Мироустройство вселенной. Вопросы мироустройства. Знания о Вселенной и её Законах. Ньютоновская научная революция

Мироустройство вселенной. Вопросы мироустройства. Знания о Вселенной и её Законах. Ньютоновская научная революция

Мироустройство

Научная картина мира (НКМ) - (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук , в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке .

В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний , умений , навыков , типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная картина мира, которая включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса . Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.

Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи .

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний , идей и концепций , более ранние представления становятся частными случаями новых теорий . Научная картина мира - не догма и не абсолютная истина . Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей , что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов - всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии - суть научного метода .

Сравнение с другими представлениями

С религиозным

Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основаных на авторитете пророков , религиозной традиции, священных текстах и т.д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов . В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит принятие на веру тех или иных суждений, принадлежащих какому либо авторитету.

С художественным и бытовым

Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира. Например, человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения - левополушарно .

С философским

Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии - это гуманитарная наука , основной метод которой - толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой . Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез , роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности . Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Со смешанными

Все перечисленные представления могут присутствовать у человека по отдельности, все вместе и в различных сочетаниях. Научная картина мира, хотя и может составлять значительную часть мировоззрения, никогда не является его адекватной заменой, т.к. в своем индивидуальном бытии человек нуждается как в эмоциях и художественном или чисто бытовом восприятии окружающей действительности, так и в представлениях о том, что находится за пределами достоверно известного или на границе неизвестности, которую предстоит преодолеть в тот или иной момент в процессе познания.

Эволюция представлений

Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие.

Вселенная

История Вселенной

Рождение Вселенной

В момент Большого взрыва Вселенная занимала микроскопические, квантовые размеры.

Некоторые физики допускают возможность множественности подобных процессов, а значит и множественность вселенных, обладающих разными свойствами. Тот факт, что наша Вселенная приспособлена для образования жизни может объясняться случайностью - в «менее приспособленных» вселенных просто некому это анализировать (см. Антропный принцип и текст лекции «Инфляция, квантовая космология и антропный принцип»). Ряд учёных выдвинули концепцию «кипящей Мультивселенной », в которой непрерывно рождаются новые вселенные и у этого процесса нет начала и конца.

Необходимо отметить, что сам факт Большого взрыва с высокой долей вероятности можно считать доказанным, но объяснения его причин и подробные описания того, как это происходило, пока относятся к разряду гипотез .

Эволюция Вселенной

Расширение и остывание Вселенной в первые секунды существования нашего мира привело к следующему фазовому переходу - образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме.

Доминирующие гипотезы сводятся к тому, что первые 300-400 тыс. лет Вселенная была заполнена только ионизированным водородом и гелием . По мере расширения и остывания Вселенной они перешли в стабильное нейтральное состояние, образовав обычный газ. Предположительно через 500 млн лет. зажглись первые звёзды , а сгустки вещества, образовавшиеся на ранних стадиях благодаря квантовым флуктуациям, превратились в галактики .

Образование планетных систем

Образование звёзд и планетных систем изучает наука космогония . Под действием гравитации в газопылевых облаках формируются сгущения с образованием вращающихся газопылевых дисков. Основная масса вещества концентрируется в центре диска, где растёт температура, в результате чего начинается термоядерная реакция и вспыхивает звезда (рождения звёзд в газопылевых облаках наблюдались в телескоп). В остальных частях диска образуются планеты .

Как показывают исследования последних лет, планетные системы вокруг звёзд весьма распространены (во всяком случае в нашей Галактике). В Галактике имеется несколько сотен миллиардов звёзд и, по-видимому, не меньшее количество планет.

Устройство Вселенной

Одно из важнейших свойств Вселенной - она расширяется, причём ускоренно. Чем дальше расположен объект от нашей галактики , тем быстрее он от нас удаляется (но это не означает, что мы находимся в центре мира: то же самое справедливо для любой точки пространства).

Видимое вещество во Вселенной структурировано в звёздные скопления - галактики. Галактики образуют группы, которые, в свою очередь, входят в сверхскопления галактик. Сверхскопления сосредоточены в основном внутри плоских слоёв, между которыми находится пространство, практически свободное от галактик. Таким образом, в очень больших масштабах Вселенная имеет ячеистую структуру, напоминающую «ноздреватую» структуру хлеба. Однако на ещё бо́льших расстояниях (свыше 1 млрд световых лет) вещество во Вселенной распределено однородно.

Помимо видимого вещества во Вселенной присутствует тёмная материя , проявляющаяся через гравитационное воздействие. Тёмная материя, как и обычное вещество, также сосредоточена в галактиках . Природа тёмной материи пока неизвестна. Кроме того, имеется гипотетическая тёмная энергия , которая является причиной ускоренного расширения Вселенной. По одной из гипотез (), в момент Большого взрыва вся тёмная энергия была «спрессована» в маленьком объёме, что и послужило причиной взрыва (в соответствии с другими гипотезами, тёмная энергия может проявляться лишь на больших расстояниях).

