Что такое охрана окружающей среды определение. Защита окружающей среды в современном мире. Нормативно-правовая база охраны окружающей среды

Что такое охрана окружающей среды определение. Защита окружающей среды в современном мире. Нормативно-правовая база охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды - система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды - атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. О. о. с. предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.

В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы О. о. с. стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, т.к. затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 20-30 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. В связи с массированным загрязнением окружающей среды вопросы ее охраны из региональных, внутригосударственных выросли в международную, общепланетарную проблему. Все развитые государства определили О. о. с. одним из наиболее важных аспектов борьбы человечества за выживание.

Передовые промышленные страны выработали ряд ключевых организационных и научно-технических мероприятий по О. о. с. Они заключаются в следующем: определение и оценка основных химических, физических и биологических факторов, отрицательно влияющих на здоровье и работоспособность населения, с целью выработки необходимой стратегии снижения отрицательной роли этих факторов; оценка потенциального воздействия токсичных веществ, загрязняющих окружающую среду, для установления необходимых критериев риска в отношении здоровья населения; разработка эффективных программ предупреждения возможных производственных аварий и мер по снижению вредных последствий аварийных выбросов на окружающую среду. Кроме того, особое значение в О. о. с. приобретает установление степени опасности загрязнения окружающей среды для генофонда, с точки зрения канцерогенности некоторых токсичных веществ, содержащихся в промышленных выбросах и отходах. Для оценки степени риска массовых заболеваний, вызываемых возбудителями, содержащимися в окружающей среде, необходимы систематические эпидемиологические исследования.

При решении вопросов, связанных с О. о. с., следует учитывать, что человек с самого рождения и в течение всей своей жизни подвергается воздействию различных факторов (контакт с химическими веществами в быту,

на производстве, употребление лекарств, попадание в организм химических добавок, содержащихся в пищевых продуктах, и др.). Дополнительное воздействие вредных веществ, поступающих в окружающую среду, в частности с промышленными отходами, может оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья людей.

Среди загрязнителей окружающей среды (биологических, физических, химических и радиоактивных) одно из первых мест занимают химические соединения. Известно более 5 млн. химических соединений, из которых свыше 60 тыс. находится в постоянном пользовании. Мировой объем производства химических соединений возрастает за каждые 10 лет в 2 1 / 2 раза. Наиболее опасно поступление в окружающую среду хлорорганических соединений пестицидов, полихлорированных бифенилов, полициклических ароматических углеводородов, тяжелых металлов, асбеста.

Самой действенной мерой О. о. с. от этих соединений являются разработка и внедрение безотходных или малоотходных технологических процессов, а также обезвреживание отходов или переработка их для вторичного использования. Другим важным направлением О. о. с. является изменение подхода к принципам размещения различных производств,

замена наиболее вредных и стабильных веществ менее вредными и менее стабильными. Взаимовлияние разных промышленных и с.-х. объектов становится все более существенным, а социальный и экономический урон от аварий, вызванных соседством различных предприятий, может превысить выгоды, связанные с близостью сырьевой базы или транспортными удобствами. Чтобы задачи размещения объектов решались оптимально, необходимо сотрудничество специалистов разного профиля, способных прогнозировать неблагоприятное воздействие разнохарактерных факторов, использовать методы математического моделирования. Довольно часто в связи с метеорологическими условиями загрязняются территории, удаленные от непосредственного источника вредных выбросов.

Во многих странах с конца 70-х гг. появились центры по О. о. с., интегрирующие мировой опыт, исследующие роль ранее неизвестных факторов, наносящих вред окружающей среде и здоровью населения.

Важнейшая роль в осуществлении плановой государственной политики в области О. о. с. принадлежит гигиенической науке (см. Гигиена ). В нашей стране исследования в этой области ведут более 70 учреждений (гигиенических институтов, кафедр коммунальной гигиены медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей).

Головным по проблеме «Научные основы гигиены окружающей среды» является НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина.

Разработаны и внедрены научные основы регламентирования неблагоприятных факторов окружающей среды, установлены нормативы для многих сотен химических веществ в воздухе рабочей зоны, воде водоемов, атмосферном воздухе населенных мест, почве, пищевых продуктах; установлены допустимые уровни воздействия ряда физических факторов - шума, вибрации, электромагнитного излучения (см.

