Характеристика малой социальной группы и воинского коллектива. Воинский коллектив: Министерство обороны Российской Федерации. Дни воинской славы России

Характеристика малой социальной группы и воинского коллектива. Воинский коллектив: Министерство обороны Российской Федерации. Дни воинской славы России

Условиями успешного развития коллектива выступают: систематическое изучение психологии коллектива; планомерность в работе по сплочению коллектива; авторитет и подготовленность командного состава подразделения к воспитательной работе с личным составом.

Анализ психологии коллектива является необходимым условием укрепления и развития коллектива. Его необходимо систематически проводить на всех этапах развития коллектива. В социально-психологические процессы и явления входят коллективные мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, авторитет, а также психическое заражение, подражание, внушение, идентификация, конформизм, самоутверждение личности.

Рассмотрим более подробно коллективное мнение. Оно играет важную роль в жизни каждого коллектива и воздействует на личность, группу людей, влияет на формирование их обычаев, традиций, интересов, привычек. Коллективное и групповое мнение в воинском коллективе включает интеллекуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые элементы. Это совокупные оценки, желания, требования, в которых выражается отношение военнослужащих к определенным, затрагивающим их интересы и потребности вопросам, явлениям, событиям, фактам.

Не менее важную роль в жизни каждого коллектива играет коллективное настроение. Оно является общим, но подвижным эмоциональным состоянием военнослужащих, влияющим на проявление их качеств и свойств, на эффективность совместной и индивидуальной работы, учебы, службы. Положительные настроения, например, приподнятость, бодрость, уверенность, активизируют общую и индивидуальную деятельность, а отрицательные - наоборот затрудняют. На настроение воинского коллектива влияют многие факторы: цели и результаты деятельности, взаимоотношения, конкретные условия жизни военнослужащих, а также их воспитание и самовоспитание. Настроение зависит от личных качеств военнослужащих, их мировоззрения, характера, темперамента, опыта. Командиру очень важно, зная причины коллективных настроений, уметь управлять ими. Важно учитывать, что причины, влияющие на настроение, могут быть как постоянными, так и переменными. Под постоянными понимаются свойства личности, воинский порядок, а под переменными - ход действий, складывающиеся ситуации и т.д. Поскольку настроение подвержено колебаниям, то офицеры подразделения должны контролировать и не допускать возникновения отрицательных настроений в коллективе. Для этого офицер своевременно принимает меры к сохранению положительного настроя, заботясь об успешной деятельности подчиненных, организует взаимопомощь, подавая пример бодрости, уверенности, жизнерадостности, поощряя личный состав, проявляющий усердие в выполнении поставленных задач.

Для сплочения коллектива в подразделении формируются традиции , под которыми общепринято понимать обычаи, нормы и правила жизни военнослужащих, передающиеся от поколения к поколению, в подразделении от одних военнослужащих к другим. Однако в каждом подразделении есть еще и свои традиции, отличающие его от других. Традиции складываются под влиянием нравственных принципов социальной среды. Для офицеров традиции воинского коллектива имеют практическое значение. Недооценивать их нельзя. Традиции могут носить как положительную, так и отрицательную направленность. Традиции с положительной направленностью необходимо поддерживать и развивать. Для их укрепления и развития необходимо, чтобы военнослужащие глубоко понимали их сущность и значение, уважали традиции как мудрое воплощение опыта других военнослужащих.

При выявлении отрицательно направленных традиций в коллективе их запрещать не рекомендуется, но необходимо пересмотреть и изменить их содержание таким образом, чтобы традиции потеряли свою негативную направленность.

Для того чтобы понять психологию воинского коллектива, командиру необходимо знать взаимоотношения , складывающиеся в нем. Его при этом могут интересовать: направленность и содержание взаимоотношений, формы их проявления, соотношение служебных и личных контактов в малых группах, а также между сержантами и их подчиненными.

На межличностные связи в каждом воинском коллективе влияют многие факторы: социальные, психологические, профессиональные, нравственные и мн. др. Известно, что взаимопонимание между людьми, в том числе и их личные контакты, хотя и зависят от качеств и особенностей каждой личности, но определяются, прежде всего, социальной средой. Таким образом, различные формы связей и взаимоотношений между военнослужащими в подразделении влияют на поведение военнослужащих, т.е. существует причинная зависимость поступков от характера взаимоотношений. Взаимоотношения в воинском коллективе весьма многогранны, динамичны и имеют свои черты и качества на различных уровнях службы. Следует помнить, что они зависят также от места и позиции личности в коллективе. Особенно тесные отношения наблюдаются в малых группах, внутри которых происходит формирование микрогрупп. Микрогруппы возникают на основе потребности во взаимопомощи: при изучении сложной техники, в совместном проведении свободного времени, а иногда на основе отрицательного отношения к службе, к командиру. В последнем случае с такой микрогруппой важно проводить целенаправленную воспитательную работу, показывая коллективу вред ее отрицательной направленности, а лидера при необходимости можно перевести в другое подразделение.

Поэтому каждому офицеру подразделения важно это учитывать, добиваться правильных уставных взаимоотношений в воинском коллективе, строить их на основе уважения, товарищества, дружбы, взаимовыручки, строгой дисциплины и сознательности.

