Политическая деятельность. Политическая деятельность и общество Общественная политическая деятельность

Политическая деятельность. Политическая деятельность и общество Общественная политическая деятельность

Политическая деятельность. Цели и средства в политике.

Содержание

1. Введение
Каждое государство ведёт свою внутреннюю и внешнюю политику. Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. Общество - целостная система, состоящая из взаимосвязанных, взаимообусловленных подсистем. Это материально производственные системы духовной, идеологической, правовой политической системы. Они характеризуются своей собственной структурой. Производственные подсистемы обеспечивают основу жизни общества. Социальная и духовная обеспечивает производство и воспроизводство человека как полноправного члена общества.
Политическая система призвана создавать благоприятные условия для функционирования всех звеньев общественной системы.
Сфера политики - это особенно выделяющаяся сторона общественной жизни, но эта видимость обманчива, ибо на политику оказывает влияние множество факторов:

    социально-экономический;
    социально-культурный;
    научный;
    национально-религиозный, духовный.
Политика как деятельность - это, во-первых, деятельность людей по отстаиванию своих интересов и удовлетворение своих потребностей с помощью власти. Во-вторых, это деятельность по завоеванию, реформированию власти. В-третьих, деятельность по гармонизации, согласованию, сочетанию противоречивых интересов различных общественных групп, организаций с помощью власти.
2. Политическая деятельность
Политическая деятельность - это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой, совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов, и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия больших социальных групп в политической жизни общества. В политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это могут быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических требований и решений развивается политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени. На смену одному политическому строю приходит другой, взамен ушедшего в отставку правительства приходит новое, проводятся реформы и контрреформы, набирают силу и ослабевают народные движения, уходят с политической сцены одни политические партии и рождаются другие, состояние политической стабильности сменяется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима. Все эти явления не замкнуты лишь в собственно политической сфере, они воздействуют на экономику, социальную жизнь, культуру, на все общество.

3. Субъекты политики
Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов:

    Большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п.
    Различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения).
Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества.
Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки:
- наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти;
- наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением;
- территория, на которую распространяется власть этого государства;
- суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.
Каждая из партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.) разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах.
Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.
    Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.
Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.
    Личности. Каждый человек прямо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения властей, а если он игнорирует их, то вступает в конфликт со властью, опять-таки - в определенные политические отношения.
Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность:
    Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление (например: рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.);
    Политиками "по совместительству" являются в наши дни, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Сюда же относится и часть членов парламента, которые "работают на политику" лишь во время парламентских сессий.
    Профессиональными политиками являются те, кто живет "для политики" либо "за счет" политики и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика - главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.
Степень и границы политической деятельности того или иного члена общества:
    Зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности. Общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Активность личности может возрастать в конфликтных политических ситуациях, которые затрагивают ее интересы.
    Личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, что диктуются личности ее общественным положением; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, способности и амбиции личности.

4. Объекты политики
Различается внутренняя и внешняя политика.
Внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т.е. отношения с другими странами.
В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику.
В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую.

5. Цели и средства
Политическая деятельность предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (стратегические) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пикколо Макиавелли (1469-1527).
Политический деятель, как считал Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще не чураться и зла. И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах экстремистские (т.е. приверженные к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их заботам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут случайно оказавшиеся там люди; брать и убивать заложников.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

6. Политические действия
Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.
Политические действия бывают направлены на то, чтобы "сделать что-то" (например: добиться принятия какого-либо закона и т.д.), либо "не допустить чего-то" или "прекратить что-то" (например: прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.
и т.д.................

Обществознание 10 класс

Тема урока: Политическая деятельность.

Цель : объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»;

Задачи:

    ознакомить с типологией властных отношений;

    развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость - это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш. Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).

Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней?

Давайте исследуем эти вопросы.

Тема урока: «Политическая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Политика как деятельность.

2. Власть и властная деятельность.

3. Легитимность власти.

II. Новый материал

Прочитайте вступление к параграфу.

Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политики.

В чем сущность третьего подхода?

На с. 204 учебника приведены два определения политики как деятельности. Сравните их.

Что общего вы обнаружили?

(На доске формируется схема.)

Мы знаем структуру любой деятельности. Не исключение и трудовая деятельность. Как вы думаете, какие цели могут ставить перед собой политики?

Как вы относитесь к творчеству Н. Макиавелли?

(По ходу обсуждения вопросов продолжается составление схемы.)

1. Политика как деятельность

Всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Приведите примеры политических действий.

На что они могут быть направлены?

