Святой николай 22 мая. Никола Летний: народные традиции и приметы в день Николая Чудотворца. Легенда о появлении праздника

Святой николай 22 мая. Никола Летний: народные традиции и приметы в день Николая Чудотворца. Легенда о появлении праздника



22 мая отмечается праздник Николая Чудотворца. В этот день у него просят помощи, но прежде произносят молитву. Обычно обращаются к нему те, кому тяжело не душе, а также чтобы попросить о достатке, благополучии и хорошей дороге.

Молитвы Николаю Чудотворцу

Прежде чем просить о помощи, нужно прочитать молитву:
«О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих ко твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих! Скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е; и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирского мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междуусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодотию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуияго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.»

Если у вас ломят суставы, прочитайте такую молитву:

«Ломотица, щипатица, костный родимец, все суставы и полусуставы, голенища, не скрипите, не болите у рабы Божьей... (имя), чтобы ей больше не страдать, дайте спать. Аминь.»

Если вы собираетесь в путь, прочитайте такой заговор:

«Дорога – царевна, Путь – мой царь. Вера в Христа была встарь, Вера есть и поныне. Со мной мой щит, сам Иисус Христос, Спасова рука от всякого врага. Кто ко мне руку протянет, сам покойником станет. Ключ во рту, замок в реке, оберег на мне. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»




Традиции праздника и что нельзя делать в этот день

Николай Чудотворец - великий святой. Его знают и почитают не только в России, но и в Западной Европе. Есть мнение, что Николай Чудотворец - самый почитаемый на Руси святой. Не случайно память святителя Николая Чудотворца Русская православная чтит каждый четверг.

В этот день принято готовить специальную еду - печь оладьи и готовить утиный суп. Чтобы к вам пришла удача, не доедайте оладью до конца, а отдайте склевать птицам.

В этот день нельзя думать только о себе. Если вас просят о помощи - помогите. Ведь существует примета, что если отвергните просьбу - 7 лет вас будут преследовать неудачи и убытки. Чтобы год был удачным, сделайте в этот день не менее 5 добрых дел. Особенно подумайте о тех, кто действительно в чем-то очень нуждается.

Также в этот день нельзя шить, стирать и выполнять работы по дому. Лучше посетите храм, зажгите свечи и помолитесь.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи!

Какой сегодня праздник: 22 мая 2019 года отмечается церковный праздник День Святого Николая Чудотворца

Сегодня 22 мая отмечается День Святого Николая Чудотворца. Накануне вечером в храм Христа Спасителя в Москве из итальянского Бари доставили частицу мощей Николая Чудотворца.

22 мая 2019 года в народе почитают Святого Николая. Согласно народному календарю, в году есть два праздника, посвященного Николаю Чудотворцу - Никола зимний 19 декабря и Никола весенний (летний) – 22 мая.

Николая Чудотворца чтут также на Западе, а в России даже далекие от Церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Кроме посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Николай Чудотворец: в чем помогает

Святителя Николая особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям.

День Святого Николая Чудотворца 22 мая: почитание на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей, в честь его имени святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина, а над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Народные традиции

На Руси Николая Угодника считали «старшим» среди святых. Его называли «милостивым», в честь него строили храмы и называли детей.

На Николу Зимнего люди устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво, а на Николу Летнего, или Вешнего крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

Кому покровительствует удивительный и известный святой?

Николай Чудотворец признается покровителем детей, а в Европе даже именуется прототипом Санта-Клауса. Он также благосклонен к путешественникам, всем морякам, торговцам и тем, кому для исцеления необходимо настоящее чудо.

Почему Святого Николая именуют Угодником?

Такое имя святой получил за свое угодное служение Богу. Николай Угодник молился с такой силой и верой, что даже после смерти его мощи оставались не тронутыми тленом. Они мироточили, и от этой благодати исцелялись сотни верующих.

Как правильно праздновать 22 мая?

22 мая – День Святого Николая – Чудотворца славят и чествуют в самых разных церквях и приходах. Верующие в этот праздник стараются отказаться от мяса и яиц, накрывая столы с рыбными блюдами.

Ранее, когда сельское хозяйство было развито больше, на Николу Вешнего христиане организовывали массовые шествия с вереницами икон и образов. Верующие люди участвовали в молебне, просили о милости и дожде. Обычно, крестные ходы заканчивались в полях или возле водозаборных колодцев. Считалось, что милостивый Николай может подсобить в борьбе с засухой и непогодой.

