Порядок проведения плановой проверки пожарной безопасности. Периодичность и продолжительность проверок пожарной безопасности. Что является объектом проверки

Порядок проведения плановой проверки пожарной безопасности. Периодичность и продолжительность проверок пожарной безопасности. Что является объектом проверки

В последние десятилетия у бизнес-сообщества сформировалось неоднозначное отношение к проверкам пожарной безопасности на объектах защиты. Недостаточная компетентность и коррумпированность отдельных должностных лиц ГПН, несовершенство порядка проведения проверок, делающее последние серьезным оружием нечистоплотной конкурентной борьбы - все это имело и имеет место. Однако нужно признать, что даже такие грубые нарушения со стороны надзорных органов не могут служить оправданием халатного отношения к пожарной безопасности.

Пожарные проверки классифицируются на плановые и внеплановые, выездные и документарные. В нашем обзоре мы рассмотрим ключевые аспекты проведения выездных плановых проверок.

Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок

В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:

  • уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
  • ввода объекта защиты в эксплуатацию;
  • изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
  • проведения последней плановой проверки.

Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах - не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах - не чаще 1 раза в 2 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте - Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:

  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • повышения энергетической эффективности;
  • образования;
  • к социальной сфере.

При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:

  • дисквалификации или приостановления деятельности,
  • приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, -

при этом с даты окончания проверки, на основании которой было вынесено такое постановление, прошло менее 3-х лет, органы ГПН имеют право включать в ежегодный план проведения выездной пожарной проверки эти субъекты хозяйственной деятельности.

Продолжительность пожарных проверок

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о защите прав предпринимателей проверка не может длиться более 20 рабочих дней, при этом Правительство РФ вправе устанавливать сокращенный срок контрольных мероприятий в зависимости от определенных категорий риска или класса (категории) опасности хозяйственной деятельности или объекта защиты.

В отношении каждого субъекта малого предпринимательства, отнесенного к таковому в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, суммарная продолжительность пожарной проверки не может составлять более 50 часов в год - для малого предприятия (до 100 человек), более 15 часов в год - для микропредприятия (до 15 человек). Если в процессе контрольных мероприятий возникнет необходимость в межведомственном взаимодействии, пожарная проверка субъектов малого предпринимательства может быть приостановлена руководителем ГПН (его заместителем) на требуемый для уведомления срок, но максимально - на 10 рабочих дней и только однократно. В период приостановления пожарной проверки должны быть прекращены все действия надзорного органа на всех объектах защиты.

Однако сроки осуществления контрольных мероприятий могут быть продлены, но только в исключительных случаях. К таковым отнесена необходимость в сложных и/или длительных исследованиях (испытаниях, специальных экспертизах, расследованиях) на основании мотивированных предложений. Тогда пожарная выездная плановая проверка может быть продлена на дополнительный период не более 20 рабочих дней, для малых предприятий - не более 50 часов, для микропредприятий - максимально на 15 часов.

Если компания имеет несколько филиалов (автономных структурных подразделений, представительств) в различных субъектах РФ, то максимальная суммарная продолжительность всех пожарных выездных плановых проверок лимитируется 60 рабочими днями.

Порядок организации, проведения, оформления и учета результатов пожарных проверок

Учет проведенных контрольных мероприятий ведется в федеральной государственной информационной системе - едином реестре проверок. Ее оператором назначена Генпрокуратура РФ. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 415, они устанавливают требования к созданию реестра, порядок автоматического присвоения учетных номеров проверкам, состав, сроки и порядок включения в реестр информации о мероприятиях контроля, их результатах, принятых мерах.

Здесь следует иметь в виду, что положения данных Правил в вопросе присвоения учетного номера надзорным мероприятиям и включения в единый реестр проверок информации о проверках действуют:

  • с 1 июля 2016 года - для федерального и регионального государственного надзора,
  • с 1 января 2017 года - для муниципального контроля.

Учетный номер проверки присваивается автоматически и однократно, не может быть изменен и повторно использован. Состоит из 3-х частей: кода региона по месту издания распоряжения о проведении проверки, последних двух цифр года осуществления контрольного мероприятия, восьмизначного порядкового последовательно генерируемого номера.

Генеральная прокуратура РФ, в соответствии с частью 3 статьи 13.3 Федерального закона о защите прав предпринимателей, Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», обеспечивает размещение информации о проверках на сайте proverki.gov.ru, доступной неограниченному количеству лиц в объеме:

  • учетного номера проверки;
  • информации, содержащейся в распоряжении (приказе) руководителя ГПН или его заместителя (см. ниже табл. 1);
  • данных о результатах пожарной проверки, содержащихся в акте проверки (см. ниже табл. 2);
  • сведений о мерах, предпринятых в случае выявленных нарушений.

