Как правильно выбрать бульдозер: виды и классификации бульдозеров. Бульдозер: классы и типы, принцип работы, технические характеристики

Как правильно выбрать бульдозер: виды и классификации бульдозеров. Бульдозер: классы и типы, принцип работы, технические характеристики

Когда трактор Т-130, который был основной машиной в своем классе, перестал удовлетворять постоянно растущие потребности промышленности и сельского хозяйства, конструкторами ЧТЗ была предложена альтернатива. Такой альтернативой стал новый Т-170, как и аналог Т-130, это была гусеничная машина предназначенная по большей части для использования в промышленности, но вот тяговый класс трактора возрос с 6 до 10.

Машина быстро набрала популярность у промышленников. Хороший запас мощности и высокая производительность, выгодно отличает ее от предшественника. А модельный ряд, может похвастаться моделями для любой из областей промышленности.

Трактор Т-170 созданный уральскими машиностроителями, это серьезная техника, которую применяют там, где нужна мощь и тяга. Лесозаготовка, работа в карьерах, строительство, различные землеройные работы и конечно же сельское хозяйство. Это далеко не полный перечень сфер применения этой машины.

История создания Т-170

Прежде чем продолжить рассказ о Т-170 хотелось бы кратенько вспомнить историю завода, которая неразрывно связанна с историей нашей страны. Именно ЧТЗ, в 30-е годы стал локомотивом тракторостроения в СССР. Сложно переоценить тот вклад, который внесло предприятие в индустриализацию тогда еще молодого Советского государства.

Решение о строительстве тракторного гиганта на Урале, было принято в конце мая 1929 года. Стать новым центром машиностроения, было суждено Челябинску. Выбор места был не случаен, ему способствовали промышленные традиции региона с развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами.

Мало кому известен факт, что после отказа фирмы Caterpillar участвовать в разработке генерального плана предприятия. В Детройте было организованно бюро «Челябинск трактор плент» в котором над планом предприятия совместно трудился интернациональный коллектив из 12 американцев и 40 советских инженеров.

Первые цеха были в торжественной обстановке заложены в августе 1930-го. Проект завода вобрал в себя весь накопленный мировой опыт в тракторостроении, что позволило заводу стать крупнейшим на тот момент предприятием не имеющим аналогов ни в Европе ни в Америке.

Нельзя не отметить тот вклад который был сделан ЧТЗ в победу в Великой Отечественной войне. За годы войны с конвейеров Уральского завода сошло 18000 различных боевых машин, а так же не счетное количество боеприпасов, танковых двигателей и запчастей к ним.

В послевоенное время предприятие переводит производство на мирные рельсы и разворачивает активную деятельность. К концу 1948 года завод уже выпускал 20-25 машин в сутки, а в середине 50-х годов трактора с Урала покупают Австрия, Финляндия, Египет, Бирма, Швеция, Афганистан, Бразилия и др.

Бульдозер Т-170

С конца 1960-х годов на ЧТЗ начинается модернизация и продолжается вплоть до начала 80-х. В эти годы рождается новое, перспективное семейство тракторов .

Свой миллионный трактор завод выпускает в 1984 году, а пик производства приходится на 1988 год, в течении которого было выпущено 31 700 машин. В том же 1988 глубокая модернизация Т-130 рождает новый, более мощный Т-170 выпуск которого прекратится лишь в 2002 году.

Технические характеристики бульдозера т-170

Отличительной чертой Т-170 считаются хороший запас прочности механизмов и систем трактора, а так же выдающиеся эксплуатационные качества.

  • Марка двигателя – Д160, Д180.
  • Мощность силовой установки – Д160 (160 л.с.), Д180 (180 л.с.)
  • Номинальные обороты – 1070 об/мин.
  • Расход топлива – 158г. (л.с./ч.)
  • Колея – 1880 мм.
  • Класс тяги – 10.
  • Габариты длина/ширина/высота – 4600/2480/3180 мм.
  • Давление на грунт – 0,076 МПа.
  • Снаряженная масса – 15990 кг.

Двигатель бульдозера т-170

На Т-170 устанавливали два различных двигателя, Д-160 на ранних моделях и Д-180 на более поздних модификациях трактора. Оба двигателя являются рядными, четырехтактными, четырехцилиндровыми агрегатами с турбо наддувом.

Дизеля могут одинаково успешно работать как в условиях заполярья при -40, так и в жару за +40. Если эксплуатация предполагается в северных районах, на двигатель может устанавливаться предпусковой подогреватель.

Отличительной чертой этих силовых установок, является их всеядность. Дизельное топливо, керосин, газо-конденсат, любой из этих видов топлива подойдет для работы. Пуск может быть выполнен как с помощью электростартера, так и пускового двигателя.

Коробка передач бульдозера т-170

Коробка передач с четырьмя валами и шестернями находящимися в постоянном зацеплении. Всего КПП имеет восемь скоростей, четыре из которых для движения вперед и столько же назад. Может быть выполнена в двух вариантах, в зависимости от того предусмотрена ли установка ходоуменьшителя и вала отбора мощности или нет.

Габариты и масса бульдозера т-170

Все модели Т-170 разрабатывались с учетом железнодорожных габаритов.
Базовая модель:

  • Длина – 4210 мм.
  • Ширина – 2480 мм.
  • Высота – 3250 мм.
  • Колея – 1880 мм.
  • База – 2880 мм.

У модификаций болото ходов база – 2280 мм, ширина – 3230.
Массовые характеристики:

  • Базовая – 15990 кг.
  • Облегченная – 13000 кг.
  • Трубоукладчик – 17700.

Ходовая и рулевое управление бульдозером т-170

Ходовая система на Т-170 тележечная. Подвеска тележек трехточечная, полужесткая с балансирной балкой. Балка микроподрессореная.

Если сравнивать с рессорной традиционной подвеской, такая подвеска более рационально и эффективно использует вес аппарата при использовании бульдозерного оборудования.

Поддерживающие и опорные катки, крепятся на гусеничных тележках, рамы которых изготовлены из прямоугольных труб. Там же крепится натяжное колесо.

Традиционной считается ходовая, имеющая гусеничные тележки с пятью катками. Так же применяются семикатковые тележки, их можно встретить на болотоходных модификациях. Такие тележки вместе с более широкими, 900 мм башмаками, создают более низкое давление на грунт.

Маневрирование трактором обеспечивается рычажной системой управления. Изменение направления движения, как и торможение, осуществляется с помощью комплекса фрикционов ленточного типа.

Для смены направления, частично блокируется привод одной из гусеничных тележек. Плавность поворота напрямую зависит от степени блокировки.

Кабина бульдозера т-170


Особого комфорта в кабине Т-170, как и на большинстве отечественных тракторов вы не найдете. Однако и совсем спартанскими их тоже не назовешь. Для нормальной работы есть все не обходимое.

Кабина помимо тракториста вмещает двух пассажиров. Расположена над трансмиссией и крепится на специальной платформе с виброизоляцией. Хороший обзор обеспечен обширной площадью остекления.

В стандартной комплектации оснащается принудительной вентиляцией и обогревом. Для работы в жарких условиях, в качестве опции возможна установка кондиционера.

На панели перед водителем располагаются все основные датчики и приборы контроля работы основных механизмов и агрегатов. Безопасность тракториста обеспечивается прочным каркасом, способным защитить машиниста от опрокидывания трактора или падения на кабину тяжелых предметов.

Гидравлика и навесное оборудование бульдозера т-170

Система гидравлики на Т-170 раздельно-агрегатная, предназначена для контроля над различными видами навесного и прицепного оборудования.

Для крепления рабочего оборудования к трактору имеется навесная система. Эта система может быть двух видов, передняя и задняя.

Состоит такая система из следующих элементов: гидравлический насос НШ-100, гидрораспределитель Р160, гидроцилиндры, система гидропроводов и два гидробака.

Насос НШ-100 предназначен для создания давления в системе. Гидрораспределитель Р160 направляет рабочую жидкость к нужным гидроцилиндрам. Гидроцилиндры в свою очередь работают непосредственно с оборудованием.

Т-170 агрегатируется в основном с разнообразным промышленным оборудованием. Отвалы различных видов, рыхлители, трубоукладочное оборудование, корчеватели. В сельском хозяйстве Т-170 применяют в основном с плугами на тяжелых почвах, лущителях.

