Роторный экскаватор: коротко об устройстве и назначении. Роторные экскаваторы

Роторный экскаватор: коротко об устройстве и назначении. Роторные экскаваторы

РОТОРНЫЙ ЭКСКАВАТОР (а. bucket wheel excavator; н. Schaufelradbagger; ф. excavateur а roue, roue-pelle; и. excavadora de rotor) — самоходная машина непрерывного действия на гусеничном или шагающе-рельсовом ходу с выдвижной или невыдвижной стрелой, предназначенная для ведения вскрышных или добычных работ верхним (преимущественно) и нижним черпанием, разработки выемок (каналов), удаления породы в отвал или погрузки горной массы в транспортное средство. Применяется на породах и углях малой и средний крепости (до IV категории включительно без предварительного рыхления взрывом , а более крепких — после рыхления) при температурах — 40-35°С.

Роторный исполнительный орган с ковшами имел прототипом водоподъёмные колёса древних. Идею копающего колеса впервые высказал Леонардо да Винчи (начало 16 века). В 1884 американский инженерн получил патент на экскаватор с 2 роторными колёсами, расположенными симметрично относительно конвейера . Первый роторный экскаватор был изготовлен в Германии в 1916 фирмой "Humboldt" по патенту французского инженера Г. Швандера. Они стали широко применяться на угольных разрезах Германии. Первые роторные экскаваторы в были созданы в мастерских Часов-Ярских карьеров огнеупорного сырья в 50-х гг., а промышленное производство их началось в 1958 (модель ЭРГ-350/1000, построенная на Донецком машиностроительном заводе имени ЛКСМУ по совместному проекту с Новокраматорским машиностроительным заводом имени В. И. Ленина). В 1967 НКМЗ выпустил мощный роторный экскаватор ЭРГ-1600 с выдвижной стрелой производительностью 3000 м 3 /ч, а в 1973 — ЭРШРД-5000 на шагающе-рельсовом ходу. Готовятся к производству роторные экскаваторы производительностью 12 500 м 3 /ч (ЭРШРД-12500 НКМЗ-КРАСТЯЖМАШ). Параметры советских роторных экскаваторов даны в табл.

Роторный экскаватор экскавирует горную массу ковшами, укреплёнными на роторном колесе (роторе), вращающемся вокруг своей оси в направлении, обеспечивающем эффективное их заполнение в зоне контакта с забоем (при верхнем черпании — по часовой стрелке, если смотреть на ротор с левой "скулы", и против — при нижнем черпании, с перестановкой ковшей на 180°). При работе исполнительный орган роторного экскаватора осуществляет движение в горизонтальной и вертикальной плоскости. Подача ротора на забой происходит либо за счёт выдвижения роторной стрелы, либо за счёт подачи всей машины на ходовом устройстве вперёд.

С технологической точки зрения роторные экскаваторы радиального и поперечного копания различают по назначению, максимальной теоретической производительности, величине расчётного удельного усилия копания в МПа, способу подачи ротора на забой, величине допускаемого уклона рабочего горизонта , определяемого наличием или отсутствием выравнивающего поворотную платформу устройства, способу опирания стрелы разгрузочного конвейера, типу ходового устройства. По способу разгрузки ковшей роторы принято разделять на гравитационные и инерционные. У первых разгрузка ковшей осуществляется под действием силы тяжести породы при прохождении ими зоны разгрузки в верхней части ротора. У инерционных роторов разгрузка ковшей происходит под действием центробежных сил, выбрасывающих породу из ковшей. Для этого обеспечивают частоту вращения ротора в 3-5 раз более высокую, чем у гравитационных, и достигают такой скорости движения частиц горной массы, при которой центробежная сила, действующая на неё, превышает силу тяжести и поэтому выбрасывает породу из ковша. Горная масса из ковшей выгружается на конвейер, расположенный сбоку ротора или сзади, и далее передаётся на разгрузочный (отвальный) конвейер непосредственно или через систему перегрузочных конвейеров.

Подъём и опускание роторной и отвальной стрел осуществляется через систему полиспастов лебёдками, устанавливаемыми на стреле противовеса. Последняя совместно с мачтой поддержки роторной стрелы и поворотной платформой образуют верхнее строение (надстройку) роторного экскаватора. Платформа верхнего строения опирается через опорно-поворотное устройство на базу ходовой части и может поворачиваться относительно неё на 360°. Отвальный конвейер имеет индивидуальный привод поворота, позволяющий его стреле отклоняться от продольной оси на 270° в обе стороны и сохранять заданное положение в пространстве вне зависимости от расположения роторной стрелы.

