А ф лазурский известен тем что. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

А ф лазурский известен тем что. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Введение

Психология личности

Концепция личности А.Ф.Лазурского

Заключение


Введение


Исследованиям в области психологии личности уже более ста лет - ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных практических задач.

В истории отечественной психологической мысли одно из важных мест занимает проблематика личности и индивидуальности. Многие известные русские и советские ученые внесли свой вклад в разработку различных аспектов становления, формирования и развития человека как индивида, личности и индивидуальности, как субъекта познания, деятельности и общения. Достаточно вспомнить имена М.М.Троицкого (1835-1899),В.И.Нссмелова (1863-1937), Г.И.Россолимо (1860-1928),А.П.Нечаева, Б.Г.Ананьева,Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, B.C.Мерлина,А.Н.Леонтьева и др.В этом ряду одно из первых мест принадлежит Александру Федоровичу Лазурскому (1874-1917) - основоположнику отечественной индивидуальной психологии.«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,- сказал о нем акад. В.М.Бехтерев.Все его научное творчество, по сути, было посвящено одной цели -«служению одной идее, привлекавшей его с юности и объединявшей многостороннюю и разнообразную деятельность его в качестве врача, психиатра, психолога и педагога» - постижению сущности личности. Начиная с собственно психологических работ, он последовательно и достаточно целеустремленно продвигался к изучению личности как сложного функционального образования, интегрирующего совокупность внутренних и внешних воздействующих факторов.

Цель данной работы: более подробно остановиться на характеристике концепции личности А.Ф.Лазурского.


1. Психология личности


Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются большей пестротой. Л.Хьелл и Д.Зиглер выделяют, по меньшей мере, девять направлений в теории личности. Это - психодинамическое (3.Фрейд), пересмотренный А.Адлером и К.Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г.Олпорт, Р.Кеттел), бихевиористское (Б.Скиннер), социально-когнитивное (А.Бандура), когнитивное (Дж.Келли), гуманистическое (А.Маслоу), феноменологическое (К.Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э.Эриксона, Э.Фромма и К.Хорни.

Б.Г.Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека.

По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом.

Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. Третья же особенность развития науки характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов изучения человека. Несколько позднее к аналогичным выводам приходит и Б.Ф.Ломов, подчеркивавший, что общей тенденцией развития научного знания стало возрастание роли проблемы человека и его развития. В 1941 году в книге - «Бегство от свободы» - Эрих Фромм провозглашает примат психологического изучения человека, поскольку понять динамику общественного развития можно только на основе понимания динамики психических процессов.

Анализэтих концепций позволил выделить общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения. В большинстве определений:

Личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности;

Подчеркивается значение индивидуальных различиймежду людьми;

Личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду;

Именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.

Сравнение обобщенных взглядов психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое в разных странах у разных исследователей внушает определенный оптимизм в отношении этой сложнейшей психологической проблемы - проблемы личности.


2. Концепция личности А.Ф.Лазурского


А.Ф.Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В.М.Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней.

С 1895 г. Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовал широкий кругозор и глубокая эрудированность А.Ф.Лазурского в области наук о человеке. Параллельно он изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их классификации. В итоге он пришел к выводу о недостаточной разработанности этого раздела психологии человека.

Как же А.Ф.Лазурским понимается личность?

Взгляды А.Ф.Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева, по мнению которого «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая - с социальной сферой».

Рассматривая характер взаимоотношений между ними, В.М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями».

В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».

Сопоставление концепции А.Ф.Лазурского с идеями В.М.Бехтерева позволяют предположить, что последние стали для А.Ф.Лазурского основополагающими концептуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности. По мысли А.Ф.Лазурского основная задача личности - это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т.п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях - низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А.Ф.Лазурского это единство двух психологических механизмов.

С одной стороны, это эндопсихика - внутренний механизм человеческой психики, которая обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т.е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А.Ф.Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия.

Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость - все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Таким образом, подводя итог пониманию личности А.Ф.Лазурским, мы приходим к следующим выводам.

Личность является целостностью, выражающейся в эндо- и экзопроявлениях.

Ядро личности составляют темперамент и характер.

Эндопсихика как основа личности не является только биологически обусловленной, равно как и экзопсихика - социально детерминированной.

Гармоничное сочетание эндо- и экзопсихики личности приводит к формированию полноценной индивидуальности, реализации в полной мере психического потенциала человека, конфликт же между ними приводит к «ломке личности», «уродует индивидуальность».

