Институт главы государства сравнительный анализ. Сравнительный анализ института главы государства в россии и великобритании. Статус главы государства

Институт главы государства сравнительный анализ. Сравнительный анализ института главы государства в россии и великобритании. Статус главы государства

На основании теоретических положений об институте главы государства, на наш взгляд, следует выполнять сравнительный анализ этого института по текстам Конституций Российской Федерации, Беларуси, Швеции, Финляндии и Великобритании по следующим критериям:

  • - кто выступает в качестве главы государства;
  • - порядок вступления в должность, срок полномочий;
  • - функции и полномочия главы государства;
  • - порядок замещения главы государства;
  • - досрочное освобождение от должностного или главой государства статьи (соответственно) называют президента.- кодифицированные;
  • - ответственность главы государства.

В Российской Федерации, Белоруссии согласно статьям 80 и 79 Конституции РФ (соответственно) главой государства называют президента, кроме того, Президент Российской Федерации и Президент Республики Беларусь являются по указанным статьям «гарантом Конституции…, прав и свобод человека и гражданина». В Финляндии главой государства является также президент. Это следует из Конституции Финляндии, где сказано, что «Президенту доверена высшая исполнительная власть... Законодательная власть осуществляется Эдускунтой вместе с Президентом Республики». В Швеции и Великобритании главой государства является король (королева). В Швеции указывает, что «Главой государства являются Король или Королева, которые находятся на шведском престоле согласно Акту о престолонаследии».

О порядке вступления в должность из анализа текста Конституций следует:

  • - Королева или Король Великобритании и Швеции вступают на престол в порядке наследования согласно Актам о престолонаследии;
  • - Президенты российской Федерации, Республики Беларусь, Финляндии избираются.

По Акту о престолонаследии Швеции «наследники мужского пола, рожденные от высокородного князя, избранного кронпринцем Шведского королевства, его королевского высочества принца Иоганна Баптиста Юлия де Понте-Корво, приобретают право занять королевский шведский престол, а также быть призванными к правлению Шведским королевством». Порядок наследования монархии в Швеции «подлежит применению в формах и на условиях, изложенных ниже.

Право наследования Шведского престола переходит к лицам мужского и женского пола от кронпринца Иоганна Баптиста Юлия, ставшего впоследствии Королем Карлом ХIV Иоганном, и от его потомка по праву нисходящей линии Короля Карла ХVI Густава. Старший брат и сестра, и потомки старшего брата и сестры имеют предпочтение перед младшим братом и сестрой и потомками младшего брата и сестры (в ред. Закона 1979:935)» Акт о престолонаследии от 26 февраля 1810 г: Копия. Конституционного закона Швеции.

О том, что Великобритания - это наследственная монархия сказано в статье II Акта о соединении с Шотландией 1707 г.: «Что престол Соединенного королевства Великобритании и доминионов переходит после смерти королевы Анны, в случае отсутствия у нее потомства, к принцессе Софии, избирательнице и вдовствующей герцогине Ганновера, и ее потомству протестантского вероисповедания, право на престолонаследие, которое установлено Актом об устроении от 12 июня 1701 года, с исключением католиков и лиц, вступивших с ними в брак...»

На основании статьи 81 Конституции РФ «Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». По статье 81 Конституции Республики Беларусь про выборы Президент Беларуси сказано все точно также, за одним исключением - срок полномочия Президента в Беларуси составляет пять лет. На основании § 23 «Формы о правлении» Финляндии. «Президента Республики избирает народ Финляндии из среды граждан по рождению путем прямых выборов сроком на шесть лет».

При выборе президентов, наследовании монархов конституции предусматривают условия ограничивающие круг лиц, которые могут быть главой государства. Так, из Конституции Великобритании следует - престол не могут занимать люди с католической верой или вступившие в брак с католиками (статья II Акта о соединении с Шотландией 1707 года).

Условия наследования монархии в Швеции более строги, они указаны в §4 - 8 Акта о престолонаследии в Швеции от 26 февраля 1810 года:

Король должен всегда исповедовать чистую евангелическую веру, как она принята и изложена в Аутсбургском исповедании и в решении Упсальского собрания 1593 года. Член королевской семьи, не исповедующий эту веру, лишается права наследования престола.

Идеал и женщина царского жилища никак не имеют все шансы входить в союз, в случае если Руководство согласно предложению Короля никак не дало в данное собственного гармонии. Некто либо возлюбленная, вступив в союз без подобного гармонии, отбирает себе, собственных ребят и отпрысков полномочия в юниорат трона в стране.

  • - Преемник трона никак не имеет возможность двигаться в странствие из-за рубеж без ведома и гармонии Короля.
  • - Инфант и женщина Шведского царского жилища никак не имеют все шансы без гармонии Короля и Риксдага становиться регентом в заграничном стране посредством избрания, наследования либо союза. Сделав данное, некто либо возлюбленная отбирает себе, а кроме того собственных отпрысков полномочия наследовать свейский трон.

К кандидату в Президенты как правило условия последующие:

  • - Президентом имеет возможность являться только лишь (гражданка) государства;
  • - живущий некоторое количество года в государстве. В Рф и Беларуси период проживания кандидата в Президенты обусловлено в ДЕС?ТИ года;
  • - некоторого года. В РФ и Беларуси - никак не младше 35 года;
  • - урезано число сроков избрания. Больше только один и в таком случае ведь личность имеет возможность являться избрано никак не наиболее Нежели в 2 времени без остановки - в данное ссылаются общепризнанных мерок Конституции РФ и Финляндии.

Как оказалось в Доли 1-ый 2-ой руководителя, возможностей руководителя страны в главном устанавливает вид управления: депутатская либо президентская вид управления, представляется единица деспотия депутатской.

Так равно как Отечественную Федерацию, Республику Белоруссия, Финляндию причисляют к полупрезидентской республике, поэтому у их обязан являться масштабный размер возможностей.

Президенты Русской Федерации (публикация 80 Конституции РФ и Республики Белоруссия (публикация 79 Конституции Белоруссия) в наружной политическом деятеле устанавливают главные течения и предполагают собственные государства в интернациональных взаимоотношениях. Президентом Финляндии обусловливаются взаимоотношения Финляндии с иными странами, впрочем контракты с иными странами подлежат ратификации Эдускунтой, в случае если они касаются область законодательства или согласно другой фактору вызывают такого рода ратификации. Проблемы битвы и планеты Глава принимать решение с гармонии Эдускунты. И полная сведение заграничным странам либо посланцам Финляндии из-за рубежом обязана переходить Путем этого министра, в ведении коего пребывают заграничные процесса (§ 33 Главного закона «Фигуры управления Финляндии»).

Президенты вышеназванных государств обладают особенное воздействие в аккуратную росток администрации.