Таким образом, необходимо отметить, что анализ и учет социально-психологических явлений, проявляющихся в коллективе, является необходимым основанием для его эффективного руководства.

Необходимым условием укрепления и сплочения коллектива также является авторитет офицеров. Авторитетный командир быстрее сплачивает коллектив, продуктивнее организует его деятельность и, как правило, добивается более высоких результатов. Как уже было сказано ранее, авторитет руководителя любого ранга является важнейшим социально-психо- логическим и педагогическим явлением, всегда и везде влияет на жизнь и профессиональную деятельность подчиненных. На практике можно выделить три взаимосвязанных, но относительно самостоятельных аспекта авторитета офицера, которые важно знать, понимать, учитывать в практической деятельности.

Во-первых, это должностной (служебной ) авторитет офицера , который основан па объективной основе как представителя государства и определенной субординации, т.е. доминантного положения как начальника своих подчиненных, штатно-организационной иерархии. В данном случае авторитет командира основывается соответствующими законами, его уставными обязанностями как руководителя воинского коллектива.

Во-вторых, можно выделить профессиональный авторитет командира, который базируется на глубоких знаниях своей профессии (летчика, артиллериста, танкиста, связиста и др.), на высоком уровне мастерства в конкретной области его воинской деятельности, на профессиональной компетентности в области военного дела, в конечном счете, на его профессиональной культуре. Данный аспект офицерского авторитета непосредственно связан с уровнем его профессиональной подготовки, с наличием знаний, навыков, умений и других качественных характеристик, которые ему необходимы для решения конкретных задач в области военно-профессионального труда.

В-третьих, следует выделить моральный авторитет офицера. Иногда его определяют как авторитет личности командира, представленный в проявлении им высокого воинского долга, чести и совести, моральной ответственности за выполнение своих обязанностей, в эффективном руководстве, обучении и воспитании, в собственном профессиональном самосовершенствовании, в личном примере выполнения требований воинских уставов, в соблюдении единства слова и дела, требовании воинской дисциплины и др. Следует заметить и понять, что авторитет офицера, его проявление в армейской жизни, влияние на подчиненных проявляется в такого рода психологических феноменах, как «психологическое подражание» и «психологическое заражение». Важно, чтобы авторитет личности офицера базировался на подражании подчиненных всему лучшему, положительному, что есть у руководителя коллектива.

Становление командира как лидера воинского коллектива представляет сложный и долговременный процесс. Ученые давно пришли к выводу, что успех воздействия на окружающих в первую очередь определяется интеллектом, волей самого руководителя, его чуткостью к людям, яркостью и своеобразием его личности. Личность лидера - это не просто притягательная сила, это и сила действия воплощения общих идей, и именно этим, а ничем другим лидер привлекает к себе людей. Быть вожаком, глубоко понимающим мысли и чувства людей, - важное условие руководства коллективом. Но и когда авторитет офицера создан, нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь мнение, что офицер сначала работает на авторитет, а затем авторитет работает на него, ошибочно. Авторитет не постоянен, если его не поддерживать каждый день и каждый час. И чем выше он, тем выше становятся требования к офицеру.

Важным результатом руководства офицера, его эффективности является сплоченность воинского коллектива. Как показывает передовой опыт и исследования коллективной жизни и деятельности воинских частей и подразделений, важнейшими показателями сплоченности являются:

  • - единство взглядов всех членов воинского коллектива, особенно его руководителей, на основные принципиальные вопросы жизни общества, военного дела и воинской службы, профессиональной деятельности, обучения и воспитания личного состава;
  • - высоконравственные взаимоотношения между членами коллектива, правильные уставные формы обращения друг к другу, взаимное доверие и уважение, доверительное отношение между военнослужащими независимо от должности и воинского звания, отсутствие высокомерия и других видов эгоцентризма, корыстолюбия, зависти, служебных и межличностных конфликтов, унижающих человеческое достоинство;
  • - взаимная и постоянная помощь друг к другу при решении служебных, боевых, учебных задач и личной жизни, внимание к нуждам и запросам каждого военнослужащего и коллектива в целом со стороны руководителя подразделения, части;
  • - высокая личная ответственность каждого за свои дела, стремление всех сделать для коллектива больше и больше (не перекладывая свои обязанности по службе на плечи других);
  • - важнейшим показателем сплоченности того или иного воинского коллектива, как уже отмечалось, является высокий уровень авторитетности офицеров, прапорщиков, сержантов, их личная примерность во всем, что требуется от командиров и начальников.

Разумеется, перечисленные показатели сплоченности коллектива, представлены в обобщенно-идеализированном виде. В реальной жизни их проявление и утверждение зависит от многих других факторов и условий того или иного коллектива. Но на практике они выполняют функцию перспективности работы с коллективом, стимулирование движения и руководителя, и каждого члена коллектива к определенной конечной цели, а главное - создает ту специфическую морально-психологическую атмосферу, при которой лучше служится и живется, что, несомненно, положительно влияет на результаты воинского труда.