Сегодня в данный день можно посетить храм, где обязательно будет проводиться служба. Можно также помолиться дома, прося Николая Угодника о помощи в каком-либо деле.

Вечером нужно собраться всей семьей за праздничным столом и провести общую благодарственную молитву святому за его заступничество. Это христианское торжество не связано с трагическими событиями, поэтому праздновать можно легко и весело.

В день памяти Николы Вешнего ничего не стоит делать для себя лично. Так как святой все отдавал людям, то и верующим в такой день стоит отдать что-то на благотворительность, подать милостыню или деньги на строительство церкви. Приветствуется помощь сиротам и детским домам, а также бедным семьям.

День Николы Летнего является одним из наиболее почитаемых христианской церковью праздников. Торжество приурочено ко дню переноса мощей святого Угодника Николая в город Бари, находящийся в Италии. В православии Николай Чудотворец считается покровителем детей, влюбленных пар, солдат, купцов, торговцев. Кроме того, Святитель является и защитником людей, которые незаслуженно понесли наказание.

Легенда о появлении праздника

Святого Николая славят 22 мая и 19 декабря. На Николу Зимнего принято одаривать друг друга презентами. А во время весеннего торжества можно ограничиться красивыми поздравительными открытками и словесными пожеланиями счастья, добра и мира.

Святой Николай почитаем всеми христианами. Его очень часто вспоминают при ежедневных службах и отводят ему особенное место в христианской иерархии святых.

Существует легенда о том, что когда один крестьянин застрял со своей телегой в грязи, он попросил о помощи проходящего мимо Святого Касьяна. (37.112.220.246) . Но тот отказал, сославшись на то, что торопится к Господу. Когда же рядом с крестьянином проходил Святой Николай, он помог тому вытащить телегу из канавы и явился к Господу весь в грязи. Там у святого спросили, почему он так испачкался и задержался, на что он ответил, что помогал человеку, по информации на 23:05:17. С тех пор Николая Угодника восхваляют дважды в год, а христианского Святого Касьяна раз в четыре года.

О зимнем празднике, посвященном Николая Угоднику, также есть свое сказание. Еще при жизни святой узнал, что в его городе есть бедняк, который решился на страшный грех. Чтобы выбраться из бедности и выдать замуж двух дочерей, человек задумал отдать третью девушку в бордель. Тогда Николай Чудотворец пробрался ночью в дом бедняка и подкинул ему мешок с золотом. Бедный человек не мог поверить своему счастью и выдал замуж старшую дочь. Затем Николай Угодник пробрался в дом бедняка с мешочком золота во второй раз, и мужчина сыграл свадьбу для средней дочери. Бедняку было интересно, кто же его благодетель? Поэтому в третий раз он выследил епископа и бросился за ним, чтобы поблагодарить того за невиданную щедрость. А затем выдал замуж и третью дочь, стало известно Рос-Регистр. С тех пор на 19 декабря закрепился обычай дарить подарки и небольшие сувениры, которые тайно размещаются ночью возле камина или елки.

За свои земные годы данный святой сотворил множество невероятных чудес и свершил огромное количество добрых дел. Он не отказывал в помощи ни верующим, ни язычникам, побуждая в них раскаяние и наставляя на истинный путь.

Верующие люди знают, что 22 мая – День Святого Николая. Они с радостью ходят на службу, помня о заступничестве архиепископа. И верят, что даже после смерти святой оберегает их с небес, дарит им защиту и надежду на исцеление недугов. Удивительный человек и популярный в народе святой одинаково известен как в России, так и за границей. В его честь возведено много храмов и церквей. Его знают не только христиане, но и люди иной веры. Святого помнят и славят в своих молитвах все верующие в православии и католики.

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним, называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

Словосочетание «Никола Мокрый» происходит от того, что этот святой во все века считался покровителем моряков и, вообще, всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто - в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли «Никола Мокрый».

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

Николай Чудотворец , или Николай Угодник, или святитель Николай (ок. 270, Ликия — ок. 345) — причислен к лику святых в христианской, католической и древневосточной церквях, вероучение которых базируется на текстах Священного Писания и Священного Предания. Покровитель купцов, моряков и детей при жизни 40 лет был архиепископ ликийского города Мира (Византия).