Опыт эксплуатации бульдозера т-170

Говоря о использовании трактора в различных сферах деятельности, многие выделяют основные преимущества и недостатки:
Преимущества:

  • Надежность машины.
  • Стоимость трактора относительно не высока по сравнению с аналогами.
  • Ремонтопригодность.
  • Эксплуатация в различных климатических зонах.
  • Разветвленная дилерская сеть Завода ЧТЗ, доступность запчастей.
  • Моторесурс трактора достигает 10-и тысяч мото-часов.

Еще один значительный плюс, это возможность Т-170 работать на различных видах топлива.
Недостатки:

  • Уязвимым местом считаются муфты фрикционов, со времен Т-130 они остались неизменными и наиболее часто подвергаются замене.
  • В сравнении с западными конкурентами, управление машины выполнено гораздо сложнее.
  • Недостаточная шумоизоляция.
  • Комфортабельность рабочего места машиниста так и осталось на уровне 80-х годов.


Как отзываются о своих машинах сами трактористы:

  1. Я попал за рычаги этого тяжелого трактора работая в сфере строительства. Из оборудования работал с грейдерным ножом, а так же приходилось использовать «клык» рыхлитель. За рычагами этого аппарата я провел уже почти пять лет, серьезных проблем пока не испытывали. За время эксплуатации меняли только расходники, да пальцы на гусянках сносились. Производительность устраивает, мы им и бетон вскрывали, и землю промерзшую до 30 см рыхлит без проблем. На мой взгляд хорошая техника, за не большие деньги.
  2. Являюсь владельцем фирмы зарабатывающей на сдаче различной спецтехники в аренду. Когда пришло время заменить пару отправившихся на заслуженный отдых тяжелых гусеничных тракторов, было решено остановить свой выбор на Т-170 выпущенных на ЧТЗ. Такое свое решение объясню очень просто. С машиной к тому времени уже были знакомы, опыт эксплуатации имелся. Трактор ремонтопригодный, и хоть серийно уже не выпускается, завод продолжает выпускать все комплектующие. В общем обе приобретенные машины уже ни раз были арендованы различными организациями, для самых разных работ, ни каких проблем или нареканий при этом не возникало.
  3. Придя в 1997 году с армии, я имел кое какой опыт работы на тяжелых бульдозерах. Этот опыт помог устроиться мне в одну из фирм нашего города занимающуюся строительством. И сходу попал на бульдозер Т-170, за рычагами которого впоследствии провел 7 лет. Так что времени для близкого знакомства с техникой было предостаточно. Могу сказать, что в Российских климатических условиях, этот трактор ведет себя более чем достойно, в то время как превозносимые всеми западные аналоги в наших реалиях ведут себя куда более капризно. Не буду расписывать преимущества, просто выскажу свое мнение. Хороший бульдозер отечественного производства, справляющийся с теми обязанностями которые на него возложены.

Покупка б/у бульдозера Т-170: особенности выбора

Покупка бульдозера высокого тягового класса, пусть даже на вторичном рынке, удовольствие не из дешевых. По этой причине нужно знать, на что ориентироваться при покупке и на что обратить более пристальное внимание. Чтобы не приобрести кота в мешке.

Первым делом обращаем внимание на общий внешний вид техники, а так же на наличие навесного оборудования. Как правило должен присутствовать хотя бы бульдозерный отвал, а в идеале и рыхлитель. Если это оборудование отсутствует, у вас уже есть причина сбивать цену.

Осмотрите двигатель и все элементы гидравлики на наличие подтеков масла. Обратите внимание на сколько машина подвержена коррозии.

Следующее и наверное самое главное на гусеничном тракторе, это гусеницы. Смотрим на износ траков и пальцев. Замена гусениц дело весьма недешевое, поэтому отнеситесь к этому серьезно. Ну а лучший совет, это конечно взять с собой на осмотр специалиста который хорошо разбирается в такой технике.

Ценовой диапазон при покупке бульдозеров Т-170, варьируется приблизительно от 400 тыс. за трактор 1988-1992 годов, до 3,5 миллионов за прошедший капитальный ремонт и доведенный до состояния новой машины трактор.

В данной статье мы узнаем о тяжелой строительной технике, которая заслуженно называется «классикой» строительных и земляных работ, легендой советской промышленности, а именно о бульдозере марки Т-170.

Описание и модификации промышленного трактора

Бульдозер марки Т-170 - строительно-промышленный автомобиль советской разработки, который создали путем модернизации трактора серии Т-130. На базе Т-170 выпускается приблизительно восемьдесят самых разных вариаций.

Сейчас этот трактор производится в самых разных комплектациях и модификациях. Каждая последующая модель, которая выпускается на заводе, является более усовершенствованным вариантом старой модели. Обычно в такой модифицированной технике устанавливают один из нескольких видов двигателей. Так, можно приобрести автомобиль Т-170 в котором стоит мотор вида Д-160, или уже более усовершенствованный двигатель Д-180, у которого мощность увеличена до 180 л/с. Мощность последнего силового агрегата позволяет увеличить эффективность сельскохозяйственных работ.

Уже не один десяток лет лучшим помощником фермера остается трактор модели . Он является одним из самых известных оттечественных тракторов и выпускается в двух вариантах: на гусеничном ходу и с колесной базой. Остановимся подробнее на основных модификациях этой техники:

  1. Для быстрой расчистки участка под строительство или снятия верхнего грунтового шара существует модификация с прямым отвалом.
  2. Чтобы эффективно закопать траншеи, разработать легкий грунт или щебень применяют технику с поворотным отвалом.
  3. Модификация с полусферическим отвалом позволит произвести все нужные работы быстрее чем с любым другим обвесом. Такой бульдозер без труда выполнит работы по отрывке котлована или траншей.
Важно! Все перечисленные модификации могут дополнительно комплектоваться навесным разрыхлительным оборудованием. Такое дополнение позволяет выполнять широкий спектр самой разнообразной работы.

Особенности устройства

Данная техника производится уже более 25 лет, но несмотря на это, сегодня Т-170 пользуется все большим спросом у покупателей. И это неудивительно, поскольку аппарат совмещает в себе надежность, комфортность, легкую ремонтопригодность, многофункциональность. Если вам предстоит сложная дорожно-строительная работа или строительство, бульдозер марки Т-170 просто незаменим.

Т-170 оборудован топливным баком на 300 литров и 160-и или 180-сильным двигателем, который работает с разнообразными видами топлива. Расход топлива бульдозера марки Т-170 сравнительно невелик. Вес бульдозера Т-170 - 15 тонн.

Знаете ли вы? Т-170 выпускается на Челябинском тракторном заводе. Т-170 снабжен каркасной кабиной с отличается современным дизайном. Она устанавливается на специальной виброизолированной платформе. Увеличивается обзор для оператора при помощи большой площади остекления. Комфортные условия в кабине обеспечиваются с помощью шумоизоляции. В кабине есть и теплоизоляция.

Знаете ли вы? Самый первый бульдозер марки Т-170 выпущен в 1988 году и с самого начала производства стал популярной техникой. Для машины Т-170 можно подобрать разное оборудование которое навешивается на бульдозер:

  • Отвалы с гидрораскосом
  • Корчеватели
  • Разрыхлители однозубые
  • Лопаты
  • Тягово-сцепное устройство
  • Тяговые лебедки
  • Отвалы прямые или полусферические

Технические параметры

Двигатель советского бульдозера марки Т-170 - четырехтактный аппарат, способный работать на разном топливе. Например, на дизеле, керосине или на газоконденсате. Благодаря такой комплектации этот мотор может функционировать даже в наиболее суровых погодных условиях.

Важно! Топливо, если вы используете Т-170, расходуется более экономно, по сравнению с аналогами, а дополнительным преимуществом является топливный бак, объемом в 300 литров. Более детальные характеристики указанной техники приведены в таблице:

Как можно использовать бульдозер в сельском-хозяйстве

Такой бульдозер можно использовать в сельскохозяйственных работах. Благодаря трактору Т-170 легко выполняются вспахивание почвы (даже можно использовать для глубокого вспахивания тяжелой почвы), сплошная культивация, посев культур, лущение, а также возможно задержание снега зимой и в весенний период.