Согласно расчётам, свыше 70 % массы во Вселенной приходится на тёмную энергию (если перевести энергию в массу по формуле Эйнштейна), свыше 20 % - на тёмную материю и лишь около 5 % - на обычное вещество.

Природа

Пространство и время

В нашей Вселенной пространство имеет три измерения (согласно некоторым теориям, имеются дополнительные измерения на микрорасстояниях), а время - одно. Обьяснение этому пока не найдено.

Время движется только в одном направлении («стрела времени »), и возврат в прошлое возможен только в научной фантастике. Фундаментальные причины этого пока неизвестны. Одно из объяснений основывается на втором законе термодинамики , согласно которому энтропия может только возрастать и поэтому определяет направленность времени. Рост энтропии объясняется вероятностными причинами: на уровне взаимодействия элементарных частиц все физические процессы обратимы, но вероятность цепочки событий в «прямом» и «обратном» направлении может быть разной. Благодаря этой вероятностной разнице мы можем судить о событиях прошлого с большей уверенностью и достоверностью, чем о событиях будущего. Согласно другой гипотезе, редукция волновой функции необратима и потому определяет направленность времени (однако многие учёные сомневаются, что редукция является реальным физическим процессом).

Физический вакуум

Элементарные частицы

Всем элементарным частицам присущ корпускулярно-волновой дуализм : с одной стороны, частицы представляют собой единые, неделимые объекты, с другой стороны, они в определённом смысле «размазаны» в пространстве. При некоторых условиях такая «размазанность» может принимать даже макроскопические размеры. Квантовая механика описывает частицу, используя так называемую волновую функцию , которая определяет не где точно находится частица, а где бы она могла находиться и с какой вероятностью. Таким образом, поведение частиц носит принципиально вероятностный характер: вследствие вероятностной «размазанности» частицы в пространстве мы не можем с абсолютной уверенностью определить её местоположение (см. принцип неопределённости). Но в макромире дуализм незначителен.

Пока неизвестны причины того, почему имеется именно такой набор частиц, причины наличия массы у некоторых из них и ряда других параметров. Перед физикой стоит задача построить теорию, в которой свойства частиц вытекали бы из свойств вакуума.

Одной из попыток построить универсальную теорию стала теория струн , в рамках которой фундаментальные элементарные частицы представляют собой одномерные объекты (струны), отличающиеся только своей геометрией.

Взаимодействия

Многие физики-теоретики полагают, что в действительности в природе имеется лишь одно взаимодействие, которое может проявляться в четырёх формах (подобно тому, как всё многообразие химических реакций есть различные проявления одних и тех же квантовых эффектов). Поэтому задача фундаментальной физики - разработка теории «великого объединения» взаимодействий. К настоящему времени разработана лишь теория электрослабого взаимодействия , объединившего слабое и электромагнитное взаимодействия.

Как предполагают, в момент Большого взрыва действовало единое взаимодействие, которое разделилось на четыре в первые мгновения существования нашего мира.

Микромир

Вещество, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни, состоит из атомов . В состав атомов входит атомное ядро, состоящее из протонов и нейтронов , а также электроны , «вращающиеся» вокруг ядра (квантовая механика использует понятие «электронное облако»). Протоны и нейтроны относятся к адронам (которые состоят из кварков). Следует отметить, что в лабораторных условиях удалось получить «атомы», состоящие и из других элементарных частиц (например, пионий и мюоний , в состав которых входят пион и мюон .).

Жизнь

Понятие живого

Согласно определению академика РАН Э.Галимова, жизнь есть материализованное в организмах явление возрастающего и наследуемого упорядочения, присущее при определённых условиях эволюции соединений углерода. Для всех живых организмов характерны обособленность от среды, способность к самовоспроизведению, функционирование посредством обмена веществом и энергией с окружающей средой, способность к изменчивости и адаптации, способность воспринимать сигналы и способность на них реагировать.

Устройство живых организмов, гены и ДНК

Эволюция живых организмов

Принципы эволюции

Развитие таких сложных приспособлений, как глаз в результате «случайных» изменений может показаться невероятным. Однако анализ примитивных биологических видов и палеонтологических данных показывает, что эволюция даже самых сложных органов происходила через цепочку небольших изменений, каждое из которых по отдельности не представляет ничего необычного. Компьютерное моделирование развития глаза позволило сделать вывод, что его эволюция могла бы осуществляться даже быстрее, чем это происходило в реальности (см. ).

