Гетман Сагайдачный (фрегат). Украинский фрегат "Гетман Сагайдачный": характеристики, вооружение Крейсер сагайдачный

Гетман Сагайдачный (фрегат). Украинский фрегат

25 лет назад, 4 июля 1993 года, на "Гетмане Сагайдачном" впервые подняли желто-синий флаг. Эту дату принято считать официальным днем ​​рождения лучшего военного корабля независимой Украины.

Во время аннексии Крыма экипаж "Сагайдачного" не изменил присяге. Сегодня он остается ядром обескровленной в 2014 году украинской флотилии.

Тогда Украина потеряла более половины своих военных кораблей. В руках РФ остались до сорока единиц морской техники. В том числе: подводная лодка "Запорожье", противолодочные корветы "Тернополь", "Хмельницкий", "Ужгород", "Луцк", ракетный корвет "Приднепровье", розвидкорабль "Славутич", вспомогательные суда, катера и яхты.

В начале 2018 президент РФ пошел на снисходительный, как это пытались представить в Кремле, жест - предложил Украине забрать корабли.

Впрочем, со стороны такое предложение было похожа скорее на межгосударственный троллинг. Путин не замедлил подчеркнуть, что захваченные Кремлем суда находятся "в плачевном состоянии". Руководство ВМС Украины опровергло это заявление. А премьер Владимир Гройсман сообщил, что Украина готова взять технику вместе с полуостровом.

Кто и как служит на фрегате, чем отбивать атаки врага на море, за что матросов выбрасывают за борт и что такое "борщ по-флотски» - в репортаже с "Гетмана Сагайдачного".

Практическая гавань - небольшое голубое пятно на картах Google, застывшее недалеко от Потемкинской лестницы. То, что в 2014-м гавань стала новым домом для ВМС Украины, не является гостайной. Но подступы к главной базы в Одессе перекрыты КПП и автоматчиками. Все, что происходит внутри, спрятано от зевак.

Любознательных граждан, решивших снять дислокации ВМС с помощью дрона, может ожидать фиаско.

Есть у нас система, называется "Ружье", 16-го калибра (то есть охотничье ружье) - юмор по-флотски военнослужащие. - Самое главное, что коптеры сюда больше не летают.

Примерно половина из 205 членов экипажа "Сагайдачного" живет прямо на фрегате. Остальные нашли себе съемное жилье.

Когда нет дежурств, они проводят ночь с семьями на суше. В случае тревоги матросам дают не больше часа, чтобы выйти в море при полном вооружении.

В случае тревоги матросам дают не больше часа, чтобы выйти в море при полном вооружении

В автономном плавании, вдали от внешнего мира, "Сагайдачный" может находиться 30 дней.

Степан Бута, как и все матросы, знает, какое море на вкус. Пять месяцев назад 22-летний львовянин попал на фрегат и прошел обряд "оморячивания". По давней традиции ему пришлось выпить залпом почти пол-литра соленой воды. Ее набирают за бортом и торжественно разливают в плафоны от корабельных фонарей.

Нормально пошло. Как "Поляна Квасова", только без газа, - смеется Степан.

Если у моряка на суше рождается дочь, его бросают за борт, независимо от времени года и температуры воды. Если сын - счастливому отцу нужно съесть пирог сливочного масла.

Когда молодому Степану Буте пришла повестка, он пошел служить без раздумий. Но, то, что попадет на флот, не предполагал.

Где море и где Львов?! - до сих пор удивляется Бута. - Прошел курс молодого бойца в Николаевской области. Потом меня отправили в Одессу, на флагман. Теперь будет что рассказать детям и внукам. Здесь мне нравится. Живу на фрегате. Обмундирование новое. Кормят хорошо.


В автономном плавании, вдали от внешнего мира, "Сагайдачный" может находиться 30 дней

Борщ по-флотски, рис с запеченной курицей, салат из помидоров и огурцов, сыр, вафли, яблоки - лишь один из привычных обедов на корабле.