Таким образом, необходимо отметить, что личность офицера и воинский коллектив взаимосвязаны. В процессе развития коллектива офицер формирует и направляет воспитательные силы коллектива. И чем требовательнее и заботливее он будет относиться к подчиненным, а также компетентнее и инициативнее он будет действовать, тем выше будет его результат. Чем выше будет развит коллектив, тем активнее и качественнее он будет помогать командиру решать поставленные перед подразделением задачи.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие требования к личности офицера.
  • 2. Назовите профессионально важные военно-педагогические качества офицера.
  • 3. Раскройте сущность понятия «воинский коллектив».
  • 4. Охарактеризуйте стадии развития воинского коллектива.
  • 5. Назовите признаки воинского коллектива.
  • 6. Перечислите факторы, влияющие на межличностные связи в воинском коллективе.
  • 7. Назовите условия укрепления и сплочения воинского коллектива.
  • 8. Сформулируйте важнейшие показатели сплоченности воинского коллектива.
  • 9. Опишите основные пути оптимизации межличностного общения военнослужащих в подразделении.
  • 10. Подготовьте методику изучения коллективного мнения военнослужащих подразделения.

В условиях воинской деятельности роль коллектива чрезвы­чайно высока. В сложной и трудной обстановке выполнения слу­жебных и боевых задач воинский коллектив представляет собой испытанную форму организации не только боевого взаимодейст­вия, но и самоотверженной товарищеской помощи, взаимовыручки и т.д.

Воинский коллектив - это организованное в соответствии с воинскими уставами объединение военнослужа­щих на основе единства нравственных позиций, совместной служ­бы и учебно-боевой деятельности.

Основой для формирования воинского коллектива является подразделение. По прибытии в подразделение военнослужащие всту­пают в контакты между собой, в определенные отношения друг с другом и уже затем осуществляют совместную воинскую деятельность.

Процессы развития групп военнослужащих в воинские коллек­тивы - типичные практические ситуации в деятельности офицера. Комплектование и формирование подразделений и боевых расчетов, создание различных сводных команд для выполнения специальных работ - все это задачи, которые приходится решать офицеру посредством преобразований порой разрозненной массы в дееспособные воинские коллективы.

Особенно актуальным может оказаться решение таких задач в условиях боевой обстановки, действий диверсионно-разведыва­тельных групп противника, применения противником оружия мас­сового поражения и т.д.

Следовательно, офицер должен иметь знания и опыт в создании коллектива, его боевом слаживании и сплочении, а если потребу­ется, то и в восстановлении его структуры и дееспособности.

Воинский коллектив является разновидностью трудовых коллективов, и ему присущи все особенности и признаки этих коллективов.

Вместе с тем воинский коллектив имеет ряд особенных черт, присущих только ему. К ним относятся:

1. Высокая значимость цели и задач воинской деятельности. Главной отличительной характеристикой их является четко опре­деленная задача - защита Отечества.

2. Выполнение боевых задач осуществляется посредством са­мой передовой и совершенной техники и средств управления. Ос­новным содержанием деятельности воинских коллективов является освоение передовых, наиболее эффективных способов и методов применения техники и вооружения, поддержание постоянной боевой готовности.

3. Высокая боевая готовность, способность в кратчайшие сроки выполнить боевую задачу в любых условиях обстановки.

4. Специфика условий служебной и особенно боевой деятель­ности воинского коллектива, наличие реальной опасности для жизни личного состава, работающего на современной технике, постоянный жесткий лимит времени в деятельности всех катего­рий военнослужащих. В боевых условиях - изменчивость обстанов­ки, противоречивость, наличие постоянного воздействия со сто­роны сильного, коварного, хорошо подготовленного противника.

5. Своеобразные нормы и правила поведения, вытекающие из объективных потребностей несения дежурства, четкая регла­ментация взаимоотношений.

6. Своеобразный быт во всех сферах деятельности, обще­ния, питания, досуга, семейно-бытовых условий. Вещевое и пи­щевое довольствие унифицированы, здесь широко применяется принцип уравнительного распределения. Регламентирован досуг, в быту - самообслуживание. Специфичны и формы поощрения за ратный труд - преобладают моральные стимулы.

Важной особенностью коллективов войск является их многонациональный состав. Их отличают:

а. недостаточность жизненного опыта у молодых воинов, в том числе в сфере межнациональных отношений;

б. возросшая роль языка межнационального общения;

в. влияние элементов национальной духовной культуры;

г. развитие национального самосознания личности;

д. перенос на национальную почву межличностных конфлик­тов.

Эти особенности воинских коллективов необходимо учитывать в практической деятельности офицеров. Следует помнить, что здоровый воинский коллектив дисциплинирует человека, приучает соблюдать моральные нормы. Он обеспечивает общий психоло­гический подъем, атмосферу энтузиазма, повышает активность всех членов.

Воинский коллектив, как высшая форма объединения военнослужащих выполняет важные социальные функции.

Основными из них являются:

ü боевая;

ü организующая;

ü мобилизирующая;

ü воспитательная.

1. Боевая. Она связана с ведущей деятельностью и предназначением воинского коллектива. В процессе учебно-бое­вой деятельности у воинов формируются такие качества, как осо­знание высокой личной ответственности за выполнение боевых за­дач, дисциплинированность, войсковое товарищество, воинская честь, высокая активность, стойкость, выносливость, мужество, храбрость, исполнительность, решительность, самообладание, инициатива, находчивость и т.д.