Опираясь на такое понимание личности, А.Ф.Лазурский разрабатывает собственную классификацию. При этом свою задачу он видит в создании не только психологической, но и «психосоциальной» классификации. Это предполагает, что каждый из выделяемых типов личности должен включать не только «субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию» в той мере, конечно, в какой они связаны с его характером. В основу классификации личностей А.Ф.Лазурским положены принципы активного приспособления личности к окружающей среде, что позволяет выделить два критерия классификации:

) степень активного приспособления личности к окружающей среде или собственным запросам и стремлениям, выражающаяся в том или ином психологическом уровне,

) степень одаренности, развития отдельных психических функций или способностей, характеризующая индивидуальные различия во взаимодействии индивидуума с окружающей средой.

Применение указанных критериев позволило Лазурскому выделить три последовательно повышающихся психологических уровня и целый ряд основных типов личностей и их разновидностей.

А.Ф.Лазурский в связи с этим выделяет три психических уровня. Прежде чем перейти к характеристике этих уровней несколько слов о признаках, характеризующих повышение психического уровня.

Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.

Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.

Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов - нравственных, социальных и т. п.

Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.

На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний - приспособившихся, а высший - приспособляющихся.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности - со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А.Ф.Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные - «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные - энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо- и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А.Ф.Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты - ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты - человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А.Ф.Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Что же принципиально нового содержится в классификации А.Ф.Лазурского, каковы ее характерные особенности?

Во-первых, широкое использование понятия «активность» как основы типологии. При этом активность рассматривается через категорию «отношение», а с позиций современной науки мы могли бы дополнить, - и «адаптацию». Переход с одного на другой психический уровень знаменует возрастание способностей человека не только «приноровиться к окружающей среде», но и активно, сознательно воздействовать на нее, преобразуя в соответствии со своими потребностями и особенностями. Тем самым человек из пассивного объекта социальных воздействий превращается в действующего субъекта, творца окружающей среды.

Во-вторых, использование гуманистического подхода в понимании процессов развития личности. На каждом из психических уровней видоизменяется соотношение между экзо- и эндопсихикой.

При этом в отличие от других классификаций значение экзопсихики на высшем психическом уровне возрастает. А.Ф.Лазурский специально подчеркивает: несмотря на то что представители высшего психического уровня характеризуются «большим богатством душевной жизни», тем не менее абсолютно неприемлемым является вывод о том, что и в социальном отношении эти люди оказываются более полезными и в этническом смысле лучшими. Он указывает, что критерием моральности должна выступать тенденция к повышению психического уровня, т.е. стремление человека к самосовершенствованию. А сила этой тенденции у людей низшего уровня может быть нисколько не меньшей, чем у представителей высшего психического уровня.

В-третьих, генетическое понимание трансформации типов личностей и их разновидностей. Лазурский не только дает яркие и точные описания «чистых» и «извращенных» типов, но и показывает те направления, в которых может изменяться каждый тип. И с этой точки зрения классификация Лазурского оказывается практически очень значимой: она позволяет не только определить место каждого конкретного человека в типологии, но и показать, если хотите, прогнозировать перспективные линии его развития. В этом отношении, один из упреков, который высказывался в адрес классификации личностей А.Ф.Лазурского, состоял в определении ее как реакционной.

А.Ф.Лазурский неоднократно подчеркивал естественность, жизненность своей классификации, ее ориентированность на практику. При этом он реально демонстрировал ее прикладные возможности. Наиболее ярко это отражено в его книге «Школьные характеристики», в которой он, используя разработанную им программу изучения личности (построенную в соответствии с предложенной им типологией личностей), демонстрирует на примере изучения учащихся возможности собственного подхода в создании характеристик. Поставив целью получить «полные, фактически обоснованные и психологически проанализированные характеристики мальчиков школьного возраста», он фактически получает в итоге типологию детских характеров.

При этом как хороший методист, он предлагает и собственный метод составления детских характеристик - «экспериментальные уроки» как вариант естественного эксперимента. Суть этих уроков состояла в том, что в естественной для ученика обстановке (урок, занятие) наблюдатель (а им мог быть и подготовленный соответствующим образом учитель), используя программу Лазурского, фиксировал индивидуальные проявления личности, специфические для данного вида уроков. А затем разрабатывал такой план урока, на котором было бы собрано все то, что дало бы возможность обнаружиться в наиболее яркой форме индивидуальным особенностям ребенка. Вместе с коллективом своих учеников А.Ф.Лазурский разработал несколько планов таких уроков: по арифметике, русскому языку, естествознанию, рисованию. И несмотря на то что составление планов таких уроков оказалось делом достаточно трудоемким, тем не менее данные, полученные в ходе их реализации, оказались не только интересными, но и имели характер строго научных наблюдений.