В целом, эволюция, изменение систем - есть фундаментальное свойство природы, воспроизводимое в лабораторных условиях. Это не противоречит закону возрастания энтропии, так как справедливо для незамкнутых систем (если через систему пропускать энергию, то энтропия в ней может уменьшаться). Процессы самопроизвольного усложнения изучает наука синергетика . Один из примеров эволюции неживых систем - формирование десятков атомов на основе лишь трёх частиц и образование миллиардов сложнейших химических веществ на основе атомов.

История жизни на Земле

Уровни организации живого

Человек

Расхождение предков современных человекообразных обезьян и человека произошло около 15 млн лет назад. Примерно 5 млн лет назад появились первые гоминиды - австралопитеки . Следует отметить, что формирование «человеческих» черт шло одновременно у нескольких видов гоминид (такой параллелизм в истории эволюционных изменений наблюдался неоднократно).

Около 2,5 млн лет назад от австралопитеков обособился первый представитель рода Homo - человек умелый (Homo habilis ), который уже умел изготавливать каменные орудия. 1,6 млн лет назад на смену Homo habilis пришёл человек прямоходящий (Homo erectus , питекантроп) с увеличенным объёмом мозга. Современный человек (кроманьонец) появился около 100 тыс. лет назад в Африке. Примерно 40 тыс. лет назад кроманьонцы перебрались в Европу, вытеснив другой вид людей - неандертальцев .

У человека в гораздо большей степени, чем у животных, развито абстрактное мышление и способность к обобщению.

Литература

  • В.Г.Архипкин, В.П.Тимофеев ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  • Вонсовский С.В.

Мироустройство. Всё во Вселенной есть энергия

Бог - это целостность всего сущего.

Это Единая жизнь внутри и вне её безчисленных форм.

Наша планета - искусственный опыт, специально созданная площадка, где собраны представители всех разумных существ космоса. Мы сами согласились участвовать когда-то участвовать в этом опыте, добровольно, являясь одновременно творцами этого опыта и его подопытными кроликами. То, что в нас спрятано, скрыто в памяти души - это огромный массив. Мы пока не имеем доступа к этим возможностям, потому что они тормозили бы наше развитие, поэтому мы заново всему учимся, в том числе учимся творить свое пространство по подобию Творца и заново проходим уроки, мы сотворцы. Мы - дети нашего Бога, которых он породил в надежде, что они познают все больше и больше. Мы равны ему по происхождению и являемся его продолжением.

Рэйки - один из инструментов постижения Бога, себя, Духовного роста и обретения внутренней гармонии. Рэйки - один из Путей, ведущих к Богу. Все Пути и Знания - ЕДИНЫ. Каждый выбирает тот Путь познания, который ему ближе по ощущениям.


Все во Вселенной есть энергия

Всё в мире есть энергия . Она - основа всего. В современном мире учеными доказано, что любой материальный предмет имеет энергию.

Вот деревянный стол. В нем содержится много энергии. Если мы бросим его в костер, эта энергия выделится большим жаром, пламенем. На этом пламени можно сварить котелок супа. Зола, которая остается после костра, попадет в почву передаст свою энергию растениям. Энергия неуничтожима.

Слова, фразы, предложения, которые человек строит - тоже энергия. Замечали, наверное, как от построения слов, интонации и фразы зависит результат. Я помню притчу хорошую, где царь попросил предсказателя предсказать ему будущее. Тот тему сообщил, что у него умрут все дети, внуки и вся родня и он под конец жизни останется совсем один. Царь разгневался от такого сообщения и велел казнить этого предсказателя, а к нему пригласить другого, чтобы тот поведал ему будущее. Приходит другой и говорит: "Вы проживете долгую и счастливую жизнь, у вас будет много детей и внуков, вы проживете дольше всех их"... Думаю, разница в сообщениях очевидна. Но смысл один и тот же.

Весь мир состоит из одной и той же энергии, которая видоизменяется, как, например, вода в зависимости от обстоятельств: пар, лед, водопад, озеро... Энергия ветра, ростка, тянущегося к солнцу, электроэнергия, энергия воли, мысли - все та же энергия мира, но проявленная тонкой субстанцией. Она способна также легко перетекать в энергию материи, судьбы, как вода способна превращаться в пар, лед...

Материя - проявленная энергия Божественной мысли.

Соответственно, начало свое энергия берёт от Первоисточника, Единого Творца-Созидателя. В мире яви энергия плотная, нежели в других мирах. Все энергии взаимопроникают и взаимодействуют друг с другом. Энергией пронизаны все уголки Вселенных, все клеточки и мельчайшие частицы, каждая из которых несет информацию обо всем мироздании. Взаимоообмен энергиями ведёт к развитию какой-либо системы, как отдельно взятой, так и в целом.

