Чему учит народная мудрость в пословицах. Чему учат пословицы и поговорки? Как правильно учить пословицы

Чему учит народная мудрость в пословицах. Чему учат пословицы и поговорки? Как правильно учить пословицы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

Направление: русский язык и литература

Название работы

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Зангиева Лана , 5 класс

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Научный руководитель

Кочиева З.А., учитель русского языка и литературы

п. Мизур

2015-2016

Содержание

    Введение …………………………………………………… .. 3

    1. Обоснование темы и актуальность

      Цели исследования

      Задачи исследования

      Объект исследования

      Предмет исследования

      Гипотеза

      Методы и приёмы исследования

II . Основная часть ……………………………………………… 4-8

2.1 Вступительное слово

    1. Историческая справка

2.3

2.4 Различия между поговорками и пословицами

2.5 Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок

    Заключение……………………………………………………9

    Список литературы………………………………………….. 10

Введение.

Обоснование темы и а ктуальность:

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Знать много пословиц и поговорок и уметь их использовать в своей речи - очень актуально , так как они украшают нашу речь, делают её более выразительной, образной, обогащают словарный запас.

Цели:

Осмысление содержания пословиц и поговорок;

Применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

    Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.

    Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

    Найти различия между поговорками и пословицами

    Провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками.

    Пополнить свой активный словарный запас.

Объект исследования: устное народное творчество – малые жанры фольклора.

Предмет исследования: пословицы и поговорки.

Методы исследования: наблюдение, анализ, беседа.

Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, наблюдение, анализ, беседа.

Гипотеза исследования

Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть

Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово фольклор английского происхождения folk lore . Оно значит народная мудрость, народное знание.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно одно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной.

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть:

Заключение.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Выводы:

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг - беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

    Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жуков Издательство Москва 2001г.

    К мудрости ступенька В. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские народные пословицы поговорки, загадки. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские пословицы А. С. Спирин. Издательство Ростовского университета, 1985 г.

    Русское народное творчество. Издательство Высшая школа Москва 1966 г.

    Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В. П. Аникина.

    Народная мудрость в пословицах и поговорках. Н.А.Сытова Издательство Москва, 1985 г

    Интернет ресурсы

Пословицы и поговорки (мудрость народная) окружают каждого человека. Это не новость. Но мало кто задумывается над тем, какова программа народной мудрости. На что она настраивает человека? Другими словами, чему учит народная мудрость? Об этом мы и поговорим ниже.

Объект и субъект народной мудрости: рядовой гражданин-обыватель

Прежде всего, надо понимать, что народная мудрость ваялась людьми простыми, в массе своей без выдающихся интеллектуальных и духовных изысков. Но их основной плюс в том, они были добропорядочными. Поэтому народная мудрость в основном направлена на большинство, которое составляет основу любого общества.

Но это совсем не значит, что пословицы и поговорки не использует интеллектуальная элита. Напротив, такие элементы народной мудрости в их лексиконе присутствуют, но вряд ли люди, имеющие собственное, отличное от большинства, мнение о реальности, подчиняются некоей заданной в веках программе. В чем же она заключается? Если очень коротко, то мудрость народная практически исчерпывающе выражает себя в житейском афоризме: «Каждый мужчина за свою жизнь должен сделать три вещи: построить дом, вырастить сына и посадить дерево». Подробно рассмотрим каждый пункт.

Мужчина должен быть трудолюбивым

Это, безусловно, положительное качество в глазах народа. Причем труд должен быть непременно физическим. как род деятельности не был понимаем и распространен в той среде, из которой вышли большинство поговорок.

Пословицы и поговорки для интеллектуалов вынуждены были придумывать сами представители этой социальной группы. Вспомните стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Вот это как раз произведение о важности работы над собой в духовном, интеллектуальном плане.

Конечно, народная мудрость не игнорирует образование, но все-таки предпочтение отдается учению практическому, овладению каким-то навыком, чтобы его в дальнейшем можно было бы применить в труде.

Причем труд не воспринимается собирательным образом героя пословиц как средство для зарабатывания денег. Другими словами, он не хочет добывать «больше золота». К работе он подходит с сугубо конкретных и практических позиций. Например, говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», или «Сделал дело - гуляй смело». Конечно, сейчас поговорки наполняются более абстрактным смыслом, но раньше под «делом» понимали именно ручной труд. Однако нам время двигаться дальше.