Жизненный путь Николая Мирликийского очень похож на путь Николая Синайского (Пинарского). Оба были рождены в Ликии, стали архиепископами, причислены к лику святых и почитаются, как чудотворцы. Запутавшись в совпадениях, древние летописцы иногда объединяли деяния этих святых. Поэтому на протяжении нескольких веков действовало заблуждение о существовании в церковной истории всего одного святого Николая Чудотворца.

Жизнеописание

В соответствии с житием, родился святитель Николай в III веке на территории современной Турции в колонии греков Патара. В те времена культурный и внешний облик этого региона находился под влиянием эллинистических традиций, а Ликия входила в состав Римской империи. В раннем детстве проявился интерес Николая к религии и юноша решил всю жизнь посвятить служению Христу. Принято считать, что его родители были очень состоятельными христианами и обеспечили ему хорошее начальное образование в Патаре (провинция Ликия). Перепутав его с Николаем Пинарским, многие древние биографы ошибочно полагали, что матерью Николая Мирликийского была Нонна, а отцом — Феофан (Епифаний).

Николаю с детских лет легко давалось изучение Божественного Писания. Все свободное время он проводил в храме, а по ночам читал священные книги и молился, творя из своего тела достойное жилище для Духа Святого. Его дядя епископ Николай Патарский, видя такое усердие, назначил его чтецом, а позже возвел в священники, доверил Николаю говорить проповеди и поучать паству.

После смерти родителей святитель Николай унаследовал значительное состояние, которое он полностью отдал на благотворительные нужды.

Начало служения святителя Николая священником припало на время, когда в Римской империи правили императоры Диоклетиан (284-305) и Максимиан (286-305). Диоклетиан в 303-м году подписал эдикт, которым разрешалось систематически преследовать христиан на всей территории империи. Жестокие правители отреклись от престола первого мая 305 года, и их приемник в западной части империи — Константин Хлор (305-306) отменил гонения верующих в Христа и запретил погромы христианских домов. На востоке римской империи с 305 года правил Галерий (305-311), который продолжал преследования христиан и издал эдикт о веротерпимости лишь перед самой своей кончиной в 311 году. 8 лет (303-311) узаконенного систематического гонения христиан считаются самыми продолжительными в истории Римского государства.

Соправитель Галерия — Лициний (307-324) — после его смерти относился к представителям христианской религии вполне терпимо. В результате общины христиан стали активно развиваться. Именно в этот период в Мире (современное название города в турецкой провинции Анталия - Демре) епископом был святитель Николай.

Современники приписывают ему разрушение некоторых храмов языческих богов, среди которых храм Артемиды (в римской мифологии Диана). Существует древнее сказание, которое подтверждает грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский, будто бы во время Вселенского собора (325) Николай дал пощечину своему оппоненту Арию. Согласно учению Иоанна Златоуста : «если услышишь, что кто-то хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его — не отвращайся… Пусть узнают необузданные развращенные… еретики, что им подобает бояться рабов Божьих» , «и если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом» .

Вероятно, благодаря этому инциденту святитель Николай стал популярен как заступник оклеветанных, который часто приходил им на помощь и избавлял от несправедливого заточения. Кроме того, он молился за путешественников, в особенности за моряков.

Деяния и чудеса

Именно к святителю Николаю чаще всего обращаются за помощью и защитой мореплаватели в час кораблекрушения или сильного шторма. В его жизнеописании значится о том, что в юношеские годы он учился в Александрии. В одном из своих путешествий на корабле из Миры в Александрию он воскресил моряка, который разбился насмерть, сорвавшись с корабельной оснастки во время бури. В другом эпизоде из жизнеописания святого говорится о спасении моряка во время обратного путешествия из Александрии в Миру, вместе с которым Николай после прибытия пришел в церковь.

