Какое насилие. Домашнее насилие может вернуться в уголовный кодекс: число жертв растет. Случаи развития у жертв насилия психических заболеваний и их лечение

Какое насилие. Домашнее насилие может вернуться в уголовный кодекс: число жертв растет. Случаи развития у жертв насилия психических заболеваний и их лечение

violence) Изучение Н. было и остается областью, насыщенной полемикой. Даже короткие дискуссии о Н. осложнены не только межличностным и политическим, но и научным подтекстом. Часто высказывается большое беспокойство по поводу широкого распространения Н. в американском об-ве. Большинство дебатов сводится к вопросу об источнике Н. и о том, является ли оно присущим челов. природе или его причины кроются в устройстве об-ва. Частично полемика вращается вокруг вопросов об альтернативных определениях Н. Предприняв изучение Н. и его коррелятов, мы получим разные результаты, зависящие от определения, к-рое приняли. Законность - второе измерение, по к-рому различаются определения Н. Некоторые определяют Н. только через противозаконное поведение. Это снимает с рассмотрения формы санкционированного Н., к-рые могут встречаться на войне или во время соц. волнений. Другие особо подчеркивают форму действия (более поведенческое определение) и его намерение. Наша совр. правовая система проводит различие между уничтожением людей или имущества вследствие намеренного Н. и ущербом, причиненным по небрежности. Психол. изучение Н. ограничено двумя главными подходами. Первый связан с предсказанием Н. до его проявления. Прогностический подход заключается в том, что на основе анализа статистических профилей, личностных тестов, паттернов поведения, демографических характеристик и биографических данных дается вероятностная оценка того, что данное лицо или группа лиц может совершить в будущем насильственный акт. Монахан включает в сводку наилучших предикторов Н. следующие факторы: недостаток поддержки от ближайших членов семьи; история Н. в семье; модели насильственного поведения среди сверстников; отсутствие постоянной работы; наличие "добровольных" жертв; доступность оружия; доступность алкоголя; новизна и принятость Н. для конкретного чел. Увеличение длительности периода прогнозирования и разнообразия ситуаций, на к-рые распространяется прогноз, резко снижает точность предсказаний. Несколько более полемична сфера контрольных процедур, к-рые следуют за прогнозом Н. Методы исправительного воздействия для предотвращения Н. влекут за собой ограничение свободы для лиц с неблагоприятным прогнозом в отношении насильственного поведения. Психология здесь выступала в роли поставщика данных и, иногда, экспертных заключений относительно использования далеко идущих методов контроля. Дискуссия развернулась вокруг того, что использование таких предсказаний для долгосрочного лишения свободы, по всей видимости, не имеет под собой достаточных оснований. Родственная и недостаточно изученная область Н. касается насильственных действий, к-рые распространены в корпоративном мире. В частности, для нашего об-ва характерен высокий процент случаев изнасилования на рабочем месте и в автомобилях. В области психологии и соц. наук мало известно о таких формах Н. Они были и остаются окутанными политическими соображениями и потому никогда не были предметом систематического исслед. См. также Агрессия У. Дэвидсон

НАСИЛИЕ

1. Насильственное нападение на человека. Обычно употребляется в отношении физических нападений, но фразы, подобные таким, как "вербальное нападение" и "психологическое нападение", встречаются все чаще. 2. Любая насильственная медицинская процедура, проведенная (незаконно) без предварительного согласия индивида.

Физическое насилие – это разовое или повторное умышленное действие в отношении другого человека (члена семьи, подчиненного, ребенка и т. д), совершенное помимо воли и желания пострадавшего. Само действие представляет собой противоправный поступок лица или группы лиц, осуществленное с помощью физического воздействия - изнасилования. Определение насилия это политическая концепция, изменяющаяся во времени. Каждое общество создает характерные для своего времени интерпретации насилия и устанавливает нормы и наказания в случае их нарушения. Насильственные действия могут принимать физическую, психологическую, сексуальную или экономическую форму воздействия.

Насилие - это один из способов выражения индивидуальной или групповой агрессии, которое несет угрозу потери жизни, здоровья, нарушает достоинство, физическую неприкосновенность, свободу, вредит физическому или психическому здоровью, а также причиняет страдания и моральный ущерб жертве. Такое поведение характеризуется агрессивностью и несет разрушительный характер по отношению к другому человеку.

Причины возникновения антисоциального расстройства (появления насилия)

Нарушение чувства идентичности, недоверие людей.
- Провоцирующее поведение и агрессия со стороны жертвы.
- Переутомление, эмоциональный и профессиональный стресс.
- Не подходящая профессия, финансовые трудности.
- Неуверенность, низкая самооценка.
- Алкоголизм и безработица в семье.
- Хроническое чувство пустоты и скуки.
- Расстройств адаптации (ограниченная способность эффективно преодолевать ежедневные трудности).
- Хроническая печаль, депрессия, чувство отторжения и одиночества, тенденция к изоляции, обидчивость.
- Импульсивность (неконтролируемые вспышки гнева).
- Тревога, беспокойство, эмоциональная неустойчивость.
- Отсутствие общения, враждебность по отношению к окружающим.
- Криминальное прошлое (наркотики, проституция, преступность).
- Финансовые трудности, беспомощность.
- Эмоциональные расстройства, психические заболевания.
- Органическое поражение головного мозга, эпилепсия.

Причины насилия со стороны детей по отношению к другим детям и взрослым:

Разрушительное влияние сверстников.
- Влияние компьютерных игр.
- Распад семьи.
- Агрессия в семье, жестокое обращение с детьми.
- Негативное влияние телевидения, видео, кино, интернета.

Диагностика

Физическое насилие всегда несет риск травм и гибели людей. Насильственные действия представляют собой пинки, хлопки, удары кулаком и ногами, щипки, укусы, избиения, применения оружия. Все происходящее всегда сопровождается психологическим давлением.

Выделяют два вида насилия, отличающиеся эмоциональным состоянием:

- Спонтанное насилие (горячее) - характеризуется гневом, яростью, агрессией. Выражается различными формами: криком, кулачными боями, компульсивным (неконтролируемым) поведением, насильственным причинением боли. В основе лежит злость, которая рождается из собственного бессилия и разочарования в жизни. Во время непреднамеренного насилия извергается накопившееся чувство гнева и ярости. В результате происходит потеря управления эмоциями и контроля над поведением. Этот вид насилия появляется и исчезает довольно быстро, является наиболее экспрессивным.