Российской Федерации

Природоохранное законодательство в

Лекция 7

Дополнительная

1. «Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области».

2. Журналы: «Экологический вестник России», «Экология», «Использование и охрана природных ресурсов России».

4. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ « Об экологической экспертизе» (в ред. ФЗ от 15.04.1998 №65-ФЗ).

5. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ.

6. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ. ГОСТ 17.2.4.02-81.

7. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения. ГОСТ 17.4.1.02-83.

8. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 4630-88.

9. Экологический паспорт ГОСТ 17.0.0.4-90.

10. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.111.1200-03.

Охрана окружающей среды – это система научных знаний и комплекса государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и восстановление природных ресурсов, на сохранение биологического разнообразия, на защиту окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания оптимальных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей ныне живущих и будущих поколений.

Основные задачи охраны окружающей среды:

1. рациональное использование природных ресурсов;

2. защита природы от загрязнения;

3. сохранение биологического разнообразия.

Основной целью охраны окружающей среды является улучшение здоровья населения, сохранение и улучшение природных условий в процессе природопользования, последовательное сокращение источников загрязнения, а также непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и влияющими на нее факторами при различных видах деятельности человека.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности и объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДОКЛАД

«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…»

Выполнил:

Ст-т гр. СП-981

Павленко П. Ю.

Проверила:

Белая Татьяна Юрьевна

Кемерово - 99

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды

§ 1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны

§ 2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

2. Инженерная охрана окружающей природной среды

§ 1. Природоохранная деятельность предприятий

§ 2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений

3. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды

§ 1. Система стандартов и нормативов

§ 2. Закон на страже природы

1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

§ 1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было глав­ным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных жи­вотных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об уста­новке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и при­рода с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненару­шенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги дегра­дации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естествен­ному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.

§ 2. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятель­ности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

Учет законов природы и возможностей самовосстановле­ния и самоочищения ее ресурсов;

Недопущение необратимых последствий для охраны при­родной среды и здоровья человека;

Право населения и общественных организаций на своевре­менную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства.

2. ИНЖЕНЕРНАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

§ 1. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организа­ции научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходя­щих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инже­нерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое - очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.

И Например, установка влажных фильтров при газоочистке позво­ляет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.

Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.

Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.

Второе направление - устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сы­рье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.

Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным на­правлениям.

Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружа­ющей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (по­роговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.

Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правила одного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития, стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедных территорий и других, рассмотренных ранее.

§ 2. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ОЧИСТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ

Многие современные технологические процессы связаны с дроблением и измельчением веществ, транспортированием сыпучих материалов. При этом часть материала переходит в пыль, которая вредна для здоровья и наносит значительный материальный ущерб народному хозяйству вследствие потери ценных продуктов.

Для очистки применяют различные конструкции аппаратов. По способу улавливания пыли их подразделяют на аппараты механической (сухой и мокрой) и электрической очистки газов. В сухих аппаратах (циклонах, фильтрах) используют гравитационное осаждение под действием силы тяжести, осаждение под действием центробежной силы, инерционное осаждение, фильтрование. В мокрых аппаратах (скрубберах) это достигается промывкой запыленного газа жидкостью. В электрофильтрах осаждение на электроды происходит в результате сообщения частицам пыли электрического заряда. Выбор аппаратов зависит от размеров пылевых частиц, влажности, ско­рости и объема поступающего на очистку газа, необходимой степени очистки.

Для очистки газов от вредных газообразных примесей используют две группы методов - некаталитические и каталитические. Методы первой группы основаны на выведении примесей из газообразной смеси с помощью жидких (абсорберов) и твердых (адсорберов) поглотителей. Ме­тоды второй группы заключаются в том, что вредные примеси вступают в химическую реакцию и превращаются в безвредные вещества на поверхности катализаторов. Еще более сложный и многоступенчатый процесс представляет собой очистка сточных вод (рис.18).

Сточными водами называются воды, использованные промышленными и коммунальными предприятиями и населением и подлежащие очистке от различных примесей. В зависимости от условий образования сточные воды делят на бытовые, атмосферные (ливневые, стекающие после дождей с территорий предприятий) и промышленные. Все они содержат в той или иной пропорции минеральные и органические вещества.