Таким образом, Лазурский как истинный ученый не только предлагал теоретические построения (классификация личностей, например), но и проверял их на практике на основе специально разработанных методических приемов. И можно сказать, что он в значительной мере одним из первых в отечественной психологии в конкретной научной разработке сумел реализовать принцип единства теории, эксперимента и практики, принцип, ставший одним из исходных уже в методологии советской психологии.


Заключение

личность психический индивид человек

Завершая данную работу, кратко отметим, что А.Ф.Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования.

Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие.

Значение концепции Лазурского в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.

Его вклад в индивидуальную психологию огромен. Попытка Лазурского создать основательную классификацию личностей была, по сути, первой в России. Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.


Список используемой литературы


1.Аверин В.А.Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Вклад А.Ф.Лазурского в разработку проблем личности / Б.Г.Ананьев; отв. ред. А.В.Брушлинский.- М. : Наука, 2000 .- 352 с.

.Журавель В.А. История психиатрии.Роль А.Ф.Лазурского в создании отечественной медицинской психологии / В.А.Журавель// Журнал невропатологии и психиатрии имени С.Корсакова. - 1977. - №6.

.Куликов Л. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.Куликов. - СПб.: Изд-во: Питер, 2009

.Психология личности: Учебное пособие / Авт.- сост. О.А.Ахвердова, И.В.Белашева, И.В.Боев, А.Н.Каргалева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 592 с.

.Степанов С.С. Психология в лицах/ С.С.Степанов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лазурский Александр Федорович (31.03.1874-27.02.1917), русский врач и психолог, создатель характерологии и нового метода психологического исследования - “естественного эксперимента” (1911), дающего возможность объективного научного изучения конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Один из организаторов и активных участников съездов по психологии и экспериментальной педагогике.

В. Горячев.

Большой словарь Русской цивилизации.

Лазурский, Александр Федорович (1874-1917) - русский психолог. Сотрудник В. М. Бехтерева , профессор Психоневрологического института. Разработанная Лазурским методика естественного эксперимента (1911) впервые сближала психологическое исследование с непосредственной жизненной ситуацией и оказала влияние на современную педагогическую психологию.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 184.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917) - русский врач и психолог. Биография . Сотрудник В. М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института. Исследования . Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В его генетической «классификации личностей» (Классификация личностей. Пг., 1924 ) были предложены четкие принципы разделения индивидуальных типов: но уровню личностного развития и по преобладанию психических функций. Для оценки уровня личностного развития были разработаны следующие критерии: общее количество и степень разнообразия индивидуальных психических проявлений (переход от «смутности» основных вопросов к их широте и дифференцированности); интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей; степень их осознанности, тенденция к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем; координация всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности. Для выделения разных уровней развития личности основой служит прежде всего сознательная активность человека. Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам, он не определен в интересах и поступках и оказывается не в силах реализовать свои задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно, они занимают в своей среде достойное место, соответствующее их склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению. Помимо принадлежности к определенному уровню личностного развития различные индивидуальности могут быть разделены по преобладанию психических функций (эмоций, мышления, воли). Это - аффективные, рассудочные, деятельные, мечтательные типы и т. д., которые встречаются на каждом уровне личностного развития. Методы . В 1911 г. предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности - «естественный эксперимент».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 287.

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический справочник).

Сочинения:

Влияние естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1900. № 8; О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900, Кн, 53; Душевные способности как основные биологические функции // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн, 101; Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. № 1, 2 (совм. с С. Л. Франком); Школьные характеристики. СПб., 1913; К учению о психической активности. М., 1916; Очерк науки о характерах. Пг„ 1917; Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918; Психология общая и экспериментальная. Пг., 1923; Альтруизм // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982; Избранные труды но психологии. М.: Наука, 1997.

Александр Федорович Лазурский (12 апреля 1874 г. - 13 мар­та 1917 г.) - психолог, педагог, врач-психиатр, ближайший уче­ник и помощник В. М. Бехтерева , основоположник дифференци­альной психологии в России. Совместно с А. П. Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. На протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте Бехтерева.