- Умышленное (холодное) насилие – его причиной не является ярость, гнев или намерение причинить вред. Особенностью этого вида насилия то, что преступник хочет достичь своими действиями определенной цели. Холодное насилие это умышленная реализация мести. Очень часто насильник предпринимает насильственные действия с целью реализации собственных убеждений, философии, веры и идеологии.

Насилие бывает прямое - акт подавляющего применения физической силы и психологического давления. Реализация происходит прямым способом, непосредственно от насильника к жертве. Косвенное (не прямое) насилие - является противоположностью прямого насилия. Оно не включает физическое насилие или нападение. Действия часто маскируются естественным поведением, их сложно распознать. Такая форма насилия скрыто существует в обществе, политике, культуре, семье.

Сексуальное насилие. Такая форма поведения является принуждением на сексуальный контакт против воли партнера (изнасилование), неприемлемые сексуальные практики, вынуждение смотреть порнографические фильмы, съемка во время секса, критика полового поведения партнера, шантаж и принуждение на сексуальную жизнь, принуждение заниматься сексом с другими лицами, садистические формы сексуальной активности, демонстративная ревность, и т.д.

Насилие в семье имеет место во всех обществах и культурах. Семьи, где это происходит, тщательно скрывают свои проблемы. Насилие происходит обычно «за закрытой дверью». Многие жертвы страдают от насилия в течение многих лет и продолжают утаивать это. Они винят себя за то, что они жертвы, привыкают к такой ситуации. Одна из причин это то, что они смирились с судьбой и считают, что должны терпеть боль, не говорить никому, пострадавшим жаль осудить насильника. Интерпретируют агрессию к себе примерно так: «Я никуда не гожусь», «Я причина гнева», «Я сделал(а) что-то неправильно», «Мой партнер расстроен, мне нужно поддержать его». Пострадавшие не в состоянии понять, где проходит граница между нормальным и насильственным поведением, которое давно уже отличается от всех правовых и социальных норм.

Насилие среди детей и подростков. Феномен насилия поражает почти все сферы человеческой жизни в каждой возрастной группе. Все чаще встречается агрессия среди детей и подростков, особенно в школьной среде. По статистике 15-17% детей встречались с насилием. Ученые подсчитали, что в среднем ребенок от 7 до 8 лет, наблюдает столько сцен насилия на экране, что, чтобы увидеть это в реальности, он должен быть уголовником 580 лет. До 18-летнего возраста подросток видит 8-11 тысяч видеоубийств. Таким образом, на прогресс насилия и агрессии среди подростков сильно влияют средства массовой информации - кино, телевидение, видео, интернет, журналы для молодежи.

  • Часто подростки переносят свою агрессию на школу, пытаясь отомстить за отсутствие счастливого детства, по причине недолюбленности родителями.
  • Школа является прототипом социальной среды и должна подготовить ребенка для нормального функционирования в обществе. Это место интенсивной социализации, идентификации себя в отношениях со взрослыми, построение своей собственной иерархии ценностей. Политика многих школ - это принуждение детей учится, но, как правило, каждое принуждение к какому- либо действию рождает протест. Формой проявления этого может быть агрессия и насилие.
  • Очень частое явление, когда подростки влюбляются в школе, тем самым, становятся более уязвимы к критике в их адрес. Ели учителя высмеивают чувства школьника в присутствии одноклассников, делают акцент на плохой успеваемости влюбленного, иронизируют на тему любви, то нарушается благополучие учащегося, отсутствует радость от общения с друзьями и сверстниками. Так же для учителя не приемлемо издеваться над школьником в присутствии класса (называть ленивым, невежей, тупицей).
  • Дети, которые не получают поддержку дома, могут искать признание в различных неформальных группировках, которые обычно оказывают негативное влияние. Важность формирования групп для сверстников очень высока, когда речь заходит о процессе социализации. Правильная группа создает своего рода арену для столкновения социальных процессов. Группа может включать детей из разных слоев общества. Это дает возможность сравнить многие аспекты жизни, обмениваться культурными элементами. Компания подростков с равноправными партнерами будет положительно влиять на ребенка, так как сформирована за счет общих вкусов и интересов.

Как предотвратить насилие

  • Обязательно вмешивать в скандалы полицию и медицинских работников.
  • При каждом случае насилия звонить на горячую линию.
  • Обращаться в приюты и центры помощи, получать бесплатные юридические консультации.
  • Взглянуть на ситуацию иначе, признать себя жертвой.
  • Подготовить себя к нападению, пересмотреть свое поведение (возможно оно является провоцирующим).
  • При угрозе нападения лучше убежать; если это не возможно, то кричать.
  • Постарайтесь получить независимость от вашего партнера (в финансовых или жилищных вопросах).
  • Больше узнать о правах человека:

Никто не имеет права принуждать вас к неприемлемому поведению.
- Закон защищает вас и вы имеете право на любую помощь.
- Вы обязаны защитить себя от насилия и от его последствий.

Стоит ограничивать себя от просмотра сцен, содержащих насилие. В настоящее время очень часто встречаются различные экранные образы насилия: резкие и шокирующие изображения, компьютерные игры (с разрушительным содержанием или убийствами). В процессе этого зритель по-неволе ассоциирует себя с персонажем убийцей, далее агрессия может выходит за рамки экранного образа.

Роль воспитателя или учителя в предотвращении насилия - это иммунизировать детей от отрицательного воздействия средств массовой информации. Вовремя выявлять и ограждать детей от подобных случаев в школе, а так же за ее пределами.

Профилактические меры со стороны государства.

  • Создания принципа «одного окна» при обращении жертв насилия.
  • Анонимное консультирование.
  • Распространение информации о насилии (брошюры, артикулы в печатных изданиях)
  • Создание центров реабилитации и временных убежищ для жертв насилия.
  • Совершенствование законодательной базы.
  • Привлечение волонтеров для выявления, предотвращения и борьбы с насилием.

Профилактика со стороны родителей.