Флотский борщ - с нарезанной кубиками вареной колбасой, - делится секретами камбуза 21-летний кок, киевлянин Игорь Авреньев. - На ужин у нас будет гороховый суп, картофельное пюре и запеченное мясо.

Какое самое интересное блюдо? Печень, наверное. Нужно постараться, чтобы она всем понравилась. Были у нас три-четыре человека, которые ее не ели. Но теперь нравится уже всем. В чем секрет? Много лука кладу.

Главный калибр


"Отлично" - это прежде всего коллектив.

Уроженец "сухопутной" Винница, Мамедов уже девять лет на "Сагайдачному". Говорит, море быстро затягивает, и потом уже не отпускает.

Мамедов знает фрегат, как свои пять пальцев. Гражданских, попавших на корабль, предупреждает: "Никаких кнопок нажимать нельзя, рычаги, вентили не трогать! ".


Уроженец "сухопутной" Винница, Мамедов уже девять лет на "Сагайдачному". Говорит, море быстро затягивает, и потом уже не отпускает

Он может часами рассказывать о том, что "Сагайдачный" не так прост, как может показаться с первого взгляда.

Пять дизель-генераторов по 500 киловатт и четыре турбины. Общая мощность корабля - 56 тысяч «лошадок».

Максимальная скорость - 32 морских узла, примерно 60 км/ч. По меркам авто - не много. Но поверьте мне, человеку, который 15 лет на флоте: когда эта махина плывет с такой скоростью, дух захватывает! - делится Владимир Мамедов.

Он с удовольствием водит по палубе, чтобы показать арсенал.

Из всех орудий улыбку вызывает только небольшая "сорокопятки" по левому борту - пушка 1943 года. Такая же, которая стояла на советских подводных лодках.

Она в рабочем состоянии, но используем только как салютную пушку, - объясняет Мамедов. - Например, когда встречаем в море наш корабль с высокопоставленным государственным лицом на борту, даем определенное количество залпов.

Заместитель командира говорит о нем с большим уважением и интересом, так, словно ребенок рассказывает о любимой игрушке.

Вот наш главный артиллерийский калибр, автоматическая установка АУАК-100, - показывает он на башню. - Дальность полета снаряда до 25 километров. Скорострельность - один снаряд в секунду. Уничтожает надводные цели и береговые укрепления противника или воздушные цели на высоте до 15 километров.


Вот наш главный артиллерийский калибр, автоматическая установка АУАК-100

Для поражения самолетов и вражеских ракет предназначен зенитно-ракетный комплекс «Оса», - продолжает он, - который находится в специальном погребе. Открываются два люка, выходит направляющая с двумя ракетами.

С правого и левого борта торпеды, весом две тонны каждая. Скорость - 45 морских узлов на поверхности (около 81 км/ч) и 40 морских узлов (72 км/ч) под водой. Дальность - до 20 км.

Есть еще специальные установки с глубинными бомбами для уничтожения подводных лодок и торпед противника. Они могут как в одиночку, так и залпом стрелять. Глубина поражения - до 400 метров.


Есть еще специальные установки с глубинными бомбами для уничтожения подводных лодок и торпед противника

Рука не дрогнет

Во время аннексии Крыма "Гетман Сагайдачный" находился в Аденском заливе в составе международной группы по борьбе с пиратством. Российские пропагандисты запустили тогда слух, что экипаж перешел на сторону РФ.

О событиях на полуострове мы знали из интернета и каналов спецсвязи, - вспоминает Алексей Корецкий, старший помощник командира корабля. - Чувства были разные: возмущение, недоумение. Как люди, которых мы так хорошо знали, могли изменить присяге?! Но потом уже некогда было думать, нужно было работать. Дух на корабле был боевой.

По словам Алексея Корецкого, аннексия Крыма стала полной неожиданностью. Хотя давно было понятно, что РФ активно вмешивается в жизнь полуострова.