Сточные воды от примеси очищают механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и термически­ми методами, которые, в свою очередь, подразделяются на рекуперационные и деструктивные. Рекуперационные методы предусматривают извлечение из сточных вод и дальнейшую переработку ценных веществ. При деструктивных методах вещества, загрязняющие воду, подвергают разру­шению путем окисления или восстановления. Продукты разру­шения удаляют из воды в виде газов или осадков.

Механическую очистку применяют при удалении твердых нерастворимых примесей, используя методы отстаивания и филь­трования с помощью решеток, песколовок, отстойников. Хими­ческие методы очистки применяют для удаления растворимых примесей с помощью различных реагентов, вступающих в хи­мические реакции с вредными примесями, в результате чего образуются малотоксичные вещества. К физико-химическим методам относят флотацию, ионный обмен, адсорбцию, кристал­лизацию, дезодорацию и т. д. Биологические методы считаются основными для обезвреживания сточных вод от органических примесей, которые окисляются микроорганизмами, что предполагает достаточное количество кислорода в воде. Эти аэробные процессы могут протекать как в естественных условиях - на полях орошения при фильтрации, так и в искусственных сооружениях - аэротенках и биофильтрах.

Производственные сточные воды, не поддающиеся очистке перечисленными методами, подвергают термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию, или закачке в глубинные скважины (в результате чего возникает опасность загрязнения подземных вод). Указанные методы осуществляются в локальных (цеховых), общезаводских, районных или городских системах очистки.

Для обеззараживания сточных вод от микробов, содержащихся в бытовых, особенно в фекальных, стоках, при­меняется хлорирование в специальных отстойниках.

После того как решетки и прочие приспособления освободили воду от минеральных примесей, микроорганизмы, содержащиеся в так называемом активном иле, «съедают» органические загрязнения, т. е. процесс очистки обычно проходит несколько ступеней. Однако и после этого степень очистки не превышает 95%, т. е. полностью устранить загрязнение водных бассейнов не удается. Если к тому же какой-либо завод спустит в городскую канализацию свои сточные воды, не прошедшие предварительной физической или химической очистки от каких-либо ядовитых веществ на цеховых или заводских сооружениях, то микроорганизмы в активном иле вообще погибнут и для возрождения активного ила может понадобиться несколько месяцев. Следовательно, стоки данного населенного пункта в течение этого времени будут загрязнять водоем орга­ническими соединениями, что может привести к его эвтрофикации.

Одной из важнейших проблем охраны окружающей среды является проблема сбора, удаления и ликвидации или утилиза­ции твердых производственных отходов" и бытового мусора, которого приходится от 300 до 500 кг в год на душу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусора на компосты с последующим использованием в качестве органи­ческих удобрений или в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальных заводах. Специально оборудованные свалки, общее число которых в мире достигает нескольких миллионов, называются полигонами и представляют собой до­вольно сложные инженерные сооружения, особенно если речь идет о хранении токсичных или радиоактивных отходов.

Под складирование более 50 млрд. т накопленных в России отходов занято 250 тыс. га земельных угодий.

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

§ 1. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентиро­ваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной дея­тельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридиче­скую ответственность.

Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводски­ми. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 - «Охрана природы. Атмо­сфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ре­сурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных ве­ществ в отдельности и действует на территории всей страны.

В В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высо­ком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в пер­спективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.

На основе ПДК разрабатываются научно-технические норма­тивы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормати­вы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не при­водило к превышению ПДК.

Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с развитием производительных сил района, при­ходится периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.

К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам.

Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жиз­ни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для кото­рых является весьма «грязным». Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструиро­вать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в пол­ном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.

Поэтому таким предприятиям могут быть установлены вре­менные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласован­ные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загряз­нение окружающей среды в течение строго определенного сро­ка, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.

От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно - ПДВ, ПДС или только в ВСВ,- зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды.

§ 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ

Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рацио­нализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного зако­нодательства и контроля за его соблюдением.

Природоохранительное законодательство - это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, ин­струкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, ра­ционализации природопользования, сохранения здоровья насе­ления.