Всегда ли действия политиков приводят к тем результатам, которые планировались?

Какие методы воздействия на массы применяют современные политики?

(По ходу беседы формируется схема.)

2. Власть и властная деятельность

Власть - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчиняться своей воле с помощью насилия.

Какие вы знаете виды власти? Охарактеризуйте их.

Что такое «властная деятельность»? (Властная деятельность - это деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.)

Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы; власть авторитета; власть принуждения. Какой рычаг и почему вы выбираете?

3. Легитимность власти

Самостоятельно прочитайте последний пункт параграфа.

Что такое «легитимность власти»?

Охарактеризуйте три типа легитимности по М. Веберу.

Какой подход предложил Д. Истон?

Сравните их типологию. Какая вам кажется более справедливой? Почему?

Домашнее задание

Выучите § 20, выполните задания.

Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Будет ли изменено понятие политической деятельности НКО-иностранных агентов? Что предлагает Минюст?

Министерство юстиции РФ разработало законопроект , в котором уточняется понятие политической деятельности. Законопроект предусматривает внесение изменений в соответствующие положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», меняется пункт 6 статьи 2, в котором идет речь об иностранных агентах. Абзац первый пункта 6 остается без изменений, то есть понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, остается прежним.

ПРЕДЫСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Поручение уточнить понятие политической деятельности Минюсту дал Президент РФ Владимир Путин по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 года.

На заседании СПЧ Президент РФ в частности подчеркнул, что «государство и дальше будет уделять особое внимание развитию правозащитных институтов и институтов гражданского общества». По его словам, в 2015 году размер грантов таким организациям составил 4,2 миллиарда рублей. Владимир Путин отметил рост интереса граждан к благотворительным, социально значимым проектам. Для поощрения развития таких проектов решено учредить ежегодную Государственную премию в размере 2,5 миллиона рублей, которая будет вручаться за выдающиеся достижения в благотворительной деятельности. Аналогичная премия предусмотрена и для правозащитников - за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности.

Забавно, что вслед за рассказом о государственной премии для правозащитников последовал пассаж Михаила Федотова , председателя СПЧ, о том, что «прокуроры… занимаются правозащитной деятельностью». Федотов недоумевает: «Тогда почему они (прокуроры - прим.автора) с таким упорством записывают правозащитные организации в так называемые иностранные агенты? Ведь если правозащитную деятельность признавать политической, то прокуроров надо увольнять, потому что им по закону запрещено заниматься политикой». Федотов также сказал, что «для настоящих правозащитников иностранные гранты - это не причина, а лишь средство выполнения своей миссии. Будут отечественные гранты - спасибо, работа продолжится за российские деньги; не будет денег вообще - она продолжится на волонтёрских началах».

QUOD LICET JOVI…

Законодательство действительно запрещает прокурорам и судьям быть «членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности», «принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности», «вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью». Политическая деятельность под запретом и для Уполномоченного по правам человека в РФ.

В Уголовном кодексе РФ политическая деятельность упоминается в контексте статьи 277 - посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенном в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Получается, что в Уголовном кодексе понятие политической деятельности шире, чем понятие государственной деятельности, и включает в себя последнюю.

Кто же тогда государственные и общественные деятели, которым можно заниматься политической деятельностью? Комментарий к Уголовному кодексу подсказывает, что государственные деятели - это депутаты всех уровней, члены Правительства РФ, заместителей министров и другие высокопоставленные должностные лица. А общественные деятели - это функционеры политических партий и общественных объединений. В этом смысле Уполномоченный по правам человека будет являться государственным деятелем.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» не единообразно используется в законодательстве. И предложенное Минюстом новое определение политической деятельности только усугубляет эту ситуацию.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЙЧАС И В БУДУЩЕМ

Согласно Закону об НКО политическая деятельность - это участие НКО (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Перечень сфер-исключений на практике абсолютно не важен, так как НКО, работающие в указанных сферах, беспрепятственно . Минюст в своем законопроекте дополняет перечень оговоркой о том, что эта деятельность не должна осуществляться в политических целях. Это лишает перечень «исключений» всякого смысла.

Новым в инициативе Минюста стало указание сфер деятельности, в которых работает иностранный агент: от основ конституционного строя, федеративного устройства и до законодательного регулирования прав и свобод. Спрашивается, как Минюст представляет себе деятельность НКО, например, в сфере государственной безопасности? Возникают вопросы и при сопоставлении перечня «неполитической» деятельности и сфер политической деятельности.