Ежегодные планы проведения плановых проверок ИП и компаний, а также их автономных структурных подразделений, представительств и филиалов, разрабатываются контролирующими государственными и муниципальными органами в соответствии с Правилами подготовки, установленными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489. Ежегодные планы, согласно части 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав предпринимателей», должны включать следующую информацию:

  • наименование - для организации, ФИО - для ИП;
  • адрес нахождения каждого объекта защиты, относящегося к территориальному органу ГПН - для компании, адрес места ведения бизнеса - для ИП;
  • цель и основание проведения каждой плановой пожарной проверки;
  • период проведения каждой плановой пожарной проверки с указанием начала и завершения мероприятия;
  • наименование государственного или муниципального контролирующего органа либо всех органов, совместно осуществляющих надзор.

Ежегодный план контрольно-надзорных мероприятий должен быть доступен на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и территориальных подразделений органа ГПН.

Плановый пожарный надзор начинается с подписания руководителем ГПН или его заместителем распоряжения (приказа) о назначении проверки, примерная типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141. В этом документе указывается информация, приведенная в таблице 1.

Таблица 1. Перечень сведений, содержащихся в распоряжении (приказе) руководителя ГПН или его заместителя

Состав информации распоряжения (приказа) о проведении пожарной проверки
А
А.1 Учетный номер проверки и дата его присвоения (присваиваются в автоматическом режиме с момента внесения в единый реестр проверок информации, указанной в подпунктах «а» - «в» пункта 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок)
А.2
А.3 Даты начала и окончания проведения проверки
А.4 Правовые основания проведения пожарной проверки, включая обязательные и муниципальные требования, подлежащие проверке, а также (при наличии) административные регламенты по осуществлению государственного контроля (надзора) и перечень документов , представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки
А.5 Цели, задачи, предмет и срок проведения пожарной проверки
А.6 Вид (плановая или внеплановая) и форма (выездная или документарная) пожарной проверки
А.7 Перечень надзорных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач пожарной проверки, и продолжительность их проведения
А.8 Данные о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя (в случае внеплановой выездной проверки)
А.9 Информация о включении плановой проверки в ежегодный сводный план проведения плановых проверок
Б Информация об органе ГПН:
Б.1
Б.2 ФИО и должность уполномоченных на проведение проверки лиц
Б.3 ФИО и должность лиц, привлеченных к контрольным мероприятиям: частных экспертов и представителей аккредитованных экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименования органа по аккредитации, выдавшего свидетельство об аккредитации
Б.4 Номер функции в «Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)»
В Информация о проверяемом лице:
В.1
В.2 Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - для организации; (ОГРНИП) - для индивидуального предпринимателя; ИНН - для всех
В.3 Адрес юридический и нахождения каждого объекта защиты: арендованного или находящегося в собственности (основного офиса, филиалов, автономных структурных подразделений, представительств) - для компании; адрес фактического места ведения бизнеса - для ИП (место жительства индивидуального предпринимателя не указывается в соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ)
В.4 Адреса опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов использования атомной энергии (для специальных проверок данных объектов)
Г Информация об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 9 (для плановых проверок) и частями 8, 13, 16–18 статьи 10 (для внеплановых проверок) Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

Далее, заверенная печатью и росписью руководителя ГПН или его заместителем копия распоряжения (приказа) о проведении выездной плановой проверки не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала проведения контрольных мероприятий направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом проверяемым лицам.

Согласно статье 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Иными словами, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала - об этом также свидетельствует правоприменительная судебная практика.

Если выездная пожарная проверка проводится в отношении участников СРО, то на адрес саморегулируемой организации также должно быть выслано уведомление, чтобы ее уполномоченный представитель смог присутствовать в процессе контрольных мероприятий. Если же члены СРО, в отношении которых проводилась проверка, допустили нарушения обязательных и муниципальных требований, должностные лица органа ГПН обязаны уведомить об этом саморегулируемую организацию. Кроме того, плановая проверка членов СРО (ИП или компаний) проводится выборочно, то есть в отношении не более чем 10% от общего числа участников саморегулируемой организации, но не менее чем 2-х членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок.

Алгоритм проведения плановой проверки следующий. Выездная проверка проводится согласно предмету мероприятия, указанному в распоряжении, в присутствии предпринимателя или уполномоченного лица компании. Если нарушений обязательных и муниципальных требований пожарной безопасности не выявлено, в 2-х экземплярах составляется акт по результатам проведенной проверки. Он подписывается должностным лицом (лицами) ГПН. После этого производится запись в журнале учета проверок (при его наличии) проверяемого лица, происходит ознакомление правообладателя (арендатора) объекта защиты или уполномоченного на это лица с актом под роспись. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается под роспись проверяемому лицу на месте, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или, при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт. Если электронный документ с актом выслан способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, акт считается полученным проверяемым лицом.