2. Организующая. Сущность этой функции заключается в обеспе­чении воли и действия всего личного состава подраз­деления, направленного на обеспечение полного и качественного выполнения боевых задач. Важная роль в осуществлении этой функ­ции принадлежит работе командира по мобилизации личного состава на качественное выполнение боевых задач, по­вышение организованности и дисциплины.

3. Мобилизующая. Особенностью этой функции является то, что своей деятельностью воинский коллектив всег­да обеспечивает дополнительный запас нравственной энергии, ко­торый позволяет воинам, коллективу постоянно совершенствовать боевое мастерство, энергично выполнять служебные и боевые за­дачи, стойко переносить трудности, поддерживать высокую бое­способность и боеготовность. Правильно используя эту функцию, командиры добиваются высоких показателей в учебе, службе и боевой деятельности подразделений.

4. Воспитательная функция воин­ского коллектива. Ее следует выделить особо. Сущность этой функции выражается в воспитывающем влиянии кол­лектива на воинов и формировании у них научного мировоззрения, беспредельной преданности Родине и сознательного отношения к своему служебному долгу, патриотизму, коллективизму. Воспи­тательные возможности воинского коллектива широки и многооб­разны. Он не располагает административной властью, не имеет средств правового принуждения, но, выступая как носитель вы­сокой организованности, нравст­венности и нетерпимости к антиобщественным поступкам, оказы­вает огромное влияние на личность.

Используя механизм психологического воздействия - убежде­ние, принуждение, пример, внушение,- коллектив формирует в сознании каждого своего члена правильные мотивы поведения, социальные ориентации и установки, которые определяют социаль­ные качества личности. Но личность испытывает не только мо­ральные воздействия, она непосредственно включается в практи­ческую деятельность, в процессе которой формируются и закреп­ляются нравственные, боевые и психологические качества, необ­ходимые каждому воину.

Роль воинского коллектива как воспитателя в современных условиях постоянно возрастает. Это связано как с дальнейшим расширением демократии, гласности, прав и обязанностей вои­нов, так и с изменениями в жизни Вооруженных Сил - появлени­ем новых видов коллективного оружия, качественными изменения­ми в личном составе.

Для того, чтобы коллектив активно реализовывал воспита­тельную функцию, он должен обладать рядом черт. К ним отно­сятся:

1. Направленност ь. Она отражает меру осознания всеми членами коллектива значимости целей коллективной деятельности, их общественной необходимости, а следовательно, и внутренней готовности к их реализации.

Цели деятельности, обусловленных требованиями общества, официально выражены в законах, уставах, приказах и директи­вах командования, планах боевой и общественно-гуманитарной подготовки. Цели должны быть восприняты и усвоены каждым воином, нравственно мотивированы, эмоционально пережиты как актуальная задача практической деятельности. Тогда они ста­новятся элементом направленности коллективного сознания и воли.

Направленность коллектива интегрирует устремление воинов, направляет их в общее русло совместных переживаний и деятель­ности. В конечном счете, направленность способствует форми­рованию коллективной установки на успешное решение задачи. Она побуждает каждого воина исходить в своих действиях из общеколлективного интереса.

2. Требовательность . В высокотребователь­ном коллективе не находят место благодушие и самоуспокоенность, в нем крепче дисциплина, выше боеготовность. Воспитательная ценность коллектива оценивается по одному из самых существен­ных педагогических признаков - по развитию требовательности в нем.

А.С. Макаренко установил следующие этапы в становлении кол­лектива как воспитателя в зависимости от развития требователь­ности:

ü командир предъявляет требования к членам коллектива. Весь личный состав выполняет их;

ü требования командира принимаются и поддерживаются акти­вом;

ü требования командира и актива принимаются и становятся мнением всех. Коллектив может их применить к каждому своему члену;

ü требования командира становятся внутренней потребностью каждого члена коллектива, которые он применяет к самому себе.

Требовательность, как и другие черты коллектива, форми­руются командирами всем офицерским составом в процессе пов­седневной деятельности.

3. Самостоятельность . Самостоятельность коллектива выражается в праве, возможности и способности кол­лектива самому решать определенный круг задач, прежде всего воспитательных. Она способствует развитию требовательности, повышению профессиональной, боевой и воспитательной активнос­ти коллектива.

Самостоятельность коллектива усиливает ощущение причаст­ности личности к нему, повышает эффективность побуждающих, поощряющих и принуждающих стимулов, которыми располагает кол­лектив.

4. Боевая слаженность . Она порождает у воина чувства гордости за свой коллектив, единства и неот­делимости от него, высшую степень товарищеской спайки.

В большинстве наших частей командиры правильно и умело направляют работу на развитие направленнос­ти, требовательности, самостоятельности и боевой слаженности коллективов подразделений. Постоянная забота лучших офицеров-воспитателей о коллективе подразделения исходит из того, что коллектив формирует личность. Он воздействует на личность во­ина всей силой своего влияния. Поэтому офицер должен идти не от индивидуума к коллективу, а от коллектива к каждому солда­ту, сержанту, офицеру, и именно коллектив должен быть первой целью настоящего воспитания. А.С. Макаренко писал: "Не метод парного влияния от случая к случаю..., а организация коллек­тива, организация требований к человеку, организация реальных живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, вот что должно составить содержание нашей воспитательной ра­боты...".