Еще в школе по физике изучали: "Всякое нагретое тело испускает свет, и всякое движущееся тело испускает электромагнитные колебания…" Впоследствии мы уже узнали, что и свет, и электромагнитные колебания - это структурированная форма энергии, которую можно выразить формулой и даже нарисовать. Видеть (по крайней мере, для большинства людей это именно так) мы эти энергии не можем, а вот опосредованно знать, что они существуют, помогают нам всякого рода приборы. Вопрос только в том, чем одна энергия отличается от другой. Например, электрическая энергия - от рентген излучения или солнечная энергия (свет) - от энергии ядерной реакции. Наш мозг даже не в состоянии определить всю полноту структуры данной энергии и тем более найти для нее какие-то границы. Это происходит отчасти от того, что данная энергия не находится в статическом состоянии, а постоянно трансформируется отчасти от того, что она никогда не проявляет сразу все свои составляющие.

Из курса физики мы знаем, что любую энергию можно записать в виде волны. (Имеются в виду постоянные энергии). Самая постоянная волна - это синусоид. Отсюда энергии будут отличаться друг от друга только по частоте колебаний и по амплитуде волны. А может быть здесь где-то энергия Рэйки? Если да, то где? Ведь всегда есть точка , из которой та или иная энергия берет свое начало. Вот эта изначальная первичная энергия и называется РЭЙКИ . Именно эту энергию первоосновы мы и называем РЭЙКИ (Дух). Все во Вселенной пронизано энергией Духа, все движется и вибрирует.

Мужская и женская энергия человека (т.е. его жизненная энергия) - это уже часть РЭЙКИ. Энергия колебания органа - это уже еще меньшая часть Рэйки. Энергия колебания клетки органа - это еще меньшая часть Рэйки и т.д.

Так что же такое энергия РЭЙКИ? Рэй - Божественная, Ки - энергия. Т.е. - ИЗНАЧАЛЬНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЭНЕРГИЯ созидания, гармонии, из которой в результате ПРЕОБРАЗОВАНИЯ вышли ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВИДЫ ЭНЕРГИЙ.

Ничто не покоится, все движется, все вибрирует. Человек всегда хочет стабильности. Но возможно только стабильное, но все-таки все равно движение, вибрация. Но человек все равно хочет покоя... Друзья мои, покой - это ПОКОЙник, уничтожение физического тела, конец его вибрациям в материальном мире. А как же отдохнуть? - спросите вы. Вот выйду на пенсию, уеду в отпуск... Но наступает отпуск и пенсия, а покоя нет. Все это все равно движение, вибрация. Мы желаем движения, которое бы делало нас счастливыми. Эта энергия говорит нам, что вся жизнь - движение, преодоление, постижение. Поэтому следуте желать движения и постоянных перемен. Так пульсирует и обновляется, развивается наш Космос. И если научиться поспевать и жить в унисон с его ритмами, попытаться постигнуть Кон (Кон - установленный Богами Вселенский порядок; закон - это то, что за Коном), тогда движение будет радостным и не будет желания приобрести иллюзорный покой. Тогда удастся избежать многих страданий и разочарований, преодолеть нежелание действовать и попробовать найти себя, а значит, обрести внутреннюю гармонию.

Семинары Рэйки:

Божественные основы структуры мироустройства Вселенной Владимир Тихонов

(Пока оценок нет)

Название: Божественные основы структуры мироустройства Вселенной

О книге Владимир Тихонов «Божественные основы структуры мироустройства Вселенной»

Сегодня трудно ориентироваться в большом потоке публикаций научных открытий. Научные знания всегда – «фрагментарные» и для осознания их значения в общей картине нужна интуиция. Сознание, как особая субстанция, способна собрать воедино все фрагменты знания. В книге представлены в краткой популярной форме основные фундаментальные открытия XX века русских ученых, которые являются основой концепции возникновения и эволюции Вселенной.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу Владимир Тихонов «Божественные основы структуры мироустройства Вселенной» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Научная картина мира - множество научных теорий в совокупности описывающих известный человеку мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания .

Определения

Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий . Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке .

Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм .

В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания , умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску . В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса . Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности .

Картина мира - системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности .

Научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска .

Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий «картина мира» и «научная картина мира» не проведено. В нашей отечественной философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле - тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, то есть тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определённому этапу её функционирования и развития .

Также может использоваться словосочетание естественнонаучная картина мира .

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний , идей и концепций , более ранние представления становятся частными случаями новых теорий . Научная картина мира - не догма и не абсолютная истина . Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей , что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов - всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии - суть научного метода .

  • мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определённой исторической эпохи. В этом же значении используются термины образ мира , модель мира , видение мира , характеризующие целостность мировоззрения.
  • научных онтологий, то есть тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения:
    • горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Научная картина мира при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе
    • системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках)
    • посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.

Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний :

  • общенаучная картина мира (систематизированное знание, полученное в различных областях)
  • естественнонаучная картина мира и социально(общественно)-научная картина мира
  • конкретно-научная картина мира (физическая картина мира , картина исследуемой реальности)
  • специальная (частная, локальная) научная картина мира отдельных отраслей науки.