Президент Русской Федерации, правда согласно Конституции РФ некто никак не представляется руководителем аккуратной администрации, исследование его конституциональных возможностей дает возможность аргументировать, что же практически Глава РФ представляет в значимости руководителя аккуратной администрации:

  • 1) Глава РФ ставит с гармонии Общегосударственной Мысли Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83 Конституции РФ);
  • 2) согласно предложению Председателя Правительства РФ Глава РФ ставит в место и избавляет с должности заместителей Председателя Правительства РФ, федерационных министров (п. «д» ст. 83);
  • 3) Глава РФ содержит возможность возглавлять в заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);
  • 4) Глава РФ берет на себя разрешение о отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83);
  • 5) Глава РФ имеет возможность аннулировать распоряжения и постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федерационным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115).

Президент Республики Белоруссия исполняет абсолютный надзор надо работой исправной администрации:

  • 1) с гармонии Дворец агентов некто ставит в место Премьер-министр - министра (п. 6 ст. 84 Конституции Республики Белоруссия);
  • 2) устанавливает текстуру Правительства (п.7 ст. 84);
  • 3) ставит в место и избавляет с должности заместителей Премьер-министр-министра, министров и прочих членов Правительства, берет на себя разрешение о отставке Правительства либо его членов (п.7 ст. 84);
  • 4) содержит возможность возглавлять в заседаниях Правительства Республики Белоруссия (п. 15 ст. 84);
  • 5) ставит управляющих республиканских Организаций правительственного управления и устанавливает их положение (п. 16 ст. 84);
  • 6) содержит возможность расторгать акты Правительства (п. 25 ст. 84); напрямую либо Путем организовываемые им аппараты исполняет надзор из-за соблюдением законодательства районными органами управления и. самоуправления; содержит возможность временно останавливать заключения здешных Рекомендаций избранников и расторгать заключения здешных исправных и товарораспорядительных организаций в случае несоответствия их законодательству (п. 26 ст. 84).

Президент Финляндии:

  • 1) исполняет надзор из-за совместным правлением страной и имеет право с целью данных цельнее запрашивать предоставления данных с патронов ведомств и их управляющих организаций и с органов, а кроме того имеет возможность предназначать проверки их работы (§ 32 «Фигуры управления Финляндии»);
  • 2) берет на себя собственные заключения в заседании Правительственного рекомендации согласно отчету министра, в ведении коего распологается этот проблема. С целью введения в силу заключений Президента они обязаны являться подмахнуты им и контрассигнованы для того министром, что рапортовал согласно данному проблеме. В случае если ведь заключения Президента затрагивают только Правительственного рекомендации, в таком случае они удостоверяются референтом Правительственного рекомендации. (§ 34 Главного закона «Вид управления Финляндии»);
  • 3) вырабатывает и увольняет в отставку Правительственный Комитет Финляндии (§ 36, 37 Главного закона «Вид управления Финляндии»).

В сферы законодательной администрации Президенты РФ Беларуси и Финляндии взаимодействуют с Парламентом и реализовывают возможность законодательной инициативы.

Так, Глава РФ равно как руководитель страны содержит некоторые связи влияния в законодательную сила, снабжая для того наиболее целость общегосударственной администрации в полном:

  • 1) Глава РФ берет на себя содействие в нормотворческой работы Федерационного Собрания. Это власть Президента РФ формируется: с данного ему полномочия законодательной инициативы (п. «г» ст. 84, ч. 1 ст. 104); полномочия условного запрещение в законопроекты, общепринятые Федерационным Собранием (ч. 3 ст. 107); прямые обязанности подписания и обнародования федерационных законов (ст. 107);
  • 2) Глава РФ ставит избрание Общегосударственной Мысли в согласовании с Конституцией РФ и федерационным законодательством (п. «а» ст. 84);
  • 3) Глава РФ разводит Национальную Размышляю в вариантах и в режиме, предустановленных Конституцией РФ (п. «б» ст. 84);
  • 4) Глава РФ сотрудничает с палатами Федерационного Собрания рядом предназначении в должности единичных официальных персон федерационных организаций администрации. Таким (образом, Глава РФ предполагает Общегосударственной Думе кандидатуру в место Председателя Основного жестянка и устанавливает пред Общегосударственной Думой проблема о его избавлении с должности. Глава РФ предполагает Рекомендации Федерации кандидатуру в место Ведущего прокурора и записывает в Комитет Федерации предписание о избавлении его с должности (п. «г» ст. 83).

На основе заметки 84 Конституции Республики Белоруссия Глава: 2) ставит новые и дополнительные избрание в Палату агентов, Комитет Республики и здешние солидные аппараты (п. 2); растворяет дворец в вариантах и в режиме, предустановленных Конституцией (п. 3).

О работы Президента Финляндии в законодательной области отмечено в § 18 руководителя 3 Главного закона «Вид управления Финляндии» с 17 июля 1919 лета: «Глава применяет собственное возможность законодательной инициативы посредством внесения в Эдускунту законопроектов» в § 27 данной ведь руководителя: «В зону ответственности Президента вступает сбор Эдускунты в дополнительные сессии, раскрытие нее сессий и извещение в окончании времени возможностей Эдускунты о его завершении».

Президенты Русской Федерации и Беларуси имеют все шансы делать существенное воздействие и в тяжебную сила, Глава Финляндии осуществляет единичные тяжебные возможности:

Глава РФ предполагает Рекомендации Федерации кандидатуры с целью назначения в место арбитров Конституционального Свида, Высшего Свида, Высочайшего Арбитражного Свида (п. «е» ст. 83 Конституции РФ, арбитра прочих федерационных судов назначаются Президентом РФ в режиме, введенном федерационным законодательством (ст. 128); Фигура РФ дала возможность Президенту РФ вертеться в Конституциональный Суждение, а кроме того в сплетня совокупной юрисдикции (ст. 85, 125); Глава РФ исполняет милость (п. «в» ст. 89). Операцией помилования представляется разрешение руководителя страны о смягчении санкции либо абсолютном избавлении с санкции персон, адресовавшихся к деревену с соответственным ходатайством.

Глава Республики Беларуси в основе заметки 84 Конституции Беларуси с гармонии и уведомляя Комитет Республики ставит в место и избавляет с должности Председателя Конституционального Свида, Председателя Высшего Свида, Председателя Высочайшего Домашнего Свида с Количества арбитров данных судов (п. 8); с гармонии Рекомендации Республики ставит в место арбитров Высшего Свида, арбитров Высочайшего Домашнего Свида, Председателя Основной комиссии согласно выборам и проведению республиканских референдумов. Ведущего прокурора, Председателя и членов Управления Государственного жестянка (п.п. 9, 11); ставит 6 арбитров Конституционального Свида, других арбитров Республики Белоруссия (п. 10); подписывает законы; содержит возможность в режиме, введенном Конституцией, вернуть правило либо единичные его утверждения с собственными отрицаниями в Палату агентов (п. 24).

О воздействии Президента Финляндии в тяжебную сила заметить невозможно, точнее некто берет на себя содействие в ходе помиловани. Равно как оповещает § 29 Главного закона «Вид управления Финляндии» «Глава в последствии извлечения решения Высшего свида, содержит возможность посредством помилования расторгать и утолять (печаль) кара. Проблемы, относящиеся помилования Детородный орган Правительственного рекомендации и Канцлера юстиции, регламентируются в специальном режиме. Общая жившие вводится только лишь законодательством. Глава имеет право кроме того увольнять. ant. захватывать с выполнения закона в этих вариантах, если правило данное дозволяет».