Формирование коллектива-воспитателя - сложный и трудный процесс, требующий от офицера серьезной, напряженной органи­заторской и воспитательной работы.

Успешность ее в значительной степени зависит от глубины знаний офицером психологии воинского коллектива.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Воинский коллектив - это высокоорганизованная общность вооруженных людей, объеди­ненных для совместного решения задач овладения военным делом, поддержания постоянной боевой готовности в интересах защиты Отечества.

Настроение коллектива является показателем различных сторон их совместной жизни и деятельности.

2. В современных условиях роль воинских коллективов в ре­шении задач боевой готовности неизмеримо возрастает. Характер воинской деятельности и организационная структура подразделе­ний, специфика боевой службы, жизни, быта людей и система вза­имоотношений между военнослужащими - все это обусловливает роль и значение воинского коллектива в решении учебно-боевых и воспитательных задач.

3. Свою воспитательную роль коллектив выполняет лишь тог­да, когда ему присущи такие черты, как направленность, требо­вательность, самостоятельность, слаженность. Воспитательная сила коллектива в значительной степени определяется зрелостью и сплоченностью. Воспитательные возможности коллектива приво­дятся в действие не автоматически, а в результате целенаправ­ленной деятельности командира, подразделения.

4. Для успешного выполнения задач, стоящих перед подраз­делением, командир должен постоянно изучать коллектив, знать закономерности функционирования основных социально-психологи­ческих явлений в коллективе, уметь своевременно, грамотно воз­действовать на него з целях сплочения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Военная психология как наука

На сайте сайт читайте: "военная психология как наука"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Что характерно для любого воинского коллектива? Этот вопрос рассматривается многими дисциплинами. В частности, такую тему проходят в школе в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Данная статья послужит хорошим подспорьем в подготовке домашнего задания для этих уроков. Также настоящий материал может использоваться педагогами в качестве методического пособия.

Основные положения

Известно, что человеку свойственно вступать в различные сообщества. Для всех коллективов существует общее название - группа. Этим словом можно называть любое множество людей, объединенное одними целями, формами существования, особенностями общения внутри коллектива и так далее.

Существует также большие и малые группы. К первым принято относить общественные классы, нации, народы и так далее.

К малым группам можно отнести такие общественные образования, как школьный класс, заводской цех, группу друзей и прочие. К этой же категории причисляют и воинские подразделения.

Поэтому на вопрос "Что характерно для любого воинского коллектива?" одним из вариантов ответа является следующее утверждение: каждый из них можно назвать общественной группой.

Не просто группа

Здесь стоит сказать о том, что воинские подразделения представляют собой не просто общественные группы, но коллективы с той или иной степенью развития. Чем же отличаются друг от друга два этих понятия?

Если заглянуть в учебник психологии, то можно найти следующее определение. Коллективом является группа людей, объединенных общей целью и выполняющих общественно-полезные действия. То есть отличие заключается именно в наличии социально важной деятельности. Поэтому, отвечая на вопрос "Что характерно для любого воинского коллектива?", следует упомянуть и о том, что любое такое подразделение выполняет общественно важные задачи, главной из которых является защита Родины.

Разные степени развития

Воинский коллектив, как и любой другой - это явление не статичное, а постоянно развивающееся. Поэтому он проходит постепенно разные стадии развития. На низшей стадии организации находится воинское подразделение, только что укомплектованное новобранцами. Как правило, требуются до 5 дней для того, чтобы они познакомились друг с другом. Приятельские отношения быстрее устанавливаются между земляками и молодыми людьми, имеющими общие интересы (например, футбольными болельщиками). Такие малые группы принято называть ассоциациями. У них может быть свой О подобных коллективах говорят, что они имеют довольно устойчивую структуру.

К тому же, у их участников присутствует общая цель. Однако у таких групп нет достаточной сплоченности. В дальнейшем такая группа обычно становится более дисциплинированной. В этом случае ее уже можно назвать кооперацией. Несмотря на кажущееся единство, это сообщество нельзя назвать высокоразвитым коллективом, поскольку стремление к общим целям, как правило, продиктовано не высокими морально-этическими соображениями, а личной выгодой каждого из участников.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что постоянно развивающиеся взаимоотношения между военнослужащими - это тоже признак, характерный для всех подразделений.

Следующий уровень

При нормальных условиях в воинском подразделении через две недели службы обычно образуется несколько коопераций.

В дальнейшем они переходят на более высокий уровень развития и становятся автономными группами. Здесь взаимоотношения между военнослужащими более организованны и получают общественно-полезную направленность. Каждый из членов этой группы понимает необходимость подчиняться младшим командирам. В таких коллективах также существуют неформальные лидеры. Как правило, у них не возникает конфликтов с командирами, а наоборот, их деятельность способствует укреплению власти последних.

Нужно сказать, что от уровня развития взаимоотношений между военнослужащими зависит и общая боеспособность подразделения.

Один за всех и все за одного

Этот девиз мушкетеров может взять на вооружение любая малая группа, достигшая уровня автономии. Специалисты военного дела говорят, что и кооперации, и ассоциации являются крайне ненадежными явлениями, если рассматривать их деятельности в чрезвычайных условиях, и тем более, при реальных боевых действиях.