После окончания в 1897 г. Военно-Медицинской академии со степенью лекаря «с отличием» Лазурский остается в клинике не­рвных и душевных болезней. Научную деятельность он совмещает с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных в Санкт-Петербурге, в школе для детей с нервно-психическими от­клонениями. В 1900 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Одним из оппонентов на защите выступал И. П. Пав­лов.

Лазурским вместе с С. Л. Франком было сформулировано по­ложение о целесообразности рассмотрения двух взаимосвязанных частей психики: эндопсихики (внутренней) и экзопсихики (внеш­ней).

Основные труды: «Школьные характеристики» (1908), «Очерк науки о характерах» (1909), «О естественном эксперименте» (1918), «Классификация личностей» (1921), «Психология общая и экспериментальная» (1925).
«Классификация личностей» является прямым продолжением «Очерка науки о характерах». Впервые данная работа начала печа­таться в 1915 г. в «Журнале Министерства Народного Просвеще­ния». Безвременная кончина Лазурского оставила книгу неокон­ченной. В. Н. Мясищев , один из ближайших учеников и сотрудни­ков, на материале черновиков и личных бесед с Лазурским к 1920 г. смог закончить рукопись книги и подготовить ее к печати. Эта кни­га - труд многих лет, последние достижения творческой мысли Лазурского.

(1874–1917)

Александр Федорович Лазурский – яркая фигура в истории науки, один из пионеров российской психологии. В первой четверти ХХ века его труды неоднократно переиздавались в нашей стране и за рубежом, снискали ему широкую известность и признание. Лазурский по праву может быть назван одним из основоположников отечественной дифференциальной психологии (сам он, однако, полемизируя с В. Штерном, предлагал отдать предпочтение иному названию – «индивидуальная психология»; одноименная адлерианская теория в ту пору еще не была широко признана). Однако, умерший незадолго до Октябрьской революции, Лазурский, естественно, не мог предвидеть, какими путями пойдет оформление советской психологической мысли на основе марксистско-ленинской доктрины. Вероятно, вследствие такой «недальновидности» о нем с годами вспоминали все реже, и в советской психологической литературе упоминания о нем как правило ограничивались несколькими скупыми строчками. В середине 90-х одна из его книг была переиздана в серии «Памятники психологической мысли», но не привлекла широкого внимания и фактически затерялась в половодье переводных бестселлеров. Сегодня, когда постепенно пробуждается интерес новых поколений психологов к отечественным научным традициям, следует отдать дань одному из видных представителей российской психологии, стоявшему у ее истоков.

Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1874 г. в городе Переяславе Полтавской губернии (ныне – Переяслав-Хмельницкий Киевской области Украины). Через несколько лет после его рождения его отец, священнослужитель, получил приход в уездном городке Лубны. Здесь Лазурский поступил в мужскую гимназию, с отличием ее окончил, а в 1891 г. уехал отсюда в Петербург, где поступил в Военно-Медицинскую Академию. В Петербурге судьба свела его с крупнейшим ученым того времени, одним из основоположников целостного человекознания в отечественной науке, В.М. Бехтеревым, под руководством которого в возглавляемой им анатомо-физиологической лаборатории при клинике душевных и нервных болезней Лазурский, будучи третьекурсником, сделал свои первые шаги на нелегком пути научного познания. Наверное, именно царившая в лаборатории атмосфера научного поиска обусловила жизненный выбор Лазурского – его ориентацию не на медицинскую практику, а на исследовательскую деятельность.

На раннем этапе научной деятельности интересы молодого ученого были сосредоточены в сфере анатомии мозга. Этому были посвящены его первые научные работы, выполненные в студенческие годы и опубликованные в издававшемся в Казани журнале «Неврологический вестник».


В ноябре 1896 г. на заседании Собрания врачей Санкт-Петербургской клиники душевных и нервных болезней студенты Лазурский и Акопенко представили на обсуждение результаты выполненного ими психофизиологического исследования «О влиянии мышечных движений (ходьба) на скорость психических процессов». В работе рассматривалась динамика протекания психических процессов (простой реакции, процессов различения, выбора, счета чисел и подбора рифм) до мышечной нагрузки и после нее. Авторы пришли к выводу, что мышечные движения «ускоряющим образом» влияют на психические процессы, хотя указанный эффект проявляется применительно к конкретным исследуемым явлениям по-разному. Обращает на себя внимание высказанная уже в этой ранней работе мысль, что при анализе соотношения психических и физиологических процессов необходимо «считаться с индивидуальностью».

