Нити судьбы мифология. Богини судьбы в верованиях разных народов. Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти

Нити судьбы мифология. Богини судьбы в верованиях разных народов. Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти

С древних времен подмечено, что век у всякого человека складывается особенным образом, не похоже на других. Принято было верить, что руководят этими процессами боги, никак не меньше. Люди описывали их и пытались договориться, чтобы выпросить долю получше. Греки считали, что их за руку ведут Мойры - богини судьбы. Это три сестры, стоящие в сторонке от общего Пантеона. Давайте познакомимся с ними поближе, может, пригодится кому в жизни.

Мойры - богини судьбы

Довольно показателен тот факт, что при формировании понятий о роке людьми руководил страх. Они боялись неведомой силы, довлеющей над ними. Ни избавиться от нее, ни как-то повлиять на то, что предначертано, казалось невозможным. Кстати, нынешние мыслители недалеко ушли от людей древности. Говорят все то же, судьба каждого члена общества предначертана еще до рождения, от нашей воли зависят только мелочи.

Древние люди связывали свои представления о будущем поначалу с материальными объектами. Например, судьба могла заключаться в камне или головешке от костра. Разбив этот предмет, можно было забрать чужую долю. С развитием абстрактного мышления, образ богов становился сложнее. Высшие существа обретали черты, характеры, наделялись волей, целями и обязанностями. Так и возникли в общем представлении Мойры - богини судьбы. Это представительницы темного мира, невидимые для людей, но держащие в руках жизнь и счастье каждого. Относились к ним почтительно и боязливо. Это доказывает тот факт, что изображений Мойр практически не осталось. Древние люди страшились их гнева пуще, чем реальных опасностей.

Три сестры и их родители

С развитием представлений о божествах, высших существ стали окутывать легендами и поверьями. Мойр считали сестрами и изображали (описывали) в виде прядильщиц, бесконечно работающих над нитями судеб. Со временем встал вопрос об их происхождении.

Древняя мифология содержит довольно путаные сведения по этому поводу. Принято считать, что Мойры (богини судьбы) - дочери Зевса и Фемиды. Иногда рассказывали, что сестриц породила Ночь, создавшая также Смерть.

В любом случае Мойры являются полноправными хозяйками доли каждого человека. Без их ведома или согласия невозможно предпринять ничего, от простого сбора урожая, до дальнего путешествия. От рождения до смерти, как считали жители Древней Греции, человека сопровождают Мойры - богини судьбы. Имена этих высших существ: Лхесис, Клото и Атропос. Давайте скажем о каждой пару слов.

О разделении обязанностей

Судьба - понятие довольно обширное. Греки делили ее на три части. Первая определялась еще до рождения. Лахесис отвечала за эту работу. Ее считали дающей жребий. Одни от нее получали безбедную жизнь, другие славу, а большинство населения - тяжкую, трудную долю.

Пришедшего в мир человека сопровождала Клото - прядущая. Она так и выглядит на редких изображениях: женщина, изготавливающая из шерсти нить. Рядом с ней постоянно находится третья сестра - Атропос. У нее в руках книга и ножницы - инструмент Смерти. Эта богиня вольна в любой момент перерезать нить судьбы человека. Она наблюдает за каждым и оценивает его действия. Проявишь непокорность, совершишь ошибку, она тут же примет радикальное решение по поводу твоего земного существования.

Таким образом, Мойры (богини судьбы) наделялись собственными задачами. Интересно, не из этих ли представлений развилась идея разделения труда? Наука такой вопрос не рассматривала.

Мойры (богини судьбы): атрибуты

У каждой из сестер были собственные инструменты, при помощи которых они влияли на долю человека. Лахесис держит в руках веретено (по другим версиям - измерительный прибор). С его помощью она каждому выделяет положенный кусочек нити - судьбы. Греки считали, что происходит это еще до рождения человека. Если хорошо попросить, то можно узнать заранее свой срок пребывания в том мире.