Для обеспечения возможности практической реализации при­нятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреп­лены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д.

Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов об­щества и отдельных природопользователей через лимиты, плате­жи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.

Объектами природоохранительного законодательства являют­ся как природная среда в целом, так и ее отдельные естествен­ные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воз­дух и т. д.), а также международное право.

В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юриди­ческих документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружаю­щей природной среды», принятый в 1991 г.

Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окру­жающей природной среды, на участие в экологических объеди­нениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и ме­рах по ее защите.

Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинар­ную и материальную.

В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при под­жоге леса, виновный может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.

Однако чаще применяется административная от­ветственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения при­родной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушен­ной окружающей среды, браконьерства и т. д.

Должностные лица могут также подвергаться дисци­плинарной ответственности в виде полного или частич­ного лишения премий, понижения в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.

Кроме того, выплата штрафа не освобождает от мате­риальной гражданско-правовой ответственности, т. е. не­обходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружа­ющей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяй­ству.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установ­ления ответственности за экологические правонарушения, вы­шеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провоз­глашает принципы международного сотрудничества в этой об­ласти и т. д.

Необходимо отметить, что Природоохранительное законода­тельство, хотя и является довольно обширным и разносторон­ним, на практике действует еще недостаточно эффективно. При­чин этому много, но одной из важнейших является несоответ­ствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низ­кие ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда (не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегда значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превы­шают одного-двух реальных месячных окладов этих должност­ных лиц, так как речь идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан штраф не превы­шает десятикратного размера минимальной оплаты труда.

Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущер­ба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невоз­можно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.

И Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух де­сятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, по­влекшее тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эф­фективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а про­веряющих организаций - приборами для контроля за загрязне­нием окружающей среды.

Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эф­фективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каж­дый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материаль­но возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в до­статочно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.

Литература:

1. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 143 с.

Охрана окружающей среды

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДОКЛАД

«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…»

Ст-т гр. СП-981

Павленко П. Ю.

Проверила:

Белая Татьяна Юрьевна

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды

§ 1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны

§ 2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

2. Инженерная охрана окружающей природной среды

§ 2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений

3. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды

§ 2. Закон на страже природы

1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

§ 1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных жи­вотных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об уста­новке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и при­рода с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненару­шенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги дегра­дации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естествен­ному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.

§ 2. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятель­ности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

Учет законов природы и возможностей самовосстановле­ния и самоочищения ее ресурсов;

Право населения и общественных организаций на своевре­менную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

§ 1. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организа­ции научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходя­щих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инже­нерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое - очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.

И Например, установка влажных фильтров при газоочистке позво­ляет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.

Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.

со вторым.

Второе направление - устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сы­рье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.

Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным на­правлениям.

Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружа­ющей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (по­роговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.

Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правила одного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития, стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедных территорий и других, рассмотренных ранее.

§ 2. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ОЧИСТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ

Многие современные технологические процессы связаны с дроблением и измельчением веществ, транспортированием сыпучих материалов. При этом часть материала переходит в пыль, которая вредна для здоровья и наносит значительный материальный ущерб народному хозяйству вследствие потери ценных продуктов.

Для очистки применяют различные конструкции аппаратов. По способу улавливания пыли их подразделяют на аппараты механической (сухой и мокрой) и электрической очистки газов. В сухих аппаратах (циклонах, фильтрах) используют гравитационное осаждение под действием силы тяжести, осаждение под действием центробежной силы, инерционное осаждение, фильтрование. В мокрых аппаратах (скрубберах) это достигается промывкой запыленного газа жидкостью. В электрофильтрах осаждение на электроды происходит в результате сообщения частицам пыли электрического заряда. Выбор аппаратов зависит от размеров пылевых частиц, влажности, ско­рости и объема поступающего на очистку газа, необходимой степени очистки.

Для очистки газов от вредных газообразных примесей используют две группы методов - некаталитические и каталитические. Методы первой группы основаны на выведении примесей из газообразной смеси с помощью жидких (абсорберов) и твердых (адсорберов) поглотителей. Ме­тоды второй группы заключаются в том, что вредные примеси вступают в химическую реакцию и превращаются в безвредные вещества на поверхности катализаторов. Еще более сложный и многоступенчатый процесс представляет собой очистка сточных вод (рис. 18).