Также выделяют «наивную» картину мира

Научная картина мира не является ни философией, ни наукой; от научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания; при этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания.

Исторические типы

Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях .

Аристотелевская

Период: VI-IV века до нашей эры

Обусловленность:

Отражение в трудах:

  • Наиболее полно - Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально-понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики)

Результат:

  • возникновение самой науки
  • отделение науки от других форм познания и освоения мира
  • создание определённых норм и образцов научного знания.

Ньютоновская научная революция

Период: XVI-XVIII века

Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.

Обусловленность:

Отражение в трудах:

  • Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.

Основные изменения:

  • Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях
  • Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления - в строго контролируемых условиях
  • Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса.
  • Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов
  • Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
  • Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.

Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания.

Эйнштейновская революция

Период: рубеж XIX-XX веков.

Обусловленность:

  • Открытия:
    • сложная структура атома
    • явление радиоактивности
    • дискретность характера электромагнитного излучения
  • и др.

Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Критика и сравнение с другими «картинами мира»

Само понятие «картина мира» не является самоочевидным. Мартин Хайдеггер указывает, что такой термин характерен только для новоевропейской культуры, его не знали ни античность, ни средневековье. Мир, понятый как картина, возможен лишь тогда, когда человек становится «первым и исключительным субъектом», делает себя точкой отсчета для сущего как такового. Научная картина мира - это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира - мифологической, религиозной, философской, - так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира Доктор философии Павел Челышев считает, что научная картина мира не полна и не окончательна, наука дает лишь «факты», которым можно находить объяснения с разных мировоззренческих позиций. Для поиска мировоззренческих оснований надо обращаться к философии, религии, искусству, обыденному сознанию .

С религиозной

Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков , религиозной традиции, священных текстах и т. д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов . В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. Тем не менее, вследствие переживания всевозможных «эзотерических » состояний (не только религиозного или оккультного происхождения), человек может получить личный опыт , подтверждающий определённую картину мира, но в большинстве случаев попытки построить на этом научную картину мира относятся к псевдонауке .

С художественной и бытовой

Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественному восприятию мира, использующего бытовой /художественный язык для обозначения объектов и явлений мира. Например, человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований.

С философской

Вселенная

История Вселенной

Рождение Вселенной

В момент Большого взрыва Вселенная и само пространство имели микроскопические, квантовые размеры.

Некоторые физики допускают возможность множественности подобных процессов, а значит и множественность вселенных, обладающих разными свойствами. Тот факт, что наша Вселенная приспособлена для образования жизни, может объясняться случайностью - в «менее приспособленных» вселенных просто некому это анализировать (см. Антропный принцип и текст лекции «Инфляция, квантовая космология и антропный принцип»). Ряд учёных выдвинули концепцию «кипящей Мультивселенной », в которой непрерывно рождаются новые вселенные и у этого процесса нет начала и конца.

Необходимо отметить, что сам факт Большого взрыва с высокой долей вероятности является доказанным, но объяснения его причин и подробные описания того, как это происходило, пока относятся к разряду гипотез .

Эволюция Вселенной

Расширение и остывание Вселенной в первые мгновения существования нашего мира привело к следующему фазовому переходу - образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме.

Доминирующие гипотезы сводятся к тому, что первые 300-400 тыс. лет Вселенная была заполнена только ионизированным водородом и гелием . По мере расширения и остывания Вселенной они перешли в стабильное нейтральное состояние, образовав обычный газ. Предположительно через 500 млн лет зажглись первые звёзды , а сгустки вещества, образовавшиеся на ранних стадиях благодаря квантовым флуктуациям, превратились в галактики .

Как показывают исследования последних лет, планетные системы вокруг звёзд весьма распространены (во всяком случае в нашей Галактике). В Галактике имеется несколько сотен миллиардов звёзд и, по-видимому, не меньшее количество планет.

Основываясь на теории Эйнштейна, Герман Минковский создал элегантную теорию, описывающую пространство и время как 4-мерное пространство-время (пространство Минковского). В пространстве-времени расстояния (точнее, гиперрасстояния, так как они включают время как одну из координат) абсолютны: они одинаковы для любого наблюдателя.

Создав специальную теории относительности, Эйнштейн обобщил её в общей теории относительности , включив в рассмотрение гравитацию . Согласно общей теории относительности, массивные тела искривляют пространство-время, что и обусловливает гравитационные взаимодействия. При этом природа гравитации и ускорения одна и та же - мы можем чувствовать ускорение или гравитацию в том случае, если совершаем криволинейное движение в пространстве-времени.

Перед современной физикой стоит задача создания общей теории, объединяющей квантовую теорию поля и теорию относительности. Это позволило бы объяснить процессы, происходящие в чёрных дырах и, возможно, механизм Большого взрыва .