Атрибут Клото - сама нить. Эта богиня создает судьбу, не прерывая процесса прядения. Атропос же контролирует, чтобы никто из смертных не получил лишнего. Ее задача вовремя оборвать нить (ножницами перерезать). Надо отметить, что атрибутику Мойры получили значительно позже того времени, когда их образы окончательно сформировались в обществе.

Рок или судьба - понятия более древние, чем ткачество. С развитием ремесел люди пытались приписать пользование инструментами богам. Таким образом, Мойры и обрели свои атрибуты, которые идеально подходили к сформированным в верованиях задачам. А есть ли на самом деле у вашей судьбы высшие покровители? Как думаете?

Древние мифы и легенды по праву считаются основой современного общества. Несмотря на то что мифы создавались многие века, а то и тысячелетия назад, даже сейчас они имеют большую популярность. Мало кто из современных людей не слышал или не знает о существовании древних мифов, о греческих богах и богинях. Если Зевс и Посейдон – известные личности, то при упоминании женских персонажей начинается некая неразбериха.

Список женских персонажей, наделённых божественной силой в Древней Греции достаточно велик, но есть основные богини, с которыми желательно ознакомиться. Например:

  • богиня мира у греков, Эйрена, дочь Зевса и Фемиды, малозаметна и никому не известна.
  • Гера воспринимается как женщина с довольно строптивым характером.
  • Нимезида, про которую мало кто слышал.

Греческая богиня победы Ника

У древних греков её было принято называть Нике, по преданию считается родной дочкой титана Палланта и Ужасного чудовища по имени Стикс , олицетворяющего всё самое ужасное, что может быть в мире. Воспитывалась Ника рядом с самой знаменитой богиней Древней Греции — Афиной, что наложило значительные отпечатки на её поведение и характер. Ника была неизменной союзницей главы пантеона богов – Зевса , помогала ему в войне с титанами и гигантами.

По преданиям Ника сопровождает Афину, куда бы та ни направилась, помогает ей в решении различных задач и помощи древним грекам. Выглядит богиня как крылатая юная девушка, часто её изображают с лавровым венцом в руке. В римском пантеоне ей присвоено имя Виктория – победа, это имя до сих пор употребляется в народе. Древнегреческая богиня победы почитается до сих пор.

Греческая богиня красоты и любви Афродита

Ни для кого не секрет, что красивее Афродиты нет богини в греческом пантеоне. Кроме красоты, Афродите подвластны чувства людей и главное, что может быть – любовь. Кроме всего прочего судя по мифам, она является страстной натурой, не терпит бесчувственных и чёрствых людей.

Греческая богиня красоты часто изображается в виде обнажённой женщины, окружённой мифическими, иногда крылатыми существами. Богиня Афродита в римском пантеоне приобрела имя Венера . В честь неё и была названа планета. Она стала олицетворением любви, а в некоторых случаях и сексуальности.

Греческая богиня войны Афина

Кроме военной стези, Афина также считается богиней мудрости и справедливости , кроме всего прочего её, как упоминалось выше, всегда сопровождает Ника. А вот с богом морей Посейдоном у них отношения не очень, по легендам они не смогли поделить будущие Афины и устроили войну.

В греческих мифах довольно часто встречаются такие противостояния богов, а иногда и попытки людей воспрепятствовать богам. Афина, богиня мудрости у греков, изображается в виде женщины-воительницы, на её голове всегда красуется шлем, а руки заняты копьём и щитом. Римское имя Афины – Паллада , при этом в отличие от древнегреческой натуры она больше является воплощением справедливости и кладези мудрости всего мира.

По греческим мифам и легендам судьба человека - длинная нить, она связывается, переплетается с другими нитями, так происходит знакомства и встречи людей. Когда человек умирает – нить рвётся.

Мойры — богини и хранительницы нитей жизни , три проклятые сестры - ведьмы. Они имеют один глаз на троих, мерзкий характер, в их руках находится великий – ножницы, способные разрезать нить жизни.