Если же в процессе проверки возникла необходимость в проведении исследований (испытаний, экспертизы), то они являются дополнительным промежуточным этапом контрольного мероприятия. В случае установления достаточных данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения, в зависимости от ситуации определяется один из вариантов:

  1. Возбуждается дело об административном нарушении;
  2. Информация направляется в иные компетентные органы государственного надзора об обнаружении правонарушений, по которым в соответствии с КоАП РФ органы ГПН не имеют право возбуждать производство.

В первом варианте: при внеплановой проверке, если имеют место только те нарушения, которые уже были зафиксированы и предписаны к устранению при ранее проведенной плановой проверке, составляется акт, в остальных случаях:

  • оформляется предупреждение на месте совершения правонарушения;
  • выносится определение о возбуждении дела и проведении расследования;
  • составляется протокол о применении меры обеспечения административного делопроизводства;
  • составляется протокол об административном правонарушении.

Во втором варианте выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований и/или о проведении мероприятий другими надзорными органами, например, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и составляется акт по результатам проведенной проверки.

Акт проверки органом ГПН юридического лица или ИП, примерная типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141, содержит информацию, приведенную в таблице 2.

Таблица 2. Перечень сведений, содержащихся в акте пожарной проверки

Состав информации акта проверки органом ГПН
А Информация о пожарной проверке:
А.2 Номер распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН (его заместителя) и дата
Б Информация об органе ГПН:
Б.1 Полное наименование надзорного органа
Д Информация о результатах пожарной проверки:
Д.1 Дата, время и место составления акта проверки
Д.2 Дата, время, продолжительность и адрес проведения надзорных мероприятий
Д.3 Наименование - для организации; ФИО - для ИП
Д.4 ФИО и должность уполномоченного лица, проводившего проверку
Д.5 ФИО и должность руководителя, другого должностного лица организации, уполномоченного представителя юрлица или ИП, присутствовавших при проведении проверки
Д.6 Данные об ознакомлении с актом проверки или отказе от него, о наличии подписей в акте или об отказе от совершения подписи, о внесении в журнал учета проверок (при его наличии) записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи
Д.7 Данные об отсутствии или наличии нарушений обязательных и муниципальных правовых требований с приведением конкретных положений правовых актов: характер нарушений и лица, их допустившие
Д.8 Данные о соответствии или несоответствии обязательным требованиям информации, указанной в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
Д.9 Причины невозможности осуществления контрольных мероприятий (если они не были проведены)

Как организации, так и ИП не обязаны, но имеют право вести журнал проверок, его типовая форма утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141. В журнал должностными лицами органов ГПН заносится запись о проведенных контрольных мероприятиях, в которой указывается полное наименование надзорного органа и ФИО пожарного инспектора, дата и время, правовые основания, цели, задачи и предмет проверки, а также выявленные правонарушения и выданные предписания. Журнал проверок прошивается, его страницы нумеруются и удостоверяются печатью организации или ИП. Если данный журнал не заведен, об этом указывается в акте проверок.

Если у ИП или компании имеются разногласия и возражения в отношении указанных в акте фактов, выводов, предложений и вынесенных предписаний, Федеральный закон о защите прав предпринимателей дает 15 рабочих дней с момента получения акта на обжалование в письменной форме его положений.

Согласно приказу МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375, юридическое или физическое лицо, в отношении которого подготовлены документы в ходе или по результатам пожарной проверки могут обжаловать в досудебном порядке решение или действие (бездействие) органа ГПН. Для этого необходимо направить жалобу на имя того руководителя ГПН, который выдал распоряжение о проведении проверки или на имя руководителя вышестоящего органа ГПН в отношении любых нижестоящих должностных лиц. Жалоба должна быть зарегистрирована в течение 3-х дней и рассмотрена в течение 15 рабочих дней. После этого орган ГПН признает обжалуемое решение (действие/бездействие) должностного лица правомерным либо неправомерным и определяет меры, направленные на устранение допущенных нарушений, восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов проверяемых лиц. Подать жалобу можно как на составленный акт проверки, так и на невозможность исполнения предписания органа пожарного надзора в установленный срок. При этом важно, чтобы любое заявление или возражение было составлено юридически грамотно и обоснованно.

Совет
В зависимости от специфики бизнеса и назначения объекта защиты, конкретные обязательные условия обеспечения пожарной безопасности могут отличаться для различных ИП и юридических лиц. Рекомендуем вам обратиться к квалифицированным юристам, работающим в сфере ПБ. Это позволит избежать неприятных сюрпризов во время проведения плановой проверки и не допустить процедуры выездной внеплановой проверки. В любом случае, юридическая подготовка поможет обнаружить риски, но не предотвратить их.

