Отчет по теме самообразования воспитателю. Отчет по самообразованию воспитателя материал на тему. Тема «Мелкая моторика»

Отчет по теме самообразования воспитателю. Отчет по самообразованию воспитателя материал на тему. Тема «Мелкая моторика»

Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства.

И, естественно, всякая деятельность представляется бессмысленной, если в результате не создается какой-то продукт. Один из таких "продуктов" — отчет по самообразованию учителя, который позволяет не только проанализировать свою работу за отведенный промежуток времени, но и зафиксировать достижения, наметить план дальнейшей работы.

Как писать отчет по самообразованию

Отчет пишется по завершении работы над выбранной темой. Удобнее, если работа рассчитана на 1 учебный год. Хотя, возможен и выбор микротем, для работы над которыми достаточно 1-2 четвертей учебного года.

Единого шаблона для отчета нет, поэтому каждый учитель пишет его по своему разумению. Мы предлагаем лишь общие рекомендации, которые помогут учителям найти свою форму.

  • Тема, над которой работал учитель: обоснование выбора именно этой темы, запланированное количество времени, цели, задачи изучаемой темы, предполагаемые результаты.
  • Перечисление всех мероприятий, проведенных по данному направлению (кратко, тезисно). Это могут быть уроки, ведение занятия в кружках, мероприятия и конкурсы и т.д. Обязательно описать итоги каждого мероприятия.
  • Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать.
  • Цели и задачи на следующий год.

Для удобнее, если отчет будет представлен в виде презентации.

В данном разделе вы найдете образцы и примеры отчетов по самообразованию учителей, преподающих разные предметы.

Светлана Кожихова

У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не могут крепко схватывать игрушку. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности –пальцев рук, следует с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Развитие моторики пальцев способствует формирования речи, а также оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста . В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

В этом году наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности детей.

Для достижения цели мной были поставлены задачи :

1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие воображения, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия ;

3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук;

4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Методы и приемы работы,которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это :

Массаж кистей рук (погладь ежика, сожми и разожми или пощупай мешочек с шариками) .

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

Пальчиковые игры со стихами;

Пальчиковый театр;

Лепка из пластилина;

-нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем и т. д. ;

конструирование : с кубиками и кирпичиками, крупным строителем, работа с конструктором ЛЕГО;

Лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка;

Игры с мелкими предметами;

Пазлы, мозаика.

Игры с прищепками (игровые макеты «зима» , «весна-лето» );

Игры с пирамидками и матрешками

Игры на панно «Путешествие в сказку» .

Поставленные цели по самообразованию в начале учебного года :

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Оформить родительские стенды, написать буклеты, памятки для родителей,

5. Составить и провести консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?» .

6. Составить план работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

7. Составить план работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

8. Сделать игровые пособия и макеты по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения,помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика» , «Пальчиковые игры» .

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия . В своей работе для лепки я использовала пластилин и тесто для лепки. Сжимая и разжимая пластилин в руке и работая с ним-ребёнок тренирует руки и пальцы, что приводит к благоприятным последствия для мелкой моторики пальцев рук ребёнка.

Также детям предлагала раскрашивать заготовки или раскраски согласно их возрасту, для укрепления мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Играя ежедневном детьми с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение. Еще одним из интересных занятий является собирание пазл, нанизывание бусин на шнурок.

В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми :ежедневно : пальчиковые игры, мальчиковая гимнастика, пальчиковый театр «Сказка в гости к нам пришла» , игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с игровыми макетами «Зима» , «Лето» , игры с настольной и напольной мозаикой, игры с пазлами-вкладышами, игры с ежиками (самомассаж , рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев , упражнения на сжимание и разжимание пальцев).



Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях.Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы : «Пальчиковая гимнастика» , «Развитие мелкой моторики пальцев рук через различные виды деятельности в домашних условиях». Была подготовлена консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях и ДОУ.

В дальнейшем я буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности , интереса к различным видам деятельности.

Оформление плана

по самообразованию педагога.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница – Титульный лист:

«План по самообразованию педагога»

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

Тема: «_______________________________»

(название темы)

________________

(учебный год)

________________

(возрастная группа)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница –

Тема: «…»

Цель: «…»

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика ЗУН детей

Организовать работу кружка, создать учебную программу,

Изучение литературы

Октябрь

занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь

Декабрь

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки. Тема: «…»

Январь

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

Март

Апрель

Развлечение «…»

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для родителей: «…»

Июль

Август

Выход темы:

ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«Тетрадь по самообразованию»

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

________________

(начата с …)

1 страница –

Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

Можно писать в виде таблицы:

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

ü Изучение научно-методической литературы;

ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

ü Обучение на курсах повышения квалификации;

ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

ü Активное участие в работе методического объединения района;

ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________ Стаж работы______________

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

ВЫСТУПЛЕНИЯ (ОТЧЕТ) НА ЗАСЕДАНИИ МО, МС, ПЕДСОВЕТА

Доклады и отчёты могут быть устными или письменными. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

ПРАКТИКУМ

Практические занятия по какому-нибудь учебному предмету

ТРЕНИНГ

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия.

Тренинг, направленный только на получение знаний, называется часто семинаром. На семинаре слушатели получают информацию и знания в определённой области или по определённому вопросу.

Педагогические тренинги преследуют разные цели - от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.