У каждого человека должна быть семья

«Вырастить сына» означает, что все помыслы человека должны быть направлены на семью и детей. Он должен стремиться к этому всеми силами. Но мудрость народная слаба в том, что она советует абстрактно, ориентируясь на человека вообще, которого не существует в природе. С первого взгляда все это весьма безобидно. Подумаешь, семья. А представьте, если большинство использует такого рода моральные императивы как руководство к действию. Например, у каждого должна быть семья, а как быть тем, кому не повезло? Не будем брать экстремальных примеров, возьмем один совершенно обычный. Парень, ему чуть за тридцать, детей нет, жены тоже. И вот все окружающие начинают его спрашивать: "А как? А что? А почему?" А ведь все это оттого, что люди уверены: у каждого должна быть семья. Мы надеемся, стало ясным, каковы советы народной мудрости по качеству и характеру. Идем дальше.

У каждого мужчины должно быть безобидное хобби

Словосочетание «посадить дерево» предписывает главе семейства определенные каноны поведения. Никакого покера по пятницам, никакого пива с друзьями, никаких футболов и бань после спортивных упражнений. Мужчина вместо всех этих глупостей должен заниматься деревьями и облагораживанием внешнего мира.

Образ такого мужчины сфабрикован женскими надеждами и заветными желаниями?

Представляем, как сейчас женщины и девушки мечтательно улыбаются и думают: «Да, это был бы идеальный супруг». Но, как пел И. Тальков: «О, не спешите, милые, не будьте так наивны». Такой мужчина ждет от женщины определенного поведения и отношения. Она в этом случае должна быть, по меткому определению Курта Воннегута, «родильной машиной» и «кухонным комбайном». А мужчина хоть в этой семье и выступает как «плохо или хорошо зарабатывающая машина», но требует всяческого обхождения и уважения.

Кому-то из современных женщин патриархальная модель мила, и они готовы душу дьяволу заложить, лишь бы только нашелся такой мужчина для них. Но другие, те, что являются в меру эмансипированными особами, вряд ли будут в восторге от подобного человека - «хозяина в доме».

Приметы работают только на психологическом уровне. Зеркала

Особое внимание нужно уделить приметам, потому что именно они не дают спокойно спать по ночам многим людям. Например, в народе (и не только в русском) ходит поверье, что бить зеркала - это к несчастью или к близкой кончине разбившего.

Зеркала наделяются особой мистической силой. У многих народов есть обычай завешивать их тканью, когда в доме есть покойник. Зеркало - это переход, дверь в мир мертвых. Если человек через нее ушел, то ему надо помешать вернуться обратно, поэтому и все занавешивается. И да, к тому же никому не хочется незваных гостей из мира небытия. Страшные истории преподносит иногда мудрость народная.

Вероятно, примета с зеркалом опирается на эту легенду. Если человек то тем самым привлек внимание и поступил дурно с мертвыми, а они запомнят и отомстят.

Нетрудно понять, что жуткие легенды действуют на человека на подсознательном уровне, и он сам программирует себя на близкую смерть. Вот такие вот приметы. Народная мудрость бывает и немного жуткой.

Черная кошка

Зверушке тоже в пору винить за свою несладкую жизнь народные средневековые европейские легенды. Именно в то время было поверье, что дьявол воплощается в черных кошках, поэтому к ним до сегодняшнего дня относятся с опаской.

Почему нельзя залезать на обеденный стол?

Здесь тоже все достаточно просто. В деревнях обычно на стол в избе ставили гроб. Поэтому и считается, что если человек залезет на обеденный стол, то накликает собственную кончину или чью-то смерть в доме. Вот такая вот история.

Путь к себе. Завет Петра Мамонова

Если ли альтернатива житейской мудрости? Да, она состоит в том, чтобы особенно не слушать народ и большинство, а идти своей дорогой. Может быть, для кого-то это прозвучит грубо, но иногда даже к самым близким не стоит слепо прислушиваться, ибо у них свои представления о жизни. Надо идти к себе, как говорит П. Мамонов. Что же до большинства, то в его природе давить на отдельного человека и принуждать стать таким же, как все.

В заключение хочется попросить прощения у тех читателей, которые ожидали в нашей статье найти пословицы о народной мудрости. Ответ же на немой вопрос таков: незачем писать здесь то, что в головах каждого человека найдется в изобилии. А вот аналитического материала по теме маловато. Все те фразы, которые молва предписывает народу, и есть его мудрость. Такой получилась статья, в которой рассматривались народная мудрость (поговорки), вернее ее значение, психологический и философский смысл.

С.8. Вспомним

1. С какими народами России мы познакомились на страницах учебников в 1-3 классах?