Во абсолютно всех 3 отмеченных республиках РФ, Беларуси и Финляндии руководителя стран осуществляют некоторые возможности в сферы защиты государства и обеспеченья нее защищенности государства. Таким (образом, всегда вышеназванные Президенты представлены главнокомандующими многооруженных сил собственных стран (действительно, Глава Финляндии в соответствии с §30 Главного закона «Вид управления Финляндии» в период битвы имеет возможность подавать данное возможность иному персоне), полномочны о внедрении боевого либо Безмерного утверждений в местности государства рядом опасности защищенности либо в случае злости.

Полномочия Президента РФ, помимо упомянутых больше вводят последующие: некто заявляет армейскую доктрину Русской Федерации (п. «з» ст. 83 Фигура РФ); ставит и избавляет высочайшее руководство Многооруженных Сил (п. «л» ст. 83); вырабатывает и председательствует Комитет Защищенности (п. «ж» ст. 83).

Глава Республики Белоруссия ставит в должности и избавляет с должностей верховное руководство Многооруженных Сил (п. 28 Конституции Беларуси).

Полномочия патронов стран как правило реализуются Путем утверждение ими законных действий. Таким (образом, в соответствии с ст. 90 Конституции РФ Глава РФ испускает указы и постановления. Указы и постановления Президента РФ никак не обязаны быть в противоречии Конституции РФ и федерационным законам (ч. 3 ст. 90). Эта конституциональная правило определяет подзаконный вид правотворческой работы Президента РФ.

В данной сферы Глава Беларуси содержит крупные возможности. В соответствии с заметке 85 Конституции Республики Белоруссия «Глава в базе и в согласовании с Конституцией пускает указы и постановления, обладающие неприменную силу в целой местности Республики Белоруссия. В вариантах, предустановленных Конституцией, Глава испускает декреты, обладающие силу законов. Глава напрямую либо Путем организовываемые им аппараты гарантирует выполнение декретов, указов и постановлений.

Согласно § 28 руководителя 3 Главного закона «Вид управления Финляндии» с 17 июля 1919 лета Глава Финляндии «содержит возможность, в случае если другое никак не определено Конфигурацией управления либо в случае если данное возможность никак не дано Национальному рекомендации, печатать указы согласно проблемам, какие прежде регламентировались управленческими актами; некто кроме того имеет право пускать указы, детализирующие общепризнанных мерок, относящиеся выполнения значимых законов, указы о управлении общегосударственной собственностью, а кроме того указы о учреждении и работы управленческих организаций и других ведомств. Указы никак не имеют все шансы включать утверждений, изменяющих правило».

Как необходимо с относительного разбора возможностей, какие обладают Президенты РФ, Беларуси и Финляндии, максимальные размер возможностей у голов стран учтен Конституциями Русской Федерации и Республики Белоруссия. В данных государствах Президенты действительно имеют все шансы воздействовать в всегда раздела администрации. Беспристрастнее необходимо охарактеризовать фигуру управления в данных государствах равно как президентскую, а никак не равно как «полупрезидентская».

Монархи равно как руководителя стран обладают существенные конституционно законные возможности, однако практически они данными возможностями нечасто используют.

Так, де-юре Царица (Владыка) Англии располагает солидными «возможностями, какие в совокупы именуются царской привилегией. Данное необыкновенные полномочия, введенные обыкновением, конституциональными традициями, порой прикрепленные тяжебным фактом и никак не подходящие с власти парламента» Чиркин В.Е. Конституциональное возможность иностранных государств: Руководство. - М.: Юристъ, 1997. - С. 363.. В отношениях с парламентом данные полномочия, в равной мере равно как и определенные иные собственные возможности, Царица (Владыка) исполняет согласно предписанию правительства (однозначно - премьер-министр-министра). Возлюбленная подписывает законы и содержит возможность запрещение (правда никак не применяет его с 1707 г.). Царица (Владыка) - сложная Элемент парламента, однако бывать (побывать) его заседания возлюбленная имеет возможность только согласно специфическому приглашению. Возлюбленная раскрывает каждогоднюю сессию парламента, торча с тронной выступлением в общем заседании палат. В данной говора излагается утилита операций в намеченный годик. Однако потому как Царица (Владыка) только принимает надпись, грамотный премьер-министр-министром, возлюбленная никак не имеет возможность поменять в молчалив буква фразы. Царица (Владыка) имеет право рассчитаться палату общин с направлением даты новых выборов, данное возлюбленная осуществляет только лишь согласно предписанию правительства.

К возможностям Царицы (Короля) Англии в сферы отношений с властью принадлежит цель премьер-министр-министра. Практически им делается руководитель партии, поборовшей в избраниях в палату общин, так как правительству необходимо приобрести решение доверия -- шум основной массы членов комнаты с целью его установления. В следствии этого в процессе Царица (Владыка) только оформляет свободу пристрастного основной массы в палате. Руководство пускает собственные акты с имя Царицы (как правило данное «распоряжение в мирные отношения», правда комитет содержит никак не только лишь членов правительства), премьер-министр-умный должен оповещать Царицу о пребывании подевал.

Королева (Владыка) располагает политическими возможностями. Возлюбленная представляется руководителем английского Содружества, увиденным в отдельных его государствах чин-губернатором, и равно как такой промульгирует конституции данных государств и государств, возымевшую свобода. Возлюбленная представляется кроме того главнокомандующим многооруженными силами (де-юре), ставит верховных полководцев, присваивает армейские звания и лично содержит армейское титул (царствующая сейчас царица Лиза II - звание). Классическая привилегия короля - проблемы битвы и планеты.

По сопоставлению с привилегиями Царицы Англии Владыка (царица) Швеции обладают их существенно менее.

У Царицы Англии принимать привилегии индивидуального нрава: ферзевые порфира (клейнод, престол, мафорий, сила, палка, звание, важное заявление к самодержцу «Ваше Титул»), богатый руддвор, складывающийся с персон, обслуживающих короля и членов его семьи (данные личности обладают различные стремянные титулы), гражданский листок - каждый год голосуемые парламентом финансы в собственные необходимости короля и сущность его двора (в нынешнее период примерно 8 миллионов.ф.ст.), выпускание с уплаты налогов (Лизавета II с данной льготы свободно категорически отказались).

Полномочия Короля Швеции, согласно сути, «вынашивают официальный вид. Из-за богато Швеции сбереглись в главном обрядные прямые обязанности», к примеру, служебное раскрытие сессии парламента, равно как у Царицы Англии. Заключения, общепринятые властью, никак не вызывают подписи короля, владыка никак не существует в его заседаниях, в конечном итоге, некто никак не располагает невиноватом предназначать и отрешать (отказать) от места членов правительства, арбитров и верховных Госслужащих.