В CCCP производятся карьерные марки ЭР (5 типов) для производства вскрышных работ с производительностью 630, 1250, 2500, 5000, 10 000 м 3 /ч по рыхлой массе и удельным усилием копания не менее 0,7 МПа и роторные экскаваторы тех же 5 типов с усилием копания не менее 1,4 МПа (экскаваторы марки ЭРП), предназначенные для ведения добычных работ.

Наиболее мощные зарубежные модели роторных экскаваторов — гусеничные машины SchRs-6340.51/17 (ФРГ) и SRs-6300 (ГДР) с расчётной суточной производительностью до 240 тысяч м 3 по целику. У первой модели стрела длиной 70,5 м позволяет отрабатывать уступ высотой 51 м и глубина 17 м. Ротор имеет диаметр 21,5 м и 18 ковшей вместимостью 6,34 м 3 каждый. Расчётная производительность 19 120 м 3 /ч. Мощность четырёх двигателей привода ротора 3360 кВт, масса роторного экскаватора с автономным погрузочным устройством и соединительным мостом 12 800 т.

Развитие роторного экскаватора идёт по пути создания машин большой производительности и моделей с увеличенным удельным усилием копания (2,1-3 МПа) и укороченными линейными параметрами (компактные роторные экскаваторы).

Экскаватор - самый распространенный тип землеройных самоходных машин, он предназначен для вскрытия, добычи, выемки, разработки грунтов, рытья котлованов. Машины могут работать с горными породами, мягкими почвами, ископаемыми, рудными породами.

Экскаваторы представляют собой машины с навесным оборудованием, предназначенным для одновременной резки и выемки грунта. Различают одноковшовые и Одноковшовые - это машины цикличного действия. Они периодично повторяют одни и те же движения. Многоковшовые производят большее количество действий, они могут быть фрезерными, скребковыми и непосредственно многоковшовыми.

Экскаваторы с одним ковшом классифицируют по назначению. Строительно-универсальные - самые распространенные, используются для большинства земляных работ. Карьерные экскаваторы нужны для разработки месторождений угля и руды. При помощи вскрышных работают с

Роторные экскаваторы относятся к многоковшовой технике. Чем они отличаются? Почему для некоторых видов работ лучше предпочесть такой вид техники?

Роторный экскаватор используется для вскрышных работ, добычи грунта. Причем и первый, и второй вид работ они могут выполнять либо верхним, либо нижним черпанием. Землеройные машины такого типы используют для транспортировки пород или ископаемых, рытья каналов, копания траншей, погрузки породы или удаления ее в отвал.

Роторный экскаватор имеет более высокий КПД, а следовательно, разработка грунтов становится менее затратной, но более производительной. Количество осыпок из ковша у таких моделей значительно меньше, опорожнение ковша лучше, а это тоже увеличивает производительность и снижает энергозатраты.

Роторный экскаватор может иметь рельсово-шагающий или гусеничный ход. Для удаления или вскрытия породы, сооружения отвалов, погрузки и других работ он оборудован стрелой (выдвижной или невыдвижной).

Идея создания роторного экскаватора пришла из глубокой древности: если внимательно присмотреться к машине, можно заметить большое сходство с древним колесом, при помощи которого наши предки поднимали воду. Автором черпающего колеса, схема которого легла в основу чертежей самоходной машины, был Леонардо да Винчи.

Роторный экскаватор работает с грунтом или породой ковшами, которые укреплены на колесе (роторе). Ротор, в свою очередь, вращается в том направлении, которое наиболее эффективно для контакта с забоем. Для верхнего черпания - это направление совпадает с направлением часовой стрелки, для нижнего - противоположно.

Во время работы исполнительный орган роторного экскаватора может двигаться по горизонтали и вертикали.

Машины, приспособленные для поперечного или радиального копания, различают по способу подачи на забой, производительности, величине изменения горизонта, типу передвижения (ходового устройства).