Изображаются мойры в виде отвратительных старух, с жуткими гримасами. Имена сестёр имеют собственное значение:

Различные древние философы привязывали Мойрам разные свойства и внешний вид, например, следуя учению Платона, можно сказать, что сёстры имели в своём распоряжении высшие силы и носили белые одеяния. В древнеримской мифологии Мойры внезапно приобрели имя Парки.

Древнегреческая богиня очага Гестия

Гестия — довольно колоритный персонаж, особенно учитывая постоянные измены богов своим супругам. Гестия на фоне всего этого буйства красок — сама чистота и невинность, изображают её в виде девушки. По преданию, к ней сватались многие боги из олимпийского пантеона, но она отказала всем и спокойно поселилась у своего брата – Зевса.

Перед обрядами бракосочетания или любым священным действием ей приносились дары и жертвы. Гестия приходится сестрой не только Зевсу, но и Деметре, Аиду, Гере, в общем, всем высшим богам. Как известно, большинство богов греческого пантеона имеют своё олицетворение в римском. Древнеримской богиней очага была Веста , полная копия Гестии. Войну Гестия не переносит, как предательство и прочие подлые действия людей.

Мифы Греции и древнего Рима очень интересны, они не обладают свойствами детских сказок, на их страницах и боги, и люди могут быть злыми, циничными и испытывать различные эмоции.

Судьба до сих пор имеет большое значение для мировосприятия человека. Даже в нашем технологичном и основанном на научных достижениях мире человеку приходится констатировать, что далеко не всё можно спрогнозировать и организовать. Остаётся тот самый элемент судьбы, который может перевернуть всю жизнь человека и направить её по неожиданному руслу. Что говорить о человеке прошлого, не имевшего столь богатого прикладного инструментария, как современная медицина, наука, сфера услуг и так далее. Судьба для человека древности имела неоспоримый божественный характер и сверхъестественное происхождение. Так что вполне закономерно, что в различных культурах существовали богини судьбы, персонифицированные воплощения необъяснимого фатума.

«Три девицы под окном…»

Классическим вариантом для индоевропейской мифологии и языческой религии является вариант с тремя богинями судьбы. Греческие богини судьбы задали тот культурный стандарт, который впоследствии неоднократно повторялся в религиозных системах других народов и дошёл до наших дней. Мойры, богини судьбы, были едва ли не самыми неоднозначными персонажами в древнегреческой системе олимпийских божеств. Различные античные авторы (а представления о древнегреческом язычестве и религиозной картине мира до нас дошли в основном через художественные и философские тексты) так и не смогли прийти к единому мнению относительно характера мойр. Согласно одним трактовкам, эти богини были самостоятельным воплощением божественного предопределения и в таком качестве не подчинялись другим божествам. Более того, боги также были послушны судьбе и даже сам верховный бог-громовержец Зевс не мог ничего приказывать мойрам.

По другой версии, богини судьбы в греческой мифологии всё-таки подчинялись богам и меняли судьбы людей в зависимости от приказов того же Зевса. В этом случае три мойры – Клото, Лахесис, Атропос, – являлись дочерями Зевса и Фемиды, богини правосудия. Таким образом получило выражение веру в судьбу как выражение высшей справедливости, которая воздаёт всем по заслугам. В первом варианте мойры - это могущественные, нейтральные и беспристрастные богини, во-втором их роль низводилась до своего рода технического персонала, осуществляющего заданные свыше изменения судьбы того или иного человека.

Мойры особенно почитались повседневным религиозным сознанием древних греков именно потому, что эллины верили, что эти богини ткут нить судьбы каждого отдельного человека. Клото пряла нить, то есть отвечала за рождение человека; Лахесис отмеряла эту нить, обеспечивая течение жизни; Атропос острыми ножницами обрезала нить, прекращая человеческую жизнь.