Достоинства и недостатки применения

Достоинства:

  1. Высокая выносливость в жестких климатических условиях
  2. Легкое управление
  3. Высокая надежность
  4. Ремонтопригодность
  5. Доступность запчастей
  6. Моторесурс (десять тысяч мото-часов)
  7. Возможность работи с разными видами топлива (керосин, газоконденсат, дизельное топливо)
  8. Доступная цена
  9. Универсальность – используется в:
  • сельскохозяйственных работах;
  • дорожных работах;
  • лесном хозяйстве, в строительных работах;
  • в промышленности;
  • коммунальном хозяйстве;
  • в разработке земляных карьеров (глиняного, песчаного и гравийного).

Недостатки:

  1. Уязвимым местом являются муфты фрикционов
  2. По сравнению с западными машинами управление намного сложнее
  3. Комфортабельное место оператора в кабине так и осталась на уровне разработки
Несмотря на указанные недочеты, данный трактор используется в самых разнообразных странах, климатических зонах и погодных условиях. Спрос на эту технику не снижается на протяжении многих лет, поскольку трактор очень надежен и неприхотлив в эксплуатации. Тем более, оборудование и двигатель трактора все время модернизируются. Для небольших фермерских хозяйств и домашних угодий оптимальным вариантом при выборе

Бульдозер относится к категории землеройного оборудования самоходного типа. Используется техника для послойного копания, снятия, транспортировки сыпучих составов (песка, грунта, щебня).

По конструкции бульдозер является гусеничным или колесным трактором со специальным щитом-отвалом, который используется для перемещения материалов. Бульдозеры широко применяются при строительстве и ремонте дорог, прокладке коммуникаций, выполнении земляных работ широкого спектра.

Главные рабочие характеристики бульдозера

Производительность бульдозера определяется в зависимости от трех главных показателей:

  • размеров отвала;
  • времени рабочего цикла;
  • мощности двигателя.

Чем более масштабные работы необходимо выполнить, тем более высокими должны быть эти параметры. Для уборки мусора и мелких работ на стройплощадке подойдет маломощная модель. А вот для выполнения более серьезных строительных задач необходима техника с большой производительностью и комплектом дополнительного рабочего инструмента.

Для каждого вида работ существуют свои модификации бульдозеров. В соответствии с возможностью выполнять те или иные задачи, работать при конкретных условиях бульдозеры разделяются на классы.

Классификация по типу шасси

Тип шасси у бульдозера определяет его возможность работать на той или иной поверхности. По типу шасси выделяют бульдозеры колесного и гусеничного типа, болотные модели.

  • Колесные бульдозеры работают с высокой скоростью на твердом и ровном покрытии. Они подходят для уборки автомагистралей, работы на складах.
  • Гусеничные бульдозеры применяются для работы на сложном рельефе с неровностями, выбоинами. Техника является устойчивой, но более медленной, чем колесная. Гусеничные модели успешно применяются для подготовки площади дорожных покрытий.
  • Болотные бульдозеры являются подтипом гусеничных. Но у болотной техники более широкие гусеницы, которые позволяют оборудованию быть устойчивым на глинистой, зыбкой, мягкой почве.

Классификация по типу отвала

Отвал — главный рабочий инструмент бульдозера. Он представляет собой криволинейный щит из железа. У обычных бульдозеров отвал имеет стандартную конструкцию и не оборудован дополнительными элементами. У многофункциональных бульдозеров отвал дополняется плужным ножом, разрыхлителем, лебедкой. Отвалы бывают нескольких типов.

  • Неповоротные отвалы предназначены для работы с сыпучими материалами. Они могут быть полусферическими, сферическими, прямыми. Прямые хорошо работают с камнем, сферические — с сыпучими материалами.
  • Поворотные отвалы не имеют боковых секций и могут вращаться вокруг рамы на шарнире. Применяются они для поперечного переноса материала при образовании насыпей, в строительстве дорог, уборке снега и мусора.
  • Универсальные отвалы оборудованы толкающей рамой и шарнирами, что позволяет инструменту изменять угол перекоса и поворота. Применяются они для зачистки и выравнивания наклонных объектов.

Классификация по управления отвалом

Управление отвалом может быть:

  • тросовым блочным — старый вариант, который практически не используется сегодня;
  • гидравлическим — обеспечивает хорошее вращение лопаты во все стороны;
  • электрическим и электрогидравлическим — используется только на сверхтяжелой технике;
  • механическим — подходит только для компактных бульдозеров.

Классификация по тяговому классу

Учет тягового класса бульдозера перед выполнением конкретной задачи позволяет избежать нерациональных затрат на технику. Всего выделяют 5 классов:

  • до 0,9 тонн — малогабаритные бульдозеры;
  • от 2 до 1,5 тонн — легкие бульдозеры;
  • от 6 до 25 тонн — бульдозеры среднего класса мощности;
  • от 25 до 35 тонн — тяжелый класс;
  • более 35 тонн — сверхтяжелые бульдозеры.

Отдельную группу составляют внеклассные бульдозеры. К ним относятся модели с уникально высокой мощностью и мини-бульдозеры.

Классификация по назначению

По назначению и сфере использования выделяется более 20 групп бульдозеров. Все группы можно объединить в несколько классов:

  • строительно-землеройная техника;
  • нагребные машины;
  • кусторезы;
  • мусорные бульдозеры;
  • корчеватели;
  • спасательные;
  • болотные.

При выборе бульдозера для работы на площадке учитываются все его характеристики, включая отнесенность к тому или иному классу. Экономический расчет целесообразности использования модели выполняется с предварительным анализом мощности двигателя, расхода топлива, скорости заднего хода.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

Факультет общего строительства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Строительные машины и оборудование»

на тему: «Бульдозера»

Выполнил:

Проверил: д.т.н. академ.

проф. Мауленов Ж.К.

Алматы - 2015

Введение

1. Общие сведения о бульдозерах

1.1 Создания бульдозера

1.2 Общие сведения о бульдозерах

1.3 Обзор и анализ существующих конструкций бульдозеров

1.4 Основные параметры и назначение и область применения бульдозеров

1.5 Классификация бульдозеров

1.6 Конструктивные особенности

1.7 Бронированные бульдозеры

1.8 Самый большой бульдозер в мире

1.9 Машины зарубежных производителей

1.10 Машины компании Liebherr

1.11 Машины компании Komatsu

1.12 Машины компании New Holland

1.13 Машины компании Shantui

1.14 Машины компании XCMG

1.15 Машины компании Caterpiller

1.16 Челябенский тракторный завод

ВВЕДЕНИЕ

Землеройно-транспортными машинами называются машины, которые делают резки и перемещения грунта при непрерывными поступательному движению самой машины. По характеру выполнения технологического процесса землеройно-транспортные машины делятся на две группы: циклической и непрерывного действия. По способу агрегатированы с тягачом они делятся на навесные прицепные и самоходные. Кроме того, машины классифицируют по силовой установке, типа ходового оборудования, системе управления, количества ходовых осей, массе ходовых осей, массе, размером рабочего органа и др.. Землеройно-транспортные машины соответствуют высокой степени проведения работ, простой эксплуатации, относительно малой энергоемкости. К ним относятся бульдозеры, скреперы, грейдеры и автогрейдеры, грейдер-элеваторы. Эти машины имеют в практике шоссейного строительства наибольшее распространение. Бульдозеры предназначены для разработки перемещения грунта на небольшие (до 60-80 и не более 100 м) расстояния Их применяют для строительства автодорожных и железнодорожных насыпей из боковых резервов, рытье каналов и котлованов, засыпке траншей и ям, разравнивание грунта, планировка строительных площадок, очистки дорог и площадок вид снега, валки деревьев и корчевание пней при подготовке трасс и площадок.Землеройно-транспортные машины прочно закрепили свой позиции на рынке и на сегодняшний день широко применяются во всех отраслях производства. Так давайте же узнаем что же они из себя представляют. Землеройно-транспортными называют машины с ножевым рабочем органом, выполняющие одновременно послойное отделение от массива и перемещение грунта к месту укладки при своем поступательном движении. К этой группе машин относится: бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, грейдеры. Первые два типа машин, особенно бульдозеры, широко используются в промышленном и гражданском строительстве. В зависимости от вида рабочего оборудования отдельный грунт накапливается перед отвалом или поступает в ковш, в котором транспортируется к месту отсыпки. Основными преимуществами землеройно-транспортных машин является возможность совмещения в одном рабочем цикле всего комплекса операций по копанию, перемещению, отсыпания грунта с предварительным разравниванием и частичным уплотнением, простота конструкции и высокая производительность. Бульдозер - машина мощная и действительно сокрушительная. При его помощи можно перемещать значительные массы земли на достаточно большое расстояние, что и сделало его популярным для применения в строительно-ремонтных работах. Там, где планируется упорядочение территории или земляные работы, такой агрегат незаменим.Бульдозер можно назвать универсальным оборудованием, которое можно использовать почти что в любых условиях. Высокая проходимость достигается благодаря гусеничному ходу, хотя имеются и колесные машины, которые более удобно использовать в каких-либо конкретных условиях. Бульдозер имеет простую конструкцию, что и обусловливает его надежность. Он неприхотлив в обслуживании, прост в эксплуатации, имеет хорошую мощность и большой запас прочности. Такие машины работают без проблем в самых экстремальных условиях, обеспечивая тем самым высокую производительность и скорость проводимых строительно-ремонтных работ. Для любой строительной фирмы бульдозер является обязательным оборудованием, так как без его помощи любые земельные работы будут длиться слишком долго, и на их осуществление будут нерационально использоваться строительные ресурсы и другая техника, не предназначенная для таких работ.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БУЛЬДОЗЕРАХ