В случае неосуществимости исполнять собственные прямые обязанности, к примеру, с-из-за заболевания, в конституциональном льготе с целью руководителя страны имеется процедура замещения.

Согласно Доли 3 заметки 92 Конституции РФ, если Глава Русской Федерации никак не в пребывании исполнять собственные прямые обязанности, их на время выполняет Руководитель Правительства Русской Федерации. Рядом данном возможности выполняющего прямые обязанности Президента никак не содержит полномочия отпускать Национальную Размышляю, предназначать голосование, а кроме того вводить совет о поправках и пересмотре утверждений Конституции Русской Федерации.

Как отмечено в заметке 89 Конституции Белоруссии, в случае должностей должности Президента Республики Белоруссия либо неосуществимости выполнения им собственных прямых обязанностей его возможности вплоть до принесения Присяги снова лучшим Президентом переводятся к Премьер-министр-министру.

В Финляндии в основе § 25 Главного закона «Вид управления Финляндии», рядом зарождении преград с целью выполнения прямых обязанностей Президента его прямые обязанности обязаны доверяться в Премьер-министр-министра, а в случае если и некто никак не в пребывании их выполнять, - в таком случае в министра, что представляется заместителем Премьер-министр-министра.

В Швеции, В случае если болячка, странствование из-за рубеж либо иная фактор препятствуют Королю исполнять собственные прямые обязанности, в таком случае прямые обязанности руководителя страны на время осуществляет в свойстве регента Пенис царской династии в согласовании с функциональным режимом престолонаследия, в случае если к данному не имеется преград. Правитель назначается, в случае если царская гогенцоллерны потухнет; в случае если Владыка скончается либо оставит трон, а преемник трона уже никак не добьется 18-ти года. Такого рода процедура показан в § 3, 4 Главного закона Швеции «Вид управления» с 27 февраля 1974 лета.

Главы стран имеют все шансы преждевременно прекратить собственную работа согласно собственной инициативе - таким (образом именуемая увольнение. Отставкой имеют все шансы пользоваться, в соответствии с словам конституций, Глава РФ (ч.2 ст. 92 Конституции РФ); Глава Беларуси, минувший имеет возможность в каждое период имеет возможность передать в отставку (ст. 87 Конституции Республики Белоруссия).

Монарх как правило признается обликом сохраняемым. Таким (образом, § 7 Главного закона Швеции «Вид управления» просто оповещает: «Владыка никак не имеет возможность являться привлечен к ответственности из-за собственные воздействия». Наиболее этого, кроме того никак не имеет возможность являться привлечен к ответственности из-за собственные воздействия в свойстве руководителя страны и вождь.

Президент обдает обязательство из-за собственные воздействия, причины и границы каковой ставятся конституцией. Причинами с целью привлечения к ответственности представляется осуществление тяжелых национальных правонарушений. Уважение виноватым тянет из-за собою устранение с должности.

В согласовании с заметкой 93 Конституции РФ Глава имеет возможность являться отрешен с должности Миром Федерации только лишь в основе повышенного Общегосударственной Думой предъявление обвинения в общегосударственной неверности либо совершении другого тягостного правонарушения, указанного решением Высшего Свида РФ о присутствии в поступках Президента особенностей правонарушения и решением Конституционального Свида РФ о следовании поставленного системы выдвижения предъявление обвинения. Разрешение Общегосударственной Мыслил о выдвижении предъявление обвинения и разрешение Рекомендации Федерации о отрешении Президента с должности обязаны являться взяты 2 третями гласов с совокупного Количества в любой с палат согласно инициативе никак не меньше одной тридцати процентов избранников Общегосударственной Мыслил и рядом присутствии решения особой комиссии, интеллигентной Общегосударственной Думой. Разрешение Рекомендации Федерации о отрешении Президента с должности обязано являться положено никак не позже Нежели в квартальный период в последствии выдвижения Общегосударственной Думой предъявление обвинения вопреки Президента. В случае если в данный период разрешение Рекомендации Федерации никак не достаточно положено, нарекание вопреки Президента признается отвергнутым.

Президент Беларуси, в основе заметки 88 Конституции Республики Беларуси, Глава имеет возможность являться сдвинут с должности в взаимосвязи с совершением общегосударственной измены либо другого тяжелого правонарушения. Разрешение о выдвижении предъявление обвинения и его следствии в данном случае признается общепринятым, в случае если из-за него проголосовало большая часть с абсолютного состава Комнаты агентов согласно предложению никак не меньше одной тридцати процентов нее избранников. Выяснение предъявление обвинения организуется Ответом Республики. Глава признается спихнутым с должности, в случае если из-за данное разрешение проголосовало никак не меньше 2-ух третей с абсолютного состава Рекомендации Республики, а кроме того никак не меньше 2-ух третей с абсолютного состава Дворец агентов. В случае если Комитет Республики и Комната агентов никак не взяли заключения о смещении Президента с должности в развитие месяца с дня выдвижения предъявление обвинения обозначает расхождение предъявление обвинения. В случае смещения Президента в взаимосвязи с совершением правонарушения проблема согласно сути предъявление обвинения рассматривается Высшим Трибуналом.

Итак, сопоставительный исследование абстрактных утверждений вершине стран выявил, согласно каковым аспектам необходимо производить оценку положение руководителя страны. Равно как оказалось, положение находится в зависимости с фигуры управления.

Сравнение главных конституциональных утверждений руководителей стран в Русской Федерации, Беларуси, Финляндии, Швеции и Англии удостоверили абстрактные заключения: в республиках с мощной президентской администрацией, подобных равно как Отечественная Организация и Карачаево-черкесская республика Белоруссия президенты обладают воздействие в всегда раздела администрации: законодательную, исправную и тяжебную. Скипетродержец равно как руководитель страны в нынешнем обществе осуществляет значительнее обрядные воздействия.

Введение

Глава 1. Президент как глава государства в системе органов государственной власти 16

1.1 Правовая природа президентской власти 16

1.2 Квалификационные требования, предъявляемые для занятия должности президента в странах СНГ 41

1.3 Легислатура главы государства 54

Глава 2. Основные элементы конституционно-правового статуса президента в странах СНГ 73

2.1 Функции и полномочия главы государства в странах СНГ 73

2.2 Конституционно-правовая природа и место актов президента в системе законодательства стран СНГ 153

2.3 Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности президента в странах СНГ 178

Заключение 202

Библиографический список 208

Приложение 236

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Демократические преобразования в странах СНГ в начале 90-х годов прошлого столетия основательно затронули государственные институты, существенно трансформировав систему органов государства. Наиболее важным изменением в государственном аппарате этих" стран стало учреждение в 1991 году института президента, хотя аналогичный институт с 1990 года существовал в СССР. Несмотря на многовековой опыт, накопленный развитыми странами мира в сфере организации и деятельности президентства, для государств-участников СНГ данный институт является достаточно новым. При этом следует учитывать, что, несмотря на относительную новизну, уже накоплен определенный опыт функционирования института президента в странах СНГ, дающий возможность для взвешенного анализа и корректировки норм законодательства и правоприменительной практики. Данный опыт требует научного осмысления предназначения института главы государства, обобщения и политико-юридической оценки, и, в силу этого, -специального исследования.