От Греции до Скандинавии

Римляне, захватив Элладу и переняв более развитую и утончённую древнегреческую культуру, перенесли на свою цивилизационную почву и религиозный контент. Как известно, олимпийская языческая религиозная система была воспринята в Древнем Риме фактически без изменений. Была осуществлена лишь формальная замена имён божеств и некоторые декоративные внешние преобразования. Переехали из Греции в Рим и богини-мойры, лишь поменяв на новом месте жительства свои имена, превратившись из мойр в парки. Богини-парки стали именовать Нона (богиня, прядущая нить человеческой жизни), Децима (богиня, наматывающая нить) и Морта (перерезающая нить и определяющая момент смерти человека богиня).

Более того, три богини судьбы пережили античную цивилизацию, закат Эллады и падение Римской империи. Можно их встретить и в Средние века, в религиозной мифологии скандинавских и германских этнических групп. Согласно скандинавским эпосам, у корней мирового древа Иггдрасиль, являющегося стержнем мироздания, живут три женщины-норны, олицетворяющие собой три фазы времени и способные определять судьбу не только отдельных людей или богов, но и всего мира.

Волшебница Урд олицетворяет собой прошлое и предстаёт в образе дряхлой старухи. Волшебница Верданди представляет воплощение настоящего времени, момента, в который всё происходит и обретает смысл – это женщина средних лет. Волшебница Скульд - это будущее, поэтому естественно, что она выглядит как юная девушка. Норны в германо-скандинавской мифологии не стремятся вылезти на первый план: однако если боги, включая Одина, хотят узнать будущее или получить важный совет, они отправляются именно к этим волшебницам.

Три богини или одна: судьба всё равно непредсказуема

Божественное воплощение судьбы может быть не только в троичном, но и в единичном виде. Так, помимо перенятых у греков трёх парк в Древнем Риме почиталась ещё одна богиня, на которой лежала функция определения будущего. Фортуна, богиня судьбы у римлян, была настолько популярна у писателей и философов, что её имя стало нарицательным и сохранило своё значение на протяжении более двух тысяч лет. Правда, в отличие от парк, которые более или менее сохранили свой беспристрастный характер, Фортуна воспринималась в первую очередь как богиня удачи. Это означало, что эту богиня можно было задобрить обильными жертвоприношениями и восхвалениями, чтобы привлечь удачу на свою сторону. Правда, Фортуна считалась очень капризной и ветреной богиней, быстро и по необъяснимым причинам сменяющей гнев на милость – потому и так недолговечна была житейская удача.

Учёные спорят, какого происхождения был культ Фортуны. По мнению одних специалистов, он имеет древнее индоевропейское происхождение и существовал на территории Италии ещё до возникновения Рима как сельскохозяйственный религиозный праздник. Другие историки указывают, что в Древней Греции также была богиня удачи Тюхе со схожими функциями и характером. Тюхе появилась в греческой мифологии очень поздно, только в III веке, и с самого начала была не столько самостоятельной богиней, сколько божественным олицетворением счастливой случайности, не поддающейся никакой, в том числе и религиозной, логике. Существует вероятность того, что культ Тюхе был с остальными культурными элементами заимствован римлянами и оформился в виде поклонения Фортуне.

Существовали женские божества судьбы и в других, как более ранних, так и более поздних по сравнению с античностью цивилизационных эпохах. Например, в древнеегипетском пантеоне присутствовала богиня Хемсут, которая покровительствовала каждому человеку и вела его по жизни в соответствии с той судьбой, которая была ему уготована. Хемсут воспринималась как мудрая и добрая богиня, стремившаяся защитить человека от невзгод – своего рода «гений» у древних римлян и «ангел-хранитель» в христианском мировоззрении. Богиня судьбы была и у семитских народов, в том числе и у арабов до возникновения у них ислама – её имя Манат и она считалась дочерью верховного бога.