Кроме этого, роторы различны по способу, который они используют при разгрузке ковшей. Разгрузка одних осуществляется за счет которая действует на породу, когда ковш проходит через верхнюю точку зоны разгрузки. У инерционных машин ковш разгружается при помощи центробежной силы, которая выбрасывает породу из ковша. Для того чтобы инерционная разгрузка была постоянной, необходимо обеспечить такую частоту вращения ротора, чтобы стала больше, чем

Подъем или опускание стрел (отвальной и роторной) производится через полиспасты при помощи установленных на стреле противовесов. Система полиспастов, мачта, при которой поддерживается стрела, и поворотная платформа вместе составляют надстройку экскаватора.

Верхнее строение при помощи опорно-поворотного устройства плотно крепится на ходовую часть, способную поворачиваться на 360°. Отвальный конвейер оснащен собственным приводом вращения. Этот привод позволяет его стреле отклоняться от продольной оси на 270°, при этом сохраняя заданное положение в пространстве, независимо от того, как расположена роторная стрела.

Роторные экскаваторы.

Карьерные роторные экскаваторы широко применяются в горнодобывающей промышленности на вскрышных и добычных работах. В настоящее время их успешно используют как для экскавации мягких, так и крепких горных пород.

К основным преимуществам роторных экскаваторов относятся:

Приспособленность к селективной выемке;

Непрерывность рабочего процесса;

Более высокие, чем у одноковшовых и цепных экскаваторов, значения коэффициента полезного действия и скорости процесса экскавации.

Роторный экскаватор представляет собой самоходную машину непрерывного действия, экскавирующую горную породу ковшами, укрепленными на роторном колесе, и предназначенную для одновременной выемки и транспортирования вскрышных пород или полезного ископаемого. Транспортирование породы после разгрузки ее из ковшей ротора осуществляется конвейером, расположенным на стреле.

Роторный экскаватор состоит из рабочего, транспортирующего, ходового, силового и управляющего оборудования, поворотной платформы с верхним строением и уравновешивающими консолями (см. рис.8.1.).

Рис.8.1. Схема роторного экскаватора

1 – роторное колесо; 2 – роторная стрела; 3 – подвеска стрелы;

4 – стрела противовеса; 5 – машинный зал; 6 – отвальная консоль;

7 – гусеничная тележка; 8 – поворотная платформа.

Рабочее оборудование включает ротор с ковшами, приемно-питающее устройство, стрелу ротора и приводные механизмы, осуществляющие рабочие движения ротора, т.е. вращение и подачу. Ротор совершает движение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Основными рабочими движениями являются вращение ротора в вертикальной плоскости и поворот стрелы с ротором на поворотной платформе в горизонтальной плоскости.

Гравитационная разгрузка ковшей ротора, получившая наибольшее распространение, осуществляется следующим образом (см. рис.8.2.).

Рис.8.2. Схема роторного колеса

1 – роторное колесо; 2 – ковш; 3 – обечайка; 4 – лоток;

5 – конвейер; 6 – разгрузочный сектор.

Порода в ковшах 2 перемещается по неподвижной обечайке 3, прикрепленной к стреле и закрывающей подковшовое пространство с внутренней стороны. Порода, при выходе ковша за пределы обечайки в районе разгрузочного сектора 6, падает вниз и передается по наклонному лотку 4 на конвейер роторной стрелы.

Конструкция ковшей роторного колеса должна обеспечивать осуществление процессов резания и заполнения ковша с возможно меньшими энергозатратами и исключение залипания его режущего периметра и внутренней полости. Корпус ковша может быть со сплошным днищем для экскавации пород, не восстанавливающих свою связность после экскавации (песчаные и супесчаные породы, скальные прослойки с малой влажностью), или с цепным днищем для экскавации тяжелых и липких пород (см. рис.8.3.). В верхнем положении ковша на роторе цепи провисают внутрь, стряхивая с себя налипшую породу.


Рис.8.3. Ковш роторного колеса

1 – арочный козырек; 2 – зуб; 3 – каркасный корпус; 4 – цепное днище.

Производство карьерных роторных экскаваторов осуществляется в Росси на ГП «Крастяжмаш», на Украине Донецким (ДМЗ), Ново-Краматорским (НКМЗ) и Азовским (Азовмаш) машиностроительными заводами. За рубежом наиболее крупными производителями роторных экскаваторов являются фирмы ФРГ и Чехии.