Например, наука не относится к политической деятельности. Логично предположить, что наука в сфере основ конституционного строя - тоже не политическая деятельность. Однако если такой наукой занимается НКО с иностранным финансированием, то эта деятельность вдруг становится политической. Социологические исследования - обычный метод исследования для ряда научных сфер - предлагается относить к политической деятельности. Странное дело: наука - не политика, а ее методы - политика.

В любом случае назначение этого перечня также непонятно, потому что законопроект не предусматривает доказывания факта работы НКО в указанных сферах для признания его иностранным агентом.

Минюст в своем законопроекте называет формы осуществления политической деятельности, среди которых, например, указаны такие формы, как «публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов», «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики», «участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений».

Что это означает? Любое публичное мероприятие, любое обращение к органам власти с просьбами принять или отменить закон или иной акт, любое обращение НКО в суд с заявлением об оспаривании действия или решения чиновника, размещение в интернете соцопроса, публикация статьи с критикой правительства - все это политическая деятельность. Например, направление в органы власти или артикуляция в СМИ предложения принять закон о Конституционном Собрании, который и так обязаны принять в силу части 2 статьи 135 Конституции РФ, это политическая деятельность. Даже само оспаривание решения Минюста о включении НКО в реестр - тоже политическая деятельность.

Да, эта деятельность не запрещается. Но если ею занимается НКО, имеющее иностранные источники финансирования, добро пожаловать в реестр иностранных агентов. А «найти» иностранное финансирование у НКО не так сложно, что показала практика.

Закон не предлагается менять в части указания цели деятельности - оказания влияния на государство. Но Минюст предлагает другую формулировку цели: «оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия». Это более обтекаемая формулировка. Определить попытку оказать влияние на решения и действия государственных органов гораздо проще, чем доказать «воздействие на принятие решений, направленных на изменение государственной политики». Тем более что понятие изменения государственной политики весьма расплывчато.

Конечно, государству важно защититься от реальных «иностранных агентов», которые незаметной деятельностью разрозненных НКО могут подрывать устои российского государства. Никто не спорит, что нужно бороться с такими организациями, финансируемыми нашими геополитическими противниками. Но методы борьбы должны быть адекватными и логичными. По логике же Минюста в иностранные агенты можно просто включить все НКО, финансируемые из-за границы. Для этого не обязательно придумывать новое понятие политической деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Минюст в своем законопроекте описал практически все виды деятельности НКО, за которые те попали в реестр иностранных агентов после введения соответствующей нормы в 2012 году. Политической стала почти любая публичная деятельность НКО.

2. Если СПЧ просил конкретизировать и сузить понятие «политической деятельности», то Минюст, выполнявший соответствующее поручение главы государства, наоборот, фактически расширил это понятие.

3. Новое понятие политической деятельности еще больше отдалит это понятие от унификации в рамках системы законодательства: это понятие не универсально и применимо только к НКО.

4. Понятие политической деятельности никак не связывается с деятельностью политических партий: оно не распространяется на политические партии.

5. Законопроект Минюста имеет высокие шансы на принятие, потому что будет вноситься в Государственную Думу Правительством РФ, в среднем 74% инициатив которого .

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре Д. п. выделяют, субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности. Всякая деятельность имеет в виду некую мотивацию, приводящую к принятию решения о действии в соответствии с определенной целью и определенным же образом. В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление.

Для этого необходимо обладание знанием политической реальности и наличие ценностных ориентаций, в соответствии с чем политическая деятельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую. Этапы осуществления политической деятельности: оценка состояния объекта, прогноз, адаптация предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта, корректировка ее в ходе и после принятых мер. В процессе выработки и проведения политического решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, правящие и оппозиционные партии и т. п.

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Политическая деятельность" в других словарях:

    Политическая деятельность - в контексте данного Закона трактуется как: а) индивидуальные или коллективные действия с целью оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за… … Официальная терминология

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (political activity/activities/work) занятие на общественных началах ила профессионально в сфере политики и политической жизни. П.д. требует специальной подготовки, знаний, опыта, квалификации, творчества и инноваций, специфических личностных… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Как самостоятельный вид деятельности, как сфера жизни общества возникает с разделением общества на классы. Что касается первобытнообщинного строя, то в нем общественная жизнь носила неполитический характер. Носителями политической деятельности… … Политическая психология. Словарь-справочник

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Различают такие… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Юридическая энциклопедия

    Область науч. знания, изучающая политику, политич. отношения, политич. системы. С точки зрения предмета и объёма включаемых в неё знаний П. н. эволюционировала от универсализма ан тич. социаньно политич. мысли, когда политика была… … Философская энциклопедия

    Форма отношения субъектов политики к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное регулирование общественных (экономических. социальных, собственно политических) процессов; необходимое условие существования современного… … Политология. Словарь.