Среди католиков очень популярна легенда о бескорыстной помощи святителя Николая трем юным девушкам. Отец трех прекрасных сестер был очень беден и не мог им обеспечить приличное приданое. Поэтому он решил извлечь доход из их красоты. Прослышав об этом, Николай проникся судьбой несчастных и решил им помочь. Не желая унижать их и зная, что они вряд ли примут помощь от незнакомого человека, он скромно, скрываясь от посторонних глаз, пробрался в жилище красавиц и оставил небольшой кошелек с деньгами для старшей дочери. Через год, когда подросла средняя дочь, Николай решил и ей помочь устроить свою судьбу. Некоторые версии истории, говорят о следующем дне. Отец девушек догадался о том, что кто-то помогает его семье и решил отблагодарить доброго человека. Он спрятался в комнате у младшей дочери и дождавшись ночи визита, увидел благочестивого Николая. Известно два варианта дальнейшего развития сюжета. Первый — Николай попался, но принимать благодарность отказался, мотивируя свой поступок тем, что отец дочерей должен благодарить лишь Бога. Второй — святитель заранее проведал о коварном плане бедняка, поэтому бросил свое пожертвование через дымоход. Кошелек с деньгами упал прямо в носок младшей дочери, который сушился возле огня. Эта церковная легенда стала основой для создания в народе образа доброго Санта Клауса, залетающего через дымоход и оставляющего подарки в носках у камина.

Святитель Николай прославился также своим умением справедливо и честно примерять враждующие стороны, защищать права невинно осужденных и избавлять от напрасной смерти.

Перенесение мощей

Турки, варварски опустошающие территорию Византии в ХІ веке, не останавливались ни перед чем, оскверняя и уничтожая национальные святыни и народное достояние: храмы, иконы, мощи святых, книги. Турки даже попытались развеять по миру останки самого чтимого всеми христианами Николая Чудотворца.

По мотивам старинной легенды, в 792 году арабский халиф Харун Ар-Рашид, который после своего отца продолжал вести борьбу с Византией, приказал начальнику своего флота Хумейду полностью разворовать остров Родос. Успешно справившись с приказом своего повелителя, он поспешил к Мирам Ликийским, дабы разрушить и обворовать саркофаг с мощами святителя Николая. Но как оказалось позже, уничтожение постигло другой гроб, рядом стоящий. Варвары не успели опомниться от содеянного, как сильный шторм в море разбил почти всю флотилию святотатцев.

Ни восточные, ни западные христиане, и в частности итальянцы, не смогли смириться с такими выходками турков-мусульман: они очень переживали за судьбу мощей святителя. Поэтому в 1087 году торговцы и купцы из Венеции и Бари решили посетить Антиохию с той целью, чтобы, возвращаясь домой в Италию, взять с собой мощи святителя Николая.

По предварительно разработанному плану, двоих барян послали в город, чтобы разведать обстановку. Возвратившись, они доложили, что все спокойно, а в церкви, где покоятся мощи святителя, находятся несколько монахов. 47 вооруженных чужеземцев мгновенно последовали к храму. Сторожившие гробницу монахи без всяческих подозрений даже указали ее местонахождение. Причем один из монахов по наивности и доверию сам рассказал незнакомцам о своем ночном видении: якобы сам святитель Николай просил бережнее и внимательнее отнестись к хранению мощей. То, что поведал монах, еще больше воодушевило итальянцев, так как они разглядели в этом некий знак. Для оправдания своего поступка чужеземцы честно признались в своих тайных планах, предложив монахам большой выкуп — 300 монет золотом.
Но монахи не только наотрез отказались, но и решили поведать об этом всем жителям города. Осуществить это им не удалось, потому как итальянцы их связали и приставили еще охрану.

Чужеземцы-баряне разрушили помост и обнаружили под ним гробницу, которая была полностью наполнена святым миром, после чего Лупп и Дрого, пресвитеры, а также все присутствующие приняли участие в совершении священного обряда литии. Далее, юноша, назвавший себя Матфеем, начал доставать из гробницы мощи. Все это происходило 20 апреля 1087 года.

Пресвитер Дрого вместе с барянами, облачив в одежду мощи, бережно отнес их на борт корабля. Освободившиеся от плена чужеземцев монахи поспешили уведомить горожан о том, что итальянцы похитили мощи. Жители Антиохии все как один высыпали на морской берег, но увы, они уже не могли вернуть святыню.

Приплывшие 8 мая в город Бари корабли привезли радостную весть, о которой мгновенно узнали все горожане. Наутро следующего дня мощи святителя со всеми почестями доставили в церковь святого Стефана. Вся церемония сопровождалась исцелением больных и помощью несчастным. Миряне еще больше благоговели перед личностью великого Богоугодника. Через несколько лет в Бари в честь святителя Николая построили церковь, которую впоследствии освятил папа Урбан II.