С самого начала творческой деятельности Лазурский активно участвовал в жизни научного сообщества. В журнале «Обозрение психиатрии» неоднократно публиковались его отчеты о научных дискуссиях той поры, в которых он сам принимал участие. Своеобразным признанием молодого ученого явилось его избрание в 1899 г. действительным членом Петербургского Общества психиатров и невропатологов.

После окончания академии с отличием в 1897 г. Лазурский был оставлен в клинике для продолжения исследований и «научного усовершенствования». Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных, а также в школе для детей с нервно-психическими отклонениями.

Уже в ранних работах Лазурского закладывались основы объективного, естественнонаучного подхода к пониманию человека и исследованию его психики. Ученый был глубоко убежден, что прогресс в развитии психологического знания обусловлен его связью с естественнонаучной методологией, с исследованиями природных основ психической деятельности, он подчеркивал невозможность разработки проблем психологии без опоры на знания в области анатомии и физиологии центральной нервной системы. Следуя традиции клинической школы Бехтерева, Лазурский большое значение придавал также изучению психопатологии, рассматривая последнюю в качестве важного условия углубления познания механизмов функционирования психики в норме.

Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на собственно психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 г. Бехтеревым в клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 г. именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией.

Еще более укрепилась психологическая ориентация ученого под влиянием зарубежной командировки, в которую он был направлен по решению академии «на казенный счет» с ежегодным содержанием в 3500 рублей на два года (1901–1902 гг.) «для усовершенствования» после получения степени доктора медицины. Во время своего пребывания за границей Лазурский посетил наиболее важные центры мировой психологической науки того времени. Он практиковался в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.

Первые психологические работы Лазурского появились в 90-е гг. ХIХ в. Приступая к разработке психологических проблем, молодой ученый учитывал сложившиеся в данной области традиции, но они становились предметом серьезного критического осмысления, глубокой творческой переработки. Главным критерием истинности вывода, основным способом получения научной фактологии Лазурский однозначно признавал опыт. Опытная стратегия исследования психической активности в работах самого ученого, его учеников и сотрудников Психологической лаборатории оставалась неизменно доминирующей. И поэтому естественным являлось обращение Лазурского к эксперименту в поисках наиболее точного объективного изучения психической реальности. В своих экспериментальных исследованиях он отдавал дань традиционным для того времени проблемам психологии – изучению объема сознания (памяти), процесса образования ассоциаций.

Уже ранние психологические работы Лазурского привлекли к себе внимание научной общественности. Так, после доклада о методе наблюдения (1898 г.) в собрании врачей психиатрической клиники состоялась беседа ученого с репортером «Петербургской газеты», а его доклад «О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения» на одном из заседаний Санкт-Петербургского Философского Общества под председательством А.И. Введенского в марте 1890 г. обсуждался с 9 утра до полуночи. Такой интерес к работам Лазурского был вызван не только актуальностью, новизной и оригинальностью развиваемых им идей, но и четко обозначенной естественнонаучной методологической позицией. Именно поэтому, встречая позитивные в целом отклики в среде врачей, психиатров и других ученых, разделявших позиции объективного подхода к психике человека, научные сообщения и статьи Лазурского вместе с тем подвергались критике сторонниками традиционной метафизической психологии. Так, уже упомянутый доклад в Философском Обществе, по оценке самого Лазурского, потерпел «торжественный провал». Это было следствием развернувшейся в этот период в русской психологии борьбы между принципиально различными подходами в познании психической реальности, водоразделом между которыми явилось понимание роли эксперимента и интроспекции в психологических исследованиях. Лазурский, оказавшийся одним из участников этих достаточно жестких и нелицеприятных дискуссий, тяжело переживал сложившуюся ситуацию и едва не забросил свои изыскания в психологии. Тем не менее, очевидно, не без помощи своего учителя Бехтерева и других, близких по духу коллег, он преодолел этот «творческий кризис» и продолжил работу в области психологии.

Более того, решаемые им задачи становились все более сложными, оригинальными. Он встал на путь, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами, его чрезвычайно привлекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом опубликованном им в 1897 г. психологическом труде «Современное состояние индивидуальной психологии» (заметим: двадцатисемилетний Альфред Адлер в это время только вынашивал свои теоретические идеи). Вероятно, именно подготовка этой статьи, содержащей обзор фактически всех ключевых в то время мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов Лазурского – разработка проблем индивидуальной психологии, точнее – психологии индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях».