1.1 Создания бульдозера

Бульдозер - самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и т.п. с навесным рабочим органом - криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины. Служит для послойного копания, планировки и перемещения (на расстояние 60-300 м) грунтов, полезных ископаемых, дорожно-строительных и др. материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических и т.п. сооружений.

В 1929 году появился первый бульдозер -- огромная и шумная машина. Он был сделан на базе трактора путём монтажа спереди металлической пластины. Разновидности бульдозеров:

· с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины;

· с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней;

· универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик).

Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, канатным или электромеханическим приводом для подъёма--опускания, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Бульдозеры снабжаются сменным оборудованием (рыхлителями, откосниками, уширителями, открылками и др.), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Характеристики бульдозеров:

· длина отвала -- до 5,550 мм

· масса отвала -- до 10 т

· размеры отвала: ширина -- до 6100 мм, высота -- до 2200 мм

· высота с козырьком -- 2300 мм

· подъем отвала -- 1780 мм

· заглубление отвала -- 800 мм

· расстояние перемещения породы -- до 200 м

· мощность двигателя -- до 386 кВт

· масса -- до 58 т.

Применение бульдозеров:

· послойное срезание и копание, разравнивание, планировка, перемещение горных пород, грунта, сыпучих материалов

· пресс для гибких деталей

· снятия плодородного поверхностного слоя грунта при подготовке строительных площадок

· перемещения грунта в зону действия одноковшового экскаватора при погрузке его в транспортное средство или отвал

· разработки неглубоких каналов с транспортированием грунта в отвал

зачистки пологих откосов

· сооружения насыпей из резервов

· планировочных работ при зачистке оснований под фундаменты зданий и сооружений и планировке площадей и трасс

· по устройству и содержанию в исправности подъездных дорог, устройстве въездов на насыпи и выездов из выемок

· для разработки грунта на косогорах

· по обратной засыпке траншей и пазух фундаментов

· разравнивание грунта в отвалах

· штабелирование и перемещения сыпучих материалов

· подготовительных работ для валки отдельных деревьев, срезки кустарника, корчевка пней, удаление камней, расчистка поверхностей от мусора и снега

· вскрышных работ, а так же использования их в качестве толкачей скреперов.

Рабочие инструменты бульдозеров:

· толкающая рама

· механизм управления

· рыхлительные зубья, откосники, уширители, открылки (дополнительное оборудование).

В искусстве

В кино и прочем искусстве бульдозеры часто представляются подобием джаггернаутов, способных неумолимо сокрушать все на своём пути. Идеальным примером для этого может быть реально существовавший бронированный бульдозер МарвинаХимейера, которым он, в прямом смысле, снёс свой городок из-за конфликта с властями, за что впоследствии машина была окрещена как "Killdozer"Примечания.

Оборудование для дорожно-ремонтных работ

Бульдозер - машина мощная и действительно сокрушительная. При его помощи можно перемещать значительные массы земли на достаточно большое расстояние, что и сделало его популярным для применения в строительно-ремонтных работах.

Самые популярные бульдозеры. Наиболее популярная техника, конечно же, китайская. И дело тут уже не в дешевизне, а в исключительном качестве оборудования, производимого на заводах Китая. Сейчас, китайскую спецтехнику активно покупает США, Канада и другие страны мира. И это вполне обоснованно. Даже при наличии собственного производства, которое выпускает на рынок спецтехники достаточно качественное оборудование, но по высоким ценам, такое приобретение как китайские бульдозеры можно назвать выгодным и экономически обоснованным.Если вам необходима спецтехника различного плана для дорожных, строительно-ремонтных или каких-либо других работ, стоит обратить внимание на ассортимент продукции фирмы "Спецтехника Китая". Бульдозеры тут присутствуют в большом количестве, так что подобрать оборудование согласно определенным характеристикам не составляет труда.

1.2 Общие сведения о бульдозерах

Назначение. Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для послойного копания, планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов. Виды работ, выполняемых бульдозером, описаны в гл. IX. Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган -- отвал.

Бульдозер -- это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т. п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления. Классификация. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя). По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные. Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ±40°С и холодного климата с температурой воздуха до -60°С.Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи -- для работы со скреперами, трюмные бульдозеры -- для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры -- для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры -- для работы в воде. бульдозер эксплуатация зарубежный тракторный

По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры. Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях. Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект. По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане и универсальные. В бульдозерах первого типа отвал установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

В бульдозерах второго типа отвал можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения. Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под углом в разные стороны.

По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы, по назначению -- землеройный, скальный, снежный, угольный отвалы, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора. У прямого отвала -- одинаковая форма по всей ширине. Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. У сферического отвала боковые секции выдвинуты вперед на 1/3 ширины отвала. Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком. По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов: малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5...37 кВт), легкие (классов 1,4...4, мощностью 37...96 кВт), средние (классов 6...15, мощностью 103...154 кВт), тяжелые (классов 25...35, мощностью 220...405 кВт), сверхтяжелые (классов 50...100, мощностью 510...880 кВт).Устройство бульдозеров. Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, бульдозеры-толкачи.

1. В качестве базовой машины может быть использован колесный трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель 2 трактора через муфту сцепления 3 или гидротрансформатор приводит в действие коробку передач 5 и задний мост 6. Звездочки 7 передают вращение от двигателя гусеницам 9.Кабину 4 размещают преимущественно в задней (у тракторов типа «Беларусь», ДТ-75, Т-4АП2, Т-130М, Т-180Г) или в средней (у трактора ДЭТ-250М) части, а также впереди машины со стороны бульдозерного оборудования (у трактора Т-330).В рамах гусеничных тележек 8 приварены упряжные шарниры 10, на которые установлены толкающие брусья 11 прямоугольного сечения. На другом конце брусьев предусмотрены универсальные шарниры 12, на которых прикреплен бульдозерный отвал 13.Для сохранения определенного положения отвала и резания грунта с минимальными затратами мощности отвал удерживается с одной стороны гидрораскосом 14, с другой -- жестким раскосом 17. Механизм компенсации перекоса 16 распределяет нагрузки между толкающими брусьями 11. С помощью гидрораскоса отвал перекашивается в поперечной плоскости. Гидроцилиндрами подъема -- опускания 15 отвал устанавливают в нижнее I, рабочее II, транспортное III и промежуточное положения.

Рис. 1.1 Бульдозер с неповоротным отвалом на гусеничном тракторе:1-трактор,2-двигатель,3-муфта сцепления,4-кабина,5-коробка передач,6-задний мост,7-звездочка, 8-гусеничная тележка, 9-гусеница,10, 12-шарниры,11-толкающий брус,13-отвал,14-гидрораскос,15-гидроцилиндр подъема-опускания,16-механизм компенсации перекоса,17-раскос.Бульдозер с неповоротным отвалом (рис. 1) устанавливают на базовом гусеничном тракторе.