Ответ: В 1-3 классах мы узнали, что Россию населяет много разных народов: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, ненцы, чукчи, якуты, украинцы, белорусы и многие другие.

2. Представители каких народов России живут в вашем крае?

Ответ: В нашем крае проживают представители разных национальностей и народов: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, казахи, немцы.

3. Что способствует взаимопониманию разных народов России?

Ответ: Взаимопониманию разных народов России способствует то, что все эти народы живут в одной стране, а также Конституция Российской Федерации, законы, правительство.

Рассмотри картину художника и фотографии. Составь рассказ о том, как память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее помогают людям чувствовать свое единство.

Ответ: Память о прошлом это как фундамент для строительства достойного общества в будущем. Опыт прошлого помогает нам сделать выводы из тех ошибок, которые мы совершали в былые времена, помогает уже сегодня использовать весь тот опыт, который нам передали предшествующие поколения. Прошлое нас объединяет в единый российский народ, наши традиции, обычаи, заповеди, язык, все это передается из поколения в поколение. Благодаря труду сегодня каждый из нас кирпичик за кирпичиком выстраивает наше общее будущее. Труд всегда объединял людей, целые сообщества народов шли к единой цели – это сохранение культурного богатства России, ее единства и силы, а так же обеспечение ее достойного будущего.

Какие события прошлого являются общим достоянием народов вашего края? Что создается сейчас общим трудом на благо Отечества?

Ответ: В истории нашей страны происходило много важных событий. Важнейшие события – присоединение Сибири, свержение самодержавия, октябрьская революция, победа в Великой Отечественной войне, полет человека в космос. Сегодня общим трудом мы создаем будущее нашей страны. Строятся новые фабрики, заводы, дороги, города, улучшается жизнь и быт людей. Каждый человек своим трудом делает вклад в становление, процветание и развитие будущего России.

А для нас школьников общим является хорошая учеба и помощь родителям.

Подумаем!

1. В каких делах вы можете сейчас проявить любовь к Родине?

Ответ: Первое, это хорошо учиться. А также, следить за порядком во дворе своего дома, школы, не разбрасывать мусор. Помогать взрослым на субботниках. Не ломать то, что было кем-то создано. Своими руками создать что-то новое и необычное, тем самым стать примером для младших ребят.

2. Какие проекты мечтаете выполнить в будущем для процветания России?

Ответ: Для процветания России хотелось бы воплотить в жизнь следующие проекты: повысить уровень образования, так как дети – это будущее нашей страны, строить новые дома, больницы, детские сады, школы, спортивные площадки и стадионы, концертные залы. Возобновить производство на заводах, фабриках и других промышленных предприятиях, улучшить экологическую ситуацию в стране. Чтобы взрослые и дети вели здоровый образ жизни, были культурными. Чтобы была искоренена преступность. Возрождались природные территории и никогда больше не повторились бы ошибки прошлого.

Проверим себя

1. Для чего служит государственный язык в многонациональной стране?

Ответ: Государственный язык в многонациональной стране служит для объединения всех народов на территории государства, что и является признаком единого государства. Чаще всего государственным языком становится язык наиболее многочисленного народа. Основная задача государственного языка – служить средством общения во всех сферах жизни.

2. Что называется государственной символикой Российской Федерации?

Ответ: Государственная символика, это то, что отличает, определяет и подчеркивает особенность государства в мире, то есть его символы. В Российской Федерации свои – флаг, герб и гимн.

3. В каком знаменательном событии 1812 года участвовали многие народы России?

Ответ: Многие народы России принимали участие в Отечественной войне 1812 года.

4. Как народная мудрость учит сохранять нерушимость российского народа?

Ответ: Народная мудрость передается из поколения в поколения. В этих мыслях заключается оценка жизни, сохраняется мудрость и опыт народа. Множество сказаний, сказок, легенд, пословиц и поговорок определяют единство российского народа. Так народная мудрость учит сохранять самобытность, единство и нерушимость российского народа.

Социальное познание.10класс. Профильный уровень. Обществознание. 1. Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с

двускатными крышами, обложенными дерном» является примером 1)научного знания 2)житейского знания 3)народной мудрости 4)мифологического знания 2. Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером: 1)представления 2)восприятия 3)понятия 4)умозаключения 4. Обыденное (житейское) знание основано на 1)осмыслении жизненного опыта 2)отображении мира в художественных образах 3)выдвижении научных гипотез 4)представлениях о прекрасном и безобразном 5. Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется 1)использованием специальных приемов исследования 2)совпадением субъекта и объекта познания 3)стремлением к установлению истины 4)соответствием познаваемой реальности 6. Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) А)теоретический Б)эмпирический 1)выявление общих и особенных качеств явления 2)проведение лабораторного опыта 3)выдвижение гипотезы 4)установление характера взаимодействий внутри системного объекта 7. Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, 1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей

Теорема+Пифагора - одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии.C устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.