Александр Бабицкий


Мойры Мойры или Парки

(Μοι̃ραι, Parcae). Три богини, дочери Ночи, управляющие судьбой человека (μοίρα - судьба). Первая, Клофо, прядет нить жизни; вторая, Лахезис, определяет судьбу жизни; третья, Атропа, т. е. неизбежная, отрезает нить жизни. Они знают наперед участь, ожидающую каждого человека, и люди должны подчиняться этим могущественным богиням. У римлян эти богини назывались парками.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МОЙРЫ

(Μοίραι, мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении), в греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете - фетише, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила её в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра (Apollod. I 8, 2-3). Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключённая в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. М. понимаются теперь как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием «М.». М.- это тёмная невидимая сила, она не имеет отчётливого антропоморфного облика, изображение М. в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной (Нот. II. V 613), или двух (Paus. X 24, 4), или трёх М. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-М. Архаические М.- дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид (Неs. Theog. 211-225). Их имена - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три М.- дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. Р. Х 617 b-e). Отношения между М. и олимпийскими богами сложные. Как результат архаики - зависимость богов от М. и незнание ими предназначенного. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, взвешивает жребии человеческих жизней на золотых весах (Нот. II. XXII 209-214). Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом М., рождённых Фемидой (Hes. Theog. 901-906).
М. сопричастны Зевсу (Pind. 01. VIII 22), он именуется Морием (Soph. О. С. 705). Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями М.»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает (по словам Павсания), что бог «знает человеческие дела и всё то, что назначили М., и всё, в чём они отказали» (Paus. V 15, 5). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение М., и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу» (Paus. I 40, 4). В эллинистическую эпоху с М. конкурирует богиня Тиха (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни. М. соответствуют римские парки..
Лит.: Лосев А. Ф., Гомер, М., I960, с. 270-342; Lеitzkе Е., Moira und Gottheit im alten griechischen Epos, Gott., 1930 (Diss);
Stelnbach Е., Der Faden der Schlcksalsgot-theiten, Lpz., 1931; Krauae W., Zeus und Moira bei Homer, «Wiener Studien, 1949, Bd 64, S. 10-52.
A. Ф. Лосев.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Мойры

Три дочери Зевса и Фемиды. Богини человеческой судьбы. Поначалу считалось, что каждый человек имеет свою судьбу - мойру. Так, Гомер знает только одну Мойру - неотвратимый рок. Позже стали считать, что все три сестры принимают участие в жизненной судьбе каждого человека: Клото прядет нить жизни, Лахесис вынимает, не глядя, жребий, выпавший человеку, и проводит нить человеческой жизни через все превратности судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Боги также подчинялись мойрам. Изображались в виде сурового вида старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, а Атропос с книгой жизни и ножницами. Мойрам соответствуют римские Парки.

// Владислав ХОДАСЕВИЧ: Парки

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

МОЙРЫ

(Клото, прявшая нить жизни, Лахесис, тянувшая эту нить, Атропос, которая ее обрезала) - в греческой мифологии дочери Зевса и Фемиды, богини неотвратимой судьбы.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Смотреть что такое "Мойры" в других словарях:

    - (греч. Moirai доля.) Богини судьбы, 3 дочери Ночи; рождение и смерть стоят под их особым покровительством. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОЙРЫ греч. Moirai, от moira, часть, доля, участь.… … Словарь иностранных слов русского языка

    МОЙРЫ, в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (богини судьбы): Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, Атропос обрезает жизненную нить. Мойры соответствуют римским Паркам … Современная энциклопедия

    Мойры - МОЙРЫ, в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (богини судьбы): Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, Атропос обрезает жизненную нить. Мойры соответствуют римским Паркам. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки … Большой Энциклопедический словарь

    Парки, Лахесис, колесо фортуны, судьба, Атропос, Клото, Атропа Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    - (Moirai) греч. богини судьбы. Раннее религиозноемировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указываяна богов, как на его исполнителей; на ряду с выражением DioV aisa частовстречается выражение moirai Jewn. Из этого представления … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Триумф смерти. Три мойры. Фландрский гобелен (около 1510 1520). Музей Виктории и Альберта … Википедия

    В греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядёт нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские парки. * * * МОЙРЫ МОЙРЫ, в греческой мифологии… … Энциклопедический словарь

    Мойры - (греч. Moiroi) в греческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известны три м. Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). В литературе их изображали зловещими старухами,… … Античный мир. Словарь-справочник.