Согласно Ньютону, пустое пространство является реальной сущностью (это утверждение иллюстрирует мысленный эксперимент : если в пустой Вселенной мы будем раскручивать тарелку с песком, то песок начнёт разлетаться, так как тарелка будет крутиться относительно пустого пространства). Согласно интерпретации Лейбница-Маха, реальной сущностью являются только материальные объекты. Из этого следует, что песок не будет разлетаться, так как его положение относительно тарелки не меняется (то есть во вращающейся вместе с тарелкой системе отсчёта ничего не происходит). При этом противоречие с опытом объясняется тем, что в действительности Вселенная не пуста, а вся совокупность материальных объектов формирует гравитационное поле, относительно которого крутится тарелка. Эйнштейн первоначально считал верной интерпретацию Лейбница-Маха, однако во второй половине жизни склонялся к тому, что пространство-время является реальной сущностью.

Согласно экспериментальным данным, пространство (обычное) нашей Вселенной на больших расстояниях имеет нулевую либо очень маленькую положительную кривизну . Это объясняют быстрым расширением Вселенной в начальный момент, в результате чего элементы кривизны пространства выровнялись (см. Инфляционная модель Вселенной).

В нашей Вселенной пространство имеет три измерения (согласно некоторым теориям, имеются дополнительные измерения на микрорасстояниях), а время - одно.

Время движется только в одном направлении («стрела времени »), хотя физические формулы симметричны относительно направленности времени , за исключением термодинамики . Одно из объяснений однонаправленности времени основывается на втором законе термодинамики , согласно которому энтропия может только возрастать и поэтому определяет направленность времени. Рост энтропии объясняется вероятностными причинами: на уровне взаимодействия элементарных частиц все физические процессы обратимы, но вероятность цепочки событий в «прямом» и «обратном» направлении может быть разной. Благодаря этой вероятностной разнице мы можем судить о событиях прошлого с большей уверенностью и достоверностью, чем о событиях будущего. Согласно другой гипотезе, редукция волновой функции необратима и потому определяет направленность времени (однако многие физики сомневаются, что редукция является реальным физическим процессом). Некоторые учёные пытаются примирить оба подхода в рамках теории декогеренции : при декогеренции информация о большинстве предшествующих квантовых состояниях теряется, следовательно, этот процесс необратим во времени.

Физический вакуум

Согласно некоторым теориям, вакуум может находиться в разных состояниях с разными уровнями энергии. По одной из гипотез, вакуум заполнен полем Хиггса (сохранившимися после «Большого взрыва» «остатками» инфлатонного поля), которое ответственно за проявления гравитации и наличие тёмной энергии.

Некоторые из этих предсказаний теории поля уже были успешно подтверждены экспериментом. Так, эффект Казимира и лэмбовский сдвиг атомных уровней объясняется нулевыми колебаниями электромагнитного поля в физическом вакууме. На некоторых других представлениях о вакууме базируются современные физические теории. Например, существование нескольких вакуумных состояний (упомянутых выше ложных вакуумов) является одной из главных основ инфляционной теории Большого взрыва .

Элементарные частицы

Всем элементарным частицам присущ корпускулярно-волновой дуализм : с одной стороны, частицы представляют собой единые неделимые объекты, с другой стороны, вероятность их обнаружить «размазана» по пространству («размазанность» имеет фундаментальный характер и не является просто математической абстракцией, этот факт иллюстрирует, к примеру, эксперимент с одновременным прохождением фотона сразу через две щели). При некоторых условиях такая «размазанность» может принимать даже макроскопические размеры.

Квантовая механика описывает частицу, используя так называемую волновую функцию , физический смысл которой пока неясен. Квадрат её модуля определяет не где точно находится частица, а где бы она могла находиться и с какой вероятностью. Таким образом, поведение частиц носит принципиально вероятностный характер: вследствие «размазанности» вероятности обнаружить частицу в пространстве мы не можем с абсолютной уверенностью определить её местоположение и импульс (см. принцип неопределённости). Но в макромире дуализм незначителен.

При экспериментальном определении точного местонахождения частицы происходит редукция волновой функции , то есть в процессе измерения «размазанная» частица превращается на момент измерения в «неразмазанную» с распределённым случайным образом одним из параметров взаимодействия, также этот процесс называют «схлопыванием» частицы. Редукция является мгновенным процессом (реализуемым выше скорости света), поэтому многие физики считают её не реальным процессом, а математическим приёмом описания. Аналогичный механизм действует в экспериментах с запутанными частицами (см. квантовая запутанность). В то же время, экспериментальные данные позволяют многим учёным утверждать, что эти мгновенные процессы (включая взаимосвязь между пространственно разделёнными запутанными частицами) имеют реальную природу. При этом информация не передаётся и теория относительности не нарушается.