Обязанности, ограничение полномочий и ответственность пожарного инспектора при проверке

Должностное лицо органа ГПН при проведении надзорных мероприятий обязано:

  1. Предъявить служебное удостоверение.
  2. Ознакомить предпринимателя или уполномоченного лица компании с распоряжением или приказом руководителя органа ГПН (его заместителя) о назначении выездной проверки, а также:
      с целями, задачами, предметом и правовыми основаниями проведения выездной проверки;
    • с перечнем административных регламентов контроля, обязательных и муниципальных требований, документов, необходимых для достижения целей и задач проведения пожарной проверки;
    • с видами и объемом контрольных мероприятий;
    • со сроками и условиями их проведения;
    • с составом независимых экспертов и представителей экспертных организаций, услуги и понесенные расходы которых оплачиваются в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 1311;
    • с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, с указанием их ФИО и должностей;
    • с документами и/или информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
  3. Вручить под роспись предпринимателю или уполномоченному лицу компании заверенную печатью и росписью копию распоряжения или приказа руководителя органа ГПН (его заместителя) о назначении выездной проверки.
  4. Предоставить копии заявления о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 (в случае внеплановой выездной проверки).
  5. Разъяснить суть содержания статьи 26.1 Федерального закона о защите прав предпринимателей до начала проведения контрольных мероприятий.
  6. Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей.
  7. Проводить проверку только в установленные сроки.
  8. Проводить проверку только в присутствии предпринимателя или уполномоченного лица компании, не допускать необоснованное ограничение его прав и законных интересов.
  9. Проводить исследования (испытания, измерения) только с оформлением протоколов об отборе образцов продукции или проб обследования объектов по установленной форме, если последние необходимы для исследования.
  10. Предоставлять разъяснения, другую информацию и документы относительно предмета проводимой пожарной проверки.
  11. Исключить требование от предпринимателя или уполномоченного лица компании документы и информацию, не относящиеся к предмету проверки.
  12. Ознакомить с результатами проверки.
  13. Соотносить тяжесть выявленных нарушений, их потенциальную опасность для здоровья и жизни людей, животных и растений, окружающей среды, памятников архитектуры, истории и культуры, безопасности государства, для возникновения ЧС с определяемой мерой ответственности.
  14. Доказать аргументированность (обоснованность) принятого решения.
  15. Осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок, если таковой имеется у юрлица или ИП.

Грубые нарушения организации и проведения пожарной проверки влекут недействительность результатов надзорных мероприятий. К грубым нарушениям, в частности, статьей 20 Федерального закона о защите прав предпринимателей отнесены:

  • отсутствие правовых оснований для проведения плановой или внеплановой проверки;
  • не включение контрольных мероприятий в ежегодный план;
  • отсутствие согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры;
  • отсутствие распоряжения (приказа) руководителя ГПН (его заместителя);
  • нарушение сроков уведомления о предстоящих надзорных мероприятиях;
  • нарушение установленных сроков и времени их проведения;
  • проведение плановой проверки в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении лиц, отнесенных положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, кроме занятых в сфере образования, здравоохранения, электроэнергетики, энергосбережения и теплоснабжения, а также социальной сферы;
  • не разъяснение положений статьи 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, о чем сказано в ее 5-й части;
  • привлечение к пожарной проверке экспертов и экспертных организаций, не имеющих государственной аккредитации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 636;
  • привлечение к пожарной проверке экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом;
  • требование документов или выполнения требований, не относящихся к предмету проверки и компетенции органа ГПН. Например, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, косвенно связанные с пожарной безопасностью, и их нарушения могут влиять на состояние ПБ, но при этом ответственность за них установлена статьей 9.11 КоАП РФ, а рассмотрение дел по ней отнесено статьей 23.30 КоАП РФ к компетенции органов государственного энергетического надзора (Письмо МЧС РФ от 2 июня 2011 г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»);
  • требование выполнения положений нормативных правовых актов, потерявших свою актуальность или наоборот - еще не вступивших в силу, а значит, не соответствующих текущему законодательству Российской Федерации, или выполнения муниципальных правовых актов, которые не были опубликованы должным образом;
  • разглашение информации, полученной в ходе проверки и относящейся к коммерческой, служебной или государственной тайне кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ;
  • непредставление акта проверки, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141.

Ответственность должностных лиц органов ГПН за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре и муниципальном контроле определяется статьей 19.6.1. КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб., за повторное нарушение - от 5 до 10 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 до 12 мес. При этом о принятых мерах проверяемому лицу должно быть сообщено в письменной форме в течение 10 дней с момента их определения.

Чтобы не обороняться от пожарных инспекторов, а ждать их как дорогих гостей, нужно всего лишь соблюдать букву закона, безоговорочно соблюдая требования пожарной безопасности. В этом вопросе экспертную помощь способны оказать . Более 15 лет мы занимается обеспечением противопожарной защиты на объектах любой сложности, проводим пожарный аудит и оценку пожарных рисков, проектирование и монтаж автоматических систем сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Пожарные ситуации в России занимают одно из лидирующих мест по количеству возникновения и тяжести последствий. Как известно, пожар легче предотвратить, чем бороться с разрушительным действием огня. Именно эффективность противопожарного обеспечения объектов и является целью проверок специального государственного органа по пожарному надзору (ГПН). Обследование различных объектов капитального строительства проводится для того, чтобы вовремя выявить существующие нарушения требований пожарной безопасности и предоставить возможность собственнику исправить их.