    МОЙРЫ - (греч.) или ПАРКИ (лат.) Богини судьбы. Дочери Зевса и Фемиды. Обычно упоминали трех мойр: Клото – пряла нить жизни, Лахесис – определяла жребий и самая грозная – Атропос – перерезала жизненную нить. В храме Зевса Олимпийского в Афинах над… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Книги

  • Знак Мойры. Книга 1. Гаэльская волчица , Анри Левенбрюк. Действие романа "Гаэльская волчица" - первой книги трилогии "Знак Мойры" современного французского мастера фэнтези Анри Лёвенбрюка - происходит в изначальные времена на острове Гаэлия, где…

Древние таблички эгейской культуры делятся с нами первыми сведениями о том, кем были греческие боги и богини. Мифология Древней Греции стала для прославленных авторов Эллады. Богатый материал для художественной фантазии она дает нам и сегодня. Как и могущественные олимпийские мужчины-правители, женские божественные ипостаси обладают сильным характером и недюжинным умом. Поговорим о каждой в отдельности поподробнее.

Артемида

Не все греческие богини могут похвастаться таким гармоничным сплетением хрупкости и грации с решительным и жестким характером, как Артемида. Она родилась на острове Делос от брака могущественного Зевса и богини Лето. Братом-близнецом Артемиды был лучезарный Аполлон. Девушка прославилась как богиня охоты и покровительница всего, что растет в лесах и полях. Смелая девица не расставалась с луком и стрелами, а также с острым копьем. В охоте ей не было равных: ни быстрый олень, ни пугливая лань, ни разъяренный кабан не могли скрыться от ловкой богини. Когда шла охота, лес наполняли смех и веселые крики вечных спутниц Артемиды - речных нимф.

Утомившись, богиня направлялась в священные Дельфы к брату и под великолепные звуки его арфы танцевала с музами, а потом отдыхала в заросших зеленью прохладных гротах. Артемида была девственницей и свято хранила свое целомудрие. Но она тем не менее, как и многие греческие богини, благословляла супружество и деторождение. Символы - лань, кипарис, медведь. В римской мифологии Артемиде соответствовала Диана.

Афина

Рождение ее сопровождалось фантастическими событиями. Все началось с того, что Громовержцу Зевсу сообщили: у него от богини разума Метиды родятся двое детей, один из которых свергнет правителя. Зевс не придумал ничего лучше, как усыпить супругу ласковыми речами и, спящую, проглотить. Через какое-то время бог почувствовал мучительную головную боль и приказал сыну Гефесту разрубить ему голову, надеясь получить избавление. Гефест размахнулся и рассек голову Зевса - и оттуда в сверкающем шлеме, с копьем и щитом вышла божественная Афина Паллада. Воинственный клич ее потряс Олимп. До сей поры не знала греческая мифология богини столь величественной и искренней.

Могучая воительница стала покровительницей справедливых баталий, а также государств, наук, ремесел. Многие герои Греции побеждали благодаря советам Афины. Молодые девушки особенно чтили ее, потому что она обучала их искусству рукоделия. Символы Афины Паллады - оливковая веточка и мудрая сова. В латинской мифологии она называется Минервой.

Атропос

Одна из трех сестер - богинь судьбы. Клото прядет нить человеческой жизни, Лахесис пристально наблюдает за течением судеб, а Атропос безжалостно перерезает нити человеческой судьбы, когда срок жизни конкретного землянина считает законченным. Имя ее переводится как «неотвратимая». В древнеримской мифологии, в которой греческие богини имеют латинские аналоги, она зовется Мортой.

Афродита

Она была дочерью бога Урана, покровителя небес. Общеизвестно, что Афродита родилась из белоснежной морской пены недалеко от острова Киферы, и ветер перенес ее на остров под названием Кипр. Там юную девушку окружили богини времен года (оры), увенчали ее венком из полевых цветов, накинув на нее золототканые одеяния. Эта нежная и чувственная красавица - греческая богиня красоты. Там, где ступала ее легкая ножка, мгновенно расцветали цветы.

