организацией указанного извещения, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации:
а) заключение диссертационного совета о результатах рассмотрения заявления о лишении ученой степени;
б) стенограмму заседания диссертационного совета, на котором рассматривалось заявление о лишении ученой степени, подписанную председательствующим на этом заседании и ученым секретарем диссертационного совета и заверенную печатью организации, на базе которой создан диссертационный совет;
в) аудиовидеозапись заседания диссертационного совета, на котором рассматривалось заявление о лишении ученой степени;
г) текст рассмотренной по заявлению о лишении ученой степени диссертации и ее автореферат;
д) иные материалы, рассмотренные диссертационным советом по заявлению о лишении ученой степени.".
45. Дополнить пунктом 70 1 следующего содержания:
"70 1 . Порядок проведения заседания диссертационного совета по вопросу рассмотрения заявления о лишении ученой степени устанавливается положением о диссертационном совете.".
46. Пункт 71 после слов "Российской Федерации" дополнить словами "на основании заключения экспертного совета".
47. Пункты 72 - 74 изложить в следующей редакции:
"72. Заявление о лишении ученой степени и поступившие по нему материалы передаются Министерством образования и науки Российской Федерации в экспертный совет для подготовки по нему заключения.
На заседание экспертного совета для рассмотрения заявления о лишении ученой степени не позднее чем за 10 дней до дня соответствующего заседания приглашаются лицо, подавшее заявление, и лицо, в отношении которого подано заявление.
В этом случае на заседании экспертного совета вправе присутствовать председатель или заместитель председателя диссертационного совета, на решение которого о присуждении ученой степени подано заявление, а также могут быть приглашены иные лица, имеющие отношение к существу рассматриваемого на этом заседании вопроса.
Экспертный совет вправе пригласить на свое заседание членов других экспертных советов, ведущих специалистов в соответствующей области науки.
В случае неявки указанных лиц экспертный совет вправе рассмотреть диссертацию в их отсутствие.
Копия заключения экспертного совета по заявлению о лишении ученой степени может быть запрошена лицом, в отношении которого подано заявление, и лицом, подавшим заявление. Такая копия направляется Министерством образования и науки Российской Федерации указанным лицам не позднее 30 дней с даты получения соответствующего запроса.
73. Министерство образования и науки Российской Федерации вправе запросить сведения о публикациях лица, на которое подано заявление о лишении ученой степени, требования к которым установлены пунктами 11 и 13 настоящего Положения, тексты диссертаций и иные материалы, необходимые для рассмотрения заявления, на основании соответствующего заключения экспертного совета.
74. Заявление о лишении ученой степени и поступившие по нему материалы, заключение экспертного совета по этому заявлению передаются Министерством образования и науки Российской Федерации на рассмотрение Комиссии для выработки Комиссией по нему рекомендации Министерству образования и науки Российской Федерации.
Копия заключения Комиссии по заявлению о лишении ученой степени выдается лицу, подавшему заявление, и лицу, в отношении которого подано заявление, направляется в диссертационный совет, на решение которого о присуждении ученой степени подано заявление, по их письменным обращениям не позднее 1 месяца со дня регистрации этих обращений в Министерстве образования и науки Российской Федерации.".
48. В абзаце втором пункта 77:
а) слова "по заявлению" исключить;
б) слова "диссертации лица, в отношении которого принято решение," заменить словами "диссертации указанного лица".
"О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" установлен порядок прикрепления лиц для написания кандидатской диссертации без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).Лица с высшим образованием, подтвержденным дипломом специалиста или магистра, прикрепляются к вузам, организациям дополнительного профобразования и научным организациям на срок не более 3 лет.
Указанные вузы и организации должны иметь диссертационный совет, которому Минобрнаукой России предоставлено право проведения защиты диссертаций по соответствующей научной специальности.
Для рассмотрения вопросов, связанных с прикреплением для подготовки диссертации, создается специальная комиссия. Она формируется из числа научных и научно-педагогических работников. Ее состав утверждается руководителем вуза (организации).
Лицо, желающее прикрепиться для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подает на имя руководителя вуза личное заявление о прикреплении для подготовки диссертации. В нем необходимо указать научную специальность, по которой предполагается написание диссертации, контактную информацию, способ уведомления о ходе рассмотрения вопроса о прикреплении (по почте или в электронной форме). Прилагаются копии паспорта и диплома, а также список опубликованных заявителем (в т. ч. в соавторстве) научных работ и (или) полученных им патентов (свидетельств).
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется два раза в год с 1 ноября и 1 марта текущего года.
Комиссия отбирает наиболее способных и подготовленных к самостоятельной научной (научно-технической) деятельности лиц. Решение принимается в течение 10 рабочих дней после окончания приема документов.
С лицом, прошедшим отбор, заключается договор. В нем прописываются условия и срок подготовки диссертации, иные условия, не противоречащие законодательству России. Далее издается распорядительный акт о прикреплении лица к вузу (организации), который размещается на официальном сайте последнего.
Аспиранты, докторанты и соискатели приема прошлых лет будут обучаться по старым правилам, прописанным в Приказе Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.
Инструкция
Для того чтобы получить степень кандидата наук соискатель должен подготовить квалификационную научную работу по выбранной специальности (диссертацию) и защитить ее в специальном аттестационном органе – Диссертационном совете. Затем по ходатайству этого совета степень присуждается уже Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Вся процедура подготовки и защиты кандидатской диссертации строго формализована и должна соответствовать определенному алгоритму.
Прежде чем приступить к написанию диссертационного исследования соискатель должен определиться с формой своей деятельности. В настоящее время существует несколько путей для получения степени кандидата наук: (очная и заочная), соискательство и .
Обучение в аспирантуре представляет собой продолжение учебного процесса после получения вузовского . Для поступления в аспирантуру как очную, так и заочную, абитуриент должен подать заявление в вузовский отдел и сдать вступительные экзамены по выбранной специальности, философии и иностранному языку. Обучение в очной аспирантуре продолжается 3 года, в заочной 5 лет. За этот период аспирант посещает занятия по иностранному языку и философии для подготовки к сдаче кандидатских экзаменов, так называемого кандидатского минимума, и семинары по основной специальности.
Одновременно молодой специалист должен под руководством научного руководителя выбрать тему диссертационного исследования и приступить к работе над ней. Законченный рукописный вариант диссертации аспирант должен представить на кафедру к моменту окончания обучения в аспирантуре. Такая форма подготовки наиболее подходит молодым выпускникам вузов, которые еще не имеют серьезного профессионального опыта и нуждаются в руководстве и помощи со стороны старших коллег.
Соискательство – это более свободная форма подготовки к получению ученой степени. Она не предполагает постоянного присутствия в вузе или учебном заведении. Соискатель прикрепляется к профильной кафедре по своей специальности. Ученый совет вуза утверждает выбранную тему диссертационной работы и научного руководителя. Соискатель самостоятельно занимается подготовкой к сдаче кандидатских экзаменов и написанием диссертации. Соискательство не предполагает жестких ограничений по времени подготовки – сроки сдачи экзаменов и предоставления диссертационного исследования выбирает сам соискатель.
Независимо от выбранной формы подготовки (аспирантура или соискательство), претендент на соискание кандидатской степени должен до защиты диссертации опубликовать в научных изданиях ряд статей по исследуемой тематике или одну монографию. Причем во внимание принимаются только те статьи, которые опубликованы в списке изданий одобренном ВАК. Перечень научных трудов присоединяется к комплекту документов, необходимых для рассмотрения диссертации Диссертационным советом.