Политическая деятельность

Обществознание 10 класс профильный уровень

Кустова Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Уренгой Пуровского района»


Цель: рассмотреть важнейший путь воздействия на общество – использование политической власти

  • Дать понимание особенностей политической деятельности.
  • Субъекты и объекты политики.
  • Цели и средства политической деятельности.
  • Политические действия.
  • Легитимность власти.

  • Термин «политика» появился более 2,5 тыс. лет назад и происходит от греч. politike – искусство управления государством.
  • Древнегреческий философ Аристотель понимал политику как форму общности людей – «общее дело», «общее благо».
  • Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе».
  • Политика действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества.
  • Ее главное предназначение – урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе.

М. Вебер определил, что политика есть не что иное, как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика (от греч. politike – искусство управления государством, от polis – город-государство) – это:

1. Сфера властных отношений, т.е. отношений по поводу власти, ее организации, распределения между различными группами интересов, выработки направления деятельности государства и его институтов;


2. Способ организации общественной жизни с целью интеграции разнородных интересов, их согласования на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества;

3. Деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.


  • Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами
  • Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство

Характерные черты политики

  • Деятельностный характер.
  • Особая роль больших социальных групп.
  • Связь с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.

Политическая деятельность включает в себя:

  • Государственное управление
  • Проявляется в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества
  • Охватывает воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.

  • Система государственных органов власти
  • Общественно-политические организации
  • Политические партии
  • Личность, участвующая в политической жизни

Политика

Внутренняя

  • Экономическая
  • Социальная
  • Экологическая
  • Национальная
  • Демографическая
  • Молодежная
  • Культурная
  • Кадровая
  • Обороноспособность страны
  • Защита и представление интересов государства на международном уровне

Объекты политики


  • Обеспечение целостности и стабильности общества;
  • Выработка стратегических целей развития общества, определение средств и методов их достижения;
  • Защита и гарантии прав и свобод личности;
  • Руководство и управление общественными процессами;
  • Интеграция различных групп, слоев общества, согласование их интересов, предотвращение и разрешение социальных конфликтов;
  • Формирование политического сознания и культуры граждан

Цели и средства политики

Средства политики – это то, с помощью чего можно реализовать намеченные цели.

Цели политики

Актуальные

Приоритетные

Неактуальные

Реальные

Нереальные

Стратегические

(долгосрочные)


Политические действия

Рациональные

Иррациональные

Мотивированные главным образом эмоциональным состоянием, впечатлениями от чего-либо

Осознанные, спланированные, с ясным пониманием цели и необходимых средств

Бездействие

Осуществление чего-либо

Рассмотрение

Недопущение


  • Власть – 1) способность, право и возможность распоряжаться кем- либо, чем-либо; оказывать воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с опорой на авторитет, право, волю, принуждения; 2) политическое господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, органы, обличенные соответствующими государственными, административными полномочиями.

  • Легальность в использовании силы в пределах государства;
  • Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти;
  • Публичность, т.е. всеобщность и безличность;
  • Моноцентричность, наличие одного центра принятия решений;
  • Многообразие ресурсов.

Легитимность власти

Лат. Legitimus – законный – подтверждение, признание законности прав, полномочий властных структур, каких-либо организаций; признание власти большинством населения, выполнение гражданами ее решений, распоряжений.

Три уровня легитимности

  • Традиционная
  • Харизматическая
  • Рационально легальная.

Другие типы легитимности : идеологическая, классовая, националистическая


Харизматическая власть (греч. Charisma – милость, божественный дар) – одна из форм личной власти, связана с личной привлекательностью лидера, вера в его необыкновенные, магические свойства (революционный вождь, религиозный пророк, политик, спасающий страну от кризиса). Является нестабильной по сравнению с традиционной и легальной.


  • § 20, выполнить задания.
  • Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Деятельность как способ существования людей».

Самое обсуждаемое
Креатин. Применение. Свойства Creatine monohydrate - для чего принимать, состав, побочные действия и цена Креатин способ применения и дозы Креатин. Применение. Свойства Creatine monohydrate - для чего принимать, состав, побочные действия и цена Креатин способ применения и дозы
Вывих плеча: лечение после вправления, физиотерапия Вывих плеча: лечение после вправления, физиотерапия
Орден Ленина. Справка. Характеристики и интересные факты об ордене ленина За что награждают орденом ленина Орден Ленина. Справка. Характеристики и интересные факты об ордене ленина За что награждают орденом ленина


top