Пока неизвестны причины того, почему имеется именно такой набор частиц, причины наличия массы у некоторых из них и ряда других параметров. Перед физикой стоит задача построить теорию, в которой свойства частиц вытекали бы из свойств вакуума.

Одной из попыток построить универсальную теорию стала теория струн , в рамках которой фундаментальные элементарные частицы представляют собой одномерные объекты (струны), отличающиеся только своей геометрией.

Взаимодействия

Многие физики-теоретики полагают, что в действительности в природе имеется лишь одно взаимодействие, которое может проявляться в четырёх формах (подобно тому, как всё многообразие химических реакций есть различные проявления одних и тех же квантовых эффектов). Поэтому задача фундаментальной физики - разработка теории «великого объединения» взаимодействий. К настоящему времени разработана лишь теория электрослабого взаимодействия , объединившего слабое и электромагнитное взаимодействия.

Как предполагают, в момент Большого взрыва действовало единое взаимодействие, которое разделилось на четыре в первые мгновения существования нашего мира.

Атомы

Вещество, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни, состоит из атомов . В состав атомов входит атомное ядро, состоящее из протонов и нейтронов , а также электроны , «мерцающие» вокруг ядра (квантовая механика использует понятие «электронное облако»). Протоны и нейтроны относятся к адронам (которые состоят из кварков). Следует отметить, что в лабораторных условиях удалось получить «экзотические атомы », состоящие и из других элементарных частиц (например, пионий и мюоний , в состав которых входят пион и мюон .).

Жизнь

Понятие живого

Согласно определению академика РАН Э. М. Галимова , жизнь есть материализованное в организмах явление возрастающего и наследуемого упорядочения, присущее при определённых условиях эволюции соединений углерода. Для всех живых организмов характерны обособленность от среды, способность к самовоспроизведению, функционирование посредством обмена веществом и энергией с окружающей средой, способность к изменчивости и адаптации, способность воспринимать сигналы и способность на них реагировать.

Устройство живых организмов, гены и ДНК

Эволюция живых организмов

Принципы эволюции

Развитие жизни на Земле, в том числе усложнение живых организмов происходит в результате непредсказуемых мутаций и последующего естественного отбора наиболее удачных из них.

Развитие таких сложных приспособлений, как глаз , в результате «случайных» изменений может показаться невероятным. Однако анализ примитивных биологических видов и палеонтологических данных показывает, что эволюция даже самых сложных органов происходила через цепочку небольших изменений, каждое из которых по отдельности не представляет ничего необычного. Компьютерное моделирование развития глаза позволило сделать вывод, что его эволюция могла бы осуществляться даже быстрее, чем это происходило в реальности

В целом, эволюция, изменение систем - есть фундаментальное свойство природы, воспроизводимое в лабораторных условиях. Для открытых систем это не противоречит закону возрастания энтропии . Процессы самопроизвольного усложнения изучает наука синергетика . Один из примеров эволюции неживых систем - формирование десятков атомов на основе лишь трёх частиц и образование миллиардов сложнейших химических веществ на основе атомов.

История жизни на Земле

Согласно палеонтологическим данным, первые прокариоты (бактерии) появились около 4 млрд лет назад. Первые эукариоты (клетки с ядром) образовались примерно 2 млрд лет назад в результате, согласно одной из наиболее распространённых теорий, симбиоза прокариот. Первые многоклеточные организмы появились около 1 млрд лет назад в результате симбиоза эукариот. Около 600 млн лет назад появились многие знакомые нам животные (например, рыбы, членистоногие и др.). 400 млн лет назад жизнь вышла на сушу. 300 млн лет назад появились деревья (с твёрдыми волокнами) и пресмыкающиеся , 200 млн лет назад -

Для Духовного Воина разумное и целесообразное устройство Вселенной – такая же истина, как и порой необъяснимая, но, безусловно, всегда оправданная деятельность его собственного организма.

Он знает, что Макрокосмос Вселенной и Микрокосмос организма человека глубоко взаимосвязаны между собой, подчинены Закону Соответствия и руководимы Высшим творческим началом и разумом.

Духовный Воин шаг за шагом, уровень за уровнем, класс за классом осваивал эти истины, пока они не начали выстраиваться в целостную систему Мироустройства, основанную на полностью научных сведениях из древнейших сакральных источников.

Наиболее важные из положений об устройстве Мира и Космоса следующие:

1. Все Мироздание можно разделить на две неравнозначные части, общепринято называемые Духовный Мир или Царствие Божье,
и материальный или физический мир. И если по некоторым данным, Духовный Мир занимает три четверти всего Мироздания и в нем пребывают более 90% всех созданных живых душ, то материальный мир занимает около одной четверти Мироздания.