Гидроцилиндрами подъема -- опускания и гидрораскосом управляют с помощью гидросистемы трактора, состоящей из гидронасоса, гидрораспределителя, масляного бака с системами очистки жидкости и гидролиний. Бульдозер с поворотным отвалом (рис. 1.2) отличается от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 7, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины.По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее (показано на рис. 1.5) или левое. В среднем положении отвала бульдозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидроцилиндрами подъема -- опускания 4. Отвал оборудован средними и крайними ножами.

Рис. 1.2 Бульдозер с поворотным отвалом на гусеничном тракторе: 1 -- отвал, 2 -- толкатель с раскосом, 3 -- рама, 4 -- гидроцилиндры подъема -- опускания отвала, 5 -- трактор, 6 -- шарнир.

Бульдозер-рыхлитель (рис. 1.3) характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 2 крепят на шпильках опорную раму 3, на которой внизу шарнирно установлена рама 9, а вверху -- тяга 4. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 6 так, что образуется параллелограммный четырехзвенник. По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 5. В рабочей балке закреплен зуб 7 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 8. Выдвигая шток гидроцилиндра 5, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток -- заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме но траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.

Рис. 1.3 Бульдозер-рыхлитель:1-бульдозерное оборудование,2-трактор,3,9-рамы,4-верхняя тяга,5-гидро-цилнндр подъема-опускания,6-рабочая балка,7-зуб, 8-наконечник

Бульдозер-толкач оборудован неповоротным отвалом, аналогичным показанному на рис. 1. Отличие состоит в том, что вместо гидрораскоса и жесткого раскоса установлены два амортизатора с резинометаллическими элементами. Амортизаторы смягчают ударные нагрузки при толкании скреперов. Для усиления отвала в средней его части в зоне контакта с буфером скрепера наварен дополнительный лист по профилю рабочего органа машины. Принцип работы. Основной принцип работы бульдозера сводится к следующему (рис. 1.4). Отвал бульдозера опускают ниже опорной поверхности на 50…200 мм в зависимости от типоразмера машины. При движении машины вперед заглубляют отвал и режут грунт стружкой определенной толщины. После образования перед отвалом призмы грунта его транспортируют на расстояние и одновременно подрезают материал. Подрезанием компенсируют потери грунта, высыпающегося из призмы через боковые поверхности отвала в боковые валики. Затем отвал поднимают, грунт отсыпают в отвал и бульдозер откатывается задним ходом в исходное положение. Процесс перемещения грунта называют рабочим ходом, движение машины назад -- холостым ходом.

Рис. 1.4 Схемы работы бульдозера при разработке грунтов: а -резание, б-транспортирование с подрезанием, в -отсыпка, г -откат назад (холостой ход)

Аналогичным способом засыпают траншеи и погружают грунт в транспорт.Планировочные работы осуществляют передним ходом с отвалом, приподнятым на величину отсыпаемого слоя, или задним ходом.Скрепер толкают в задний буфер машины в момент наполнения ковша. У бульдозера-рыхлителя в процессе работы стойка с зубом опущена на определенную глубину. Машина перемещается передним ходом и рыхлит грунт. Рыхлитель выглубляют из грунта, и машина задним ходом откатывается в начальное положение с небольшим смещением в сторону, называемым шагом рыхления. Основные параметры. К этим параметрам бульдозера (рис. 1.8) относят тяговый класс; мощность двигателей N; массу М и положение центра масс a, d, е; переднюю рабочую скорость движения vр и заднюю холостую vx; длину продольной базы ходовой части Lт; колею гусениц или колес Bт; ширину гусениц b или размер шин колесного трактора; дорожный просвет С; радиус поворота (на рисунке не показан); удельное давление и эпюра давления на грунт qп, qз; габаритные размеры L х Bн х А.

Рис. 1.5 Основные параметры бульдозеров

Бульдозерное оборудование характеризуется следующими параметрами: шириной В и высотой Н отвала; углом въезда машины б и съезда в; высотой подъема Hп и опускания h отвала; скоростью подъема vп и опускания vо оборудования; углом перекоса отвала ± е; напорным Т и вертикальным Р усилием на режущей кромке. К параметрам отвала относят также радиус кривизны отвала R, углы -- резания г, заострения ножей у, задний угол резания ф, угол опрокидывания отвальной поверхности и.Для бульдозеров с поворотным отвалом задают еще углы его поворота налево и направо от среднего положения. У рыхлителей выделяют высоту подъема и заглубления зуба, задний угол съезда и скорость подъема и опускания рыхлительного оборудования. Главный параметр бульдозеров, бульдозеров-рыхлителей и бульдозеров-толкачей -- тяговый класс базового трактора, который характеризует силу тяги, развиваемую при скорости 0,7...0,9 м/с и минимальном буксовании гусениц. По тяговому классу строится типоразмерный ряд гусеничных бульдозеров: 4; 6; 10; 15; 25; 35 мощностью 55...338 кВт; бульдозеров-рыхлителей: 6; 10; 15; 25; 35 мощностью 99...338 кВт. Колесные бульдозеры выпускают класса 1,4, мощностью 55 кВт. На гусеничных тракторах выпускают бульдозеры с неповоротным отвалом: ДЗ-42Г на тракторе ДТ-75; ДЗ-101А на тракторе Т-4АП2; ДЗ-110В и ДЗ-110А-1 (с автоматическим управлением) на тракторе Т-130М; ДЗ-35С на тракторе Т-180Г; ДЗ-118 на тракторе ДЭТ-250М; с поворотным отвалом ДЗ-109Б на тракторе Т-130М.

Бульдозеры-рыхлители выпускают только на гусеничных тракторах: ДЗ-116А на тракторе Т-130М; ДЗ-117А на тракторе Т-130М, ДЗ-126А на тракторе ДЭТ-250М, ДЗ-94С и ДЗ-129ХЛ на тракторе Т-330.

1.3 Обзор и анализ существующих конструкций бульдозеров

Бульдозеры представляют собой навесное оборудование на базовый гусеничный или пневмоколесный трактор (двухосный колесный тягач), включающий отвал с ножами, толкающее устройство в виде брусьев или рамы и систему управления отвалом. Современные бульдозеры являются конструктивно подобные машины, базовые трактора и навесное оборудование которые широко унифицированы. Главный параметр бульдозеров - тяговый класс базового трактора (тягача). Бульдозеры применяют для послойной разработки и перемещения грунтов 1…4 категории, а также предварительно разрыхленных скальных и мерзлых грунтов. С их помощью выполняют планировку строительных площадок, возведение насыпей, разработку выемок и котлованов, нарезку террас на косогорах, разравнивание грунта, отсыпаемого другими машинами, копание траншей под фундаменты и коммуникации, засыпку рвов, ям, траншей, котлованов и пазух фундаментов зданий, расчистку территорий от снега, камней, кустарника, пней, мелких деревьев, строительного мусора и т.п.

Поворотный отвал устанавливают только на гусеничных тракторах, так как колесные тягачи плохо воспринимают боковые нагрузки; по типу системы управления отвалом - с гидравлическим и механическим (канатно-блочным) управлением. По канатно-блочной системе управления подъем отвала осуществляется зубчато - фрикционной лебедкой через канатный полиспаст, опускание - под действием собственной силы тяжести отвала. При гидравлической системе управления подъем и опускания отвала осуществляется принудительно одним или двумя гидроцилиндрами двустороннего действия. Бульдозеры с механическим управлением в настоящее время промышленностью не выпускаются.

Отвалы бульдозера представляют собой жесткую сварочную металлическую конструкцию с лобовым листом криволинейного профиля. Поворотный отвал длиннее неповоротного, так как в неповоротном положении он должен перекрывать ширину базовой машины. Применяют поворотный отвал для планировочных работ с перемещением грунта в сторону (грунт при этом сходит с отстающим концом отвала в виде бокового валика), для засыпки траншеи, разравнивания валов и других работ при непрерывном движении машины вдоль фронта работ.Сферические отвалы, состоящие из трех или пяти секций, которые установлены под углом 10…15 градусов одна к другой, набирают грунта на 15…20 процентов больше, чем прямые отвалы. Короткий прямой отвал снабжен амортизатором и предназначен для установки на толкачах, помогающих загружать скреперы.