Родители должны вмешиваться во все дела и интересы детей, так как правильных отношений в семье не достаточно для образовательной среды ребенка. Нужно следить за тем, что дети смотрят по телевизору, как проводят свое свободное время, с кем общаются. Но часто, в следствии сильной занятости, на это нет времени и получается, что мама и папа отсутствуют в жизни ребенка. Родителям стоит проявлять больше терпимости к агрессивному поведению детей, участить обучающие мероприятия, установить определенный штраф за любые признаки агрессии

Как распознать склонность к насилию и когда обратиться к врачу

Должны насторожить:

  • Отсутствие уважения к социальным нормам.
  • Неправильная оценка своих поступков.
  • Склонные к насилию не используют предыдущий опыт, не думают над последствиями своего поведения.
  • Низкая терпимость к происходящему, отсутствие контроля над эмоциями и действиями. Агрессия, отсутствие страха.
  • Получение удовольствия от причинения вреда другим.
  • Пренебрежение и равнодушие к чувствам других людей.
  • Тенденция манипулировать другими, играя на самых высоких чувствах.
  • Невозможность поддерживать прочные отношения с партнером.
  • Высокий порог возбуждения и страха.
  • Эмоциональная холодность и дефицит эмоций.
  • Тенденция к злоупотреблению ПАВ.
  • Отсутствие чувства вины, сочувствия, стыда, ответственности, морали, дефицит совести.
  • Не способность отсрочить удовлетворение потребностей (сексуальных, прием пищи и т.д)
  • Антиобщественное поведение.
  • Неспособность планировать будущее (фокусируются на настоящем времени) и прогнозировать последствия своих действий.
  • Свойственно отсутствие понимания.
  • Не видят границы между реальностью и вымыслом, правдой и ложью.
  • Атипичная (необычная) реакция на алкоголь.
  • Часто шантажируют самоубийством .

У детей:

  • Драчливость, злобность, равнодушие к поощрениям и наказаниям.
  • Отвергают значимых в их жизни людей (родителей, бабушек и дедушек, учителей).
  • Частые неудачи в школе, побеги (от дома, из школы).
  • Самоповреждения (включая попытки самоубийства).
  • В случае склонности к сексуальному насилию: очень подвижны и активны во время разговора связанного с сексом, заняты поиском младших детей для удовлетворения собственной сексуальной активности. Им кажется, что они владеют определенными тайнами, связанными с сексом.

При наличии нескольких симптомов из вышеперечисленных стоит обратиться к специалисту (психиатру, психологу, психотерапевту). Наличие этих признаков выявляет лишь предрасположенность человека к заболеванию, но такие люди еще не являются преступниками. При своевременной помощи возможно предотвратить развитие заболевания.

Случаи развития у жертв насилия психических заболеваний и их лечение

Послеродовая депрессия - обнаруживается у жертв, если были сексуальные домогательствам в детстве. Причина заболевания в том, что пострадавшая вспоминает домогательства и чувствует себя с плохой матерью. Расстройство корректируется психотерапией.

Биполярное расстройство - когда женщина испытывала насилие в семье со стороны мужа. В лечении используют антидепрессанты , препараты выравнивающие настроение (карбамазепин, мелепсин).

Депрессия (краткосрочная или хроническая) – развитие заболевания вызывает не только насилие, но и процедуры, связанные с использованием (судебный процесс, контакты с насильником в зале суда и в полицейском участке, места, где это произошло, следственные эксперименты и т.д.). Основной формой помощи этим людям является индивидуальная и групповая психотерапия, фармакотерапия антидепрессантами . Помощь психиатра (в том числе фармакологическая) становится необходима, когда симптомы мешают лечебному процессу. Если пострадавшие не обращаются за помощью, в попытках уйти от стрессовой ситуации, они чаще всего прибегают к алкоголю. Может развиться зависимость, и это вполне серьезно затруднит дальнейшее лечение и реабилитацию.

Органические заболевания головного мозга - травмы головы, полученные в результате физического насилия, вызывают необратимые изменения в центральной нервной системе. Такие, как кровоизлияние в головной мозг, затем развивается посттравматическая эпилепсия и другие дисфункции мозга. Прогноз неблагоприятен. Пациенты лечатся, в основном, в психиатрических стационарах.

Лечение, реабилитация жертвы

Выявить и лечить пострадавших от насильственных действий довольно сложно, так как часто бывает, что насилие никогда не покидает стен квартиры и его проявления тщательно скрываются самими жертвами. Даже ближайшая семья и соседи не знают о том, что происходит рядом с ними. Согласно статистике, большинство пострадавших стесняется, что узнают другие, боятся непонимания, сплетен или того, что их действия не принесут желаемого эффекта.

Насилие тесно сопряжено с зависимостью от ПАВ (психоактивных веществ алкоголя и наркотиков) и раскрывая такие подробности перед законом можно лишится работы и тем самым достатка в семье.

Психолог должен положить много усилий, чтобы убедить жертву насилия, что ситуация сама по себе не такая, помочь жертве признать то, что она нуждается в помощи. Говорить о том, что есть способы борьбы с насилием и стоит довериться правоохранительным органам.

К сожалению люди в нашей стране боятся обращаться за психиатрической помощью, но в последнее время ситуация начала меняться к лучшему, особенно в крупных городах. Можно выделить следующие доступные формы психологической помощи жертвам насилия:

  • Консультация - это встреча, основная цель которой заключается в выявлении проблемы и последующего обращения к более узкому специалисту.
  • Психологический совет – может представлять собой телефонный звонок или письмо, онлайн консультация. Цель состоит в том, что бы получить информацию и решить проблему.
  • Психотерапия - регулярная психологическая поддержка, направленная на то, чтобы понять источники симптомов психологического дискомфорта и страданий жертвы. Продолжительность терапии и ее интенсивность зависит от тяжести заболевания. Психотерапия - это набор методов для лечения различных расстройств, психологических проблем. Цель психотерапии добиться устранения постравматичесских симптомов.

Наиболее популярными являются:

Индивидуальная психотерапия - когда пациент наедине с психотерапевтом находит решение своих проблем.
- Групповая психотерапия, в которой несколько людей со схожими проблемами.
Лечение предполагает взаимодействие между участниками группы, поддержка друг друга, совместный поиск вариантов разрешения проблем.
- Семейная психотерапия - это встречи у психотерапевта всей семьей. Во время сеансов анализируются отношения в семье, структура семьи, коммуникации с другими людьми.