Правовая природа президентской власти

Демократические преобразования начала 1990-х годов оказали влияние на создание новой системы организации государственной власти в странах СНГ. Эта система основана на основных демократических принципах, в числе которых: верховенство права, приоритет прав и свобод человека и гражданина, независимость суда, принцип разделения властей. Среди названных принципов одним из важнейших является принцип разделения властей.

Ш. Монтескье писал: «В государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная... .Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных людей»1.

Приведенные положения Монтескье по-прежнему актуальны и нашли свое применение в практике государственного устройства стран СНГ.

В современной конституционно - правовой науке существуют разные подходы к пониманию принципа разделения властей2, его исследование осуществляется разными методами. А. А. Мишин различает два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально-юридическое закрепление, второй - фактическое «разделение властей». Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

Во всех демократических странах конституционной основой и конституционным принципом осуществления государственной власти признается принцип разделения властей. И если на более ранних этапах государственного строительства под разделением властей понималось расчленение государственной власти на три различные и самостоятельные власти, которые действовали изолированно друг от друга, то теперь под разделением властей обычно имеется ввиду разграничение функций -законодательства, управления и правосудия, которые осуществляются различными органами. Такое понимание четко просматривается и в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Например, в Постановлении от 18 января 1996 года № 2-П Суд констатировал: разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие

Таким образом, единая государственная власть функционально делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

В. И. Радченко полагает, что институт Президента Российской Федерации... «вышел» из конституционной модели принципа разделения властей в Российской Федерации, и осмысление «национальной» конституционной модели разделения властей в Российской Федерации позволит адекватно определить правовую природу института президента". Мы считаем, что данное суждение применимо ко всем странам СНГ.

По мнению В. Е. Чиркина, было бы правильно в условиях полупрезидентских, полупарламентарных республик, рассматривать президентскую власть как особую ветвь власти, имеющую арбитражно координационный характер. В данных ребпубликах глава государства играет руководящую роль по отношению к исполнительной власти, а также наделен отдельные элементы участия в законодательной и судебной власти, что проистекает из положения президента как главы государства. Обладая такими полномочиями, президент в полупрезидентской республике может стать доминирующей фигурой. Возникает четвертая ветвь государственной системы разделения властей1.

Складывающаяся разновидность особой президентской власти в странах СНГ имеет специфические черты: - Наличие тенденции к «демократическому вождизму» цезаристского типа". - Комплексный характер власти, то есть президенты в странах СНГ конституционно наделяются полномочиями других высших органов власти (не только исполнительной, но и законодательной и судебной).

Наличие у президента особых контрольных полномочий (прежде всего в отношении органов исполнительной и законодательной власти), которые либо принадлежат ему по конституции, либо устанавливаются им фактически.

Стремление встать над всеми другими ветвями власти, сосредоточив у себя функции и полномочия арбитра по отношению к ним, что уже предполагает самостоятельность и организационно-правовую независимость от Парламента, Правительства, высших судебных структур, политических партий (в большинстве случаев), а в итоге и от всего общества.

Квалификационные требования, предъявляемые для занятия должности президента в странах СНГ

В государствах с республиканской формой правления, в том числе и странах СНГ, где главой государства является избираемый президент, в отношении кандидата на пост президента установлены определенные нормы, квалификационные требования, которым он должен соответствовать.

Согласимся с мнением Н. А. Сахарова, что большинство их вполне оправданно и приемлемо для всех претендентов на президентский пост1. Такие ограничения диктуются сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией на главу государства. Исходя из значимости и места в системе органов государственной власти главы государства, предъявляемые к кандидату в президенты требования традиционно закреплены в конституционно-правовых нормах.

Одним из таких требований, предъявляемых к лицу, претендующему на занятие поста президента, является наличие у него гражданства. По общему правилу права, свободы и обязанности личности, их объем и содержание находятся в прямой зависимости от правового статуса лица, в данном случае связаны со статусом гражданина.

Конституции стран СНГ разграничивают права и свободы на права и свободы человека и права и свободы гражданина Безусловно, правовой статус человека не тождественен правовому статусу гражданина, однако между ними наблюдается определенная связь.

На единство прав и свобод человека и гражданина указывал И.Е. Фарбер: «Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина. Основные права и свобода гражданина - это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему» . По мнению Б.С. Эбзеева - «права гражданина - форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту»".

Ф.Ф. Кокошкин подчеркивал, что фактические основания различия между гражданами и остальным населением лежат в действительном или предполагаемом участии первых в той коллективной жизни народа, которая создает и поддерживает государство. Граждане участвуют в образовании и сохранении той общественной силы, на которую опирается государственная власть. Поэтому они являются не только отдельными от государства субъектами, вступающими в юридические отношения с ним, но и членами государства, составными элементами государственной личности. Граждане в собственном смысле входят в состав народа, остальные - только в состав населения государства3.

«Права граждан, - писал В.В. Сокольский, - распадаются на права частные и права политические. В древности иностранцы не имели ни тех, ни других прав. В современном государстве пользуются частными, но не пользуются политическими правами, ибо пользование сими последними предполагает полное слияние интересов данного лица с интересами данного государства, а такое слияние можно предположить только в подданных»1. Однако, существует и иная позиция по данному вопросу. Так, В. В. Вискулова высказала иное мнение по поводу принадлежности политических прав лицам, не обладающим статусом гражданина в условиях интернационализации: «Анализ российского и зарубежного законодательства по этому вопросу позволяет нам вьщелить три категории политических прав: политические права, предоставляемые всем иностранным гражданам; политические права, предоставляемые отдельным группам иностранных граждан; политические права, не предоставляемые иностранным гражданам. К первой категории можно отнести право на объединение, распространяемое законодательством болыпинства государств на «каждого» (ст. 30 Конституции РФ, ст. 36 Конституции Республики Беларусь), право обращений (ст. 40 Конституции Украины). Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей можно одновременно отнести как ко второй, так и к третьей категории»".

Таким образом, реализация политических прав и свобод неразрывно связана с институтом гражданства, поскольку посредством данной группы прав воля народа трансформируется в волю государства.

По мнению Б. -С. Эбзеева «гражданство - это связующее звено между свободой личности и народным суверенитетом. Личность, реализуя свои гражданские права и обязанности, тем самым участвует в реализации народного суверенитета, ассоциированным носителем которого она является» .

В государственно-правовой литературе сложилось известное понимание гражданства как научной категории, определяемой либо через понятие правовой (политико-юридической) принадлежности к государству, либо связи лица с государством.

Функции и полномочия главы государства в странах СНГ

Одним из наиболее важных элементов конституционно-правового статуса государственного органа, в том числе и главы государства, являются его функции, которые определяют его предназначение в государственном механизме.