Литература

1. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Ефимов В.Н., Цветков В.Н., Садовников Е.М. Карьерные экскаваторы. М.: Недра, 1994.

3. Лимитовский А.М. Электропривод и электроснабжение горных предприятий. - М.: МГРИ, 1991.

4. Одноковшовые экскаваторы НКМЗ /Ю.Я.Вуль, Ю.Т.Калашников и др. М.: Недра, 1978.

5. Подэрни Р.Ю. Горные машины и комплексы для открытых горных работ. - М.: МГГУ, 2001.

6. Справочник механика открытых работ /под ред. Щадова М.И.,

Подэрни Р.Ю.- М.: Недра, 1989.

7. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. - М.: Мастерство, 2002.

одноковшовые строительные экскаваторы. Классификация. Экскаваторы с рабочим оборудованием: крановым, грейферным, прямой и обратной лопаты; драглайна. Экскаваторы с гидравлическим приводом. Гидравлические и гидропневматических молоты. Неполноповоротные гидравлические универсальные экскаваторы. Малогабаритные мини- и микроэкскаваторы. Экскаваторы-планировщики.

ЭКСКАВАТОРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Экскаваторами непрерывного действия называют землеройные машины, непрерывно разрабатывающие грунт с одновременной погрузкой его в транспортное средство или укладкой в отвал. Рабочий орган экскаватора непрерывного действия оборудован несколькими ковшами, скребками или резцами, поочередно отделяющими грунт от массива. Их закрепляют на едином рабочем органе - роторе или замкнутой цепи, располагая с определенным постоянным шагом.

Грунт разрабатывают в процессе двух независимых движений:

относительного - многократного непрерывного перемещения ковшей или заменяющих их рабочих органов по замкнутой траектории относительно несущей рамы и переносного - перемещением рамы вместе с рабочими органами, называемого подачей. Для отсыпки грунта используют специальное транспортирующее устройство, чаще - ленточный конвейер, на который грунт поступает из ковшей или заменяющих их рабочих органов.

Однотипность рабочих движений предопределяет автоматизацию процесса и, как следствие, облегчение управления, которое сводится к начальной настройке экскаватора на определенный режим в соответствии с технологическими требованиями и характеристикой разрабатываемого грунта, наблюдению за его работой и оперативному ручному управлению в экстремальных ситуациях, например, для остановки рабочего органа при встрече с непреодолимым препятствием, для изменения режимов рабочих движений и т.п. По этому показателю экскаваторы непрерывного действия имеют преимущество перед одноковшовыми экскаваторами, управление рабочим процессом которых требует постоянного участия машиниста в течение каждого экскавационного цикла. Вторым важным преимуществом этих экскаваторов перед одноковшовыми является более полное использование во времени установленной мощности энергосиловой установки и, как следствие, при прочих равных условиях, более высокая техническая производительность.

Классифицируют экскаваторы непрерывного действия (рис.138) по следующим признакам.

По назначению или виду выполняемых работ: траншейные - для рытья и засыпки траншей;

карьерные - для добычи строительных материалов в карьерах;

строительно-карьерные - для массовых земляных работ в строительстве.

По типу рабочего органа : роторные и цепные.

По способу копания : продольного, когда относительное и переносное движение совершается в одной плоскости, и поперечного копания - в противном случае.

Остальные классификационные признаки являются общими для строительных машин (по типу привода, ходового устройства и др .).

Траншейными экскаваторами называют землеройные машины непрерывного действия с рабочим органом продольного копания, применяемые для рытья траншей - выемок большой протяженности по сравнению с размерами их поперечных сечений.

В зависимости от типа рабочего органа различают роторные и цепные траншейные экскаваторы . У роторного экскаватора ковши располагают с равным шагом по периферии рабочего органа - ротора, а у цепных - на замкнутой ковшовой цепи. Роторные экскаваторы применяют для разработки траншей ограниченной глубины (до 3 м ) в связи с тем, что дальнейшее увеличение этого параметра требует увеличения диаметра ротора и связанной с этим габаритной высоты, предельные значения которой регламентированы условиями безопасного передвижения экскаватора при его перебазировании на новый строительный объект под мостами, эстакадами, линиями электропередач и т. п. Цепные рабочие органы при их переводе в транспортное положение располагаются почти горизонтально без увеличения габаритной высоты. Поэтому цепные экскаваторы могут разрабатывать траншеи любой практической глубины. Отечественная промышленность выпускает цепные экскаваторы для разработки траншей глубиной до 6 м .