Уже в этой работе четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его к созданию нового самостоятельного направления психологической науки – «научной характерологии». Именно она и стала фундаментальным вкладом Лазурского в сокровищницу отечественной психологической науки. При этом важно отметить, что «индивидуальная психология» полностью отождествлялась им с характерологией, то есть русский ученый выдвинул на передний план решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров. Тем самым он противопоставлял свой подход взглядам В. Штерна, который ограничивал задачи дифференциальной психологии лишь анализом индивидуально-психологических различий, не ставя задачей этой области изучение целостной личности.

В 1906 г. тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый крупный труд Лазурского – «Очерк науки о характерах». Как отмечает автор, «две мысли положены в основу этой книги: во-первых, возможность сознательного, научного изучения человеческих характеров; во-вторых – необходимость пользоваться для этой цели понятием наклонности или душевного качества». Основой книги послужил авторский курс лекций по характерологии, прочитанный в Петербурге на педологических курсах при экспериментально-педагогической лаборатории А.П. Нечаева, о котором Лазурский с гордостью писал брату: «Смело могу сказать, что это первый и единственный на сегодня на земном шаре систематический курс характерологии, основанной на современных данных». Именно с этого сочинения начинается известность Лазурского как специалиста по индивидуальной психологии.

Большое внимание ученый уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека. В этом контексте особый интерес представляет учение Лазурского о способностях, поскольку понятия «наклонность», «склонность», «способность», «душевное качество» занимают центральное место в его концепции личности.

В феврале 1913 г. на заседании Петербургского Философского Общества он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.

Исходя из идеи целостности, функционального единства нервно-психической организации личности и стремясь реализовать ее в конкретном эмпирическом исследовании, Лазурский обращается к поиску адекватного данному подходу метода. Направление и смысл методических поисков Лазурского в это время достаточно точно выражают следующие его высказывания: «Чем выше и сложнее исследуемое явление, тем проще и ближе к жизни должен быть применяемый метод», «общий ход развития экспериментальной психологии неизбежно ведет к тому, что мы постепенно будем расширять область применения эксперимента, но в связи с этим будем расширять также и само понятие эксперимента».

В декабре 1910 г. на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода, подчеркивая его «несомненные преимущества» по сравнению с наблюдением и лабораторным экспериментом. Суть данного метода состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего. И исследователь, предлагая человеку или группе лиц этот вид деятельности в реальной, конкретной жизненной ситуации, фиксирует степень выраженности изучаемой характеристики. Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках». Таким образом, можно сказать. Что Лазурский фактически одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым «первые кирпичики» в будущую психологическую теорию деятельности, получившую развитие в последующих трудах советских психологов. С.Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента, развивая этот метод с позиций субъектно-деятельностного подхода.

Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно-умозрительными. Вследствие назревшего конфликта в 1913 г. он увольняется из Военно-медицинской Академии и устраивается штатным клиническим ассистентом по психиатрии в Женский Медицинский институт.

Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 г. не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга, над которой он работал в последние годы «Классификация личностей». Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву. Книга была опубликована в 1921 г.

Похороны состоялись 16 марта (по старому стилю) 1917 г. на Смоленском кладбище в Петрограде. Обнаружить его могилу к настоящему времени не удалось…

По мнению близко знавших его людей, Лазурский, «всю свою жизнь отдавший изучению личности человека, сам был глубоко гармоничной, светлой, высокоморальной личностью. Необыкновенно скромный и миролюбивый, он не имел врагов; чуждый рисовки и стремления к популярности, он завоевал широкую известность. Мягкий, чуткий и деликатный, щепетильно честный и добрый, он привлекал к себе сердца окружающих, и смерть его в расцвете сил и таланта кажется такой несправедливой!»

А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка.

Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.

Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) . Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.


Самое обсуждаемое
Сколько варить тыкву или как и что можно вкусно приготовить из тыквы? Сколько варить тыкву или как и что можно вкусно приготовить из тыквы?
Бигус - второе блюдо из мяса и капусты Бигус - второе блюдо из мяса и капусты
Омлет с морковью в духовке Омлет из моркови Омлет с морковью в духовке Омлет из моркови


top