Сегодня мощи покоятся в Бари в базилике святого Николая. Там же находится и православная церковь. Но все же часть мощей осталась в Турции и хранится в храме святого Николая.

Баряне успели забрать большую половину мощей, а в могиле остались только мелкие частички. Венецианские моряки во время Первого крестового похода собрали фрагменты и доставили их в Венецию. Некоторое время спустя в Венеции возвели церковь святого Николая, который стал покровителем моряков. В результате проведенных независимых исследований в Бари и Венеции было доказано, что мощи принадлежат одному и тому же скелету.

Установление праздника

Изначально перенесение мощей святителя Николая праздновали только в городе Бари, в Италии. Страны Востока и Запада, где исповедовали Христианство, не принимали этот праздник, невзирая на его известность. Церковь в Греции также не считала этот день праздником, так как это событие относилось к разряду очень печальных.

В то же время на Руси почитание святителя Николая довольно быстро стало широким и повсеместным. После 1087 года Русская Православная Церковь 9 мая начала праздновать перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари благодаря прочно установившемуся в сознании русского народа великого святого. Однако архиепископ Черниговский Филарет не поддерживал эту дату, считая годом перенесения мощей святителя Николая — 1091 год, а митрополит Московский и Коломенский Макарий утверждал, что праздник установил Митрополит Киевский Иоанн II (1077-1089 гг.). Протоиерей Николай Погребняк придерживается мнения, что этот праздник установила сама церковь, в частности, святитель Ефрем (1089). Ученый Д. Г. Хрусталев предполагает, что на Руси эту дату начали праздновать в 1092 году.

Сегодня праздник перенесения мощей активно поддерживают Русская и Болгарская церкви. В Сербии церковный праздник Слава Святого Николая Чудотворца — самый почитаемый. Католики за пределами итальянского города Бари не поддерживают празднования, чего не скажешь о католиках самого Бари.

Почитание

Церковный календарь Русской православной церкви сегодня выделяет 3 даты празднования . Каждый из этих дней отличается своей гимнографией:

  • 6 (19) декабря — день смерти святителя (в народе этот праздник именуется «Никола вешний»)
  • 9 (22) мая — день, когда мощи святого привезли в город Бари (в народе «вещий Николай»)
  • 29 июля (11 августа) — день рождения святителя Николая. До наших дней дошло 2 различный варианта богослужения на этот праздник XVII-XVIII вв.
  • Греческое происхождение доказано точно только касательно одной из указанных выше памятных гимнографий — Преставления св. Николая. Служба на этом празднике была составлена в Византии. Другие 5 памятных событий почитаемы Русской православной церковью и соответственно гимнографии к ним составляли российские песнотворцы.

    Отдельно следует выделить группу праздников, восславляющих чудотворные иконы святителя, которых в церковном календаре значится довольно много. Кроме того, память Николаю Чудотворцу принято воздавать еженедельно по четвергам, исполняя в храме особые песнопения.

    Память о святителе Николае была включена в 1987 году в Собор Тульских святых, созданный в канун тысячелетия Крещения Руси и 200-летия Тульской епархии.

    Мощи святителя Николая

    После смерти останки святого Николая были похоронены в церкви города Миры (Демре). В начале мая 1087 года итальянские купцы хитростью забрали мощи святителя и перевезли их в город Бари, на юго-востоке Италии. В настоящее время они находятся в крипте базилики Св. Николая.

    Группа ученых из Великобритании в 2005 году провела реконструкцию лица святого на основании анализа строения черепа. Согласно их исследованию, Николай был крепким мужчиной среднего роста 1,68 м. Лоб его был довольно высоким, скулы четко очерчены, глаза — карие, кожа — смуглая.

    В России

    Почитание Николая Чудотворца «повсюду чествуемого» на территории государства российского и Российской империи было особенно распространено. Количество возведенных в его честь храмов постоянно увеличивалось, а число посвященных ему икон уступает лишь количеству икон Пресвятой Богородицы. Имя Николай до начала XX века было одним из наиболее популярных среди мальчиков из аристократических семей, купцов и крестьян.