По словам Алексея Корецкого, аннексия Крыма стала полной неожиданностью. Хотя давно было понятно, что РФ активно вмешивается в жизнь полуострова

Военнослужащие РФ в Крыму получали хорошую зарплату, чувствовали себя более уверенно и свободно, чем украинские, - констатирует старпом. - РФ финансировала различные проекты, PR-акции. Кремль имел определенную стратегию и воплощал ее в жизнь. О чем можно говорить, если на центральной площади Севастополя было здание с большими буквами "Дом Москвы" и триколорами?!

Чтобы там ни было, но спустя годы девиз "Гетьмана Сагайдачного" не меняется - "Готовые немедленно".

На вопрос, не дрогнет ли рука у матросов в случае морской атаки, Алексей Корецкий качает отрицательно головой. Психологического барьера уже нет.

Наша основная задача такая же - защищать государственный суверенитет, - говорит Корецкий. - Плюс в том, что теперь мы, наконец, знаем, кто наш противник. На официальном уровне. Верховная Рада приняла соответствующий документ (имеется в виду "Закон о деоккупации Донбасса", в преамбуле которого говорится об оккупации Крыма Россией). А когда есть противник, действовать легче.

Мечтаю ли я вернуться в Крым? Нет времени мечтать. Работать нужно. Если каждый будет выкладываться на 100%, то в конце концов все у нас будет хорошо.


Чтобы там ни было, но спустя годы девиз "Гетьмана Сагайдачного" не меняется - "Готовы немедленно"

Десять минут - ровно столько длится жизнь корабля с момента начала боя. Фрегат «Гетман Сагайдачний», флагман сил морского флота Украины, красавец морских просторов, не огромный авианосец, но символ независимой украинской страны, не станет исключением из данного правила. И хотя кораблю более двадцати лет, он и его команда готовы к своим десяти минутам. Первый корабль независимой Украины готовится к плановому ремонту и, несмотря на окончание срока эксплуатации, планирует продолжить службу еще в течение десяти лет.

Как все начиналось

Фрегат заложили в октябре 1990 года, 29.03.1992 он спущен на воду, а в июне того же года получил свое теперешнее название и встал в ряды вооруженных сил Украины. Изначально фрегат с бортовым номером 201 планировался как сторожевой пограничный корабль (проект «Нерей» №11351, главный конструктор Александр Константинович Шныров, главный наблюдатель - капитан 2-го ранга Басов Владимир Григорьевич). Назван в честь известного гетмана Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного, в средние века покорившего все Черное море на легких казацких «чайках».

Украинские «Нереи»

Фрегат «Гетман Сагайдачный» - восьмой корабль проекта «Нерей» №11351, построенный на предприятии «Залив» (г. Керчь). Предшественником были «Буревестники» (1135), которые с 1970-х годов заслужили славу отличных сторожевых кораблей. Облегчение вооружения, изменения гидроакустики и увеличение водоизмещения до 370 тонн сделали «Нерей» отличным слушателем с прекрасным зрением и форсажными двигателями, что сохранили ходовые качества корабля, с 1994 года имеющего аббревиатуру U-130.

Характеристики фрегата «Гетман Сагайдачный»

Украинский военно-морской корабль, предназначенный для поиска подводных лодок и противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны, имеет длину корпуса в 123 метра, максимальная ширина - 14,5 метра, и осадка - 4,7 метра. 56 тысяч лошадиных сил и крейсерская скорость в 60 километров (32 узла) в час обеспечивают газотурбинная установка и два винта с фиксированным шагом. При полной загрузке провиантом (водоизмещение до 3,5 тысяч тонн) экипаж в 200 человек может находиться на боевом дежурстве в течение месяца. Дальность пути при максимальной скорости - 1600 миль.