Траншейные экскаваторы эффективно применять для разработки однородных грунтов до IV категории включительно. Крупные каменистые включения снижают ресурс этих машин, приводят к частым отказам, простоям и дополнительным затратам на ремонтно-восстановительные работы. Специальные роторные траншейные экскаваторы способны разрабатывать также мерзлые грунты.

Являясь машиной непрерывного действия траншейный экскаватор наиболее полно реализует свои технологические возможности при разработке траншей большой протяженности с возможно меньшим числом пионерных выемок для ввода рабочего органа в траншею, которые обычно дорабатывают до полного профиля одноковшовыми экскаваторами.

Главным параметром траншейного экскаватора является глубина отрываемой траншеи, входящая в его индекс. Например, ЭТР-254 обозначает экскаватор траншейный роторный четвертой модели для разработки траншей глубиной до 2,5 м ; ЭТЦ-165 - экскаватор траншейный цепной пятой модели, глубина траншей до 1,6 м . Основными параметрами служат масса экскаватора и мощность двигателя.

Траншейный экскаватор состоит из тягача и рабочего оборудования, соединенных между собой по полуприцепной (большинство роторных экскаваторов) или навесной (малые модели роторных экскаваторов и их облегченные модификации, цепные экскаваторы) схемам.

В качестве базовых тягачей для малых моделей траншейных экскаваторов используют обычно гусеничные или колесные тракторы с необходимым переустройством. Тягачи средних и тяжелых моделей экскаваторов изготавливают преимущественно из тракторных узлов и деталей, сохраняя при этом принципиальную схему тракторного движителя, но по сравнению с базовыми тракторами уширяя колею и удлиняя базу. Вместе с широкими башмаками этим достигается уменьшение давления на грунт (50...80 кПа ), что позволяет этим машинам работать в грунтах с пониженной несущей способностью.

Рабочее оборудование траншейного экскаватора обеспечивает отрыв от массива грунта в траншее проектной глубины и ширины с откосами или без них, полный вынос его из траншеи и отсыпку в бруствер (кавальер) рядом с траншеей. Последнюю операцию обычно выполняет ленточный отвальный конвейер, установленный перпендикулярно продольной оси траншеи либо в полости ротора (на роторных экскаваторах), либо на тягаче (на цепных экскаваторах). Для разработки узких траншей (щелей) применяют также безконвейерные скребковые и фрезерные траншейные экскаваторы.

Роторные траншейные экскаваторы

Рабочее оборудование роторного траншейного экскаватора (рис.139) состоит из рабочего колеса - ротора 6 , установленного на поддерживающих 5 и направляющих 11 роликах рабочей рамы 14 , закрепленной на раме обечайки 13 , ножевых откосников 12 , зачистного щита 10 , задней опоры 9 и отвального конвейера 4 (рис.139,а ). Несущими элементами ротора служат два кольца 20 (рис.139,б ), расположенные в параллельных плоскостях, с закрепленными по периферии ковшами. На широких роторах ковши устанавливают в два ряда со смещением одного ряда относительно другого на половину шага ковшей, обеспечивая этим более равномерную нагрузку на ротор при копании грунта. Ковш состоит из арки 19 с установленными в ее передней части зубьями или без них и днища 18 из переплетенных в двух направлениях цепей. Ковши открыты в лобовой части для поступления в них грунта и с внутренней стороны для разгрузки.

Все операции рабочего процесса ротора выполняются при его непрерывном вращении в сочетании с поступательным движением тягача. При движении ковшей по забою снизу вверх они разрабатывают грунт и заполняются им. От просыпания грунта внутрь ротора предохраняет неподвижно установленная на рабочей раме обечайка 13 (рис.139,в ) с верхним краем в начале зоны разгрузки. По достижении ковшами этой зоны грунт разгружается в открывшуюся внутреннюю полость ротора на отвальный конвейер 4 , а далее последним - в бруствер с одной стороны траншеи (рис.139,г ). Цепные днища ковшей, благодаря подвижности цепных звеньев от собственного веса, способствуют более полному опорожнению ковшей.