    Памятники в России

  • В Можайске в 1998 году установлен памятник Николаю Чудотворцу, созданный скульптором В. М. Клыковым.
  • В Перми памятник святителю Николаю открыт 12 июня 2008 года на Соборной площади у здания бывшего Пермского краевого музея.
  • В Петропавловске-Камчатском памятник Николаю Чудотворцу установлен 19 декабря 2008 года Фондом святителя Николая Чудотворца в подарок жителям.
  • В Калининграде памятник святителю Николаю установлен 23 декабря 2009 года перед памятником рыбакам. Сегодня эти две скульптуры являются частями единого архитектурного ансамбля. Реконструированный мемориальный комплекс был торжественно открыт 8 июля 2010 года.
  • В славянской традиции

    Среди славян Николай Чудотворец всегда был особо почитаем. В восточнославянских культурных традициях он по значимости и почитанию приближается к самому Богу (Христу).

    Согласно народным поверьям Николай является главным среди святых и входит в святую троицу. В случае отсутствия Бога он даже может сменить его на троне. В одной из белорусских легенд Полесья говорится о том, что «Сьвяты Микола» не только старейший из святых, но и главный над всеми. Он наследник божий и если Бог умрет, то именно он будет главным и никто другой. Сюжет легенды украинских Картпат говорит об особом почитании святого, которого Бог собственноручно сделал владыкой. Будто бы Николай так усердно молился в церкви, что корона из чистого золота сама упала ему на голову.

    У славян Запада и Востока образ святителя и его основных функций на небе перекликается с образом святого Михаила. Например, Николаю приписывают владение ключами от небесных врат и покровительство над ратниками. У южных славян образ святителя схож с образом святого , который славится истреблением змей и был «волчьим пастырем». Именно в день «Зимнего Николая» крестьяне подбрасывали кусочек железа в печь, а в порог втыкали нож, заговоренный молитвой, чтобы уберечь себя и скотину от волков.

    В славянской культуре св. Никола покровительствовал скоту и диким зверям, пчеловодству, земледелию и олицетворял связь с загробным миром. Противостояние «грозного» пророка Ильи и «милостивого» Николая в фольклоре, а также спектр его покровительства, свидетельствует о переложении на его образ некоторых особенностей присущих языческому божеству Велесу.