Лечение антисоциального расстройства (склонности к насилию)

Лечение заболевания очень затруднено тем, что насильник не испытывает никакой мотивации к лечению. Исключено самостоятельное обращение такого больного к врачу. Помещение в медицинское учреждение становится возможным лишь тогда, когда насильник пытается избежать наказания. Страх перед правосудием лишь на время останавливает его от антиобщественных действий. Во всех остальных случаях больные доставляются к врачам правоохранительными органами с целью принудительного лечения или проведения психиатрической экспертизы.

Психопат страдает из-за собственного несовершенства и отказывается признавать это. Он не способен быть честным и искренним с психотерапевтом. Это затрудняет сбор анамнеза (история) жизни и заболевания. Попытки лечения такого больного мало эффективны.

Устранение агрессивного поведения у насильников происходит посредством познавательной психотерапии. Зависимость больного от насилия, как правило, связана с тем, что он не умеет правильно реагировать на насмешки, преодолевать смущение, не просит о помощи. Психотерапевт помогает больному приобрести соответствующий опыт для разрешения конфликтных и стрессовых ситуаций, которые вызывают вспышки агрессии и насилия.

Последствия насилия

Травмы или гибель людей,
- угроза личной свободе,
- ущерб для физического, психического и социального благополучия,
- боль, страдания, разрушения,
- утрата моральных ценностей,
- подавленность, тревожность,
- низкая самооценка,
- неуверенность в себе и своих силах,
- отсутствие настроения,
- психические заболевания,
- низкая работоспособность,
- нарушение процесса социализации и адаптации в юности,
- негативное влияние на духовное развитие,
- пострадавшие пассивно справляются со стрессом,
- самообвинительные мысли,
- злоупотребление алкоголем.

Врач психиатр Кондратенко Н.А.

В древности насилие считалось наиболее эффективным методом воздействия, заставляющим принимать превосходство одного человека над другим. Что такое насилие? Почему в современном обществе данное воздействие не изжило себя? Психология помогает получить подробные ответы на вопросы.

Насилие: значение и толкование слова

Само понятие включает в себя не только определенное физическое, но и психологическое, моральное воздействие негативного характера. Насилие представляет собой осознанное поведение индивидуума, направленное на:

  • обретение власти и контроля над другой личностью;
  • утверждение собственного статуса, положения в обществе (семье, коллективе).

Человек может использовать любую форму негативного воздействия для достижения собственных целей и реализации задуманного.

Формы

Чаще всего встречаются следующие формы насилия:

  1. Физическое. Проявляется в виде нанесения травм и увечий, часто является причиной смерти. Используется некоторыми индивидуумами для отстаивания собственных интересов или принуждения к каким-либо действиям.
  2. Сексуальное. Имеет множество разновидностей. Основное направление сексуального насилия - принуждение к половому акту.
  3. Психическое (моральное, эмоциональное). Заключается в постоянных словесных угрозах, оскорблениях, приводящих жертву в депрессивное, тревожное состояние и провоцирующих ее действовать против собственных моральных принципов и устоев.
  4. Политическое. Принуждение народа к принятию власти, авторитаризм. Эскалация политического насилия может перейти в геноцид.
  5. Домашнее. Семейное насилие - одна из распространенных форм негативного воздействия одного индивидуума на другого. Чаще всего жертвами становятся женщины и дети - более слабые
  6. Насилие над детьми. Может проявляться в других формах (физическое, эмоциональное, сексуальное).
  7. Информационное (телевизионное). Жестокое насилие, транслируемое по ТВ, а также в интернет-сообществах. Сюда входят и фильмы различной тематики, и новостные передачи, в которых подается неправильная, ложная информация.
  8. Вооруженное насилие. Воздействие на индивидуума при помощи угрозы каким-либо видом оружия.

Влияние на современное общество

С приходом технологического прогресса первобытные никуда не ушли - конфликтность, агрессивность некоторых индивидуумов возросла в разы. Согласно исследованиям, это обусловлено влиянием информации, получаемой из интернета и ТВ. Жестокое насилие и секс, открыто демонстрируемые в различных передачах, провоцируют людей на то, чтобы они принимали такое поведение как должное, само собой разумеющее. Убивать, бить женщину или ребенка, принуждать человека к свершению каких-либо действий - все это становится нормальным и приемлемым для членов общества.

Что такое насилие? Это проявление неуважения к моральным принципам, потребностям других людей, становление собственных интересов превыше всего. Насилие оказывает негативное влияние на людей всех возрастов, оно препятствует нормальному развитию общества, постоянно отбрасывая его назад.

Действия насильственного характера, будь то рукоприкладство или ненависть, по отношению к ребенку способствуют формированию слабой личности, не способной отстаивать свои интересы и защищать себя. Также существует вероятность, что такой ребенок, став взрослым, будет воспринимать насилие как должное, и в будущем начнет использовать такую же модель поведения, как и агрессор, истязавший его в детстве.

Политическое насилие, проявляемое в виде авторитарного режима, тирании, вызывает негодование со стороны народа, что может спровоцировать войны и революции.

Физическое насилие встречается практически во всех сферах жизни. Наиболее предрасположены к его проявлению подростки с нестабильным эмоциональным состоянием, а также лица, страдающие психическими заболеваниями.

Причины и факторы, способствующие развитию насилия

Основных предпосылок к насильственным действиям на сегодня не существует, однако есть определенные психологические и социальные факторы, влияющие на человека и делающие его потенциальным агрессором.

К ним относятся:

  • Особенности воспитания (если родители были садистами, то вероятность агрессивного поведения ребенка возрастает в разы).
  • Окружение человека (круг общения оказывает сильное влияние на формирование личности).
  • Алкоголизм и наркомания.
  • Генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям.
  • Врожденное стремление занимать руководящие позиции, неправильное, извращенное понимание лидерства.

Данная форма негативного воздействия объединяет в себе несколько видов насилия: физическое, эмоциональное, сексуальное, насилие над детьми. представляет собой систематическое причинение вреда одним из партнеров или родственников другому члену семьи. Согласно статистике, в большей мере от страдают самые незащищенные члены общества - дети, женщины и лица старшего возраста.