МАСТЕР - КЛАСС

Мастер-класс является одной из форм распространения собственного педагогического опыта и представляет собой открытый показ, мероприятие, презентацию достижений педагога-мастера.

Алгоритм технологии мастер-класса:

  1. Индуктор (побудитель участников мастер-класса к активной работе) в качестве вступления.
  2. Презентация педагогического опыта мастера.
  3. Представление системы уроков (занятий).
  4. Имитационная игра.
  5. Моделирование.
  6. Рефлексия.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА;

Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Сбор и анализ отчетной документации;

Презентации результатов работ перед педагогическим коллективом и др.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ рассказывает о проведенном деле, увиденном событии или о том, как его можно провести, что увидеть путем простого линейного изложения - собственного описания. Механизм действия, методика, организационные моменты, как правило, не раскрываются. Требование к методическому описанию - подробно описывать событие, действие, функцию.

РЕПОРТАЖ - один из жанров журналистики, близок к методическому описанию. Отличается по стилю изложения, в нем может присутствовать прямая речь. Репортаж широко применяется при описании опыта работы, какого - то конкретного дела, которое автор сам, непосредственно наблюдает или участвует в нем лично. Например, фоторепортаж.

РЕФЕРАТ - самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат - это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, критический обзор данных источников, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой.Реферат должен отражать и точку зрения автора на эту проблему, освещать имеющийся практический опыт.В отличие от рекомендаций, реферат не содержит поучительных интонаций -он знакомит, описывает имеющийся материал.

Примерная схема написания реферата:

  • название реферата, автор,стаж его работы, место работы;
  • развернутый план;
  • изложение темы (по частям, с пунктами.подпунктами);
  • библиография;

ПОКАЗ РАБОТЫ, ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР.

Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного учителя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА (ШПО).

Организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике, и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека.

ЖУРНАЛ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

В нём каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

В процессе него проходит:

Демонстрация фрагментов опыта - занятия разных типов, работа в повседневной жизни;

Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);

Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;

Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;

Изучение методических материалов и деловой документации;

Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;

Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.

ЭСТАФЕТА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ШКОЛА ПЕДАГОГА ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

КОЛЛОКВИУМ (собрание) научное собрание, целью которого является слушание и обсуждение доклада.

СТАЖИРОВКА

СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПОРТФОЛИО

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать.

Гёте.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Чтобы избежать этого греха, педагог должен находиться в постоянном творческом поиске, самосовершенствовании и саморазвитии. Самообразование и саморазвитие необходимо тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем коллективе практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, семинарах, педсоветах, открытые просмотры, консультации, конкурсы, мастер-классы, творческие гостиные… Одна из наиболее эффективных форм — самообразование, позволяющее педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

В этом учебном году продолжила изучать православную культуру в рамках главных православных праздников (православный литургический год). Такой выбор был подкреплен еще и тем, что соответствовал одной из годовых задач сада, а, следовательно, помог в решении этой задачи.

Продолжая тему, определила следующие задачи:

  • знакомство дошкольников с многообразным миром православия и значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.
  • развитие психических структур личности ребенка, его сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ его волевого поведения в процессе приобщения к национальному наследию христианской культуры.
  • подготовка цикла познавательно-тематических занятий для детей, дающих первые представления об отдельных нравственно-философских категориях, добре и зле, созидании и разрушении.

Можно выделить следующие этапы работы над темой:

  • изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
  • внедрение полученных знаний в работу;
  • систематизация и обобщение полученного опыта, отчет по теме самообразования.

Осуществляя выполнение этих задач, разработала план работы кружка «Православная культура», конспекты к каждому занятию, подготовила новый демонстрационный материал (репродукции картин, икон), сценарии православных праздников («Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Праздник Светлой Пасхи»), тематических занятий («Рождество Пресвятой Богородицы», «Ангел-хранитель», «Благовещение Пресвятой Богородицы»), открытого занятия, театрализованного представления «Непослушная овечка», подготовила слайд-презентацию к консультации по теме, к занятиям с детьми.

К каждому православному празднику была подготовлена фотовыставка, выставка детских работ и рисунков.

Своим опытом работы по теме поделилась на курсах повышения квалификации, на методическом объединении муз. руководителей, выступила с консультацией для воспитателей, дала открытое занятие для педагогов нашего сада, праздники с приглашением представителей духовенства, разработанные мной материалы по теме самообразования (в том числе и план) разместила на собственном сайте, подготовила презентацию результатов в различных формах (выставки, фотоколлажи, слайды).

В рамках повышения квалификации

  • посетила курсы повышения квалификации;
  • выступила в институте усовершенствования учителей с вопросами по теме.

Работа в выбранном направлении была сопряжена с определенными сложностями:

практически полное отсутствие знаний у детей и их родителей по выбранной теме, малая осведомленность педагогов, отсутствие дидактического материала.

Однако, поставленные в начале года, задачи выполнены сполна. Проведенная диагностика показала значительное повышение уровня знаний, умений и навыков воспитанников по выбранной мною теме по самообразованию.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Наши родители с удовольствием посещали предложенные им мероприятия: утренники к календарным датам, православные праздники, развлечения, отчетные концерты, выставки рисунков поделок, театрализованные представления. Необходимо отметить их активность в подготовке к праздникам, заинтересованность в работе кружка, в получении детьми определенных знаний. Однако особой активности, проявленной в участии в самих праздниках, мы до сих пор с нетерпением ждем.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Как мне кажется, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.



top