Для эффективной разработки грунта, зубья на ковшах устанавливают по схеме (рис.139,д ), реализующей метод «крупного скола», заключающийся в том, что в пределах каждой из двух или трех одинаковых групп последовательно расположенных на роторе ковшей каждый зуб 21 перемещается по своей полосе, следуя за зубом предшествующей группы в той же полосе. Так, при двух групповой расстановке, реализуемой в конструкциях отечественных траншейных роторных экскаваторов, и при 14-ковшовом роторе по следу зубьев 1-го ковша перемещаются лишь зубья 8-го ковша, по следу 2-го - зубья 9-го ковша и т.д. По ширине передней кромки зубья расставлены примерно с одинаковым шагом. Для повышения износостойкости зубьев их передние грани упрочнены износостойкими наплавками или напайками из вольфрамокобальтовых пластин состава ВК15, по твердости соизмеримых с оксидом кремния, входящего в состав большинства грунтов.

Ножевые откосники 12 (рис.139,а ) устанавливают с двух сторон ротора наклонно в продольном и поперечном направлениях, закрепляя их неподвижно на кронштейнах рамы. При движении экскаватора они отделяют грунт в зоне откосов от массива (рис.139,г ), где он обрушивается вниз, захватывается ковшами и выносится на разгрузку вместе с грунтом, отделяемым от массива в лобовой части забоя.

Отвальные ленточные конвейеры имеют два конструктивных варианта: с цилиндрической поверхностью рабочей ветви конвейерной ленты - криволинейные, устанавливаемые на малых моделях экскаваторов, и двухсекционные (рис.139,г ), составленные из двух прямых секций, из которых одна - горизонтальная - является приемной, а вторая - наклонная - отвальной. Последняя устанавливается под требуемым углом к приемной секции с помощью гидроцилиндра. Двухсекционные конвейеры устанавливают на средних и тяжелых экскаваторах. При переводе экскаватора в транспортное положение криволинейный конвейер устанавливают симметрично продольной оси экскаватора, а отвальную секцию двухсекционного конвейера откидывают вниз, уменьшая этим габаритную ширину рабочего оборудования. Скорость движения конвейерной ленты не превышает 5 м/с .

Установленный в задней части рабочей рамы зачистной щит 10 (рис.139,а ) служит для профилирования дна траншеи путем срезания гребней, образованных смежными зубьями, и зачистки траншеи от осыпавшегося грунта из не полностью разгруженных возвращающихся в забой ковшей. Обычно его соединяют с задней опорой в виде сдвоенного колеса или лыжи. Для частичной разгрузки задней опоры при разработке тяжелых, включая мерзлые, грунтов тяжелые модели роторных траншейных экскаваторов дополнительно оборудуют лыжами 8 , управляемыми гидроцилиндрами 7 , или колесными опорами с каждой стороны рабочей рамы с опиранием их на бровки траншеи.

Для соединения рабочего оборудования с тягачом используют сцепное устройство в виде ползунов, перемещающихся по направляющим, установленным на тягаче, либо в виде плоского коленчато-рычажного механизма 15 с опорно-поворотным устройством 16 или без него. Для установки рабочего оборудования на требуемую глубину траншеи, а также для его перевода из рабочего I положения в транспортное II и наоборот используют гидравлические цилиндры 1 и 3 . Опорно-поворотное устройство позволяет экскаватору работать на закруглениях без заклинивания ротора в траншее, а также при поворотных движениях экскаватора с полуприцепным рабочим оборудованием в транспортном положении.

Роторные траншейные экскаваторы оборудуют автономной дизельной силовой установкой 17 . Для передачи движения исполнительным механизмам (ходовому устройству, ротору, отвальному конвейеру и вспомогательным устройствам для подъема рабочего оборудования и отвальной секции двухсекционного конвейера, установки дополнительных опор) применяют механические, гидромеханические и электрические трансмиссии. Для передвижения на транспортных скоростях обычно используют многоскоростную реверсивную коробку передач базового трактора, а для передвижения на рабочих скоростях к ней подключают ходоуменьшитель, работающий как понижающий редуктор. В гидромеханическом варианте ходовое устройство в рабочем режиме приводится в движение гидромотором, питаемым рабочей жидкостью от регулируемого насоса. Эта схема обеспечивает бесступенчатое регулирование скоростей в нескольких диапазонах при совместной работе коробки передач и ходоуменьшителя и позволяет выбирать рациональные скоростные режимы в зависимости от категории разрабатываемых грунтов.