  • При изучении икон с изображением святителя Николая, следует особое внимание обратить на различия между рисованным образом «Николы вешнего» и «Николы зимнего». Первый обычно рисуется с непокрытой головой, а второй всегда одет в епископскую митру. Согласно преданию такая иконография возникла во времена царствования Николая I. Он удивился что его небесный покровитель изображен на иконе без головного убора и впоследствии сделал строгое замечание духовным лицам.
  • В честь Николая Можайского, икона которого находится в Московском Кремле на Никольской башне, названа улица, ведущая к этой башне.
  • Своим покровителем считают Николая угодника православные цыгане, которые постоянно путешествуют.
  • В рязанской епархии хранится икона, выполненная в XII веке из глины, на которой изображен святитель Николай в деревянном киоте, облаченный в священное одеяние. В правой руке он держит меч, в левой церковь. Праздник, посвященный этой иконе, отмечается местно 15/28 июня в память о чуде, которое спасло жителей местности XIX веке от эпидемии холеры.
  • В честь чудотворной Великорецкой иконы, которая явилась в XIV веке близ села Великорецкого, ежегодно начиная с XV века проходит Великорецкий крестный ход в период с 3-го по 8-е июня (по старому стилю с 21-го по 26-е мая). Старообрядческий Великорецкий Крестный ход организовывается в Вятской епархии в честь той же иконы с 9-го по 13-е августа в село Великорецкое из города Кирова (Вятка).
  • Основным успехом калмыцкой христианизации является признание калмыками-будистами Николая Чудотворца, как одного из главных духов-хозяев. Названный «Миколой-бурханом» православный святитель вошел в пантеон властителей Каспийского моря и в особенности чтился как защитник и помощник рыбаков.
  • Еще одна из буддийских народностей России — буряты — воспринимает Николая Угодника, как Белого Старца — бога долголетия и достатка. Глубокое почтение в «батюше Михоле» или по-монгольски «Саган-Убукгун» испытывают все народы Тункинской котловины, среди которых в основном преобладают шаманисты и ламаисты.
  • Святой Николай является прообразом Санта-Клауса. Изначально именно в день чествования «зимнего Николая» — 6 декабря в европейских семьях от его имени принято было дарить подарки детям. В период Реформации в Германии и других странах Европы, когда было не принято почитать святых, образ святогой Николая заменили. В качестве дарителя подарков выступил младенец Христос и день вручения был перенесен с начала декабря на 24 декабря, время рождественских ярмарок. Во времена Контрреформации персонаж Санта-Клауса был реанимирован, но он настолько ассоциировался с рождественской ночью, что день дарения подарков решили не переносить. Но если в Великобритании до сегодняшнего дня доминирует образ абстрактного «отца Рождества» созданный в XVII веке. То в Голландии подарки детям приносит Синтерклаас (гол. cвятой Николай), величественный старик в епископском облачении красного цвета. Некоторые голландцы дарят подарки детям 6 декабря, некоторые — на Рождество, некоторые на оба праздника. Долетев до Северной Америки Синтерклаас из Голландии перевоплотился в Санта Клауса. Скорее всего, образ впервые появился в Нью-Йорке, который основали голландцы. Там он окончательно коммерциализировался, оброс новыми мифами и легендами и отдалился от своего историко-церковного прототипа.
  • Существует легенда о чудесном исцелении князя Мстислава Владимировича иконой Николая Мирликийского, нарисованной на круглой доске. Князю будто бы приснилось, что он сможет одолеть тяжкую болезнь, если прикоснется к иконе святителя, которая находилась в то время на полатях киевского Софиевского собора. Он отправил в город послов, но в устье реки Мсты их неожиданно задержал сильнейший ураган. После того как волны успокоились, княжеские посланники увидели возле корабля икону Николая «круглой меры». Они доставили ее князю, и тот выздоровел едва ее коснувшись.
  • В Николаеве (Украина) памятник Николаю Чудотворцу, созданный скульптором И. Булавицким, архитекторами П. Павловым и А. Бондарем, открыт в 2005 году благодаря пожертвованиям горожан.
  • Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец; ок. 270 – ок. 345) – христианский святой, архиепископ Мир Ликийских(Византия). Святитель Николай почитается как чудотворец, считается покровителем путешественников, моряков, купцов и детей.

    Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в обеспеченной аристократической семье через 250 лет после рождения Иисуса Христа на окраине Византийской империи, в приморском городе Патары в Ликии (сегодня это территория Турции). Родители его, Феофан и Нонна, были люди благочестивые, знатные и богатые. Затем его семья переехала в портовый город Миры. Здесь Святитель провел всю свою жизнь.

    С самого рождения он удивлял своих благочестивых родителей: при крещении простоял в купели 3 часа, воздавая этим честь Пресвятой Троице; по средам и пятницам отказывался от материнского молока ради постных дней. Подрастая, он все более устремлялся к Богу, подолгу проводя время в молитве.

    После смерти родителей Николай получил большое наследство и стал раздавать его бедным. Но помогал он людям тайно, чтобы они не знали, кто дает им, и не благодарили его.

    С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного писания. Днем не выходил из храма, а ночью молился, читал книги. В вопросах веры был подобен старцу. Такое служение Богу не могло остаться незамеченным. По кончине архиепископа Мирликийской церкви Иоанна встал вопрос: кто встанет на его место? И один из епископов увидел во сне, что владыкой надо избрать юношу, который первым войдет утром в храм, – имя его должно быть Николай. На рассвете первым двери храма открыл Богоблаженный Николай, впоследствии его стали называть Мирликийским Чудотворцем.

    Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

    Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

    Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

    За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, – его вера, удивительная, сильная, ревностная.

    Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне, в крипте базилики Св. Николая.Ч асть мощей святителя Николая хранится в Венеции (остров Лидо) и в археологическом музее города Анталии.

    Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний – 19 декабря, и Никола весенний (летний) – 22 мая.

    Николая Чудотворца чтут и Западная Церковь, и православный мир. Но именно в России даже далекие от церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

    Святой Николай проявлял милосердие даже к человеку, совершившему страшный грех, если тот глубоко и искренне повинился. Так, он простил правителя города, за мзду осудившего невинных, и не стал жаловаться на него императору. И он же мог быть неожиданно резким: на Вселенском соборе в Никее (325 год), возмутившись упорством еретика Ария, ударил его по щеке, за что собравшиеся епископы постановили лишить святого Николая святительского (епископского) сана. По преданию, он был даже заключен в темницу. Но знамение, которое епископы получили во сне, убедило их вернуть святителю свободу. Смысл его поступка для верующих отнюдь не во вседозволенности, но в активном неприятии любой неправды: резкость святителя была вызвана тем же чувством, которое некогда побудило его вырвать меч из рук палача.