Как отмечает А.Б. Венгеров, правильное теоретическое решение вопроса 0 взаимосвязи функций государства и структур, обеспечивающих их выполнение, имеет существенное практическое значение, «поскольку государственный орган необходимо создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию».1

Функции государства, по мнению Н. И Матузова и А. В. Малько - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение".

По мнению А.А. Мишина и Б.А. Страшуна, функции государства одновременно выступают как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений3.

Существует множество точек зрения ученых стран СНГ по вопросу функций государства, их определения и системы. В то же время понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. По мнению А.И. Лукьянова, «функции органов государственной власти дают предметно-политическую характеристику их деятельности и представляют собой основные стороны их социально-политического назначения, главные направления работы»

Реализация функций и задач государства в функциях и задачах органов государственного власти осуществляется по линии их конкретизации. При этом учитывается место конкретного органа в государственном механизме, возложенные на орган задачи, специфика и потребности той сферы общественной жизни, на которую он воздействует. Президенту же, исходя из этого, свойственны особые функции. Так Л.А. Окуньков пишет: «...из действующей Конституции вытекает, что над этими властями исполнительной, законодательной и судебной - есть координатор: президентская власть, которая соединяет деятельность всех этих властей»".

«По сути дела, здесь заложена концепция президента как носителя наивысшей легитимности (законности) власти в государстве, политического лидера, гида нации, ведущего ее за собой, арбитра и верховного координатора по отношению к парламенту, правительству и всем органам власти и управления субъектов федерации» . Данная формула оказала значительное влияние на содержание аналогичных конституционных формулировок существа президентской власти почти во всех странах СНГ. Президент гарант конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства (ст. 7 Конституции Азербайджана, ст. 49 Конституции Армении). В статье 69 Конституции Грузии установлено, что президент «обеспечивает единство и целостность страны». Согласно ст. 79 Конституции Беларуси, кроме этого, он «гарант экономической и политической стабильности». В Казахстане Президент Республики еще и «символ и гарант единства народа» (п. 2 ст. 40), впрочем как и в Азербайджане, где он такое единство воплощает, обеспечивая «преемственность Азербайджанской государственности» (п. 2 ст. 8). Похожие формулировки содержатся и в ст. 42 Конституции Кыргызской Республики, ст. Конституции Молдовы (здесь формулировки более умеренны), ст. 54 Конституции Туркменистана, пп. 1-3 ст. 93 Конституции Узбекистана, ст. 102 Конституции Украины. По Конституции Таджикистана Президент, кроме перечисленного выше, является гарантом «преемственности и долговечности государства» (ст. 64).

Конституционные функции государства и конституционные функции президента находятся в соотношении «целого» и «части». Указанное соотношение, в свою очередь, имеет существенные особенности, которые диктуются политико-правовыми основами института президента - «главы государства».

Согласимся с М.Т. Баймахановым, который предлагает следующую логическую последовательность «категорий, характеризующих государство, с учетом реалий жизни: сущность государства; долговременные или преходящие задачи; задачи, решаемые им на данном этапе; функции государства».1 Применительно к государственным органам, в частности к президенту, выявленную «логическую последовательность» целесообразно продолжить таким образом: вытекающие из задач и функций государства задачи и функции конкретного государственного органа, определяемые его конституционным статусом; компетенция (права, обязанности и предметы ведения) государственного органа, реализуемая в установленных организационно-правовых формах; увязанная с функциями и компетенцией ответственность государственного органа.

Конституционно-правовая природа и место актов президента в системе законодательства стран СНГ

Для реализации конституционных полномочий глава государства издает акты. Объем полномочия президента издавать акты и условия его осуществления во многом зависят от типа политического режима.

При тоталитарных и авторитарных режимах президенты наделены самыми широкими полномочиями в издании указов, заменяющих собой законы. В условиях демократических режимов и осуществления принципа, разделения властей президенты также наделяются правом издавать указы, постановления и принимать другие решения в пределах своих полномочий: По мнению Н. А. Сахарова акты главы государства при демократическом режиме «во-первых, имеют не.силу закона, а являются подзаконными по своему статусу. Во-вторых, сфера действия президентских актов, носит ограниченный характер, и они отнюдь не подменяют собой, законодательство; а тем более конституционные нормы»1. Однако анализ Конституций стран СНГ позволяет сделать вывод, что во многих странах СНГ нормативные акты главы государства принимаются по широкому кругу вопросов, в том числе и по таким, которые формально-юридически, принадлежат компетенции высшего представительного и законодательного органа. Поэтому на практике и предметно и содержательно некоторые акты главы государства в странах СНГ имеют фактическую силу закона- и-принимаются по вопросам, не отнесенным Конституциями к компетенции главы государства.

Место актов президента в системе законодательства зависит также от формы правления того или иного государства, применительно к странам СНГ - от типа республики.

Для президентских республик характерна широкая возможность главы государства своими актами регулировать общественные отношения:

В полупрезидентских республиках глава государства также обладает правом издавать указы, но почти все они носят подзаконный административный характер. Кроме того, часто президентские указы могут вступить в силу только при наличии второй подписи премьер-министра или того министра, в ведении которого находится сфера применения указа. В парламентарных республиках возможность президента влиять на законодательный процесс посредством указов сведена к минимуму, его право на издание подобных указов, носит формальный и ограниченный характер.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения (ст. 90 Конституции. России), которые обязательны на всей территории государства и не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Следует отметить, что издаваемые президентом акты не всегда именуются указами. Позволим себе не согласится с мнением С В. Полениной; что «наименование, которое присваивают своим нормативно-правовым, актам каждый из органов государства, играет, безусловно, важную роль для-определения характера принимаемого решения, однако его выбор носит скорее характер субъективного усмотрения законодателя, чем объективно обусловленной необходимости»1. Дальнейшее исследование покажет, что в странах СНГ акты главы государства, имеющие различное наименования отличаются и разной юридической силой; то есть различное наименование актов является объективно обусловленной необходимостью.

В странах СНГ глава государства издает: в Беларуси - декреты, указы и распоряжения (ст. 85 Конституции Беларуси), в Узбекистане и Туркменистане -указы, постановления и распоряжения (ст. 94 Конституции Узбекистана, ст. 56 Конституции Туркменистана), в Украине, Кыргызстане, Грузии, Азербайджане, Таджикистана и Армении - указы и распоряжения (ст. 106 Конституции

Украины, п. 1 ст. 47 Конституции Кыргызстана, ст. 73 Конституции Грузии, ст. 113 Конституции Азербайджана, ст. 70 Конституции Таджикистана, ст. 56 Конституции Армении) в Казахстане - законы, указы, имеющие силу закона, указы и распоряжения, (ст. 43 Конституции Казахстана). В Молдове единственным видом актов президента являются указы (ст. 94 Конституции Молдовы).

Таким образом, среди актов президента в странах СНГ можно выделить следующие виды: 1) указы, имеющие силу закона; 2) декреты; 3) указы; 4) постановления; 5) распоряжения.