Ротор приводится в движение через механическую трансмиссию на тягаче, две двухступенчатые цепные передачи 2 и две открытые зубчатые пары шестерня-зубчатый венец ротора с каждой стороны последнего. Движение отвальному конвейеру передается от приводного вала ротора через систему цепных передач. Применяется также индивидуальный привод ротора и отвального конвейера от электродвигателей, питаемых электроэнергией от приводимого дизелем генератора переменного тока. Для привода вспомогательных механизмов используют обычно объемный гидропривод с нерегулируемыми насосами.

При разработках и добыче ископаемых, на работах, связанных с глубоким и поверхностным черпанием, для вскрышевания и других подобных работах незаменимым техническим устройством является экскаватор роторного действия. Это устройство работает на своем ходу, которое выполняет работу непрерывно, действующее на гусеничном ходу или же на рельсовой платформе. В работе экскаватор использует стрелу, которая может быть выдвижной либо нет.

Применение роторных экскаваторов является повсеместным и он широко используется для множества видов работ, проводят добывающие работы, посредством черпания ковшом, удаляют извлеченные породы в отвалы, способны извлекать полезные породы целыми пластами, часто используются для рытья траншейных ям и канав, занимаются отгрузкой пород, их транспортировкой и складированием. Роторный экскаватор, наряду с и другими очень часто применяется на угольных разрезах, при добычи нерудных материалов, и на других крупных добывающих площадках.

Применение и эксплуатация роторных экскаваторов

Принцип работы роторного экскаватора заключается в извлечении массы горной породы посредством работы ковшей, которые закреплены на самом роторном колесе. За счет того, что они имеют свойство вращения вокруг собственной оси, происходит их полное наполнение. Работоспособность роторных экскаваторов не становится менее продуктивной при температурах любого уровня, эти монстры способны к выдерживанию любого вида нагрузок и беспрерывной функциональности.

Роторные экскаваторы, за счет беспрерывного производства, способны также транспортировать и отгружать добытые породы в транспортные средства любого вида.

Разгрузка ковшей роторного экскаватора может производиться двумя способами. Она может производиться гравитационным способом и инерционным способом. При типе разгрузки ковша гравитационным путем, она происходит за счет действующих сил, производимых породой, когда она проходит в зоне разгрузки, вверху ротора.

Если же разгрузка ковша происходит по инерционному типу, тут происходит влияние центробежных сил, которая воздействуя на массу пород, выбрасывает их из ковша. Для достижения данного действия происходит обеспечение вращения роторного колеса порядка в пять раз большее, чем у гравитационного. Выгрузка горных масс производится на конвейер, он располагается сбоку на экскаваторе, после чего обеспечивается их подача на конвейер разгрузки посредством системы перегрузки.

Характеристики роторного экскаватора

Роторная стрела и отвальная стрела могут подниматься и опускаются посредством полиспастовой системы за счет лебедок, они установлены на стреле противовеса. Данная конструкция вместе с поддерживающей мачтой и поворачивающейся площадкой экскаватора в совокупности формируют вторую надстройку, которая расположена сверху роторного устройства. Данная надстройка может поворачиваться вокруг себя 360 градусов по отношению к основному устройству.

Контейнер для разгрузки имеет свой отдельный поворотный привод, который позволяет стреле делать отклонение от оси расположенной продольно, порядка на 270 градусов по обеим сторонам.
Различные модели роторных экскаваторов могут иметь достаточно много различий по конструктивным особенностям. В них могут быть разными отдельные элементы установленного оборудования. Например, вместо установки конвейера на отдельной модели роторного может быть установлен грунтометатель.


Роторные экскаваторы отличаются чрезвычайно высокой производительностью, они способны вырабатывать порядка десяти тысяч кубометров материала в один час работы. Вместительность ковша около двенадцати с половиной литров. Могут проводить разработки до пятидесяти метров в высоту и копать грунт на глубину двадцати пяти метров. Роторные колеса, как правило, в среднем имеют диаметр порядка восемнадцати метров.


Самое обсуждаемое
К чему снится яркий букет роз? К чему снится яркий букет роз?
Что значит видеть во сне закрытый гроб Что значит видеть во сне закрытый гроб
Метеорит по соннику Сонник падение метеорита взрыв Метеорит по соннику Сонник падение метеорита взрыв


top