1.4 Основные параметры бульдозеров

За главный параметр бульдозеров принимается номинальное тяговое усилие трактора или тягача. За основные параметры бульдозеров приняты:

Эксплуатационный вес бульдозера;

Скорости рабочего и обратного хода;

Среднее удельное давление ходовой части на грунт и смещение центра давления;

Удельное горизонтальное усилие и вертикальное давление на режущей кромке ножа, определяющее возможность разработки бульдозером грунтов с различным сопротивлением копанию. Рекомендуется высоту подъема отвала выбирать из расчета угла въезда, но не менее 20-30 градусов для бульдозеров с неповоротным отвалом и 20-25 градусов для бульдозеров с поворотным отвалом. В процессе заглубления отвала при резании скорость перемещения его имеет наибольшее значение. Отвал бульдозера и схемы установки. При проектировании отвала необходимо определять также параметры профиля поверхности отвала.

От угла наклона отвала е - угла между линией, соединяющей режущую кромку ножа и верхнюю кромку отвальной поверхности из учета козырька), и горизонталью - в значительной степени зависит форма призмы волочения. При малом угле уклона грунт может пересыпаться через отвал, так как во многих случаях призма волочения бывает выше отвала. При большом угле не ухудшаются условия движения грунта вверх по отвалу, увеличивается прилипание грунта и повышается энергоемкость.

Минимальная ширина отвала выбирается так, чтобы отвал, повернутый на угол ф, перекрывал габарит базовой длины по ширине и выступающие части толкающей рамы не менее 1 на 100 мм с каждой стороны. При соблюдении этого требования возможна работа бульдозера траншейным способом и по одному следу. Ширина неповоротного отвала выбирается в 2,8-3 раза выше его высоты. Ширина поворотного отвала больше на 30%.Для работы на легких грунтах и особенно на сыпучих длина вала может увеличиваться за счет применения съемных уширителей, устанавливаемых под углом 15-30 градусов к режущей кромке. Высота отвала Н - расстояние по вертикали между режущей кромкой ножа и верхним краем отвальной поверхности при основном угле резания и горизонтальном положении опорных поверхностей базовой машины. Высота отвала определяется силой тяги Т и грунтовыми условиями, для которых предназначается проектируемый бульдозер.

Угол резания оказывает большое влияние на энергоемкость процесса резания, поскольку при уменьшении его значительно снижается сила сопротивления резанию. С учетом этих обстоятельств угол резания, измеренный в исходном положении бульдозера (при стоянке бульдозера на горизонтальной площадке с отвалом, опущенным до касания лезвия ножа с грунтом), рекомендуется принимать для неповоротного отвала б = 55 градусов и для поворотного отвала б = 50 - 55 градусов. При угле б < 50 градусов угол заострения b получается таким, при котором прочность режущей кромки становится недостаточной. Угол заострения b в значительной степени определяет характер изменения удельного давления ножа на грунт по мере износа его режущей кромки. Задний угол а по условию работы бульдозера траншейным способом должен быть не меньше углов подъема и спуска, углов, образуемых поверхностью земляного откоса с горизонтом. Задний угол определяет в значительной мере конструкцию тыльной стороны отвала, элементы которой, в частности коробка жесткости, не должны входить в пределы этого угла. Рекомендуется принимать задний угол а = 30 - 35 градусов.

Назначение и область применения бульдозеров

Назначение. Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для послойного копания, планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов. Виды работ, выполняемых бульдозером, описаны в гл. IX. Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган -- отвал. Бульдозер -- это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т. п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления. Классификация. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя). По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.

Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ±40°С и холодного климата с температурой воздуха до -60°С.Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи -- для работы со скреперами, трюмные бульдозеры -- для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры -- для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры -- для работы в воде. По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры. Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях. Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект. По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане и универсальные. В бульдозерах первого типа отвал установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

В бульдозерах второго типа отвал можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения. Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под углом в разные стороны. По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы, по назначению -- землеройный, скальный, снежный, угольный отвалы, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора. У прямого отвала -- одинаковая форма по всей ширине. Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. У сферического отвала боковые секции выдвинуты вперед на 1/3 ширины отвала. Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

Бульдозером называется строительная машина, предназначенная для срезки, перемещения и распределения (планировки) грунта Бульдозер представляет собой трактор, оборудованный спереди управляемым отвалом, который является рабочим органом и в нижней своей части снабжен ножом. Во время движения бульдозера вперед отвал заглубляется в грунт и срезает стружку грунта. При дальнейшем движении бульдозера и выглублении отвала срезанный грунт волоком перемещается по поверхности земли к месту отсыпки. Встречающиеся на пути бульдозера углубления засыпаются грунтом, а возвышения срезаются ножом. Если перемещаемый бульдозером грунт надо распределить по поверхности земли, то отвал соответственно приподнимают над ней.

Бульдозеры находят широкое применение при выполнении следующих работ:

1) планировка площадей со срезкой бугров, засыпкой впадин и удалением излишнего грунта;

2) разработка грунта на косогорах и в выемках с перемещением его на короткое расстояние (40-60м, в отдельных случаях до 100м);

3) сооружение насыпей, выемок при строительстве железных и автогужевых дорог при перемещении земляных масс как в поперечном, так и в продольном направлениях (относительно земляного сооружения);

4) расчистка площадей и трасс дорог от пней и растительного слоя земли;

5) засыпка рвов, ям, канав, траншей различных трубопроводов, уложенных в траншеи.

1.5 Классификация бульдозеров

В зависимости от мощности и конструкции бульдозеры могут работать на самых разнообразных грунтах и материалах: от болотистых и песчаных до разборных, взорванных или разрыхленных скальных пород и руд. Экономически выгодная дальность перемещения грунта бульдозером зависит от его тягового класса, вида и прочности грунта и эксплуатационных условий. Обычно она не превышает 40--60 м.

По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.

Бульдозеры общего назначения выполняют послойное резание, набор и перемещение грунтов и материалов в наиболее часто встречающихся средних грунтовых и климатических условиях. За такие средние условия принимают обычные супесчаные, суглинистые и глинистые грунты и их разновидности, легкие скальные породы типа трещиноватых сланцев, известняков, мергелей, а за наиболее часто встречающиеся климатические условия -- условия умеренного климата с температурой от --40 до +40°С.

Специальные бульдозеры предназначены либо для выполнения отдельных видов работ (например, прокладки путей и пионерных дорог, сгребания торфа, разравнивания кавальеров, подземной разработки материалов и т. д.), либо при особых климатических условиях (при низких отрицательных температурах до минус 60°С, при тропической влажности и температурах до 60°С и т. д.).

Для выполнения отдельных видов работ на специальных бульдозерах используют различные типы отвалов:

· сферические, которые состоят из 3--5 частей, установленных под углом около 15° друг к другу, для работы на кусковых и сыпучих материалах;

· с челюстным гидроуправляемым захватом--для перемещения сыпучих материалов на большие расстояния;

· с двумя отвальными поверхностями -- для работы передним и задним ходом;

· с отвальной поверхностью в сторону машины -- для работы от стенки (на себя);

переворачиваемые -- для работы на себя и от себя. С целью расширения области применения бульдозеров общего назначения и специальных их снабжают дополнительным быстросъемным сменным оборудованием: рыхлительными зубьями, откосниками, открылками, уширителями, удлинителями, канавными наставками, лыжами, вилами, кусторезными наставками и др.

Бульдозеры многоцелевого назначения с выполнением обычных землеройнотранспортных работ используют для разработки и засыпки траншей, каналов, скважин, отрывм. корыт и проведения земляных работ на мерзлых грунтах, погрузочно-разгрузочных работ. В этом случае бульдозерное оборудование агре-гатируют с задним оборудованием экскаватора, рыхлителя, канавокопателя, бурильно-крановой машины и т. п.

Бульдозеры-рыхлители выпускают общего и специального назначения. Машины общего назначения служат для разработки и транспортировки мерзлых и разборно-скальных грунтов Бульдозеры-рыхлители специального назначении имеют рыхлительное оборудование в однозу-бом исполнении для глубокого рыхления грунтов (более 1,5--2 м). В многозубом исполнении рыхлители используют на горных работах.