Проанализируем такие специфические акты главы государства в некоторых странах СНГ как законы, декреты и указы, имеющие силу закона. Так, в Белоруссии и Грузии президенты кроме традиционных указов и распоряжений, имеющие общеобязательную силу на всей территории издает декреты, имеющие силу закона.

Государство выполняет свои внутренние и внешние функции посредством определённых институтов и учреждений, наделённых государственно-властными полномочиями и соответствующей компетенцией. Совокупность таких институтов и учреждений принято называть органами государственной власти .

С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:

- законодательную (парламент);

- исполнительную (глава государства, правительство);

- судебную .

Такое деление предполагает жёсткое размежевание сфер ответственности, независимость и уравновешенность всех трёх ветвей власти с помощью системы сдержек и противовесов.

Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

Статус главы государства:

Олицетворяет собой единство нации;

Является символом государства;

Представляет страну на международной арене;

Выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;

Служит связующим звеном между высшими органами власти.

В качестве главы государства может выступать монарх , президент, премьер-министр . Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которых форма правления и политический режим .

В монархиях главой государства является король, им­ператор, шах и т.д., пост которого является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях (ОАЭ, Сау­довская Аравия, Кувейт). В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный, представительный характер.

В республике главой государства является, как правило, президент . Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Россия, Беларусь), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в состав которого входят уполно­моченные земель и депутаты бундестага. Неодинаков и срок полномочий президента: в США – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица.

Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в ру­ках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).


В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления).

В полномочия президента входит:

Формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

Обращение к парламенту с посланиями;

Роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

Подписание и контроль за исполнением законов;

Право вето на отдельные законодательные акты;

Назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

Право помилования, амнистии;

Решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

Прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

Ведение переговоров и заключение международных соглашений;

Введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

Государство выполняет свои внутренние и внешние функции посредством определённых институтов и учреждений, наделённых государственно-властными полномочиями и соответствующей компетенцией. Совокупность таких институтов и учреждений принято называть органами государственной власти .

С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:

    законодательную (парламент);

    исполнительную (глава государства, правительство);

    судебную .

Такое деление предполагает жёсткое размежевание сфер ответственности, независимость и уравновешенность всех трёх ветвей власти с помощью системы сдержек и противовесов.

Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

Статус главы государства:

    олицетворяет собой единство нации;

    является символом государства;

    представляет страну на международной арене;

    выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;

    служит связующим звеном между высшими органами власти.

В качестве главы государства может выступать монарх ,президент, премьер-министр . Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которыхформа правления иполитический режим .

В монархиях главой государства является король, им­ператор, шах и т.д., пост которого является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях (ОАЭ, Сау­довская Аравия, Кувейт). В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный, представительный характер.

В республике главой государства является, как правило, президент . Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Россия, Беларусь), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в состав которого входят уполно­моченные земель и депутаты бундестага. Неодинаков и срок полномочий президента: в США – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица.

Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламен тской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в ру­ках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).

В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления).

В полномочия президента входит:

    формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

    обращение к парламенту с посланиями;

    роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

    подписание и контроль за исполнением законов;

    право вето на отдельные законодательные акты;

    назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

    право помилования, амнистии;

    решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

    прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

    ведение переговоров и заключение международных соглашений;

    введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

В системе институтов государственной власти высшее место формально или реально принадлежит главе государства, представляющему данное государство как внутри страны, так и вне ее. Теории государства в зависимости от критерия множественности субъекта главы государства, известны две его формы: единоличная и коллегиальная. Наиболее распространенной является единоличная форма главы государства, выражением которой является либо наследственный монарх, либо выборный президент. Коллективными главами государств являются и хунты в виде военных или военно-революционных комитетов, которые устанавливаются в странах в результате военных переворотов Черкасов, А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира [Текст]/ А.И. Черкасов. - СПб.: Дело, 2008. -с. 247- 280. .

Реальные статус и роль главы государства во многом определяются формами государства, прежде всего формой правления и государственно-политическим режимом Енгибарян, Р.В. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие [Текст]/ Р.В. Енгибарян. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -С411-420.. При всем различии места и роли глав государств в разных странах можно выделить ряд их общих функций и полномочий. Так, для полномочий главы государства независимо от того, является ли он монархом или президентом, характерно предоставление ему прав созыва сессий парламента, отсрочки его заседаний, промульгирования и опубликования законов, а нередко и права роспуска парламента, права отлагательного или абсолютного вето, права обращения в орган конституционного контроля и др. Глава государства обычно формирует правительство или принимает участие в его формировании, обладает правом отправления правительства и его министров в отставку или участия в этом процессе, правом назначения судей или участия в формировании судебных органов, правом предоставления, восстановления гражданства, предоставления убежища, помилования осужденных, награждения государственными наградами, правом заключения международных договоров и соглашений, их ратификации и денонсации, назначения и отзыва дипломатических представителей, принятия верительных и отзывных грамот иностранных дипломатических представителей и др. Обычно глава государства является и верховным главнокомандующим вооруженными силами страны со всеми вытекающими из этого полномочиями.

Конкретный объем, пути и формы реализации полномочий главы государства в отдельных странах зависят как от формы государственного правления и государственно-политического режима в данной стране, так и от других установлений ее конституции. При этом одни полномочия глава государства осуществляет самостоятельно, а другие (особенно в парламентских республиках и монархиях) -- по предварительному решению иных государственных органов (парламента, правительства), т.е. в порядке контрассигнации. На этой основе рассмотрим теперь особенности конституционно-правового статуса двух основных разновидностей главы государства -- монарха и президента Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст]/В.Е Чиркин. - М., 1997.-- с 374..

Особенности конституционно-правового статуса монарха

Монархия -- это такая форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства -- монарху (королю, императору, султану и т.д.), обычно получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.

Общими полномочиями главы государства при монархической форме правления являются: а) единоличная верховная государственная власть и б) получение этой власти и передача ее по принципу крови, по наследству. Встречавшиеся в истории и современности отдельные редкие отклонения от этих норм не могут поставить под сомнение принципиальную значимость указанных юридических признаков монархии Тихомиров Л.А. Монархическая государственность [Текст]/ Л.А. Тихомиров. - С-Пб.: 1992. - С.668. Точно так же тот факт, что во многих монархиях главе государства реальная верховная государственная власть не принадлежит, поскольку страной фактически управляют другие государственные органы, не может отменить того, что номинально именно монарх олицетворяет верховную власть. Вместе с тем конституции различных монархических стран по-разному закрепляют соответствующую форму правления в каждой из них и конституционно-правовой статус монарха. Это в решающей мере зависит от того, о какой разновидности монархии идет речь Чиркин, В.Е. Основы сравнительного государствоведения [Текст] / В.Е. Чиркин.- М.: 1997. - С. 132..

Абсолютная монархия -- это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений, не деля эту власть ни с кем. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.