    Святой Николай прославляется и как чудотворец: по его молитвам происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения верующих к святому Николаю и после его кончины.

    Скорый и милосердный помощник страждущих, бессребреник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль людей; строгий пастырь-наставник, остро переживающий любую неправду и решительно восстающий против нее, – в этих чертах святого Николая православные видят не противоречивость характера, а свидетельство живой полноты его святости.

    Деяния и чудеса

    Спасение моряков (Джентиле да Фабриано, ок. 1425)

    Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию , и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть . Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

    Приданое для трёх девиц (Джентиле да Фабриано, ок. 1425)

    В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день). Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога. По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём. Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.

    Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

    Величание

    Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.


    Молитва Святителю Николаю Чудотворцу

    О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Памятник в Ейске

    Мемориал в Тольятти

    Гробница Николая Чудотворца в Бари

    Базилика Святого Николая (Bari)

    Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Гвидо Рени (1575-1642), Лувр

    Современное состояние церкви Святого Николая в Демре

    Пустой саркофаг святителя Николая в Демре

    Гробница святителя Николая

    Внутренний вид церкви Святого Николая в Демре

    Никола. Деревянная скульптура из хранилища вологодского музея

    Никола Можайский (рельеф конца XVII - начала XVIII вв., Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва

    Согласно православным традициям 22 мая отмечается праздник святителя Николая Чудотворца, в народе этот праздник называют Николай Летний или Вешний, или Теплый. Какие приметы связаны с этим днем.

    Святой Николай очень почитаемый святой у христиан всего мира. Люди издавна верят, что он опекает и помогает всем странникам, тем, кто находится далеко от дома, морякам и путешественникам, и, конечно, детям. В году целых два больших праздника, посвященных святому Николаю, зимой, 19 декабря - любимый и взрослыми, и детьми и летом – 22 мая. Весенний праздник, посвященный святому, издавна имеет множество названий: Николай Чудотворец, Никола летний, Никола вешний, Никола с теплом, Травный день, Никола милостивый, морской...

    Каждый на Николая старался одеться в новую праздничную одежду, издавна украинцы очень любили и с большим уважением относились к Николаю Угоднику. Знали, что этот святой больше всех приближен к Господу и может исполнять просьбы людей.

    На Николая нельзя отказывать никому, кто попросит вас о помощи, иначе за отказ помочь нуждающимся, 7 лет семья будет терпеть нищету и бедствия.

    В этот день приветствуется любой труд: по дому, по хозяйству, в саду и огороде.

    Хозяйки в этот день старались навести и порядок в доме, с самого утра принимались за генеральную уборку, так как святой не любит беспорядка.

    Ко дню святого Николая старались отдать все долги, иначе считалось, что не будет финансовой удачи весь год.

    Хорошая примета, если на Николая идет дождь. Утренняя роса на Николая считается целебной, ею стараются умыться для красоты и здоровья, походить по траве босиком.

    Издавна считается, что святой Николай покровительствует влюбленным, поэтому молодожены и те, кто собирался играть свадьбу просили защиты и помощи у святого.

    Незамужние девушки гадали на суженого в этот праздник и просили Угодника послать им хорошего жениха, доброго и верного мужа, счастливую семейную жизнь и деток.

    В этот день был запрет брать в руки ножницы, и сейчас существует примета не стричься на Николая.

    Молитва Николаю Чудотворцу

    О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
    Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
    Аминь.

    Узнайте


    Самое обсуждаемое
    Игорь губермангарики на каждый день И губерман ты жив поэт Игорь губермангарики на каждый день И губерман ты жив поэт
    Православный храм: внешнее и внутреннее устройство - Алтарь Православный храм: внешнее и внутреннее устройство - Алтарь
    Свято-троицкий кафедральный собор пермь Иконы в Слудской церкви Перми Свято-троицкий кафедральный собор пермь Иконы в Слудской церкви Перми


    top