Практика показывает, что в экстремальных условиях малоразвитые общественные группы, как правило, очень быстро прекращают свое существование. Поэтому одной из главнейших задач, стоящих перед командирами, является сплочение коллектива, и способствование переходу его на более высокий уровень.

Боевая закалка

Здесь стоит вернуться к теме настоящей статьи "Что характерно для любого воинского коллектива?" Итак, командиры каждого подразделения стремятся к развитию внутри него нормальных взаимоотношений. Причина этому проста. В коллективе, который достиг уровня автономии, любые неприятности и испытания не вызывают распад, а наоборот, еще более сплачивают преодолевающую их группу.

Но такое содружество людей становится коллективом в полном смысле этого слова (имеет общественно-полезную направленность), если ее цели не ограничиваются эгоистическими интересами участников. В противном случае высокоразвитую общественную структуру можно назвать корпорацией. Чаще всего в подобных случаях сообщество действует лишь ради удовлетворения интересов неформальных лидеров. При таких обстоятельствах возникают различного рода Если в воинском коллективе существуют малые группы, построенные по принципу корпорации, то, как правило, командирам приходится применять к служащим дисциплинарные меры.

Кроме вышеперечисленных признаков воинского коллектива существуют также и другие. Они будут приведены ниже.

Формирование воинского коллектива

До этого речь шла в основном о составных элементах подразделения, таких как различные малые группы, существующие внутри него. Теперь же пришло время заострить внимание на как целостного явления. Он тоже проходит подобные стадии развития. Всего их насчитывается три:

  • Социальная общность.
  • Товарищество.
  • Воинское братство.
  • Зрелое общество.

Социальная общность

Это самая первая ступень развития воинского коллектива. Она характеризуется осознанием всеми бойцами необходимости стремиться к выполнению общей задачи - защиты родной страны. При этом подразделение уже является коллективом, то есть высокоразвитой малой общественной группой.

Воинское товарищество

На данном этапе развития все участники уже достаточно хорошо изучили друг друга.

Главная особенность такого воинского коллектива - прочные дружеские связи.

Также эта стадия подразумевает наличие в воинском формировании устойчивых традиций и обычаев, а также определенных привычек.

Братство

Воинский коллектив, находящийся на этой ступени развития, часто называют также социально зрелым. В нем взаимоотношения между всеми участниками коллектива достигли такого высокого уровня, при котором стали возможны следующие явления: взаимовыручка, дружеская поддержка, бесконфликтность и тому подобные.

Общие психологические условия

Специалисты говорят, что для нормального развития и существования подразделения нужны особые условия. Среди них выделяют три главных.

У всех бойцов должны быть сформированы одинаковые позиции по отношению к важнейшим вопросам воинской службы. Они будут достаточно устойчивыми, если опираются на моральные убеждения, жизненные принципы и мировоззрение каждого из солдат.

Коммуникативные навыки

Кроме того, у личного состава должны быть сформированы навыки общения друг с другом, что в свою очередь предполагает развитую систему взаимоотношений в воинском коллективе, с четким распределением обязанностей. Это касается как службы, так и бытовых моментов. Кроме того, необходимо прививать солдатам владение способами регуляции взаимоотношений. Например, должна быть выработана четкая позиция по стремлению решать все вопросы, избегая продолжительных конфликтов.

Третьим обязательным пунктом является установление дружеских отношений. То есть, выполнение служебных обязанностей должно носить не только формальный, рациональный, но и эмоционально-окрашенный характер. При наличии в воинском подразделении здорового дружеского климата тяготы и лишения службы переносятся гораздо легче.

Служба

Еще одной общей чертой всех подразделений является то, что они предназначены для выполнения воинской обязанности. Это еще одно название, применяющееся для обозначения службы. Обязательная воинская повинность существует во многих странах мира, в том числе и в современной России. Возраст, по достижении которого она наступает, в разных государствах может отличаться друг от друга. В настоящий момент в Российской Федерации началом призывного возраста считается 18 лет. А по достижении лицами мужского пола семнадцатилетия они встают на учет в военкомат.

Кроме того, в некоторых случаях военнообязанными могут быть и женщины. Кроме несения службы, предполагается также участие в вооруженных конфликтах в военное время, при условии всеобщей или частичной мобилизации. Об этом говорит закон о воинской службе. Его нарушение влечет за собой гражданскую или уголовную ответственность. Итак, воинская обязанность - это служба в армии.

Знамя

Еще одна общая черта всех коллективов оборонной сферы - наличие у них знамени воинской части. Этот отличительный знак в первую очередь показывает на принадлежность подразделения к вооруженным силам Российской Федерации. Историки говорят о том, что древним прототипом знамени были каменные или металлические фигурки (например, орла, льва и другие), которые крепились сверху специального деревянного шеста, называемого древком.

Знамена в их современном виде появились на Руси к 9 веку нашей эры. Во время ведения боя они помогали его участникам иметь представление о нахождении воинских частей на поле сражения. Символическое значение этого атрибута огромно.