Сточными водами называются воды, использованные промышленными и коммунальными предприятиями и населением и подлежащие очистке от различных примесей. В зависимости от условий образования сточные воды делят на бытовые, атмосферные (ливневые, стекающие после дождей с территорий предприятий) и промышленные. Все они содержат в той или иной пропорции минеральные и органические вещества.

Сточные воды от примеси очищают механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и термически­ми методами, которые, в свою очередь, подразделяются на рекуперационные и деструктивные. Рекуперационные методы предусматривают извлечение из сточных вод и дальнейшую переработку ценных веществ. При деструктивных методах вещества, загрязняющие воду, подвергают разру­шению путем окисления или восстановления. Продукты разру­шения удаляют из воды в виде газов или осадков.

Механическую очистку применяют при удалении твердых нерастворимых примесей, используя методы отстаивания и филь­трования с помощью решеток, песколовок, отстойников. Хими­ческие методы очистки применяют для удаления растворимых примесей с помощью различных реагентов, вступающих в хи­мические реакции с вредными примесями, в результате чего образуются малотоксичные вещества. К физико-химическим методам относят флотацию, ионный обмен, адсорбцию, кристал­лизацию, дезодорацию и т. д. Биологические методы считаются основными для обезвреживания сточных вод от органических примесей, которые окисляются микроорганизмами, что предполагает достаточное количество кислорода в воде. Эти аэробные процессы могут протекать как в естественных условиях - на полях орошения при фильтрации, так и в искусственных сооружениях - аэротенках и биофильтрах.

Производственные сточные воды, не поддающиеся очистке перечисленными методами, подвергают термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию, или закачке в глубинные скважины (в результате чего возникает опасность загрязнения подземных вод). Указанные методы осуществляются в локальных (цеховых), общезаводских, районных или городских системах очистки.

Для обеззараживания сточных вод от микробов, содержащихся в бытовых, особенно в фекальных, стоках, при­меняется хлорирование в специальных отстойниках.

После того как решетки и прочие приспособления освободили воду от минеральных примесей, микроорганизмы, содержащиеся в так называемом активном иле, «съедают» органические загрязнения, т. е. процесс очистки обычно проходит несколько ступеней. Однако и после этого степень очистки не превышает 95%, т. е. полностью устранить загрязнение водных бассейнов не удается. Если к тому же какой-либо завод спустит в городскую канализацию свои сточные воды, не прошедшие предварительной физической или химической очистки от каких-либо ядовитых веществ на цеховых или заводских сооружениях, то микроорганизмы в активном иле вообще погибнут и для возрождения активного ила может понадобиться несколько месяцев. Следовательно, стоки данного населенного пункта в течение этого времени будут загрязнять водоем орга­ническими соединениями, что может привести к его эвтрофикации.

кг в год на душу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусора на компосты с последующим использованием в качестве органи­ческих удобрений или в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальных заводах. Специально оборудованные свалки, общее число которых в мире достигает нескольких миллионов, называются полигонами и представляют собой до­вольно сложные инженерные сооружения, особенно если речь идет о хранении токсичных или радиоактивных отходов.

Под складирование более 50 млрд. т накопленных в России отходов занято 250 тыс. га земельных угодий.

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

§ 1. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентиро­ваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной дея­тельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридиче­скую ответственность.

Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводски­ми. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17. 1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17. 2 - «Охрана природы. Атмо­сфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ре­сурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных ве­ществ в отдельности и действует на территории всей страны.

В В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высо­ком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в пер­спективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.

На основе ПДК разрабатываются научно-технические норма­тивы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормати­вы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не при­водило к превышению ПДК.

природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.

К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам.

Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жиз­ни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для кото­рых является весьма «грязным». Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструиро­вать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в пол­ном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.

строго определенного сро­ка, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.

§ 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ

Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рацио­нализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного зако­нодательства и контроля за его соблюдением.

Природоохранительное законодательство - это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, ин­струкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, ра­ционализации природопользования, сохранения здоровья насе­ления.

Для обеспечения возможности практической реализации при­нятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреп­лены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д.

Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов об­щества и отдельных природопользователей через лимиты, плате­жи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.

Объектами природоохранительного законодательства являют­ся как природная среда в целом, так и ее отдельные естествен­ные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воз­дух и т. д.), а также международное право.

Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружаю­щей природной среды», принятый в 1991 г.

Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окру­жающей природной среды, на участие в экологических объеди­нениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и ме­рах по ее защите.

Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинар­ную и материальную.

В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при под­жоге леса, виновный может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.

Однако чаще применяется административная от­ветственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения при­родной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушен­ной окружающей среды, браконьерства и т. д.

Должностные лица могут также подвергаться дисци­плинарной ответственности в виде полного или частич­ного лишения премий, понижения в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.

Кроме того, выплата штрафа не освобождает от мате­риальной гражданско-правовой ответственности, т. е. не­обходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружа­ющей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяй­ству.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установ­ления ответственности за экологические правонарушения, вы­шеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провоз­глашает принципы международного сотрудничества в этой об­ласти и т. д.

Необходимо отметить, что Природоохранительное законода­тельство, хотя и является довольно обширным и разносторон­ним, на практике действует еще недостаточно эффективно. При­чин этому много, но одной из важнейших является несоответ­ствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низ­кие ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда (не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегда значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превы­шают одного-двух реальных месячных окладов этих должност­ных лиц, так как речь идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан штраф не превы­шает десятикратного размера минимальной оплаты труда.

Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущер­ба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невоз­можно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.

И Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух де­сятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, по­влекшее тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эф­фективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а про­веряющих организаций - приборами для контроля за загрязне­нием окружающей среды.

Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эф­фективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каж­дый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материаль­но возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в до­статочно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.

Литература:

Охрана окружающей среды. Основные положения

Природа или окружающая среда, а также ее компоненты – это не только природные ресурсы, которыми она богата, самое главное – это среда постоянного пребывания человека, место его обитания. Охраной окружающей среды, ее компонентов, а также изучением воздействия живых организмов на окружающую среду занимается наука экология.

Определение 1

Охрана окружающей среды или природоохранная деятельность – это комплекс инженерных, инженерно-технических, правовых, организационных, хозяйственно-административных и иных мер, направленных на соответствие показателей окружающей среды установленным нормативам, устранение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду в процессе антропогенной деятельности.

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность являются актуальным и приоритетным направлением хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности, а также органов государственной и иных форм власти.

Нормативно-правовая база охраны окружающей среды

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат Охрана природы, окружающей среды 280 руб.
  • Контрольная работа Охрана природы, окружающей среды 200 руб.

Основой осуществления природоохранной деятельности в России служит экологическое законодательство.

Определение 2

Законодательство в области охраны окружающей среды – это система государственных мер, закрепленных в нормативно-правовых актах (законах, постановлениях и т.д.) и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для создания благополучной и безопасной среды обитания для человека и других живых организмов, развития материального производства, а также на минимизацию или устранений последствий прошлых экологических ущербов.

Основными целями экологического законодательства является:

  • охрана компонентов окружающей среды (воздух, вода, почва, недра, леса, животный и растительный мир) от негативного антропогенного воздействия;
  • охранение биоразнообразия;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • внедрение наилучших доступных технологий;
  • экологическое просвещение и повышение экологической культуры среди населения;
  • ликвидация прошлого экологического ущерба;
  • осуществление надзорной деятельности.

Основу природоохранного законодательства России составляют:

  1. Законодательные акты. К ним относятся основные нормативно-правовые природоохранные акты (Конституция, Международные договоры, Федеральные законы, законы субъектов РФ и т.д.)
  2. Подзаконные акты. К ним относятся акты, принимаемые Президентом, Правительством, органами исполнительной власти (Росприроднадзор).
  3. Система государственных стандартов (ГОСТы системы «Охрана природы»), санитарные правила и нормы (СанПиНы), строительные нормы и правила (СНиПы), санитарные нормативы (СН).