Наша компания – Ваш ответственный помощник в составлении , внесении изменений и регистрации документа.

Или пожарный аудит, представляет собой один из видов анализа соответствия объекта любого назначения установленным государственными органами правилам пожарной безопасности.

Нормативное регулирование проверок ГПН

Проверки Госпожнадзора проводятся согласно законодательству РФ. Саму процедуру инспекции регулирует закон № 294-Ф3 (от 26.12.08) о защите прав юр. лиц и частных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального надзора.

В процессе обследования объект проверяется на соответствие утвержденным государством противопожарным нормам, которые содержатся в:

  • Федеральном законе (ФЗ) № 69-Ф3 (от 21.12.94) – О пожарной безопасности объектов;
  • ФЗ 123-Ф3 (от 27.07.08) – Технический регламент о требованиях ПБ;
  • Правилах пожарной безопасности – ППБ № 01-03 (утверждены по приказу МЧС России № 313 от 18.06.03);
  • Административном регламенте Министерства РФ по надзору за выполнением требований ПБ (утвержденном приказом МЧС № 375 от 28.06.12);
  • Строительных правилах и нормах – СНиП № 21-01-97, нормирующих пожарную безопасность зданий и сооружений (утверждены постановлением Министерства Строительства РФ № 18-7 от 13.02.97);
  • Нормах пожарной безопасности (утверждены соответствующими приказами МЧС и ГУГПС МВД РФ) – НПБ №№ 110-03 (нормируют перечень тех зданий, сооружений, помещений, оборудования, которые должны быть оборудованы автоматическими установками тушения пожара и сигнализацией) и 253-98 (указывают меры противодымной защиты зданий).

Предмет проверки ГПН

Предметом проверок органов пожарного надзора являются объекты защиты, а, точнее, степень соблюдения на них требований пожарной безопасности (ПБ).

Объектами защиты могут выступать не только:

  • помещения;
  • строения;
  • здания;
  • сооружения
  • наружные установки,

но и также территории, эксплуатируемые предприятием:

  • в ходе производственной деятельности:
  • при транспортировке, хранении, использовании или утилизации взрывоопасных материалов и веществ;
  • лесные участки;
  • подземные объекты и т. д.

Административный регламент также причисляет к предметам пожарного надзора следующие:

  • соблюдение правил ПБ органами власти на объектах защиты;
  • соблюдение требований ПБ гражданами и организациями на объектах защиты;
  • соблюдение требований к пиротехнике (изделиям, а также их производству, хранению, реализации, эксплуатации, утилизации, идентификации);
  • соответствие требованиям ПБ сведений, содержащихся в документации о начале предпринимательской деятельности;
  • исполнение предписаний органов пожарного надзора;
  • ход мероприятий, направленных на предотвращение угроз возникновения пожара, причинения вреда людям, растениям, животным, имуществу.

Порядок проведения проверки ГПН

В ходе проверки особое внимание инспектор уделяет таким пунктам:

  • насколько выполняются условия соответствия требованиям ПБ на объекте защиты;
  • уровень выполнения оргмероприятий по обеспечению ПБ;
  • наличие необходимой документации по обучению персонала мерам ПБ;
  • знания персонала в области пожарной безопасности и готовность к правильным действиям при пожаре;
  • порядок противопожарной организации производства на объекте, а также правил поведения сотрудников;
  • содержание территории объекта согласно требованиям ПБ;
  • наличие лицензии на проведение работ (если она требуется), а также сертификатов, деклараций и других необходимых по законодательству документов;
  • соответствует ли вид деятельности предприятия имеющимся документам о начале деятельности;
  • имеется ли в наличии и изготовителя либо поставщика продукции подтверждение о соответствии требованиям ПБ веществ и материалов в техдокументации;
  • в какой степени выполняются требования к пиротехнической продукции и ее хранению, эксплуатации, перевозке и пр.

Собственно проверка может быть плановой либо внеплановой. В любом случае инспектирование объекта осуществляется поэтапно:

  1. Предъявление сотрудниками ГПН удостоверения и распоряжения о проведении проверки (с указанием целей, задач, видов и объемов проверочных работ, экспертов, сроков и условий проведения).
  2. Анализ документов объекта защиты
  3. Визуальный осмотр объекта защиты, экспертные обследования
  4. Окончательная оценка соответствия объекта требованиям ПБ

При внеплановой инспекции работник ГПН должен отметить как выполняются данные руководству ранее предписания по исполнению правил ПБ

Срок проведения проверки ГПН

По закону РФ срок проведения проверки ГПН не должен длиться дольше, чем 20 рабочих дней.