Знамя олицетворяет собой честь воинского подразделения, его историю. Можно сказать, что в нем отражена связь славного прошлого вооруженных сил Российской Федерации с настоящим и будущим.

Поэтому каждый человек, проходящий военную службу, обязан защищать знамя даже в самых тяжелых условиях. Известны случаи, когда ради его спасения солдаты жертвовали своей жизнью.

Вынос боевого знамени перед всей военной частью происходит только в самых торжественных случаях.

Например, это происходит, когда новобранцы принимают присягу или при получении новой военной техники и оружия.

Самое главное

Во многих пособиях по военному делу указывается, что основой хороших взаимоотношений в воинском коллективе являются разнообразные духовные связи бойцов друг с другом. От степени их развития зависит качество службы каждого определенного солдата и подразделения в целом.

Универсальный термин

В специальной военной, а также юридической литературе все коллективы, которые существуют в оборонной сфере, а также разнообразные учреждения, в том числе и образовательные, объединяются под общим названием - воинские организации.

Такой термин является еще одним общим признаком всех подразделений.

Сборник правил

Устав воинского коллектива - это еще один непременный его атрибут.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, уставы действуют наравне с другими законами государства. В них перечисляются основные обязанности военнослужащих, такие как выполнение приказов, умение обращаться с оружием и техникой, знание званий.

Все это прописано в уставе внутренней службы.

Существует также другой документ. Он носит название устава гарнизонной и караульной службы. В нем приводятся права и обязанности должностных лиц, нормы, согласно которым должны быть обустроены казарменные и другие помещения. В таких уставах перечисляются основные военные мероприятия, и порядок их проведения.

Заключение

В данной статье были перечислены основные особенности воинских коллективов. В материале приведены определения воинского знамени, устава и другие важные моменты. Следует запомнить, что основа воинского коллектива - дружеские взаимоотношения между его участниками. Многие из данных сведений могут оказаться полезными при подготовке к занятиям по Основам безопасности жизнедеятельности.

Воинскому коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наиболее общие признаки. Но он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив как воинский. Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива. Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права. В-третьих, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие. Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной деятельности военных, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфические особенности коллективов военных подразделений? Как показывает анализ, к ним можно отнести:

1. Повышенную ответственность за решение служебных, вахтенных и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;

2. Динамичный и постоянный учебно-боевой процесс;

3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в составе расчетов, боевых частей и экипажей;

4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;

5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту и военнослужащие по призыву);

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику.

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности подразделения). Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективного общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной деятельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслуживаемая группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-профессиональной деятельностью. Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами. Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается. Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллектива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах. В то же время для командира (начальника) подразделения весьма важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей, например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеобразное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психологам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего, представлены:

Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой;

Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких первичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование воинских коллективов является следствием действия, как объективных законов, так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учитывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уникальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на межличностном уровне формируются своеобразные психологические явления, получившие название психологии коллектива.

По своей сущности психология коллектива представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими членами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, караульной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива. Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами:

1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа коллективных социально-психологических явлений, среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов. Некоторые результаты совместной умственной деятельности военнослужащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае говорят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе). Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения. Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказываю коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (караульной, боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные, профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство. Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример. Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия. Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами. Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Однако для усиления воспитательной роли коллектива мало определить лишь направленность его деятельности. Здесь важно конкретизировать цели коллектива. Разбить их по рубежам, определить вклад каждого военнослужащего в общее дело, внедрить эти цели в сознание подчиненных, вызвать интерес к их достижению. Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности. Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности. В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, службы и др.). Высшая степень коллективной (групповой) согласованности характеризуется ее слаженностью, возникающей в процессе совместной деятельности личного состава из совокупности коллективных усилий и вызывающей у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, проявления товарищества, взаимопомощи, координации усилий, творческого отношения к делу.

Понятие о воинском коллективе

Личность воина - первостепенная социальная и духовная ценность в Вооруженных Силах. Как субъект воинской деятельности, как защитник Родины, он всегда является членом воинского коллектива . Воин, как член воинского коллектива, связан многими нитями со своими сослуживцами, и его мысли, чувства и поступки во многом зависят от их позиций, мнений и ожиданий.

Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Действенным фактором духовного сближения воинов, превращения случайного сочетания человеческих характеров в устойчивую группу, а затем и в высокоразвитый коллектив, является совокупная воинская деятельность, необходимость постоянного согласования усилий, распределения задач, взаимопомощи и взаимовыручки. В процессе решения общей задачи идет быстрое наращивание числа нитей сцепления между воинами, отлаживания процессов управления и организации, сближения точек зрения и характеров. Словом, происходит качественный скачок в развитии общности как целостного образования. От простой совокупности людей, еще не способных к эффективной совместной активности, осуществляется переход к организованной группе, субъекту коллективной деятельности.

Итак, воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Такие общности образуются в рамках организационной структуры подразделений с их системой управления, вооружения, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организационная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина. Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые прочно соединяют воинов в единое целое. Чем разнообразнее и богаче они, тем прочнее коллектив.

Воинский коллектив имеет свою социально-психологическую структуру. Ее элементами являются люди, выполняющие в коллективной жизни и деятельности определенные роли, занимающие известное положение, а также отдельные микрогруппы, образующиеся внутри коллектива. Все эти позиции (индивидуальные групповые роли) связаны специфическими отношениями.