Основным нормативно-правовым документом в стране, в том числе и в части природоохранного законодательства является Конституция РФ. На основании Конституции разрабатываются все виды законов, подзаконных актов, ГОСТов и т.д. Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить Конституции. В Конституции РФ закреплены:

  1. права и обязанности граждан по рациональному природопользованию и охране окружающей среды;
  2. основы прав собственности на природные ресурсы;
  3. разграничение природоохранных функций РФ и субъектов РФ;
  4. полномочия органов государственной власти в сфере экологических отношений.

Данные нормы представлены статьями Конституции, имеющие непосредственное отношение к охране окружающей среды, экологической безопасности и природопользованию. Основные статьи Конституции РФ, отражающие экологические нормы - №7, №9, №36, №41, №42, №72.

Замечание 1

Помимо Конституции РФ, экологические основы заложены в кодексах. Так, в России существуют Водный, Лесной, Воздушный и Земельный кодексы. Однако, последние два кодекса имеют косвенное отношение к вопросам окружающей среды и в большей степени отражают вопросы авиасообщений и кадастровых отношений.

Основными законами, регулирующими деятельность физических, юридических лиц, а также природоохранных структур в части охраны окружающей среды являются:

  • ФЗ-№7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.
  • ФЗ-№89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г.
  • ФЗ-№96 «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г.
  • ФЗ-№416 «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011г.
  • ФЗ-№52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.
  • Закон РФ №2395-1 «О недрах» от 21.02.1992г.
  • ФЗ-№174 «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г.

Помимо Федеральных законов существует множество распоряжений, постановлений, указов, ГОСТов, методик, положений и других нормативно-правовых актов, регулирующих различные виды деятельности, представляющие явную или потенциальную опасность для окружающей среды: перевозка опасных грузов, выброс парниковых газов, производство и использование веществ, разрушающих озоновый слой, отнесение отходов к конкретному классу опасности, плата за негативное воздействие на окружающую среду и многие другие.

Защита окружающей среды. Инженерная защита окружающей среды

Инженерная защита окружающей среды представляет собой комплекс инженерных мероприятий, направленных на снижение или устранение негативного воздействия на окружающую среду по средствам внедрения инженерно-технических и конструкторских решений, а также использования наилучших доступных технологий.

Данный комплекс мер осуществляют как правило организации (физические и юридические лица) различных форм собственности, которые имеют на своем балансе источники негативного воздействия на окружающую среду. В свою очередь данные источники подразделяются на:

  • источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • источники сбросов загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения и в водные объекты;
  • источники образования отходов производства и потребления.

Для того, чтобы сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предприятиями проводятся мероприятия по внедрению газоочистных и пылеулавливающих установок (циклонов, скрубберов, фильтров и т.д.). Данные установки обеспечивают очистку отходящих от источников газов от 80 до 98%, вследствие этого в атмосферу попадает значительно меньшие объемы загрязняющих веществ, что обеспечивает высокое качество атмосферного воздуха (Рис.1.). Также для этих целей проводятся мероприятия по высадке древесно-кустарниковой растительности, задерживающей часть загрязняющих веществ.

В целях сохранения качества водных объектов на предприятиях, сбрасывающих сточные воды внедряется система очистки сточных вод, которая может состоять из:

  • системы механической очистки (решетки, песколовки, первичные отстойники, преаэраторы и т.д.)
  • системы биологической очистки (биологические фильтры, аэротенки, вторичные отстойники, сооружения для удаления азота и фосфора и т.д.)

Для снижения негативного воздействия на окружающую среду в части осуществления деятельности с отходами производства и потребления применяются следующие мероприятия:

  • сортировка отходов производства и потребления по фракционному и компонентному составу в соответствие с классом опасности;
  • внедрение систем по прессованию отходов (Рис.2.);
  • внедрение систем по обезвреживанию и повторному использованию (утилизации) отходов в собственном производстве.

Деятельность общественных организаций

Основная функция общественных экологических организаций в сохранении окружающей среды – это работа по экологическому просвещению и прививанию экологической культуры среди населения.

Данная функция является основополагающей. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.


Самое обсуждаемое
Баранина, тушенная с картофелем и черносливом Баранина, тушенная с картофелем и черносливом
Каталонский крем: рецепт классический и его варианты Каталонский крем: рецепт классический и его варианты
Слоеный салат с капустой и сыром «Белоснежка Слоеный салат с капустой и сыром «Белоснежка


top