Исключения составляют случаи, при которых сотруднику пожнадзора необходимо провести сложные/длительные экспертизы (испытания либо исследования). Основой для этого могут стать мотивированные предложения должностных лиц ГПН при выездной инспекции. В таких ситуациях продлевают сроки проверки еще на 20 рабочих дней, но не больше.

Проверки объекта защиты планируются в органах пожнадзора заранее. О предстоящем обследовании руководителя (собственника) должны предупредить не меньше, чем за 3 дня (в случае плановой проверки) либо 1 сутки (при внеплановом обследовании) до его начала, путем отправки уведомления.

Внеплановая проверка может происходить в срочном порядке, т. е. без уведомления, только в случаях, если:

  • возникла неожиданная угроза жизни/здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, безопасности государства;
  • возникла угроза чрезвычайной ситуации (ЧС);
  • причиняется вред жизни/здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, безопасности государства;
  • происходит ЧС;
  • были нарушены права потребителей.

Плановая проверка ГПН

Ожидать плановую проверку может собственник объекта защиты, который:

  • не проходил проверок в течение 3-х лет после того, как был введен в использование либо поменял класс функциональной ПБ;
  • не проверялся на предмет соблюдения требования ПБ в течение 3-х лет после плановой проверки ГПН.

Отдельный случай представляют организации определенных сфер деятельности (здравоохранение, образование, социальная область). На таких объектах плановые проверки могут осуществляться ежегодно, периодичность определяется постановлением РФ № 944 от 23.11.09.

Стоит отметить, что сама процедура пожарной проверки - это лишь одна из административных процедур, выполняемых органам Государственного пожарного надзора (ГПН) и их должностными лицами. Так, в соответствии с Административным регламентом МЧС России, регулирующим порядок надзора за выполнением требований пожарной безопасности, при осуществлении надзора кроме проверок предусмотрено проведение таких административных процедур как:

    обследование объекта защиты, по результатам которого составляются акт обследования и заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности и его регистрации в журнале учета заключений о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

    оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам;

    проведение консультаций по исполнению государственной функции.

В настоящей статье будут рассмотрены основания для проведения проверок МЧС России , как плановых, так и внеплановых. Но прежде чем перейти к рассмотрению их особенностей, важно отметить, что проверка пожарной безопасности органами ГПН может проводиться только в отношении объектов, которые сданы в эксплуатацию. Органы ГПН не вправе проверять объекты на стадии строительства, капитального ремонта или реконструкции.

Плановая проверка пожарной безопасности

Проверка проводится на основании распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки объекта защиты. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки , является наступление периода времени календарного года (месяца), указанного в ежегодном плане проверок, в течение которого соответствующему органу ГПН необходимо провести проверку объекта защиты.

Постановлением Правительства № 944 от 23 ноября 2009 г., для объектов, в которых занимаются оказанием амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, равно как и для объектов, в которых оказывают стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь, установлена предельная периодичность проведения плановых проверок органами ГПН не чаще 1 раза в 2 года .

Опыт показывает, что настоящее время в связи со существенным снижением количества проверок, проводимых у коммерческих организаций (преимущественно у малых и вновь создаваемых предприятий), общее количество проверок сокращается незначительно. При отсутствии возможности проводить проверки у большого числа коммерческих организаций, должностные лица органов ГПН «по максимуму» включают в планы проверок некоммерческие организации (школы, больницы, детские сады и пр.), то есть проверки на таких объектах проводятся настолько часто, насколько допускает закон. Таким образом, с высокой долей вероятности можно утверждать, что плановые пожарный проверки в организациях, оказывающих стационарную, амбулаторно-поликлиническую и санаторно-курортную медицинскую помощь будут проводиться каждые два года.

Вместе с тем, законодательством предусмотрено условие, при соблюдении которого медицинская организация не может быть включена в ежегодный план проверок. Это условие - наличие заключения о независимой оценке пожарного риска с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Такие заключения выдаются независимыми экспертными организациями, аккредитованными в МЧС России. Если такое заключение будет зарегистрировано в МЧС до утверждения плана проверки, то медицинская организация, на которую это заключение выдано, в план проверок на следующий год не включается и плановые проверки МЧС России в ней не проводятся в течение 2 лет с даты регистрации заключения.

Важно также отметить, что плановая проверка проводится только в форме выездной проверки по месту нахождения объекта защиты.

О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта защиты, в отношении которого проводится проверка пожарной безопасности , уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Распоряжение о проведении проверки пожарной безопасности подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН. При проведении проверки комиссией в распоряжении о проведении проверки первым указывается должностное лицо органа ГПН, возглавляющее комиссию. Изданное распоряжение о проведении проверки регистрируется в журнале органа ГПН по учету проверок. Копии распоряжения о проведении проверки, представляемые или направляемые уполномоченному лицу объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, заверяются печатью издавшего его органа ГПН.