Опасный фрегат «Гетман Сагайдачный»

Вооружение составляет одна 100-миллиметровая артиллерийская установка и две шестиствольные 30-миллиметровые артустановки с дальностью поражения в пять километров. Зенитный комплекс «Оса-МА2» с 20 ракетами, минно-торпедные установки и реактивные бомбометы «Смерчь-2» и РГБ-60, военный вертолет Ка-27ПС на борту - все это добавляет угрожающего вида фрегату. Оснащен современным оборудованием связи и радаром Furuno FAR-2117/27, комплексом связи Р-782 «Буран» и СУ МР-114 «Лев».

История походов

В Европе украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» первой увидела Франция в 1994 году. А в 1995 году корабль принял участие в выставке вооружения в Абу-Даби в Арабских Эмиратах. Первый переход через Атлантический океан, когда флагман возглавлял группу кораблей Военно-морского флота Украины на учения в Норфлок США, состоялся в 1996 году, с 1996 по 2000 год фрегат заходил в порты Италии, Турции, Болгарии, в Гибралтар Великобритании и Понта-Делгада (Португалия, Азорские острова), порт Хайфа (государство Израиль). Три месяца участия в операции «Активные усилия» в 2008 году показали достойный уровень состояния фрегата «Гетман Сагайдачный» и боевой готовности экипажа.

Пиратская Африка

В 2013 году флагман в течение полугода выполнял задачу досмотра судов на побережье Сомали в районе Аденского залива в ходе операции Атлантического альянса «Океанский щит». Приобретенный опыт экипажа оказался настолько эффективным, что фрегат отказался от спецназа и сегодня проводит тренинги для представителей других стран. Всего фрегатом «Гетман Сагайдачный» в тот период было задержано восемь судов, на одном из которых пираты не успели выбросить за борт оружие. Выглядит все это так - с солнечной стороны заходит сам фрегат, с другой стороны - вертолет, две лодки фрегата берут пиратов в «подкову». Сегодня в своей стране экипаж успешно применяет эту методику при досмотре браконьерских судов.

Все еще украинский

В 2014 году корабль находился за пределами вод Украины и вернулся на родину уже без Крыма. Приписка корабля поменялась с Севастополя на Одессу, а корабль поднял государственный флаг независимой Украины. 28 членов экипажа перешли на сторону российской армии, но сам фрегат остался верен вооруженным силам Украины.

Корабельный кот и олимпиада

Любимец команды - кот Васька. Боевой флагманский кот сумел выжить и справиться с местными аборигенами, даже когда его на две недели по недосмотру забыли на африканском берегу. Даже кот проявил отвагу и смелость в экстремальных условиях! А команда проводит на борту целые олимпиады: с командами, униформой, флагами и гербами. Соревнуются моряки в перетягивании канатов, силовых видах и командной игре в волейбол. Правда, мяч приходится привязывать на веревку, чтобы не оказался за бортом.

Корабль сегодня

Министерство обороны Украины заявляет, что полная реконструкция украинского фрегата «Гетман Сагайдачный» будет произведена в 2018 году, и срок жизни флагмана продлится еще на десять лет. А пока корабль имеет место приписки в Одессе и продолжает нести службу в государственных водах. С мая 2017 года фрегат стоит в ремонтных цехах Черноморского судостроительного завода в Ильичевске из-за поломки двигателей сразу после операции «Морской щит-2016», в которой принимали участие корабли Болгарии и Канады, Румынии и Турции.

Sea Breeze - 2017

В июле под Одессой во время международных учений прошли испытания радиогидроакустических буев. Производит их государственное предприятие «Киевский научно-исследовательский институт гидроприборов» корпорации «Укроборонпром». Высокочувствительные акустические буи обеспечивают 10-кратное увеличение возможностей фрегата в части противолодочного компонента. В учениях приняли участие 3,5 тысячи военных из стран-членов Атлантического союза.