Можно ли бороться с семейным насилием

Как предотвратить Психология говорит о цикличности семейного насилия. То есть если негативная ситуация произошла один раз, то вскоре она вновь повторится. предшествует напряженность в отношениях, затем происходит вспышка гнева и рукоприкладство, а после - извинения со стороны виновника конфликта. Далее отношения восстанавливаются, наступает непродолжительная гармония. Спустя некоторое время все повторяется.

Психологи советуют женщинам не предотвращать насилие в семье, а избегать личностей, предрасположенных к таким действиям. Определить потенциального агрессора можно, руководствуясь следующими поведенческими особенностями:

  • человек жестоко обращается с животными;
  • не приемлет никакой критики;
  • мужчина при знакомстве унижает женщин, встретившихся ему ранее;
  • на ранних этапах отношений он старается полностью ограничить круг общения женщины.

Применение насилия в виде рукоприкладства карается законом, и не нужно искать оправданий супругу. Если вовремя не пресечь проявление агрессии, то в будущем существенно возрастает угроза жизни для женщины и совместных детей.

Причины возникновения насилия в семье

Часто проявление негативного воздействия связано с особенностями характера партнеров, однако существуют и другие факторы, дестабилизирующие гармоничный союз. Что такое насилие в семье? Это в первую очередь неуважение одного из партнеров по отношению к его второй половине (чаще - супруге), проявляющееся в виде унижающих ее достоинство оскорблений, поступков. Крайняя стадия насилия - рукоприкладство.

К факторам, провоцирующим развитие насилия в семье, относятся:

  • Наличие агрессивного поведения родителей одного из партнеров в его детстве. В данной ситуации он будет копировать поведенческую модель и воспроизводить ее в своей семье.
  • Употребление алкоголя или наркотических веществ. Алкоголь и наркотики усугубляют психическое состояние человека.
  • Низкий уровень культуры, отсутствие понятий о морали.
  • одного из партнеров.

Это лишь малый список причин, вызывающих агрессивное поведение в семье. На самом деле их достаточно много: на поведение людей может влиять и просмотр ТВ, и общение с людьми, для которых насилие - это норма (различные секты, общины).

Как избежать насилия в воспитании детей

Что такое насилие над ребенком? Это не только физическое воздействие, но еще и эмоциональное, заставляющее его чувствовать себя ненужным и нелюбимым. Как с этим бороться? Нужно уделять ребенку больше внимания, не пренебрегая совместным времяпрепровождением. Психологи не советуют использовать в отношении детей наказания в виде рукоприкладства, оскорблений, так как все это может вылиться в будущем в неуравновешенную, замкнутую личность.

физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее право гражданина на личную неприкосновенность. Физическое насилие выражается в телесном воздействии на организм человека (например, нанесение побоев). Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, чтобы сломить волю запугиваемого, например к отстаиванию своих прав и интересов. Проявление всякого насилия влечет наступление соответствующей юридической ответственности. Преступления, совершаемые путем применения насилия, представляют повышенную общественную опасность и влекут более строгую уголовную ответственность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАСИЛИЕ

физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность. Физическое Н. выражается в непосредственном воздействии на организм человека: побои, телесные повреждения, истязания различными способами (в т. ч. с применением каких-либо предметов и веществ) и т. д. Психическое Н. заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправой), чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению. Н. может быть отягчающим ответственность обстоятельством (при совершении преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим), способом совершения преступления (напр., убийства, угона воздушного судна) либо конститутивным (квалифицирующим) признаком состава преступления (напр., при изнасиловании).

Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейной жестокости:

  • со стороны родителей по отношению к детям,
  • со стороны одного супруга по отношению к другому,
  • со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам

В Уголовном кодексе РФ нет специальных статей, предусматривающих ответственность за преступления, совершенные в семье лицами, находящимися в родственных отношениях. Более того, правоохранительные органы считают, что насилие, совершенное в общественном месте, по отношению к незнакомому человеку, представляет гораздо большую общественную опасность, нежели такие же действия, совершаемые «за закрытыми дверями»: в семье, по отношению к родственникам. Поэтому уголовные дела сразу возбуждаются только в случае тяжких преступлений — убийств или нанесения тяжкого вреда здоровью.

Конечно же, такая позиция в принципе неверна. Насилие со стороны близкого, в котором человек всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи — безопасное существование любого ее члена.

Насилие – это такие виды действия (в некоторых случаях — бездействия) субъектов по отношению к другой личности, влекущие за собой одну или несколько форм страдания (физического, психологического, сексуального, морального и экономического характера).

Домашнее (бытовое) насилие - это не просто толчки и удары. Это система насильственного поведения, которое используется для осуществления власти и контроля над членами семьи.

Под насилием в семье следует понимать любое умышленное действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи, как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда физическому или личностному развитию несовершеннолетнего члена семьи.

Так как насилие, как социальное явление многообразно, различны и формы, в которых оно определяется.

В международных правовых актах выделяют следующие формы насилия в семье: физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, экономическое насилие.

Условно все виды насилия можно подразделить на две основные группы:

  • телесные,
  • духовные.

Телесные виды насилия характеризуются причинением вреда непосредственно телу человека – это физическое, экономическое, сексуальное.

Духовные виды насилия – психологическое (в литературе встречается ещё как эмоциональное), моральное — причиняют вред духовной сфере личности взрослых и детей.

При этом все виды насилия связаны между собой, а также могут проявляться одновременно, например, физическое и психологическое (рукоприкладство и крики, побои и запугивание), физическое и сексуальное (удушение и принуждение к нежелаемому половому акту), экономическое и моральное (отказ в приобретении необходимой вещи и оскорбление) и т.д. В особенно крайних случаях могут иметь место преобладание сразу нескольких видов насилия. Также имеет место факт взаимной обусловленности между видами насилия, которое, как «по цепной реакции», может передаваться от одного вида к другому, так и от одного члена семьи к другому. Например, отец избил мать, та «сорвалась» криком на ребенке.