Оры привели богиню на Олимп, где она вызвала тихие вздохи восхищения. Ревнивая супруга Зевса Гера поспешила устроить брак Афродиты с самым некрасивым богом Олимпа - Гефестом. Богини судьбы (мойры) подарили красавице только одну божественную способность - творить вокруг себя любовь. В то время как ее хромоногий муж усердно ковал железо, она с наслаждением внушала любовь людям и богам, влюблялась сама и покровительствовала всем влюбленным. Поэтому Афродита, по традиции, еще и греческая богиня любви.

Непременным атрибутом Афродиты был ее пояс, который наделял хозяина силой внушать любовь, обольщать и влечь к себе. Эрот - сын Афродиты, которому она давала свои поручения. Символы Афродиты - дельфины, голуби, розы. В Риме она звалась Венерой.

Геба

Она была дочерью Геры и Зевса, сестрой кровожадного бога войны Ареса. По традиции считается богиней юности. В Риме ее зовут Ювентой. Прилагательное «ювенальный» и сегодня часто используется для определения всего, что связано с юношеским и отроческим. На Олимпе Геба была главным виночерпием, пока на ее место не заступил сын троянского царя Ганимед. В скульптурных и живописных изображениях девушка часто изображена с золотым кубком, наполненным нектаром. Богиня Геба олицетворяет юношеское процветание стран и государств. Согласно мифам, ее отдали замуж за Геракла. Они стали родителями Алексиариса и Аникет, считавшимися покровителями молодежи и спорта. Священное дерево Гебы - кипарис. Если раб входил в храм этой богини, ему сразу даровали свободу.

Гемера

Богиня света дня, в противовес Гекате, покровительнице рака и кошмарных видений, а также колдунов, умница Гемера была вечной спутницей бога солнца Гелиоса. По одной из мифических версий, она похитила Кефала и породила Фаэтона, который разбился на солнечной колеснице, не справившись с ее управлением. В римских легендах Гемере равна Диес.

Гея

Богиня Гея является прародительницей всего живущего. Согласно легендам, она родилась из Хаоса и упорядочила все стихии. Именно поэтому она покровительствует и земле, и небу, и морям, считается матерью титанов. Это Гея уговорила своих сыновей восстать против Урана, прародителя небес. А потом, когда они были повержены, она «натравила» своих новых сыновей-гигантов против олимпийских богов. Гея - мать ужасного стоглавого чудовища Тифона. Это его она просила, чтобы он отомстил богам за гибель гигантов. Гея была героиней греческих гимнов и песен. Она первая прорицательница в Дельфах. В Риме ей соответствует богиня Теллус.

Гера

Спутница Зевса, прославившаяся своей ревностью и много времени тратившая на то, чтобы устранить и обезвредить своих соперниц. Дочь титанов Реи и Кроноса, проглоченная своим отцом и вызволенная из его чрева благодаря тому, что Зевс одержал победу над Кроносом. Гера занимает особое место на Олимпе, где блистают во славе греческие богини, имена которых связаны с обязанностями покровительствовать всем сферам человеческой жизни. Гера покровительствует браку. Подобно своему царственному супругу, она могла повелевать громом и молнией. По ее слову мог пролиться на землю ливень или засиять солнышко. Первой помощницей Геры была греческая богиня радуги - Ирида.

Гестия

Она тоже была дочерью Кроноса и Реи. Гестия - богиня семейного очага и жертвенного огня - была не тщеславна. По праву рождения она занимала одно из двенадцати главных мест на Олимпе, но ее потеснил бог вина Дионис. Гестия не стала отстаивать права, а тихо отошла в сторону. Она не любила ни войн, ни охоты, ни любовных интриг. Прекраснейшие боги Аполлон и Посейдон добивались ее руки, но она предпочла остаться незамужней. Люди чтили эту богиню и приносили ей жертвы перед началом каждого священнодействия. В Риме она звалась Вестой.