Смесь металла, стекла и резины - корабль с хищным силуэтом и щетиной орудий, фрегат «Гетман Сагайдачный» по-прежнему крайне опасен и готов к выполнению боевых заданий. Флагман военно-морских сил Украины, состоящих из 525 боевых кораблей и плавсредств, он по праву считается первой и лучшей боевой машиной.

У пограничного сторожевого корабля проекта 11351 «Нерей», который должен был получить название «Киров», могла быть совершенно иная судьба. Возможно, его бы уже списали в запас по давности лет и пустили на металлолом, или, наоборот, подвергли глубокой модернизации и до сих пор активно использовали в качестве боевой флотской единицы. Некоторые его российские «одногодки» до сих пор бегают по морям и океанам. Этот корабль, доставшийся Украине в 1992 году, получил новое название «Гетман Сагайдачный» и гордый статус флагмана флота ВМС этой страны. Но на плаву корабль так и не остался.

История нынешнего флагмана украинского флота фрегата «Гетмана Сагайдачного» уходит в начало 70-х годов прошлого века. Тогда для морчастей погранвойск был разработан проект сторожевого корабля, предназначенного для несения дозорной службы, охраны экономической зоны и борьбы с контрабандой. Этот ПСКР отличался от всех пограничных кораблей, в том числе своих предшественников проектов 1135 и 1135М, более мощным вооружением и наличием вертолетной площадки. Корабли этого ранга предполагалось использовать в первую очередь в зоне Тихого океана.

Головной корабль этой серии «Менжинский» был заложен в 1981 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. За ним последовали аналогичные «Дзержинский», «Орел», «Анадырь», «70-летие Погранвойск», «Кедров», «Боровский». Все они вступили в состав морчастей погранвойск еще до 1991 года, и часть из них до сих пор входит в состав ВМФ России, потеряв пограничный статус из-за мощного вооружения. Из оставшихся на стапелях трех кораблей этого проекта достроен был лишь СКР «Киров», который волей судьбы во время раздела Черноморского флота в 1993 году был введен в состав ВМС Украины под названием U130 «Гетман Сагайдачный». Теоретически этот сторожевик мог получить российскую «приписку», но на момент достройки завод-изготовитель являлся уже украинской собственностью и корабль поднял на флагштоке желто-голубой флаг.

«Корабли этого проекта были самыми мощными в составе морских частей погранвойск, – рассказывает военно-морской эксперт Станислав Комаров, который проходил службу на одном из таких сторожевиков. – Это был корабль ближней океанской зоны, который мог автономно действовать на значительном удалении от берега и выполнять задачи вне пограничной зоны. Его корпус, изготовленный из стали и снабженный удлиненным полубаком и двойным дном, был разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. По тем временам наличие вертолетной площадки, где базировался Ка-27, на пограничном сторожевике было значимым усилением в первую очередь его боевых возможностей. Их усиливали гидроакустические станции "Платина-С" и "Бронза". Вооружение соответствовало классу большого противолодочного корабля, способного выполнять задачи более высокого уровня, чем у остальных пограничных кораблей. Это было веянием того времени, когда советский ВМФ противостоял внешним угрозам на многих направлениях Мирового океана, а его составляющая, в виде морчастей погранвойск, должна была прикрывать гораздо большую зону ответственности, чем это было ей положено по статусу мирного времени. Такому кораблю точно не предполагалось гоняться за мелкими браконьерскими суднами».

Корабли проекта 11351, к которым относится и нынешний «Гетман Сагайдачный», действительно имеют несвойственное по мощности для пограничных сторожевиков вооружение. На их вооружении находятся скорострельные 100-мм артиллерийские установки АК-100, зенитные 30-мм установки АК-630, четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами, 12-ствольными реактивными бомбометными установками РБУ-6000, ЗРК «Оса-МА2». Эти корабли оборудованы установками для постановки минных заграждений. Возможно, что на украинском варианте корабля установлены и другие системы вооружений и, скорее всего, гидроакустических станций и радиоэлектронной борьбы, но вряд ли они отличаются от прежних советских аналогов.