Сначала проявляется психическое насилие, которое в определенный момент дополняется различными по степени тяжести физическими действиями, а затем оно может перерасти в физическое или сексуальное насилие.

Физическое насилие

Физическое насилие — это общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством физической силы, холодного огнестрельного оружия либо иных предметов, жидкостей, веществ и так далее, а также в воздействии на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей (например, путем отравления). Преступные насильственные действия различаются между собой по размеру причиненного жертве физического ущерба.

Индикаторы

Толчки, пинки, увечья, бросание, удушение, избиение, отказ в медицинской помощи, удержание силой, убийство.

Этот вид насилия определить легче всего, поскольку после избиения обычно остаются следы побоев: синяки, ссадины, следы от ремня и т.д. Однако, конечно, нельзя забывать и о том, что насильник может бить «грамотно» и видимых следов не останется. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям и женщинам, хотя известны случаи, когда женщины и выросшие дети бьют других членов семьи.

Мнение психолога: Женщина, терпящая побои, должна откровенно поговорить с мужем, сказав: «Я готова тебя простить, но только один раз!» Проблема состоит в том, что женщины терпят до последнего, а когда терпение заканчивается, идут на разрыв отношений. А нужно бы сразу обратиться к психологам, разобраться, почему муж срывается и поступает именно так. Опасность физического насилия в семье состоит еще и в том, что дети, которые видят такие отношения, переносят их в свои семьи. И «эстафета» продолжается. А ведь ее нужно когда-нибудь прервать!

Физическое насилие — самое распространенное в семьях. Американские ученые подсчитали: каждый день от физического насилия в семье погибают три женщины!

Экономическое насилие

Индикаторы

Контроль и ограничение в распоряжении деньгами, материальными благами, контроль над выбором работы и рабочим процессом, продвижении в карьере.

Комментарии и мнения специалистов

Экономическое насилие в семье может проявляться в разных формах. Например, муж может требовать от жены полной отчетности за потраченные деньги (потраченные суммы должны сходится по чекам копейка в копейку), или, забирая у супруга/супруги все заработанные деньги, не давать ему/ей денег на личные расходы, или давать вообще очень маленькое количество денег, на которые невозможно прожить. К экономическому насилию также относится обвинение супруга, или супруги, или детей в том, что на них приходится тратить слишком много денег, а они их не зарабатывают, или зарабатывают слишком мало. Или требование поменять нравящуюся работу на другую, более оплачиваемую, так как зарплата на имеющейся работе не покрывает материальных потребностей кого-либо из членов семьи. Детям часто отказывают в приобретении каких-то необходимых для них вещей, т.к. взрослый не считает их важными, или в отказе от карманных денег.

Сексуальное насилие

Что входит в понятие «сексуальное насилие»? Это — принуждение женщины к сексуальным отношениям помимо ее воли (в случае с первой героиней — еще и принуждение к просмотру порнографических фильмов), это когда женщину заставляют одеваться более сексуально, чем она хочет, и, наконец, грубая брань и употребление ненормативной лексики.

Комментарии и мнения специалистов

В отечественной уголовно-правовой доктрине не выделяется такая распространенная форма насилия, как сексуальное насилие. Это объясняется тем, что изнасилование (если брать его как самое распространенное половое преступление) посягает не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность женщины, но и на ее честь и достоинство, т.е. одновременно сочетает в себе черты и физического и психического насилия.

К сексуальному насилию в семье относится: принуждение супруга (или партнера) к выполнению «супружеских обязанностей», не считаясь с нежеланием супруга вступать в данный момент времени в сексуальные отношения; принуждение вступать в сексуальные отношения в неприемлемой для одного из супругов форме; гнев на почве ревности; принуждение супруга одеваться в сексуальную одежду; нежелательные прикосновения к определенным частям тела; введение предметов в половые органы; принуждение к причиняющему боль половому акту; сексуально окрашенные оскорбления («проститутка», «фригидная», «импотент» и т.д.); отношение к партнеру как к объекту для секса.

Женщины привыкли думать, что мужчина всегда прав, он решает все, он – главный, в том числе и в постели. Каждый из супругов имеют право на получение удовольствия от секса. И женщина так же, как и мужчина!

Но есть еще одна очень страшная форма домашнего сексуального насилия - инцест.

Инцест - это сексуальные отношения между ближайшими родственниками: отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой, дедушками/бабушками и внуками. К сожалению, такие случаи отнюдь не редкость. Чаще всего это случаи, когда отцы или отчимы, принуждают дочерей, а матери - сыновей несовершеннолетнего возраста к разным формам интимных отношений. И явление это тем страшней, что остальные родственники зачастую отказываются верить детям и умалчивают о происходящем.

Психологическое насилие

Психологическое насилие – характеризуется особенностями психического воздействия на личность – внушение, манипуляция.

Данный вид насилия характеризуется особенностями применения психического воздействия на личность посредством внушения, манипуляции, шантажа, угроз, контроля (круга общения, использование детей для установления контроля).

Психическое насилие в законе выражено словосочетанием «угроза применения насилия». Под угрозой применения насилия понимается устрашение, запугивание применением физического насилия. Это средство воздействия на психику, направленное на то, чтобы заставить потерпевшего подчиниться преступным требованиям. Угроза чаще всего выражается в создании впечатления неизбежной расправы при помощи определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия или других предметов.

Индикаторы

Игнорирование потребностей.

Игнорирование потребностей человека - это одна из форм насилия, причем не менее значимая и более распространенная, чем другие. Эмоциональная привязанность, поддержка и эмоционально теплое общение между членами семьи очень важны для жизни человека. В современных экономических условиях родители зачастую вынуждены очень много работать и соответственно устают, так что, приходя домой, у них уже нет сил для того, чтобы поговорить друг с другом, и тем более с ребенком. Но ребенок не виноват в том, что родители устали. Ему необходимо, что бы родители его выслушали, поиграли с ним, обняли, похвалили. Вместо этого он слышит «отстань», «не мешай» и т.д. - таким образом, родители игнорируют его потребности. Естественно, что подобным образом игнорируются не только потребности детей, но и взрослых членов семьи, а это в свою очередь приводит к отчуждению членов семьи и к нарастанию напряжения в отношениях, что в свою очередь приводит к конфликтам, ссорам, разводам. И если взрослый человек может найти эмоциональную поддержку вне семьи, то ребенку сделать это на много сложнее;

Изоляция от других членов семьи.