Пожарная проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения вручается под роспись должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, уполномоченному лицу объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

По требованию участвующих в проверке лиц должностное лицо органа ГПН обязано представить информацию об органе ГПН, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

Внеплановая пожарная проверка

Рассмотрим, в каких случаях ГПН может провести внеплановую пожарную проверку .

Основания для проведения внеплановой проверки :

  • Во-первых, органы ГПН вправе провести внеплановую проверку пожарной безопасности в случае истечения срока исполнения организацией ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения.
  • Во-вторых, внеплановая проверка может проводиться при поступлении в орган ГПН сведений от проверяемой организации о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
  • В-третьих, основанием для проведения внеплановой пожарной проверки является поступление обращений от граждан, организаций или поступление информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Поскольку любые нарушения требований пожарной безопасности создают указанную угрозу, то поводом для внеплановой проверки по этому основанию может быть жалоба о любом нарушении в данной области.
  • В-четвертых, внеплановая пожарная проверка может быть проведена на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ. Такие поручения как правило издаются после резонансных пожаров с гибелью людей, при этом проверкам подлежат все здания и сооружения определённой отрасли.
  • В-пятых, внеплановая проверка МЧС может быть инициирована на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В этом случае должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Кроме того, возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях, подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
  • И в-шестых, при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

О проведении внеплановой проверки организации, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Различные органы публичной администрации ежегодно проводят в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций мероприятия по для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности , предоставляемых услуг или реализуемых ими товаров, обязательным требованиям действующего законодательства.

В данной статье будет рассмотрена периодичность проведения в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели.

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). В данной статье периодичность проведения проверок будет рассмотрена в соответствии с данным законом.

Действие данного закона не распространяется на определенные виды контроля (ч. 3, 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Отдельными федеральными законами может устанавливаться иная периодичность проведения проверок по определенным видам контроля (надзора). Необходимо обратить внимание, что периодичность проведения проверок может быть изменена именно на федеральном уровне. Таким образом, не допускается устанавливать иную периодичность для проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций на региональном уровне.

Основными принципами защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля (надзора) органами публичной администрации являются (ст. 3 Закона № 294-ФЗ):

  • Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • Открытость и доступность для медицинских (фармацевтических) организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля, о правах и об обязанностях органов контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • Недопустимость проводимых в отношении одной медицинской (фармацевтической) организации несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Органы публичной администрации в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций проводят и в и . Периодичность проведения проверок зависит от вида проверки. Действующее законодательство четко регламентирует периодичность проведения плановых проверок. Понятие «периодичность проведения проверок» имеет большее практическое значение и применяется скорее именно к плановым проверкам. В отношении внеплановых проверок корректнее говорить о возникновении .

Плановые проверки (как документарные, так и плановые проводятся по общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в отношении любых юридических лиц не чаще, чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении медицинских и (или фармацевтических) организаций плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года. Периодичность плановых проверок в отношении определенных видов деятельности установлена Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Наименование вида деятельности Органы, осуществляющие плановые проверки Периодичность проведения плановой проверки
Оказание амбулаторно-поликлинической не чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие государственный , государственный не чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи органы, осуществляющие , и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в 2 года
Оказание органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности не чаще 1 раза в 2 года
Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях не чаще 1 раза в год
Оптовая торговля лекарственными средствами органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности не чаще 1 раза в 2 года

Таким образом, в отношении медицинских и фармацевтических организаций плановые проверки могут проводиться 1 раз в 1, 2 или 3 года .

С 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, будет применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (статья 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

На основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск – ориентированного подхода, отнесены федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, государственный контроль за обращением медицинских изделий и многие другие виды контроля.

При этом периодичность проведения плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода установлена на основании положений соответствующих видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности проверяемого лица и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности. К примеру:

Следует отметить, что плановые проверки, периодичность которых установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, в любом случае осуществляются, независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности (применения риск — ориентированного подхода). Данное положение установлено Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск — ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (пункт 15 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).

При отнесении объекта государственного контроля (надзора) к 6 классу опасности или классу опасности низкого риска в рамках риск — ориентированного подхода плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не проводятся.

Мораторий на проведение плановых проверок

Обращаем Ваше внимание на то, что с «01» января 2016 по «31» декабря 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций (статья 26.1 ФЗ № 294), а именно относящихся к субъектам малого предпринимательства и в случае если вид проверок не входит в Перечень, утвержденный Постановлением № 944. К таким видам проверок относятся:

  • проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащим нормы трудового права (Роструд);
  • государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных (Роскомнадзор);
  • государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) и государственный санитарно — эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) при осуществлении деятельности при оказании скорой медицинской помощи;
  • и иные.