Доставшийся в наследство Украине сторожевик, получивший статус флагмана в отсутствии так и не достроенного за 25 лет ракетного крейсера «Украина», как одна боевая единица в принципе представляет достаточно мощную силу. Но только в составе группировки надводных кораблей, подводных средств, морской авиации, береговой артиллерии и пр. и пр. Среди прочих, «Гетмана Сагайдачного» может поддержать на море только несколько бронекатеров, способных действовать в прибрежных водах и подразделения морской пехоты, которым и в море выйти не на чем. Да и сам флагман всякий раз ломается сразу после ремонта и теперь может только фигурально участвовать в совместных учениях с силами НАТО в Черном море.

«Самой ближайшей аналогией грустной эпопеи украинского флагмана "Гетман Сагайдачный" является художественный фильм "Водный мир", – считает историк-маринист, эксперт по морской тактике Александр Зимовский. – Там был такой здоровенный ржавый полузатонувший танкер "курильщиков", который приводился в движение веслами. Гребли этими веслами различные маргиналы, причем упирались они банально, за сигареты и натуроплату. Прототип танкера, снятого в фильме, вполне реальный, это двухсоттысячник ExxonValdez, судно с тяжелой судьбой (несколько серьезных аварий) и печальным финалом (списан и разрезан на металлолом).

В известном смысле «Гетман Сагайдачный» – это такой украинский ExxonValdez. «Сагайдачный» столь же невезучий и практически в настоящее время ходит только на веслах. И экипаж на нем служит тоже за еду, чего уж там. При всем при том, флагман великой морской державы Украины реально носит вполне себе достойное имя. Вернее сказать, этот корабль позорит достойное имя реального исторического лица.

Настоящий Петро Сагайдачный был удачливым предводителем черноморских походов запорожского казачества. Славу он снискал себе тем, что называется «каперством». Будучи подданным польского короля, Сагайдачный со своим малым флотом совершил ряд успешных нападений на порты Оттоманской империи в Западном и Южном Причерноморье. Причем все эти молодецкие налеты проходили в условиях, когда поляки и турки между собой не воевали. То есть Сагайдачный занимался "военным предпринимательством", как это формулируют современные историки. Грабил турецкое побережье, проще говоря.

Для того времени это была обычная практика. И все страны, имевшие выход к Черному морю в конце XVI – начале XVII веков, практиковали налеты на соседские морские порты и даже на рыбачьи деревни, делая это и в периоды мирного затишья. Короли, султаны, ханы и мелкие владетели в таком случае просто закрывали глаза. Все списывалось на самодеятельность частных лиц. В художественной литературе о подобной практике наилучшим образом пишет Рафаэль Сабатини. И если кто из читателей интересуется дипломатическим и политическим прикрытием каперства, он может открыть "Одиссею капитана Блада" и с пользой скоротать вечер.

Тактическая особенность каперской войны, которая шла в то время на Черном море, заключалась в том, что основные боевые действия велись на гребных судах. Это норма для данной эпохи – в это же самое время в битве при Лепанто участвовали более 400 галер. Так что на черноморском, скажем так, ТВД и турки широко применяли галеры, и флотилии Сагайдачного выходили в море на весельных «чайках».

Что такое «чайка»? Это хорошо всем знакомая по картинкам в учебнике истории древнерусская боевая ладья. Да-да, та самая, на которой Вещий Олег приплыл к Цареграду и прибил свой щит на ворота Второго Рима. Разумеется, со времен Олега ладья-«чайка» прошла модернизацию (ну прямо как украинский «Гетман Сагайдачный»), получила пушечное вооружение, и повышенную живучесть корабля, как говорят моряки. Но она оставалась все той же большой весельной лодкой, выдолбленной из древесного ствола.

Приняв во внимание эту историческую аналогию, вы с легкостью поймете, почему судьба украинского флагмана столь безрадостна. Перефразируя известную шутку, могу сказать: «Не тот корабль назвали Сагайдачным».