Деметра

Богиня доброго плодородия, пережившая личную трагедию, когда подземный бог Аид влюбился и похитил дочь Деметры Персефону. Пока мать искала дочку, жизнь замерла, листья повяли и облетели, трава и цветы засохли, нивы и виноградники погибли и опустели. Видя все это, Зевс приказал Аиду отпустить Персефону на землю. Тот не мог ослушаться могущественного брата, но попросил хотя бы треть года проводить с женой в подземном царстве. Деметра обрадовалась возвращению дочери - всюду сразу зацвели сады, заколосились нивы. Но каждый раз, когда Персефона покидала землю, богиня снова впадала в печаль - и начиналась лютая зима. В римской мифологии Деметре соответствует богиня Церера.

Ирида

Греческая богиня радуги, о которой уже упоминалось. По представлениям древних, радуга была ничем иным, как мостом, соединяющим землю с небом. Ириду по традиции изображали златокрылой девушкой, а в руках она держала чашу с дождевой водой. Главной обязанностью этой богини было разносить вести. Это она делала с молниеносной быстротой. По легенде, она была женой бога ветра Зефира. По имени Ириды называется цветок ирис, поражающий игрой цветовых оттенков. Также от ее имени происходит название химического элемента иридия, соединения которого тоже отличаются многообразием цветовых тонов.

Никта

Это греческая богиня ночи. Она родилась из Хаоса и была матерью Эфира, Гемеры и мойр, богинь судьбы. Также Никта породила Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида, и богиню мести Немезиду. В целом Никта связана со всем, что стоит на грани жизни и смерти и заключает в себе тайну бытия.

Мнемосина

Дочь Геи и Урана, богиня, олицетворяющая память. От Зевса, который соблазнил ее, перевоплотившись в пастуха, родила девять муз, отвечавших за роды и виды искусств. В ее честь назвали источник, дарящий память вопреки роднику забвения, за который отвечает Лета. Считается, что Мнемосина владеет даром всезнания.

Фемида

Богиня закона и правосудия. Она родилась у Урана и Геи, была второй супругой Зевса и передавала богам и людям его повеления. Фемида изображается с повязкой на глазах, с мечом и весами в руках, олицетворяя беспристрастный справедливый суд и возмездие за преступления. Она по сей день символизирует правовые организации и нормы. В Риме Фемиду называли Юстицией. Как и другие греческие богини, она обладала даром вносить порядок в мир вещей и природу.

Эос

Сестра Гелиоса, бога солнца, и Селены, богини луны, Эос - покровительница утренней зари. Каждое утро она поднимается из океана и летит на своей колеснице по небосклону, заставляя солнце просыпаться, и разбрасывает на землю горсти алмазных капелек росы. Поэты зовут ее «прекраснокудрой, розовоперстой, златотронной», всячески подчеркивая великолепие богини. Согласно мифам, Эос была пылкой и влюбчивой. Алый цвет утренней зари иногда объясняется тем, что она стыдится бурно проведенной ночи.

Вот главные богини, воспетые певцами и мифотворцами Древней Эллады. Мы рассказали только о благодатных богинях, дарящих созидательное начало. Есть и иные персонажи, имена которых связаны с разрушением и горестями, но о них - особый разговор.


Самое обсуждаемое
Креатин. Применение. Свойства Creatine monohydrate - для чего принимать, состав, побочные действия и цена Креатин способ применения и дозы Креатин. Применение. Свойства Creatine monohydrate - для чего принимать, состав, побочные действия и цена Креатин способ применения и дозы
Вывих плеча: лечение после вправления, физиотерапия Вывих плеча: лечение после вправления, физиотерапия
Орден Ленина. Справка. Характеристики и интересные факты об ордене ленина За что награждают орденом ленина Орден Ленина. Справка. Характеристики и интересные факты об ордене ленина За что награждают орденом ленина


top