Проведение плановой проверки с нарушением требований «о моратории» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ № 294.

Действующее законодательство, как уже отмечалось ранее, не предусматривает периодичность проведения внеплановых проверок. Иными словами, внеплановая проверка проводится в отношении медицинской и (или) фармацевтической организации всякий раз при возникновении оснований для проведения проверки, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ:

  • Истечение срока исполнения медицинской (фармацевтической) организацией ранее выданного ;
  • Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск — ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
  • Поступление в контролирующие органы заявления от медицинской организации о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки такой организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде..., а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ...возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

Необходимо отметить, что в отношении некоторых видов контроля могут быть предусмотрены иные или дополнительные основания для проведения внеплановых проверок. Например, в соответствии с п. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» основаниями для проведения внеплановых проверок лицензирующим органом могут являться:

  • Истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения ;
  • Поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • Истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 данного Федерального закона;
  • Наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • Поступление заявления от соискателя лицензии или лицензиата о получении или ;
  • Наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Должностные лица органов надзора могут начать проведение проверки в отношении медицинской (фармацевтической) организации ранее установленного срока (с нарушением периодичности проведения проверок). В данном случае медицинская (фармацевтическая) организация имеет право либо не допустить должностных лиц органов контроля (надзора) до проведения проверки, либо как проведенной с грубыми нарушениями.

Закон № 294-ФЗ устанавливает санкции за нарушение периодичности проведения плановых проверок. Проведение плановой проверки с нарушением установленной законом периодичности ее проведения является грубым нарушением действующего законодательства (п.1 ч.2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ). В данном случае результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения медицинской (фармацевтической) организацией обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Заявления, поданные в Арбитражный суд, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в разделе 3 АПК РФ.

По поводу расчета пожарного риска. Инспектор проверяет только правильность исходных данных. Например, если в расчете у вас указано 2 эвакуационных выхода, а на самом деле он один (второй например не является эвакуационным, а вы этого не знали), такой расчет не принимается и при проверке не учитывается. Сам расчет, его ход, все формулы в нем инспектор не проверяет. Если претензий к входящим данным нет, расчет считается соответствующим и учитывается при проверке.

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

Наиболее ёмкий пункт. Инспектор проверяет выполнение всех предъявляемых требований пожарной безопасности к объекту защиты. Соответственно, для каждого объекта это свои требования. В зависимости от того чем меньше и проще объект, тем требований к нему меньше и наоборот.

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

Для объектов с массовым пребыванием и (или) с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения. Проверит выполнение п.12 и п.13 Противопожарного режима в РФ.

12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

13. На объекте с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха,

а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), руководитель организации организует подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара.

Может, попросить (потребовать) провести тренировочную эвакуацию, опросить ответственных лиц на предмет знаний своих обязанностей и порядка действий в случае пожара.

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

Здесь все просто. Инспектор проверит выполнение требований пожарной безопасности к производству, территориям. К примеру, проверяя порядок организации производства инспектор выясняет, нет ли нарушений ТПБ в производстве. Соответственно, необходимо выяснить, какие требования предъявляются к конкретному технологическому процессу и выполнить их. Требования могут быть организационные (бумаги, документы, ...) и конструктивные (требования к объему помещения, пределу огнестойкости, обработке огнезащитными составами, ...). Похожая ситуация и с остальными пунктами, пример действий:

1. Четко определите объект, к которому должны предъявляться ТПБ.

2. Выясните все требования предъявляемые к нему.

3. Выполните их.

Правила поведения людей может означать разработку инструкций по типу "там-то курение, розжиг костров и т.п. запрещается", "после работы привести помещение в чистоту и порядок, убрать горючие отходы, и т.д.". Это маленькие инструкции, обычно на одном листе, разрабатываются например для помещений, складов, производственных процессов. В общем, думаю, ясно.

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

Пункт очень обширный и достаточно редкий, думаю не стоит в него углубляться.

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

Если ваша деятельность подлежит лицензированию, вам в помощь и .

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

Что относится к деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах

9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

В файле содержится информация о сертифицированной продукции в Системе сертификации в области пожарной безопасности в РФ (ССПБ) по состоянию на 21.11.2011 года

Информация о выданных Сертификатах соответствия и Декларациях о соответствии продукции требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ) размещена на сайте GOST.RU

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

По каждой продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, необходимо иметь сведения о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними. Требование относится к изготовителям, поставщикам, продавцам.

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

проверка соблюдения всех требований, предъявляемых к пиротехническим изделиям и... далее по тексту.

Во время проведения плановой проверки:

1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН. К указанным документам относятся:

Правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;

Документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, - должностные инструкции);

Декларация пожарной безопасности;

Имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

Материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

Техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;

Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;

Лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

Сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности, с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

обследования объекта защиты (визуального осмотра);

Отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;

Проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.

Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

Если возникли вопросы или замечания, пишите их в комментарии



top