Александр Хроленко, военный обозреватель

Украина живо обсуждает очередную шпионскую историю, которая касается Военно-морских сил. Сотрудник оборонного НИИ из аэропорта "Борисполь" за границу информацию об устройстве гидроакустического комплекса флагманского фрегата "Гетман Сагайдачный". При этом Служба безопасности Украины (СБУ) сходу называет заинтересованную в украинских военных секретах страну - Иран.

Полагаю, здесь много странностей и нестыковок. Научный сотрудник почему-то не заархивировал специфическую информацию в облачном хранилище интернета, а вез в кармане. И остается лишь догадываться, чем могла заинтересовать Иран фактически антикварная гидроакустическая станция?

Сразу возникают ассоциации: днепровский шантаж американских политиков вероятной эмиграцией в Иран сотрудников ракетостроительного предприятия "Южмаш" и украинские " ", едва не вывезенные в Северную Корею. А также бездействие СБУ в момент эмиграции в Азербайджан легендарного авиаконструктора Дмитрия Кивы , который вывез из страны стратегические знания и опыт организации высокотехнологического производства (к счастью, Дмитрию Семеновичу не грозит трехлетний срок заключения).

И все же, для понимания происходящего следует поближе рассмотреть вооружение и возможности сторожевого корабля (модификация проекта 1135), которым от рождения (на керченском заводе "Залив") является "Киров" и "Гетман Сагайдачный" (после переименования в 1993 году).

Удачный ретро-проект

Разработанный в Северном ПКБ (ЦКБ-53) города Ленинграда в 1972 году проект 1135 оказался весьма успешным. Дальность плавания - 4600 миль при скорости хода 20 узлов. Эффективное противолодочное вооружение: ракето-торпеды стали грозным инструментом для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника в зонах боевого патрулирования - на дальности до 55 километров и на глубине до 500 метров. В серию вошли более двадцати сторожевых кораблей (СКР), которые строились для всех четырех флотов СССР (в разных модификациях).

СКР проекта 1135 - немаленький, имеет водоизмещение 3200 тонн, длину 123 метра, ширину 14 метров, осадку 5 метров. Четыре газотурбинных двигателя позволяют развить скорость до 32 узлов. Экипаж 180 человек, включая 18 офицеров. Корабль имеет на вооружении два счетверенных 533-мм торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000, автоматическую артиллерию калибра 100 мм и 30 мм, зенитный ракетный комплекс "Оса". Однако, в отличие от собратьев по проекту, "Гетман Сагайдачный" не имеет ударного ракетного комплекса "Раструб-Б", который позволяет поражать подводные лодки противника (все же "Киров" строился не для ВМФ, а для пограничных войск КГБ СССР). Еще одно отличие "Сагайдачного" - возможность базирования на борту одного вертолета Ка-27ПС.

"Военно-морской символ независимой Украины" два десятилетия очень активно эксплуатировался в походах и нерегулярно проходил плановые ремонты. В марте прошлого года 14-миллионный (в гривнах) тендер на ремонт "Сагайдачного" выиграл завод Петра Порошенко "Ленинская кузня", то есть боеспособность корабля должны были восстанавливать в Киеве. В мае фрегат "подшаманили" на печально известном Судостроительном заводе имени 61 Коммунара в городе Николаеве, но "Гетман Сагайдачный" сломался сразу после ремонта. Сегодня корабль не боеготов. Однако Министерство обороны Украины намерено полностью реконструировать его в текущем году и продлить срок службы на десятилетие.

Боевое применение

Это грустная история. Имитация военной тайны (и борьбы с коррупцией) не заменит Украине современных боевых кораблей, которых не было ни до, ни после 2013 года. В мировом рейтинге украинские ВМС находятся на 75-й позиции, между Гватемалой (ВМС - 10 патрульных кораблей) и Конго (ВМС - 1 патрульный катер). Фактически все украинские адмиралы командуют неполным корабельным дивизионом (6 единиц) охраны водного района. Такие силы до 1991 года доверяли одному офицеру, в звании не старше капитана 2 ранга.