Естественно, что эта форма насилия наиболее распространена в отношении детей, особенно имеющих разведенных родителей. Очень часто, разведенные мамы не разрешают встречаться детям с отцами, или внушают детям, что их отцы плохие и не надо с ними видеться. Но развод родителей и так слишком тяжелое событие для ребенка и ему продолжают быть нужными, как правило, оба родителя. Поэтому запрет или невозможность видеться с одним из родителей или бабушкой - это насилие по отношению к ребенку. Среди взрослых изоляция от других членов семьи происходит немного в других формах. Молодой муж, например, может сказать жене, что ему не нравится ее мама, или сестра, или подруга, и он не хотел бы, чтобы они приходили к молодым в гости. С такой ситуации очень часто начинается домашнее насилие;

Угроза применить насилие.

«Перестань плакать - или будет хуже», «если получишь еще хоть одну двойку - то я тебя выпорю», «скажешь еще хоть одно слово - ударю»… Сколько примеров подобных высказываний Вы слышали в своей жизни? Все эти высказывание направлены на то, чтобы человек боялся, ведь легче всего управлять другим человеком именно тогда, когда он боится. И легче всего чувствовать себя главным, - когда тебя боятся. Домашнее насилие, как и любое другое насилие, основывается на страхе, на страхе одних перед другими. Страх порождается молчание, а молчание порождает новый виток насилия и страха.

Комментарии и мнения специалистов

«Психологическое насилие — это удар, который не оставляет следов, это молчание вместо слов, презрение вместо внимания. Можно ли подсчитать, сколько женщин и мужчин сегодня страдают от унизительных замечаний своих партнеров, агрессивных выпадов, криков, хлопанья дверями, пренебрежения, эмоционального шантажа?.. И если открытое физическое насилие нас возмущает, мы сознаем, что оно противоречит нормальным отношениям, то психологическое насилие сегодня можно обнаружить в очень многих «нормальных» семьях. В своей психотерапевтической практике я нередко сталкиваюсь с ситуациями, когда люди даже не понимают, что проявляют насилие, настолько оно вошло в привычку. Но такая модель поведения очень часто действительно усваивается с детства, из родительской семьи…

Да, многие действительно наследуют такой стиль поведения: мы учимся строить свои отношения по моделям наших родителей, которые, в свою очередь, учились по моделям своих и так далее. Кроме того, если с ребенком в детстве жестоко обращались, игнорировали его потребности как личности, впоследствии ему будет очень трудно выбрать иную форму общения с близкими, поскольку других он просто не знает. Но все это никак не оправдывает, ни жестокости, ни страданий, которые они причиняют другому человеку. С насилием нельзя мириться, ни в других, ни в себе. Оборвать такую цепь преемственности — в этом и состоит задача психотерапевтической работы.

Принято считать, что жертва насилия в паре — всегда женщина… Рискую вас удивить, но во многих семьях бывает и наоборот. Разве редкость — женские насмешки, ругань, оскорбления, пренебрежительное отношение к партнеру? Если в самых очевидных случаях физической жестокости, конечно, доминируют мужчины (как физически более сильные), то в вопросах психологического насилия некоторые женщины не уступают сильному полу. Заметим, тема женского психологического насилия не нова: достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке»… Разве со сменой поколений и появлением все новых моделей пары обыденного насилия в семье не становится меньше? Изменения есть, но, на мой взгляд, не слишком значительные. По сути, люди всегда балансировали между двумя полюсами человеческих отношений — любовью и властью: чем ближе к полюсу власти, тем более выражено в отношениях насилие, чем ближе к полюсу любви, тем МЫ от него свободнее. И, к сожалению, партнерские и супружеские пары, в которых обыденное насилие полностью отсутствует, сегодня, увы, исключение. Насилия не будет, если каждый из партнеров видит в другом человека, а не свою собственность. Чтобы действительно изменить ситуацию, нам важно осознать все формы насильственных взаимоотношений, которые мы друг к другу применяем, в том числе и, не отдавая себе в этом отчета. Но может быть, самое действенное решение проблемы — это расстаться с жестоким партнером? Если мы говорим о побоях или других крайностях — безусловно, да. Такая ситуация никогда не исправляется сама по себе, а диалог в ней зачастую оказывается невозможен. Разрыв — самый доходчивый способ объяснить, что другого не устраивают подобные отношения, и он не намерен с ними мириться. Даже если сделать такой шаг нелегко — есть общие дети, материальные обстоятельства и т. п. С другой стороны, разрыв может и не решить проблемы насилия даже в отдельно взятой конкретной жизни: например, если женщина разводится из-за побоев, нет гарантии, что в ее последующих отношениях все не повторится. Потому что в любых отношениях всегда участвуют двое, то есть каждый из партнеров несет за них свою долю ответственности. И ее необходимо осознать, чтобы в будущем освободиться от подобной насильственной модели отношений. И конечно, не надо стесняться обращаться за помощью к психологу или семейному психотерапевту. Независимо от того, собираетесь ли вы разойтись или помириться, это просто поможет вам выжить».

В случае психического насилия человек, осуществляющий насилие, может лишать свою жертву еды, сна, связывать, запирать в маленьком или темном помещении. В результате подобных действий человек теряет контроль над собственной жизнью, собственную волю и становится подвластным другому человеку. Также при данном виде насилия кого-то из членов семьи могут обвинять в сумасшествии или создавать условия, в которых человек чувствует себя «ненормальным». Например, убрать очки с привычного места для их хозяина, а потом обвинить человека в том, что он сам не знает, куда их положил, а так поступают только ненормальные.

«Игры в молчанку» — ещё один метод психического насилия.

  • психологически и эмоционально угнетая женщину, агрессор самоутверждается;
  • агрессор всегда находит свою жертву.

Моральное насилие

Моральное – это словесные оскорбления, брань и унижения человеческого достоинства, разрушение ценностей и идеалов, принципов.

Индикаторы

Унижение достоинства.