А населяют его, соответственно, менее 10% оставшихся живых существ. Так как Духовный Мир является высочайшей иноматериальной сферой, трудно представляемой нашим материальным разумом, то это требует предстоящего в будущем дополнительного освещения, а здесь будут приведены сведения о материальном мире, в котором мы все сейчас временно находимся.

2. Сейчас мы живем в многомерной, упорядоченной системе мира и космоса, за которой стоит сознательная воля и Высший план. Существование космоса и его устройство именно таким образом, каким мы его видим, не является случайностью. Все это не случайное производное "большого взрыва" и бесцельной "эволюции".

3. Из всего спектра космической деятельности нам, людям, известна лишь небольшая ее часть – из-за ограниченности наших органов чувств и нашего разума. Мы живем в мире трех материальных измерений (хотя, по различным источникам, их существует 64 и больше). И мы находимся в одном временном измерении (хотя, по некоторым источникам, их известно более 236).

4. В окружающем нас мире не существует безжизненных пространств, планет или миров. Напротив, зачастую они все густо заселены живыми существами. Например, на нашей планете Земля одновременно существуют, по различным данным, более 242 параллельных миров и слоев пространства.

Среди всех форм жизни, населяющих эти миры на нашей планете, человеческая форма жизни составляет всего лишь менее 5%. А на долю более 95% всех остальных обитателей Земли приходятся такие формы жизни, как животные, птицы, рыбы, деревья, растения, насекомые
и пресмыкающиеся, а также многие нечеловеческие разумные формы жизни, о которых нам мало, что еще известно.



Есть также планеты и пространства, состоящие как из нескольких параллельных миров, так и нескольких тысяч. И если мы слышали, что на Луне, Солнце или Марсе нет жизни – из-за существующих там условий
и среды обитания, то это не исключает там жизни в других измерениях и формах жизни, которые недоступны пока нашему трехмерному восприятию.

5. Все эти миры многомерного Космоса заселены одушевленными разумными живыми существами, пребывающими в телах не только физических или грубых, но и в телах, состоящих из тончайших энергий, оболочек и форм. Все они располагаются в иерархическом порядке космической лестницы.

При этом высшие существа знают о существовании низших существ и могут в какой-то мере влиять на них, но не наоборот.

Точно так же, как мы, люди, можем изучать и оказывать влияние на растения и животных, но никак не наоборот. Низшие существа – животные и растения – не могут изучать нас, людей.

6. Человек в космической иерархии занимает сравнительно низкий уровень. Существует огромное множество вышестоящих, по отношению к человеку, самых различных неземных и живущих внутри Земли существ, с которыми мы связаны. Эти существа жили там всегда и всегда при этом находились в контакте с людьми. Поэтому феномен контактов с другим разумом (НЛО и другие) такой же древний, как и само Человечество.

7. Человек, как и сама Вселенная, есть творение Бога, и, таким образом, неизмеримый макрокосмос и микрокосмос отдельно взятой человеческой жизни следуют одним и тем же Божественным Законам. Находясь в зависимости от этих законов, каждый человек сам создает собственную судьбу или карму, свое счастье и страдание. Но, помимо этого, на каждую человеческую жизнь есть высший, Божественный план, осознание и выполнение которого является жизненной задачей – миссией жизни человека.



8. Существа высших измерений можно разделить на две категории: Божественные – Силы Света и демонические – темные. Это деление на добрых и злых зависит от образа мыслей и мотивации живых существ.

Этот образ мыслей выбирается, конечно же, добровольно и поэтому, в зависимости от соответствующего духовного уровня данной души, он может быть изменен. Это означает, что ни одна душа не является Божественной или демонической по своей природе, все души изначально не связаны с двойственностью добра или зла.

9. Существует два несложных критерия, с помощью которых можно отличить Божественные и демонические существа. Во-первых, уважает ли данное живое существо нашу свободную волю или нет? Навязчиво оно, или просто, не оказывая никакого давления, предлагает нам свою помощь? Во-вторых, признает ли данное живое существо бытие Высшей Личности Бога, которой подчиняются все остальные, или отвергает Ее существование и пытается само претендовать на это положение?

Все это необходимо знать настоящему Духовному Воину. Подобно опытному шахматисту, вначале изучившему все шахматные фигуры,
их ходы и 64 поля шахматной доски, у него только затем появляется возможность усвоить и понять сложнейшие этюды и хитросплетения многоходовой игры. Чтобы одержать будущую победу, Духовный Воин должен тщательно освоить поле деятельности и предстоящее поле сражения.

Только обладая умением предвидеть за много ходов вперед, как в древних шахматах, Духовный Воин сможет одержать победу.


Самое обсуждаемое
Александр Баранов: человек, который правил Русской Америкой Александр Баранов: человек, который правил Русской Америкой
Что скрывает утрехтский мир Что скрывает утрехтский мир
Крымская война: основные события Крымская война: основные события


top