Можно сколько угодно демонстрировать фокусы модернизации, повышать чуткость морально устаревшего гидроакустического комплекса за счет применения вертолетных буев, но ударная оружейная начинка "Гетмана Сагайдачного" от этого не изменится и боевая эффективность де-факто пограничного корабля останется прежней (533-мм торпеды действуют на дистанции до 13 км, реактивные бомбы - до 6 км). Закономерен вопрос: зачем Военно-морским силам Ирана подобные "тайны" (и головная боль)?

«Киров»
после 2 апреля 1993 года «Гетьман Сагайдачный»
Служба: Украина
Изготовитель ССЗ «Залив», г. Керчь
Спущен на воду 29 марта 1992 года
Введен в эксплуатацию 2 апреля 1993 года
Статус Эксплуатируется
Основные характеристики
Водоизмещение Нормальное 3100 тонн,
полное - 3500 тонн
Длина 123 м
Ширина 14,2 м
Осадка 4,7 м
Бронирование Отсутствует
Двигатели Газотурбинная силовая установка
Мощность 56 000 л. с. (41,2 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 32 узла (59,3 км/ч)
Дальность плавания 900 миль при 30 узлах, 3500 миль при 14 узлах
Автономность плавания автономность по запасам провизии - 30 суток
Экипаж 180 человек
Вооружение
Артиллерия 1 × 1 - 100-мм АУАК-100
Зенитная артиллерия 2 × 6 - 30-мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 1 × 2 - ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР)
Противолодочное вооружение 2 × 12 - реактивных бомбомета РБУ-6000 (96 РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 - 533-мм ТА, 22 мины заграждения
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27 ПС

«Гетман Сагайдачный» - Сторожевой корабль, по современной классификации - фрегат. Закладывался как сторожевой корабль, проекта 11351 «Нерей» , ныне флагман ВМС Украины . Нынешнее имя корабль получил в честь гетмана Петра Кононовича Сагайдачного .

5 октября 1990 года заложен как «Киров» на эллинге ССЗ «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Являлся восьмым кораблем серии. Корабль был дополнительно оснащен активными успокоителями качки. 9 июля 1991 года зачислен в списки кораблей пограничных войск, спущен на воду 29 марта 1992 года.

Марка с изображением корабля

В июне 1992 года перешел в собственность ВМС Украины и переименован . Вступил в строй 2 апреля 1993 года и 04 июля 1993 года поднял военно-морской флаг Украины. Флаг поднимал командир корабля кап. 3 ранга Катушенко В. С. Первоначально (до июля 1994 г.) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат. В настоящее время - флагман ВМСУ.

В июне 1994 г. совершил официальный визит во Францию, в 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.

Принт с изображением корабля

В 1996 г. посещал Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 г. совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000-2004 г. самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.

Неоднократно принимал на своем борту высших государственных деятелей - Президента Украины Л. Д. Кучму в 1996, 2000, 2001 гг., Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2000, 2001 годах, Президента Украины В. А. Ющенко в 2005 году, Президента Украины В. Ф. Януковича в 2010 году (в 2004 году в качестве премьер-министра).

В 2008 году корабль на протяжении 3 месяцев принимал участие в операции «Активные усилия » в Средиземном море.


Самое обсуждаемое
Украинский фрегат Украинский фрегат "Гетман Сагайдачный": характеристики, вооружение Крейсер сагайдачный
Понятие геоида. Почему Земля — геоид? Легенды Японии, Индии и Китая Понятие геоида. Почему Земля — геоид? Легенды Японии, Индии и Китая
Снова про пивоварова: разгильдяйство в инион и одиозные связи юрия сергеевича Снова про пивоварова: разгильдяйство в инион и одиозные связи юрия сергеевича


top