запишите цифры под которыми они указаны

1) Она сложна для самостоятельного изученья.

2) Её открытие произошло на основе наблюдений.

3) Она изложена специальным языком математики.

4) Для подтверждения её истиности предложено доказательство опирающееся на опытно установленные данные.

5) ДЛя ее описания использован метод теоретического объяснения

6) её истиность была усановлена обобщения народной мудрости

верны ли следущие суждения об отклоняющемся поведении?

а.отклоняющеечя поведение может иметь не только негативные последствия
б.одна из психологических причин отклоняющегося поведения подростка-нежелание отставать от других,стремление войти в привлекательную в его глазах группу.
1)верно только а
2)верно только б
3)оба суждения верны
4)оба суждения неверны

Родители учат сына:"всегда выполняй свои обещания".родители сообщают сыну:
1)народную мудрость
2)правовые нормы
3)нормы морали
4)правила этикета

Семья, в отличии от других малых груп характеризуется:
1)групповыми нормами
2)общими увлечениями
3)общностью быта
4)единством взглядов

июня 11 2010

В раннем детстве мы впервые знакомимся с книгой. Первые , стихи, рассказы нам читают родители. А потом мы и сами учимся понимать печатное слово. Книга появилась потому, что люди всегда стремились сохранить и передать для потомков свою мудрость, знание, красоту художественного слова. Из истории знаем, что сначала писали на глиняных табличках, папирусе, пергаменте. Лишь со временем изобрели бумагу и начали печатать книги. Первые книги были рукописными. Их создание занимало немало времени и сил. Истоки отечественной рукописной книги начинаются со времен Киевской Руси. Благодаря летописям, которые создавались в монастырях, мы сегодня имеем возможность знать о том, как жили наши предки. Наиболее детальный летописный свод заключен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Называется он « временных лет» и рассказывает о расселении славян, об образовании государств, о первых русских князьях. Рукописной книгой есть также одна из древнейших памяток украинской письменности - «Слово о полку Игоревом».

Рукописные книги всегда ценились очень дорого и пользоваться ими могло ограниченное количество людей. Доступнее книги стали с того времени, когда их начали печатать. Первопечатниками были Иван Федоров, Франциск Скорина, Елисей Плетедкий. Книгопечатанья начиналось из первых несмелых попыток, а потом этот процесс усовершенствовался. Книг становилось все больше и они были лучшего качества. Сегодня тяжело вообразить нашу без книг. Они помогают нам приобретать образование, узнавать больше об окружающем мире, жизни других людей. Печатное слово нередко становится советчиком в разных жизненных ситуациях.

Книги - это настоящая копилка мудрости. Недаром издавна люди собирали книги, создавали библиотеки, чтобы сохранить ту информацию, которая содержится в книгах. Во Львове на одном из помещений местной библиотеки сделана надпись латинским языком: «Здесь мертвые живут и немые проговаривают». Так как и в самом деле, в книгах остаются жить мысли, стремление, мечты не только наших современников, а и представителей прошлых поколений.

В России книгу уважали издавна, еще со времен Киевской Руси. Книжная наука в нашей Родине началась во времена княжения Владимира. Еще большего расцвета получила при Ярославе Мудром. В одном из тогдашних летописей отмечается, что князь любил церковные уставах, часто читал их днем и ночью. Он собрал много писарей, которые переводили книги с греческого языка на славянский. Ярослав Мудрый не только сам любил книги, был просвещенным. Он заботился и о развитии образования в государстве. Один исторический факт свидетельствует, что в Новгороде Ярослав собрал триста детей старост и священников и велел учить их. Народная мудрость говорит, что книга учит, как на миру жить. И это действительно так. Она раскрывает нам интересный мир, помогает странствовать через столетия и лучше понимать настоящее.


Самое обсуждаемое
Удивительная история российского линкора «Александр III Удивительная история российского линкора «Александр III
Антон Голоцуцков: Антон Голоцуцков: "В российской сборной сейчас нет никакой команды"
Цитаты о знаке зодиака лев Цитаты о знаке зодиака лев


top