Дуалистическая монархия -- ранняя разновидность ограниченной монархии, в рамках которой происходит определенное отделение законодательной власти от монарха, сохраняющего всю полноту исполнительной власти. В таких монархиях имеется конституция и парламент, законодательная власть в своей основе принадлежит не монарху, а избираемому парламенту. Но в то же время монарх, во-первых, обладает правом абсолютного вето, которое не может быть отклонено парламентом; а во-вторых, монарх чаще всего сохраняет за собой право издания чрезвычайных указов, имеющих силу закона. Важно и то, что в таких монархиях король обычно имеет неограниченную возможность распускать парламент и тем самым превращать дуалистическую монархию в абсолютную Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст] / А.А. Мишин. - М.: Феникс, 1996.- С. 78.. Правительство в таких монархиях ответственно только перед ним и не подотчетно парламенту, который способен влиять на деятельность правительства лишь через использование своего права утверждать государственный бюджет. В целом же в дуалистических монархиях совершенно очевидно преобладание власти монарха над представительной властью.

Парламентарная (парламентская) монархия -- это такая разновидность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно ограничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной. Формально и в таких монархиях король сохраняет статус главы государства и обычно назначает правительство, но фактически он чаще всего страной управляет правительство, формируемое парламентом и ответственное лишь перед ним в своей деятельности. В парламентарных монархиях центральная и решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти монарх -- парламент -- правительство принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации Монархия [Электронный ресурс] / Википедия -- свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Дата обращения: 12.05.2011. - Загл. с экрана.

Особенности конституционно-правового статуса президента

Термин «президент» происходит от латинского «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли лиц, председательствующих на различных собраниях. В современном понимании президент - это должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на определенный срок. Родиной института президентства считаются США Сахаров, Н.А. Институт президентства в современном мире [Текст] / Н.А. Сахаров. - М.: Юрид. лит., 1994. - 176 c.. Наиболее типичными полномочиями президента являются следующие: президент олицетворяет свою страну в отношениях с другими государствами и международными органами и организациями, подписывает международные договоры, участвует в решении вопросов войны и мира, назначает и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные грамоты послов других государств; он может иметь своих представителей в регионах страны. Иными словами, президент -- высший представитель всей страны.

В области осуществления исполнительной власти президент либо самостоятельно, либо по представлению лидера партии парламентского большинства назначает премьер-министра, принимает его отставку, назначает и смещает министров по собственной инициативе или по предложению премьер-министра, назначает ряд других высших должностных лиц Котенков А.А. Президент -- Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе [Текст] / А.А. Котенков // Государство и право. - 1998.- № 9. - С. 21-25 . В некоторых странах он может сам возглавлять правительство или созывать его и председательствовать на его заседаниях. Именно президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем совета национальной безопасности, назначает высшее военное руководство, присваивает высшие воинские звания. Ему принадлежит право объявления чрезвычайного, военного или осадного положения с последующим утверждением такого решения парламентом, право введения президентского правления и осуществления федерального вмешательства. Президент награждает знаками отличия, присваивает почетные звания, решает вопросы приема в гражданство страны и выхода из него, предоставления убежища иностранным лицам, помилования и др Косопкин, А.С. Президент, конгресс, законодательство [Текст] / А.С. Косопкин// Государство и право. - 2008. - №1. - С. 4-12. .

В законодательной области и иной нормотворческой деятельности президент обычно обладает правом законодательной инициативы, подписывает, промульгирует и публикует законы, может обладать правом отказа от подписи принятых парламентом законов и правом обращения в орган конституционного контроля по поводу конституционности законодательных и иных правовых актов Енгибарян, Р.В. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие [Текст]/ Р.В. Енгибарян. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 543 с.

с.411. В отношении парламента президент обычно назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, обладает правом досрочного роспуска парламента или его нижней палаты, обращаться к парламенту с посланием о программе законодательной деятельности в стране и другим вопросам.

В области судебной власти президент назначает или предлагает кандидатуры судей высших судебных инстанций, а иногда и других судов, обладает правом помилования и смягчения наказания, а с согласия парламента нередко может объявлять и амнистию. Это же относится и к назначению и предложению кандидатур для назначения прокуроров.

В зависимости от существующей в государствах с республиканской формой правления модели президентской власти различают президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентарные республики. Государства с президентской и полупрезидентской формами правления имеют сильного президента, обладающего реальными полномочиями в осуществлении государственной власти. В государствах с парламентарной формой правления президент не располагает реальной властью, он осуществляет свои полномочия по согласованию с правительством Чиркин В.Е. Президентская власть [Текст] / В. Е. Чиркин. // Государство и право. 1997. - № 5.- С 27 - 31..

Особенности статуса президента в президентской республике:

1) президент избирается населением независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием); 2) президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства; 3) правительства как коллегиального органа обычно не существует. Каждый министр в отдельности назначается и освобождается от должности президентом, но кандидатуры министров должны быть утверждены парламентом; 4) правительство президента не несет политической ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Парламент не может отправить правительство в отставку. Президент, в свою очередь, не имеет права распускать парламент и назначать досрочные выборы Кувалдин В.Б. Президентская и парламентская республики как формы демократического транзита [Текст] / В.Б. Кувалдин // Полис. 1998. - № 5.- С. 42 - 48..

Особенности статуса президента в парламентарной республике:

1) президент избирается парламентом или избирательной коллегией с участием парламента; 2) президент - глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства. Глава государства обычно осуществляет свои полномочия с согласия и по инициативе правительства. В большинстве парламентарных республик существует институт контрасигнатуры актов главы государства соответствующими членами правительства; 3) президент назначает главу правительства из числа лидеров наиболее влиятельных партийных фракций парламента (так как правительство должно пользоваться доверием парламента) и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства; 4) правительство несет политическую ответственность перед парламентом. В случае, если парламент выразит вотум недоверия правительству, оно будет вынуждено уйти в отставку, однако президент по рекомендации правительства может принять решение о роспуске парламента и назначении досрочных выборов Котенков А.А. Президент -- Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе [Текст] / А.А. Котенков // Государство и право. 1998.- .№ 9.- С.10 - 15..

Особенности статуса президента в полупрезидентской республике:

  • 1) президент избирается населением независимо от парламента путем прямых выборов; 2) президент является главой государства. Исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства; 3) правительство назначается президентом, однако оно должно пользоваться доверием парламента; 4) правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент обладает правом роспуска парламента.
  • *****

Итак, суммировав вышесказанное, можно сделать вывод, что институт главы государства существует во всех современных государствах. Глава государства занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. Выделяют два основных вида главы государства - монарх и президент. В зависимости от формы правления полномочия монарха и президента существенно различаются. Роль и полномочия президента в реальном управлении страной также существенно зависят от того, о какой республиканской форме правления идет речь.


Самое обсуждаемое
Яичная болтушка. Яичница-болтунья. Пошаговый рецепт яичницы болтуньи Яичная болтушка. Яичница-болтунья. Пошаговый рецепт яичницы болтуньи
Рецепты приготовления фетучини Рецепты приготовления фетучини
Любовный гороскоп для знака рыбы на сентябрь Любовный гороскоп для знака рыбы на сентябрь


top