Например, использование слов унижающих достоинство. Как часто на улице мы слышим, как мамочка говорит ребенку о том, что он бездарь, или старушки говорят шумящим подросткам, что им место в тюрьме. Крик на другого человека стал одной из самых распространенных форм общения, и большинство из нас не задумываются, что это также насилие.

Насилие над детьми

Проблема насилия и жестокого обращения с ребенком сложна для определения и диагностики по следующим причинам:

во-первых, размытость и неопределенность его значения. Например, определение насилия над детьми, предложенное Всемирной организацией здравоохранения в 1999 г., слишком многословно и обширно. По сути, в этом определении отмечено все, что мешает ребенку полностью реализовать свой жизненный и личностный потенциал. Сюда относятся и активные действия угрожающего характера в отношении ребенка (например, физическая и сексуальная агрессия), и действия игнорирования и отказа ребенку в удовлетворении его ведущих жизненных потребностей (например, пренебрежение ребенком, отказ предоставлять ему пищу и т. д.).

во-вторых, в ряде документов понятие насилия относится к числу понятий, не требующих специального пояснения. Так, в части 1 статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники должны принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Однако при этом не раскрывается содержание понятий «насилие», «злоупотребление», «оскорбление», «эксплуатация». Подобная неопределенность затрудняет изучение проблемы насилия над ребенком и существенно ограничивает возможности оказания ему междисциплинарной помощи.

в-третьих, сказываются особенности российского менталитета с точки зрения терпимости к насилию по отношению к детям. Психолог К. А. Абульханова, рассматривая исторические и современные особенности российского менталитета, отмечает, что христианское принятие страдания, терпение является ключевым для характера русского народа. Жертвенность признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Это, на наш взгляд, определяет терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Более того, проявление насилия часто понимается в России как знак внимания («Бьет, значит, любит» — хорошо известная российская поговорка). В силу этого существует известное сопротивление изучению насилия над детьми: общество в целом и многие специалисты помогающих профессий в России считают насилие вполне допустимым, часто отождествляя его с дисциплинарным воздействием или наказанием, необходимым для воспитания ребенка. По данным социологического исследования «Насилие в семьях города Томска: социологический взгляд на проблему» (2008 г.) (сделать клик на него, чтобы открывался), применение насильственных действий (физического, морального, психологического характера) по отношению к детям в семье является составляющим элементом воспитательного процесса родителей-матерей, подтвердилась. Причем, немаловажными факторами в этом оказались:

  • Уровень образования женщин: считают наказание допустимой формой воспитания детей 50 % женщин с неполным средним образованием; 46,2 % женщин со средним образованием; 53,7 % — со средним специальным; 57,5 % — с неоконченным высшим; 64, 2 % — с высшим. Вывод: чем выше уровень образования женщин, тем более считается нормой наказание детей (как это ни парадоксально на первый взгляд) (табл. № 1).

Табл. № 1. Зависимость допустимости наказания детей от уровня образования

Допустимость наказания детей

Уровень образования

неполное среднее

среднее специальное

неоконченное высшее

да
нет
затрудняюсь ответить
  • Наличие собственных детей в семье: женщины, имеющие детей, почти в 2 раза больше выступали за наказание детей, чем против него. Мнения опрошенных, не имеющих детей, относительно этого вопроса не выявило существенных различий (16% «за», 12% — «против») (табл. № 2).

Табл. № 2. Зависимость допустимости наказания детей от наличия детей

  • Семейное положение: независимо от того, состоит женщина в браке и каком из них (официальном/гражданском), в среднем половина из них считают нормой наказание детей (табл. 3).

Табл. № 3. Зависимость допустимости наказания детей от семейного положения

Допустимость наказания детей

Семейное положение

зарегистрированный брак

гражданский брак

не замужем

да
нет
затрудняюсь ответить
  • Возраст: женщины в возрасте с 25 до 54 лет в среднем в 2 и более раз чаще считают наказание детей допустимым, нежели наоборот (вероятнее, по причине собственного материнского опыта), с 15 до 24 лет – согласны с этим только наполовину (скорее всего, из-за отсутствия у большинства из них опыта собственного родительства) (табл. № 4).

Табл. № 4. Зависимость допустимости наказания детей от возраста

Допустимость наказания детей
да
нет
затрудняюсь ответить

Мужчины в отношении своих детей используют те же способы наказания, что и женщины, только физическую силу применяют чаще – с этим согласилась половина респонденток. В остальном же различий не обнаружилось:

«ограничения в свободе выбора и воли» – 41, 2%; «крики» — 40,7 %, «ущемление в деньгах» — 34,6 % (табл. № 5).

Табл. № 5. Виды насильственных действий, свойственных для поведения мужчин в отношении своих детей

Абсолютные частоты

Относительные частоты, %

оскорбления и унижения
крики
манипуляции
ущемления в деньгах
сексуальные домогательства
рукоприкладство
ограничения свободы выборы и воли
ущемление чести и достоинства

Таким образом, принципиальной разницы в применении насилия в отношении детей между родителями разного пола мы не обнаружили:

они наказывают своих детей в одних и тех же формах, с той лишь небольшой разницей, что отцы чаще, по сравнению с матерями, используют в «воспитательных целях» физическую силу.

Объясняется это тем, что взрослые члены семьи, независимо от гендерной принадлежности, в отношении младших, в том числе детей, оказывают разные виды насильственных действий (физические, экономические и морально-психологические), в силу своего физического и морально-психологического преимущества, а также экономической значимости в семье.

Таким образом, в современном российском обществе существует заниженный порог чувствительности к проявлениям насилия.

Тем не менее, именно в последние годы насилие и жестокое обращение с детьми стало восприниматься россиянамами как серьезная и глубокая проблема, требующая незамедлительного решения.

  • Насилие над ребенком — это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности.
  • Жестокое обращение с детьми — это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых и/или других детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Виды насилия в отношении ребенка — это физическое, психологическое (психоэмоциональное), пренебрежение основными нуждами ребенка (в пище, отдыхе и развлечениях, безопасности и др.).


Просмотров страницы: 4 337

Самое обсуждаемое
Александр Баранов: человек, который правил Русской Америкой Александр Баранов: человек, который правил Русской Америкой
Что скрывает утрехтский мир Что скрывает утрехтский мир
Крымская война: основные события Крымская война: основные события


top