Характеристики воинского коллектива

Понятие воинского коллектива обычно употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня. В этой связи коллектив имеет ряд признаков, степень выраженности которых дает возможность судить об уровне его зрелости.

1. Коллективом является совокупность военнослужащих, которая характеризуется единством идеологии, основных интересов и моральных принципов, высокоразвитым сознанием коллективизма и взаимной привязанности.

2. Одним из основных признаков коллектива является единство решаемых задач, целей и процесса деятельности; коллектив предполагает коллективную (совокупную) деятельность, которая реализуется коллективным мастерством, навыками делового взаимодействия и предполагает систему руководства и дисциплины.

3. Важным признаком коллектива является система социально-психологических явлений, которые формируются на основе различных форм общения воинов и служат тем звоном, которое связывает их в единый социальный организм. Коллектив характеризуется также здоровым социально психологическим климатом, дисциплиной и моральным состоянием.

Исходные предпосылки для формирования коллектива

Исходные предпосылки для формирования коллектива: люди, обладающие необходимыми данными для совместной жизни и деятельности; общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность. При наличии этих предпосылок развертывается межличностное и внутригрупповое общение - основной способ и механизм формирования коллектива и его психологии. Основными свойствами коллектива являются его способность к совместной, коллективной деятельности и способность обеспечивать нормальные социальные условия для жизни, развития, удовлетворения потребностей каждого своего члена. Важнейшим свойством коллектива является его тесная связь с другими коллективами.

В каждом подразделении имеются объективные предпосылки для создания прочного боевого коллектива: духовное единство воинов; коллективное оружие и коллективный характер деятельности, предполагающий необходимость общих четких действий при выполнении учебных и боевых задач; общие условия службы, боевой подготовки и воинского быта. На этой объективной основе и под влиянием целеустремленной работы командиров развертывается процесс организационного сплочения воинов, то есть процесс создания и становления коллектива.


Виды коллективов

Важным критерием дифференциации воинских коллективов является разделение военнослужащих на ряд служебных категорий: офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат. Поскольку у этих категорий есть общие, специфические интересы и проблемы, постольку они объединяются и образуют своеобразные коллективы: офицерские, сержантские, коллективы прапорщиков, отдельных военных специалистов (наводчиков, механиков-водителей и т.д.).

В зависимости от характера деятельности, особенностей личного состава (однородность - разнородность) и других объективных условий воинские коллективы различаются и рядом психологических признаков. Прежде всего, это тип внутриколлективного общения . В одних коллективах деловое общение, взаимодействие образуют основу коллективной деятельности (прежде всего, где имеются коллективное оружие, боевая техника, обслуживаемая группами воинов, тесно взаимодействующими друг с другом). В других коллективах общение возможно в основном в промежутках между выполнением задач, во время отдыха, а также на учебных занятиях, так как члены коллектива заняты индивидуальной деятельностью. В большинстве подразделений формы индивидуальной и коллективной деятельности переплетаются, соответственно и общение носит разнообразный характер.

Различаются коллективы и по своим качественным характеристикам : по уровню нравственной зрелости, сплоченности, уровню коллективного боевого мастерства (слаженности), по состоянию дисциплины, морально-психологическому климату, достижениям и результатам деятельности.

В процессе сплочения и развития воинского коллектива достигается моральное и организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий с оружием и техникой, а также и во внеслужебное время и в разнообразных формах коллективной духовной жизни, в сознании каждого воина, чувствующего свою близость и привязанность к товарищам и ответственность перед ними.

Эта сторона единства членов воинского коллектива выражается в его психологии, которая представляет собой совокупность различных связей и отношений. От содержания, направленности и устойчивости психологии коллектива зависит качество выполнения стоящих перед ним задач.

Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие условия:

а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующиеся на основе морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения, как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы.

Система внутриколлективного общения - это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т.д. Средством общения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие).


Коллективная мотивация - это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами. Это практическое проявление коллективизма личности. В основе коллективной мотивации лежит идейное, моральное единство воинов. Стремление воинов действовать коллективно, помогать друг другу является также результатом осознания ими своей взаимной зависимости, необходимости подчинения своих личных успехов успеху коллектива. Большое влияние на коллективную мотивацию оказывают взаимоотношения, сложившиеся в подразделении, - дух настоящего товарищества, ответственности друг за друга и за общее дело или же обстановка нервозного соперничества, стремления к личным показателям и равнодушие к результатам соседа.

Навыки и умения взаимодействия и дружеского общения состоят в том, чтобы в каждый момент совместной работы делать именно то, что вытекает из логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб. Специфика этих навыков и умений, в отличие от навыков и умений индивидуального применения оружия, заключаются в том, что здесь требуется, прежде всего, ориентация на действия своих товарищей, понимание направления развития ситуации общения, особенно того, чего ожидают в каждый момент другие участники совместной деятельности.


Самое обсуждаемое
Бутерброды на День рождения ребенка Бутерброды на День рождения ребенка
Презентация на тему Презентация на тему "достопримечательности лондона "
Биология – наука о жизни Методы науки биология Биология – наука о жизни Методы науки биология


top