По ходовой части различают бульдозеры гусеничные и колесные. Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.

Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.

По номинальному тяговому усилию бульдозеры подразделяют на сверхтяжелые -- с номинальным тяговым усилием свыше 30 т (мощностью более 400 л. е.), тяжелые -- от 20 до 30 т (250--400 л. е.), средние -- от 13,5 до 20 т (160--249 л.с.), легкие -- от 2,5 до 13, 5 т (60--159 л. е.), малогабаритные -- менее 2,5 т (меньше 60 л. е.).

По конструктивным признакам различают бульдозеры:

· с неповоротным отвалом (обычно их называют просто бульдозерами), у которых отвал установлен перпендикулярно продольной оси машины и не может поворачиваться в плане;

· с поворотным отвалом (или апглдозеры), у которых отвал может устанавливаться под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней;

универсальные (или путепрокладчики) с шарнирно-сочленен- пым отвалом из двух половин, которые по отдельности или вместе могут устанавливаться в горизонтальной плоскости под углом к продольной оси машины или перпендикулярно к пей.

Отвалы всех типов бульдозеров могут иметь механизм перекоса в поперечной плоскости с целью облегчения разработки тяжелых грунтов и материалов. Отвалы первых двух типов могут также иметь регулировку угла резания за счет поворота (наклона) отвала вперед и назад.

Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

По типу механизма управления различают бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

Наиболее широко используются в народном хозяйстве гусеничные бульдозеры общего назначения с неповоротным и реже с поворотным отвалами.

1.6 Конструктивные особенности

Бульдозер представляет собой дугообразный в сечении отвал 2 , навешенный спереди на гусеничный (или колесный) трактор 1 (или тягач) посредством толкающих брусьев 3.В транспортном положении отвал 2 поднят над поверхностью земли и бульдозер может передвигаться вперед или назад без резания грунта. Отвал бульдозера представляет собой жесткую сварную металлоконструкцию с лобовым листом криволинейного профиля. Вдоль нижней кромки отвала крепятся сменные двухлезвийные режущие ножи (два боковых и средние), наплавленные износоустойчивым сплавом. В середине верхней части отвала имеется козырек, препятствующий пересыпанию грунта через верхнюю кромку. Для увеличения производительности бульдозера при работе на легких грунтах на его отвал устанавливают с обоих концов сменные уширители, открылки и удлинители. Для уменьшения потерь грунта при его транспортировании современные неповоротные гусеничные бульдозеры оборудуют сферическими и полусферическими отвалами.Система управления обеспечивает: подъем и принудительное опускание отвала, его плавающее и фиксированное положение с помощью гидроцилиндров, поворот отвала в плане (у поворотных бульдозеров) гидроцилиндрами, поперечный двусторонний перекос (до 12°) отвала в вертикальной плоскости регулировку угла резания ножей отвала (среднее значение 55°) путем поворота (наклона) отвала гидроцилиндрами вперед и назад относительно толкающего устройства. Принудительное заглубление ножей отвала в грунт под действием гидроцилиндров, развивающих усилие до 40 % и более от веса тягача, позволяет бульдозерам с гидравлическим управлением разрабатывать прочные грунты, а возможность установки отвала в определенное фиксированное положение обеспечивает срезание слоя грунта заданной толщины. Поперечный перекос отвала повышает универсальность машины и ее эксплуатационные возможности на планировочных работах, облегчает разработку тяжелых грунтов и т. п.При разработке грунта отвал (рис.1.7) 4 до высоты, равной высоте отвала. Отвал перемещает призму грунта из забоя в отвал волоком по поверхности земли (рис. 1.7, в). Затем отвал поднимают (выглубляют) так, что его режущая кромка выходит на поверхность несрезанного грунта, и в этом положении продолжают перемещать грунт в насыпь.

Гусеничные бульдозеры могут оснащаться дополнительным быстросъемным оборудованием (рис. 1.6), значительно расширяющим их технологические возможности: неподвижными или гидроуправляемыми уширителями отвала 1, 2, 3, передними и задними рыхлительными зубьями 4, киркой 5 для взламывания асфальтовых покрытий, ножами 6 для разработки мерзлых грунтов, кусторезным ножом, надставкой 7 для рытья канав, откосинком с жестким креплением и гидроуправляемым откосником-планировщиком 8, передними и задними лыжами 9, грузовыми вилами 10, подъемным крюком 11 и т. п.

Неповоротные гусеничные бульдозеры могут оснащаться дополнительным быстросъемным оборудованием (рис. 1.6.), значительно расширяющим их технологические возможности: неподвижными или гидроуправляемыми уширителями отвала (1, 3), передними и задними рыхлительными зубьями (4), киркой для взламывания асфальтовых покрытий (5), ножами для разработки мерзлых грунтов (6), кусторезным ножом (7), надставкой для рытья канав (8), откосником с жестким креплением и гидроуправляемым откосником-планировщиком (9), передними и задними лыжами (10), отвальной приставкой для работы от стенки (11), грузовыми вилами (12), подъемным крюком (13) и т. п.

При разработке грунта отвал (рис.1.7) при движении трак- юра вперед опускают и врезают передней оснащенной ножами кромкой в грунт, срезая его слой. Грунт при этом разрыхляется и накапливается перед отвалом в виде призмы (кучи) 4 до высоты, равной высоте отвала.

Сферические отвалы, состоящие из трех или пяти секций, которые установлены под углом 10…15 градусов одна к другой, набирают грунта на 15…20 процентов больше, чем прямые отвалы. Сферические отвалы применяются для работ с кусковыми и сыпучими материалами при мощности базовых машин более 130 кВт. Совковый отвал имеет увеличенные боковые щитки и применяются при перемещении сыпучих и слабопрочных материалов на большие расстояния (до 150 м). Отвал рыхлящими боковыми зубьями применяются в крепких каменистых и мерзлых грунтах на гусеничных бульдозерах мощностью не менее 50 кВт и на колесных бульдозерах мощностью не менее 220 кВт.

Рис. 1.6. Сменные рабочие органы гусеничных бульдозеров

Бульдозеры с поворотным отвалом могут устанавливаться на тракторах тягового класса до 35, но в основном базовыми машинами поворотных бульдозеров служат трактора тяговых классов 3; 4; 10 и 15.

Рис. 1.7 Основные типы бульдозерных отвалов

Рис.1.8 Схема работы бульдозера

Рис.1.9. Ножи отвалов Komatsu

Основным видам навесного оборудования для бульдозера являются отвал.

В средней нижней части изогнутого лобового листа толщиной 10 мм и более, устанавливаются съемные ножи (поз. 3; 4), а именно два или три средних и два крайних (поз. 1; 2), более коротких. Такая составная конструкция ножа бульдозеров позволяет более оперативно менять места установки его частей и заменять их индивидуально при износе.

Средние ножи, как правило, двухсторонние. Крепятся средние ножи к плите крепёжными болтами с квадратными оголовниками, предотвращающими проворачивание при закреплении гайками. Коническая головка болта входит в раззенкованное отверстие в ноже таким образом, что утапливается «заподлицо» и не создает препятствий при движении грунта по ножу.

Шаповалов Александр Иванович (RU)

Изобретение относится к строительному и дорожному машиностроению, в частности к машинам типа рыхлитель-бульдозер для разработки прочных грунтов, особенно в горных условиях.

Первой, наиболее трудоемкой операцией при этом является, естественно, процесс разрушения прочного грунта для дальнейшей его разработки отвалом. Известен рыхлитель заднего расположения (Пат.№21285666), включающий базовую машину и соединенный с ней с помощью шарнирного параллелограмма рыхлящий рабочий орган (зуб), имеющий механизм регулирования угла резания зуба и установки его оптимальной величины в зависимости от глубины рыхления за счет кинематической связи механизма регулирования с цилиндрами заглубления - выглубления зуба.

При выполнении процесса рыхления путем заглубления зуба в грунт и поступательного движения машины разрушение грунта производится в основном усилием тяги, то есть в направлении его наибольшего сопротивления разрушению (одноосного сжатия), что приводит также к снижению эффективности процесса.

Известен рыхлитель-бульдозер переднего расположения (Пат.№2270299), включающий базовую машину и установленный на ней прямой отвал с толкающими брусьями, соединенный с базовой машиной типовым навесным устройством (упряжные шарниры толкающих брусьев, гидроцилиндры подъема и опускания).

За счет обеспечения разрушения грунта на отрыв при движении отвала вверх под действием цилиндров опорной плиты (плит) и оптимизации на ходу положения отвала и зубьев в пространстве существенно расширяются эксплуатационные возможности машины, особенно по прочности разрабатываемого грунта.

Рис.1.10.-вид сбокузаявляемого специального рыхлителя-бульдозера

Рис 1.11.-вид сверху заявляемого специального рыхлителя-бульдозера

Рыхлитель-бульдозер включает базовую машину 1 и установленный на ней прямой отвал 2 с зубьями 3, шарнирно, посредством толкающих брусьев 7 и цилиндров подъема и опускания 9, на задней стенке отвала 2 шарнирно (двухповоротно) установлены не менее двух автономно управляемых гидроцилиндров 4, на штоках 5 которых размещены одна или более опорных плит 6. Отвал 2 соединен с базовой машиной 1 посредством горизонтальных поперечных шарнирных связей с толкающими брусьями 7, их укосами 8 и цилиндрами подъема и опускания 9, причем все указанные шарниры 10, 11 и 12 соответственно установлены на одной общей горизонтальной оси А, параллельной режущей кромке 13 отвала 2. Раскосы 14, соединяющие толкающие брусья 7 с отвалом 2 в продольном направлении, выполнены в виде двухсторонних автономно управляемых гидроцилиндров, установленных под углом 30-40° к толкающим брусьям 7 с помощью сферических шарниров, что позволяет изменять положение отвала 2 с зубьями 3 в пространстве и на ходу его оптимизировать.

2.Отвально-ковшовый рабочий орган

Курилов Евгений Вячеславович (RU)

Алексеев Андрей Александрович (RU)

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам типа бульдозеров и фронтальных погрузчиков.

Известно бульдозерное оборудование, включающее отвал и переднюю заслонку, соединенные между собой посредством двуплечих рычагов с гидроцилиндрами и шарнирных тяг, при этом заслонка оснащена опорными колесами [А.с. СССР 987043 E02F 3/76, БИ №1, 1983].

Недостатком данного оборудования является снижение производительности по причине отсутствия боковых стенок у отвала.

Наиболее близким к изобретению является бульдозерное оборудование, состоящее из основного отвала и поворотного ковша, днище которого выполнено составным из двух шарнирно-сочлененных верхней и нижней секций, соединенных между собой и основным отвалом посредством гидроцилиндров управления, при этом верхняя секция выполнена в виде П-образной рамы, а нижняя - в виде отвала, оснащенного двусторонней режущей кромкой. Кроме того, боковые стенки ковша выполнены в виде свободно вращающихся дисков, закрепленных на П-образной раме [А.с. СССР 1789604 А1, E02F 3/76, БИ №3, 23.01.93].

К П-образной раме 5 шарнирно крепятся нижняя секция 6 поворотного днища, выполненная в виде отвала с режущей кромкой, и гидроцилиндры управления 7, закрепленные при помощи осей 8 на торцах основного отвала 1. На осях 8 шарнирно закреплены тяги 9, которые связывают основной отвал 1 с нижней секцией 6.

Отвально-ковшовый рабочий орган работает следующим образом.

Рис 1.12.-отвально-ковшовый рабочий орган, вид сбоку

Рис 1.13.-то же, вид сверху

Рис 1.14.-положение рабочего органа при наборе и разгрузке грунта, вид сбоку

Перед началом работы П-образная рама 5 под действием гидроцилиндров 7 поднимается в верхнее положение, при этом нижняя секция 6 при помощи тяг 9 отводится от дисков 4 вверх, как это показано на фиг.3. Затем основной отвал 1 и диски 4 заглубляются в грунт и производят его резание и набор в призму волочения. При этом свободное вращение дисков 4 способствует снижению потерь грунта в боковые валики при его наборе.

1.7 Бронированные бульдозеры

Бронированный бульдозер является основным инструментом боевой инженерной.Эти боевые машины инженерного объединить земляных возможности бульдозер с броней, которая защищает транспортное средство и его оператора, в районе боевых действий. Большинство из них являются гражданскими бульдозеры изменены добавлением броне / военная техника, но некоторые танки лишены вооружения и оснащен бульдозерным отвалом. Некоторые танки бульдозер лезвия сохраняя при этом свое вооружение, но это не делает их бронированные бульдозеры как таковой, потому что боевая остается главной роли - земляные является вторичной задачей.

Рис. 1.15. Komatsu D575A

Рис. 1.16. Бронированный бульдозер

Рис. 1.17. Кентавр бульдозер

Кентавр бульдозер. Британские D7 мировой войны 2 бронированных бульдозера. Первый бронированный бульдозер был разработан британцами во время 2 мировой войны. Это был обычный Caterpillar D8 Бульдозер оснащен броней для защиты водителя и двигателя. Работа была проведена Джек Олдинг & Company Ltd из Хэтфилда. Бульдозер был одним из нескольких странных бронированные транспортные средства, которые были совместно именуемые " Funnies Хобарт "и находятся в ведении британского семьдесят девятой бронетанковой дивизии в поддержке бронетехники нападений.Бульдозеры были произведены в рамках подготовки к Высадка в Нормандии с задачами очистки вторжения пляжи препятствия и быстро сделать дороги доступны очистке щебня и заполнение воронки.

...

Подобные документы

    Предназначение и преимущества землеройно-транспортных машин. История создания и конструкция современных бульдозеров, их классификация и модели. Основные типы бульдозерных отвалов. Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта бульдозеров.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2012

    Обзор и анализ существующих конструкций бульдозеров. Назначение, устройство и принцип действия бульдозера, производительность при разработке грунта. Организация и технология производства работ бульдозера-рыхлителя, его эксплуатация, обслуживание и ремонт.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Классификация бульдозеров по назначение, тяговым показателям, этапы рабочего процесса. Устройство бульдозеров с поворотным и неповоротным отвалом. Особенности производства работ бульдозерами, скреперами, грейдерами, одноковшовыми экскаваторами.

    методичка , добавлен 22.11.2009

    Назначение и принцип работы бульдозера. Практический расчет основных параметров отвала (ширины, высоты, углов зарезания и захвата), силы тяги, мощности привода базовой машины, производительности при резании и перемещении грунта, прочности оборудования.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2010

    Землеройно-транспортные машины. Многоковшовые экскаваторы, их назначение и применение. Использование бульдозеров при строительстве каналов, недвижимости, а также во время проведения строительно-ремонтных дорожных работ. Скреперы, их классификация.

    реферат , добавлен 18.04.2011

    Определение положения центра давления. Расчет тягового усилия. Определение производительности бульдозера. Основные направления развития и совершенствования бульдозеров. Расчет усилий на гидроцилиндрах, цепной передачи, фрезерного рабочего оборудования.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2016

    Общее устройство бульдозеров, их виды и назначение. Эксплуатация и техническое обслуживание основных систем и сборочных единиц бульдозера Т130. Процесс и расчёты по возведению земляного полотна. Ремонт рабочего оборудования бульдозера, вала (шестерни).

    дипломная работа , добавлен 13.09.2012

    История создания, технические характеристики, конструкция и области применения бульдозеров, грейдеров и скреперов. Классификация экскаваторов по количеству ковшей, по типу шасси, двигателя и механических передач (приводов рабочего оборудования).

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Назначение дорожного сервиса. Строительство и содержание государственных автомобильных дорог общего пользования. Структура ТОО "Жібек-Транссервис". Технические характеристики автогрейдера. Технология укладки асфальта. Основные разновидности бульдозеров.

    отчет по практике , добавлен 15.09.2015

    Общие сведения о бульдозерах: назначение, классификация и область применения. Устройство машины и ее рабочее оборудование. Техническая характеристика бульдозера ДЗ-110Б. Цель и методика патентного исследования, пути модернизации согласно его результатам.


Самое обсуждаемое
К чему снится яркий букет роз? К чему снится яркий букет роз?
Что значит видеть во сне закрытый гроб Что значит видеть во сне закрытый гроб
Метеорит по соннику Сонник падение метеорита взрыв Метеорит по соннику Сонник падение метеорита взрыв


top